Орнамент — часть общей материальной культуры общества

Курсовая работа

Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, — символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия) и др. В орнаменте романики преобладала вязь (мотив плетенки) [1, 62].

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими инициалами: заглавной буквой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного. На полях часты рисунки христианских символов: крест, голубь и т.д. Англо-ирландские рукописи заполняет плетенка, мотивы которой восходят еще к дохристианскому времени, когда они имели магическое значение. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки.

Итак, Для романского орнаментального искусства характерна узорность, языческая фантастика, животный эпос, любовь к ярким краскам. Мотивы орнамента заимствованы из архитектурных.

Готический орнамент

В период готики наступает расцвет книжного искусства. XIII-XV вв. -время создания больших скрипториев, уже не монастырских, а городских, большого числа светских книг (романы, назидательные христианские истории, басни и пр.), часословы и псалтыри. Отметим, что орнамент меняет свой характер. Мотивы его те же — растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой, отсюда знаменитые готические розетки, трилистники и квадрифолии.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В этот период был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери [1, 64]. Также широко использовались и архитектурные мотивы. Например, боковые стенки сундуков покрывала богатая резьба, передающая мотивы каменных переплетов готических окон и другие детали архитектурной отделки зданий.

16 стр., 7668 слов

Поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней. 2. ...

... Блоку» и «Ахматовой». Цель данной работы – рассмотреть «отдать и отнять» в поэтическом мире М. Цветаевой. Задачи: рассмотреть мотив «отдачи» в раннем творчестве; выявить основные мотивы в творчестве М.И.Цветаевой; рассмотреть последний период ...

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, — листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т.д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей).

Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения — орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.).

[1, 65].

Итак, средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени [1, 65].

Орнамент эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В нем много всевозможных реальных мотивов, существ, которые находятся в постоянном активном действии, создают некую игру в действительность, не имеющую никакого практического смысла. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. «В этом орнаменте — чего, кстати сказать, совершенно не было в его позднеантичном предтече, несмотря на всю развращенность римских нравов, отчетливо выразившуюся в «большом» искусстве — наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса» [1, 72].

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра, ставшая своеобразным пособием для художников. Гравюрные серии назывались: «Изображения масок разных фасонов, очень полезные для живописцев, ювелиров, камнерезов, стеклодувов и скульпторов…», «Различные орнаменты, пригодные для архитектуры, живописи, столярного и слесарного ремесел и других искусств», «Многочисленные идеи, полезные архитекторам, живописцам, скульпторам, садовникам и прочим…» [7, 123].

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по-итальянски «la grottesca» — гротеск («grottf», т.е. грот, подземелье).

Этот орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остроумен и забавен, но он таит большие возможности» [1: 78].

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, ... своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена ...

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса становится раковина — символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш — элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы и т.п. При всем разнообразии вариантов можно повсюду обнаружить фантастически трактованные глаза, уши, нос и широко открытый рот, обычно прорезанный насквозь [7, 50]. В Голландии и Фландрии орнамент тяготеет к простоте. Преобладает геометрический узор, чаще всего шахматный.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись тлзнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Таким образом, в XVI в сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европы. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Барокко и рококо

Художественная культура XVII—XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве.

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные мотивы акантового листа, пальметты, раковины. Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства — появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. В Германии XVII – XVIII вв. на мебели встречается орнамент, имитирующий складки ушной раковины, так называемый ормушлем. Широко применяют орнаментальную инкрустацию.

11 стр., 5464 слов

Общая характеристика стиля рококо

... интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка ... эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных ... стиля рококо стал Шинуазри (от фр. chinois - китайский), использующий мотивы и ... рококо, было особенно сильным в середине 18 века, проявляясь главным образом в отделке интерьеров дворцов, лепном декоре ...

Классицизм, ампир

В XVII — начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали культура Древнего Египта, античность, Возрождение. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др. Орнамент этого стиля отличают строгие, повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии. Стиль рококо не прошел бесследно, обогатив античный орнамент реалистически трактованными цветами и ветвями. Так же обращаются и к античным формам: меандры, нити жемчужника, широко применяют ионики, сухарики, розетки, медальоны, стилизованные листья аканта, а также изображения военных атрибутов, грифонов, ваз и курильниц. Большое место в орнаменте занимают растительные мотивы, цветы, букеты, гирлянды и венки. Получают распространение композиции типа арабесок.

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы (1798-1799гг.), принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, стройные кариатиды с головами негритянок и спеленутыми ступнями ног, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы, пальметки, рога изобилия и инициал Наполеона N. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Таким образом, оба стиля насыщаются античными мотивами, но если первый ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, то второй мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, мягок и светел, ампир суров, торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX — начала XX в.

Отношение к орнаменту в разные времена было неоднозначно. Так в XIX столетии он являлся предметом бурной полемики. В связи с развитием промышленности и применением новых пластических материалов многие считали, что орнамент утерял свое значение. Как считает Д. Сарабьянов: «Ситуация с орнаментом, создавшаяся в XIX в., совпадает с той, которая образовалась в области синтеза. В реализме и импрессионизме господствовали станковые формы. Архитектура эклектики действительно обращалась к историческим орнаментам и охотно использовала их, но орнамент не жил в этой архитектуре, он механически насаждался, накладывался на стены. Между тем орнамент изучали, знали его исторические превращения» [4: 84]. Но в настоящее время происходит некоторая реабилитация декора, связанная с возрождением старинных ремесел, художественных промыслов, с повышенным интересом к прошлой культуре народов. Кроме того, в наше время рождаются совершенно новые узоры, создателями и носителями которых становятся различные пространственные конструкции, узоры на подошвах обуви, шинах колес, современные пластические материалы и т. д.

15 стр., 7394 слов

Модерн в русском искусстве

... в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. И орнамент здесь оказался наиболее демонстративным и характерным воплощением новых тенденций. Новизна модерна сразу же оказалась несомненной. Он принес не только свои излюбленные мотивы, ... творчество которых прежде всего определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецова, М. А. Врубель, М.В. Нестеров, ...

Возрождение орнамента произошло в конце XIX — начале XX вв. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн. Эта линия была названа «удар бича». Этот термин появился в результате узора на вышивке портьеры «Альпийские фиалки», созданного по рисунку швейцарского художника Германа Обриста. В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, кто-то из критиков сравнил эти изощренные линии с «яростными изгибами обрушивающегося бича». Воплощением новых стилевых направлений стал орнамент. Но «орнамент модерна не удовлетворялся ролью декоративного обрамления или заполнения пауз, ритмического аккомпанемента к основной теме. В беспокойной назойливости его ритмов, в упорстве, с каким он навязывает зрителю свою изломанную, капризно-нервную возбужденность, есть претензия самому вести эту главную тему, быть прямым и полным выражением меняющегося на рубеже веков ощущения мира. …По поводу модерна можно рискнуть заговорить и о «психологическом» орнаменте, непосредственно откликающемся на душевную жизнь определенного человека» [7. 138].

Таким «психологическим» орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения. Орнамент модерна активно входил во все виды искусства, часто «живопись и графика оказываются воспринимающей стороной, а орнамент — дающей» [7.139].

Большую роль в орнаментализме модерна сыграл чешский художник Альфонс Муха (Мюша).

«Орнаментальная система Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами, обогащающими общий символ моментами графической непосредственности и психического автоматизма. …При помощи изысканных графических средств Муха ведет глаз зрителя через всю сложную систему своих композиций, вводя его внутрь концентрического ядра и снова выводя его наружу, часто к какому-нибудь вещественному атрибуту» [7.140].

14 стр., 6505 слов

Стиль модерн в архитектуре Петербурга

... (новое искусство), в Австрии и Шотландии – геометрическое (венский модерн, школа Глазго), в Германии близкое французскому ар нуво искусство именовали югендштилем, в Италии – либерти, в Польше – «сецессией». В России утвердился термин модерн. В западноевропейском искусствознании обычно ...

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья; мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др. Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, купавки, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон — символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. Одна из особенностей модерна — он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Новые формы орнаментики в 1920—1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»).

В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922г.), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема. Одним из составляющих орнаментики ар деко стал геометрический узор.

Таким образом, к орнаменту в XX в. складывается сложное отношение — его то признавали и использовали в профессиональном искусстве, то отвергали. Активно творчески перерабатывали мотивы народного орнамента, использовали в современных изделиях традиционные национальные декоративные мотивы. В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне.

В заключении можно отметить, что при рождении нового стиля, под влиянием иного понимания красоты, изменениям в первую очередь подвергаются форма, конструкции, силуэт, цвет и ритм произведения, а потом уже орнамент, украшающий его. Однако при определении стилистической принадлежности того или иного художественного произведения именно орнаменту, находящемуся на поверхности предмета, суждено стать главным выразителем стиля. В момент рождения новой орнаментики происходит эмоциональное выражение чувственных личных впечатлений художника или архитектора, связанных с декоративным украшением интерьера, с отображением явлений природы, мотивов народного творчества, с созданием графических композиций.

В завершении хочется привести высказывание Ю. Герчука, который назвал орнамент искусством порядка: «…Орнамент организует вещи нашего практического мира. …Покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия, направляет движение взгляда, соотносит целое с его частями… Орнамент может придать поверхности характер незамкнутого фрагмента, заполняя его равномерной, допускающей бесконечное развитие сеткой, или же четко ограничить ее, обведя по краю бордюром. Он может помочь ориентировать предмет, обозначив его верх и низ, правое и левое направление… Орнамент, подчиненный вещи, скромно исполняющий почти служебную функцию ее тектонической организации, тем не менее, разворачивает на ее поверхности свою собственную художественную тему. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы времени, зримо воплощать глубинные представления своей эпохи о структуре окружающего мира» [1.73]. Такое высказывание о роли орнамента в культуре и искусстве вполне принципиально и справедливо.

24 стр., 11896 слов

Народные ремесла в системе художественного образования

... дипломной работы - совершенствование методики народных ремесел в детской художественной школе, на примере традиционного берестяного промысла. Задачи дипломной работы: Выполнение эскизов комплекта женских аксессуаров. Определить наиболее гармоничную модель аксессуаров. Разработка эскизов орнамента ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык культуры интернационален. Поэтому процесс взаимосвязи, взаимообогащения и сохранения духовной сокровищницы различных народов не случаен, т.к. он является логическим продолжением тесного политического и экономического содружества. Иные краски, звуки, слова, сюжеты, характеры делаются понятными миллионам людей, расширяют художественную палитру искусства, становясь «строительным материалом» будущего.

Орнаментальное искусство является весьма сложным и специфичным. Орнамент не только оформляет поверхность (украшает предмет), акцентируя внимание на той или иной детали, но и обогащает художественно-образный строй произведения искусства. Орнамент, самое главное упорядоченное, наиболее строго «математизированное» из всех искусств. Законы симметрии и ритма проявляются в нём порой с такой железной непреложностью, какая невозможна ни в стихах, ни в танце, ни в музыке. И в то же время орнамент – самое свободное, самое фантастическое искусство. В нём всё возможно – небывалые, немыслимые животные и растения, странные звери с расцветающими хвостами и с лапами, переходящими в упругие ветви, человеческие лица с листвой вместо волос и бород…Такие образы, появись они в любом другом искусстве, вызвали бы обвинение в болезненной изощрённости фантазии, но в орнаменте они живут веками, закреплённые традицией!

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности, ибо стремление человека украшать родилось уже на первых ступенях развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты. В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора.

Что же касается орнаментов нового времени, то в них символический элемент и вовсе не обязателен, да и играет обычно подчинённую, второстепенную роль. Утрата знакового смысла, оказывается не страшна орнаменту. Напротив, именно там, где знаковость отсутствует или хотя бы подавлена, вырождена, стала не существенной, орнаментальный мотив полнее выявляет для нас свои качества именно узора – предмета бессюжетного и бескорыстного любования. Орнамент представляется всего лишь «украшением», подчинённым оформляемому им предмету, растворяющимся в его значении. Отдельное изучение и его духовной сущности, и законов его организации может показаться излишним.

Поскольку орнамент – «украшающее» искусство, в нём обычно не ищут глубокой содержательности. Между тем он, как и любое искусство, по-своему воплощает мировосприятие художника и всего общества, народа и эпохи, не в символах, а в живом ощущении красоты и порядка, гармонической целостности мира. Это чувство мировой гармонии, составляющее образный смысл орнамента, выражается не только выбором и трактовкой декоративных мотивов, но и всем строем узора, ритмами орнаментальной сетки, её ясностью или запутанностью, строгостью или непринуждённостью.

Выбор мотива – это обращение художника к тем сферам, из которых искомая гармония может быть извлечена и которым она должна быть придана. Поэтому содержательны в орнаменте все переходы от астральных знаков к формам животных и растений, от мотивов натурных к отвлечённым, от органических форм к техническим. Не воплощая сами по себе духовную суть орнамента, его мотивы образуют в своей совокупности тот мир, в многообразии которого это искусство развивает свою организующую и возвышающую, облагораживающую работу. Поэтому «расшифровка» древних орнаментов, выяснение происхождения их мотивов, их знакового и магического смысла помогает проникнуть и в художественный мир этих узоров, в секреты своеобразной выразительности уже не читаемых современным глазом символов. Однако такое изучение не заменяет чисто художественного (на первый взгляд, «формального») их познания. Ведь в самой своей упорядоченности, в гармонической красоте форм и ритмов орнамент несёт и утверждает меняющиеся с развитием человечества образы мирового порядка.

7 стр., 3373 слов

Барокко как стиль в западноевропейском искусстве

... теламон (атлант), кариатида, маскарон. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556--1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой ... развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади ...

Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики» [1: 71].

Орнамент – часть нашей духовной жизни, выражающий потребность человека к красоте. Выразив в своих ритмах эмоциональное отношение к жизни, орнаментальное искусство способно быть своеобразным отпечатком психологического склада людей определённой эпохи, нации, социального слоя. Произведения декоративно-прикладного искусства являются для человека неисчерпаемым источником эстетических переживаний и открытий. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия мировой художественной культуры — орнамента способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека. Творческое освоение декоративно-орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Изучение орнамента — особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений. Чувства и мысли, вложенные художником в своё произведение, составляют эмоциональную основу образа предметов декоративно-прикладного искусства, определяют силу художественного воздействия, способную воспитывать и формировать в людях не только вкус, но и лучшие качества.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/goticheskiy-ornament/

1. Емшанова Н. А., Ворончихин Н. С, Орнаменты. Стили. Мотивы Издательский дом «Удмуртский университет». 2003. – 115с.

2. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство.- М.: 1974. — 183с.

3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. «Высшая школа». М.: 2002. – 313с.

13 стр., 6187 слов

Искусство Древнего Востока

... было полное отсутствие каких-либо зримых памятников древней архитектуры и искусства. Истребленные войнами, пожарами и наводнениями они ... служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки ... становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. ...

4. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. Москва. 1994. – 246с.

5. 6. Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей.- М.-Л.: 1934.- 433с.

6. Соболев Н.Н. Русский орнамент: камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка.- М.: 1948.- 173с.

7. Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. — Л.: 1972.- 148с.

8. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. 3-е издание, переработанное и дополненное. М./ Высшая школа./ 1993. – 176 с.

9. www.remesla.ru/теория/ Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки; иллюстрации вышивки на ткани

10. www.textology.ru /орнамент/ А. И. Соболевский. Славяно-русская палеография. Изд. 2.; все иллюстрации орнамента в книгах

11. © 2000 ArtSchool Дизайн © 2000 Студия «Март»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Иллюстрации к 1 главе

1, 2. Сплошной сетчатый или ковровый рапорт

3. Пример ленточного раппорта: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды

4.Геральдический рапорт

Иллюстрации ко 2 главе

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

Каллиграфический орнамент

Анималистический орнамент

Иллюстрации к 3 главе

Первобытный орнамент

а) Орнамент американских индейцев

б) Африканский орнамент

Кельтский орнамент

Египетский орнамент

Орнамент Древней Греции

Орнамент Древнего Рима

Древний Восток. Китай

Древний Восток. Япония

Древний Восток. Индия

Древний Восток. Персия

Древний Восток. Арабский орнамент

Мавританский орнамент

Византийский орнамент

Древнерусский орнамент

Западноевропейский орнамент. Романика

Западноевропейский орнамент. Готика

Западноевропейский орнамент. Возрождение

Западноевропейский орнамент. Барокко

Западноевропейский орнамент. Рококо

Западноевропейский орнамент. Классицизм

Западноевропейский орнамент. Ампир

Западноевропейский орнамент. Модерн

Западноевропейский орнамент. Ар деко

Примеры орнамента в декоративно-прикладном искусстве

Вырезка из бумаги

Декоративные решетки

Инициал

Кружево

Набойка

Товарные знаки

49