Герои и антигерои в русских волшебных сказках

Курсовая работа

Анализ основных художественных приемов

Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций — к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с ноготок, баба-яга и другие, в роли дарителя — бабушка-задворенка, чудесные птицы и т. д.

Волшебные сказки утверждают: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, кто добр и справедлив, скромен и честен.

Разновидности волшебных русских сказок

Образы героев и антигероев

Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего, Кощей Бессмертный — страшный, сильный старичище, похищающий женщин — как правило, мать, жену или невесту героя сказки. Это и Баба Яга — «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая — в левый». Это Змей Горыныч, пышущий огнем, о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Это может быть и «мужичок с ноготок — борода с локоток» и др.

Все вместе они воплощают неписаный моральный кодекс народа. Иван Быкович, не задумываясь, идет защищать народ от Змея; Иван-царевич отправляется на поиски матери, которую внезапно похитил Кощей; Иван-дурак беспрекословно выполняет просьбу умершего родителя приходить к нему на могилу.

Структура волшебных сказок

Волшебные сказки, несмотря на свою сюжетную разнообразность, имеют общую структуру, основанную на поэтическом принципе развития сюжета. Эта структура строится на строгой соотнесенности между мотивами, развивающимися последовательно от завязки через развитие — к кульминации, ведущей к развязке.

Действие сказки построено по принципу нарастания, когда каждый предшествующий мотив подготавливает события кульминационного, наиболее драматического момента сюжета. Например, Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене облик красавицы царицы.

Каждая волшебная сказка имеет свой центральный мотив, что является специфичным для этого сюжета, но все остальные мотивы могут меняться. Конфликтный момент, выраженный резким противопоставлением главных героев, является необходимым условием для сюжетного действия. Он всегда мотивирован желанием героев получить что-то ценное, уничтожить противника или защитить своих близких.

Мотивировка в волшебных сказках

Традиционными мотивами, определяющими поступки главных героев в волшебных сказках, являются желание получить чудесные предметы, женитьба, уничтожение врага, наносящего ущерб людям, похищение царевны и т.д. Композиция волшебной сказки по сути проста, но эта простота скрывает общую ясность сложного.

Композиция и социальная окраска сказок

Композиция волшебной сказки основана на простоте описания, но эта простота — результат длительного бытования и многократного повторения сюжета, что помогает сохранять ясность и понятность.

Сюжет волшебной сказки содержит героические, бытовые или социальные надежды и мотивы. Они определяют направленность сюжета и помогают читателю или слушателю как быстрым рассветом проникнуть в необыкновенный мир.

При анализе сказочных персонажей их различия в сюжете и авторские интерпретации открывают широкий спектр типичных образов. Важное значение имеет образ героя, так как он определяет идеологическое и художественное содержание волшебных сказок, воплощая народные представления о справедливости, доброте и истинной красоте; он символизирует в себе все наилучшие качества человека, что делает образ героя художественным выражением идеала. Высокие моральные черты героев проявляются сквозь их поступки.

Однако в сказках можно обнаружить элементы психологического портрета, отражающие внутренний мир героев, их духовную жизнь: в них присутствует любовь, радость, печаль, гордость за победу, переживание измены и неверности, поиск выхода из сложных ситуаций, а иногда и ошибки. Таким образом, сказка уже является началом изображения личности.

Тем не менее, обсуждение индивидуализации образов требует некоторой конвенциональности, поскольку многие черты, присущие герою одной сказки, могут повторяться у героев других сказок. Поэтому справедливо рассматривать изображение героев в сказках как проявление народной души. Этот народный характер находит свое воплощение в различных типах героев — как мужских, так и женских образах.

Сказочные герои по своей сути безыменны. Имя Иван может быть заменено на любое другое — Василий, Фрол, Иван-крестьянский сын, Иван Медведко и т. д.

В последующей части исследования мы обратим внимание на большее развитие героев сказок. Сказки предоставляют нам информацию о характере и качествах героев, которые делают их особыми и привлекательными для слушателей. Они обычно наделяются чудесной рожденностью или способностями, выходящими за рамки обыденного, чем привлекают внимание и создают особые связи с другими персонажами сказки.

Особое внимание следует обратить на необычайную силу героев, которая выделает их среди других персонажей. Наше исследование также сфокусируется на том, как эта необычная сила проявляется и как она влияет на восприятие героев среди слушателей.

Кроме того, мы рассмотрим важные качества героев, такие как забота о животных, сострадательность и доброта. Эти качества укрепляют положительное восприятие героев и создают более тесные связи с аудиторией сказок.

Выводы нашего исследования также затронут важность выполнения долга, почитание старших и следование мудрым советам. Мы проанализируем, как эти аспекты способствуют укреплению образа героев и их влиянию на аудиторию.

Также, мы уделим внимание влиянию начальных ошибок героев на их последующие поступки и на развитие сюжета сказок. Анализ таких моментов поможет нам понять, как правильные и ошибочные действия героев влияют на развитие сюжета и создают убедительность их поступков.

Личность героя проявляется в поступках, в его реакции на внешний мир. Сюжетное действие (ситуации, в которые поставлен герой) служит раскрытием и доказательством истинно положительных качеств человека, правильности его поступков, как соответствующих нормам поведения человека в обществе. За каждый добрый поступок герой награждается волшебными предметами: шапкой-невидимкой, скатертью-самобранкой, чудесными животными — богатырским конем, зверями-помощниками. Награда может быть в виде совета — где найти коня, как отыскать дорогу к суженой, одолеть змея.

Волшебная сказка знает два основных типа героев: Ивана-царевича — героя волшебно-героических сюжетов («Три царства», «Кащей Бессмертный», «Молодильные яблоки» и др.) и Ивана-дурака — героя сказок «Сивка-Бурка», «Волшебное кольцо», «Чудесные дары», «Конек-горбунок» и др. Существование различных типов героев находит свою историческую и эстетическую обусловленность, последняя определяется стремлением всесторонне раскрыть общенародный идеал. Цель героя в разных сюжетах различна: возвратить людям свет, который проглотил змей, избавить от

чудовища мать и найти братьев, вернуть зрение и здоровье старика, обращает царицу в белую утку, а потом пытается погубить и ее детей.

Антитеза

активному

Чудовищные противники

Антагонистические отношения героя и его противника составляют сюжетную основу всех волшебных сказок. Но при общем сходстве сюжетной фабулы ни одна сказка тем не менее не повторяет другую. Это различие кроется, в частности, в сюжетном многообразии, которое во многом обусловлено многочисленностью образов противников. Каждому из них присуща

конкретная традиционная функция в сюжете, отсюда различия в облике, атрибутах, свойствах, порождающих особые формы борьбы с ними. Число противников героя еще более увеличится, если принять во внимание, что за одним именем могут скрываться различные персонажи.

Таким образом, помимо основных действующих лиц — героя и его противника — в сказке немало и других персонажей, каждому из которых присуще свое назначение в сюжетном действии; среди них особенно многочисленна группа персонажей, дарящих чудесных помощников, и самих чудесных помощников. Это персонажи только волшебной сказки.

Волшебные предметы в русских волшебных сказках

В волшебных сказках домашние и дикие животные всегда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу трудную работу, кошка и собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царевичу достать смерть Кащея или разделаться с колдуном — любовником сестры.

Издавна, желая избавить себя от болезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях, она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов, с помощью которых герой выполняет трудные поручения, избегает опасности. Чудесные предметы в сказке — это, как правило, внешне обычные бытовые предметы — гребень, щетка, полотенце. Чудесные свойства заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес.

Герои и антигерои в русских волшебных сказках

Герои и антигерои в сказках о господах

  • Сказки о господах:
    • «Барыня и мужик»
    • «Барыня и цыплятки»
    • «Сапожник и барыня»

В сказочном вымысле народ возвращает господам все побои.

«Сапожник и барыня». Барин поверил в существование теплого леса. Барин думает, что коза может задавить волка, что из тыкв можно высидеть лошадей. Столь же несведуща в обыденных вещах и барыня. Незнание реальных свойств вещей, конечно, утрировано в сказке, но ведь господа действительно не знали многое из того, что было известно людям труда.

«Барин и кузнец»

2.2. Герои и антигерои в сказках о служителях культа

Служители культа

«Работник и поп».

2.3. Примеры типичных новеллистических сказок

Одна из типичных новеллистических сказок называется «Барин и плотник». В этой истории рассказывается о барине, который просидел весь день в лесу и заболел. Уже вечером его нашли и привезли домой, где он отправился лечиться, лежа в постели и охая. В это время по дому загадочным образом проникает мужик, который нарядился под «дохтура» и угрожающе кричит о том, что способен вылечить любую болезнь. Барин не узнает мужика, но соглашается на его услуги и даже разрешает ему провести лечение.

Мужик понимает, что барин его не узнал и решает использовать ситуацию для своих выгод. Он идет вперед и громко кричит о том, что способен лечить даже котов. Барин, всерьез поверив в его способности, соглашается на лечение и даже собирает баню, чтобы ожидать процедуры в полной готовности.

Тем временем мужик продолжает самоуверенно выдавать себя за врача, не упоминая ни слова об истинной своей личности. Пришедший с его пособник примеряет настоящую форму врача и даже грозится оперировать кота. Барин, не зная об истинном плане мужика, продолжает верить в его способности и соглашается на операцию. В этот момент барыня, жена барина, приходит на крик кота.

В итоге, мужики раскрывают свою истинную личность, обвиняют в хитрости барина и требуют выкупа. Барин, в конце концов, вынужден уплатить большую сумму денег за свою наивность иблеяние на лжецов. Таким образом, сказочники показывают, как хитрость может быть использована для выигрыша и обмана наивных людей.

Введение

Целью данного исследования является анализ новеллистических сказок с точки зрения их социальной сатиры. Исследование основывается на произведении «Сказка о барине и плотнике», в которой выражено народное отношение к привилегированным слоям общества.

Развитие

В произведении «Сказка о барине и плотнике» изначально заметен характерный юмор, присущий новеллистическим сказкам об отношениях между женой и мужем. Однако, сатира в данной сказке направлена не просто на увеселение, а на обличение барина за его жестокость и жадность.

Сказка описывает ситуацию, в которой барин не сдерживает своей злости и оскорбляет крестьянина. Однако, когда крестьянин предлагает вымазать его мазью в жаркий день, барин становится более сговорчивым и соглашается быть связанным. Этот эпизод показывает унижение и подчинение барина перед крестьянином.

Далее сказка переходит к моменту, когда крестьянин требует деньги за взятого бариным гусака. Барин, оказавшийся в изможденном состоянии после похода в баню, вынужден отослать деньги. Таким образом, сказка не только обличает барина, но и показывает наказание за его жестокость и эксплуатацию крестьян.

Заключение

В «Сказке о барине и плотнике» выражается социальная сатира, которая заменяет традиционный юмор новеллистических сказок. Автор сказки не испытывает жалости к барину, а обличает его за его безжалостность, жадность и притеснение крестьян.

Эта сказка является примером того, как сказочные произведения воспроизводят и обличают социальные неравенства и проблемы. Сказки высмеивают и наказывают баринов за их недостатки, позволяя героям-крестьянам торжествовать над силами зла и обрести благополучие.

Противостоять этим чудовищам стоят герои, которые защищают родовое равноправие и пропагандируют идеи коллективизма. Они выступают как носители просветительских идей и борцы за справедливость. В сказках начинают появляться первые жертвы, что свидетельствует о том, что они не только осуждают порядки угнетения и насилия, но и выражают утопическую идею справедливой жизни.

Древнейшая мифология, которая когда-то служила для объяснения природных явлений и устройства мира, теперь ставится на службу устремлениям народных масс к свободе и счастью. Вера в духов-предков, тотемистических покровителей и другие элементы старой родовой матриархальной мифологии, стараются выступить в защиту равноправия и прав человека.