Творческий проект «Народная кукла»

Сочинение

Этап исследования истории возникновения народной куклы является первым и одним из основных в рамках проекта «Народная кукла». В ходе данного этапа будут изучены истоки и развитие данного вида искусства.

Народная кукла — это символ русской культуры, имеющий огромное значение в древних обрядах. Сам процесс изготовления куклы был освоен мастерами ещё с незапамятных времен и включал в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Одной из главных целей данного этапа является изучение исторического контекста возникновения народной куклы. Важно понять, какой роль игравший этот вид ремесла в жизни народа, какие функции выполняла кукла в обрядовой и повседневной жизни. Также будет раскрыта сущность символики куклы и ее магическое значение.

История народной куклы протянулась на протяжении веков и была плотно связана с традициями и привычками народа. Она дарит возможность заглянуть в прошлое и понять, как менялись и эволюционировали формы и техники изготовления кукол.

В рамках исследования будут проанализированы различные источники информации, включая литературу, архивные материалы, фотографии и предметы народного искусства. Это позволит получить комплексное представление о возникновении и развитии народной куклы.

Обработка полученных данных будет выполнена на основе анализа и сопоставления различных источников, чтобы выявить основные этапы в развитии народной куклы и ее связь с социальной, культурной и исторической средой.

В конечном итоге результаты данного этапа будут представлены в виде отчета, который будет включать историческую справку о возникновении и эволюции народной куклы, а также анализ собранных материалов и исследовательских данных.

Данный этап исследования является важным шагом в рамках проекта «Народная кукла», поскольку поможет глубже понять и оценить роль и значение данного вида искусства в русской культуре. Изучение истории возникновения народной куклы позволит более тщательно подойти к разработке методического пособия по ее изготовлению и созданию обереговых и игровых сувенирных кукол.

Исследование народных кукол в русской культуре позволяет нам понять глубокий символический и обрядовый контекст, в котором они функционировали. Изучение различных видов кукол позволяет нам увидеть, как они отражали духовные и культурные особенности различных регионов и семей.

Традиционная роль кукол

Как показано в исследовании, тряпичная кукла в русской культуре несла в себе не только функцию игрушки, но также была символом продолжения рода, оберегом семейного счастья и защитой от злых сил. Кукла также сопровождала человека на протяжении всей его жизни, становясь непременным атрибутом различных праздников и обрядов.

14 стр., 6862 слов

Народные промыслы Орловской области

... по местам народных промыслов Орловской области будет разработана в рамках данной курсовой работы.Экскурсия "Орловские народные промыслы" Данная экскурсия посвящена знакомству с традиционными орловскими народными промыслами. ... работники Орловского областного центра культуры и народного творчества, интернет-ресурсы, а также различные периодические издания. Структура курсовой работы Данная курсовая ...

Региональные особенности

Исследование также показывает, что куклы в различных регионах отличались друг от друга, несущи отпечаток духовной среды и понимания мира каждой семьи. Это делает изучение кукол еще более увлекательным, так как мы видим, каким образом эти игрушки отражают разнообразие русской культуры.

Обереги и их функции

Лесные материалы, использованные для создания кукол, также были сильно символичны, отражаясь в их функции оберегов. Куклы, сделанные из различных материалов, обеспечивали защиту от различных негативных сил, будучи символами семейного счастья и защиты дома.

Заключение

Изучение тряпичных кукол русской культуры открывает перед нами богатое поле для понимания духовных и культурных особенностей этносов, их символику и роли в повседневной жизни. Это исследование дает уникальную возможность погрузиться в волшебный мир народных обычаев и традиций, которые живут в народной кукольной творчестве.

Русские обрядовые куклы: символика и традиции

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

13 стр., 6230 слов

«Использование художественных возможностей обработки ткани ...

... родовую силу, служит сильным оберегом). Сейчас, конечно, на продажу кукол делают из новых тканей [3, с.47]. Другой вид обрядовой куклы – насыпная кукла – мешочек. Если её тело набить зерном или крупой, ... то получится Зернушка (Крупеничка). Часто такую куклу дарили на праздники, ...

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки, такие как матерчатые куклы, играли значительную роль в детской игре и культуре русского народа. Они являлись не только просто игрушкой, но и обучающим инструментом, позволяющим детям осваивать ручные навыки и традиционное искусство одевания. Девочки учились шить, вышивать, прясть, создавая более затейливые куклы, и находили вдохновение в кукольных играх, которые стимулировали их творческий потенциал и развивали вкус в одевании кукол.

Кроме того, куклы служили не просто обычными игрушками, но и являлись объектами общественного внимания. Их рассматривали как эталон рукоделия и таланта ребенка. Было обычаем брать куклы с собой на посиделки, где они становились предметом обсуждения и оценки мастерства и вкуса их владелицы. Данное явление свидетельствует о высокой социальной значимости игрушек и их роли как средства общественной презентации мастерства ребенка.

Также стоит отметить, что куклы не считались просто игрушками, которые можно было бросать куда угодно. Они были бережно хранились в коробках и корзинах, брались с собой на различные события, такие как посиделки или жатву, и переходили из поколения в поколение, что свидетельствует о высокой ценности и уважении к этим игрушкам.

Кукольные игры в русской культуре отражали почти все деревенские праздничные обряды, однако наиболее впечатляющим, торжественным и красивым обрядом оставалась свадьба. Участники игры относились к ней очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, а также исполняли обрядовые песни. Группы девочек собирались в домах, амбарах и на улице, каждая принося с собой коробку с куклами. Кукол было до двадцати и более, представляя различные участники свадебной церемонии — жениха, невесту, родителей молодых, подруг и других.

Сцены сватовства, богомолья, посиделок, бани и девишника разворачивались перед зрителями во время игры. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, играющая роль подруги, начинала голосить. После венчания укладывали волосы в две косы и сажали за стол, а затем оставляли молодых одних, завершая игру.

Деревенские куклы чаще изображали женские образы, даже если нужна была кукла-мужчина — в этом случае брали простую щепку. Куклы наделялись магической силой, символизируя плодородие, поэтому часто украшали свадебные атрибуты.

Важным обычаем стало давать куклу невесте для символического обеспечения новой семьи потомством. Древний обычай эволюционировал в шуточные церемонии на свадьбах, где подарок для невесты заворачивали, а внутри была маленькая куколка. Также в русских сказках появляются волшебные куклы-помощницы, помогающие героям.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

14 стр., 6852 слов

Анализ рассказа Кукла Носова

... Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла» создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа, ... на вас рассказ? Что вам понравилось? Какое чувство появляется между тем, какие ассоциации у нас возникают при виде куклы и тем, о чем мы прочли в рассказе Е. И. Носова. Определите тему ... сочинению Анализ рассказа Кукла Популярные сегодня темы В самом начале рассказа ... детям ...

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.

Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»: «Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок.

А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.

2. ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

2.1 Куклы – обереги

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Божье Око

Этапы реализации проекта 1

Это самая древняя обережная кукла наших предков — Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.

«Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.

Этапы реализации проекта 2

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Этапы реализации проекта 3 Этапы реализации проекта 4

9 стр., 4028 слов

Художественная роспись тканей

... секрете сохранялась окраска тканей и способ получения красителей из растений. Существовала особая роспись шелковых тканей посредством воскового рисунка, который выполнялся на ткани с помощью кисточки, ... техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и ...

Ангелочка

Берегиня — это символ женского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями в языческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случае соблюдения определённых условий при его изготовлении.

Берегиню нельзя колоть иглой (сшивая лоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Ангелочка 1

День и ночь

Ангелочка 2

Девка-баба.

Ангелочка 3

12 лихорадок

Колокольчик

Колокольчик 1

Колокольчик — кукла добрых вестей.

Родина этой куклы — Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка — веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Бессонница

Бессонница 1

Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Желанница

Желанница 1

Такая подружка — кукла Желанница — была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Параскева

Параскева 1

На праздник Святой Параскевы женщины сообща изготавливали большую куклу «Параскевы Пятницы», на «руку» которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможные предметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благославляла женский труд, а также все остальные ремесла. Параскева Пятница, после прихода на Русь христианства, восприняла функции «Макоши», стала покровительницей ткачества, прядения и другой домашней работы.

5 стр., 2205 слов

Батик ткани используемые для росписи по шелку

... батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками и дальнейшего окрашивания. Ткани используемые для росписи по шелку Для ручной росписи ...

Крестец

Параскева 2

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас «Дочки-матери». Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали и деревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям, именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января).

По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была «заместителем» человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

Параскева 3

Симеон Столпник -, Толстушка-Костромушка

Симеон столпник  1

Эта куколка — оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: «Детки появились — пошла играй».

Кукла должна демонстироваль сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело — толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

2.2 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Симеон столпник  2

«полено’’

Зайчика на пальчик

Зайчика на пальчик 1

куклы – закрутки

Зайчика на пальчик 2 Зайчика на пальчик 3

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла Барыня , бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Малышок – голышек., Кукла «на выхвалку

Малышок голышек  1 Малышок голышек  2

  • простоволосая

2.3 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла (капустка, рванка)

Вепская кукла капустка 1

Как с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе.

Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Десятиручка

Десятиручка 1

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Куколку «Десятиручка» дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

зерновушку,

Десятиручка 2

Делали ее после сбора урожая. В основе куклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Покосница

Покосница 1

«Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла Купавка — это обрядовая кукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний.

Покосница 2

Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Коляда — славянский праздник зимнего солнцеворота и, видимо, одноименное божество.

Покосница 3

Зимний солнцеворот приходится на 25 декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла — символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Масленица

Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Домашняя Масленица

Домашняя масленица 1

Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя Масленица ’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей’’ встречали жениха и невесту.

Веснянка (Авдотья-весновка)

Веснянка авдотья весновка  1

Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

Мартинички

Мартинички 1

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.

Кукла Рябинка — символ женской мудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

Мартинички 2

Именины дерева рябины праздновались четыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делали эту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклу Рябинку.

Спиридон-солнцеворот

Спиридон солнцеворот 1

Спиридона делают как куклу-мужчину. Как обычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части — ноги. И обязательный атрибут — колесо.

Смысл Спиридона — существо, поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней, за наступление зимних дней. Соответственно руки должны хорошо Солнце держать (чтоб не выпало).

Из лыка и соломеи плетется косичка. Это зимняя кукла.

Московка.

Московка  1

Другое название куклы «Седьмая Я» (семья).

Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва — мать, новое княжество — новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла — символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

В некоторых губерниях бытовала кукла Коза.

Московка  2

В её основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была «Коза’’ в яркое специальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики, бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза’’ была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

Зольная кукла

Зольная кукла 1

Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых.

Неразлучники.

Неразлучники  1

Муж и жена — две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Мирового дерева

Мирового дерева 1

Кукла «Мировое дерево» изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить». Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.

Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.

лечебные.

Мирового дерева 2

Козьма и Демьян., Кубышка-травница

Козьма и демьян  1

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

похороны кукушки»

Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол.

Например: древний обряд «похороны кукушки». Это посвящение 12 – летнихдевочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этотобряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал.

Козьма и демьян  2

Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы «кукушкины слёзки». Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от «кукушества», провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства «не быть кукушкой».

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

Наименование материалов Единица измерения Затраты на единицу изделия
Норма расхода Цена, руб. Сумма, руб.
Ткань х/б м 0, 2 20 4,0
Канва м 0,05 250 12.5
Ленты м 0,5 6 3
Нитки м 10 0,02 0,2
ИТОГО: 19,7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

  • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
  • освоена технология выполнения;
  • изготовлено методическое пособие;
  • изготовлены образцы;
  • проведены мастер-классы;

— в проекте создание экспозиции в музее истории колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vyistavka-kukol/

1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. —

3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.- 30 ноября

5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.- 15 ноября

6. Ручная Работа: [Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. — 20 ноября

7. Славянская доктрина: [Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. — 26 ноября