Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры

Сочинение

Анекдот как уникальное явление русской речевой культуры

Автор: В. В. Химик

В чем заключается уникальность русского анекдота? Это связано с историей его возникновения, жанровой природой, особенностями формы и содержания, а также самой номинацией.

I. Анекдот как номинация

Только в русской речевой культуре существует специальное название для данного явления. В английском языке аналогичное понятие называется joke, canned joke или funny story. Во французском языке используются термины historie или amusante historie. Немцы обозначают этот жанр словом Witz. Таким образом, во всех этих случаях анекдот номинируется более общим словом, которое охватывает несколько близких понятий. Только в русском языке есть специальное и конкретное название для данного явления.

II. Уникальность происхождения русского анекдота

Анекдот как жанр городской устной речи имеет два источника.

Первый источник — это старое понятие анекдота, известное и западным культурам. Это короткий рассказ о событии или происшествии из жизни исторической личности, часто с нравоучительным характером. Такие истории передавались устно и с XVIII века стали популярным литературным жанром в России, особенно в эпоху Пушкина.

Например:

  • «Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкою и единорогом», — говорила Екатерина II какому-то генералу. «Разница большая, — отвечал он, — сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе». — «А, теперь понимаю», — сказала императрица.
  • Когда принц Прусский гостил в Петербурге, шел беспрерывный дождь. Государь изъявил сожаление. «По крайней мере принц не скажет, что Ваше величество его сухо приняли», — заметил Нарышкин.

Второй источник — это своеобразная русская традиция шутить и смеяться над собой, над своими проблемами и несовершенствами. Русский анекдот часто основан на самоиронии и самокритике, что делает его уникальным в мировом контексте.

Таким образом, русский анекдот является уникальным явлением русской речевой культуры, имеющим особенности в номинации, происхождении, форме и содержании.

В один вечер на встрече задали Пушкину вопрос о барыне, с которой он провел длительный разговор, и спросили его мнение о ее умственных способностях. Пушкин ответил, строго сдерживая свои эмоции, что не знает, так как он разговаривал с ней на французском языке [2].

2 стр., 511 слов

ТЕЗИС Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство

... сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина. ВЫВОД Да, русский язык богат и великолепен, и задача ... опыт. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста. Экологические проблемы. Политические проблемы. Тезис не ...

История литературного анекдота уходит в корни европейской культуры, где слово «анекдот» происходит от греческого «anecdotos», что означает «неопубликованный, неизданный». Изначально это слово использовалось во множественном числе «anecdota» для обозначения старых рукописей, которые впервые издавались. Со временем, скорее всего, через итальянскую культуру, где анекдот получил новый смысл, он приблизился к другим жанрам, таким как фаблио (рассказ, басня) и фацеция (шутка), и вошел в французскую литературную традицию. В классическом понимании анекдот стал популярным среди элиты русской культуры и оставался таковым до середины XIX века [4].

Со временем, с демократизацией и уменьшением элитарной культуры, литературный анекдот, пришедший в русскую действительность из европейской культуры, стал популярным среди народа, претерпев жанровые изменения: он стал более устным, стандартным и лаконичным по форме, но более разнообразным по содержанию. Можно сказать, что анекдот как жанр городской речи в русской культуре возник «сверху», под влиянием классической европейской культуры, породившей его [4].

Однако наибольшее развитие и массовое распространение анекдот получил в Советском Союзе, где установился тоталитарный режим. В течение семидесяти лет существования этого режима анекдот стал способом выражения народного протеста и средством ослабления идеологического давления. Юмор компенсировал отсутствие свободы и позволял людям частично выразить свой стихийный протест [3].

Не случайно поэтому наиболее мощный слой городского анекдота советского времени был политическим. И, конечно же, главным производителем, анонимным автором массового городского анекдота, в том числе и политического, была интеллигенция.

Впрочем, без всенародного интереса к опасному жанру анекдот не приобрел бы столь массовой популярности. Популяризация и развитие анекдота стимулировались и «снизу», от традиционной народной культуры. Это и есть второй источник современного анекдота как жанра городского фольклора. В традиционном русском фольклоре нет прямого аналога классического анекдота, но, несомненно, есть его жанровые и содержательные предшественники.

Это бытовая сказка с ее типовыми композиционными моделями, характерными персонажами и сатирическими мотивами, бывальщина — устный рассказ о достоверных событиях из опыта говорящего, но интересный многим, байка — не всегда правдоподобная, но занятная, забавная история с определенным сюжетом. Возможно, это также частушка — комический или сатирический жанр народной лирики. Наконец, нельзя не отметить и некоторые связи городского анекдота с традициями народного театра, балагана как синтезированной формы театрализованной интерпретации текста и как популярного способа сатирического самовыражения русского народа в прошлом.

4 стр., 1608 слов

Готика, як один із основних стилів архітектури середньовіччя ...

... Венери, відьомський пагорб) розташовувався цілий світ ритмічних форм, що водночас звільнювали і сковували глядача. Сторіччя, що породило готику, було також великою добою схоластичної науки, спроб ... вертикаль. Гармонійний всесвіт романського стилю перетворився на динамічний, спрямований угору всесвіт готики: знову тріумфував образ небесної гори. Поривання угору остаточно зосередилося у шпилі.Зовнішні ...

III. Анекдот как явление речевой культуры.

Уникальность номинации отражает уникальность самого явления. Городской анекдот — это текст. Но текст необычный, существующий в двух формах: в первичной и основной устной форме, а также во вторичной и условной — письменной. Анекдот в первичной устной форме — это один из жанров городского фольклора наряду с тостами, розыгрышами, шутками, передразниваниями, байками, приветствиями и т.п. Анекдот во вторичной, условной форме — это его различные письменные фиксации, записи, обычно в сборниках, собраниях или специальных сайтах русского Интернета.

Городской анекдот, как и всякий типовой текст, характеризуется определенными жанровыми признаками. В данном случае это стереотипность формы, содержания и функционирования. Соотношение стереотипных признаков и составляет уникальность анекдота как жанра речевого общения, как явления речевой культуры.

Согласно исследованию, анекдоты имеют стереотипную форму, заключающуюся в двучастности текста, включающей интродукцию и развязку. В анекдотах не присутствует средняя часть фабулы, так как такое устройство не характерно для данного жанра. Интродукция представляет собой начало текста и содержит в себе тему и интригу, создавая напряжение ожидания у слушателя. Развязка анекдота, напротив, должна быть краткой и неожиданной, часто с парадоксальным смыслом, чтобы вызвать смех у слушателя. Чаще всего также присутствует структурно-смысловая пауза перед концом, которая дает перелом в развертывании текста. Таким образом, композиционная структура анекдота является типовой и характеризуется асимметрией между интродукцией и развязкой.

Анализ структуры анекдота

Анекдоты – это краткие рассказы или шутки, направленные на создание комического эффекта. Они имеют свою характерную структуру, которая включает в себя несколько элементов:

1. Вступление

Обычно анекдот начинается с вступления, которое призвано привлечь внимание читателя или слушателя. В данном случае, в анекдоте упоминается Рабинович и его репутация как интригана:

  • Рабинович, говорят, вы большой интриган? — Да, а кто это теперь ценит?

2. Основная часть

Основная часть анекдота развивает сюжет и создает комический момент. В данном случае, у нас есть Вовочка, который хочет стать президентом и достигает этой цели:

Захотел Вовочка стать президентом. …И стал.

Стереотипность строения анекдота подчеркивается выбором форм видо-временных глаголов, что делает события анекдота более актуальными:

  • Вызывают Вовочку к доске…
  • Возвращается муж из командировки…
  • Приходит однажды Феликс Эдмундович к Владимиру Ильичу…
  • Едут два новых русских на джипе…
  • Поймали Бен Ладена…
  • Встретились француз, немец и русский…

3. Завершение

Завершение анекдота обычно содержит неожиданный поворот или шутку. Однако, в данном тексте такой завершающей части нет, и мы можем предположить, что она могла бы быть добавлена, чтобы анекдот был более полным.

Стереотипность структуры анекдота проявляется также в его оральной форме через смысловые паузы и интонационные особенности, которые трудно передать в письменной форме.

9 стр., 4427 слов

Анекдот как коммуникация

... анекдот – специфический речевой жанр, который реализует коммуникативную функцию. 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели 1.1 Понятие процесса коммуникации Коммуникацию можно рассматривать как форму ... рассказывание анекдота как часть этого процесса. Предмет нашего исследования – анекдот как коммуникативное ... то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к ...

Заключение

Таким образом, структура анекдота имеет свои особенности, включая вступление, основную часть и завершение. Выбор видо-временных форм глаголов также играет роль в создании комического эффекта. Однако, для полноценного анекдота, возможно, следует добавить завершение, которое завершит шутку и сделает ее более смешной.