Образ русской природы в творчестве Чайковского и русских художников 19=20 вв

Курсовая работа

Природа – одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы – это и свет далёких звёзд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие и мелкие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле…[6, с.179]

Образы природы присутствуют и в литературе и в живописи, и в музыке разных времён.

Как писал И.Н. Крамской: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный…»

«Живопись Левитана подобна звукам эоловой арфы. Она поёт о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе», — писал замечательный живописец К.Ф. Юон.

Чудесные пейзажи живописцев открывают нам красоту природы. Сама образная природа искусства основана на эмоциональном восприятии жизни. Впечатления действительности должны взволновать художника, пройти через его душу и сердце.

А музыка? Музыка – самое глубинное средство расширения мирочувственных пространств сознания. Ещё нет у младенца дискретных знаний о мире, отсутствует мировоззрение и миропонимание, слова родной речи ещё не начали членить действительность, а музыка речевых интонаций, напевы колыбельной уже проникают в душу, настраивая её на правильное отношение к миру. Воплощая образы природы, музыка в то же время снимает покров с сущностных отношений человека и мира, потому что ведь именно таково её призвание.

В музыке, природа выступает в качестве источника чувств, эмоций, настроений композитора, которые ложатся в основу произведения. Здесь и проявляются те самые выразительные возможности музыки, составляющие её суть. С другой стороны, природа может выступать в музыке как предмет изображения, отображения её конкретных проявлений (пение птиц, шума моря, леса, раскатов грома и т. п.).

Разные способы изображения природы объединяют различные направления искусства в одно целое.

Актуальность: воспитать чувство любви к прекрасному, к природе, Родине. Развить эстетический вкус.

Цель работы: рассмотреть образы природы в произведениях П.И. Чайковского и русских художников 19-20 вв.

Объект: образы природы в музыке и живописи.

Предмет: образы природы в творчестве Чайковского (цикл «Времена года») и русских художников 19-20 вв.

Задачи:

  1. Рассмотреть жизненный и творческий путь Чайковского;
  2. Проанализировать цикл «Времена года» Чайковского;
  3. Рассмотреть творчество художника И.И. Левитана;
  4. Рассмотреть творчество А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, В.Д. Поленова.

Методы исследования:

6 стр., 2642 слов

Ольга Раева: «Бетховен — лекарство от отчаяния…» Известный российско-германский ...

... музыку хожу, пытаясь мысленно расчищать напластования. Скажите, возможно ли вот такое чистое восприятие музыкального сочинения — вашего (ведь вам как композитору виднее, как оно должно звучать) или Бетховена? ... Бетховен мне видится таким крайне цельным сочинителем — все его сочинения как бы образуют единую систему, где роль скелета и образуют симфонии, а всё прочее, скажем камерная музыка, ...

  1. Анализ периодической печати;
  2. Анализ учебных изданий.

Разные способы изображения природы объединяют различные направления искусства в одно целое.

Глава 1 Образы природы в произведениях П.И. Чайковского

1.1 Чайковский. Образы природы в творчестве

Имя Петра Ильича Чайковского, продолжателя традиций Глинки и Даргомыжского, выделяется среди композиторов – классиков. Его бессмертные произведения стоят в одном ряду с произведениями А.С.Пушкина, Л.Толстого.

Чайковский глубоко национальный композитор. В произведениях он показывает жизнь русского общества, его быт; дает картины русской природы. Чайковский композитор, дирижер и публицист.

П.И. Чайковский родился 25 апреля 1840 года в г. Воткинске в семье горного инженера, директора металлургического завода. Детство его протекало в Воткинске, затем в Волопаевске. Первые уроки на фортепиано начались в эти годы. По исполнению 10 лет Чайковский был определен в Петербургское училище правоведения. В училище преподавалась музыка для желающих. Именно здесь начались серьезные занятия музыкой. Чайковский посещает симфонические концерты, знакомится с произведениями русских и западных композиторов. Особенное впечатление производят на него оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» и «Дон Жуан» Моцарта.

В 1859 году Чайковский, оканчивая училище правоведения, получает чин титулярного советника. Начинается служба в Министерстве юстиции, которая тяготит Чайковского, так как все яснее становится, что его призвание — музыка. Он писал: «Я очень много занимался теорией музыки и теперь решительно убедился, что рано или поздно, я променяю службу на музыку».

В 1862 году Чайковский поступает в Петербургскую консерваторию, где занимается у известных педагогов А. Рубинштейна и Н. Зарембы, сыгравших большую роль в воспитании молодого композитора.

Отказавшись от службы в Министерстве юстиции, Чайковский целиком посвящает себя музыке, очень много сочиняет.

В 1868 году Чайковский успешно заканчивает Петербургскую консерваторию кантатой для хора и оркестра. По приглашению директора только что открывшейся Московской консерватории Н. Рубинштейна он начинает педагогическую работу в консерватории, где ведет композицию, гармонию, теорию музыки, инструментовку. На основе опыта педагогической работы Чайковским было написано «Руководство к практическому изучению гармонии», изданное в 1872 году.

В Москве Чайковский оказывается в центре музыкальной жизни. Он знакомится с рядом выдающихся музыкантов, артистов, поэтов. Знакомство с драматургом Островским, Одоевским, поэтом Плещеевым, дружба с Н. Рубинштейном, музыкальным критиком Кашкиным, встречи с Л. Толстым — все это сыграло положительную роль в утверждении реалистических принципов Чайковского.

Помимо педагогической работы Чайковский выступает как музыкальный критик. Он пишет о значении творчества Глинки, о том, что развитие национальной музыки должно идти по пути, начатому им; предсказывает большое будущее начинающему композитору Римскому-Корсакову; приветствует связь с народным творчеством норвежского композитора Грига.

2 стр., 834 слов

День памяти П.И. Чайковского Из века в век, из поколения в поколение ...

... Чайковским при окончании петербургской консерватории, ставшая первой в России экзаменационной консерваторской кантатой, знаменует начало нового этапа в русской музыке ... 20) марта 1883 Чайковский получил заказ на ... сочинения состоялось 31 мая 1872 г. При жизни автора кантата не публиковалась. Рукопись партитуры, находившаяся в библиотеке конторы императорских театров, не сохранилась. В 1896—1898 гг. ...

В то же время Чайковский напряженно занимается сочинениями. Очень плодовитым был этот период: 3 симфонии, первый фортепианный концерт, вариации на тему рококо для виолончели, 4 оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», три квартета, балет «Лебединое озеро», фортепианный цикл «Времена года». Оптимистично и радостно творчество Чайковского этого времени. В то же время появляются драматические произведения — «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини».

Большую поддержку Чайковскому всегда оказывали Н.Г. Рубинштейн — пианист и дирижер, пропагандировавший его произведения, издатель Юргенсон, печатавший его сочинения, Ларош — музыкальный критик.

Переутомление и неудачная женитьба в 1877 году вызвали нервное заболевание. Чайковский уезжает за границу. В этом ему оказывают большую помощь друзья, особенно Н.Ф.Фон Мекк – большая почитательница таланта Чайковского, письма к которой были своеобразным дневником композитора.

Излечивает Чайковского напряженный, всецело поглощающий труд. Опера «Евгений Онегин» и четвертая симфония – выдающиеся произведения этого времени. Одновременно с работой над произведениями Чайковский как дирижер с успехом выступает в Берлине, Женеве, Париже, Америке, Лондоне, где ему в 1893 году присваивают степень доктора музыки Кембриджского университета.

Последнее десятилетие композитор также много работает. В эти годы им написаны множество опер. Последние годы Чайковский жил в Майданове и в Клину – под Москвой. Сюда приезжали друзья и ученики композитора Н.Д. Кашкин, композитор С.И. Танеев и другие. Просматривались новинки в музыке, разгорались споры. Вдали от Москвы и Петербурга, особенно проявилась черта Чайковского – умение работать, по 14 часов в сутки. Он работал, считая что «вдохновенье – гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают.

Последним произведением Чайковского была Шестая симфония, которой он дирижировал 16 октября 1893 года, а 25 октября его не стало. В настоящее время в Клину находится дом-музей Чайковского. Там бережно хранятся книги, рукописи, адреса, обстановка, в которой жил композитор, все то, что может нам рассказать о талантливейшем русском композиторе второй половины XIX века. [9, с.6-31]

Тёмной ночью белых лилий, сон неясный тих.

Ветерок ночной прохладой, обвевает их.

Ночь их чашечки раскрыла, ночь хранит цветы

В одеянии невинном, чистой красоты… (И. Бунин) [5, с.13]

Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил «больше всякой другой». С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал «способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоящее, мирящее, дающее жажду жизни».

14 стр., 6914 слов

Сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств ...

... пьес «Детского альбома». Задача исследования - сравнительный анализ музыкальных произведений и анализ всех свойств музыки мелодий циклов «Детского альбома». 1. Структурная композиция «Детского альбома» П.И. Чайковского Сочинение «Детского альбома» - первое обращение композитора ... «Детским альбомом» известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года. Чайковский, находясь в Каменке, в семье ...

В письмах и дневниках Чайковского сохранились высказывания о том, как он любил русскую природу.

«Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо-сладких ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляет убогий русский, родимый пейзаж» (из письма к фон Мекк).

«Такие минуты достаточны, чтобы ради них с терпением переносить маленькие невзгоды, которыми переполнена жизнь. Они достаточны, чтобы любить жизнь». [13, с.61-62]

«Только в одиночестве и на лоне симпатичной природы можно испытать минуты действительного счастья. Даже искусство не может дать тех моментов экстатического восторга, которые даёт природа…». «Очень приятно усесться где-нибудь повыше и посмотреть на необыкновенной величины старые ивы, растущие внизу вперемежку с тополями, на село с скромной церковью (какую прелесть придаёт всякому сельскому виду скромная деревенская церковь), на дальний лес. Я просидел около часу на этом месте и испытал одну из тех чудных минут, когда всякие заботы и треволнения куда-то скрываются. Вместо них предаёшься самым разнообразным и отрывочным мыслям и фантазиям». [14, с.115-116]

Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и не музыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес «Времена года» — произведение «не случай», написанное по заказу редактора музыкального журнала «Нувеллист» Н.М. Бернарда. Литературная версия истории создания этого произведения известна по мемуарам Н.Д. Кашкина: раз в месяц, по напоминанию слуги А.И.Софронова Чайковского в один присест писал по пьесе, которые тот отправлял редактору. На деле же, если заглянуть в письма, а также документы, собранные в томе «Музыкальное наследие Чайковского», всё обстояло ещё быстрее: первые две пьесы Чайковский отослал редактору в декабре 1875 года, затем, по очереди, ещё три, и последние семь пьес, от «Баркаролы» до «Святок», были написаны подряд в одной тетради. Заглавия и эпиграфы сочинил издатель. Так или иначе, на протяжении всего 1876 года читатели журнала «Нувеллист» каждый месяц получали новую фортепианную пьесу Чайковского, предназначенную для музицирования как в столичной гостиной, так и в глуши усадьбы, в быту, подобном тому, что взрастил когда-то ребёнка Чайковского. [11, с.36]

Цикл объединяют различные по настроению пьесы. Среди них – две жемчужины: «Баркарола» и «Осенняя песнь». [1, с.34-36]

1.2 Чайковский. Цикл «Времена года»

В рассматриваемом цикле «Времена года», ставшем уникальным в своём жанре, композитора привлекала возможность выразить свою любовь к русской природе, которую он так любил, по его словам, больше всякой другой, родной земле, людям, быту с праздничными и трудовыми буднями. И действительно, в искренних, правдивых музыкальных образах двенадцати пьес всё выражает национальный характер, составляющий суть творчества Чайковского.

2 стр., 788 слов

Почему произведения Островского называют пьесами жизни?

... сердцем, которые борются за свои мечты. Пьесы драматурга актуальны даже сегодня. ` Почему произведения Островского называют пьесами жизни? Популярные сочинения В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю ... Островский подтверждает эту мысль своим творчеством. Автор создал такие образы героев, которые похожи даже на современных людей 21 века. Люди, жившие более сотни лет ...

Пьесы цикла – картины русского быта в разное время года – создают лирическое настроение. Музыка выражает жизнь природы, которая здесь тесно сплетена с жизнью людей; извечный круговорот смены времён года опоэтизировано и волнующе передаёт и порывы к счастью, элегическую мечтательность и размышления, грусть и надежды, светлую радость, беззаботную удаль, тревогу. При печатании пьес названия месяцев не указывались. Эпиграфы к пьесам подбирал сам издатель, обратившись к произведениям русских поэтов, на стихотворения которых композитор наиболее часто писал свои романсы: В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Фета. [10, с.61-63]