Характеристика жанров и форм музыки

Курсовая работа

Урок — центральное явление современного образовательного процесса. Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет ценностные ориентиры урока: не объем знаний — но «отношение к знаниям», не «эффективность урока», но «светоносность урока». Встает задача одухотворения урока, превращения его в значимое явление жизни ребенка.

Профессиональное обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет пример устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так очевидна в силу специфики — индивидуальной формы общения учителя и ученика, дающей бесконечные возможности творчества.

Уроки выдающихся педагогов-музыкантов являют собой подлинно культурный феномен, что естественно, ибо школа («скале» — лат.) — это прежде всего учитель, и школа в нем. Великие музыканты на протяжении всей истории исполнительства видели задачу педагога в формировании глубоких, мыслящих художников. И урок тогда — высоко творческий акт, совместное созидание музыки. При этом задача, как осуществить урок, как культурное явление в жизни каждого учащегося школы, остается нерешенной.

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь, теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Общеизвестно, что любая способность развивается в процессе соответствующей деятельности, следовательно, и музыкальные способности будут развиваться в процессе музыкальной деятельности, то есть процесс музыкального воспитания, развития, обучения личности осуществляемый в различных видах музыкальной деятельности обусловлен степенью их активности, то есть эффективностью их составляющей.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки, в то время как данная тема помогает организации процесса совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и характеристике жанров и форм урока музыки.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучит уроки музыки: подготовку и организацию;
  • охарактеризовать понятие и виды жанров урока музыки;
  • рассмотреть классификацию форм урока музыки;
  • описать принципы и задачи выбора формы урока музыки.

Предметом исследования является урок музыки как форма организации познавательно-творческого процесса.

43 стр., 21460 слов

Урока: «Административная ответственность за нарушения ПДД» Тип ...

... от 14 июня 2015 года «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» (далее Закон №52-ОЗ)1. Особенностью правонарушений на транспорте является то, что вред, причиненный личности, имуществу, хозяйственной деятельности, ... транспортных средств. Это дает основания выделить правонарушения на транспорте в ... деяния). А так же правонарушения на транспорте можно подразделить на виды ...

Объектом исследования является познавательно-творческий процесс во всем многообразии его форм и жанров.

Теоретической базой исследования является учебная литература истории музыкального воспитания, воспитание музыкой, и др. В работе были использованы труды таких авторов, Т.С. Вендорова, Д.Б. Кабалевский, О.Л. Леонтьева, Л.В. Попова, В.О. Усачев, Д.Б. Эльконин и др.

Структура работы обусловлена теми задачами, которые ставились при ее написании, является традиционной и состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Характеристика жанров урока музыки

1.1 Урок музыки: подготовка и организация

Урок музыки — урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам, иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты. Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. — М.: Издательский центр «Вентана — Граф», 2010.С.31

Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.

Творческий замысел учителя реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей. Это главный узел урока.

В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.

21 стр., 10185 слов

Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников

... роли уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Задачи исследования: 1) изучить литературу по проблемам экологии и экологического воспитания школьников. 2) изучить опыт учителей музыки в ... определяются прошлой и современной деятельностью живых организмов. И в современном мире эту биосферу необходимо охранять. Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать ...

Во все времена учитель музыки чаще всего стремиться отказываться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации построения.

Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должен превратиться у учителя музыки в самоцель.

Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство-чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение.2008.С.175

Об этическом следует попробовать рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д. Таким образом, в концепцию урока заложены следующие составные:

  • ѕ изучаемая музыкальная тема урока и учебный материал, обуславливающий его конкретное наполнение;
  • ѕ художественная, дидактическая и воспитательная сверхзадача урока;
  • ѕ психология учебно-музыкального процесса, эмоционально-познавательные возможности, музыкальные способности учащихся;
  • ѕ творческие и исполнительские задатки учащихся;
  • ѕ искусство педагогического перевоплощения.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.

Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой — на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что урок по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея зависит от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Очень важен выбор методических приемов изучения произведения, освоение песни. Следовательно, урок, как и произведения искусства, имеет свои жанры и формы.

1.2 Понятие и виды жанров урока музыки

Само слово «жанр» произошло от латинского genus — род и от французского genre—род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. Усачёв В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. — М.: Издательский центр «Вентана — Граф», 2010.С.93

19 стр., 9015 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

... направлено на поиск таких форм работы, которые бы активизировали творческое мышление учеников. Важным моментом при этом является использование новых концепций, направленных на творческое развитие способностей личности. В ... педагогика музыкального творчества» О.А.Блох, я как учитель музыки в школе определила для себя интересные подходы на уроках . Ведь начало 21 века ознаменовано существенными ...

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной — нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров, Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений. Данилевич Л. Творчество Д.Б. Кабалевского. М., 2006. С.120

Рассмотрим урок музыки как жанр. Жанр урока определяет форму организации предметного содержания. Так, в практике школьного музыкального образования нам приходилось встречаться с такими уроками, как «хоровое пение», «хоровое сольфеджио», «слушание музыки», «духовная музыка». Эти уроки можно рассматривать только во взаимообусловленности друг с другом и в их соотнесенности с требованиями стандарта школьного музыкального образования. В каждом из таких уроков доминирует один из компонентов содержания музыкального образования. Содержание урока определяет и форму его организации.

Единство свойств содержания и формы представлено в таком понятии, как «жанр». Осмысление этого единства складывается из понятия «род», «вид», «манера», «вкус», «обычай». Жанр — системообразующее понятие в художественной культуре, которое представляет взаимообусловленность свойств содержания и формы. Так, например, жанр симфонии определяет и особенность ее строения. Раскрывая художественный замысел своей симфонии, композитор в его воплощении руководствуется правилами этого жанра. Так же и в уроке, чтобы освоить искусство хорового пения, в уроке должны преобладать практические формы обучения, или, чтобы учащиеся научились видеть музыку в синтезе с другими искусствами, необходимы интегрированные формы обучения. Специфика содержания музыкального искусства более точно может быть раскрыта только при соответствующей данному содержанию форме. С этих позиций, использование категории «жанр» урока, считаем наиболее точным в отражении взаимообусловленности его содержания и формы. Таким образом, жанр урока есть его типизированное содержание. Жанр выступает как каркас, основа, которая уже задает правила конструирования его содержания. Основываясь на особенностях структурирования содержания, мы выделяем четыре основных жанра урока музыки:Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Затямина А.Т.- М.: Глобус, 2007. — 170 с.

17 стр., 8472 слов

Содержание и формы эстетического воспитания дошкольников

... сущности системного подхода к эстетическому воспитанию, обусловливает содержание процесса эстетического воспитания, определяет эффективность педагогических ... воспитании, 5. принцип направленности воспитания на развитие социальной и культурной компетентности дошкольников. Формирование ... определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди ...

  • тематический, этот жанр наиболее типичен для школьного музыкального образования. Тема является главным координатором в структурировании содержания и выборе формы. В предлагаемых сегодня программах (авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Ю.Б. Алиев, Г.С. Ригина) все уроки могут быть отнесены к тематическому жанру. Каждый из уроков в программах этих авторов имеет свою тему. Темы выделены на основе какого-либо информационного аспекта содержания;
  • творческий портрет, этот жанр урока концентрирует содержание на творчестве одного композитора, исполнителя.

Такое конструирование содержания позволяет погрузиться в мир человека-творца, перенять его опыт из первых рук;

  • творческая лаборатория, особенностью содержания этого жанра являются способы практических действий, которые требуют неоднократного повторения одних и тех же приемов, операций, работу с одним и тем же музыкальным материалом. В данном жанре конструируются уроки «хорового пения», «инструментального исполнения», «хорового сольфеджио»;

— интегрированный, специфика этого жанра урока в рассмотрении содержания музыкального искусства во взаимодействии с другими школьными учебными дисциплинами. Задача этого жанра урока — вывести музыку за пределы ее предметной сферы, поэтому и цель такого урока шире предметной. В данном жанре строятся интегрированные уроки, проводимые двумя-тремя учителями, эти уроки по продолжительности могут быть дольше обычного или сдвоенными.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Жанр — это вид художественного творчества. Жанры музыки образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций. В свою очередь, жанры урока музыки вытекают из его содержания и формы. Выделяют четыре основных: тематический, творческий портрет, творческая лаборатория, интегрированный.

музыкальный эстетический творческий урок

Глава 2. Характеристика форм музыкальной деятельности

2.1 Классификация форм урока музыки

Форма — способ, приём теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, иначе говоря, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Под понятием « форма » в педагогике понимается упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей.

Форма характеризуется тремя признаками:

  • направленностью обучения (цель);
  • способом усвоения (последовательность действий);
  • характером взаимодействия субъектов (преподавание и учение).

При этом способы учебной деятельности учителя и учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. В отдельные периоды развития музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование формы как последовательности действий учителя по овладению учащимися учебным материалом.

17 стр., 8225 слов

Циклические формы (музыка). Циклические формы Какие произведения ...

... была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким ( ... в 12:28 Блог БИЛЕТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Формы. Циклические формы, продолжение. циклические формы. Музыкальный цикл, Сюитный цикл., Обязательные танцы сюиты ... структуры сонатной формы. В ней могут звучать общие формы движения или та тема, которая вышла на первое место ...

Классификация, т.е распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации.

Интересные разработки «педагогики сотрудничества», идущие от учителей, определили серьезные изменения в организации урока. В нем появились элементы интегрирующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многие другие, уверенно вытесняющие скуку и форматизм из образования. Современному уроку, особенно уроку искусства как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности школьника становится развивающим.

Обратимся к современной классификации уроков, разработанных с применением нестандартных методов и форм их проведения, которая предлагается профессором С.В. Кульневич и экстраполируется нами на сферу музыкального образования с учетом специфики урока музыки — урока искусства: Отчет о встрече учителей-экспериментаторов. // Учительская газета. 1986, 18 окт.

  • уроки с измененными способами организации: урок-лекция, урок-концерт, урок-парадокс, защита знаний (идей), урок в «ансамбле», урок-встреча.
  • уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества (урок-сочинение, урок изобретательства, урок — творческий отчет, комплексно-творческий отчет), урок-экспозиция, урок — «удивительное рядом», урок фантастического проекта, моноурок — рассказ о творце искусства (урок-бенефис, урок-портрет), урок-сюрприз, волшебный урок;
  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия (посещение концертного зала, театра, филармонии и др.), прогулка, гостиная, путешествие, экспедиция, защита проекта;
  • уроки с игровой состязательной основой: урок-игра: урок-«Домино», урок — кроссворд, урок в форме игры «Лото», урок «Следствие ведут знатоки», урок — деловая игра, игра — обобщение, урок — КВН, урок «Что? Где? Когда?», урок — эстафета, конкурс, дуэль, соревнование, ролевая игра, драматизация, викторина, интеллектуальная игра, игра для родителей, дидактическая игра, урок — журнал, урок — тест;

— уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок, урок — общественный смотр ЗУН, урок-собеседование, ученическая конференция и др.

Урок с измененными способами организации

Урок-лекция

Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем раччказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Поблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя. Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная.

4 стр., 1945 слов

Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыки и ...

... творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников. 7. Музыкально-ритмические движения. Часто на уроках музыки игровую ситуацию создаёт неожиданное начало урока. Сегодня ... игровых действий, плясок и хороводных движений. Форма различная: праздники, конкурсы, музыкальные путешествия, утренники, муз. сказки. К каждому исполнению, выступлению стараемся ...

Урок-лекция «парадокс»

Цель — повторение материала, развитие внимания и критического мышления. Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргуметации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.

Лекции-парадоксы практикуются в старших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.

Урок-концерт

Эта разновидность формы урока может быть построена как на основе одной из моделей музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение), так и на их комбинации, например, исполнительской и творческой деятельности. Урок-концерт может быть организован на этапе выхода концертного номера, или как результат предъявления определенных достижений в классе с приглашением родителей, учителей. Данный урок может проводиться в форме ролевой игры, где дети и учитель выполняют одну из ролей (ведущий, композитор, критик, исполнитель и др.)

Урок-встреча.

Цель — «оживить» занятие. Приглашенные: профессиональные музыканты. Варианты проведения:

1. Гость сам, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своем творчестве — затем ответы на вопросы учеников.

2. Учитель представляет гостя, рассказывает о нем, о его творчестве, а затем ученики задают ему вопросы.

Уроки, опирающиеся на фантазию

Урок-сказка

Для такого урока необходимо разработать сюжетно-образную линию, которая может быть предложена учителем или создана совместно с детьми в процессе урока. Это зависит от степени творческой активности класса и от педагогического мастерства учителя. Структура такого урока основана на законах художественной драматургии: завязка — кульминация — развязка.

Урок-прелюдия

Такая форма урока выполняет функцию настроя на восприятие, создание чувства ожидания. Его можно проводить при первом знакомстве с большой темой, или в самом начале предстоящей большой работы (например, участие в творческом проекте).

Уроки, имитирующие какие-либо занятия и виды работ

Урок-экскурсия

Конструкция такого урока основана на разворачивании содержания как познавательной среды. Задачи данного урока направлены на осмысление, осознание основного предназначения музыкальных явлений в жизни человека, формирование мотивов общения с искусством, интереса к творческому взаимодействию. Такой урок может проводиться как в реальных условиях, так и в условиях имитационного моделирования реальных событий. Во втором случае деятельность учителя и учащихся осуществляется на основе взаимораспределенных ролей (экскурсовод, зрители, «живые музыкальные инструменты и т.п.)

3 стр., 1209 слов

Интегративный урок музыки

... наполнено определенной атмосферой, своеобразным сочетанием видов художественно-творческой деятельности школьников, с помощью театрализованной формы проведения интегративного урока создается "симфония" атмосфер. Создание Духа урока музыки -- это творческая задача каждого педагога-музыканта, ...

Урок-прогулка

Этот урок требует разработки точного маршрута. Если в уроке — путешествии может быть несколько различных по образному содержанию сюжетных фрагментов, то урок-прогулка концентрируется на одном каком-либо образе, а его действия разворачиваются на основе изменений восприятия этого образа. Задача данного урока пробудить фантазию, воображение школьников при выборе необходимых средств, форм для общения с музыкой, активизировать личностные мотивы к восприятию определенной ситуации как целостной картины художественной действительности.

Урок-путешествие

Главное в этом уроке действие, которое разворачивается по определенному зрительному сюжету, стержнем которого явлется деятельность самих учащихся. Такой урок требует предварительной разработки «маршрута» для совместной деятельности учителя и учащихся. Структура урока состоит из однозначных элементов находящихся в определенном соподчинении. Аналогом музыкальной формы является форма рондо АВАСАДА. Чтобы урок не стал излишне иллюстративным, констатирующим, важно придать поисковый характер деятельности. Поиск учащихся направлен в окружающую действительность, т.е. к тому, что существует объективно.

Уроки с игровой состязательной основой

К игровым формам урока относят ролевые, имитационные, деловые и т.д. игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и интересами своей роли, учащиеся должны принимать практически решения.

Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс. Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Основными особенности учебных игр:

  • моделирование определенных видов практической деятельности;
  • моделирование условий, в которых протекает деятельность;
  • наличие ролей, их распределение между участниками игры;
  • различие ролевых целей участников игры;
  • взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

5 стр., 2247 слов

«Восприятие музыки как средство развития музыкальной культуры ...

... нашей курсовой работы является обоснование педагогических путей эффективного развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках музыки и определение роли музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей В соответствии ...

Таким образом, формы урока характеризуются тремя признаками:

  • направленностью обучения (цель);
  • способом усвоения (последовательность действий);
  • характером взаимодействия субъектов (преподавание и учение) и классифицируются следующим образом:
  • уроки с измененными способами организации;
  • уроки, опирающиеся на фантазию;
  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ;
  • уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ;
  • уроки с игровой состязательной основой: -уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации.

2.2 Принципы и задачи выбора формы урока музыки

Поскольку именно урок является носителем функции индивидуализации учения, чтобы действительно стать для ребенка возможностью реализации лучших устремлений и радостью совершенствования, необходима последовательная реализация следующих принципов и задач:

I. Подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу. Урок музыки должен быть явлением иной, отличной от обыденной, жизни, вводящим ребенка в мир облагороженных чувств, мыслей, образов, форм общения. «Животворная сущность урока музыки в том, что он является самой жизнью ребенка на уроке в звуках и образах… ведущий по пути познания мира, по пути самосовершенствования…Духовному началу подчинены знания, умения, навыки, которыми овладевает учащийся».Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. — М.: Педагогика, 2005.С.178 «Нужно навсегда исключить из сознания ученика какой бы то ни было прозаический взгляд на музыку». Ражников В.Г. Эмоционально-эстетическое развитие М., ОЦНИ, 2007.С.50

II. Принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства. Необходимо обеспечить максимальную степень свободы учащегося: возможность сотворчества в выборе формы урока, форм музыкальной деятельности на уроке, в планировании (постановка целей и задач)… Таким образом формы и содержание урока ориентируются на создание условий для проявления самосознания ученика, инициативы, воли к совершенствованию, к познанию. Как сказано Б. Асафьевым, музыкальность, нуждающаяся в многообразных способах «уловления», «у одного может проявиться в способности воспроизводить музыку, а у другого — в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления». Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2. Л., 2006.С.43

III . И соответственно, в отличие от традиционной акцентности урока на цели передачи опыта мастерства, главным в работе с начинающими становится опыт самосовершенствования, и что еще важнее — радость самосовершенствования. Как сказано Я.А. Коменским: «Главное в начале обучения, чтобы ученик не возненавидел то, что еще не успел полюбить» Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. — М., 2005, С.79. Для этого необходимо, чтобы активность и проявление воли учителя соответствовали активности, энергии устремления ученика. Не «рецептура навыков и приемов, но, прежде всего, принципы и «смыслы». Рассмотрим конкретные формы решения поставленных задач.

Принципы целесообразности и соизмеримости являются ведущими при подходе к планированию и организации урока, в выборе формы урока и его продолжительности: каждый ученик должен получать помощь учителя в той форме и мере, которая является для него актуальной, то есть осознанной, желаемой.

При организации подобных форм уроков особого внимания учителя должны быть удостоены следующие основополагающие принципы:

  • принципы педагогики сотрудничества: отношения взаимопонимания с учениками, учения без принуждения, трудной цели, принцип опоры на ученика, принцип оценки как уважительного отношения не только к детскому знанию, но и к незнанию, поощрения чувства долга и ответственности, принципы самоанализа, соответствующей формы, интеллектуального фона класса и личностного подходаОтчет о встрече учителей-экспериментаторов.//Учительская газета.1986,18окт. ;
  • творческие принципы: отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;
  • максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
  • не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
  • поддержка альтернативности, множественности мнений;
  • развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;
  • «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
  • использование оценки в качестве формирующего (а не только результативного) инструмента.

Сегодня мы пришли к пониманию того, что особую атмосферу возвышенного отношения к музыке, возвращение ей истинного содержания и предназначения в жизни должен обеспечить урок музыки — урок искусства; что одним из самых негативных следствий сложившегося за предыдущие десятилетия педагогического стереотипа является понимание воспитательного воздействия музыки на личность школьника, как воздействия прямого и непосредственного. Представление о прямом воздействии в свое время породило соответствующую методику, не учитывающую «механизм восприятия музыки», а ограничивающуюся, в одних случаях, раскрытием музыкального содержания вообще, а в других случаях, односторонним изучением средств выразительности. Такое упрощенно-практическое использование музыки как средства воспитания повлекло за собой утрату ее высокого предназначения, превращение музыки в иллюстрацию жизненных явлений, в «образное подтверждение» их. Прямое отождествление содержания музыки и жизни свело на нет предназначение музыки не просто «отобразить», а выразить сущность явления в его человеческих эмоционально-нравственных оценках.

Таким образом, можно сделать вывод. Для успешной и продуктивной реализации урока музыки необходима последовательная реализация следующих принципов и задач: подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу, принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства, опыт самосовершенствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует отметить, что важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Урок по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея зависит от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Очень важен выбор методических приемов изучения произведения, освоение песни. Следовательно, урок, как и произведения искусства, имеет свои жанры и формы.

В свою очередь жанр — это понятие в художественной культуре, которое представляет единство свойств содержания и формы. Осмысление этого единства складывается из понятий «род», «вид», «манера», «вкус», «обычай». Основываясь на особенностях структурирования содержания, выделяют четыре жанра урока музыки:

  • тематический;
  • творческий портрет;
  • творческая лаборатория;
  • интегрированный.

Содержание урока определяется на основе выделения ведущей формы организации деятельности учащихся на уроке. Выбор формы урока не является самоцелью и зависит от степени организованности, активности, мобильности класса, а также от умений учителя организовывать процесс обучения. Уроки с измененными способами организации; уроки, опирающиеся на фантазию; уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ; уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ; уроки с игровой состязательной основой; уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации — вот они, формы проведения современного урока музыки.

Все они глубоко взаимосвязаны и отличаются по степени сложности и глубины постижения музыкального искусства. В процессе музыкального образования все формы имеют основополагающее значение.

Для успешной и продуктивной реализации урока музыки необходима последовательная реализация следующих принципов и задач: подчинение обучающей функции урока духовно-нравственному началу, принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства, опыт совершенствования.

Таким образом, понятия «жанр» и «форма» урока позволяют упорядочить школьные уроки по отношению друг к другу, выстроить их в определенной системе, выделить их из числа других уроков музыки, организуемых в школе.

Безусловно, что каждый обучающийся вправе выбирать ту систему, которую он считает для себя необходимой и наиболее приемлемой, однако необходимо знать, что в любой системе музыкального обучения участие в различных видах музыкальной деятельности обусловливает и различную степень музыкального развития. Другими словами, помимо множества других важных факторов, активность и эффективность музыкального обучения и воспитания напрямую зависит и от того, в какой конкретно форме музыкальной деятельности участвует обучающийся.

На уроках музыкального искусства ребенок учится освоению Мира через его художественно-образное постижение. Накапливая опыт впечатлений и переживаний, он учится видеть за всем Человека, слышать его мир, воспринимать жизнь во всем ее многообразии. Содержанием уроков музыки является единая совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учеников. Она разворачивается в разнообразных формах общения с живой музыкой (исполнение, слушание, размышление, игра на музыкальных инструментах, сочинение-импровизация, пластическое интонирование, интерпретация, рисование, драматизация и др.) и направлена на раскрытие многообразных связей музыки и жизни, на самопознание и самосозидание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/urok-muzyiki/

1. Авторская программа Украинцевой Н.П.и Умновой И.А.»Музыка на основе элементарного музицирования» в 1-4-х классах. Челябинск. 2009.-128 с.

2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада — к начальной школе).

— Воронеж, 1998.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1-2. Л., 2006.-352 с.

4. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР// Музыкальное воспитание в СССР. — Вып.1 — М., 1979.

5. Вендрова Т.С., Писарева И.В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение.2008.-350с.

6. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А. Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1986.

7. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки — урок искусства. Кн. Для учителя. — М., 1989.

8. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л. Гродзенской // Муз-е воспитание в школе. — Вып.10, 1975.

9. Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 2006.-231 с.

10. Зимина О.В. Диалог о профессиональной деятельности учителя музыки. Учебное пособие к курсу «Теория музыкального образования». — Тамбов: ТГУ, 2006.-104с.

11. Ершова А.П., Захарова С.А., Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 2010.-276 с.

12. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 2006.-428 с.

13. Ильенко Э.В. Философия и культура. — М., 1991.

14. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение.-2005.-317 с.

15. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. — М., 1980.

16. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. — М., 2005.-314 с.

17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.

18. Леонтьева О.Т. О Карле Орфе. М.: Издательство «Композитор», 2010. — 512 с, нот. пр., ил.

19. Музыка. Программа для 1-8 кл. ООШ (Коллектив авторов под научным руководством Д.Б. Кабалевского. — М.: Просвещение, 2004, 2006. — 225с.

20. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. — 2-е изд., перераб. И доп. М., 1987.

21. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. — М., 2006.-328 с.

22. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие. — М., 2000.

23. Попова Л.В. Обучение одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. — М., 2009. -419 с.

24. Рапацкая Я.А. Музыкальное воспитание // Российская энциклопедия. — М., 1993.

25. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки. Уч.-мет. Пособие. — СПб., 1997.

26. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 2005.-130 с.

27. Симонов П. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

28. Станиславкий К.С. Об искусстве театра. Избранное. — М., 1982.

29. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М., 2008.- 420 с.

30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1940.

31. Теория содержания общего среднего образования и пути ее построения (Под ред. В.В. Краевского. — М., 1978.

32. Усачёв В.О., Школяр Л.В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.-249 с.

33. Хох И. Принципы урока музыки и их взаимосвязь с мотивационно-потребностно1 сферой школьника // Музыка в школе. — 2000, №2.

34. Холопов В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен. — М., 1994.

35. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.1 — Долгопрудный, 1994.

36. Шамина Л.В. Этнографическая парадигма школьного образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»).

— 2001. — №6.

37. Шостакович Д.Д. О времени и о себе. — М., 1980.

38. Шостакович Д.Д. Музыка и время. Заметки композитора // Музыка и современность. Сб. статей ( Общ. Ред. Д.В. Фришмана. — Вып.10. — М., 1976.

39. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. — М.: Педагогика, 2005. — 352 с. Ражников В.Г. Эмоционально-эстетическое развитие М., ОЦНИ, 2007.-219 с.

40. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 2008, №4.- 40 с.