Конспект с презентацией по русскому языку Рр Подготовка к сочинению по картинам К.Юона «Русская зима.Лигачево»,И.И,.Шишкина»Зима»

Сочинение

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема урока

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет…

(А.С.Пушкин)

Цели урока:

1) создать условия для подготовки учащихся к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачево».

2) способствовать развитию связной речи учащихся, (актуализировать и обогатить лексику учащихся на тему «Русская зима»), творческих способностей учащихся.

3) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся; на основе изображения зимнего пейзажа показать красоту русской зимы, выяснить в чем заключается сила воздействия искусства на человека.

4) формировать умение писать сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи;

5) воспитать у учащихся умение видеть красоту родной природы, вызвать чувства восхищения зимним пейзажем.

Оборудование:

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап.

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

Ребята! Ответьте, пожалуйста, мне на такой вопрос: где можно увидеть луг, на котором никогда не вянут цветы, осенние деревья, с чьих веток никогда не облетают листья , вечернюю зарю, которая не гаснет и через сто лет, белый, пушистый, сверкающий снег, который никогда не растет? Да, на картинах, написанных художником. Карандашом, углем, мелом художник рисует. А вот кистью он пишет, обмакнув ее в масляную или акварельную краску или гуашь. И перед нашим взором предстают картины, которые очаровывают, завораживают, заставляют задуматься о волшебной силе воздействия на человека. И сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как воздействует на зрителя пейзаж.

12 стр., 5829 слов

Самостоятельная работа учащихся на уроке

... самостоятельности, творческой активности – как главных показателей всестороннего развития человека наших дней. Изучая сущность самостоятельной работы в ... задачи самостоятельной работы в учебном процессе. При формировании знаний и умений учащихся стереотипный, в ... организации самостоятельной работы школьников на уроке и дома. Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность ...

II. Операционно-содержательный этап.

Учитель. Ребята! А что такое пейзаж? Эпиграфом к уроку я взяла отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет…

Значит, о каком пейзаже мы будем говорить?

3. Подготовительная работа обучающихся.

Учитель: Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона и И.И.Шишкина..Обратите внимание на названия картин, репродукции которых представлены на уроке.

Что объединяет эти картины?

— Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают? ( красавица, гостья, рукодельница, чародейка…)

— Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее задание)

— Произведения пейзажной лирики произведения живописи объединяет тема зимнего сна природы .Для подтверждения этой мысли организуем рассмотрение репродукций картин

— Создавая пейзаж, художник использует различные изобразительно-выразительные средства.

— С какими из них вы знакомились на уроках рисования? (на доске: пейзаж, колорит, свет, цвет, тень).

Слово учителя Существует легенда о том, насколько талантлив должен быть художник. Однажды один из художников оставил на столе рисунок с изображением винограда. Каково же было удивление окружающих и самого художника, когда над рисунком появились стайки птиц , прилетевших полакомиться виноградом. Но не только в этом мастерство художника: передать с точностью предмет, явление из реальной жизни, но и способность вдохнуть жизнь в изображаемое, раскрыть истинную красоту окружающего нас мира..На сегодняшнем уроке мы познакомимся с талантливыми русским художниками , попытаемся раскрыть секреты мастерства живописцев, научимся любить природу, видеть и ценить ее красоту. А теперь послушаем сообщение о русском художнике И.И.Шишкине.

Рассказ учащегося

Знакомство с художником.

Иван Иванович Шишкин очень любил природу, особенно лес, и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше «лесная» — Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево. Посмотрите на портреты Шишкина разных лет — Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен Шишкина. И.И. Шишкин родился в Елабуге в небогатой купеческой семье. Сейчас в доме отца художника размещается единственный в стране Дом-музей И.И.Шишкина. Интерес к искусству, тяга к рисованию проявились у Шишкина с детских лет. Этому способствовала атмосфера семьи: дед выделывал тонкие изделия из серебра. Мать и сёстры были известными рукодельницами, кружевницами, отец увлекался техникой, историей, литературой. Первоначальное образование Шишкин получил в уездном училище. В 1844 году рукодельницами, кружевницами, отец увлекался техникой, историей, литературой. Первоначальное образование Шишкин получил в уездном училище. В 1844 году поступил в первую казанскую мужскую гимназию, а в 1852 году он уехал учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Имея уже определенные творческие интересы, он в 1856 году поступил в Академию художеств, которую окончил с Большой золотой медалью. Главной темой произведений Шишкина является тема родины. Раскрываемая им в образах природы. «Природа всегда нова…и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров.

5 стр., 2364 слов

По картине На опушке соснового леса Ивана Шишкина? по картине ...

... настроение,вызванные этой картиной) Заранее спасибо) Здравствуйте!!!Помогите пжл написать сочинение по картине Шишкина "цветы на опушке". Нужно передать свои чувства и настроение,вызванные этой картиной) Заранее спасибо) Ответы: Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских ...

Что может быть лучше природы…» — говорил Шишкин. С редкой точностью рисовал он леса России, пронизанные солнцем, глухие лесные места, могучие стволы, позлащённые заходящим солнцем верхушки огромных сосен, дубы-великаны, а рядом с ними – любовно и тщательно выписанный пучок тончайших травинок или цветов.

— Посмотрите на полотна Шишкина разных лет.- Рассматривая эти картины, мы видим лес. Словно живой, ощущаем величие, красоту, настроение и характер природы Мы слышим музыку леса.

Слово учителя: Прекрасный поэт В. Шефнер в своем стихотворении раскрыл главный секрет мастерства многих представителей искусства:

Не привыкайте к чудесам-

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

Через одно мгновенье

Именно уметь всмотреться , а не смотреть, вслушаться, а не слушать, удивляться и уметь видеть красоту и неповторимость каждого мгновенья ,делают нас по-настоящему счастливыми людьми. Попробуем и мы стать более внимательными и по-новому посмотреть на окружающий нас мир.

Беседа по картине

Давайте медленно рассмотрим картину. Что с первого взгляда поражает в картине?

(Нас поражает обилие снега, красота зимнего леса.)

— Что вы видите на переднем плане?

(Лес, сосны, дремлющий лес, густо засыпанные снегом упавшие стволы дерев, пухлая пелена снега, белоснежный покров, волнистые ковры снега. Снег на земле, снег на деревьях. Низко опущенные ветви, покрытые снегом; сосны стоят, словно богатыри. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями)

16 стр., 7893 слов

Презентация «Первый снег» А.Пластов презентация по русскому языку (4 класс)

... когда снег нападал за ночь – как будто переносишься в сказочную зиму. Может быть, на картине снег растает к обеду, как в наше время бывает, но зима уже наступила – факт. План сочинения: ... увидели в окно снег. ... дети сегодня ранние ... картины. Жил он в большой семье, ходил в деревенскую школу… Взрослым он создал много известных картин ... снег смотреть. Серое небо. ... картина выглядит позитивной. Свет идёт от снега ...

— Каким изобразил художник лес справа? Слева?

— Какие эпитеты, сравнения могут дать яркое словесное изображение?

(Лес справа: темный дремучий лес стоит непроходимой стеной.)

Лес слева: поредевший, просвеченный, пронизанный солнечными лучами. Снежные шубы на плечах могучих сосен.)

— Как использует художник цвет,

Как передать зрителю ощущение морозного солнечного

Деревья, засыпанные белым снегом, на фоне зимнего, чуть розоватого неба,

Дайте описание снега на картине. (Снег, видно, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Снег лежит, искрясь и переливаясь в лучах солнца. Вокруг сверкающая белая пелена. «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». Снег написан белилами с легким розовым оттенком.)

Как передано пространство в картине(Световая полоса как бы разделяет картину на две части, и зрителю кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Лес наполнен светом солнца, чьи лучи пробиваются сквозь ветки деревьев.)

Какова композиция картины? На переднем плане внимание зрителя останавливается на белизне снега и поваленных на землю нескольких стволах. Среди них

видна покрытая снегом молодая сосна. Она составляет центр композиции картины. Свет «тает»

(На заднем плане темный лес, освещенный холодным зимним солнцем. У подножия деревьев лежат выкорчеванные бурями лесные исполины. Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон.)

Какие цвета преобладают в картине: теплые или холодные?(Холодные цвета, белая пелена снега, белые снежные хлопья; как стекло, кажется воздух; природа как бы погружена в зимний сон. Сосновый лес покрыт снежным ковром. На белизне снега останавливается внимание зрителя. Поверхность снега искрится под лучами солнца. Небо получает розоватый, а снег голубоватый отлив. Это усиливает ощущение тишины.)

— Что хотел сказать художник своей картиной?

{Можно ответить строками из стихотворений известных русских поэтов:

Мороз и солнце. День чудесный

. Использование приема «Войди в картину».

— Тишиной, спокойствием и чистотой веет от пейзажа. Природа спит. Не возникло ли у вас желания проложить тропу по глубокому снегу? Я предлагаю вам войти в эту картину. Для чего? Для того чтобы почувствовать и пережить то, что хотел выразить художник. Путешествуя по картине, каждый из вас будет описывать то, что видит. Наметив основные микротемы, которые мы с вами уже определили, расположите их каждый по-своему.

Своей картиной Шишкин как бы учит нас особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию — в привычном и будничном

2 стр., 645 слов

По картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

... вкусными угощениями. Как подготовиться к уроку Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением ... снег; желтые расписные сани; ярко-синий кафтан меховая шапка с красным цветом у возницы. Выбор цвета позволяет художнику ... объединены одним праздником. Границы и условности стерты. Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться ...

Составление плана

И.И.Шишкин — певец русского леса.

Зимний лес:

а) первое впечатление от картины;

б) могучие сосны;

в) лес справа и слева;

г) изображение пространства в картине;

д) использование художником цвета в картине.

3. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Моё отношение к картине.

Работа с карточками. Устное рисование картины

Теперь давайте вспомним, как строится текст-описание. С чего следует начать сочинение?

( Начать сочинение нужно со вступления, где даётся общее представление описываемого. В данном случае во вступлении можно сказать об авторе описываемой картины.)

И.И. Шишкин – замечательный русский художник, певец русского леса. Все, кому дорога русская природа, любят творения этого мастера кисти. Когда мы говорим Шишкин, перед нашими глазами встают радующие и волнующие нас образы величавой и прекрасной русской природы…

Таким образом , мы с вами словно «подойдем» к описанию картины – основной части сочинения. Свое описание вы можете начать по-разному: сказать о первом впечатлении от картины.

(Увидев впервые картину И.Шишкина «Зима», я была поражена обилием снега , причём снега, лежащего густой снежной пеленой…

Что будете описывать дальше?(Сосны на переднем плане)

— Что далее?(Описание леса справа и слева)

Сосновый лес, покрытый снегом, погружен в зимний сон. Всё сковано морозом и погружено в тень. Застыли елочки, отягощенные снежными хлопьями. Т емный дремучий лес стоит непроходимой стеной, и только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив её в розовый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется ещё голубее…

Итак, в основной части сочинения вам нужно описать основные элементы пейзажа на картине. Какие части речи при этом вами будут использоваться чаще других? Почему?

(Чаще всего будут встречаться имена существительные и прилагательные, потому что мы будем говорить о признаках предметов)

— Каких прилагательных будет больше всего и почему?(Больше всего будет прилагательных, обозначающих цвет, потому что они во многом раскрывают замысел художника)

— О чем следует сказать в заключении сочинения? (Здесь можно сказать о своем отношении к картине . Картина И.Шишкина «Зима» помогла мне ещё раз убедиться в том, что наша русская природа самая красивая и величественная. Кроме этого, меня поразила способность художника изображать лес настолько правдоподобно, что смотришь на картину, и кажется, будто ты уже видел это, уже любовался всем этим богатством…

3 стр., 1473 слов

Описание картины Волшебница-зима Юона (3, 4 класс)

... Сочинение Волшебница зима (по картине) Великолепна зимняя живопись! Художник – пейзажист К.Ф. Юон с любовью написал картину о жизни русской деревни. Художественная работа «Волшебница зима» ... бревен, припорошены снегом. Там, как ... Картины прекрасна! В ней царит божья благодать в сочетании с зимней классикой бегущего времени. Зима дарит своё совершенство!!! 4 класс ` Волшебница-зима Популярные сочинения ...

Образец описания картины

И.И. Шишкин – замечательный русский художник, певец русского леса. Все, кому дорога русская природа, любят творения этого мастера кисти. Когда мы говорим Шишкин, перед нашими глазами встают радующие и волнующие нас образы величавой и прекрасной русской природы. Я думаю, что никто до Шишкина с такой сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Увидев впервые картину И.Шишкина «Зима», я была поражена обилием снега, причём снега, лежащего густой пеленой всюду: на земле, на деревьях, на кустах. Всё как бы застыло, погрузилось в зимний сон, укрывшись снежным покрывалом. Художник мастерски изобразил зимнее оцепенение природы. Но картина вовсе не статична: в ней есть жизнь, движение. Привносят это ощущение жизни на картине темнеющие на фоне густого снега мощные стволы огромных деревьев да птица, сидящая на ветке одной из могучих сосен.

Мы видим только нижнюю часть стволов этих сосен на переднем плане. И внимание невольно останавливается на белизне снега и поваленных на землю нескольких стволах. Среди них видна покрытая снегом молодая сосна. Она составляет центр композиции картины. Могучие сосны, с снежными шубами на плечах, стоят, словно богатыри, охраняющие покой и тишину вокруг. Ёлочки, отягощённые снежными хлопьями, низко-низко опустили свои ветки и застыли. У подножия деревьев лежат выкорчеванные бурями лесные исполины, покрытые волнистыми коврами снега. Снег, видимо, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Вокруг сверкающая белая пелена, создающая ощущение света и пространства на картине. Этот свет «тает» к углам картины, равномерно заполняя каждый угол: справа непроходимой стеной стоит тёмный дремучий лес, слева тоже лес, но поредевший. На заднем плане — темный лес, освещенный холодным зимним солнцем. Всё сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине картины луч солнца осветил полянку, слегка окрасив её в розовый тон. Холодный зимний день с таким же холодным зимним солнцем передан превосходно.

Световая полоса от солнечных лучей как бы разделяет картину на две части, и нам кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Лес наполнен светом солнца, пробивающегося сквозь ветки деревьев. От этого снег, толстым слоем лежащий повсюду, кажется ещё голубее.

застыли. У подножия деревьев лежат выкорчеванные бурями лесные исполины, покрытые волнистыми коврами снега. Снег, видимо, выпал недавно, может быть, только вчера, а за день мороз уже сковал стволы деревьев. Вокруг сверкающая белая пелена, создающая Световая полоса от солнечных лучей как бы разделяет картину на две части, и нам кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Лес наполнен светом солнца, пробивающегося сквозь ветки деревьев. От этого снег, толстым слоем лежащий повсюду, кажется ещё голубее. Морозно и солнечно. И ветра нет. Деревья в инее, светло-серебристые. Над глубокими свежими снегами синее огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом. Снег написан белилами с легким розовым оттенком. Холодные цвета, белая пелена снега, белые снежные хлопья. На белизне снега постоянно останавливается внимание зрителя. Поверхность снега искрится под лучами солнца, и от этого небо получает розоватый, а снег голубоватый отлив. Это усиливает ощущение тишины, покоя, которое передаётся и нам. И ты уже чувствуешь себя частью этой прекрасной и величавой природы.

3 стр., 1415 слов

Описание по картине Зима Саврасова (3 класс)

... Сочинение 4 Написание зимних пейзажей занимало особое место в работах известного русского художника Алексей Кондратьевича Саврасов. Кистью этого замечательного мастера написана картина «Зима». ... с маленькой сосной, стоящие в рыхлом, мокроватом снегу, выглядящие кривыми, уродливыми деревцами, согнувшимися от холодной серости. Автор представляет пейзаж русской природы, по-видимому, в самом конце зимы, ...

И в очередной раз поражает огромный труд художника И.И.Шишкина, глубоко чувствовавшего и умеющего передать красоту и богатырскую силу русской природы. В его картине я увидел то знакомое, милое и дорогое сердцу, что так любил и зорко видел сам художник и искренне воспел своей кистью

Физминутка

5. Физкультминутка, А теперь, ребята, встать,, Руки медленно поднять,, Пальцы сжать, потом разжать,, Руки вниз и так стоять., Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.

Слово о художнике К.Ф.Юоне

Русский художник К.Ф. Юон прожил долгую жизнь – 83 года. Это был человек многогранного дарования — пейзажист, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, публицист.

Юон любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, ослепительную зиму и яркое лето. Ведь с имением художника связаны такие понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская зима”, “юоновская весна” – т.е. картины природы, которые сумел по-своему увидеть и запечатлеть художник. Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны Юоном в селе Лигачёво под Москвой.

“Милое Лигачево”,– так душевно отзывался об этом месте художник, здесь черпались силы и вдохновение для написания пейзажей.

Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин,

И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

Одна из лучших картин Юона «Русская зима. Лигачево», по которой мы с вами и будем работать, готовясь к сочинению-описанию. Записываем в тетрадях число (27 января. Классная работа. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона. Р.З.Л.)

А теперь внимательно рассмотрите репродукцию картины. Кстати, а что такое репродукция?

Рассматривание картины под музыку и чтение стихотворения Б.Пастернака.

7 стр., 3372 слов

По картине Юона " Русская зима. Лигачёво"

... работа, тема урока «Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво» Но прежде чем работать по теме урока, нам необходимо ... нам мастер лирического пейзажа К. Юон. «К.Юон в картине «Русская зима» показал природу в____________ царстве. ________ _________ день. ... на санках. Все это мы видим на картине художника. Картина очень_______________, от нее так и веет_________________, ______________. ...

После угомонившейся вьюги

Наступает в округе покой.

Я прислушиваюсь на досуге

К голосам ребятни за рекой.

Я, наверно, не прав, я ошибся,

Я ослеп, я лишился ума.

Белой женщиной легкой из гипса

Наземь падает чудо зима.

Небо сверху любуется лепкой

Мертвых, крепко придавленных век.

Все в снегу: двор и каждая ветка,

И на дереве каждый побег.

Вам не кажется, что Б.Пастернак очень точно передал содержание картины Юона.

3 Как бы вы начали описание картины. (Ребята называют ключевые слова)

( Сказочная зима, зима — добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом . ( Рабочие материалы как образец, запись в тетрадь.)

картина написана в голубовато- серебристом цвете, серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые)

белый, пушистый, серебристый, долгожданный,

Зима — кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле. (запись в тетрадь ключевых слов)

.Итак, благодаря изобразительно – выразительным средствам у нас получается словесное описание картины.

.А что еще мы видим на картине помимо природы? Давайте опишем занятия самых маленьких героев. Как показал художник заинтересованность ребят этим зимним временем года? (подбор ключевых слов)

-Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? ( скрипом снега, пением птиц, стуком дятла по дереву, шелестом ветвей, даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…)

  • Можно ли сказать, что художник любит и хорошо знает русскую природу?

А что изобразил художник справа? ( На небольшом бугорке мы видим дома, крыши, которых покрыты белой мохнатой шапкой.)

  • Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета,

3 стр., 1206 слов

Описание картины Русская зима. Лигачево Юона (5, 6, 7 класс)

... поэтому она вышла такая необыкновенная. ` Русская зима. Лигачево Популярные сочинения Тему природы редко ... Константин Федорович Юона смог передать атмосферу зимней подмосковной деревни до мельчайших подробностей. Видно, что художник полностью очарован русской зимой, он вложил в картину всю душу, ...

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

(Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием — Ребята! Мы говорим о лесе, деревьях, снеге как о живых существах.

— Как называется этот художественный прием?

— Зачем он используется в тексте описания?

Работящие, трудолюбивые, добрые люди, которых художник любит, уважает, потому что знал их, прожив в Лигачево 50 лет своей жизни. Любовно и бережно выписано каждое строение, терпелив и ласков скромный, но теплый быт людей. И здесь сказывалось волшебство художника. Мы побывали в гостях у хороших людей, хотя никого из них мы и в глаза не видели.

-Что же хотел сказать художник своей картиной? Какие чувства хотел передать?

Он любит русскую зиму, снежную и пушистую, такую же, как и у нас. Он вместе с героями своей картины радуется снегу, солнцу, восхищается сказочной красотой леса. Ему приятно видеть веселых, счастливых детей, их трудолюбивых родителей.

Волшебная сила картины.русского характера, воспитанного и закаленного природой, которое успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает художников создавать такие удивительные картины, как у Юона. В этом и заключается волшебная сила искусства, пейзажа.

— А теперь составим план нашего сочинения-описания по картине К.Ф.Юона: (под музыку).

1. Мастер пейзажа К.Ф.Юона. Не забудьте о композиции описания.

2. Русская зима в Лигачево.

а) Белый пушистый снег.

б) Сказочные деревья — великаны.

в) Зимние забавы детей.

г) Привычные заботы взрослых.

3. Волшебная сила картины.

Выберите из нескольких вариантов начала сочинения, наиболее отвечающий вашему настроению (распечатать на листочках):

Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы. Наслаждаться тишиной.

Как красив лес зимой! Кажется, что зима — чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами…

Сопоставьте картины художников по общему настроению. Какой предстает зимняя природа на картинах?(Шишкин изобразил природу в зимнем оцепенении , она словно скована тяжелым белоснежным покровом, погружена в долгий зимний сон. На полотнах К. Ф. Юона царит радостное оживление .Яркий свет заливает картину , воздух прозрачен и чист, и только морозная легкая дымка окутывает небо. Снег кажется легким и пушистым , он не отягощает , а украшает ветви деревьев сияющим кружевом)

Составление плана сочинения «Гимн зимней природы»( по картинам И.И.Шишкина «Зима», К.Ф.Юона»Русская зима.Лигачево».

План.

1 И.И.Шишкин и К.Ф.Юон — замечательные русские-художники пейзажисты.

11Зимний пейзаж в изображении И.Шишкина и К.Юона.

1Описание картиныИ.Шишкина»Зима»

2Описание картины К.Ф.Юона»Русская зима.Лигачево»

3.Сходства и различия в изображении русской зимы на картинах художников.

111Картины И.И.Шишкина и К.Ф.Юона.-гимн русской красоте

Домашнее задание: написать сочинение по заданному плану.

Приложения к уроку