Уорк литературы Ф.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

Сочинение

композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

— (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

— Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

— Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

…А теперь — иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

— Сегодня мы впервые читаем Достоевского — одного из самых «трудных» писателей.

— «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

— Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности?

— Сообщение учащегося о писателе.

4 стр., 1828 слов

Разработка «Открытие писателя» (Анализ рассказов Л.Е. ...

... Улицкой, словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка»(толковый), сочинения учащихся (анализ ... по коммуналке . Докажите эту мысль текстом. Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой ... слова: « Город к празднику почистили»? Композиционно рассказ делится на две ... УЧИТЕЛЬ Девочка увидела ... писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая. ...

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

— Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

— Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский — гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

— Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

— О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

11 стр., 5367 слов

Рассказ по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»

... изображённый на картине «Первые зрители», можно рассматривать и как кульминацию, и как завязку. Как можно назвать рассказ? («В гостях у художника».) Распределим роли (автор, Саша (старший мальчик), Юра (младший мальчик), художник.) Вариант рассказа по картине Автор: Однажды ...

— В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

— Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

— С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

— Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

— Зачитаем последние строки I части.

— Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть — само по себе законченное произведение.

— Что объединяет обе части? (Тема детская доля в России).

— Композиционное своеобразие II части рассказа — его кинематографичность.

— Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина — экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина — завязка — (Мальчик выходит на улицу).

3 картина — развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина — развязка — «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

— Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части — суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние холод, голод нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

2 стр., 969 слов

Образ Петербурга рассказах Достоевского

... живой, страшный и очень опасный город, обладающий силой. Также читают: Картинка к сочинению Образ Петербурга рассказах Достоевского Популярные сегодня темы Для любого человека был то это ребенок или ... отсюда и вдохнуть свежего воздуха. Когда читаешь произведения Достоевского, то город Петербург в них имеет некую нагрузку в художественном плане. Город напрямую связан с внутренним миром человека. ...

— Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

— Анализ эпизода: «Господи, какой город!…»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

— Основной образ (страшный город, мороз).

— Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

— Стилистика — детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

— Основной прием — сопоставление: город — откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа — придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

— Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

— И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

4 стр., 1555 слов

Анализ и сочинения по повести «Мальчики» Достоевского

... рассказе Достоевского Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф.М. Достоевского — «Братья Карамазовы». ... Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям. Сочинение о рассказе «Мальчики» Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков ... Илья совершил страшный поступок – по наущению мерзавца Смердякова он ...

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Урок в 6 классе «Пойдем со мной на елку, мальчик».(Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»)

Урок – диалог с текстом.

Учитель – Белякова Т.М.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Вызвать интерес к творчеству Ф.М Достоевского.

2. Познакомиться с историей жанра святочного рассказа, отражающим пласт культуры; увидеть причины возникновения этого жанра;

3.познакомить с методами наблюдения над стилем;

4. отработать семантическое содержание слов

Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей. Детская тема интересовала Достоевского настолько, что он «поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях… и… о теперешних их отцах в теперешнем взаимном их отношении. Формула детства у Достоевского скорбная.

В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им проходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф., 19, 14).

«Дневник писателя» — главная часть религиозного и философско-публицистического творчества Достоевского. Но в него вошли и собственно художественные призведения, к коим относится и рассматриваемый нами рассказ. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника за 1876 год (как узнаем о том из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. Понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия и композиционного места в писательском дневнике.

Задание к уроку:

Словарь

Романист — писатель романов.

Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.

Захворать – стать больным, простудиться.

Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь. Подворотня – проём или проход под воротами.

Смрад – вонь , отвратительный запах, вонючий дым.

Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он жил во второй половине девятнадцатого века и писал правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления . Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего разговора.

3 стр., 1090 слов

Анализ рассказа Мальчики Чехова

... человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте. В рассказе ... Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчики Популярные сегодня темы В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В ...

Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках, заостряя внимание на проблеме будущего таких детей.

Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», — запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого исвятого мировосприятия?

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы).

Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра).

Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.

Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой – ребенок, мотив чудесного.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно». Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

3 стр., 1282 слов

Учитель в рассказе Уроки французского (образ учителя)

... Герой рассказа запомнил её красивое лицо, короткие чёрные волосы, мягкую, но уверенную походку. И особенно запомнился мальчику ... человеком, который привил любовь к французскому и не только. Также читают: Картинка к сочинению Учитель в рассказе ... общественность. Иван Тургенев, является автором произведения под названием Отцы ... своих сверстников, потому наставница, как герой, решила позаниматься с мальчиком ...

*А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были проследить последовательность событий , происходящих в рассказе и составить план. Давайте проверим его и сопоставим с композицией рассказа. Обратите внимание, у вас на столе лежит листок, в правой части план рассказа, а левую мы заполним вместе)

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.(экспозиция)

2.Мальчик в городе.(завязка)

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.(кульминация)

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.(развязка)

* Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

Композиция — это построение литературного произведения. Композиционные части рассказа —экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение».

УЧИТЕЛЬ:

(всезнающий автор)

*Каким видим его мы, а каким автор?

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать».

*Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере. Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? Кстати, как его зовут? Обратите внимание, как автор говорит о его одежде(халатик)?Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?

* Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.

И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события

* . Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)

*Какие слова часто повторяются???? Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?

Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

*Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала?

2 стр., 810 слов

Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник Достоевского

... личностей. 2 вариант В повести Федора Михайловича Достоевского "Двойник" главным героем является Яков Петрович Голядкин. Отношение читателей к ... мечты! Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник Популярные сегодня темы Грибной дождь ... Зачем же автор вводит в произведение образ двойника? Сравнивая Голядкина и его идеализированную копию, автор показывает, что ...

(город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство).

Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»).

А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

?(эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы).

*Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?

(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется).

Достоевский рисует образ дурной бесконечности. Столкнулись две реальности. И то и другое существует на самом деле.

*Зачем автор сталкивает эти реальности?

Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

*Почему герой в отчаянии?

Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.

«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.

УЧИТЕЛЬ: Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

* Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку .

*Что бы вы сделали на его месте?

У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.

  • Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела». Почему именно копеечка, а не копейка?

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы .

Эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

2 стр., 583 слов

По рассказу «Мальчики» Чехов

... девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали ... розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар. Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили ... то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие. После ...

УЧИТЕЛЬ: Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

*Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

«Вспомнил, заплакал, побежал».

*Куда побежал герой?

О чем вспомнил мальчик?

(свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда).

*Зачем автор приводит эти воспоминания?

снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города).

Возникает образ Рая.

*А почему они ушли из своей деревни ?

(после отмены крепостного права крестьяне были вынуждены уходить в город, они стали ненужными. Земля перестала кормить крестьян, земельные наделы стали слишком маленькими. И для многих отмена крепостного права стала настоящей трагедией. Достоевский говорит о последствиях этого процесса. А сколько таких мальчиков бродило по стране???

*Как мальчик оказался в подворотне?

( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются).

Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.

Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

*Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский переводит повествование в другую плоскость.

*Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?

Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…

*Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)

УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

«Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».

УЧИТЕЛЬ: Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание… Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры.

Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха, и всем дарит Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…

Страдания родителей отзывались сердечной вселенской болью… Но он верил во всемилосердие Божие и высшую справедливость, верил в вечную жизнь ив то, что из грешного приземленного мира беспорочные души скорбящих детишек попадают в мир иной, с трану отрады и утешения, и живут там новой жизнью …Осознавал Достоевсий и то, что «все за всех виноваты», а значит, страдания детей закономерны – за порочность и виновность отцов и матерей… Это также требуется принять на веру. Мы сознаем судьбу страдания ребенка и даже смерть его в категориях земного бытия, в вечности все это должно восприниматься качественно иначе.

По фтлософии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребена», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на земле быть ангелами, славящими Христа.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат зеленые листочки в виде ладошек. Давайте сегодня мы постараемся мысленно протянуть руку помощи нуждающимся и напишем на этих ладошках те слова, которые необходимы миру, чтобы чудо стало явью. И из этих ладошек составим рождественскую елку

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать своими руками открытку для своих родных и близких и пожелать им того, в чем прежде всего нуждаются. А потом мы устроим выставку рождественских открыток.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malchik-na-elke-u-hrista/

1.

3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы).

Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.

4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 1985.

Конспект урока, ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ, ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова

2014г.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;

2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;

3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание., ОБОРУДОВАНИЕ:

ПЛАН УРОКА:

1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».

5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.

— Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова — русской классики.

Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу «Мальчик у Христа на елке».

  1. СЛОВО ОБ АВТОРЕ.

— Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА …

— Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.

— Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

— Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу «Рождественские стихи». И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…

4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, В холодную пору, в местности,

привычной скорей к жаре,

чем к холоду, к плоской поверхности

более чем к горе,

младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;

мело, как только в пустыне

может зимой мести.

желтый пар

из воловьих ноздрей,

волхвы — Балтазар, Гаспар,

Мельхиор; их подарки, втащенные сюда., Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда., Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,

на лежащего в яслях ребенка издалека,

из глубины Вселенной, с другого его конца,

звезда смотрела в пещеру.

И это был взгляд Отца.

5. Анализ рассказа

— Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».

(Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)

  • Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.

— В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.

6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.

— Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.

2.Мальчик в городе.

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.

— Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.

  • Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

( Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)

Знакомство с героем рассказа)

( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)

( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)

( Мальчик умирает.)

— Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение». УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.

— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.

  • Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)

— Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).

( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)

— В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»).

А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)

  • Запишем в тетрадь определения, что такое «портрет» и «пейзаж».

Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

— Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).

(В халатик.)

— Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».

— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)

— Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)

-Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

«Вспомнил, заплакал, побежал».)

— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

(«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)

— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».

— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)

— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

УЧЕНИК:

Святая Пречистая Дева, Вместила Создателя в плоть,, Чтоб в каменном сумраке хлева, На землю явился Господь., И небо к земле преклонилось,, Звезда озарила восток,, Чтоб Новым заветом свершилось, Открыть людям Вечный Чертог., Так Троица в Истинном свете, Явила любовь естеству., Великое таинство это, Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)

— В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

— А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».)

— Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.

— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

Запишем в тетрадь, что такое «милосердие».

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

  • ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

1.Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали — система средств, соответствующая авторскому замыслу.

3.Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

— Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен «Девочка со спичками», Л.Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор».

— У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку).

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!!!, Урок литературы для 7 класса по теме

Учитель – Малеева Марина Васильевна, КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного

Цели: 1) Показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа

солнца можно встретить в литературе;

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malchik-na-elke-u-hrista/

2) развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить

работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи;

3) продолжить работу над умением работать индивидуально и в паре; воспитывать умение слушать и

слышать других, уважать их мнение.

Ход урока:

I . Оргмомент.

II .Побуждение.

1. Перемешанные произведения.

— Перед вами названия четырёх произведений и имена их авторов. Ваша задача – установить, перу какого автора принадлежит каждое произведение.

И.С.Никитин «Утро», О.Э.Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться!», Н.М.Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет», З.Н.Гиппиус «Небесные слова»

  • Назовите, какие произведения перу какого автора принадлежат.
  • Кто сделал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками?
  • О каком виде пейзажа идёт речь в этих произведениях? (Пейзаж вертикального пространства, небо).

    2.

Представление работ учащихся.

  • Представьте собственные работы, сделанные по вашим впечатлениям о небе.

3. Работа с головоломкой.

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пейзаже вертикального пространства. О чём будет идти речь на уроке, вы сможете сказать, если расшифруете головоломку. Для этого вам нужно найти её начало.

В

О

К

Л

О

Т

Е

Ы

В

О

Л

С

Ы

Н

Е

Р

У

Т

А

Р

Е

Т

И

Л

В

А

М

И

Я

О

Б

Р

А

З

А

С

О

Л

Н

Ц

С

III . Сообщение темы и цели урока.

— Запишите тему нашего урока в ваши листы. Мы попробуем увидеть, какую роль играет образ солнца в произведениях разных авторов. Об этом вы узнаете, работая с теоретическим материалом, анализируя стихи и слушая друг друга.

IV . Изучение нового материала.

1. Ассоциации.

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «солнце»? Запишите их в тетрадь в течение 1 минуты.

солнце

  • Обсудите в парах и допишите в ваши тетради.
  • Назовите ваши ассоциации.

    2.

Индивидуальное задание. Словесное рисование.

  • Опишите устно картины Кустодиева Б. «Морозный день» и Яблонской Т.Н. «Утро». (2 человека).

— Изображение солнца мы с вами можем встретить не только в литературе, но и в живописи. Какие художники и как изображали солнце на своих полотнах. Послушаем выступления ваших одноклассников.

3. Работа с теоретическим материалом.

-Таким солнце видели художники, а какую роль оно играет в литературе. Работать с теоретическим материалом вы будете по вариантам. Задание первому варианту – дописать предложения, данные на ваших листах, второй вариант должен будет среди приведённых утверждений найти правильные и неправильные, неправильные- исправить.

1 вариант «Допиши предложения».

1. В мифологиях ежедневный восход и закат солнца объяснялся…

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило лишь как…, и потому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца…

2 вариант «Найди неправильные утверждения и исправь их».

1. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира – египтян, инков, японцев. Славяне солнцу не поклонялись.

2. Библейская мифология рассматривает дневное светило как лик бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить светом миру.

3. Помимо своего главного значения, образ солнца оказывается ассоциативно связанным с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.

4. Проверка.

  • 1 вариант: прочитайте получившиеся у вас предложения.
  • 2 вариант: какие предложения были неверны и как вы их исправили.
  • Какую же роль играет образ солнца в литературе?

V . Работа со стихотворениями.

1. Работа со стихотворением И.А.Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй».

— Чтобы убедиться, что поэты в своём творчестве обращались к образу солнца, остановимся на двух стихотворениях. Стихотворение «Неуловимый свет разлился над землёй» написано Иваном Алексеевичем Буниным. Работать со стихотворением мы будем путём заполнения ДДЗ (Дневника Двойной Записи).

Прочитайте самостоятельно стихотворение, в первый столбик выпишите слова или фразы, поразившие вас, во второй – ваши комментарии.

Дневник Двойной Записи.