Конспект статьи Н. Бердяева «Духи русской революции»

Сочинение

Русская революция представляет собой явление, имеющее глубокие исторические корни. Изменение выражения лиц русских людей за короткий промежуток времени свидетельствует о радикальных изменениях, происходящих в российском обществе. Революционный образ старой России, отраженный в творчестве великих писателей, нашел свое воплощение в нынешних событиях. Проявление антинациональных черт в российской революции указывает на глубокие болезни и грехи национального организма, которые привели к возникновению этого явления. Достоевский и Толстой, предвосхитившие в своих произведениях метафизические и моральные аспекты, оказали влияние на внутренний ход революции. Русский народ, соединяя в себе разные времена и века, стал свидетелем совмещения различных эпох, что является источником как здоровья, так и помехи для цельности национальной жизни.

Гоголь в русской революции.

Гоголь принадлежит к самым загадочным русским писателям и еще мало сделано для его познания. Он загадочнее Достоевского. Гоголь — единственный русский писатель, в котором было чувство магизма,- он художественно передает действие темных, злых магических сил. У гоголя было совершенно исключительное по силе чувство зла. Впервые почувствовал жуткость Гоголя писатель другой школы, других истоков и другого духа — В.В.Розанов, … он понял, что Гоголь был художником зла. Его творчество есть художественное откровение зла как начала метафизического и внутреннего, а не зла общественного и внешнего, связанного с политической отсталостью и непросвещенностью.

Проблема Гоголя встала лишь перед тем религиозно-философским и художественным течением, которое обозначилось у нас в начале ХХ века. Всю необычайность гоголевских художественных приемов просмотрели. В гоголевском творчестве не видели ничего проблематического, потому что вообще не видели ничего проблематического.

Анализ критической школы Белинского, Чернышевского и Добролюбова

Критическая школа, представленная Белинским, Чернышевским, Добролюбовым и их последователями, признавала великую русскую литературу, однако неспособна была оценить ее художественные революции. Для того чтобы понять истинный смысл произведений великих русских писателей, требовался духовный кризис, способный потрясти традиционные основы интеллигентского мировоззрения.

Оказывается, произведения Гоголя, такие как «Мертвые души», содержат в себе реализм, который не всегда был понятным и приемлемым для критиков школы. По их мнению, данное произведение никак не связано с крепостным бытом и дореформенным чиновничеством. Однако, даже после всех реформ и революций, Россия продолжает жить по тому же сценарию, с множеством «мертвых душ» и «ревизоров».

4 стр., 1987 слов

Николай Васильевич Гоголь жизнь и творчество

... Гоголя воспитывают в людях доброту, милосердие, справедливость и ответственность. Рукоделие, стихи и нечистая сила: детство Гоголя Мать писателя Мария Гоголь ... породил — я тебя и убью», «Есть ещё порох в пороховницах!». Все творчество Гоголя можно разделить на две ... расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и ...

Художественные приемы, примененные Гоголем, не могут быть отнесены к реализму, это своеобразный эксперимент, который разлагает и расползает органическую и цельную действительность. В своем творчестве Гоголь раскрывает существенные духовные болезни России и русского народа – болезни, которые неизлечимы никакими внешними общественными реформами и революциями. Проявление нечеловеческого хамства, замеченного Гоголем, не является следствием старого строя, а, наоборот, породило все негативное в нем, оставив отпечаток на политических и социальных формах.

Гоголь — образчик чудовищности

В творчестве Гоголя отсутствуют образы обычных людей, есть только лица и морды, похожие на сложные геометрические фигуры в кубизме. Его произведения отражают убийство человечности. Он страстно искал образ человека, однако не находил его в России. В его великом и неправдоподобном творчестве переданы отрицательные стороны русского народа, его темные духи и все то, что делает его нечеловеческим и искажает образ и подобие создания Божьего.

Русские люди, желавшие революции и возлагавшие на нее великие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны. В этом было заблуждение революционного сознания, неспособного проникнуть в глубь жизни.

В революции раскрылась все та же старая, вечно Гоголевская Россия, нечеловеческая, полузвериная Россия харь и морд…

Россия по-прежнему полна мертвыми душами, по-прежнему происходит торг ими.

Хлестаковская смелость на каждом шагу дает себя чувствовать в русской революции. Но ныне Хлестаков вознесся на самую вершину власти… Хлестаковские речи мы слышим каждый день и на каждом шагу. Все дрожат и трясутся. Но зная историю старого и вечного Хлестакова, в глубине души ждут, что войдет жандарм и скажет: “Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейчас же к себе”.

Страх контрреволюции, отравивший русскую революцию, предает революционным дерзаниям хлестаковский характер. В силах ныне господствующих и властвующих, так же мало онтологического, подлинно сущего, как в гоголевском Хлестакове.

Личина подменяет личность. Повсюду маски и двойники, гримасы и клочья человека. Изолгание бытия правит революцией. Все призрачно. Призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все герои революции. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Эта призрачность, эта неонтологичность родилась от Лживости. Гоголь раскрыл ее в русской стихии.

Многие декреты революционной власти совершенно гоголевские по своей природе и в огромной массе обывателей они встречают гоголевское к себе отношение. В стихии революции обнаруживается колоссальное мошенничество, бесчестность как болезнь русской души.

Все хари и рожи гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Не революция сама о себе создала их. Революция — великая проявительница и она проявила лишь то, что таилось в глубине России. Формы старого строя сдерживали проявления многих русских свойств, вводили их в принудительные границы.

2 стр., 714 слов

По русскому языку : «Россия — Родина моя» (8 класс)

... Сочинение в рамках конкурса «Лучший урок письма» Номинация «Россия — Родина моя: я другой такой страны не знаю…» Тема: « Чем дорога мне Россия ?» Автор: Быстрова Анастасия Александровна ученица 9 «А» класса ... Недаром говорится: «Русская земля талантами полнится». Не могу не рассказать тебе о достопримечательностях России. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на территории нашей ...

Истинная духовная революция в России была бы освобождением от той лживости, которую видел в русских людях Гоголь, и победой над той призрачностью и подменой, которые от лжи рождаются…. Русская революция это трагикомедия. Это — финал гоголевской эпопеи.

Достоевский

Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный; обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный.

У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Все творчество есть антропологическое откровение, — откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины.

На Достоевском можно изучать природу русского мышления, его положительные и отрицательные полюсы. Русский апокалиптик и нигилист, апокалиптик на положительном полюсе и нигилист на отрицательном.

Культура может иметь под собой глубину догматическую и мистическую, но она предполагает, что за серединой жизненного процесса признается какая-то ценность, что значение имеет не только абсолютное, но и относительное. Апокалипсическое и нигилистическое самочувствие свергает всю середину жизненного процесса, все исторические ступени, не хочет знать ни каких ценностей культуры, оно устремляется к концу, к пределу.

Не легко бывает решить, почему русский человек отрицает государство, культуру, родину, нормативную мораль, науку и искусство, почему требует он абсолютного обнищания: из апокалиптичности своей или нигилистичности.

Русское искание правды жизни всегда принимает апокалиптичный или нигилистичный характер. Это — глубоко национальная черта. Это создает почву для смешений и подмен, для лжерелигий. В самом русском атеизме есть что-то от духа апокалипсического, совсем не похожий на атеизм западный.

Являются ли русский нигилизм и атеизм ложерелигиозными и обладают ли они религиозными чертами? Какова обратная религиозная сущность русского нигилизма? Как предсказал Достоевский, каким образом русская революция примет свой характер? В чем заключается феномен русской революции в контексте религиозного порядка, и как она влияет на вопрос о Боге? Каким образом русский революционный социализм воплощает царство Божье на земле и какие угрозы они несут с собой? В чем суть философии русского нигилизма и атеизма, и как это проявляется в романе через образ Ивана Карамазова? Какова роль ложной чувствительности и сентиментальности в формировании негативного отношения к Богу и божественному смыслу жизни, и как это влияет на готовность русских становиться нигилистами из ложного морализма?

8 стр., 3827 слов

Миросозерцание Достоевского

... проклятых» вопросах». Книга Н.А.Бердяева «Миросозерцание Достоевского» стр.14 «Он был настоящим философом, величайшим русским философом…. до глубины понимал природу русского нигилизма.… Философская мысль должна ... исследуются ее пределы и границы». Книга Н.А.Бердяева «Миросозерцание Достоевского» стр.7 «В Достоевском достигает вершины русская литература, и в творчестве его выявляется этот мучительный ...

Антихристовые соблазны русской революции

Федор Достоевский утверждал, что русский народ является благоприятной почвой для антихристовых соблазнов. Русские революционеры, будучи апокалиптиками и нигилистами по своей природе, поддались соблазну антихриста, который обещал счастье людям. Им удалось развести обманутый народ на революцию, нанеся тяжелую рану России и превратив русскую жизнь в ад. Русские революционеры стремились к мировому перевороту, который сожжет старый мир со всем его злом и тьмой, святынями и ценностями, и восстанет на пепелище новая, благодатная жизнь для всех народов.

Русские революционеры не желали согласиться на меньшее, чем всемирное счастье. Их сознание было апокалиптическим, они жаждали конца истории и начала сверхисторического процесса, в котором установится равенство, свобода и блаженство на земле. Они не допускали никаких переходных и относительных моментов, никаких ступеней развития сознания. Русская революционная гордость их мышления являлась своеобразной извращенной апокалиптикой.

Социализм как религия революционеров

Революционный социализм не просто экономическое и политическое учение, не просто система социальных реформ — он претендует на религиозность, он является верой противоположной христианству. Религия социализма, подобно Великому Инквизитору, принимает все три искушения, которые были отвергнуты Христом в пустыне ради свободы человеческого духа. Религия социализма — это религия рабов необходимости, судьбы, они лишены собственной воли.

Тот, кто принимает социалистический коллективизм, принимает лжесоборность, лжецерковь, которая лишает человеческую личность, созданную по образу и подобию Божьему, свободы духа.

Образные аспекты в романе «Бесы»

Роман «Бесы» Федора Достоевского отчетливо подтверждает и пророчествует нечеловеческий характер русской революции. Раскрывается переполненность революции в сознании персонажей, в данном случае — Шатовым. Революционеры стремятся истребить Россию во имя русского мессианства. Разбирается образ Петра Верховенского, который является оболочкой, одержимой бесами.

Коллективизм и шигалевщина русской революции

В русской революционной мысли всегда существовал «стыд собственного мнения». Этот «стыд» поклонялся в качестве высшего коллективного сознания, превосходящего личное. В России всему предоставлялось возможность быть коллективом, безличным и массовым. Таким образом, русский революционный мессианизм оказался проявлением шигалевщины, которая двигала и правила русской революцией.

Роль Достоевского и Толстого в осмыслении русской революции

Русская революция, произошедшая в начале XX века, оказала глубокое влияние на общество и вызвала разные реакции у прославленных русских писателей. В этой части исследовательской работы будет рассмотрена роль Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в осмыслении русской революции и их мировоззренческое воздействие на национальное мышление.

Влияние Достоевского

Достоевский, русский классик, обратил внимание на призрачность и иллюзорность демократии и революции. Он утверждал, что в реальности тирания контролирует государство, а не народ. Тирания, которую он описывал, была безумной и неслыханной.

2 стр., 877 слов

По произведению : Россия и русский народ в поэме Н. В. Гоголя ...

... дороги и гостиницы. Вернее, сквозь эту Россию писатель видит иную Русь, “птицу тройку”. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?” И образ страны-тройки сливается ... несмотря на неурядицы, не могут не почуяться “иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, ...

Шигалевщина, понятие, сформулированное Достоевским, представляет собой безумную страсть к равенству и идею безличного всеобщего равенства. В революции Достоевский видел торжество этой идеи, которая доведена до крайности и привела к разрушению старых ценностей.

Однако русская революция не сбыла все положительные пророчества Достоевского. Его образы и идеи потерпели крах в массовой эйфории революционных событий. Но оказалось, что зрелость русских соблазнов, которые описывал Достоевский, все же существовала, и их можно было наблюдать в ходе революции.

Влияние Толстого

Толстой, в отличие от Достоевского, не предсказывал будущие события и не был пророком. Тем не менее, его моральные оценки революции впечатлили российскую общественность. Большую часть русской интеллигенции, а возможно, и русскую нацию в целом, отражают особенности моральных установок, выраженных Толстым.

Русская революция стала своеобразным проявлением толстовства — идеалов, вынесенных на передний план в этот период. В ней отразились и русский морализм, и русская аморальность — две стороны одной медали.

Проблему морального сознания русского народа можно свести к отрицанию личной нравственной ответственности и дисциплины. Русский человек ограничен в сознании как прав и обязанностей. Он склонен к коллективизму и претензии за всех. Кроме того, русский человек подозрительно относится к ценностям культуры.

Толстой был крайним индивидуалистом, который отрицал общество и видел смысл жизни в природе. Он не уделял внимания человеческому лицу, считая его второстепенным. Его нравственное сознание стремилось к отсутствию самобытного человека, заменяя его всеобщей безличной божественностью.

Страсть к равенству и нигилизм Толстого привели его к отрицанию духовных реальностей и всех онтологических концепций. Его идеалом стало всеобщее, безличное бытие, при котором качественная индивидуальность теряла смысл.

Заключение

Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, два великих русских писателя, имели различное отношение к русской революции и оказали разное влияние на массы. Достоевский предупреждал о тирании и призрачности революции, в то время как Толстой обращал внимание на моралистические аспекты и особенности национального мышления .

Русская революция привнесла в русскую историю торжество различных идей и сталкнула общество с противоречиями и сложностями. В настоящем исследовании мы рассмотрели проявление тирании и моралистических аспектов русской революции через призму взглядов Достоевского и Толстого, которые существенно повлияли на восприятие и понимание этих событий в русском обществе.

Исследование влияния Толстого на русскую революцию

Я не знаю во всемирной истории другого гения, которому была бы так чужда всякая духовная жизнь. Он весь погружен в жизнь телесно-душевную, животную. И вся религия Толстого есть требование такой всеобщей кроткой животности, освобожденной от страдания и удовлетворенной. Я не знаю в христианском мире никого, кому была бы так чужда и противна самая идея искупления, так непонятна тайна Голгофы, как Толстому. Во имя счастливой животной жизни всех отверг он личность и отверг всякую сверхличную ценность.

Толстой мешал нарождению и развитию в России нравственно ответственной личности, мешал подбору личных качеств, и потому он был злым гением России, соблазнителем ее. В нем совершилась роковая встреча русского морализма с русским нигилизмом и дано было религиозно нравственное оправдание русского нигилизма, которое соблазнило многих. У нас не относятся еще достаточно серьезно к соблазнительной лжи толстовской морали. Противоядием против нее должны были быть пророческие прозрения Достоевского. Толстовская мораль восторжествовала в русской революции, но не теми идиллическими и любвеобильными путями, которые преподносились самому Толстому. Толстой сам, вероятно, ужаснулся бы этому воплощению своих моральных оценок. Но он многого, слишком много из того, что сейчас происходит, хотел. Он вызывал тех духов, которые владеют революцией, и сам был ими одержим.

3 стр., 1339 слов

Горький и Бунин о русской революции

... жизни, культуры, государства, да и пожалуй, всей России. Заключение Итак, что представляла собой русская революция 1917 года по мнению великих русских писателей И. Бунина и М. Горького? Во-первых, ... переворот автор сравнивает с лабораторным экспериментом, а русский народ — с подопытным животным; скрытое противопоставление опыта и грёзы, подтверждающее несостоятельность революционных действий; прямо ...

Толстой был максималистом. Толстовский максимализм осуществлялся в русской революции — она движется истребляющей моралью максимализма она дышит ненавистью ко всему историческому..

Толстой отрицал историю и исторические задачи, он отрекался от великого исторического прошлого и не хотел великого исторического будущего, В этом русская революция верна ему, она совершает отречение от исторических заветов прошлого и исторических задач будущего, она хотела бы, чтобы русский народ не жил исторической жизнью. Исторический мир — иерархичен, он весь состоит из ступеней, он сложен и многообразен, в нем — различия и дистанции, в нем — разнокачественность и дифференцированность. Все это так же ненавистно русской революции, как и Толстому. Она хотела бы сделать исторический мир серым, однородным, упрощенным, лишенным всех качеств и всех красок. И этому учил Толстой как высшей правде. Исторический мир разлагается на атомы, и атомы принудительно соединяются в безличном коллективе.

Толстой и его влияние на русское общество

Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически- разностному. Толстовская мораль расслабила русский народ, лишила его мужества в суровой исторической борьбе, но оставила не преображенной животную природу человека с ее самыми элементарными инстинктами. Она убила в русской породе инстинкт силы и славы, но оставила инстинкт эгоизма, зависти и злобы. Эта мораль бессильна преобразить человеческую природу, но может ослабить человеческую природу, обесцветить ее, подорвать творческие инстинкты.

Толстой отверг государство, как основанное на жертвах и страданиях, и видел в нем источник зла, которое для него сводилось к насилию. Оказался выразителем антигосударственных, анархических инстинктов русского народа. Он дал этим инстинктам морально-религиозную санкцию. И он один из виновников разрушения русского государства.

Также враждебен Толстой и культуре. Культура для него основана на неправде и насилии, в ней источник всех зол нашей жизни.

Толстой был лишен чувства зла, потому что лишен был чувства свободы и самобытности человеческой природы, не ощущал личности. Он был погружен в безличную, нечеловеческую природу и в ней искал источников божественной правды. И В этом Толстой оказался источником всей философии русской революции. Р. Р. хотела бы истребить весь культурный слой наш, утопить его в естественной народной тьме. И Толстой явился одним из виновников разгрома русской культуры.

5 стр., 2154 слов

Дух патриотизма русского народа в годы Отечественной войны 1812 ...

... землю. Говоря о патриотизме русского народа, нельзя не сказать и о М.И. Кутузове, назначенном главнокомандующим русской армии. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой... но как только она в опасности, нужен свой, ... всей чистоте и силе его». Устами Кутузова Л.Н. Толстой определяет истинную ценность русского народа: «Чудесный, бесподобный народ!» И сейчас эти слова волнуют, наполняют чувством ...

Толстовская моральная рефлексия есть настоящая отрава, яд, разлагающий всякую творческую энергию, подкапывающий жизнь.

Он идеализировал простой народ, в нем видел источник правды и обоготворял физический труд в котором искал спасения от бессмыслицы жизни. Но у него было пренебрежительное отношение ко всякому духовному труду и творчеству. Все острие толстовской критики всегда было направлено против культурного слоя и эти толстовские оценки также победили в русской революции. В святости, к которой стремился Толстой, была страшная безблагодатность, богопокинутость, и потому это — ложная злая святость. Благодатная святость не может совершать таких истреблений, не может быть нигилистической.

Преодоление толстовства — путь к духовному оздоровлению России

Исследование показывает, что русский человек склонен к трансцендентному восприятию мира, что в многом связано с наследием религиозной культуры. Однако такой подход может стать ловушкой для духовного развития и привести к рабскому состоянию духа. Толстой, как один из крупнейших представителей русского трансцендентализма, стал символом этой ловушки и необходимо освободиться от его влияния как от нравственного учителя для духовного оздоровления России.

Преодоление данной проблемы будет служить возвращению России от смерти к жизни, творчеству и исполнению миссии в мире. Однако это будет долгий и сложный путь, требующий усилий со стороны всех членов общества.

Революция — болезненный переход к нигилизму

Революция стала одним из катострофических переходов русского общества от благоговейного почитания трансцендентного к нигилизму и бунту против трансцендентного. Отказ от духовности и культурного наследия привел к духовному вырождению, которое стало причиной многих проблем, с которыми Россия столкнулась в прошлом и продолжает сталкиваться в настоящее время.

Революционная мораль и культ революционной святости

Левая русская интеллигенция стала насильно противопоставлять свою мораль и культ святости устоявшим нормам общества. Это привело к тому, что культ революционной святости образовался в России, что имеет своих святых, свое священное предание и свои догматы.

Однако, нравственное вырождение, которое возникло после революции 1905 года, нанесло удар престижу революционной морали. Это был единственный шанс для России избавиться от культа революционной святости и начать духовное оздоровление. Конечно же, это не произошло, и продолжает быть одной из главных задач, стоящих перед Россией в настоящее время.

Духовное оздоровление России

Для духовного оздоровления России необходимо избавиться от культа революционной святости и с ним связанных искажений нашей истории, нашего культурного наследия. Нужно обновлять, сохранять и передавать историческое наследие со всей его богатством и многообразием.

Важно понимать, что человек, фанатизированный ложной идеей, не способен духовно расти и развиваться. Поэтому, чтобы Россия стала духовно здоровой, необходимо пересмотреть наши ценности и образ жизни, основанные на человеческих ценностях и бережном отношении к нашей истории и культурным традициям. Только тогда мы сможем вернуть Россию к жизни и исполнить свою миссию в мире.

3 стр., 1350 слов

Такая почва – душа народа русского…

... к русской деревне, но только Н.А. Некрасов открыл читателю духовный мир русского крестьянства. Наиболее ярко и широко эта тема раскрыта в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэма была задумана «о народе ... это сочинение. Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо": ... 19 века – время расцвета революционной демократии, когда по всей России происходил подъем народного крестьянского движения. ...

Возможности русской апокалиптичности

Русская революция была испытанием для русского народа, которое он не смог пройти. Обманчивая внешность революционной святости оказалась соблазнительной для многих, и они не смогли устоять перед этим искушением. Однако, в русской апокалиптичности, которая проявилась во время революции, есть и положительные возможности.

Русская революция стала способом изживания русских грехов и соблазнов, которые были отражены в произведениях великих русских писателей. Это был шанс для народа осознать свои ошибки и преодолеть их. Хотя большинство русского народа пала низко, в нем все еще скрыты великие возможности, которые могут быть раскрыты в будущем.

Меньшинство людей может остаться верным положительным и творческим идеалам народа и стать источником возрождения. Однако, путь к возрождению требует покаяния и осознания собственных грехов. Духовное очищение народа от бесовских сил станет необходимым этапом на этом пути.