Конспект по рассказу Л.Улицкой Капустное чудо

Сочинение

1. Вступительное слово учителя

Добро пожаловать на наш урок, уважаемые ученики! Сегодня мы будем изучать произведение «Капустное чудо». Это загадочное сочетание слов заставляет нас задуматься, о чем же будет рассказ. Но прежде чем начать анализировать произведение, давайте вспомним рисунки, которые вы подготовили. После изучения рассказа мы проверим, совпали ли ваши рисунки с его сюжетом, темой и идеей.

2. Раскрытие сюжета + чтение наизусть

Давайте перескажем сюжет «Капустного чуда» вместе, следуя за слайдами. После этого я прочитаю отрывок наизусть: «Стемнело…».

3. Отгадывание кроссвордов и определение темы урока

Мы уже знаем название произведения и его содержание, но как вы думаете, как будет называться наш урок и какие цели и задачи мы будем решать? Давайте попробуем отгадать кроссворды, и по ключевым словам определим, о чем будет наш урок сегодня.

Кроссворд №1
1. Дуську охватил … , когда она поняла, что потеряла деньги
2. У девочек нет родителей, они …
3. Машина с капустой называется …
4. Временами шел не то дождь, не то …
5. Младшую девочку звали …
Кроссворд №2
1. Девочки встали в … очереди
2. Девочки любили сидеть около швейной машины и собирать …
3. Ипатьева на покупку капусты дала …
4. У девочек иззябли …
5. Кротова для Ипатьевой …
6. Место, где продают капусту — …
Кроссворд №3
1. Ждали … с капустой
2. Ипатьева Ольге сунула в руку …
3. Ипатьева утирала … лоскутком
4. Ипатьеву сначала называли …
5. На ногах у девочек — …
Кроссворд №4
Ключевые слова: «жизнь», «всегда», «место», «чудо».

4. Определение задачи урока

После решения кроссвордов мы сможем понять, о чем будет наш урок и какие задачи мы будем решать.

5. Выступление об авторе

Давайте расскажем немного о авторе произведения «Капустное чудо», чтобы лучше понять его творчество и мотивы, которые привели к написанию этого рассказа.

6. Выступления групп

После этого мы услышим выступления групп, которые подготовили дополнительные материалы и исследования о произведении и его авторе.

7. Определение жанра

Следующим шагом будет определение жанра «Капустного чуда». Обсудим, в какую литературную категорию можно отнести это произведение и какие особенности этого жанра мы можем обнаружить в тексте.

8. Беседа по вопросам

После этого мы проведем беседу по вопросам, чтобы обсудить основные темы и идеи, затронутые в произведении «Капустное чудо».

9. Работа с рисунками

Вернемся к рисункам, которые вы подготовили. Посмотрим, совпали ли они с сюжетом рассказа, его темой и идеей.

10. Сочинение-рассуждение

После этого мы перейдем к написанию сочинения-рассуждения, где каждый из вас сможет выразить свое мнение о произведении «Капустное чудо» и поделиться своими мыслями и впечатлениями.

11. Нахождение проблем

Далее мы будем искать проблемы, затронутые в рассказе, и анализировать, как автор предлагает их решить.

12. Рефлексия

Приближаясь к завершению урока, мы проведем рефлексию, чтобы проанализировать, что мы узнали и чему научились сегодня.

13. Настрой на позитивное

Давайте настроимся на позитивное и поделимся своими положительными эмоциями и впечатлениями от урока.

14. Оценивание друг друга

Мы также оценим работу друг друга, чтобы подчеркнуть достижения и успехи каждого ученика.

15. Домашняя работа

И, наконец, я дам вам домашнее задание, чтобы вы могли закрепить полученные знания и навыки.

Развертывание

На нашем уроке мы будем рассматривать тему «В жизни всегда есть место чуду». Исходя из этой темы, мы определили следующие задачи урока:

  • определить, что понимается под словом «чудо»;
  • выяснить, когда чудеса случаются;
  • уточнить, нужны ли какие-то усилия для совершения чуда.

В качестве эпиграфа к уроку выбраны слова Ф.И.Тютчева: «Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!». Эти слова отражают веру в чудеса, которая присутствует в каждом из нас.

Перед тем, как начать изучение произведения, давайте познакомимся с автором. Людмила Улицкая — известная российская писательница, родившаяся в Башкирии во время эвакуации ее семьи во время Второй мировой войны. Ее деды, Яков Самойлович Улицкий и Борис Ефимович Гинзбург, были репрессированы и находились в заключении.

После войны семья Улицких вернулась в Москву, где Людмила окончила школу и МГУ по специальности биологии. Однако она не стала работать по профессии и ушла из Института общей генетики АН СССР в 1970 году. С тех пор Людмила Улицкая занималась различными видами творчества, такими как писательство, работа в театре и переводы стихов.

В конце 1980-х годов Улицкая начала публиковать свои рассказы в журналах, но настоящая известность пришла к ней после того, как был снят фильм «Сестрички Либерти» по ее сценарию, а повесть «Сонечка» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1992 году. Это произведение было признано лучшей переводной книгой года во Франции и принесло автору престижную французскую премию Медичи.

В дальнейшем Людмила Улицкая получила еще несколько престижных наград, включая премию «Русский Букер» за роман «Казус Кукоцкого» и премию «Большая книга» за сборник рассказов «Люди нашего царя». Она также является обладательницей французских наград Кавалер Ордена Академических пальм и Кавалер Ордена искусств и литературы.

Людмила Улицкая всегда стремится быть в тренде и не останавливаться на достигнутом. Она научилась водить машину в 45 лет, стала писательницей в 50 и освоила компьютер в 55. Это является примером того, что никогда не поздно начать что-то новое и стремиться к развитию.

Раскрытие деталей и тем в рассказе «Капустное чудо»

Рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо», входящий в цикл «Детство-49», является примером тонкой и детальной прозы. В течение урока мы обсудим, как особенности повествования и малейшие детали помогают раскрыть основную тему произведения.

1. Указание времени действия

В рассказе Л. Улицкой использованы детали, указывающие на время, в котором происходят действия. Так, в тексте мы можем прочесть о приезде девочек в конце 1945 года, когда «страна только оживала и отстраивалась после Великой Отечественной войны». Другой момент, который характеризует время, – это тяжелые темно-красные флаги, оставленные после празднования 7 ноября 1946 года, годовщины Великой Октябрьской Революции. Еще одной крупной войной, которая не прошла мимо наших героев, была война с японцами в 1945 году, что подтверждается картинкой с желтым японцем, лежащей в кармане одной из девочек.

2. Описание героев

Слониха Дуся и ее младшая сестра Ольга – главные герои рассказа «Капустное чудо». Автор уделяет много внимания описанию их душевного состояния и поведения. Дети испуганы и неуверены в новой жизни со старухой, которая их приняла на воспитание. Они тихо шуршат вокруг нее и друг друга, молча ложатся спать на ее кровать. Но со временем девочки начинают общаться между собой и со старухой, выбирая для нее имя Баба Таня.

Таким образом, в описании героев рассказа используются детали, передающие не только их внешний вид, но и эмоциональное состояние, поведение и отношения между героями.

Выводы:

  • В рассказе Л. Улицкой присутствуют детали, передающие время действия, помогающие более ясно представить условия жизни героев.
  • Описание героев рассказа также содержит множество деталей, передающих их эмоциональное состояние и отношения друг к другу.

Развертка исследования

В данном исследовании мы анализируем текст и выявляем его основные элементы и характеристики. Наша задача — найти пейзажные зарисовки, цветовые символы и элементы сказочного в тексте.

Группа №3

Мы начинаем с группы №3, которая занимается анализом пейзажных зарисовок и цветовых символов в тексте.

Автор использует различные описания пейзажей, чтобы передать атмосферу и настроение сцен. Такие слова, как «темнота», «холод» и «сумрак», создают образы мрачности и уныния. Они символизируют бесприютность и трудности, с которыми сталкиваются герои.

С другой стороны, автор также использует яркие и светлые цвета, такие как «белый», «голубой» и «зеленый». Они символизируют надежду, свежесть и весну. Зеленый цвет, например, является символом победы весны над зимой и жизни над смертью.

Таким образом, цвета в тексте играют важную роль в передаче эмоций и настроения. Они помогают выразить тему бесприютности и быстрого взросления детей.

Группа №4

Следующая группа, группа №4, занимается поиском элементов сказочного в тексте.

  • Одним из таких элементов является оживление десятирублевки, которая «обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой». Это необычное оживление предмета придает ему сказочный характер.
  • Другим примером является оживление картинки из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем. Это также необычный и сказочный элемент в тексте.
  • Снег, который превращается в доброго волшебника, также является элементом сказочности. Его способность придавать радость и светлость окружающему миру усиливает этот эффект.
  • Описания движения машины и кочанов, которые «крякнули, стукнувшись о дорогу» и «покатились, прямо к ногам Ольги», также создают сказочную атмосферу.

Определение жанра

В данном тексте мы можем наблюдать не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа. Это говорит о том, что текст сочетает в себе элементы разных жанров и стилей.

Выводы нашего исследования позволяют нам лучше понять структуру и особенности данного текста. Пейзажные зарисовки, цветовые символы и элементы сказочного создают особую атмосферу и помогают раскрыть тему бесприютности и быстрого взросления главных героев.

Традиционный святочный (рождественский) рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии, духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо это не только помощь свыше, но и счастливая случайность, удачное совпадение.

  • С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы?

(Ф. Достоевский — «Мальчик у Христа на ёлке», А. Куприн — «Чудесный доктор»)

8. Беседа по вопросам

Какое чудо произошло?

Почему рассказ называется «Капустное чудо»?

Случившееся — это скорее удачное стечение обстоятельств, счастливый случай, но именно он дает возможность увидеть изменения, произошедшие с центральными героями. На внешнем уровне это проявляется в том, что в уставших и отчаявшихся девочках пробуждается энергия, и они ловко придумывают, как доставить тяжелые кочаны домой.

  • Искреннее переживание за судьбу девочек сотворило с Ипатьевой маленькое чудо: она дважды «сбегала к ларьку», хотя в начале повествования упоминается, что ее «ноги еле ходили»
  • Для Ипатьевой это великое чудо: ее девочки живы и невредимы.
  • Более того, она осознала значение Ольги и Дуси в ее жизни.
  • Самым главным чудом в то послевоенное время, о котором и написан цикл, является сама жизнь.

Почему именно два кочана и почему один распался надвое?

– Три единицы, засунутые девочками в один мешок. И в этом вполне бытовом действии мерцает бытие, как это часто бывает у Л. Улицкой: целый вилок — Ипатьева, две половинки — девочки-сестренки, общий мешок — общая судьба, одна семья на троих. Капуста же оказывается емкой метафорой человеческой личности. Человек сложен, не сразу открывается его истинная суть. Нужно «сто одежек» снять, чтобы добраться до сердцевины.

9. Работа с рисунками.

Вопрос: можно ли назвать эти рисунки иллюстрациями к рассказу?

  • Да. Есть фраза «в капусте нашли», объясняющей появление ребенка на свет. В каком-то смысле Ипатьева действительно нашла своих девочек, свою семью в капусте.

10.Сочинение-рассуждение.

Написать сочинение по данным фразам. Как вы понимаете эту фразу?

1 группа.

11. Нахождение проблем

В 11 классе по русскому языку пишем сочинение по какой-то проблеме. Этих проблем может быть очень много. Перед вами некоторые из них, теперь посмотрите внимательно и скажите, по каким проблемам в качестве аргумента можете привести данный рассказ.

  • Проблема сложности взаимоотношений людей
  • Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»
  • Проблема взаимоотношений родственников
  • Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным
  • Проблема отношения к прошлому
  • Проблема смысла человеческой жизни
  • Проблема равнодушия
  • Проблема тяжелой судьбы «детей войны»

12. Рефлексия

Узнал

Я Удивился

Сделал для себя вывод

13. Настрой на позитивное

Обращение к эпиграфу: Чему бы жизнь нас не учила, а сердце верит в чудеса!

Я верю в чудеса! Они придут, когда ты их не ждёшь. От бед спасут, как солнце в летний дождь! Сквозь тучи, мрак, внезапный резкий шквал. Блеснёт вдруг так, как будто ТЫ позвал!.. Корноушенко Ирина

14. Оценивание друг друга

15. Домашняя работа

Рассказ не закончен. Такая концовка называется открытым финалом.

Дома написать концовку рассказа