Конспект по рассказу В. П. Астафьева «Тоска по вальсу»

Сочинение

Тема: Урок изучения нового материала по рассказу В. П. Астафьева «Тоска по вальсу»

Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи, умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции, уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны.

Личностные УУД:

1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3 . Уметь осуществлять сравнение.

4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи

  • Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями современной литературы, будем обсуждать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Тоска по вальсу».

Проблематика рассказа и его объём предоставляют великолепную возможность написать по его материалу сочинение в формате ЕГЭ.

Поэтому сразу объявляю домашнее задание: написать сочинение с соблюдением критериев, которые предъявляются к сочинению на ЕГЭ.

А по сему, первый и главный критерий, который надо выдержать, чтобы сочинение состоялось… продолжите мою мысль (сформулировать проблему текста)

Таким образом, анализируя рассказ, мы с вами ставим перед собой цель сформулировать его проблемы. Что мы и сделаем в конце урока.

— Посмотрим на экран перед нами портрет писателя-фронтовика, сибиряка, выросшего на Енисее Виктора Петровича Астафьева. Мы с вами знакомы с его творчеством, читали отрывки из автобиографической трилогии «Последний поклон»: «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет».

2 стр., 605 слов

Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, ...

... уступать силе духа лошади у нейтральной полосы. Писалось: 2014-2015, 9 класс Тема: Сочинение по произведениям Астафьева VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: ... и непреодолимое желание жить. Все в этом коротком рассказе. Старая лошадь — это собирательный образ миллионов людей. Та же ... когда им умеют владеть. В руках умного и опытного человека слово непобедимо. Оно бессмертно. Умирают лошади, и ...

Мы обсуждали рассказ «Записка», который вошёл в сборник лирических миниатюр «Затеси». И рассказ, о котором сегодня пойдёт речь, тоже входит в цикл «Затеси». Слово «затесь» означает стёс, зарубка на стволе дерева, его делают таёжники, чтобы не потерять дорогу, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека. Автор своим рассказом оставляет такую зарубку в наших сердцах.

  • Мы не читали рассказ, знаем только его название. Как вы думаете, о чём будет рассказ, судя по его названию? Давайте начнём с выяснения лексического значения слов, входящих в заголовок.

Тоска – душевная тревога, щемящее мучительное ощущение, не дающее человеку покоя.

Вальс – красивый парный танец, символ юности, любви жизни.

Тоска по вальсу – мучительная грусть человека по ушедшей юности?

Так ли это ответим в процессе анализа.

Чтение рассказа учителем.

  • Астафьев поведал нам очень грустную историю о судьбе солдата-инвалида. Мы вместе с автором провожаем героя в последний путь.

— Как проходят похороны героя? Перечитайте 1 и 2 абзац. На какое средство художественной выразительности вы обратили внимание (лексический повтор).

Автор изображает скорбное событие, похороны, как дело будничное. Но разве медали «За отвагу» и «За победу над Германией» вручали просто так.

Медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Эту медаль фронтовики особенно ценили. А медаль «За победу над Германией» — свидетельство того, что солдат, главный герой рассказа, дошёл до Берлина. Но выяснилось, что сказать о нём нечего: скромен был.

  • Найдите строки, где речь о наградах героя. На что вы обратили внимание, читая о наградах? (тусклость боевых наград и блескучесть новизны юбилейных – это антитеза)

Конечно, награждение юбилейными медалями – знак внимания государства к ветеранам, но, наверное, одинокому больному человеку в преклонном возрасте важнее человеческое участие, реальная помощь, душевное тепло. Об одиночестве и заброшенности таких вот скромных героев с горечью говорит Астафьев.

Человеческое участие, желая по-человечески проводить покойного в последний путь, проявили к нему его соседи по инвалидному дому. Они знали его странность. В чём она?

Это тоска по ушедшей молодости, по настоящей любви, о которой мечтает каждый человек, по неродившимся детям, по жизни, которая не принесла ему личного счастья. Это ветеран не стал ни любящим мужем, ни заботливым отцом, поэтому умер в казённом доме. Но его чувствительную душу не способна убить даже война, поэтому он плачет, слушая музыку.

Вальс – это конечно, метафора. Она ведь имеет отношение и к нам с вами. Тоска ветерана по безвозвратно ушедшей юности и несложившейся жизни, должна пробуждать в нас чувство стыда перед такими вот скромными героями. Уровень нравственности любого общества определяется отношением к старикам и нуждающимся.

3 стр., 1067 слов

Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова

... самой. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа На заре туманной юности Платонова Популярные сегодня темы В своем произведении Соседи Салтыков - Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение ... Описывая образ тетки, автор показал, насколько чужими могут быть, казалось бы, родные по крови, люди. И, наоборот, как посторонние, случайные попутчики могут проявить участие ...

  • Сформулируйте проблемы текста.
  • Посмотрите на слайд и сопоставьте сформулированные вами проблемы с формулировками на слайде.