«Какого цвета снег». – описание с элементами рассуждения по картинам русских художников. Урок развития речи в 6 специальном коррекционном классе 8 типа

Сочинение

«Какого цвета снег».

Сочинение – описание с элементами рассуждения по картинам русских художников., Урок развития речи в 6 специальном коррекционном классе 8 типа.

Цели урока:

  • обучающие : подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения по картинам русских художников; ввести в активный словарь учащихся имена прилагательные, обозначающие цвет и выражающие оценку; повторить термины пейзаж, колорит, цветовая гамма ;

  • развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности детей; формировать духовные потребности, художественный вкус через организацию творческой учебной деятельности;

  • воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, прививать любовь к природе, к своей Родине;

  • коррекционные: корректировать эмоциональное состояние учащихся.

Тип урока

Форма урока:

Оборудование, наглядность:

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности. Демонстрируется видеоролик из кинофильма «Чародеи» в сопровождении песни «Три белых коня» композитора Е.П.Крылатова.

  3. Сообщение темы и целей урока.

Зима – любимый сезон детей и взрослых. Сегодняшний урок посвящён этому сказочному времени года. Мы рассмотрим замечательные картины русских художников и попробуем угадать, что объединяет их. Мы будем готовиться к описанию прекрасного явления природы, которое полно тайны и очарования. Это явление приходит к нам тихо и неожиданно, приносит природе свежесть, чистоту, обновление. Вам оно хорошо знакомо. Послушайте загадку и найдите ответ на неё:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету., Он звездой прохладной тает на ладони и во рту., Он на солнышке румяный, под луною голубой., Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой

  • Как вы думаете, почему они оказались рядом? (На всех картинах изображена зима.)
  • А что является одной из главных примет зимы? (Снег является главной приметой зимы.)
  • А какого цвета снег? Давайте внимательно всмотримся в то, как изображён на разных картинах снег.

Однажды к художнику И.Репину отправилась целая делегация художников, желающих найти ответ на вопрос: какого же цвета снег? Репин был занят, его с трудом удалось оторвать от работы. Когда он выглянул из двери комнаты, у него спросили: «Какого цвета снег?» «Только не белый», — коротко ответил Репин и скрылся в дверях своей комнаты.

46 стр., 22777 слов

Первого проведенного урока – «План и карта». К целям данного ...

... квалификационной работы «Краеведение как средство патриотического воспитания учащихся». Объектом выступает учебно-образовательный процесс. Предмет: патриотическое воспитание школьников среднего звена. Цель - развитие патриотизма у школьников. Гипотеза исследования: патриотическое воспитание учащихся будет эффективным, если: развитие патриотизма ...

Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, какого цвета снег на некоторых картинах русских художников. Для этого мы совершим путешествие в мир этих картин.

  1. Подготовка к написанию сочинения.

Наблюдение и беседа по картинам., Первый – значит выпавший впервые в этом году.)

  • Какое время года отобразил на своей картине художник? (Начало зимы.)
  • Посмотрите на картину.

Что на ней изображено? (Мы видим часть дома. На крыльцо дома выбежали девочка и её маленький братишка. Они смотрят, как идёт первый снег.)

Что происходит на картине в тот момент, который изобразил художник? (Дети замерли и любуются падающим снегом.)

(Мы видим, что на картине ветки берёз немного наклонены в сторону, словно от ветра.)

Какого цвета снег на этой картине? ( Белый, чистый, свежий снег.)

Что означает прилагательное «чистый» в данном случае? Объясните значение слова с помощью подбора синонимов. (Неиспачканный, незагрязнённый.)

(Для своей картины Пластов выбрал неяркие, мягкие тона.)

Мы сказали, что снег на картине белый. Присмотритесь к картине, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (Художник использовал голубоватые, серые, зеленоватые краски.)

(Контрастные тона.)

  • Как удалось художнику убедить нас в том, что на его картине именно первый снег? (На картине есть такие кусочки земли, которые ещё не засыпаны первым снегом. Снег нетронутый, по нему ещё никто не ходил, на нём нет следов.)

Итак, мы выполнили задачу нашего первого путешествия по картине А.А.Пластова: мы рассмотрели, какого цвета снег на его картине. Давайте запишем это в тетради.

В тетради делается запись:

Картина А.А.Пластова «Первый снег». Белый, свежий снег, с голубоватыми, серыми, зеленоватыми оттенками, ровный; неяркие, мягкие тона; контрастные краски.

— Перед нами картина известного русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова. Он приглашает нас в гости в небольшой дворик, каких много было в прошлом веке. Что мы видим на картине? (Мы видим старый, но ещё крепкий деревянный дом. Рядом другие постройки. У забора сложены дрова. Во дворе гуляют утки.)

На этой картине нас интересует снег. Какого он цвета? (Снег пожелтевший, с розоватым оттенком, местами даже коричневатый, потерявший свою первоначальную свежесть и белизну.)

3 стр., 1067 слов

По картине «Опять двойка», художник Решетников

... радост ная со бака, вело сипед, смотрит с укоризной и осуждением, голубоватый цвет стен. Пример сочинения по картине "Опять двойка" Картину «Опять двойка» написал Федор Павлович Решетников. ... картина Фёдора Решетникова «Опять двойка». Герой картины Федора Решетникова получил двойку. Мальчик на картине Федора Решетникова чувствует себя виноватым. В основной части мы описываем героев, цвета картины. ...

  • Есть ли разница в лексическом значении слов «жёлтый» и «пожелтевший»? (Да, есть. Жёлтый – постоянный признак предмета, а пожелтевший – ставший жёлтым, хотя раньше он был каким-то другим.)

Почему снег приобрёл такой цвет? (По снегу много ходили, его запачкали и утоптали. Мы видим на картине много птичьих следов и следов людей.)

Какие оттенки использовал художник? ( А.К.Саврасов в картине использовал тёплые оттенки.)

В тетради делаем следующую запись:

Картина А.К.Саврасова « Дворик».Снег пожелтевший, местами жёлто-коричневый, потерявший первоначальную свежесть и белизну; на крыше, на поленнице дров, на заборе снег розоватый, с желтизной; тёплые, гармоничные тона.

Перед нами картина замечательного художника советской эпохи Николая Петровича Крымова. Чем она отличается от предыдущих картин? (На картине художника Крымова изображён вечер.)

  • Каковы оттенки снега на этой картине?

(Снег на этой картине имеет много оттенков — от искристо-белого, до насыщенного синего и фиолетового.)

Именно по цветовой палитре снегового покрова можно судить о наступающем времени суток – он имеет насыщенные холодные оттенки. И только те фрагменты, которые освещены заходящим солнцем, имеют тёплые розоватые и желтоватые оттенки.

Запись в тетради:

Картина Н.Крымова «Зимний вечер». Снег глубокий, разнообразных оттенков; искристо- белый на переднем плане; радужного, насыщенного синего и фиолетового цвета на горизонте; снег розоватый и желтоватый под лучами заходящего солнца.

  1. Составление плана сочинения.

Вот и закончилось наше путешествие в мир картин русских художников. Мы с вами рассматривали картины, обращая особое внимание лишь на одну деталь – цвет снега. Давайте запишем план нашего сочинения.

  1. Путешествие в мир картин русских художников.

  2. Снег на полотнах известных мастеров:

а) первый снег А.А.Пластова;

  • б) тёплый снег А.К.Саврасова;
  • в) радужный снег Н.П.Крымова.

(Мы напишем о том, в какое необычное путешествие отправились и какова его цель.)

(Необходимо сказать о том, какого цвета снег на картине и почему он именно такой.)

— Как необходимо закончить сочинение? (Нужно сделать вывод о том, что цвет снега зависит не только от состояния природы, но и от замысла художника. Художник с помощью цвета передаёт своё отношение к изображаемому.)

  1. Рефлексия.

Как вы думаете, зачем мы совершили сегодняшнее путешествие? (Чтобы мы могли восхищаться, удивляться прекрасному; чтобы могли выразить словами свои чувства.)

12 стр., 5674 слов

По картине Н. Крымова «Зимний вечер»

... картину Н. П. Крымов «Зимний вечер» мы понимаем, что ее автор — мастер гармоничного пейзажа. Его пейзаж средней полосы России отличается реалистичностью и тонким умением отображать натуральные цвета ... части картину диагонально пересекает проселок, по нему движутся две лошадиные упряжки со стогами сена. ... передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на ...

7. Домашнее задание: написать сочинение.