Народные промыслы Орловской области

Курсовая работа

Истоки и самобытность русской культуры

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни.

Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел.

Народные промыслы в Орловском крае

Однако, в орловском крае народных промыслов уже не существует, единицы людей занимаются восстановлением народного искусства. В большинстве преобладают авторские работы, нежели народные. Правительство орловской области не выделяет никаких средств на восстановление народных промыслов. Данная экскурсия призвана обратить внимание разных слоев населения на красоту и изящность народного мастерства. Люди веками изготавливали разнообразные изделия, следуя канонам и традициям предыдущих поколений. Вырабатывали навыки, придумывали что-то своё. Народные промыслы это целая веха в истории Орловского края. И люди не должны придавать забвению труды многих поколений мастеров.

Авторские работы и восстановление народных промыслов

Поскольку народных промыслов как таковых в Орловском крае уже не существует, то речь будет вестись об авторских работах и отдельных мастерах, чей род деятельности направлен на восстановление народных промыслов и чьи работы соответствуют традициям и канонам, переданными предыдущими поколениями.

Задачи экскурсии и важность сохранения народного искусства

Задача данной экскурсии — привлечь как можно больше людей, разного социального положения и возраста, оказывать помощь в восстановлении исчезнувших народных промыслов. Если мы позволим себе и подрастающему поколению забыть историю, а народное искусство это неотъемлемая её часть, то я не смогу уверенно назвать грядущее будущее светлым.

6 стр., 2924 слов

Виды народного искусства

... их интерпретация и обобщение выводов. 1. Народное искусство и его истоки Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует лучшие философские ... промыслов в их пространственном аспекте, показать связь народного творчества с природой, с той местностью, где происходило формирование и дальнейшее развитие разных его форм. Данная тема ...

Цели и задачи курсовой работы

Целью курсовой работы является разработка интересной и познавательной экскурсии по местам народных промыслов Орловской области, а также закрепление и расширение теоретических знаний, развитие навыков экскурсовода, овладение методикой разработки новой экскурсии и овладение методическими приемами, необходимыми для ее осуществления. К задачам курсовой работы можно отнести систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубление практического умения в сфере информационно-экскурсионной деятельности предприятий туризма. В будущем уметь применять эти знания при составлении новой экскурсии.

Использованные источники

Для написания данной курсовой работы использовались различные источники: методические пособия, работники Орловского областного центра культуры и народного творчества, интернет-ресурсы, а также различные периодические издания.

Структура курсовой работы

Данная курсовая работа состоит из двух разделов:

  1. Теоретический раздел: В нем дается полная характеристика методики экскурсии, включая способ передвижения, технику безопасности, принцип построения маршрута, место и форму проведения, продолжительность экскурсии и другие аспекты. Также в этом разделе учитываются особенности целевой аудитории, их интересы, способность воспринимать информацию, уровень подготовленности и т.д. В главе также описываются методические приемы при проведении экскурсии и определяются требования, предъявляемые к экскурсоводу.
  2. Практический раздел: В нем содержится индивидуальный текст экскурсовода, в котором полностью раскрывается основные свойства и качества экскурсионного объекта, а также дается его полное описание.

Методика подготовки и проведения экскурсии

Методика подготовки и проведения экскурсии по местам народных промыслов Орловской области будет разработана в рамках данной курсовой работы.

Экскурсия «Орловские народные промыслы»

Данная экскурсия посвящена знакомству с традиционными орловскими народными промыслами. На маршруте экскурсии участники познакомятся с самыми известными и интересными местами восстановления народных промыслов, включая резьбу по дереву, домовую резьбу, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Характеристики экскурсии:

  • Тема: Орловские народные промыслы
  • Тип: Тематическая экскурсия
  • Целевая аудитория: Учащиеся 7-8 классов
  • Место проведения: Загородная экскурсия
  • Способ передвижения: Транспортная (автобус)
  • Форма проведения: Классическая экскурсия

Описание маршрута:

Маршрут экскурсии образует удобную кольцевую форму, включая следующие объекты:

1. Резьба по дереву Посещение музея народных промыслов, где участники смогут увидеть и оценить мастерство орловских резчиков по дереву. Будут представлены экспонаты, отражающие различные направления деревообработки: резнину, гравировку, выжигание, тиснение.
2. Ковроткачество Посещение музея, посвященного истории ковроткачества в Орловской области. Участники увидят экспозиции, демонстрирующие разнообразие ковровых изделий, а также смогут оценить мастерство ковроткачей во время мастер-класса.
3. Вышивка в стиле орловского «списа» Посещение центра народной вышивки. Участники смогут познакомиться с технологией вышивки и мастерством вышивальщиц, а также поучаствовать в мастер-классе и создать свою собственную вышивку в стиле орловского «списа».
4. Создание игрушек из глины Посещение мастерской по изготовлению плешковской и чернышенской игрушек из глины. Участники смогут увидеть процесс создания игрушек, а также попробовать свои силы в создании подобной игрушки.
5. Изготовление мебели из лозы Посещение мастерской по изготовлению мебели из лозы.

Участники увидят процесс создания мебели, а также смогут попробовать свои силы в плетении лозы.

6. Чернолощеная посуда из распоповской глины Посещение мастерской по изготовлению чернолощеной посуды из распоповской глины. Участники узнают о технологиях изготовления такой посуды и смогут поучаствовать в мастер-классе.
7. Ливенские гармошки Посещение центра народных музыкальных инструментов. Участники увидят экспонаты, изготовленные мастерами, попробуют простые народные инструменты, смогут насладиться музыкой.

В завершение экскурсии участники свободное время могут провести на обзорной экскурсии по городу Орел и посетить местные достопримечательности.

Исследование

В данном исследовании мы рассмотрим интересные объекты, которые могут быть включены в экскурсионную программу в Орловской области. Эти объекты представляют особый интерес и могут полноценно раскрыть заданную тему.

1. Село Моховица, Деревня Распопово, Дом-Мастерская Игоря Лузянина. Данный объект уникален в своём роде и расположен на доступном расстоянии от города Орёл. В этой мастерской можно познакомиться с работами Игоря Лузянина, который создает удивительные изделия из различных материалов.

2. Город Мценск. Мценская школа кружевниц. Город Мценск находится недалеко от места начала экскурсии. Мценские кружева славятся на весь мир, и посещение школы кружевниц позволит узнать больше о традиционном ремесле и посмотреть на процесс создания кружевных изделий.

3. Мастерская по изготовлению глиняной игрушки. Деревня Чернышино, расположенная недалеко от города Новосиль, является одним из загадочных и малоизвестных игрушечных центров в России. В этой мастерской можно узнать больше о традициях изготовления глиняных игрушек и даже самостоятельно попробовать создать свою уникальную игрушку.

Эти объекты являются наиболее интересными и информативными с точки зрения темы экскурсии. Они не перегружены количеством объектов, что позволяет туристам не утомляться и сохранять интерес к экскурсии.

Продолжительность экскурсии составляет до 12 часов. Данная экскурсия предназначена для школьников, а состав группы может составлять примерно 15-20 человек.

Маршрут экскурсии начинается от Памятника Лескову. Затем автобус движется в село Моховица, которое находится около 30 км от города Орёл. Из села Моховица автобус отправляется в город Мценск, расстояние между ними составляет около 45 км. Затем автобус движется в деревню Чернышино, которая расположена близ города Новосиль, на расстоянии около 50 км.

Таким образом, предлагаемая экскурсионная программа предоставляет возможность познакомиться с уникальными объектами Орловской области, раскрывающими различные аспекты культуры и ремесел этого региона.

Маршрут экскурсии по Орловской области выстроен по тематическому принципу, представляя уникальные и необычные объекты, связанные с народными промыслами. Один из таких объектов — дом-Мастерская Игоря Лузянина, расположенный близ Села Маховица в селении Распопово. Игорь Лузянин является мастером, который восстанавливает гончарный промысел по утерянным методам и технологиям, придавая им новую жизнь. Его изделия, выполненные из глины, создают впечатление, будто они отлиты из чугуна. Используя древние технологии и гончарный круг, Игорь Лузянин создает удивительные произведения искусства.

Вторым объектом экскурсии является Мценская школа кружевниц. Этот объект необычен своей технологией плетения кружева и является примером того, как государство способствует восстановлению народных промыслов. Мастера, преподающие в школе, являются участниками и призерами различных конкурсов и выставок. Мценское кружево известно на всю страну и является значимым народным промыслом.

Третьим объектом экскурсии является деревня Чернышино. Здесь можно увидеть передачу навыков и знаний старой мастерицы юным мастерам. Чернышенская игрушка, один из загадочных и малоизвестных традиционных игрушечных промыслов центра России, имеет древнюю историю, связанную с культом и древним матриархатом.

В ходе экскурсии рассказывается о местах нахождения объектов и предоставляется возможность экскурсантам познакомиться с известными мастерами и людьми, активно способствующими восстановлению народных промыслов Орловской области. Кроме того, экскурсанты могут самостоятельно участвовать в изготовлении изделий, познавая на практике традиции и уникальные методы работы мастеров.

Таким образом, в процессе экскурсии экскурсовод, сочетая показ и рассказ, целенаправленно знакомит экскурсантов с объектами экскурсии, используя различные методические приёмы (Таблица 1), сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками, дает объективную оценку событиям, явлениям, фактам. За короткий промежуток времени туристы получают представление о объектах, знакомятся с их историей, культурным, историческим значением, приобретают новые знания, получают удовольствие от созерцания великолепной природы.

Таблица 1. Методические приёмы

Название объекта

Методический приём

Описание методического приёма

Стенд с эскизами изображений глиняных изделий

Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ

Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую т тематику глиняных изделий .

Огород

Приём локализации событий

Экскурсовод отводит экскурсантов к месту где по мнению археологов трудились древние гончары.

Гончарный круг

Показ наглядных пособий

Демонстрация изображения древнего гончарного круга

Приём зрительного сравнения

Экскурсовод показывает изображение древнего гончарного круга и сравнивает его с гончарным кругом мастера

Выставочное помещение

Приём объяснения

Экскурсовод объясняет смысл, заключённый в изделиях.

Приём характеристики

Экскурсовод характеризует глиняные изделия их физические свойства

Дом-Мастерская Игоря Лузянина

Встреча экскурсантов с участником событий

Экскурсовод организовывает встречу с гончарным мастером

Мастерская

Приём активизации познавательной деятельности

Экскурсовод предлагает экскурсантам , под чётким руководством мастера, самим попробовать изготовить кувшин на гончарном круге

Готовые изделия

Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ

Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую т тематику кружевных изделий

Кружево со стандартным узором

Показан наглядных пособий

Экскурсовод показывает изображения кружева которое являлось прототипом современного

Приём зрительного сравнения

Экскурсовод сравнительно характеризует работы разных мастеров.

Экскурсовод показывает изображение кружевного изделия старых мастеров и сравнивает с нынешними изделиями.

Продолжение таблицы 1

Мастерская

Приём объяснения

Экскурсовод объясняет смысл узоров

Приём характеристики

Экскурсовод характеризует сложность технологии выполнения узоров

Рабочее место мастера

Комментирование

Экскурсовод комментирует движение рук мастера

Устройство для плетения кружев

Приём активизации познавательной деятельности

Экскурсовод предлагает экскурсантам начать выполнение простейшего узора

Стол с игрушками

Экскурсионный анализ:искусствоведческий анализ.

Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на преобладающую тематику глиняных игрушек.

Выставочная комната

Приём зрительного сравнения

Экскурсовод сравнивает игрушки местных мастеров с изображением игрушек других мастеров

Продолжение таблицы 1

Приём объяснения

Экскурсовод объясняет что символизирует та или иная игрушка

Приём характеристики

Экскурсовод характеризует свойства изделий

Дом Мастерицы

Встреча с участниками событий

Экскурсовод организовывает встречу экскурсантов с главной мастерицей

Мастерская

Приём активизации познавательной деятельности

Экскурсовод предлагает экскурсантам вылепить форму из глины для будущей игрушки

Так как объектами экскурсии в основном являются мастерские, то экскурсантам предоставляется отличная возможность купить готовые изделия у самих мастеров либо в торговой лавке близ объектов. В экскурсии используются приемы показа наглядных пособий и это сделано с целью повышения познавательной деятельности экскурсантов. Из всего выше написанного мо

жно сделать вывод что восстановление народных промыслов в Орловской области идёт относительно успешно. Люди без особой поддержки способствуют возрождению народного искусства. Поскольку экскурсия рассчитана на учащихся школ, то экскурсоводу стоит быть особенно внимательным и следить что бы дети не поранились и ничего не испортили. Детей не стоит перегружать рассказом , это их быстро утомляет. Также экскурсии для школьников нельзя перегружать обилием объектов, их должно быть не больше 8-10. Вся экскурсия завершается пикником и отдыхом экскурсантом на природе.

2.Индивидуальный текст экскурсовода

Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.

Мастера-ремесленники изготовляли вручную или с минимальным применением простейших приспособлений посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки и предметы конского убора, орудия труда и военное снаряжение, одежду, обувь и украшения. Женщины ткали ковры, вышивали, шили лоскутные одеяла. Ремесленную работу они выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был весьма долгим.

Домашняя промышленность является характерной чертой ранней стадии развития человеческого общества. В условиях натурального хозяйства люди вынуждены были самостоятельно изготовлять все необходимое для жизни и быта, включая одежду, обувь, жилище, транспортные средства, орудия для земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства. Параллельно с приобретением навыков обработки различных природных материалов происходило их эстетическое осмысление.

Художественная обработка дерева, народное гончарство, народное художественное ткачество и ковроткачество стали основой для формирования художественных ремесел. Возникли отдельные мастера-специалисты и цеха, где можно было приобрести или обменять на другие товары необходимые для жизни и трудовой деятельности изделия.

В настоящее время наблюдается значительный интерес к возрождению местных народных традиций и ремесел. Например, на Орловщине мастера народного искусства сохраняют технику вышивания «Орловский спис», плетение мценского кружева, создание игрушек из глины в плешковском и чернышенском стилях, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, а также плетение из лозы, соломки и другие ремесла. Мастера Орловской области известны своими традициями, которые уходят в глубину веков. В сохранении и развитии этих традиций большую роль играют мастера-ремесленники.

Гончарное ремесло является одним из самых древних и освоенных человечеством. Петр Иванович Логвинов — один из первых мастеров-гончаров области, который принял участие в возрождении этого древнего промысла в Урицком районе. Шесть лет назад он организовал детское любительское объединение при Сергиевской школе, которая находится в четырех километрах от Нарышкино. Он пользуется большой симпатией и любовью у детей. Он унаследовал умение передавать техники и самые тонкие секреты своего мастерства от предков-гончаров. Под его руководством дети сами добывали глину, готовили ее к работе, делали посуду на гончарном круге, просушивали, наносили орнамент и обжигали в печи.

Гончарное искусство имеет богатую историю, уходящую в глубь времен. Старинные традиции и технологии, передаваемые от поколения к поколению, сохранились в различных регионах и народах. Один из таких регионов — Орловщина, где находятся селение Распопово и деревня Распоповские Дворы. В этих местах уже более 2000 лет назад гончары изготавливали посуду, обладающую особыми качествами и функциональностью.

Одним из представителей современного гончарного искусства в Орловской области является Игорь Лузянин. Он обнаружил селение Распопово и нашел там черепки глиняной посуды, которые стали для него источником вдохновения и интереса. Игорю удалось восстановить традиционные рецепты изготовления посуды и научиться лепить горшки и крынки с использованием старинных технологий.

Формы сосудов, их покрытие и оформление Лузянин сохранил такими, какими они были в древности. Он изучал гончарное дело у известного мастера Петра Ивановича Логвинова, передающего уникальные знания и навыки по наследству от предков. Под руководством Логвинова Игорь освоил не только ремесло, но и получил глубокие знания о искусстве и культуре гончаров.

Сейчас Игорь Лузянин создает гончарные изделия из распоповской глины, сохраняя в них материальную и духовную культуру наших предков-славян. Он изготавливает горшки, кубаны, кружки и другую хозяйственную утварь, которая славится своей неприхотливостью и долговечностью. Уникальные «близнецы» — сосуд с двумя горшками, схваченными одной ручкой, являются особой гордостью мастера и предназначены для первого и второго блюд.

Гончарство в Распопово и Распоповских Дворах занимает особое место в гончарном промысле Орловского уезда. Десятки тысяч горшков и кубанов, изготовленных здесь, находили свое применение в окрестных деревнях и пользовались большим спросом. Сегодня Игорь Лузянин продолжает традиции гончарного искусства, сохраняя и передавая его богатое наследие и культурное наследие региона.

Где он живет и трудится, были проведены археологические изыскания. Они состоялись в конце 1997 года, когда мастер уже стал участником многих российских и международных выставок и был известен далеко за пределами области. Результаты оказались ошеломляющими. Игорь считал, что распоповскому промыслу 300 лет, археологический же отряд НПЦ «Древности Орла» обнаружил древние ошмётки гончарной посуды, которые датировались более тысячи лет назад. Это был невероятный открытие, которое подтверждало долгую историю гончарного искусства в этой местности.

Мастер Лузянин был горд своим ремеслом и всегда стремился передать свои знания и навыки другим. Он провел мастер-классы для местных жителей, где поделился с ними своим опытом и техниками гончарства. Это был огромный вклад в сохранение и развитие крестьянского ремесла.

Кроме того, Игорь активно сотрудничал с местными художниками и дизайнерами. Они вместе создавали уникальные предметы интерьера и декоративные изделия, которые сочетали традиции крестьянского гончарства и современный дизайн. Такие изделия были очень популярны и вызывали интерес у посетителей выставок и ярмарок.

В своей работе Игорь не только уделял внимание техническим аспектам гончарства, но и обращался к культурному наследию своего народа. Он изучал древние ритуалы и обряды, которые связаны с гончарным искусством, и воплощал их в своих работах. Это придавало его изделиям особую энергетику и символику. Каждая вещь Лузянина несла в себе кусочек истории и культуры, и это делало их особенно ценными и уникальными.

Для Игоря гончарство было не просто профессией, но и путем самовыражения и самопознания. Он считал, что работа руками с глиной не только развивает творческие способности, но и помогает укрепить связь с природой и своим народом. Игорь был горд своим ремеслом и с гордостью передавал свои знания и опыт следующему поколению. Его работа не только сохраняет и развивает культуру крестьянского гончарства, но и вносит свой вклад в современное художественное пространство.

При изучении лепной керамики с орнаментом из косых прочерченных линий и мелких ямок, Л.Н. Красницкий исследовал охраняемые памятники под его руководством. В результате исследований был сделан вывод о том, что селение, расположенное у деревни Распопова, принадлежит к эпохе бронзового века, а его существование приходится на III—II тысячелетие до нашей эры.

Археологи предложили включить селище в деревне Распопова в список вновь обнаруженных археологических объектов и подчинить его охране в соответствии с действующим законодательством об охране памятников искусства и культуры. В настоящее время деревня Распопова относится к местам традиционного бытования народных художественных промыслов.

Местные жители постоянно обращаются к Лузянину, чтобы он создал для них горшки и кувшины. Для них эти предметы не просто чернолощеная керамика, они являются памятью о предках и связью с ними. Это приобретение, которое имеет большую духовную ценность, чем материальную. Такие предметы объединяют людей, и уже всю деревню знают, что это распоповская посуда. Гончарное ремесло, будто живая книга традиций, бережно хранит и сохраняет душу.

Помимо гончарного дела, местные жители также занимаются восстановлением других народных промыслов, таких как изготовление игрушек, роспись, кружевоплетение и многие другие.

Со времен древности человек стремился создавать предметы, которые помогали бы ему выживать, жить в тепле и достатке. Но вскоре возникло желание украсить предметы быта, сделать их не только функциональными, но и красивыми.

Во многих промыслах декоративно-прикладного искусства красоту невозможно отделить от практичности. Одним из таких промыслов является кружевоплетение, которое является выдающимся явлением народной культуры.

Изначально техника плетения на коклюшках была изобретена на Западе, в Италии, не ранее второй половины XV века, а затем распространилась по всей Европе. В России этот вид рукоделия появился в конце XVII века, и изначально кружево использовалось для украшения одежды высшей знати. Основным материалом для изготовления кружева в то время были тонкие золотые и серебряные нити. Во второй половине XVIII века металлическое кружево уступило место льняному и шелковому.

Кружевное производство в России в свое время начиналось на помещичьих фабриках и мастерских. Здесь крестьянки изучали плетение на коклюшках, прежде всего западноевропейские стили. Но российские мастерицы не ограничивались копированием чужих образцов, и вскоре создали собственную большую традицию плетения кружев. Они разработали неповторимые узоры, профессиональные техники и особенности, характерные для каждого промыслового центра.

К 18-19 векам в России уже существовали множество помещичьих фабрик, на которых много девушек шили и плели кружева из различных материалов, используя узоры белой гладью и тамбурами. Но помимо помещичьих фабрик и пригородных слобод, по всей России зарождались очаги кружевных промыслов. В начале XIX века кружева производили в Калязине, Торжке, Белозерске, Ельце, Мценске, Белеве, Скопине, Михайловске, Рязани, Серпухове, Балахне.

С отменой крепостного права в России в 1861 году появилось множество центров по производству кружева, где работало до 100 тыс. кружевниц. Орловская губерния славится тремя городами – Орлом, Ельцом и Мценском.

К концу XIX века Елецкое кружевное производство стало самым крупным в России и примером процветания. За период 1870-1880 годов число занятых в промысле мастериц составило 30 300, а объем произведенной продукции был на высшем уровне к 1912 году. В июле 1921 года в городе было создано «Товарищество Елецских кружевниц», а в этом же году сформировалось «Союз Елецких кружевниц» на базе Товарищества. Союз содержал 32 артели, работающие более чем 20 тыс. мастериц.

Впоследствии после Октябрьской революции промыслы подверглись значительному спаду. Промышленность пережила кризис, однако крафтовые изделия из кружева продолжали пользоваться популярностью на рынке. Именно поэтому государство заинтересовалось развитием промысла, в том числе художественного, после войны.

Кружево из Мценского уезда

Кружево из Мценского уезда имеет много общих черт с кружевом из Елецкого уезда, которые граничат друг с другом. Однако, мценское кружево более архаичное, так как в нем долго сохранялось численное плетение с набором излюбленных мотивов, таких как «замки и раки» и городчатые ромбы. Кроме того, использовалось сцепное плетение с традиционными для этой местности народными узорами, которые были плотными и имели густые фоны.

Изготавливали кружево мещанки и крестьянки мценского уезда «для себя». В конце XIX века еще работали старые мастерицы на Протасовской кружевной мануфактуре. Богатые купеческие семьи заказывали кружево для приданого невест.

С образованием центра промысла, мастера мценского кружева легко осваивали новые образцы, но производство любимых рисунков не прекращалось. Остались популярными узоры с павами по сторонам цветка, двуглавым орлом между кустами изогнутых веток и многими другими геометрическими рисунками.

В конце 1860-х годов кружево из Мценского уезда сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное плетение, которое имело основу в геометрических рисунках, наподобие «барабанчиков» и «кружков-денег». Для его создания используется льняная, шелковая и хлопчатобумажная нить различных цветов. Большинство узоров требовало не менее 20 пар коклюшек, а в некоторых случаях даже более 100 пар.

Изделия из XVIII века из этого региона сохранились в небольшом количестве. Среди них — полотенце из города Орел, которое заканчивается тонким сцепным краем, украшенным узором в виде свисающих кустов с цветами. Это типичное русское кружево XVIII-XIX веков, которое было выплетено с большим мастерством. Полотнянка без скани, слабо развитая решетка и отсутствие яркости цветов — это отличительные черты того времени.

В Мценском уезде, как и в Елецком, исполнялось кружево «валансьен». Однако, его производство было возложено на мастерские школы.

Россия занимает первое место в производстве кружева. Мценское кружево, своим характером, очень близко к елецкому кружеву, так как оба эти уезда находятся вблизи друг от друга. Однако, мценское кружево имеет более архаичный стиль. В нем сохраняется традиция численного плетения с использованием излюбленных мотивов, таких как «замки и раки» — плотное плетение с крестовидными фигурами, или городчатые ромбы. Также применяется сцепное плетение с узкой полотнянкой и традиционные народные узоры с густыми фонами. Мценское кружево плетут местные женщины — мещанки и крестьянки, для себя и своих семей.

В конце XIX века остались последние мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели кружево из льна с цветными шелками, иногда с использованием металлической нити, для приданого невест.

С развитием промысла мценские плетеи освоили новые образцы, но сохраняли свои любимые рисунки, такие как павы и двуглавый орел. В 1860-х годах мценское кружево все еще было высокого художественного уровня. В основном использовались геометрические рисунки, такие как «барабанчики» и «кружки-денежки». Для плетения использовались белая и суровая льняная нить, белая, черная и кремовая шелковая нить, а также белая, красная и синяя хлопчатобумажная нить. Некоторые узоры требовали до 100 пар коклюшек. В конце XIX века в Мценске появились популярные «клюни», гипюры и другие модные типы кружева, включая «русский валансьен».

Производство мценского кружева ограничено городом и пригородной Стрелецкой слободой. Около 5000 мастериц занимались этим ремеслом. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы плелись по заказу. Однако, с началом первой мировой войны производство кружева начало сокращаться.

Возрождение мценского кружева

В конце XIX века в России возникла мода на кружевоплетение, однако к началу Великой Октябрьской революции этот промысел почти исчез. В 1984 году художник Нина Савенкова приехала в Мценск, где начала искать кружево бабушек и даже собирать совсем ветхое плетение. Она нашла мастериц, но они не знали секретов мценских кружев, плели только елецкие. В музее истории города Мценска было мало образцов, но Нина Савенкова получила задание восстановить один из них, после чего ее увлечение стало приобретать общественный характер.

Она читала лекции в школах и предприятиях Мценска, где получала приглашения для проведения мастер-классов на плетение на коклюшках. Ежегодно она набирала группы женщин, которые проходили полный курс обучения в Дворце культуры. Долгие годы поиска и упорного труда позволили Нине Гавриловне восстановить сложные узоры, запрятанные в мценском кружеве.

Кроме того, в 1937 году в Мценске была открыта артель имени Клары Цеткин, но она существовала всего до 1941 года. Однако в результате усилий Нины Савенковой, администрации города Мценска и комитета по культуре и искусству администрации области, было принято решение о создании школы кружевниц, что позволило возродить мценское кружево и сохранить этот уникальный вид промысла.

В начале декабря 1992 года открылась школа, расположенная в уютном и светлом помещении. В ней была создана атмосфера заботы и поддержки со стороны администрации. Одной из преподавательниц школы является талантливый педагог Анна Алексеевна Шалыгина, которую дети очень любят. На данный момент в школе обучается 50 учениц, некоторые из которых уже выполняют сложные работы.

Одним из наиболее старинных и традиционных видов народного искусства Орловщины является вышивка. До сих пор сохраняется древняя традиция вышивать праздничные и нарядные полотенца, украшая их вязаным кружевом и сложными узорами. В этом искусстве выделяются умелые и талантливые мастерицы, такие как Нина Васильевна Богатова, Ольга Сергеевна Лагутина и Александра Григорьевна Галушкова.

Вышиваемые ими полотенца представляют собой настоящее сюжетное богатство: цветочные и растительные мотивы, гулянья и хороводы, изображения животных, птиц и зверей. Мастерицы дарят возможность ознакомиться с русским фольклором и почувствовать притягательную силу народных традиций. Часто на полотенцах можно увидеть народные шутки, пословицы и изречения. Вышивка выполняется крестом, гладью и орловским списом.

Орловское списочное кружево — это уникальное искусство, представляющее собой тонкие контуры растительных побегов, сочетающиеся с крупными декоративными пятнами листьев и цветов. Все узоры заполняются швом «набор» по счету нитей ткани разнообразными мелкими бранками. Каждый элемент узора имеет свое название, такие как «волна», «копытце», «подковка», «вороний глаз», «дробнушка» и другие.

Кружево — это вид искусства, который не знает увядания. Произведения кружевниц прошлого хранятся в музеях и являются источником вдохновения для современных творцов.

На территории Орловской области существует множество народных промыслов, одним из которых является изготовление глиняных игрушек. Особенно известна Чернышинская глиняная игрушка, которая получила свое название от деревни Чернышино в Новосильском районе. Этот промысел является одним из древнейших народных ремесел и до сих пор сумел сохраниться в живом виде.

Окрестности деревни Чернышино богаты разнообразными глинами, такими как красная, белая и синяя глина. В некоторых из них ученые даже обнаружили лечебные свойства. Особенно ценится необычайно вязкая глина, которую издревле использовали для лепки посуды мужчины, а женщины — для создания игрушек и свистулек. Глину выбирали весной, ближе к началу года, и хранили в холодных помещениях, таких как погребы.

При изготовлении игрушек глину не мяли, а аккуратно гладили и сдвигали, чтобы предотвратить ее скручивание. После формирования игрушек они должны были долго высыхать на верхушках печей. Обжиг производился в специально выкладываемом из камня общем горне. Игрушки разукрашивались минеральными и анилиновыми красками с использованием пера петуха.

Чернышинская глиняная игрушка тесно связана с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Основными мотивами игрушек являются изображения женщин, птиц и коней. Особенно изящны и привлекательны игрушки-барыни, кормилки и девушки с косами. Кроме того, популярны кукушки и трехголовые кони, которые иногда представляются с седоком.

В начале XX века значительное количество женщин из деревни Чернышино занимались изготовлением чернышинских игрушек. Однако с появлением фабричных игрушек местное производство начало уменьшаться. В настоящее время чернышинская глиняная игрушка продолжает существовать благодаря мастеру Анне Харитоновне Афанасовой. Она передает свое мастерство юным ученикам и сохраняет традиции этого уникального народного промысла.

Долгое время считалось, что промысел в деревне Чернышено прекратил свое существование в 1930-е годы, однако на самом деле игрушки здесь продолжались до конца 1950-х годов. Деревня Чернышено представляет собой загадочный и малоизвестный центр производства глиняных игрушек в России.

Живописная деревня Чернышено, расположенная недалеко от города Новосиля, славилась своими мастерицами-игрушечницами. В этой деревне жили крепостные и барские крестьяне, которые, помимо основного дохода, получали заработок от различных промыслов. Традиционно крестьянки не получали финансовой поддержки от своих мужей и использовали средства от продажи молочных продуктов, пряжи, холста и игрушек.

Особенностью этой местности была необычная и вязкая глина. Ее добывали ранней весной и хранили в погребе или других холодных местах. После изготовления игрушек они долго сушили на верхушках печей, а затем обжигали в отдельных горнах. Раскрашивали игрушки минеральными и анилиновыми красками, используя птичьи перья из хвоста петуха. Они продавали свои изделия только на двух весенних ярмарках, во время праздников Преполовения и Троицы.

Сюжеты чернышенских игрушек были традиционными: женщины, коньки, птицы. Мужчины редко изображались на игрушках, их присутствие в основном связано с конями. Мастериц, которые делали птиц, называли «кукушками», и поэтому их прозвали «тетерошннками».

Культ кукушки тесно связан с обычаями и верованиями древних предков. Кукушка была считалась «божьей» птицей, которая предвещала сроки жизни и смерти, а также судьбу человека и природных явлений. Кукушка символизировала женское божество с тайной силой пророчества, что связывалось с культом бога Рода.

В этих местах сохранился удивительный весенний обряд «Крещение и похороны кукушки». В «кукушечье время» с Вознесения до Духова дня (Троицы) девицы-молодицы объединялись в тайный союз с высшей силой, воплощенной в образе кукушки.

В начале мая древние славяне-язычники поклонялись Великой Богине и просили «долговременного и благополучного здравия». Особенно этому божеству приносились жертвы те, кто первым услышал пение кукушки, так как считалось, что владыка вселенной превращался в кукушку и сам предвещал продолжение жизни. Убийство кукушки считалось преступлением.

Культ кукушки имел большое значение для новосильских крестьян, так как эта птица не только защищала скотину и поддерживала хозяйственные занятия, но и была предметом верований и обрядов. Крестьяне обращались к кукушке с просьбой прокуковать их скотину, а пчеловоды приносили этой птице жертву, чтобы получить от нее благословение для своих пчел.

Трава «кукушкины слезы» также играла важную роль в брачных обрядах. Молодые девушки гадали о будущем своего ребенка, используя отвар корней этой травы и произнося заклинание на имя кукушки.

Чернышевский игрушечный промысел был тесно связан с культом кукушки и других верований новосильских крестьян. Роспись игрушек напоминала оперение живой кукушки, а форма коньков-свистуньков придавала им узнаваемый облик. В игрушках также присутствовали элементы костюмов XIX и начала XX веков, но главным символом были питающие груди, которые уходят своими корнями в древние культы плодородия и родового почитания Роженицы.

Весь мир животных и птиц сопровождал понятие «небо-солнце» и кормильца земли Великой Матери. Кукушка, сопровождаемая другими животными и птицами, предстает в виде глиняной женской фигурки, которая символизирует богиню-покровительницу.

Мастерицы чернышенского промысла создавали красивые работы, которые сейчас хранятся в музеях страны и за рубежом. Этот промысел просуществовал до начала нашего столетия и был популярен среди местных жителей.

Деревня Чернышено, расположенная в Орловской области, известна своим народным промыслом — глиняными игрушками. С течением времени производство игрушек в деревне стало снижаться, но благодаря народным мастерам, оно было возрождено.

В 1930-х годах женщины деревни, такие как Чумичева П.П, Фомина МЛ., Клинина П.П., Аленкина Т.П., начали лепить игрушки. После войны, производством игрушек занимались Афанасова А.Х. и Шеляева ЕД. до 1950-х годов.

В настоящее время народным мастером чернышенского промысла является Фролова Наталья Николаева, а ее дочь Аня вновь начала лепить игрушки Афанасова Анна Харитоновна. Их работы были представлены на выставках и фестивалях не только в России, но и в Германии, Франции, Италии, Норвегии и США.

Современные мастера считают, что глина оживает только у людей с доброй душой, а не любит людей с холодным сердцем и горячими руками. Они утверждают, что только люди, которые относятся к глине с любовью и заботой, могут создать красивые и прочные изделия.

В заключение, разработанная экскурсия по чернышенскому промыслу представляет собой уникальную возможность познакомиться с народным искусством Орловской области. Народные промыслы, такие как глиняные игрушки, орловский спис, народный костюм, ливенская гармошка и тряпичная кукла, являются неотъемлемой частью культуры и творчества мастеров региона. Проведение подобных экскурсий является важным и актуальным, так как они способствуют возрождению интереса к народному искусству и позволяют людям насладиться красотой и уникальностью ручной работы.

К итогам работы можно отнести вывод о том, что данную категорию людей нельзя перегружать обилием объектов и широким историческим материалом. Полученный материал, необходимо закреплять, с помощью разнообразных заданий, конкурсов, вопросов, что повышает у экскурсантов их познавательную деятельность.

Экскурсия получилась довольно интересной для школьников, так как маршрут не сложный, а объекты интересные, также в дальнейшем возможна разработка и использование этой экскурсии для других категорий населения, так как для них эта экскурсия тоже покажется весьма познавательной и увлекательной. Школьников и студентов данная экскурсия может стимулировать заняться искусством и рукоделием. Для людей более старших возрастных категорий данная экскурсия может открыть новые горизонты для инвестиций. Так же эта экскурсия будет интересна работникам музеев и людям которые сами занимаются народными промыслами или заинтересованы в их восстановлении. Основные сложности, возникшие в ходе создания экскурсии – это недостаток материала, по данным объектам, отдаленность от места экскурсии и не проработанность темы до конца. На примере данной экскурсии, мы научились разрабатывать новую экскурсию, применять методические приемы показа и рассказа, составлять маршрут экскурсии, систематизировать информацию, и применять ее на практике, а также получили практические навыки в сфере информационно- экскурсионной деятельности предприятий туризма.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/narodnoe-hudojestvennoe-tvorchestvo-orlovskoy-oblasti/

  1. Артёмова Е.Н., Козлова В.А. Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма [Текст]: Учебное пособие для вузов / Е.Н. Артемова, В.А. Козлова. – Орёл: ОрёлГТУ. – 2003

  2. Чернышенские»тетерошники»[Текст] / Статья в газете «Художник России» №15(29) 16-30 сентября 1994г. ст.4. Н. ФРОЛОВА, народный мастер, член Союза художников России.

  3. Игорь Лузянин [Текст] / Орловская правда -18 сентября 2004 г.

  4. Уткин П.И. Королева Н.С. Народные художественные промыслы. [Текст] / Уткин П.И- М.– 1992. – с.160

  5. Народные художественные промыслы. [Текст] / Под. ред. Поповой О.С. – М., 1984. – с.191

  6. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры[Текст] / Некрасова М.А. – М., 1983. – с.343

  7. История развития народных промыслов [Электронный ресурс] // История развития народных промыслов — Режим доступа: http://archvuz.ru/

  8. Народные промыслы [Электронный ресурс] // Экскурсионные поездки и отдых на Орловщине — Режим доступа:

  9. И дольше века длится нить [Электронный ресурс] // «Мир и музей» — Режим доступа: http://www.amr-museum.ru/

  10. История развития русского кружева [Электронный ресурс] // Образование и общество- Режим доступа: http://onlyexclusive.ru/