Как правильно понять исходный текст

Сочинение

Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех эле­ментов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается». Ты уже понимаешь, что эти «три элемента» — автор, тема и читатель. Внимательно изучая экзамена­ционный текст, выстрой такую схему и обдумай ее:

Текст

  1. О чем? (Ты увидишь тему.)
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)
  3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)
  4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь цель.)
  5. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)

Какие существуют виды информации в тексте? Их несколько.

Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации
Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внеш­нюю сторону текста. (Ав­тор отбирает эту информа­цию и использует, чтобы передать то, что его волну­ет, изложить свои мысли).

Концептуальная Замысел автора, его пози­ция, система взглядов, под­ход к фактам. Служит объединяющим на­чалом текста, создает текст как единое целое. (Без авторской мысли, за­мысла текст представлял бы ряд разрозненных фраг­ментов, фактов и событий).

Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл кото­рой содержится в отдель­ных словах, предложениях, фрагментах текста и стано­вится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информа­ции. Может основательно изме­нить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его кон­цептуальную информацию либо непосредственно, ли­бо через фактуальную ин­формацию.

Без «вычитывания» этих информаций вряд ли ты сумеешь пра­вильно понять содержание теста. Один из пользователей чата как-то пожаловался, что у него от одной только мысли о том, что нужно ана­лизировать текст, «появляется аллергическая сыпь, чесотка и отвра­щение ко всем текстам сразу». Итак, чтобы ты нервно не почесывался на экзаменах, давай попробуем вместе поразмышлять вот над этим рассказом А. П. Чехова.

Баран и барышня

{«Эпизодик из жизни «милостивых государей»)

  • На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы раз­влечься?

(7) — Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — (8)Вас спрашивает!

(9) — Барышня? Гм… (10)Кто же это?

  • В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.

(13) — Извините,— начала она дрожащим дискантом. — (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

(17) — Очень приятно! (18)Сссадитесь! (19)Чем могу быть поле­зен? (20)Садитесь, не стесняйтесь!

(21) — Я пришла к вам с просьбой… — продолжала барышня, не­ловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (22)Я при­шла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (23)Вы, я слышала, даете… (24)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (25)Мне от Петербурга до Курска…

  • Гм… Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

(28) — Нет, здесь нравится, но, знаете ли… родители. (29)Я к родите­лям. (30)Давно уж у них не была. (ЗІ)Мама, пишут, больна…

  • Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?

(ЗЗ)Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько полу­чала жалованья, много ли было работы…

  • Тэк… (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалова­нье было велико… (Зб)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)К родителям едете, значит… (38)Ну, а небось в Кур­ске и амурчик есть, а? (39)Амурашка… (40)Женишок? (41)Покраснели? (42)Ну, что ж! (43)Дело хорошее… (44)Езжайте себе. (45)Вам уж пора замуж… (46)А кто он?
    • — В чиновниках…
    • — Дело хорошее… (49)Езжайте в Курск… (50)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (51)Небось, скука в этом Курске? (52)Да вы скидайте шляпу! (53) Вот так, не стесняйтесь! (54)Егор, дай нам чаю! (55)Небось, скучно в этом… ммм… как его… Курске?

(56)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (57)Она рас­сказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены- гимназисты… (58)Егор подал чай… Барышня робко потянулась за ста­каном и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать… (59)Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся… (60)0н уж не чувствовал скуки…

(61) — Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (62)А как вы с ним сошлись?

(бЗ)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (64)Она довер­чиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (65)Говорила она долго. (бб)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (67)Пробило восемь часов.

(68) — А у вашего отца неплохой почерк… (69)С какими он зако­рючками пишет! (70)Но, однако, мне пора… (71)В театре уж нача­лось… (72)Прощайте, Марья Ефимовна!

  • — Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
  • — На что-с?
  • — На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
  • — Билет? Гм… (77)У меня нет билетов! (78)Вы, должно быть, ошиблись сударыня…’ (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… (80)Рядом со мной подлинно живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (81)Егор, вели заложить! (82)Прощайте, та сЬеге Ма­рья Семеновна! (83)Очень рад… рад очень…

(84)Барышня оделась и вышла… (85)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

фактуальную

контекстуальной

С чего начнем «вычерпывать» контекстуальную информацию? Конечно, с заглавия! «Баран и барышня». Кого мы обычно называем бараном? Глупого, бездушного человека. Следовательно, авторскую идею мы уже видим; давай-ка посмотрим, как она нашла воплощение в тексте. Поможет нам в этом художественная деталь (а у А.П. Чехова она очень емкая!).

Детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана» Детали, помогающие понять душевное состояние барышни
На сытой, лоснящейся физиономии… написана смертельнейшая скука. Он… не знал, что ему делать. Не хоте­лось ни думать, ни зеватьЧитать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать…

Что делать? Чем бы развлечься? Сссадитесь!

А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится? Вы здесь служите или учитесь»!

Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Женишок? А кто он!

…тихо войта хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. … воина и поклонилась. …начала она дрожащим дискантом. Я, знаете ли… Мне сказали, что вас… вас… Я…я…дочь…

…продолжала барышня, неловко са­дясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. .. .я небогата…

Барышня… просияла и описала все курские развлечения… Барышня робко потянулась за стака­ном и, боясь чамкать, начала бесшум-

Детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана» Детали, помогающие понять душевное состояние барышни
Небось. скучно в этом… ммм… как

его… Курске?

Ваш жених хорош собой!

А как вы с ним сошлись?

Милостивый государь глядел на нее и

ухмылялся… Он уже не чувствовал

скуки…

Прощайте, Марья Ефимовна!

— Билет? У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, судары­ня…

Вы не туда попали, не на тот подъ­езд. ..

Прощайте, та сИеге Марья Семеновна! Очень рад… рад очень…

но глотать…

… конфузливо ответила на оба вопроса… Она доверчиво подвинулась… …вынула из кармана письмо от ро­дителей и прочла его…

Итак, «милостивый государь» находится на службе, но как он служит и каковы его человеческие качества (ведь «милостивый»!)? Экспозиция рассказа дает нам точное представление об этом: это ле­нивый, глупый, пресыщенный тип (человеком его сложно назвать!).

Поэтому появление незнакомки — великолепная возможность раз­влечься. Что из того, что она «одета просто… даже очень просто» (читай — бедно!) и ей стыдно находиться в роли жалкой проситель­ницы? Зато у него есть возможность скоротать время до представле­ния в театре! Обрати внимание, как не соответствует его внешнее проявление радушного отношения к девушке с внутренней низостью намерений и как он гадок в своих детальных расспросах. Чехов так выстраивает диалог, что от реплики к реплике отвращение к «мило­стивому государю» нарастает: перед нами действительно баран без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением несча­стной как очередным развлечением.

А вот скрытую, дополнительную информацию — подтекстовую — можно увидеть в отдельных словах, фрагментах, предложениях:

  • «эпизодик из жизни «милостивых государей»: эта трагичная исто­рия девушки — для «барана» всего лишь мелкий, рядовой случай;
  • неспроста писатель берет в кавычки определение «милостивые государи», подчеркивая тем самым его совершенно противопо­ложное значение;
  • — история с девушкой типична, так как это «эпизодик из жизни «милостивых государей»; следовательно, вся система бюрократи­ческого чиновничества имеет отношение к слову «бараны», и т.п.

Ты обратил внимание, как долго общался с барышней «милости­вый государь» (см. 2-е и 85-е предложения), но он так и не запом­нил, как зовут его гостью (Марья Ефимовна (72) — Марья Семенов­на (82).

А содержание его расспросов? И чему он так очень рад… рад очень…? И как жаль эту барышню, поверившую в искреннее желание чиновника помочь ей и доверчиво рассказавшую даже глу­боко личное…

А.П. Чехов, используя концептуальную и подтекстовую информа­цию, избежал нравоучительно-скучной проповеди о том, как отврати­тельно человеческое равнодушие, бессердечие, он облек свои мысли в образную форму и позволил нам, читателям, почувствовать то, что чувствовал сам.

Подтекстовая информация очень важна для понимания смысла тек­ста, и она в основном свойственна текстам художественного стиля. В свое время знаменитый режиссер Е.В. Вахтангов говорил своим ак­терам: «Если кто-нибудь спрашивает у вас, который час, он этот вопрос может задавать при различных обстоятельствах с различными интона­циями. Тот, который спрашивает, может быть, не хочет знать, который час, но он хочет, например, дать вам понять, что вы слишком засиде­лись и что уже поздно. Или, напротив, вы ждете доктора и каждая ми­нута дорога. Необходимо искать подтекст каждой фразы». Зачем? А чтобы правильно понять смысл сказанного или прочитанного.

Как «увидеть» подтекст? Первое и самое важное правило — читай вдумчиво, ищи логические связи, старайся понять смысл каждого слова, словосочетания, предложения. Тебе могут помочь и средства выражения подтекста: нарушение логического порядка фрагментов текста, парцелляция, умолчание, эллипсис.

Давай попробуем «извлечь» подтекстовую информацию из этих трех предложений притчи, которую ты прочтешь чуть позже.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толковате­ля снов. Тот выслушал его озабоченно…

На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны по­следующие события? Безусловно, на сон властелина о выпавших зу­бах. Как ты думаешь, это хороший или плохой сон? Почему можно смело утверждать, что сон плохой? Сильное волнение, которое испы­тывает властелин, и озабоченность, с которой его выслушивает тол­кователь снов, уже создают атмосферу тревоги, ожидания каких-то неприятностей и бед. Но властелин не знает значения этого сна, по­чему же он так встревожен? Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за другим\ Самое тревожное, что выпали все зубы! Что ему предвещает такой сон? А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем толкование может быть са­мым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой — к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д., но в любом случае ты уже описал подтекст, а награда тебе за это — продолжение притчи:

«…и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать друго­го толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. При­дворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предше­ственник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спраши­вали они. На что последовал ответ: «Все зависит от того, как сказать то, что сказано»». Притча называется «Небольшая разница», и мы чуть позже вер­немся к ней.

А теперь усложню тебе задание: прочти еще одну притчу:

Первая стрела

Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполне­нию упражнения. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону. «Почему ты ото­брал у меня вторую стрелу?» — удивился Ученик.

«Так вот почему человеку дается только одна жизнь», — подумал Ученик.

Попробуй понять, что ответил Мастер. (Его реплика выпущена.) Что даст тебе ключ к пониманию? Опять-таки внимательное чтение, исследовательское вычитывание смысла.

С чего ты начнешь?

Мастер решил проверить, насколько хорошо стреляет его Ученик. Зачем тот взял две стрелы? Конечно, чтобы повторить свою попытку попасть в цель, если промахнется в первый раз. Тебе, как и мне, по­нятно это. Но как в этом случае, имея две стрелы, будет стрелять Ученик в первый раз? Тщательно целясь? Выполняя все наставления, которые когда-то давал ему Мастер? Вряд ли. И вторая стрела позво­лит ему исправить ошибку, если она произойдет. Почему Мастер ото­брал одну из стрел и бросил ее в сторону? Верно, и он понял намере­ние Ученика и лишил его возможности повторить попытку еще раз. А теперь посмотри: Ученика интересует, почему Мастер отобрал вто­рую стрелу (а текст называется «Первая стрела»).

Как ты думаешь, что ответил Мастер? Умница, ты правильно рассуждаешь: Мастер от­ветил, что он отобрал не вторую, а первую стрелу. Что он имел в ви­ду? Ученик должен был понять, что его лишили возможности выпол­нить упражнение небрежно, допустить ошибку (ведь впоследствии, в бою, она может стоить ему жизни!).

Ему отрезали путь к отступле­нию, и вторая стрела, которую он взял на всякий случай, осталась единственной — первой и последней. И посмотри, какую замечатель­ную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку дается толь­ко одна жизнь».

Действительно, второй нет и нет возможности начать ее заново, многое исправить, изменить… Хочешь проверить правильность сво­его подтекстового прочтения? Вот пропущенная реплика Мастера: «Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она все равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть еще одна попытка». Ну что, интересно? Тогда подумай, что ответил мудрец в следующей притче:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него отве­тить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я рас­крою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладо­нями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у ме­ня в руках, о мудрейший, — живая или мертвая?»

В конце этой главы ты найдешь ответ, но прежде вычитай под­текст! Пусть ты ответишь не дословно, но если даже близко по смыс­лу к тому, что ответил мудрец, — можешь собой гордиться, о муд­рейший!

Еще одно задание: как можно озаглавить следующую притчу, ес­ли использовать подтекстовую информацию?

Несколько мудрецов, сидящих в тюрьме, решили сбежать. У них бы­ла копия ключа, поэтому они ждали ночи, чтобы совершить побег. В полночь один из них пошел открывать дверь, но вернулся через несколь­ко минут с длинным грустным лицом…

  • Что случилось? — спросили остальные.
  • Наш план бесполезен… Мы не можем сбежать. Надзиратель забыл закрыть дверь, поэтому я не могу воспользоваться ключом.

(Ответ также найдешь в конце главы!)

(Кстати, подтекст иной раз дает читателю совсем не ту инфор­мацию, которую автор вкладывает в текст: если ты читал роман А. Фадеева «Разгром», то помнишь, что последняя глава называется «Девятнадцать»: это все, что осталось от партизанского отряда. По замыслу писателя, роман должен был показать, что революция и Гражданская война — это грандиозный отбор лучших людей, «от­сев» всех лишних, не пригодных делу революции, и переделка, пе­ревоспитание масс. И что же вдумчивый читатель видит в итоге? Явное расхождение авторского замысла и подтекста: остались де­вятнадцать далеко не лучших партизан, а лучшие — Бакланов, Ме­телица и другие — погибли; итог перевоспитания масс — события предпоследней главы, описывающей переход через болото, — на­глядно показали, что отряд так и не стал боевой единицей, а преда­тельство Мечика явно на совести тех, к кому он шел с открытым сердцем. Да и вряд ли читателю симпатичен командир-большевик Левинсон, по чьей вине убит раненый Фролов, голодной смертью умрут дети корейца…

Таких примеров расхождения авторской позиции и подтекста мож­но привести немало: пьеса М. Горького «На дне» (образ Луки), роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» (образы Давыдова, Нагульнова) и т.п. Ты спросишь, почему так происходит. Потому что литературоведы анализируют произведения <р авторских позиций, но иногда замысел ав­тора не до конца воплощается в тексте произведения, и внимательное подтекстовое чтение позволяет увидеть эти расхождения.)

Интересные грани имеет текст, верно? Но только когда ты видишь подтекстовую информацию, ты гораздо лучше понимаешь содержа­ние прочитанного. А понятый, правильно «расшифрованный» текст поможет и тебе стать автором: ведь твое сочинение на основе прочи­танного не что иное, как творчество.

Предлагаю тебе извлечь подтекстовую информацию из следую­щих притч. Они заставят тебя задуматься о многом, да и ты еще раз проверишь свою способность внимательно вычитывать смысл.

Притча о кресте

Решил как-то один человек, что у него слишком тяжелая судьба. И обратился он к Господу Богу с такой просьбой: «Спаситель, мой крест слишком тяжел, и я не могу его нести. У всех людей, которых я знаю, кресты гораздо легче. Не мог бы ты заменить мой крест на более лег­кий?» И сказал Бог: «Хорошо, я приглашаю тебя в мое хранилище кре­стов — выбери себе тот, который тебе самому понравится». Пришел че­ловек в хранилище и стал подбирать себе крест. Он примерял на себя все кресты, и все ему казались слишком тяжелыми. Перемеряя все кресты, заметил он у самого выхода крест, который показался ему легче других и сказал Господу: «Позволь мне взять этот». И Бог сказал: «Так ведь это и есть твой собственный крест, который ты оставил в дверях, чтобы при­мерить остальные».

Я стараюсь поднять их вверх!

Однажды великий древнегреческий философ, слава которого гремела до самой Ойкумены, прогуливался в окружении учеников по садам Ли- кея. Тогда занятия проводились в форме прогулок…

В самый разгар ученой беседы к ним подошел богатый виноторговец и насмешливо проговорил: «Послушай, мудрец, у меня нет умных мыс­лей, но у меня есть золото, у меня нет знаний, но у меня есть красивые рабыни, у меня нет красноречия, но у меня есть сладкое красное вино, — и стоит мне только крикнуть, как все твои ученики перебегут ко мне! Не веришь?» — «Охотно верю, — спокойно ответствовал философ, — пото­му что твоя задача намного легче: ты тянешь людей вниз, а я стараюсь поднять их вверх!..»

Истинное величие

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был бук­вально усеян ими на много километров.

  • Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил чело­век, подходя ближе.
  • Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
  • Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

  • Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Иисус и Иуда

{Историческая притча)

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнул­ся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощен­ное в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов. Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Лео­нардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он тол­ком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте гре­ховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.

Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже не­много протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:

  • Я уже видел эту картину раньше!
  • Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
  • Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Храбрость

К одному дервишу пришел человек, почитавший себя храбрым.

  • А что, почтенный, — сказал он, — я вот много сражался и обра­щал в бегство врагов моих. И мышцы мои, как скала. Ты же и ученики твои слабы и боязливы. Нет в вас храбрости, не много ее отпущено вам Богом. А научить ей нельзя.
  • Стреляешь ли ты из лука? — спросил дервиш.
  • Да, вот, смотри!

Человек натянул лук и выстрелил три раза подряд, так что вторая стрела догнала первую, а третья попала во вторую.

  • Ты искусный стрелок, — сказал дервиш. — И все же это — не со­вершенное искусство, и храбрость твоя — не совершенная храбрость.
  • Докажи, иначе поплатишься жизнью за свои слова! — взревел разъяренный «храбрец», хватаясь за рукоять меча.
  • Что ж, пойдем со мной, и я покажу тебе разницу. Ты узнаешь, что такое совершенство без искусства.

Дервиш привел человека на край пропасти, дно которой невозможно было разглядеть — столь глубока была пропасть. Дервиш встал на самом краю, так что пятки его повисли в воздухе, и позвал человека:

  • Встань рядом со мной.

Но тот лишь взглянул за край, побледнел и упал на землю, покрыв­шись холодным потом.

  • Настоящий человек не меняется от того, глядит ли он на синее не­бо или смотрит вниз на отвесные склоны обрыва, — услышал храбрец голос дервиша, — встречает ли он демонов или беседует с ангелами. А ты жмуришься от страха, как дитя. Опасность — не в пропасти. Она — в тебе самом.

Щедрое дерево

Жила-была яблоня. Она любила маленького мальчика. Каждое утро он приходил к ней, взбирался по ее стволу, качался на ее ветвях, лако­мился ее яблоками и был счастлив.

И яблоня была счастлива.

Время шло, мальчик все реже появлялся, и яблоня загрустила.

Однажды он пришел после особенно долгого отсутствия, и яблоня задрожала от радости:

  • Милый мальчик! Скорее взберись по моему стволу — и я покачаю тебя на ветвях, угощу тебя яблоками, и ты будешь счастлив.

Но мальчик покачал головой и ответил:

  • Знаешь, это не сделает меня счастливым. У меня совсем нет денег, и меня не любят девушки. Я гол как сокол.

Тогда яблоня ответила:

  • Собери мои яблоки, продай их на рынке. У тебя будут деньги и девушки, и ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал: он собрал все яблоки и ушел.

И яблоня была счастлива.

Однако мальчика снова не было очень-очень долго. Когда же он все- таки пришел, яблоня затрепетала:

  • Милый мальчик! Взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях — и ты будешь счастлив!

Мальчик ответил ей гордо:

  • Я уже слишком взрослый, чтобы лазать по деревьям и прыгать по веткам! У меня столько проблем! Я хочу жениться, но у меня нет дома! Вот если бы у меня был дом, тогда я стал бы счастливым.

И яблоня ответила:

  • Сруби мои ветви и построй себе дом. И ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал. Он срубил все ветви яблони и ушел.

И яблоня была счастлива.

После этого он не появлялся целую вечность. Много лет ждала ябло­ня своего мальчика. И однажды он действительно пришел.

Он выглядел усталым, постаревшим и обрюзгшим. Волосы его поре­дели, фигура расплылась.

Но яблоня ему была необыкновенно рада, она сказала:

  • Милый мальчик! У меня нет больше яблок, чтобы угостить тебя, и нет больше ветвей, чтобы покачать тебя. Но, может быть, ты хочешь спо­койное, тенистое место, чтобы отдохнуть? Я могу заслонить тебя от солнца.

А мальчик ответил:

  • Милая яблоня! Меня ничто не радует на этой земле. Все, чего я хочу, это убраться куда-нибудь подальше, но не знаю, как…

Яблоня на минуту задумалась и сказала:

  • Из моего ствола получится хорошая лодка. Спили мой ствол, сде­лай лодку, и ты сможешь уплыть далеко-далеко. И ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал. И ушел.

И яблоня была счастлива.

Но не совсем.

Шли годы. Пенек, которым стала яблоня, все больше старел. Глубо­кие трещины избороздили его. Яблоня уже не верила, что когда-нибудь сможет увидеть мальчика.

Но однажды он подошел к ней. Он тяжело опирался на палку, руки его слушались плохо, редкие волосы были седы.

Яблоня сказала ему с грустью:

  • Милый мальчик! Я больше ничем не могу с тобой поделиться. У меня нет ни яблок, чтобы угостить тебя, ни ствола, чтобы ты взобрался по нему, ни ветвей, чтобы покачать тебя.

Но мальчик улыбнулся и ответил:

  • Милая яблоня! У меня нет зубов, чтобы есть яблоки, и руки мои уже не те, чтобы лазать по деревьям. Я стал стар и немощен, и все, что я ищу, — это тихое, уютное место, чтобы посидеть и отдохнуть.
  • Ну что ж, — сказал старый пенек, распрямляясь, — садись на меня, и ты будешь счастлив.

Мальчик так и сделал.

И яблоня была счастлива.

И мальчик был счастлив.

Проверь свою работу!

Ответ № 1: …И тогда мудрец, который действительно был ум­ным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Ответ № 2: Мудрецы… (обрати внимание, сколько иронии в этом названии!)

Предложения интернет-магазинов