Театр как вида искусства

Курсовая работа

Театр – учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.

Как известно, театр как вид искусства делится на несколько направлений – музыкальный, кукольный, драматический, балет, сегодня бурно развивается театр пластики.

Основными видами деятельности театра являются: подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений; организация гастролей, концертов; проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов и др.

Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.

Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники.

Так, например, научные разработки психологии легли в основу актерского и режиссерского творчества, так же, как и исследования в области семиотики, истории, социологии, физиологии и медицины (в частности, в обучении сценической речи и сценическому движению).

Развитие разных отраслей техники дают возможность усовершенствованию и переходу на новый уровень машинерии сцены; звуковому и шумовому хозяйству театра; световой аппаратуры; возникновению новых сценических эффектов (например, дым на сцене и пр.).

Перефразируя известное изречение Мольера, можно сказать, что театр «берет свое добро там, где его находит». Отсюда – следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса.

Речь идет не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля).

В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель, чье восприятие корректирует и трансформирует спектакль, по-разному расставляя акценты и порой кардинально меняя общий смысл и идею представления. Театральный спектакль без зрителя невозможен – уже само название театра связано со зрительскими местами. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, вне зависимости от того, осознается это публикой или нет. Отсюда и следующая особенность театрального искусства – его сиюминутность: каждый спектакль существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности.

7 стр., 3302 слов

Театральное искусство начала XXI века: особенности постановок ...

... театрального искусства, так как любой спектакль невозможен без участия (в данном случае ограниченного физическим присутствием) зрителей. Спектакль чутко реагирует на любые изменения в зрительном зале, и может трансформироваться в ... к «высокому» в плоскость поступка. Зритель в таком театре получает не ... с XVIII века, когда в Италии закрепилась модель организации театрального пространства, известная ...

Так, в цирке, при требовании артистизма участников представления, основополагающим фактором все же становится техническая чистота трюка: ее нарушение несет опасность для жизни циркового артиста, вне зависимости от присутствия или отсутствия зрителей. В принципиальном активном соавторстве со зрительской аудиторией находится, пожалуй, лишь один цирковой артист – клоун. Отсюда и пошло развитие одного из видов театра, театральной клоунады, которая развивается по законам, близким к цирковым, но все же иным: общетеатральным.

Исполнительское же музыкальное и вокальное искусство с развитием техники аудиозаписи получило возможность фиксации и дальнейшего многократного воспроизведения, идентичного первоначальному. А вот адекватная видеозапись театрального спектакля в принципе невозможна: действие нередко развивается одномоментно в разных частях сцены, что придает объем происходящему и формирует гамму тонов и полутонов сценической атмосферы.

При крупных планах съемки нюансы общей сценической жизни остаются за кадром; общие же планы слишком мелки и не могут передать всех деталей. Не случайно творческими удачами становятся лишь режиссерские, авторские телевизионные или кинематографические версии театральных спектаклей, сделанные по кросскультурным законам. Это как с литературным переводом: сухая фиксация театрального спектакля на пленку аналогична подстрочнику: вроде бы все верно, но магия искусства пропадает.

В настоящее время обществом осознается необходимость придания нового качества русскому театру – сейчас на страницах российской печати много спорят об этом. Говорят о том, что цивилизация стала взрослой и потому не верит «представлениям» режиссеров и художников, поскольку в XX веке произошел страшный разрыв между интеллектуальным развитием человечества, технологии и науки с одной стороны, и старыми формами в искусстве, с другой, что привело к упадку искусства.

В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.

Каждый педагог – режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: «…мало изучить «систему», надо на ее основе придумать свою».

12 стр., 5917 слов

По по Истории культуры и искусства : «Театрально-декорационная ...

... театрально-декорационного искусства. В истории театрально-декорационной живописи XX столетия мастера «Мира искусства» сыграли выдающуюся роль, значение которой не ограничено пределами национальной изобразительной культуры. В данной курсовой работе ... работе объект исследования – деятельность Предмет исследования – Задачи исследования: ... художника русского театра 20 века ... стилям, ностальгия по ушедшим ...

Все выше изложенное обусловливает актуальность темы курсовой работы.

Цель теоретической части курсовой работы – рассмотреть театр как вид искусства и его специфические особенности.

Тема экспериментального исследования – изучение опыта режиссера-педагога по развитию изобразительных способностей ребенка в композиционном построении рисунка по сюжету кукольного спектакля.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках театра в младших классах.

Предмет исследования – использование разных видов кукольного театра в развитии композиционного строения рисунков детей в младших классах.

Цель исследования – изучение и выяснение развития композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Гипотеза исследования в экспериментальной части курсовой работы: использование интегрированного художественного образа кукольного спектакля и его эмоционально-эстетических средств влияет на формирование изобразительных способностей ребенка.

Заключение (выдержка)

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра – драматургия. Вместе с тем театр синтетичен, включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр – коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.

Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра – драматургия.

Вместе с тем театр синтетичен, включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино, музыку, танец. Театр – коллективное творчество: в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера.

На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель часто объединялись в одном лице. Но в дальнейшем основным принципом спектакля становится ансамбль. Во главе коллектива, создающего спектакль, выделяется режиссер.

Он руководит труппой, истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и направляет весь его ход. «Строительный материал» театрального образа – живой человек, актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт.

Через актера воплощаются замыслы драматурга и режиссера. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Декорации создают на сцене интерьер комнаты, пейзаж, вид городской улицы, но все это останется мертвой бутафорией, если актер не одухотворит вещи правдой своего сценического поведения.

И наоборот, самые общие обозначения окружающей среды (вплоть до простых дощечек с надписью «сад», «лес», «дворец», как это было в театре Шекспира) заживут художественной жизнью, если актер перевоплотится в персонажа пьесы и будет действовать на сцене как человек в предлагаемых обстоятельствах.

36 стр., 17565 слов

Народный театр как средство воспитания школьников

... тема дипломной работы становится актуальной в теоретическом и практическом аспектах. «Народный театр как средство воспитания школьников». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования ... детей и снижению их утомляемости. Вследствие этого создание школьного фольклорного (народного) театра ... организованное и неорганизованное воспитание, на наш взгляд, следует считать ...

Актерское мастерство требует особого таланта – наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикция, интонационное разнообразие, мимика, пластика, жест).

Полученные нами в ходе эксперимента материалы позволяют заключить, что основа формирования композиционных умений и навыков в отражении сюжетов кукольных спектаклей лежит в умении наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей – сознательном использовании выразительных средств изобразительной деятельности.

В процессе экспериментальной работы мы обнаружили, что спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Интенсивное эмоциональное воздействие, высокий художественный уровень спектакля приводит к интересным и многообразным изображениям в детских рисунках.

Итак, исследования, направленные на выяснение эффективности показа спектакля кукольного театра в развитии композиционного построения рисунков детей, подтверждают, что дети, овладевая театральным искусством, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами. Таким образом, кукольный театр способен выполнять важнейшие функции: познавательную, гедонистическую, суггестивную, преобразовательную, социализирующую, композиционную и т.д. Он помогает ребенку острее чувствовать происходящее, обогащает мир его душевных переживаний.

Рисунки детей, у которых сформированы артистические навыки в плане переживания и воплощения образа, отличаются разнообразием, выразительностью: по характеру реализации замысла, успешности выполнения рисунка путем применения выразительных средств изобразительной деятельности.

Экспериментальные исследования, направленные на выяснение значения эффективности интегрированного художественного образа кукольного спектакля, его эмоционально-эстетических средств, подтверждают овладение детьми более сложными сюжетными композициями в рисовании.

Выработанные нами игровые упражнения и задания, направленные на развитие творчества детей вызывают у детей, как к интуитивным, так и преднамеренным, как к самостоятельным, так и подражательным действиям.