IV. по предложенному тексту

Сочинение

… / / / Пособие для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Образец формулировки задания части С на едином государственном экзамене (демоверсия 2007 г.)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

РЕКОМЕНДАЦИИ, ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  • Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно. Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия автора текста?
  • Сформулируйте (кратко!) тему: о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
  • Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
  • Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова).

  • Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста .

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Постарайтесь, опираясь на содержание текста, какой-то конкретный случай, рассмотренный в тексте, вписать выделенную вами проблему в ряд «вечных» проблем. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный факт (или факты), но и многие подобные (типичные) случаи. Формулируйте проблему общо. Например: проблема нравственного выбора человека; проблема смысла жизни; проблема взаимоотношений людей; проблема истинной доброты; нравственного выбора человека; милосердия; отцов и детей и т.п.

9 стр., 4318 слов

Постановка проблемы примеры. Учимся писать Проблема текста (Как ...

... предложениях текста. Итак, давайте вместе попробуем определить, а затем сформулировать проблему приведённого ниже текста. Внимательно читаем текст. (1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных ... проблемы. 1) В тексте О.Е. Мальской и И.Л. Можаровского речь идёт о чтении. Умеем ли мы читать правильно? Под таким углом зрения рассматривают авторы эту проблему. 2) Текст ...

Сформулировать проблему можно в виде вопроса (вопросов):

Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что является главным в жизни человека: духовное или материальное? Кто за нас решит экологические проблемы?

Можно сформулировать проблему одним словом или словосочетанием (проблема чего).

Например: проблема войны и мира.

Многие учащиеся испытывают трудности при написании начала сочинения. Можно начать его с формулировки проблемы. Например:

Какова роль литературы в духовном становлении человека? Над этой серьёзной проблемой размышляет лауреат Нобелевской премии И.Бродский.

Д.С.Лихачёв уделяет внимание философской проблеме, актуальной во все времена: в чём смысл человеческого бытия?

Текст В.Солоухина заставил меня задуматься над сложной философской проблемой поиска смысла жизни.

С. Львов, известный публицист и лингвист, коснулся острой проблемы, которая сегодня активно обсуждается в обществе: что значит быть современным?

В.Солоухин размышляет над проблемой, которая волнует каждого из нас: как сохранить этот мир для будущих поколений?

В.Песков приглашает нас к серьёзному разговору о бережном отношении человека к природе.

  • Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.

Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»? «Комментировать» означает «объяснять, пояснять».

Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста, и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

  • свободно интерпретированы;
  • представлены при изложении собственной точки зрения;
  • процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

Иначе говоря, комментарий – это выборочный пересказ своими словами исходного текста (допускается выборочное цитирование), подтверждающий, что в тексте рассматривается именно эта проблема.

  • Сформулируйте позицию автора.

Если проблема текста –это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос. В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена четко, повествование ведется от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), можно предположить, что в тексте могут быть языковые средства: оценочные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.

18 стр., 8678 слов

Религия — ы : Проблема человека в конфуцианстве. Человек ...

... природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в религиях Востока, в частности в Конфуцианстве и в ... высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, ... в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение ...

В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите внимание на лексику и фразеологию, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Распространенной ошибкой является отождествление автора и рассказчика в художественной литературе. Выявить авторскую позицию в тексте художественного стиля помогут вам средства выразительности.

  • Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Свое мнение вы должны высказать корректно. Возможные варианты:

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Кажется спорной мысль автора о том, что…

Текст (ф.и.о. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…

Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.

С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Интересна позиция автора в том, что…

Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Аргументация – это приведение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.

В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.

Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

  • Обратите вниманиена то, что сочинение должно быть логически завершено, начало и конец текста должны быть связаны, текст должен быть расчленен на абзацы. В конце сочинения следует сделать вывод.

Варианты начала текста:

  • Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса (вопросов).

  • Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусства, имеющие отношение к проблеме текста.
  • Сообщение сведений об авторе текста (если он известен вам) и определение места проблемы в его творчестве.
  • Использование небольшой цитаты из предложенного текста, где четко обозначена проблема.
  • Использование назывного предложения и приема умолчания.

В начале сочинения обязательно назовите имя, фамилию автора.

41 стр., 20319 слов

Образные сравнения в художественном тексте

... автора на тот или иной предмет, то есть особой роли образного сравнения в отражении художественного замысла писателя. Все это определяет актуальность избранной темы. Объектом исследования является образное сравнение в художественном тексте. ...

Не начинайте сочинение со слов: В своем тексте автор…

Прочитайте черновой вариант работы. Части сочинения должны иметь определенное логическое расположение, четкий порядок следования. Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически (с помощью последовательной, т.е. цепной, или параллельной связи).

Помните: один из признаков текста – его завершенность. Подведите итог сказанному, но не повторяйтесь. В качестве обобщения можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки.

  • Отредактируйте сочинение и после этого перепишите его на бланк № 2.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком!, ТЕКСТЫ ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ

Текст 1.

ВОРОБЕЙ

(1) Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.

(3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

(6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(11) Мой Трезор остановился, попятился… (12) Видно, и он признал эту силу.

(13) Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.

(14) Да; не смейтесь. (15) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

(16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев)

Задания к тексту 1.

1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО (предложение 5) —

2. Из предложения 7 выпишите определительное местоимение

3. Из предложений 1-3 выпишите словосочетание со связью согласование.

4. Среди предложений 11-17 найдите простое односоставное предложение

5. Среди предложений 5-8 найдите простое осложненное предложение

6. Среди предложений 4-10 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

7. Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и частицы

8. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в тексте?

1) оксюморон

2) градация

3) литота

4) сравнение

5) метафора

6) однородные члены

7) антитеза

8) гипербола

11 стр., 5471 слов

Ошибки в речи теле- и радиоведущих

... и выявить её соответствие современным орфоэпическим и акцентологическим нормам, выявить тенденции и проблемы, связанные с произносительными речевыми ошибками, допускаемыми дикторами и ведущими радио и телевидения ... Ошибка принимает разные формы: неверное попарное объединение однородных членов предложения ... взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов одного уровня. Слова объединены в группы по ...

9) метонимия

10) эпитеты

9. Ознакомьтесь с образцом сочинения по тексту 1 и комментариями

Образец сочинения по предложенному тексту с комментариями

«любовь …сильнее смерти и страха смерти»

В предложенной нам лирической миниатюре писатель рисует сцену неожиданной встречи с выпавшим из гнезда «молодым воробьем». Какой же любовью должен был обладать «старый черногрудый воробей», который бросился спасать «свое детище» от собаки! Даже пес Трезор «признал эту силу» и отступил ( комментарий проблемы ).

Это произведение великого писателя напомнило мне удивительную историю взаимоотношений героев романа Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова принесла себя в жертву ради спасения своих близких, а позже – ради Родиона Раскольникова. Читатель верит, что ее любовь будет спасительной для человека, потерявшего веру в себя ( выражение собственного мнения, первый аргумент ).

Вспоминается еще один факт, уже не литературный, а исторический. Жены декабристов поехали за своими мужьями в Сибирь, лишившись материальных благ, поддержки близких. Ничто: ни лишения, ни лютые сибирские морозы, ни отсутствие родных – не сломило дух этих мужественных женщин. Мысль о том, что только они смогут помочь своим любимым выжить, согревала их сердца. Не случайно подвиг этих женщин запечатлен в книгах и кинофильмах. Трудно придумать лучший пример самопожертвования во имя любви. Многие «декабристки» похоронены там, в далекой Сибири ( второй аргумент ).

Но «любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (вывод).

Текст 2

ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ

(1)Я не люблю смотреть телевизионные передачи.(2)Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3)Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4)Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто ещё не вошёл в обоймы «признанных», выступают удачно. (5)Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

(6)Но дело не в этом. (7)Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8)Упал и встаёт, быстро вступая снова в танец, и ведёт этот танец так, точно падения и не было. (9)Это искусство, огромное искусство.

(10)Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11)И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. (12)Да, именно красиво.

(13)Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «всё погибло»,- это досадно и для него и для окружающих. (14)Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в её исправлении.

(15)Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершённой ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить её. (17)И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо понуждать к её исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

(Д.Лихачёв)

Задания к тексту 2. (Ответы к заданиям 1-3 запишите словами)

1.

Вариант1. Укажите способ образования слова (К) ПРИЗНАНИЮ (предложение 17) —

Вариант2. Из предложений 8-9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом —

Вариант3. Укажите способ образования слова ВКЛЮЧИТЬСЯ —

2.

Вариант1. Из предложений 6-7 выпишите местоимения —

Вариант2. Из предложения 8 выпишите частицу(-ы) —

Вариант3. Из четвёртого абзаца выпишите наречие(-я) —

3.

Вариант1. Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ —

Вариант2. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВКЛЮЧИТЬСЯ В РАБОТУ (предложение 16) —

Вариант3. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ДЕЛО НЕ В ЭТОМ (предложение 6)

4. (Ответы к заданиям 4-8 запишите цифрами)

Вариант1. Среди предложений 1- 4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения —

Вариант2. Среди предложений 6-12 найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого предложения-

Вариант3. Среди предложений 13-17 найдите сложное(-ые),в состав которого(-ых) входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я) –

5.

Вариант1. Среди предложений 1-9 найдите такое, в котором есть вводное предложение —

Вариант2. Среди предложений 1-9 найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство-

Вариант3. Среди предложений 1-12 найдите такое, в котором есть слово-предложение –

6.

Вариант1. Среди предложений 1-9 найдите сложные, в состав которых входят придаточные изъяснительные. Напишите номера этих предложений —

Вариант2. Среди предложений 13-17 найдите сложное, в состав которого входит придаточное образа действия. Напишите номер этого предложения —

7.

Вариант1. Среди предложений 1-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и синонима —

Вариант2. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора —

Вариант3. Среди предложений 10-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и лексического повтора –

8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Тема статьи глубоко волнует автора, который, стремясь эмоционально воздействовать на читателя, насыщает текст ____ (предложения 1,2,3,5).

Для этого текста характерно использование ____(предложения 3,5), а также ____(предложения 7,15).

____ (предложение 11) позволяет автору эмоционально передать одну из главных мыслей данной статьи.

Список терминов:

  • лексические повторы
  • фразеологизмы
  • антонимы
  • парцелляция
  • вводные конструкции
  • олицетворение
  • разговорные синтаксические конструкции
  • умолчание
  • ирония

9.

Прочитайте текст сочинения, найдите в нем формулировку и комментарий проблемы текста, выражение авторской позиции, собственного мнения и аргументы.

Судьба не раз испытывала Д.С.Лихачёва, известного учёного-филолога, на нравственную прочность. Он с честью и достоинством прошёл все жизненные испытания. В «Письмах о добром и прекрасном» он делится с читателями своим жизненным опытом.

«Искусство ошибаться …» Уже само название статьи говорит нам о том, что к ошибкам надо относиться вдумчиво. Автор убеждает нас: «…надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и … красиво». Меня очень поразила мысль о немедленном исправлении ошибок. Почему их надо исправлять немедленно? Наверно, потому, что человеку трудно жить с «грузом ошибок». Говоря о немедленном исправлении ошибок, писатель дважды употребляет слово «красиво». Интересно, почему ошибки надо исправлять красиво? Случайно ли автор говорит об «искусстве ошибаться»? Одно из значений слова «искусство» — умение, мастерство, знание дела. Когда человек делает что-то с мастерством, со знанием дела,– это красиво. Автор помогает читателю понять, как это можно сделать «красиво»: «признаться в своей ошибке перед самим собой»… А окружающие должны наградить «упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами».

Автор утверждает, что для признания ошибки нужен опыт, жизненный опыт. Невольно вспомнились знаменитые пушкинские строки: «…И опыт, сын ошибок трудных…» Да, исправление ошибок – это труд, причём труд духовный. Не могу не привести в качестве примера известную библейскую притчу о возвращении блудного сына, который совершил не одну жизненную ошибку, потом нашёл в себе силы – вернулся в свой родной дом с покаянием. И отец простил его, да ещё зарезал лучшего барана, объясняя старшему сыну, что младший «был потерян, а теперь нашёлся». Это ли не «радостные аплодисменты»?

Подобные примеры можно найти и в нашей литературе – ведь нет людей (и литературных героев), которые бы не ошибались. Классический пример «искусства ошибаться» мы видим в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в лице Сонечки Мармеладовой. Она совершила страшный грех (пошла на панель), спасая жизнь детей Катерины Ивановны. Соня страдает, не прощает себя, ищет спасения, обратившись к Богу. Именно она поможет спастись духовно другому грешнику — Родиону Раскольникову. Как это важно, чтобы в трудной жизненной ситуации с тобой рядом оказалась такая же Сонечка! Тогда ошибки исправить значительно легче. А исправлять их надо обязательно, «чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее». Ведь жизнь продолжается…

Текст 3

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

(1)Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, своей школе.

(2)Человек живет в определенной окружающей среде. (3)Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (4)Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. 5) Ее главная задача – не дать погибнуть всему живому. (6) Но экологию нельзя ограничивать только задачами сбережения биологической среды. (7) Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (8) Сохранение творений прошлого – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. (9) Культурная среда необходима для «духовной осёдлости» человека, его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины.

(10)До известных пределов утраты в природе восстановимы. (11)Можно очистить загрязненные реки и моря, возродить леса, поголовье животных. (12)Природа обладает способностью к самоочищению. (13)Иначе с памятниками культуры. (14)Их потери невосстановимы, ибо памятники всегда индивидуальны, связаны с определенной эпохой, творцом. (15)Каждый памятник разрушается, искажается, ранится навсегда. (16)«Запас» произведений искусства крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью.

(17)Человечество тратит миллиарды не только на то, чтобы не погибнуть, но чтобы сохранить природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (18)Целительная сила природы хорошо известна. (19)Чтобы сохранить культуру, мало рассуждений о любви к стране, нужны столь же действенные меры. (20)А для этого нужны глубокие знания особой научной дисциплины – экологии культуры.

(По Д. Лихачеву)

Задания к тексту 3.

1.

Вариант 1. Из предложении 19 выпишите слово, образованное приставочным способом —

Вариант 2. Из предложения 9 выпишите слово, образованное сложением —

2.

Вариант 1. Из предложений 2-6 выпишите личное местоимение —

Вариант 2. Из предложений 12-15 выпишите определительное местоимение —

3.

Вариант 1. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью управление —

Вариант 2. Из предложений 17-18 выпишите словосочетание со связью примыкание —

4.

Вариант 1. Среди предложений 2-9 найдите простое безличное предложении —

Вариант 2. Среди предложений 10-16 найдите простое неполное предложение —

5.

Вариант 1. Среди предложений 1-9 найдите простое предложения с уточняющим приложением-

Вариант 2. Среди предложений 7-14 найдите предложения с двумя или более рядами однородных членов —

6.

Вариант 1. Среди предложений 2-9 найдите сложноподчиненное предложение —

Вариант 2. Среди предложений 10-16 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины —

7.

Вариант 1. Среди предложений 2-9 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора –

Вариант 2. Среди предложений 1-7 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения —

8.

Вариант 1. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 2-16?

1) эпитеты

2) термины

3) гипербола

4) однородные члены

5) градация

6) эпифора

Вариант 2. Какие три из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 2-16?

1) оксюморон

2) градация

3) литота

4) анафора

5) метафора (9)

6) олицетворение (15)

9.

Напишите сочинение по данному тексту (см. Образец формулировки задания части С на едином государственном экзамене (в 2007 г.)

Текст 4.

1)В конце осени я встретил на Прорве Прохора. (2)До вечера мы удили вместе, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

(3)Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер. (4)Дул суховей. (5)Огонь быстро погнало на север. (6)В небе, затянутом дымом, солнце висело как тяжелый багровый паук на плотной седой паутине. (7)Гарь разъедала глаза. (8)Падал медленный дождь из золы. (9)Он покрывал серым налетом тихую речную воду. (10)Стаи диких птиц бросались в огонь и сгорали. (11)По ночам угрюмое и тусклое зарево металось и клубилось на востоке.

(12)- Я в ту пору, перед самым пожаром, — тихо рассказывал Прохор, подался к Малому озеру, взял ружьишко. (13)Встретился мне заяц, рыжий, с рваным ухом. (14)Я выстрелил, промахнулся: стар стал, глаз у меня, нет-нет да и мигнет не ко времени. (15)Плохой я охотник.

(16)Днем это была самая духота. (17)Я от нее сомлел. (18)Лег под березу, заснул. (19)Проснулся от гари, вижу: ветер дым стелет над озером, глаза щиплет, дышать нечем. (20)Побежал я по ветру, а на том краю озера уже пламя шумит по осиннику, лижет мшары, ест траву на глазах. (21)Бегу, сослепу не знаю куда, ничего почитай не вижу, а тут прямо из-под ног скачет заяц и бежит вперед меня безо всякого страха, хромает, стрижет ушами. (22)Я за ним, думаю, может, вдвоем как-нибудь уйдем от погибели, потому лесной зверь лучше человека чует огонь. (23)Отстать боюсь, кричу ему: (24) «Потише беги, сделай милость!» (25)А он сам едва скачет.

(26)Сколько так бежали мы с зайцем, не припомню. (27)Однако гарь стала легче. (28)Тут я упал: кончились мои силы. (29)Лежу, а рядом заяц лежит и громко дышит. (30)Я глянул, а у него задние лапы обгорели.

(31)Отлежался я, взял того зайца в мешок, и добрели мы до своего села. (32)Понес зайца ветеринару, вылечить хотел. (33)Ветеринар смеется. (34) «Ты его, говорит, Прохор, лучше зажарь да съешь с картошкой». (35)Плюнул я, ушел, обозвал ветеринара нехорошим словом.

(36)Помер заяц. (37)Перед ним я провинился, как перед дитем.

(38)- Чем же ты, дед, провинился?

(39)Прохор помолчал и улыбнулся:

(40)-Как чем? (41)А у зайца-то, спасителя моего, ухо было рваное. (42) Зверя ведь тоже понимать надо, как ты думаешь, милый человек?

(43)- А небось все охотишься? – сказал я Прохору.

(44)- Н-н-не, милый, что ты! (45)Теперь я и ружьишко продал, ну его к лешему! (46)Теперь я руки на зайца не подыму.

(По К. Паустовскому)

Задания к тексту 4.

1. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом —

2. Из предложений 3-4 выпишите наречие —

3. Из предложения 32 выпишите словосочетание со связью примыкание –

4. Среди предложений 16-18 найдите простое неполное двусоставное предложение-

5. Среди предложений 1-6 найдите простое предложения с уточняющим обстоятельством

6. Среди предложений 16-28 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным —

7. Среди предложений 21-28 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и определительного и личного местоимений —

8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 5-30?

1) эпитеты

2) метафора

3) гипербола

4) оксюморон

5) сравнение

6) эпифора

7) литота

8) диалектизм

9) окказионализмы

10) инверсия 9. Напишите сочинение по данному тексту (см. Образец формулировки задания части С на едином государственном экзамене (в 2007 г.)

Текст 5

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове Эзеле в Балтийском море, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. (5)Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

(7)Война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и выдумки. (8)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи карманных электрических фонариков. (9)Лучи эти все время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в это время говорил. (10)Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя Елагина и молчала. (11)В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в уголке сердца.

(12)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (13)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он часто видел перед собой, была большая звезда. (14)Она лежала на краю моря, как забытый маяк. (15)Ее не могли погасить залпы тяжелых батарей, не мог задушить желтый дым разрывов.

(16)Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.(17) На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. (18)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

(19)- А Паганини играл и на одной струне…

(20)Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(21)Егоров медленно прижал скрипку к плечу, поднял смычок. (22)И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны…(23)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

(24)Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. (25)Она зажужжала, как шмель, и затихла…

(26)Я рассказываю подлинный случай. (27)Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. (28)Она оказалась очень простой: Егоров умер. (29)Он был убит через два дня во время ночного боя. (30)Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

(31)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград…

(32)Где теперь эта скрипка — я не знаю. (33)Говорят, что она в Москве. (34)Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне.

(По К. Паустовскому)

Задания к тексту 5

1. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом —

2. Из предложений 10-11 выпишите относительное местоимение —

3. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью примыкание —

4. Среди предложений 3-6 найдите простое предложение —

5. Среди предложений 12-19 найдите простое осложненное предложение —

6. Среди предложений 23-34 найдите сложное предложение с придаточным определительным —

7. Среди предложений 4-11 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и указательного местоимений —

8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 1-21?

1) анафора

2) метафора (11)

3) гипербола

4) оксюморон

5) сравнение (9,14)

6) противопоставление (13)

7) градация

8) парцелляция

9) окказионализмы

10) ирония

9. Напишите сочинение по данному тексту (см. Образец формулировки задания части С на едином государственном экзамене (в 2007 г.)

Текст 6

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачеву).

Задание к тексту 6.

Напишите сочинение по данному тексту (см. Образец формулировки задания части С на едином государственном экзамене (в 2007 г.)