Открытый урок по русскому языку в форме письма 5 класс

Сочинение

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

обучающихся

Формы

организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Актуализация

знаний

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Анализ содержания текста учебника. Беседа

Приветственное слово учителя:

С малой удачи начинается большой успех

Я желаю вам успехов в усвоении новых знаний.

-Понятна ли вам следующая запись?

Нас, всё, у, сегодня, получится!

Что нужно сделать, чтобы эта запись стала понятной всем?

Составьте из данных слов предложение.

У нас сегодня всё получится!

-Я уверена, что у вас сегодня обязательно всё получится, и успех обязательно придёт!

— Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Познавательные:

Устные ответы

4 стр., 1675 слов

АУЦА: “Плох тот ученик, который не превзошел учителя”. Лучшие ...

... - «Плох тот ученик, который не превосходит учителя», - сказал знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи, который прославился не только как живописец, ... сам учитель. Получилось так, что ангел, нарисованный Леонардо, получился так хорошо, что даже Вероккьо признал превосходство своего ученика. Но ... успех пришел ко мне с практикой. Я хотела доказать, что все те знания, которые она мне дает, не ...

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Личностные:

2. Целеполагание

и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Анализ образной системы текста

1. Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чём-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходят на помощь письма.

Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

Н. Кузовлёва

— О чем пишет Н. Кузовлева?

Рассказывает о важности писем. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. В письмах, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

2. — Ребята, а любите ли вы получать письма?

— А писать их?

Я думаю, что каждому человеку приятно получать письма.

А какие сейчас в современном мире существуют письма?

Конечно, в наш стремительный век электронное письмо становится всё более популярным. Но всем приятнее получать, конечно же, «живое» письмо, письмо, согретое человеческими руками, сердцем.

Может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения – общения в письмах?

Скажите , пожалуйста, чем мы сегодня будем с вами заниматься?

7 стр., 3392 слов

Система подготовки к сочинению по изучаемому произведению в старших ...

... сочинений. Объявляя тему урока, просит определить, к какому сочинению будет проведена подготовка. Выбирать для анализа тот материал художественного произведения, который «будет работать» на тему сочинения. В ... сочинения. Класс разделим на 4 группы. Каждая группа получает опережающее задание: подобрать по всей поэме материал к одной из тем сочинения. Темы сообщаем и записываем в тетрадь. На уроках в ...

Сегодня на уроке вам предстоит написать сочинение

Давайте вспомним, что школьное сочинение — это вид самостоятельной творческой работы, в которой излагаются собственные мысли, переживания, суждения, связанные с определённой темой.

А чем сочинение отличается от изложения?

Сочинение отличается от изложения тем, что в изложении пишущий пересказывает текст какого-либо произведения или отрывка из него, а в сочинении создаёт (творит) свой собственный текст.

Сочинения бывают разных видов. Вы уже пробовали писать сочинения на свободную тему и сочинения по картине. Сегодня же мы будем учиться рассказывать о (своих личных впечатлениях.)

Многие писатели часто создают свои произведения на основе того, что когда-то пережили сами. Они описывают в своих книгах то, что видели лично и что произвело на них сильное впечатление.

В литературоведении такие произведения называют дневниковыми записками, письмами, мемуарами, воспоминаниями.

Возможно, когда-нибудь и вы попробуете написать мемуары, но для начала попробуйте интересно рассказать своим товарищам или друзьям об одном из памятных событий из вашей жизни.

В какой форме можно рассказать об интересной выставке или экскурсии, на которой вы побывали, о весёлом празднике, который был вчера, о фильме, который вы посмотрели?

В ситуации, когда вы просто встретились с друзьями, такого вопроса не возникает. В дружеской беседе, весело болтая, смеясь и перебивая друг друга, вы рассказываете о себе и узнаёте, как обстоят дела у друга. При этом вам не приходится с трудом подбирать слова и выражения, задумываться, правильно ли вы построили предложения. (Таковы особенности разговорного стиля!)

А если ваш друг сейчас далеко? Мы предлагаем вам поделиться впечатлениями о каком-либо событии в форме письма. Давайте вспомним, какие бывают письма.

РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель : Подумаем, для чего мы пишем письма (какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?

Записать в тетрадь:

«Для чего мы пишем письма»

  • Сообщить;

  • оповестить;

  • Поздравить;

  • Извиниться;

  • Поделиться чувствами, впечатлениями;

    2 стр., 820 слов

    Почему тема не сказал учителю правду сочинение рассуждение

    ... поем, думаю, что дальнейшее рассуждение будет глупым. Мы в очередной раз убеждаемся, что учитель – это не только предметник, это очень ... ногу со временем и современной молодежью. Это позволяет учителю, так сказать, оставаться «вечно молодым» в душе. Об этом говорят ... строгость. Немаловажную роль в жизни учителя, по мнению школьников, играет чувство юмора. То есть учитель не должен быть очень строгим ...

  • Поблагодарить и т. д.

Ребята, какие виды писем существуют.

Письмо

личное деловое

Личная переписка (дружеская)

Мы пишем письма родным и друзьям, чтобы рассказать о своих делах, поделиться с ними мыслями, чувствами. Нам важно знать, как живет человек, с которым мы переписываемся, что он думает, рассказать ему о том, что волнует нас самих. В письмах мы делимся впечатлениями, убеждаем, советуем.

Деловая переписка

Деловые письма являются официальными. Их пишут от имени какой-либо организации или официального лица, используются специальные бланки. Стиль таких писем строг, не допускается двоякое толкование слова, выражения эмоции. При деловой переписке используются специальные устойчивые выражения.

Какое письмо мы будем писать?

Вы уже догадались, что рассказывать о своих переживаниях можно только в дружеских письмах, потому что деловые письма предполагают совсем другие темы для переписки.

В каком стиле писать?

В зависимости от цели высказывания мы говорим и пишем по-разному.

В каком стиле писать  1

Ваше сочинение будет написано в художественном стиле. Однако помните, что очень часто писатели включают в свои произведения элементы разговорного стиля для того, чтобы передать особенности речи персонажей книги. Вы можете последовать примеру писателей и включить в свой рассказ реплики (высказывания) участников истории, о которой вы будете писать другу. Но не забывайте, что использование грубой, просторечной лексики недопустимо ни в художественном, ни в разговорном стиле!

Проверьте себя!

РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППЕ. Тест ( 1. 1,3; 2.1,2; 3. 1,2)

Сегодня у вас появиться такая возможность – написать доброе, хорошее письмо, чтобы обрадовать человека и передать его ему. Нам надо отправить содержательное и интересное послание, которое хотелось бы опять и опять перечитывать.

Для этого поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст личного письма и как отправить письмо, чтобы оно нашло своего адресата.

А для начала познакомимся с некоторыми очень важными для эпистолярного жанра понятиями.

Словарная работа

Адресат – тот, кому адресовано письмо.

Адресант – тот, кто пишет это письмо.

Индекс – цифровой код адресов отправителя и получателя.

7 стр., 3249 слов

Письмо учителю от ученика 3 класса образец

... Как написать письмо учителю? Образец письма учителю от ученика Бумажные сообщения ... от Бога. Простите нас за какое-то не всегда правильное поведение и поступки. Мы все понимаем. Спасибо вам за все! Сочинение 3 Здравствуйте, мой дорогой учитель русского языка! Это письмо ... новое произведение Пушкина. Гаврила является одним ... вели в классе, не ругались, ... начинается взрослая жизнь, но желание ...

Каллиграфия, Знакомство со структурой письма., Части письма:

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

( нейтральное и эмоционально окрашенное)

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись. Дата.

Самостоятельная работа обучающихся.

Прежде чем работать над письмом, прослушайте советы, как писать письмо:

1. Ясно и просто выражайте свои мысли, тем самым вы составите о себе самое лучшее впечатление о тех, кто будет читать ваше послание.

2. Письмо должно быть написано так, чтобы вашему адресату не было стыдно за его слов.

3. Если письмо адресовано друзьям, близким, пишите просто, задушевно, без заумных слов и предложений.

4. Ни в коем случае не пишите письма карандашом – худшего проявления невоспитанности вряд ли можно придумать.

5. Хороший тон требует, чтобы письма писались на белой, ровной и плотной бумаге.

6. Письмо пишите красивым, аккуратным почерком и без ошибок.

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Индивидуальная, групповая

Познавательные:

Устные ответы

3. т

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления

Задания, направленные на выявление особенностей дружеского письма.

Учитель: Прочитайте письма Пущина к Пушкину (Приложения 1 и 2).

В письмах идет речь о 600 рублях, которые А.С. Пушкин, по-видимому, занимал у княгини Веры Федоровны Вяземской во время совместного пребывания в Одессе, но еще не вернул. К какому периоду жизни Пушкина относятся эти письма?

Ученик: Эти письма относятся к периоду ссылки Пушкина в Михайловское.

Учитель: Как вы думаете, чем были эти письма для поэта?

Ученик: Эти письма являлись свидетельством того, что Пушкина не забыли, поддержкой для него в трудные дни ссылки, приобщением к жизни в столице, источником информации о происходящем в Москве, о друзьях.

Учитель: Попробуем выявить особенности построения, языка этих писем. Как обращается Пущин к Пушкину?

2 стр., 590 слов

Учитель и ученик. Кто кого?

... Итак, действительно, хорош тот ученик, что смог превзойти своего учителя. И хорош тот учитель, что нашел в себе силы это признать и благословить своего недавнего питомца на открытие своих «америк». Павел Николаевич Малофеев ... тебя то и дело ставят на место? И сами эти отношения «учитель – ученик» в стандартную схему далеко не всегда укладываются. Как в случае с Жуковским и Пушкиным. Возраст – ...

Ученик: Любезнейший Пушкин, любезный Пушкин.

Учитель: О чем идет речь в письмах?

Ученик: Об обыденных делах: о решении денежной проблемы, об общем друге Кюхельбекере, об интересе окружающих к жизни Пушкина. Создается впечатление живого общения.

Учитель: Можно ли говорить, что в письмах идет речь только о жизни в Москве? Что в них главное?

Ученик: Главное — это передать эмоции. Письма помогают передать чувства и самого Пущина, и друзей к Пушкину, к его произведениям.

Учитель: Докажите это примерами из писем.

Ученик: «Много знакомых твоих и любопытных о тебе расспрашивают». «И. И. Дмитриев меня забросал вопросами за обедом у Вяземского». «Все тузы московские тебе кланяются и с большим удовольствием читают Онегина».

Учитель: Покажите, какими средствами автор передает свои чувства, создает эффект разговора?

Ученик: Использование разговорной лексики: «тузы московские», «будь здоров», «бранился»; вводное слово: «между прочим»; неполное предложение: «спасибо и за то»; косвенная речь при передаче разговора с Вяземской; обращение: «любезнейший Поэт», в котором Поэт пишется с большой буквы, говорит о преклонении перед талантом Пушкина и уважении; подпись: «твой Иван Пущин», говорящая о преданности и верности.

Учитель: Недаром говорится, что друг познается в беде. В какой момент жизни А.С. Пушкина ему особенно необходима была поддержка лицейского друга?

Ученика: В период ссылки.

Учитель: Вспомните и прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина «И.И. Пущину» (Приложение 3).

Можно ли считать это стихотворение письмом? Докажите свою точку зрения.

Ученик: Можно. Указан адресат. Это Пущин. Послание эмоционально. Поэт вспоминает приезд лицейского друга к нему в ссылку, то есть речь идет об известном обоим событии. Пушкин подчеркивает значимость Пущина для него, используя эпитеты: первый, бесценный. А.С. Пушкин хочет поддержать Пущина:

«Да

Дарует

Да

Лучом лицейских ясных дней»,

используя метафоры.

Обучение написанию дружеского письма.

Учитель: Как же передать в письме свои чувства? Как сделать, чтобы он стал вашим собеседником? Для этого есть множество способов.

10 стр., 4759 слов

Стихотворение «И. И. Пущину» Пушкин А. С.: полный анализ

... Пушкина», — вспоминал об этом Пущин. По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. ... темой стихотворения. Пушкин дорожил друзьями и искренне переживал за каждого из них. Вариант 2 Наверное, каждый знает, какое место в жизни Пушкина занимал ...

Начнем с обращения. Прочитайте приведенные примеры и выберите те, которые можно использовать в письме близкому человеку (уважаемый Василий Иванович, дорогой Мишенька, милая Олечка, уважаемые товарищи)

.Подумайте, как бы вы обратились к своему другу. Запишите обращения в тетрадь.

Будет ли правильным, если мы начнем письмо к близкому человеку с рассказа о себе? С чего лучше начать?

Ученик: Нужно сначала поинтересоваться тем, как дела у друга. И лишь потом рассказать о себе.

Учитель: Прочтите еще раз письма Пущина. Интересуется ли он тем, что происходит в жизни Пушкина? Почему?

Ученик: Пущин не расспрашивает друга о том, что происходит в его жизни, так как знает, что Пушкин находится в Михайловском, ему грустно и одиноко. Для Пущина важнее рассказать о новостях, о жизни в столице ,поддержать лицейского друга.

Учитель: Значит, содержание письма должно еще зависеть от ситуации.

Учитель: Чем закончить письмо? Выберите концовку письма другу («С искренним уважением Иван Краснов». «Целую, привет всем. Ваш Макс». «Твоя Ольга». «Передавай привет родителям. Твой Иван»).

Не бойтесь высказать свою привязанность, прощайтесь тепло, может быть, даже шутливо.

Напишите о каком-то событии вашей жизни, постарайтесь передать свои чувства, сделать это так, будто вы разговариваете с другом.

Составим план сочинения

1. Приветствие (вступление).

2. Рассказ о произошедшем событии («Хочу рассказать тебе о…»).

3. Прощание (заключение

Написание

Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений

Работают над письмом. Формулируют собственные мысли.

Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы

Фронтальная,

индивидуальная

Регулятивные:, Коммуникативные:

в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Письменная работа

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог

урока)

3 стр., 1218 слов

Напишите своему товарищу другу письмо об одном из удачно проведенных ...

... в 1978 году. Вы находитесь на странице вопроса " Сочинение напишите своему товарищу другу письмо об одном из удачно проведенных вечеров или дней в семье в школе в ... него была разнообразна.В 1952 году был назначен директором и учителем истории в средней школе 3 в селении Мекрах.В этом ... просила у него два рубля.Земфира Зейналовна выучилась и стала учителем по математике.У него было пять детей и все они ...

Заключительная беседа по вопросам

Выставление оценок за урок., Домашнее задание.

Напишите сочинение по личным впечатлениям (например, на тему «Один из удачно проведённых вечеров»).

Помните, что право выбрать историю, событие, о которых вы будете рассказывать, принадлежит только вам .

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы сегодня узнали?

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

(Магнитная доска

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Оценивание работы