Театральное искусство Башкортостана

Курсовая работа

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни»[1], – писал В.Г. Белинский.

Если в русском театре первой половины XIX века господствующим направлением был сентиментализм, то во второй половине столетия он начал отражать глубокие социальные процессы, которые происходили в стране, обнажать многие темные стороны действительности. Выдающиеся русские драматурги в целом ряде пьес подводили зрителей к мысли о необходимости общественного переустройства.

Крупнейшими театрами страны в то время были московский Малый (1824) и петербургский Александринский (1832).

Но театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в провинции – в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале. Среди наиболее известных и старейших – театры Перми, Уфы, Оренбурга.

Истории Башкортостана посвящено много научных трудов, выпущено много интересных, познавательных книг, рассказывающих об истории нашей республики.

В энциклопедии «Башкортостан» можно найти ответы на многие вопросы. Наиболее ценна эта книга тем, что значительные события и факты освящаются в ней в связи с деятельностью многих известных личностей.

Статья Г. Коваленко «У истоков башкирского театра» рассказывает о нелегком, но славном пути появления театра, о его прошлом, начиная с истоков, о замечательных актерах, игравших на его подмостках.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В БАШКОРТОСТАНЕ

Начальным этапом развития театральной культуры Башкортостана явились любительские театры. Его зачинателями стали политические ссыльные. Уже в 70-х гг. 18 в. польскими конфедератами, сосланными в Оренбургскую губернию, в Уфу и в другие города края было организовано несколько драматических кружков, в том числе крепостные театры[2].

Поступательное развитие любительского театра приводит в 1-й трети 19 века к учреждению художественных объединений в Уфе, Стерлитамаке, Бирске, Белебее. Подлинный взрыв любительского театра наблюдается в 1919-1921. В городах и крепостных поселках, а также на предприятиях и в воинских формированиях существовали театральные художественные коллективы. Профессиональный русский театр в Башкирии берет начало с антрепризы известного театрального деятеля П.А. Соколова (1841-43), где ставились «Ревизор» Н.В. Гоголя, опера «Аскольдова могила» А.Н.Верстовского. На рубеже 19 — 20 вв. широко развертывается гастрольная деятельность столичных театров в Уфе и губернии.

15 стр., 7098 слов

История культуры Башкортостана

... театральная жизнь, конечно, не ограничивалась Москвой и Петербургом. Было много хороших театров и в провинции - в Киеве, Харькове, Ростове, Саратове. Были театры и на Урале. Среди наиболее известных ... и старейших - театры Перми, Уфы, Оренбурга. Истории Южного Урала посвящено много научных трудов, выпущено ...

Профессиональные театры БАССР сложились в разное время в Бирске, Белорецке, Стерлитамаке, а также при Башкирской государственной филармонии. В настоящее время русский национальный театр представлен коллективами Республиканского русского театра, Русского драматического театра, Театрального объединения города Стерлитамака, русскими труппами Национального молодежного театра РБ и Башкирского театра кукол. Особую страницу истории русского театра в Башкортостане составляет музыкальный театр (Театр оперы и балета).

Башкирский национальный театр в своем историческом развитии отражает целостный образ и особенности театральной культуры края. Уже в 10-х гг. В.Г.Иманский и его «Товарищество» апеллируют к традиционным ценностям башкирской национальной культуры и осваивают формы народного исполнительства. Эпические и исторические сюжеты и обрядовые формы народной культуры привносят в театр методологии, принципы и поэтику народного театра. Становление национальной драматургии углубляет процесс формирования самобытной эстетики башкирской сцены. В 1919-1924 складывается театрального система Иманского, реализованная в деятельности Башкирского передвижного театра. Она представляла широкий творческий метод, объединяющий разнообразные художественно-эстетические и поэтико-стилевые начала от последователей реализма до экспрессионизма и конструктивизма. В центре системы — учение о художественном ансамбле как театрально-сценическом отражении народного обряда. Взгляды Иманского нашли отклик в теоретических работах и художественной практике И.Зайни, Г.Мингажева, Б.Юсуповой, Г.Альмухаметова, Ф.Гаскарова. В общей форме они вошли в принципы и нормы художественной деятельности других творческих коллективов республики, в частности, Сибайского театра драмы, Салаватского драматического театра.

С конца 20-х гг. областная партийная организация предпринимает ряд акций, направленных на нейтрализацию театрального искусства в Германии и России начала ХХ века">национального своеобразия театральной культуры Башкортостана. 15 декабря 1931 Башкирский обком ВКП(б) принимает «Резолюцию о развитии башкирского национального театра». Документ положил начало «пролетарской классовой линии» в искусстве Башкортостана, «беспощадной борьбе против реакционно-националистической тенденции»[3], обернувшихся унификацией творческого облика театра, искоренением наиболее самобытных форм национального театра. Разрывы в линии связей театра как с мировым художественным процессом, так и традициями народного искусства еще не были катастрофическими. Достоянием башкирского театра непосредственно становится круг эстетических доктрин А.Я.Таирова, В.Э.Мейерхольда и, главным образом, К.С.Станиславского, проводником которых становится М.А.Магадеев — «реформатор башкирского театра». Объявив о своей приверженности соцреализму, башкирский театр практикует метод и поэтику социально-психологического реализма школы Станиславского. Краткие постановки середины 30-х гг. составили славу национального театра в целом, а Башкирскому государственному театру драмы принесли звание академического.

7 стр., 3467 слов

История театров Башкортостана

... — Башкирский государственный академический театр драмы им. М.Гафури, Башкирский государственный театр оперы и балета, Государственный академический русский драматический театр, Уфимский государственный татарский театр «Hyp», а также имеющие башкирскую и русскую труппы Национальный молодежный театр им. М.Карима и Башкирский государственный театр кукол. В ...

Жестокий урон театральной культуре Башкортостана был нанесен в 1937-1938 и 1946-1948, когда политические репрессии против деятелей сцены сомкнулись с разрушительной атакой на ее эстетические ценности. Полнота художественного мышления стала возвращаться в театр с середины 50-х гг. Разнообразие жизненных тем, отказ от наиболее ортодоксальных нормативов соцреализма и норм «воинствующего гуманизма» во имя просто гуманизма, ознакомление с современными теориями мирового искусства всесторонне подняли уровень сценической культуры. Распад коммунистической системы толкнул театр Башкортостана на самобытные поэтические решения, в которых стали вызревать новые эстетические концепции. Наиболее плодотворна среди них концепция синтетического театра, совмещающего в себе творческие факторы реализма, мифологии и модернизма. Она вызревала исподволь и нашла конкретное выражение в драматургии М.Карима, проявилась в творчестве режиссера Ш.Муртазиной, приобрела статус кредо в искусстве режиссера Р.Исрафилова, сценографа Т.Еникеева, композитора М.Ахметова, С.Низамутдинова и других деятелей сцены Башкортостана, в ключевых произведениях всех творческих коллективов республики.

Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже 19-20 вв., формировался и развивался под благотворным влиянием русской театральной культуры. Первый спектакль первой профессиональный труппы под руководством И.Б.Кудашева-Ашкадарского «Ученые и невежды», как и многие другие произведения раннего периода, являлся переводом и переделкой комедии А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье…». Труппа, выступившая под названием «Мусульманская драма и мелодрама», дала начало основным театральным объединениям края. Это, прежде всего, «Сайяр», «Hyp» (Театр «Hyp») и труппа Муртазина-Иманского «Ширкэт», творчество которых сыграло роль в становлении как татарского, так и башкирского театра. Движение в сторону поэтического синтеза предстало в творчестве М.Файзи, утвердившего в татарской, а затем и в башкирской драматургии жанр музыкальной мелодрамы. После Октябрьской революции красные силы татарского театра были сосредоточены в труппах Уфы и Стерлитамака и составили часть художественной традиции башкирской национальной сцены. Дальнейшая история татарского театра в Башкирии прерывиста. В 30-е гг. в республике было организовано несколько колхозно-совхозных театров, распущенных с началом Великой Отечественной войны. В начале 90-х созданы 2 татарских сценических коллектива – Уфимский татарский государственный театр «Hyp» и Туймазинский драматический театр.

ГЛАВА 2. ТЕАТРЫ БАШКОРТОСТАНА

2.1 Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури.

Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури образован 4 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке, прежней столице БАССР. Первый художественный руководитель и директор — известный в театральном мире России начала ХХ в. актер и режиссер, основатель первых сценических объединений в Башкортостане В.Г.Муртазин-Иманский.

24 стр., 11636 слов

Развитие театра в России

... искусств завершились созданием Актерского отделения СГУ. К 2007 году состоялось три набора на театральное отделение, два поколения студентов уже работают на сцене театра. Глава 1 Первый государственный профессиональный театр ... средствах спектакли русского театра не уступали западноевропейским. Каждый спектакль имел ... театр, которые в своем развитии опирались на опыт высокоразвитого школьного театра ...

Первый спектакль БГАТД – драматическая хроника поэта и драматурга Ф.Сулейманова-Инана “Богатырь Салават” поставлен Муртазиным-Иманским в декабре 1919 г.

В 1935 г. Башкирскому государственному театру драмы присвоено звание академического.

В 1970 году театр награждается орденом Трудового Красного Знамени.

В 1971 году театру присваивается имя Мажита Гафури.

1955-1985 гг. – время возрождения сильных гуманистических традиций академической труппы Башкортостана и демонстрации ее способности быть на гребне нравственного и эстетического развития человечества. В обозначенные годы в БАТД им. М.Гафури работали режиссеры В.Г.Галимов, Ш.М.Муртазина, Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов, В.Сайфуллин и другие

Раскрепощению художественной мысли в искусстве, совершенствованию профессиональной сценической речи в большой степени способствовали воспитанники уфимской театральной школы.

Таким образом, БАТД им. М. Гафури пережил великую театральную эпоху, связанную с именем его создателей и творчеством последующих поколений.

К сожалению, театр пережил горькие года 90-х и годы работы без штатного режиссера в начале 2000-х.

В 2003 году, окончив учебу в Российской академии театрального искусства, вернулись Рустем Хакимов и Айрат Абушахманов.

В 2005 году Айрат Абушахманов назначается главным режиссером БАТД им. М. Гафури, заявив о себе как о режиссер в 2003 году дипломным спектаклем «Долгое – долгое детство» по одноименной повести Мустая Карима.

Особого внимания заслуживает театральная версия романа К.Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» в постановке А.Абушахманова. Ставший абсолютным фаворитом спектакль в 2006 году был удостоен Гран-при IV Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль». А двумя годами позже, спектакль был выдвинут на Национальную театральную Премию – Фестиваль «Золотая маска» по четырем номинациям («Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль» (Х.Утяшев, А.Амиров).

Башкирский спектакль по американскому роману К.Кизи представлял академический театр на IХ Всероссийском фестивале «Реальный театр» в 2007 году, где его высоко оценили зрители Нижнего Новгорода. А в 2009 году он был представлен на Международном фестивале театрального искусства «Панорама» (г.Минск)

Отметим, что в обширном репертуаре театра им. М.Гафури преобладает национальная драматургия. Огромную любовь у зрителей вызывают такие спектакли как народный эпос «Урал-батыр», романтическая трагедия И.Юмагулова «Нэркэс», драма У.Галиева «Жизнь еще впереди», мелодрама Ф.Булякова «Голубушки мои», комедия Н.Гаитбаева «Любви все возрасты покорны», драма А.Атнабаева «Дети мои», эпизоды из деревенской жизни Т.Миннуллина «Мулла» и романтическая музыкальная драма М.Бурангулова «Шаурэкэй» А.Абушахманова.

Свое место в репертуаре имеют спектакли как по русским — «В сегодняшний, так сказать день…» А.Чехова, так и зарубежным произведениям — комедия Р.Шарта «Мою жену зовут Морис», психологический триллер К.Кизи « Пролетая над гнездом кукушки», современная притча Р.Вальсера «Институт Бенжамента»).

Впервые на сцене БАТД поставлен спектакль по великому башкирскому эпосу «Урал батыр» (2005-06гг., режиссер Р.Хакимов).

6 стр., 2829 слов

Башкирский академический театр драмы имени Мажита Гафури

... БАТД в обозначенные годы возглавляют последовательно режиссеры В.Г.Галимов, Л.В.Валиев, Р.В.Исрафилов. На вершины периода приходится расцвет искусства режиссера Ш.М.Муртазиной, определившей существенные линии обновления художественно-эстетической сокровищницы театра. Точно с трагедийных спектаклей ... и режиссерского сочинения спектакля. Искусство представления и искусство переживания редко ...

8 ноября 2007 года навсегда впишется в летопись БАТД как день открытия (впервые в истории театра ) Малой сцены.

В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР)