«Экологическое воспитание детей»

Курсовая работа

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек — это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Актуальность

и дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Основная задача:

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями и животными, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

18 стр., 8678 слов

Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...

... природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в ... высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, ... в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение ...

Особенности формирования у дошкольников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т. А. Бобылевой, Л. Д. Бобылевой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Салеевой и др.

Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева, Н. М. Мамедова, Л. П. Салеевой, И. Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.

Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А. Н. Захлебного, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, А. В. Миронова.

Большое значение игре, как средству ознакомления дошкольников с природой, в своих исследованиях уделяют следующие педагоги: В.А. Дрязгунова, А.А. Петрикевич, С.Н. Николаева, И.А. Комарова, Г.Н. Казаручик, Л.П. Молодова и др.

Для знакомства детей с сезонными изменениями целесообразно так же использовать методическое пособие Ладутько Л.К., С.В. Шкляр. «Ребенок познает мир природы».

1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

1.1. Какие экологические знания необходимо дать ребенку дошкольного возраста?

Экология — наука комплексная. Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:

17 стр., 8256 слов

Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям ...

... рационального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Адаптация детей группы раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации происходит посредством различных способов, в том числе и средствами музыкальной деятельности. Перед музыкальной деятельностью и образованием в данном ...

  • цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
  • дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
  • знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
  • у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
  • содержание должно отличаться научностью.

    Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;

  • содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
  • экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом;
  • нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;

ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого — физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы.

4 стр., 1630 слов

Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сказок

... на развитие интереса к сочинению самостоятельных сказок. 3,1.Обогащение знаний детей о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать ... режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Игра дошкольников: побуждает детей к общению друг с другом; способствует закреплению навыков пользования ...

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Важно также воспитывать понимание необходимости разумного потребления. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что — либо вокруг себя в лучшую сторону. Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Нужно не забывать и о конструктивном подходе в обучении. Поэтому, рассказывая о каких — либо проблемах, мы обязательно должны подчеркнуть, что может сделать для их решения каждый из нас.

Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Таким образом, именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

2.Основы ознакомления дошкольников с природой.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

13 стр., 6095 слов

Народное декоративно — прикладное искусство, как фактор ...

... Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а предметом декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников. Исходя из актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся в изучении теоретического материала, ...

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пёстрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость, успех, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Гипотеза: если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.

2.1. Организация предметно-игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников.

Для реализации задач программы в дошкольном учреждении формируется предметно-развивающая среда, целью которой является пробуждение интереса ребенка к окружающему миру, желание его познать и принять участие в его формировании.

Экологический центр включает в себя комнатные растения, их паспорта с графическим изображением способов ухода, частотой полива, способом размножения, светолюбивостью. Перечень растений для каждого возраста детей определен учебной программой. Здесь находятся инструменты для рыхления почвы, пересадки, черенкования, опрыскивания и полива растений. Для работы дошкольников приобретаются фартуки с расчетом, что в группе будет как минимум 5 человек. В процессе работы в комнатном цветнике дети ведут наблюдение за ростом цветов, делают простейшие выводы и заключения по поводу процесса формирования растения, определяют решающие факторы в изменении высоты, формы, цвета листьев, образовании бутонов. Рядом можно расположить мини-огород с посадками лука, петрушки, укропа, ягод. Его можно оформить в виде паровозика, сказочной поляны, персонажей из мультфильмов. Наблюдая за развитием и ростом посадок, дошкольники знакомятся с их полезными свойствами, способом употребления и набором витаминов.

30 стр., 14829 слов

Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников

... работы обусловлена значимостью проблемы организации игровой деятельности и её влияния на развитие личности ребенка; а также значением данного процесса в музыкальном воспитании дошкольников. Вышесказанное также определило тему дипломного исследования: «Роль игровой деятельности ...

В экологическом центре может расположиться живой уголок с 2-3 представителями фауны: хомячок, мышка, морская свинка, попугай. В задачи малышей входит каждодневный уход за своими питомцами. Ребята понимают, что без их заботы обитатели уголка могут погибнуть. Между тем, вместе с ними в группе весело и уютно. Занятие-игра с домашними животными учит дошкольников и школьников сопереживанию, трепетному отношению к ним, наблюдательности за тем, как питомцы растут и ухаживают за собой.

Познавательно-практический центр в группе предполагает элементы исследовательской деятельности в понятии «экологическое воспитание», это мини-лаборатория для игр и работы с детьми по разработке собственных проектов, гипотез, открытий.

Оснастить такой центр можно микроскопом, зеркалами, колбами, жидкостями для смешения, линзами. Изучая под увеличительным стеклом листочек, зернышко, пушинку, ребята знакомятся со структурой объекта, его плотностью, цветовой гаммой. Это хороший способ, используя возможности игры, воспитывать усидчивость, наблюдательность, развивать аналитические способности дошкольников и школьников.

Тематические экологические станции организуются на игровых площадках с целью изучения объектов живой и неживой природы.

Экология для детей – это и станции «Лес», «Цветник», «Огород», «Луг», «Поле», «Пруд», «Народная аптека», которые уместнее будет оборудовать на территории детского сада вблизи от игровой площадки. Здесь ребята наблюдают за растительным миром своего региона, учатся в условиях открытого грунта ухаживать за овощными культурами. Таблички с изображением овощей будут служить ориентиром для наблюдения и работы на своей грядке. Две-три сосны и несколько елей создадут небольшой лесной уголок, где можно наблюдать рост деревьев, появление молодых побегов на ветках, изучать шишки хвойных деревьев и находить их отличия.

Небольшой участок нескошенной травы станет хорошей имитацией луга, где дошкольники будут наблюдать за жизнью и поведением насекомых, жуков, червей. А посеянные пшеница, рожь, ячмень позволят сформировать представление о происхождении хлеба, научат бережному отношению к нему. На искусственном пруду дети могут наблюдать за растениями водоема: кувшинкой, ряской, камышом, осокой. В глубину мини-водоема следует запустить улиток, мелкую рыбешку. Здесь облюбуют себе место для отдыха бабочки и стрекозы.

К функциональным экологическим станциям можно отнести «Столовую для птиц», «Метеорологическую станцию», «Умелые руки». В них ребята учатся составлять простейшие цепочки экологии, определяют направление и силу движения ветра, погоду. Здесь же, используя природный и бросовый материал, дошкольники занимаются изготовлением поделок, пробуя древесину, стебельки, шишки на прочность, гибкость, ломкость. Игры на станциях помогают развивать у детей мыслительные процессы, нравственные качества, мелкую моторику рук.

14 стр., 6524 слов

Обучение детей творческому рассказыванию

... творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста или деятельность воспитателя и дошкольника в процессе обучения творческому рассказыванию Предмет: Условия обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию или методика обучения творческому рассказыванию Гипотеза: Цель: Доказать влияние воображения на обучение детей ... лишь избранным по своей природе (гены), либо по ...

Запрещающие знаки, расположенные на станциях, в форме игры закрепят знания малышей о правилах поведения в природе, научат ценить экологию своего региона, помогут привести в систему экологическое воспитание дошкольников в соответствии требованиям учебной программы.

3 . Формы и методы экологического воспитания дошкольников.

3.1. Характеристика методов ознакомления детей с природой.

Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие «педагогический метод» вкладывается более широкий контекст — не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач.

Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах:

1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата;

3) одновременном решении воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Методы и приёмы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

24 стр., 11992 слов

Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии

... уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать ...

Применяя тот или иной метод, можно использовать множество различных приёмов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, «приблизить» объект к детям, сравнить с уже известным, ввести элементы игры, применить пословицы, поговорки и т. п. Одни и те же приёмы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приёмы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

Другой метод — совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне ДОУ. Создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает детей систематически думать и реально заботиться о «братьях меньших» — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; через наблюдение деятельности взрослых; посредством своего практического участия. Например, создается зимний сад. Крупномасштабные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми без участия детей. Тем не менее, старшие дошкольники могут стать участниками этого процесса, если воспитатель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким замечательным будет зимний сад, кто в нем поселится и что в нем будет расти; время от времени показывает, как продвигаются дела, поясняет, зачем сделаны большие окна, зачем электрики повесили много ламп, почему поставлены высокие вольеры, а не маленькие клетки и т.д. Дети еще практически ни во что не включились, но уже являются участниками процесса: они в курсе событий и переживают за них. На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые найдут дела, доступные для детей 5-7 лет, и они станут действительными участниками серьезного мероприятия.

9 стр., 4277 слов

«ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» материал

... и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, ...

В совместной деятельности, во всех ее формах наибольшее значение имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности — создание и поддержание условий, необходимых для обитателей группового уголка природы.

Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы. На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды. Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

3.2. Использование наглядных пособий и моделирования в процессе ознакомления дошкольников с природой .

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем. В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели.

Модель — это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус — это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку — ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты — соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. Географическая карта — это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта — предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы — графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Таким образом, заполненная страница календаря — это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, — она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом (наиболее приемлемой является радужная гамма): понедельник — красный, вторник — оранжевый, среда — жёлтый, четверг — зеленый, пятница — голубой, суббота — синий, воскресенье — фиолетовый. Значки погодных явлений — это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д.

Второй тип графического моделирования — создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения.

Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается — ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребёнку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдёт эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненных в разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественная фотография).

Можно вставить их в рамки и периодически организовывать мини выставки на разные темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженной в произведении искусства, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

3.3. Наблюдение – основа чувственного познания природы .

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение в природе. Во время наблюдения ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Для проведения наблюдений важными являются три момента: наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой — оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение -это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Важным является вопрос о содержании наблюдений — что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого. Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольника — познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

Наблюдения в лесу, в поле, на берегах рек и озёр привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. У ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, ботанический сад и наблюдения на сельскохозяйственных объектах — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести наблюдения в парке с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего.

3.4. Экологическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы.

Помочь сформировать у ребёнка сочувственное отношение к природе, представителям животного и растительного мира можно с помощью художественной литературы. Целесообразно ознакомить с произведениями М.Зощенко «Охота», В.Бианки «Синичкин календарь», К.Паустовского «Квакша», «Кот – ворюга». Рекомендуется использовать такие художественные произведения, в которых в процессе анализа, спора, размышления дети самостоятельно делают правильный вывод. Например, рассказ С.Иванова «Письмо», В.Чернышевского «Оттаявший чиж». Обсуждение прослушанных рассказов послужит основой для формирования у дошкольников доброго отношения к природе.

Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. В них человек выражает не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, землю ласково называют – матерью-кормилицей. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Например, в восточных сказках подчёркивается ценность воды, её роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца; отчётливо ощущается почтительное отношение к природе как живой, так и к неживой (например, к камням, горам, солнцу).

Сказки с экологическим содержанием помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу и многим другим.

3.5 Игра – как метод экологического воспитания дошкольников.

Еще одним методом

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска на юг или в деревню; сначала обращается внимание на структуру этой игры, её составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки, атрибуты).

Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольники тренируют своё восприятие, оттачивают умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.

Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры: «Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» — берёза, рябина…..(ель), «Назови одним словом» — собака, корова, кошка… (домашние животные).

В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.

Организуя различные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослым, который найдёт способы углубления знаний и интересов ребёнка, формирования у него

Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях…

3.6. Опыты, знакомящие детей с природой.

Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Преимущество отдаётся непосредственным экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.

М.М. Манасеина считала: «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».

Очень хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. И наиболее эффективно использовать для этого живые уголки, создание проблемных ситуаций для детей, проведение экспериментов и опытов. Во время таких инновационных методов работы задействуются все органы чувств ребёнка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребёнок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа — человек — общество — природа».

В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников.

Н. Лысенко дала такое определение: «Поисково-исследовательская деятельность — это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения».

Ребёнок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить». При систематическом взаимодействии с растениями ребёнок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) — это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребёнок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зелёных друзьях. Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).

Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребёнок с раннего возраста понимает, что последние — живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей — хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.

Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.

Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами и растениями позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.

3.7.Разнообразие эффективных форм работы с детьми

В копилке воспитателя должны быть не только традиционные формы работы с детьми, она пополняется в зависимости от опыта педагога, его творческих поисков. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждении реализуется через следующие виды деятельности.

Игра-занятие

Зрелищные мероприятия

Работа с семьей

Сотрудничество с социумом

Экскурсия в питомник

Труд

Изготовление книжек-самоделок

Заключение.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что на воспитателях детского сада лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры старших дошкольников. Дети должны получить знания о природе родного края, о ее сущности и законах, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые. Педагоги в своей практике должны применять разнообразные формы и методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след. Дети дошкольного возраста в условиях правильно организованного взрослыми педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе своего края. Эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры. Таким образом, воспитание экологической культуры предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.

Использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/detskaya-literatura-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-v-detskom-sadu/

1.Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг./ Н.Ф. Виноградова, Москва, Просвещение, 1993.

2.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф.Виноградова;

— М.: Просвещение, 1978.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.Веретенникова;

— М.: Просвещение, 1980.

4 . Дыбина О.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина , Н.П. Рахманова , В. Щетинина –М.: Творческий Центр, 2001.

5. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». Новокузнецк, 1995.

6. Камнева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Тереньтьева Е.Ф Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»./Л.А. Камнева,Н.Н. Кондратьева, Л.М.Маневцова,Е.Ф. Тереньтьева; – СПб.:Акцидент, 1998.

7. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г.Мир природы и ребенок. / Л.М. Маневцева, П.Г.Саморукова;

— СПб.: Акцидент, 1998.

8. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. / Л.П.Молодова; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Асар», 2001.

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. / С.Н.Николаева;

— М.: изд. центр «Академия», 2002.

10. Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе./С.Н.Николаева; Новая школа, Москва, 1993.

11. Петрикевич А.А. Воспитание любви к природе у детей старшего дошкольного возраста: программа и методические рекомендации/ А.А.Петрикевич, Минск:НИО. 1997.

12. Петрикевич А.А. Маленький эколог// А.А.Петрикевич. – Минск ООО «Сэр-Вит. 2003.

13. Петрикевич А.А. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ А.А. Петрикевич – Минск:ООО ИД «Белый ветер». 2008.

14. Познаём мир природы (автор – сост.Т.М. Морданова).

Минск, 2000

15. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. /О.А. Соломенникова ; — 2-е изд., испр.и доп.- М.: Мозаика-Синтез., 2006.

16.Экология. / Л.И.Ердаков, Н.Л.Чубыкина;

— Новосибирск: Книжица, 1996.