Конспект по литературному чтению в 1 классе «Загадка как жанр детского фольклора . загадок»

Сочинение

Чулкова Т. Н., Учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №24»

г. Воскресенск

март, 2018

Урок литературного чтения, Тема урока: «Загадка как жанр детского фольклора. Сочинение загадок»

Тип урока:

Педагогическая цель:, Планируемые результаты:, Предметные:, Личностные:, Метапредметные:, Регулятивные:, Познавательные:, Коммуникативные

Ход урока

1. Огранизационный момент., Обеспечивает рабочий настрой, Самоорганизация и самоконтроль готовности к уроку.

У нас на парте всё в порядке:

Пеналы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

  • Начинаем урок литературного чтения!
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/konspekt-po-literature-klass-zagadki-tema-zagadokzagadok/

2. Подготовка к основному этапу урока., И начнем мы урок с речевой зарядки

Чтение громко и уверенно.

Жи- жи — жи — сказку расскажи.

  • Ша-ша-ша — сказка хороша.
  • Ву-ву-ву — сказка наяву.
  • Ра-ра-ра — нам читать пора.

    3.

Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.

  • Так как мы с вами путешествуем по стране Вообразилии со сказочными героями Фюсем и Каркузяброй, то и сегодня мы с ними встречаемся.

Но на этот раз между ними произошел спор. Какой? Прочитаем на странице 48 учебника Литературное чтение.

ДЕТИ ЧИТАЮТ

4. Усвоение новых знаний и способов действий, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ (стр. 141) -, Загадка –, Любите ли вы загадки? А помните ли вы какие-нибудь из них?, Например:

На зелёной тонкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек зашуршал

И растаял этот шар.

Как можно назвать это стихотворение? (загадка), Если дети не могут отгадать им предлагается ещё варианты загадки:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-

И остался стебелёк.

Осмысление

  1. Как вы думаете, сможем ли мы сразу создать загадку или нам нужны для этого знания?

Каковы признаки загадки?, Сравните:

На зелёной тонкой ножке

2 стр., 800 слов

Урок развития речи по литературному чтению «Смешной случай»

... сочинить историю «Смешной случай» 4.Работа над сочинением. Подготовка к написанию сочинения. Знакомство с алгоритмом написания сочинения 1) Определите, о ... рыбица – у нее… Повторим правила работы на уроке. 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Фронтальная работа Что ... в заключении. 3) Если вы хотите рассказать о событии, то излагайте материал в хронологической последовательности. Выбранный тип речи ...

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек зашуршал

И растаял этот шар.

Есть ли рифма.

+

2

Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)

Шар

3

Показаны важные признаки.

Зелёная тонкая ножка, вырос у дорожки,

Растаял-улетел, потому что подул ветер

4

«Загадка — ума зарядка»

Вывод: загадка-это литературное произведение в стихотворной форме, которое развивает сообразительность, в котором сам предмет не назван, но показаны его признаки.

  1. Как вы думаете, когда загадку можно легко и быстро отгадать?

В группах . Отгадать загадку (лук).

Не бьёт, не ругает, а от него плачут.

Он никогда и никого не обижал на свете.

Чего же плачут от него и взрослые и дети?

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда не приду всех до слёз доведу.

И зелен и густ-

На грядке вырос куст.

Начали щипать-

Стали плакать и рыдать.

Сидит дед,

В семь шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.

Загадки на стр. 48-49

Решето (стр. 140) широкий обруч с натянутой на него частой сеткой для просеивания муки. Просеивающее устройство.

Вывод: чем точнее признаки, тем легче загадку отгадать., Сделаем физминутку, По дорожке, по дорожке, Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке, Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,, До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке, Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем., И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Все загадки, с которыми мы имели дело, были русскими народными.

А есть ли загадки у других народов?

Мы сейчас это узнаем,

5, Чтение загадок в учебнике (с.50-51).

Анализ и сравнение

На странице 50 мы можем продолжить знакомство с загадками других народов

народной испанской загадкой

читаем

Заглянем в словарь и определим значение слов сомбреро.

Сомбреро (141) испанская широкополая шляпа обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.

Далее на странице 50 мы познакомимся с народной югославской загадкой. Читаем

3 стр., 1023 слов

Cочинение «Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького ...

... в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крыла­тыми» словами и выражениями. Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде все­го они служат характеристике персонажей. Афоризмы расставляют по местам ... в подтверждение этого Горь­кий рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». Эта пье­са была написана под впечатлением вы­сказывания молодого физика Лебедева: ...

Вспомним загадки о

Они бывают разные:

Тупые и острые,

Детские и взрослые.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

Их две половинки

Остры, словно шпаги,

Они друг без дружки

Не сделают шагу.

Но вместе, обнявшись,

Сдружившись навечно,

Спешат помогать нам

Во всём бесконечно:

И ткань раскроят,

И любые бумаги —

Разрежут, что хочешь,

Стальные две шпаги.

Вспомним загадки о

Они ходят, но стоят

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять…(Часы)

Одна нога — короче,

одна нога — длиннее,

при этом, между прочим,

в двенадцать раз быстрее!

Но, не смотря на это,

они идут куда-то

с заката до рассвета,

с рассвета до заката…

А что это, ребята? (часы)

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)!

Усатое Солнышко

Спряталось за стёклышко.

Шевелит усами

Зовут (Часами.)

Под шляпой — крышей ходим-бродим,

Но никуда мы не уходим.

Подскажем боем

Время городское.

(Часы.)

Ходят в доме, на стене.

Любопытно даже мне.

Им положено ходить.

И нас вовремя будить.

(Часы.)

Вспомним загадки

Сделан из резины.

Купили в магазине

Скачет звонко

В руках ребёнка!.. (Мяч)

Кто там скачет по дорожке

Прыг, скок, кувырок

И забился в уголок…(Мяч)

Резиновое пузо!

Пузо арбуза.

Бьют его не плачет.

День – деньской он скачет…(Мяч)

У Непоседы — паренька.

Круглые бока.

Ударишь — не плачет,

А всё выше скачет…(Мяч)

Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется…(Мяч)

  • Опишите, какое — нибудь животное, но не называй его и пусть ребята отгадают, о ком ты говоришь.
  • Придумайте загадку о солнце, луне, дожде….

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Сито свито, золотом покрыто, Кто взглянет, тот заплачет. (Солнце)

Придет в дом – не выгонишь колом; Пора придет – само уйдет. (Солнце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит. (Солнце )

В голубой станице девица круглолица.

Ночью ей не спится — в зеркало глядится.

(луна)

На небе белеет, светит, но не греет.

(луна)

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

2 стр., 881 слов

Звездное небо 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

... звезду, обязательно исполнится! ` Звездное небо Популярные сочинения ... загадок и тайн, чем звездное небо? ... ночное небо, усеянное мерцающими звездами? В первую очередь, ... звезды, свет которых мы видим теперь – лишь призраки звезд, ... звезда в нашей системе – Солнце. Странно, но остальное – это не звёзды, а планеты. Но не важно, что называется звездой, главное – это красота и бесконечность звёздного неба. ...

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(луна, месяц)

В голубой станице —

Девица круглолица.

Ночью ей не спится:

В зеркало глядится.

(луна)

Приходит дружком

Вслед за снежком.

Льётся на скамейки

Из тучи – лейки…(Дождь)

Грянул дробно с высоты

Умыл деревья и цветы

И помчался во всю прыть,

А назад не воротить…(Дождь)

Побросала Туча в поле

Миллионы водяных стрел…(Дождь)

Серебряные Монетки

С неба сыплются…(Дождь)

По крышам прохаживается.

К работе прилаживается.

Стукнет, брякнет молоточком

По деревьям и досочкам.

Молоточек водяной

И стоит в саду стеной…(Дождь)

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю…(Дождь)

Ходил, бродил по крыше,

То громко, то потише.

Ходил, бродил, постукивал,

Хозяев убаюкивал…(Дождь)

Если плачу – не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи…(Дождь)

Длинный, высокий

Пропал в осоке.

По речке – рябь.

Под ногами – хлябь…(Дождь)

Сделаем физминутку

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)

6. Контроль и самопроверка знаний., Теперь мы готовы сочинить и записать загадки на стр. 23 в рабочей тетради по литературному чтению.

Выберете предмет, загадку о котором вы хотите сочинить.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот –

Открывай пошире рот.

(Ложка )

Листья гонит по дорожке,

треплет шерсть у рыжей кошки,

отнимает шар у Пети

хулиган веселый …

(ветер)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заключительная беседа)

(Загадка)

– Зачем люди придумывают загадки? (Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие.! Дети учатся думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!)

– Как придумывают загадки? ( Сочиняя загадку, следует включить в нее следующие моменты: Вопрос должен быть с изюминкой. В задачке обязательно должны присутствовать логические цепочки. Вопрос нужно читать с ритмом и правильно расставлять акценты. Загадка для детей может быть веселой или серьезной, поэтому все методы хороши. В каждом вопросе должна быть искра, особенность )

  • Отгадайте загадки

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

Алфавит

Белый камешек растаял,

Мел

3 стр., 1241 слов

По картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс

... эта всегда оставалась его самой любимой, и, как он считал, лучшей. Сочинение по картине После дождя Герасимова На написание полотна «После дождя» Александра Михайловича, натолкнуло, скорее всего, его детство, которое он провел ... ты на нее смотришь. Глядя на полотно можно увидеть, что дождь вот только что закончился. Тучи с неба уплыли, и небо посветлело, сквозь зеленые ветви начинают ...

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

(Школа)