Урок русского языка: -очерк по картине Б.М. Кустодиева «Портрет Фёдора Шаляпина»

Сочинение

Борис Михайлович Кустодиев: Искусство, вдохновение и путь художника

Борис Михайлович Кустодиев – имя, которое страшно успокоительно действует на душу, как замечал всемирно известный Суриков уже в 1903 году. Родившись в Астрахани в 1878 году, он с самого детства ощущал призвание стать художником, несмотря на тяжелые обстоятельства, в которых пришлось взрослеть.

Его детство прошло на волжских берегах, а его отрочество и юность были связаны с этим удивительным местом. Вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева, мать Бориса, одиночка, тянула четверых детей на скромную пенсию в 30 рублей после трагической смерти его отца, когда Борису было всего год.

Судьба подарила маленькому Боре страсть к искусству в очень раннем возрасте. Уже в пять лет он начал рисовать, а в тот же возраст впервые почувствовал магию музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин». В девять лет он принял окончательное решение – стать художником.

Несмотря на отсутствие музеев и художественных учебных заведений в родном городе, Борису посчастливилось увидеть работы таких великих мастеров, как Репин, Суриков, Поленов, Крамской и Шишкин, на выставке Товарищества передвижников. Это событие оставило неизгладимый след в его сердце и вдохновило его на творчество.

Впоследствии, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Бориса Кустодиева не приняли как переростка, поэтому он отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Годы обучения в Академии (1896-1903) стали важным этапом в его художественной жизни.

Его первый учитель, П. А. Власов, внушил ему любовь ко всему русскому и демократизм вкусов. Однако, особенно ценным опытом стала совместная работа с И. И. Репиным над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея». Это сотрудничество пробудило в Кустодиеве интерес к изображению праздничной стороны жизни и к яркой нарядности, что стало характерной чертой его будущих работ.

Таким образом, путь Бориса Михайловича Кустодиева к искусству был непростым, но его страсть, упорство и талант позволили ему стать одним из выдающихся художников своего времени.

Кустодиев и его знаменитый стиль

К 1910-м годам Б. Кустодиев вполне обретает свой знаменитый кустодиевский стиль, становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. Эти годы он пишет полотна: «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Купчиха», «Масленица», «Девушка на Волге». В таких картинах создан собирательный образ родины – России – во всей самобытности народа, обычаев, характерности пейзажа. В них Кустодиев воспевает Русь, русскую землю. (слайд 7)

11 стр., 5354 слов

Кустодиев борис «ярмарка» описание картины, анализ,

... Сочинение по картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» Жанр и история создания Картина «Масленица» Кустодиева создана в жанре жанровой живописи в стиле ... пейзажа. “Балаганы”. 1917 Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к ... увлечением уходит в работу. Картина «Ярмарка» стала одной из самых замечательных работ, посвященных миру ...

Борьба с болезнью

Кустодиев до галлюцинаций видел свои будущие картины, поэтому писал легко, быстро, в несколько дней он мог написать шедевр. Однако жизнь отравляли приступы болезни. Врачи поставили диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Операции не избежать. Полгода Борис Михайлович провёл в больнице. Прикованный к постели, он пишет жене: «Несмотря на всё, я иногда удивляюсь ещё своей беспечности и какой-то где-то внутри лежащей, несмотря ни на что, радости жизни – просто вот рад тому, что живу, вижу голубое небо и горы – и за это спасибо». (слайд 8)

Дружба с Ф. И. Шаляпиным

Особое место в жизни художника занимала дружба с Ф. И. Шаляпиным. «Много я знал в жизни интересных и хороших людей, — вспоминал Шаляпин, — но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух. Так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. (слайд 9)

Творчество для театра

«Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для «вражьей силы», … решили просить об этом Кустодиева… «С удовольствием, с удовольствием, — отвечал Кустодиев, — я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе» 1 Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. (слайд 10)

Фёдор Шаляпин: Жизнь и Творчество

Фёдор Иванович Шаляпин, великий русский певец, родился в 1873 году в простой семье в Казани. Его дед был крестьянином Вятской губернии, а отец – простым писцом. В своей молодости Фёдор брался за любую работу, и его жизненный путь начался как путь трудолюбивого парня из провинции.

Как певец, Шаляпин был фактически самоучкой. В возрасте 17 лет он уже успешно выступал в небольшой провинциальной оперной труппе. В 1895 году он сделал свой дебют в Петербургском Мариинском театре, а в 1896 – в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Именно там раскрылись музыкальное и актёрское дарование Фёдора Шаляпина. Он стал одним из самых ярких и талантливых певцов своего времени.

Свой голос Фёдор Шаляпин описывался как редкий по силе и выразительности бас, с красивым и бархатистым тембром. Этот уникальный голос сделал его одним из самых востребованных оперных певцов мира.

Один из его выдающихся моментов был в опере Римского-Корсакова «Псковитянка», где он исполнил роль Ивана Грозного. Он также с успехом справился с тремя разными партиями в опере Мусоргского «Борис Годунов»: роль старого летописца Пимена, весёлого монаха Варлаама и страдающего от укоров совести царя Бориса.

Фёдор Шаляпин завоевал всемирную славу и выступал на самых престижных оперных сценах. Он даже пел в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. Но несмотря на свою мировую известность, он всегда оставался верным своей родине и чувствовал себя истинным русским.

6 стр., 2949 слов

Сравнительный анализ портретов Ф.И. Шаляпина. Работы Б.М Кустодиева ...

... Шаляпина рисовали и писали часто. Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов. «Портреты ... два мнения о жанре анализируемой далее работы Бориса Кустодиева. Валериан Михайлович Богданов –Березовский считает, что работа не является портретом, ...

Шаляпин и его портрет

Однажды Фёдор Шаляпин оценил портрет, который был создан художником. Картина была настолько огромна, что мастерская художника оказалась слишком маленькой для неё. Художник не мог охватить фигуру певца целиком, поэтому холст наклоняли так, чтобы Шаляпин, сидя в кресле, мог его писать. Этот эпизод говорит о величии и масштабности как самого Шаляпина, так и его искусства.

Завещание великого певца

Незадолго до своей смерти в 1927 году, Фёдор Шаляпин оставил необычное завещание. Он просил посадить на своей могиле берёзу и не ставить надгробную плиту. Таким образом, он выразил своё желание оставаться близким к природе и не создавать излишних пафосных памятников.

Наследие и популярность

После смерти Шаляпина его картины остались как вечный праздник России и русской живописи. Его голос и талант продолжают восхищать поклонников мировой оперы до сегодняшнего дня. Наиболее популярные песни, исполненные Фёдором Шаляпиным, стали классикой и несомненно оставили свой след в истории музыки.

Фёдор Шаляпин ушёл из жизни 12 апреля 1938 года в Париже, но его искусство и легенда живут вечно. В 1984 году его прах был перевезён из Парижа и перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, где певец нашёл свой последний покой, оставаясь навсегда русским великаном и символом мировой оперы.

Исследование художественных аспектов творчества Б.М. Кустодиева

В данном разделе рассмотрим некоторые произведения художника Б.М. Кустодиева, на которых изображен великий русский артист Ф.И. Шаляпин. Песни, ассоциированные с Шаляпиным, такие как «Дубинушка», «Очи чёрные», «Вдоль по Питерской», «Эй, ухнем» и «Блоха», занимают особое место в репертуаре певца (слайд 17).

Проанализируем портрет кисти Б.М. Кустодиева, который Шаляпин считал одним из лучших. Этот портрет, возможно, имел для артиста особенное значение, поскольку передал не только внешнее сходство, но и его глубоко национальный характер и связь с народом. Шаляпин изображен на фоне народного праздника, что подчеркивает его тесную связь с народной культурой. Возможно, это было особенно важно для артиста перед отъездом за границу (слайд 18).

Кустодиев использует различные художественные приемы для подчеркивания масштабности личности Шаляпина (слайд 19):

  • Кустодиев изображает певца на заснеженном пригорке, словно на пьедестале.
  • Силуэт Шаляпина возвышается над праздничным гуляньем, что придает ему грандиозность.
  • Артист изображен во весь рост, в порывистом движении, что добавляет динамизма.
  • Фигура Шаляпина четко выделяется на фоне яркого неба и разноцветной масленицы.
  • Крупный план и особое внимание художника к деталям делают Шаляпина фокусом нарисованного произведения и привлекают наше внимание.

Рассмотрим подробнее внешний облик Ф.И. Шаляпина, изображенного в другой песне — «Очи чёрные». Артист изображен величественно, с гордой осанкой. Его статный силуэт возвышается над окружающим праздничным настроением. Шаляпин носит роскошную шубу, сдвинутую набок соболью шапку, смокинг и бабочку. Этот облик подчеркивает его материальное благополучие и связь с театральной сценой (слайд 19).

2 стр., 779 слов

Описание картины Портрет Ф. И. Шаляпина Кустодиева (8 класс)

... которая вырывается наружу и несется к слушателям. ` Портрет Шаляпина Популярные сочинения Русский язык является одним из наиболее сложных в ... праздного любопытства, а на гастроли, о чем говорит афиша, расположенная на заднем плане картины. На Федоре Ивановиче надета дорогая ... левой стороны позади певца стоят его взрослые дочери и его секретарь. Все веселятся и только Шаляпин серьезен, скорее всего, ...

Сумел ли художник передать характер великого певца?

Кустодиев передал широту, размах шаляпинской натуры, его благородство, артистизм, сумел показать его национальный характер, талантливость, темперамент.

Обратите внимание на выражение лица Шаляпина.

  • Выражение лица выдаёт человека беспокойного, энергичного, нетерпеливого. Он чем-то так озабочен, что не обращает внимания на верного бульдожку (мопса), прильнувшего к нему.

Вглядитесь внимательнее в облик артиста – не замечаете ли вы несоответствия между барской позой, внешним видом певца и выражением его лица?

  • Художник показывает разницу между внешним обликом и внутренним напряжением Шаляпина: сжатые губы, нахмуренные брови, напряжённый взгляд. Морщинки в уголках рта говорят о том, что он о чём-то глубоко задумался.

Как вы думаете, о чём мог задуматься Шаляпин?

  • Возможно, о мимолётности славы. Может быть, вспомнил своё детство, родную Волгу, друзей – и вот теперь приходится покидать свою родину, отправляться на чужбину.

Артист как будто предвидел свою судьбу. Вот как писал об этом С.Я. Маршак:

Печален был его конец.

скитаясь за границей,

менял стареющий певец

Столицу за столицей.

Не мог Шаляпин не думать и о судьбе России, её будущем. В своих воспоминаниях он писал: «Не менее театра сильно волновала меня в последние годы другая тема – Россия, моя родина» 2.

Почему Кустодиев изображает Шаляпина на фоне весёлой ярмарки?

  • Фон народного гулянья дополняет наше представление о характере певца.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим более внимательно, что изображено за спиной артиста.

Многоплановость композиции

В картинах Б.М. Кустодиева зачастую присутствует многоплановость композиции, которая играет важную роль в создании общей атмосферы произведения и передаче динамичности событий. В его работе, известной своей громадной фигурой Шаляпина, многоплановость разворачивает общую панораму города. С высокой колокольни видны церковь, кремлёвские стены, здания и дома, а также масса людей, которые наполняют уличные сцены.

  • Многоплановость построения картины позволяет художнику разместить на полотне огромное количество персонажей и показать их в действии. На картине видно, как дочери Шаляпина и его пресс-секретарь спускаются с пригорка, извозчик в синем тулупе и красной шапке придерживает вожжи бегущей лошади. Мчатся сани, люди пляшут под гармошку, кто-то сбегает с горки, силач поднимает штангу, вертится карусель, а в балагане идёт представление.

Выбор зимнего пейзажа и его влияние на цветовое решение

Интересно, почему художник выбрал для фона зимний пейзаж? По всей видимости, это решение способствует особенному цветовому оформлению картины. Зимний пейзаж, с его жемчужным убором, искрящимся бело-розово-голубоватым снегом и голубым небом с белыми кучевыми облаками, удачно сочетается с тёплым колоритом городской застройки. Все эти элементы создают радостную атмосферу праздника и помогают передать веселье и удаль русского народа.

11 стр., 5194 слов

Венецианов «спящий пастушок» описание картины, анализ,

... Известные произведения Венецианова Алексея Гавриловича Картина «Спящий пастушок» написана в 1823-1824 годах, находится в Государственном Русском Музее, в Санкт-Петербурге. Венецианов был первым художником в русской ... литография. В 1818 году стал одним из первых членов Общества учреждения училищ по методике взаимного обучения – легальной организации декабристского Союза благоденствия. Перед Обществом ...

Фигура Шаляпина в центре внимания

Портрет Шаляпина на данной картине тесно связан с пейзажем и разворачивающимся действием народного гулянья. Однако, несмотря на богатство деталей и разнообразие происходящих событий, в центре внимания художника находится конкретная человеческая личность – фигура певца. Она доминирует над фоном и выступает главным элементом, в то время как остальное — сопровождение и дополнительные элементы — служат для более полного раскрытия характера этой личности.

Искусство «Чтения» Картины

Завершая рассмотрение этой картины, мы задаем вопрос: можно ли употреблять слово «читать» по отношению к картине? В данном случае, ответ — да. Потому что произведение художественного искусства, как и литературное произведение, может «читаться» и интерпретироваться, открывая свои смыслы и детали тем, кто готов внимательно рассмотреть и понять его.

Художественная картина — это своеобразный текст, состоящий из закодированной информации, которую мы можем «читать». Так, на примере картины Б.М.Кустодиева мы можем узнать о великом русском певце Ф.И. Шаляпине, его настроении перед отъездом за границу, а также о народном празднике масленице. Грамотное владение навыком «чтения» картины является важным элементом воспитания культурной грамотности. В рамках учебных занятий можно проводить чтение текста и последующую беседу, а также давать задания на определение темы, построение фрагмента текста и поиск пословиц и фразеологизмов, связанных с описываемым праздником. В тексте описывается структура фрагмента очерка, что помогает понять, каким образом автор передает определенную информацию. Также стоит обратить внимание на предложения, передающие авторские размышления.

Исследование стиля текста «Себя ли слушает?»

Анализируя текст «Себя ли слушает?», можно отметить особенности его структуры и стиля. В данной части статьи рассмотрим тип речи, образные средства, синтаксические конструкции, передающие пафос, и общий стиль текста.

Тип речи

В тексте «Себя ли слушает?» преобладает описание с элементами рассуждения. Автор использует слова и фразы, которые позволяют читателю понять его личное отношение и взгляды на рассматриваемую тему.

Образные средства

Автор активно применяет образные средства, такие как эпитеты, метафоры и сравнения. Они придают тексту выразительность и помогают создать яркую картину. Например, «на заснеженном пригорке», «ярмарка цветастая», «хохочущая», «яркая гроздь разноцветных шаров».

Цель использования образных средств

Автор использует образные средства, чтобы нарисовать определённую картину перед читателем, выразить своё отношение к изображаемому и воздействовать на воображение читателя.

Синтаксические конструкции, передающие пафос

В тексте присутствуют синтаксические конструкции, которые передают эмоциональное отношение автора к обсуждаемой теме. Фразы, такие как «Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец-удалец! Дрогнет все вокруг от «песенной хмели»…» и «опасается…», вызывают читателе эмоции и усиливают пафос текста.

Общий стиль текста

Стиль текста «Себя ли слушает?» можно охарактеризовать как публицистический с элементами художественного стиля. В тексте преобладают фрагменты, несущие важную информацию, что является характерной чертой публицистического стиля. Однако, во втором абзаце есть изображение картины, что добавляет художественный стиль к общему впечатлению.

13 стр., 6093 слов

Что такое сила художественного слова? (по тексту Г.И. Беленького)

... кроватью висят постеры певцов и групп, которые я слушаю. И еще небольшая картина, которая мне очень нравится. Там нарисован закат на ... базовой структуры с перечислением мебели и характеристиками комнаты. Используйте примеры сочинений «Моя комната» на английском языке ниже. Рассказы даны с ... а еще можно открыть окно. Ветер, дующий из него, придает сил на творчество. И вроде бы все как всегда, ничего ...

Выводы

Анализ текста «Себя ли слушает?» позволяет понять, что при написании подобных очерков необходимо учитывать наличие ярко выраженного эмоционального отношения пишущего к изображаемому, что создает пафос и делает текст более привлекательным для читателей.