Театральное искусство Башкортостана

Курсовая работа

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В БАШКОРТОСТАНЕ

Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Его зачинателями стали политические ссыльные. Уже в 70-х гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драматических кружков, в том числе крепостные театры[2].

В то время театральное искусство имело большую значимость и влияние на общество. Оно способствовало раскрытию социальных проблем и вызывало обсуждение общественного переустройства. История Башкортостана свидетельствует о многих значимых событиях, связанных с развитием театра в регионе.

Важную роль в развитии театрального искусства Башкортостана сыграли любительские театры, которые возникли благодаря политическим ссыльным. В конце 18 века, польские конфедераты, которые были сосланы в Оренбургскую губернию, организовали несколько драматических кружков в Уфе и других городах региона, включая крепостные театры[2].

Театральное искусство в то время играло важную роль в обществе, вызывая обсуждение социальных проблем и необходимости изменений. История Башкортостана свидетельствует о множестве событий, связанных с развитием театра в регионе.

В 1-й трети 19 века началось поступательное развитие любительского театра в Башкирии. В городах Уфе, Стерлитамаке, Бирске и Белебее были учреждены художественные объединения, которые стали основой для дальнейшего развития театрального искусства в регионе.

Однако настоящий взрыв любительского театра произошел в 1919-1921 годах. В это время в городах, крепостных поселках, предприятиях и воинских формированиях существовали различные театральные художественные коллективы, которые активно развивались и привлекали все большее количество зрителей.

Профессиональный русский театр в Башкирии начал свое существование с антрепризы известного театрального деятеля П.А. Соколова в 1841-1843 годах. В рамках этой антрепризы были поставлены такие известные произведения, как «Ревизор» Н.В. Гоголя и опера «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского.

На рубеже 19-20 веков широко развертывалась гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и других городах Башкирии. Это способствовало распространению театрального искусства и повышению его значимости в регионе.

10 стр., 4624 слов

Роль и значение театрального костюма в искусстве сцены

... театрального искусства. Роль и значение театрального костюма в искусстве сцены 1.1. Театр как искусство Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное ... всей своей истории театр использует магию костюма, существующую, впрочем, ... театральному зданию. Театры обычно строились на центральной площади города; ...

В разное время профессиональные театры БАССР сложились в городах Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Башкирской государственной филармонии. В настоящее время русский национальный театр в Башкортостане представлен коллективами Республиканского русского театра, Русского драматического театра, Театрального объединения города Стерлитамака, а также русскими труппами Национального молодежного театра РБ и Башкирского театра кукол.

Особую страницу в истории русского театра в Башкортостане составляет музыкальный театр, известный как Театр оперы и балета.

Башкирский национальный театр в своем историческом развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х гг. В.Г.Иманский и его «Товарищество» апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологии, принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены.

В 1919-1924 складывается театрального система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последователей реализма до экспрессионизма и конструктивизма. В центре системы — учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических работах и художественной практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности других творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра.

С конца 20-х гг. областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию национального своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 декабря 1931 Башкирский обком ВКП(б) принимает «Резолюцию о развитии башкирского национального театра». Документ положил начало «пролетарской классовой линии» в искусстве Башкортостана, «беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции», обернувшихся унификацией творческого облика театра, искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями народного искусства еще не были катастрофическими.

Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и, главным образом, К.С.Станиславского, проводником которых становится М.А.Магадеев — «реформатор башкирского театра». Объявив о своей приверженности соцреализму, башкирский театр практикует метод и поэтику социально-психологического реализма школы Станиславского. Краткие постановки середины 30-х гг. составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического.

4 стр., 1690 слов

Музыкальная культура в Башкортостане

... спектаклей Башкирского академического театра драмы участвовали башкирские композиторы Х.К.Ибрагимов, М.М.Валеев, кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов. Становление исполнительного искусства в Башкортостане связано с деятельностью выдающихся башкирских ... Начиная с 20-х гг. XX в. музыкальная культура Башкортостана вступает в новую стадию развития: активно развивается профессиональная ...

Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-1938 и 1946-1948, когда политические репрессии против деятелей сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетические ценности. Полнота художественного мышления стала возвращаться в театр с середины 50-х гг. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм «воинствующего гуманизма» во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры.

Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна среди них концепция синтетического театра, совмещающего в себе творческие факторы реализма, мифологии и модернизма. Она вызревала исподволь и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве режиссера Ш.Муртазиной, приобрела статус кредо в искусстве режиссера Р.Исрафилова, сценографа Т.Еникеева, композитора М.Ахметова, С.Низамутдинова и других деятелей сцены Башкортостана, в ключевых произведениях всех творческих коллективов республики.

Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв., формировался и развивался под благотворным влиянием русской театральной культуры. Первый спектакль первой профессиональной труппы под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского «Ученые и невежды», как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье…». Труппа, выступившая под названием «Мусульманская драма и мелодрама», дала начало основным театральным объединениям края. Это, прежде всего, «Сайяр», «Hyp» (Театр «Hyp») и труппа Муртазина-Иманского «Ширкэт», творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М.Файзи, утвердившего в татарской, а затем и в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После Октябрьской революции красные силы татарского театра были сосредоточены в труппах Уфы и Стерлитамака и составили часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров, распущенных с началом Великой Отечественной войны. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива – Уфимский татарский государственный театр «Hyp» и Туймазинский драматический театр.

ГЛАВА 2. ТЕАТРЫ БАШКОРТОСТАНА

2.1 Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури.

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури был образован 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, прежней столице БАССР. Первый художественный руководитель и директор — известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане В.Г.Муртазин-Иманский.

Первый спектакль БГАТД – драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” был поставлен Муртазиным-Иманским в декабре 1919 г.

В 1935 г. Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.

6 стр., 2829 слов

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

... театр драмы имени народного поэта Башкортостана Мажита Гафури (далее – БГТД, БАТД) учрежден 4 декабря 1919 года ... воплощения автором) и режиссерского сочинения спектакля. Искусство представления и искусство ... чувства, неподвластные никакому анализу".<Кнебель М.О. О том, что мне кажется ... Уфу стерлитамакская труппа сливается с татаро-башкирской труппой Уфимского государственного Показательного театра. ...

В 1970 году театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1971 году театру было присвоено имя Мажита Гафури.

История БАТД им. М. Гафури

Период с 1955 по 1985 годы был отмечен возрождением сильных гуманистических традиций академической труппы Башкортостана. В этот период театр активно демонстрировал свою способность быть на гребне нравственного и эстетического развития человечества. В БАТД им. М. Гафури работали такие режиссеры, как В.Г. Галимов, Ш.М. Муртазина, Л.В. Валиев, Р.В. Исрафилов, В. Сайфуллин и другие.

Воспитанники уфимской театральной школы также оказывали заметное влияние на развитие театра. Они способствовали раскрепощению художественной мысли в искусстве и совершенствованию профессиональной сценической речи.

Впоследствии БАТД им. М. Гафури пережил великую театральную эпоху, связанную с именем его создателей и творчеством последующих поколений. Однако в 90-е годы театр пережил трудные времена, а в начале 2000-х работал без штатного режиссера.

В 2003 году вернулись Рустем Хакимов и Айрат Абушахманов, окончив учебу в Российской академии театрального искусства. Айрат Абушахманов заявил о себе как о режиссере с дипломным спектаклем «Долгое – долгое детство» по повести Мустая Карима.

Следует отметить, что особое внимание заслуживает театральная версия романа Кэна Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» в постановке А. Абушахманова. Спектакль был абсолютным фаворитом в 2006 году, удостоен гран-при IV Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль». Двумя годами позже спектакль был выдвинут на Национальную театральную Премию – Фестиваль «Золотая маска» и был представлен по четырем номинациям («Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль»).

Башкирский спектакль по американскому роману Кэна Кизи представлял академический театр на IХ Всероссийском фестивале «Реальный театр» в 2007 году. Зрители в Нижнем Новгороде высоко оценили его. А в 2009 году спектакль был представлен на Международном фестивале театрального искусства «Панорама» в г. Минск.

Исследование репертуара театра им. М.Гафури

Театр им. М.Гафури — один из старейших театров Башкортостана, имеющий более чем семидесятилетнюю историю. В исследовании рассматривается репертуар театра на национальном и мировом уровне.

Национальный репертуар

В обширном репертуаре театра преобладает национальная драматургия. Наиболее популярными среди зрителей являются «Урал-батыр» — народный эпос, романтическая трагедия И.Юмагулова «Нэркэс», драма У.Галиева «Жизнь еще впереди», мелодрама Ф.Булякова «Голубушки мои», комедия Н.Гаитбаева «Любви все возрасты покорны», драма А.Атнабаева «Дети мои», эпизоды из деревенской жизни Т.Миннуллина «Мулла» и романтическая музыкальная драма М.Бурангулова «Шаурэкэй» А.Абушахманова.

Мировой репертуар

Театр им. М.Гафури также известен своим воспроизведением мирового репертуара. На сцене были представлены следующие произведения:

1 стр., 477 слов

Сочинение музыка в театре

... на прогресс будут посещать театры и наслаждаться замечательными представлениями. Чем больший интерес вызывает спектакль, тем больше популярность у театра и конечно же зритель пойдет именно в это культурное место. В театре ... постановки в театре спектакля имеется и костюмер с приличным количеством костюмов. Для создания нужной атмосферы подбираются декорации, соответствующая музыка, свет. Все это в ...

  • «В сегодняшний, так сказать день…» А.Чехова;
  • комедия Р.Шарта «Мою жену зовут Морис»;
  • психологический триллер К.Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»;
  • современная притча Р.Вальсера «Институт Бенжамента».

Исторические события

Театр им. М.Гафури не раз оставался свидетелем исторических событий. Первый раз в истории театра была открыта Малая сцена 8 ноября 2007 года. В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР).

Интересные факты истории театра, полезная информация по репертуару — это невероятно важно для понимания любительского театрального искусства на территориях Башкортостана.