Рассказ по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Сочинение

Рассказ по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители» 1

«Сочинение-рассказ по репродукции картины

Е. В. Сыромятниковой „Первые зрители”»

Планируемые образовательные результаты

Основные понятия урока: рассказ, композиция, диалог, разговорный стиль.

Сочинение по картине в 6-ом классе: метод. пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред. проф. Л. А. Ходяковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – С. 143 – 151.

http://ppt4web.ru/literatura/sochinenie-po-kartine-ekaterina-vasilevna-syromjatnikovojj-pervye-zriteli.html

№/№

Этап урока

Основное содержание этапа

Основные виды деятельности

учащихся

1

Оргмомент

Проверка готовности к уроку; мобилизация внимания

2

Проверка домашнего задания

Обучающиеся выполняли упражнение 498 (самопроверка правильности обозначения орфограмм (запись на экране); предлагаются варианты названия текста; определяется тип речи).

М. Ю. Лермонтов создаёт словом замечательную картину.

Самоконтроль и коррекция

3

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Многие из вас, ребята, наверняка посещали картинные галереи. А вот доводилось ли вам бывать в мастерской какого-нибудь знаменитого художника? Видели ли вы, как на холсте или на чистом листе бумаги появляются первые наброски знакомого вам пейзажа или натюрморта?

Показательно, что слово «мастерская» происходит от уважительного слова «мастер», то есть специалист, достигший высочайшего умения в своём деле. Сегодня мы с вами познакомимся с ребятами, которым удалось прикоснуться к секретам творчества, увидеть только что написанную картину, стать первыми зрителями. Герои расскажут нам о том, что с ними произошло. А поможет нам в этом картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители» (демонстрация репродукции / слайд).

(На доске и в тетради записывается дата и тема урока.)

Е. В. Сыромятникова член Союза художников. Училась в Московском государственном институте имени В. И. Сурикова. Постоянный участник московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Восприятие информации на слух; участие в диалоге с учителем; рассматривание репродукции

4

Целеполагание

Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Обучающиеся говорят о создании рассказа по картине.) (Слайд).

Формулирование целей учебной деятельности

5

Работа с репродукцией картины

Сбор рабочих материалов для сочинения

Беседа

  • Что изображено художником на полотне? Да, множество деталей обращает на себя внимание, но давайте попробуем оттолкнуться от названия картины. «Первые зрители»… (Первые зрители – это два мальчика, которые с любопытством рассматривают мастерскую художника.)

  • Как выглядят эти два мальчика? Как вы думаете, сколько им лет? Попробуйте дать им имена. (Старшему на вид 9 лет, а младшему мальчику лет 6. Старший мальчик (Саша) в сероватой футболке, на младшем (Юре) красная рубашка. Дети румяные, загорелые. Саша облокотился на подоконник, он с восхищением смотрит на картину, а Юра стоит так, словно собирается перелезть через окно. Он интересуется тем, что находится в глубине комнаты. Видимо, он мальчик любопытный, шустрый.)

  • Как вы думаете, что привело сюда ребят? Как они оказались у дома художника? ( Скорее всего, мальчики оказались у дома совершенно случайно. Возможно, они играли в мяч, и теперь он попал в дом художника.)

  • А что же заинтересовало мальчиков? Почему они с таким любопытством рассматривают мастерскую художника? (Наверное, им интересна и сама картина, написанная художником, и те предметы, которые помогают художнику творить.)

  • Где же художник? (Возможно, он вышел, а может быть, стоит спиной к окну и не видит ребят, рассматривающих его комнату.)

  • Посмотрим на жилище художника и мы. Что изображено в его мастерской? Попробуйте описать, что вы видите в комнате. Почему мы можем быть уверены, что её хозяин – художник? (На переднем плане мы видим небольшой стульчик, на котором лежит полукруглая доска с вырезом для большого пальца – палитра.) (Слайд).

  • А для чего же предназначена палитра? (Она нужна для того, чтобы художник пробовал или смешивал краски.)

  • Ребята, существует выражение: «палитра живописца». Как вы его понимаете? (Возможно, это любимые сочетания красок художника.)

  • Обратите внимание, на палитре лежат три кисти. Зачем столько кистей художнику? (Наверное, у каждой кисти есть своё предназначение.)

  • Что же ещё привлекает внимание в интерьере, то есть в описании помещения, где трудится художник? (Рядом с палитрой стоит большая картина.)

  • Но ведь картина сама по себе стоять не может, иначе упадёт. К чему она прикреплена? (Скорее всего, это мольберт, подрамник.) (Слайд).

  • Это действительно мольберт, просто мы с вами его не видим. Что ещё привлекает внимание в мастерской художника? (Рядом с широко открытым окном стоит несколько картин. А по другую сторону подоконника – небольшое кресло с резными ручками. Недалеко от палитры с красками (прямо на полу) мы видим вазу, в которой стоит букет полевых ромашек, Он довольно большой и почти сразу обращает на себя внимание.)

  • Как вы думаете, ребята, а что изображено на картине художника? (Возможно, на картине художник изобразил природу. Ведь неспроста так широко распахнуто окно, и прямо перед ним стоят стройные берёзки, а чуть дальше виднеется густой лес.)

  • А почему художник изобразил этот пейзаж? Чем он так примечателен? (Пейзаж очень красив и живописен: лазурное безоблачное небо, прозрачное, как зеркало, озеро, белоствольные берёзки, нежно-зелёная трава.) (Слайд).

  • Есть ли другие мнения по поводу того, что изображено на картине художника? (Может быть, художник рисует натюрморт, ведь он недаром поставил рядом вазу с цветами. К тому же на палитре больше всего белой и зелёной красок, а это цвета лепестков и стеблей ромашек. Художник просто открыл окно, поэтому и убрал вазу с цветами с подоконника.) (Слайд).

  • Обратимся к композиции картины. Что вы можете сказать о её построении? (На переднем плане изображена комната художника, на заднем – пейзаж, в центре картины – мальчики.) (Слайд).

Это и есть один из ответов на вопрос, почему картина получила название «Первые зрители». В центре картины изображены те, кому посчастливилось стать первыми зрителями произведения искусства.

Словарно-стилистическая и орфографическая работа

Задания для учащихся:

1) составить предложения со словами: палитра, мольберт, краски, картина, художник, натюрморт, пейзаж. (Палитра с красками – это главное орудие художника. На картине Е. В. Сыромятниковой изображена мастерская художника. Пейзаж – это изображение природы. На натюрмортах часто изображаются плоды и цветы.);

2) подобрать слова к определённым тематическим группам (групповая работа):

  • живопись (произведение искусства, картина, пейзаж, натюрморт, художник);

  • мольберт (холст, полотно, рамка, подрамник, палитра, кисти, краски);

  • колорит (мягкие краски, тёплые тона, приглушённо-розоватый цвет, светло-зелёная трава, голубое, лазурное, бирюзовое небо);

  • мальчики (дети, ребята, братья, друзья);

  • симпатичный (милый, располагающий к себе, приятный);

  • белокурый (светловолосый, светло-русый, беспокойный, шустрый);

  • восхищён (заворожён, удивлён, поражён, заинтересован, взволнован, взгляд прикован).

Формулирование и аргументация собственного мнения

Толкование значений слов; активизация в речи искусствоведческих терминов

Актуализация знаний о композиции картины

Закрепление орфографического, пунктуационного, синтаксического навыков

Анализ, сравнение, классификация языкового материала; формулирование собственных высказываний; осознание возникающих трудностей; оценка своих достижений

6

Физкультминутка

Чтоб глаза твои зорче были, А теперь по кругу быстро

Чтоб в очках тебе не ходить, Словно стрелочки часов,

Эти лёгкие движенья Проведём глазами дружно,

Предлагаю повторить. Ну а дальше – будь здоров!

Вдаль посмотрим и под ноги, Теперь и вы все отдохнули,

Вправо, влево побыстрей, Новая забота:

Удивимся – что такое? – Нужно сделать на «отлично»

И закроем их скорей. Новую работу.

Физическая и эмоциональная разгрузка

7

Ролевая игра

Попробуем оживить картину, обыграв эпизод из жизни мальчиков.

  • Как могли оказаться мальчики около дома художника?

  • Какой разговор состоялся между ними?

  • Каковы лингвистические особенности диалога?

  • Вспомним особенности построения рассказа. (Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах из жизни героев. Рассказ начинается с завязки; затем происходит развитие действия; кульминация – самый острый, напряжённый момент; затем развязка.) (Слайд)

  • На картине далеко не всегда изображается кульминационный момент в развитии сюжета. Эпизод, изображённый на картине «Первые зрители», можно рассматривать и как кульминацию, и как завязку.

  • Как можно назвать рассказ? («В гостях у художника».)

  • Распределим роли (автор, Саша (старший мальчик), Юра (младший мальчик), художник.)

Вариант рассказа по картине

Автор: Однажды летним солнечным днём Саша и Юра, которые проводили каникулы у бабушки в деревне, решили пойти за ягодами в лес, а заодно поиграть на полянке возле леса в мяч. День был ясный, безоблачный. Ребята быстро собрались и отправились. Правда, Сашу что-то тревожило…

Саша: Юра, а ты не боишься?

Юра: Чего?

Саша: Как же?! В доме, который стоит на опушке, всегда закрыты окна и двери. Ты не замечал? А сегодня утром, бабушка сказала, они открыты.

Юра: Ну и что?!

Саша: Ты что… Может быть, там…

Юра: Видишь, ты и сам не знаешь, чего боишься. Пошли! Говорят, там живёт художник, может быть, он постоянно занят и потому редко выходит. Не трусь!

Саша: А я и не боюсь…

Автор: Юра уверенно пошёл по направлению к лесу, а Саша, помедлив, решил всё-таки не оставлять брата. Застёгивая на ходу пуговицы рубашки, он побежал за Юрой. Вот ребята и на поляне. Вот они уже играют в футбол.

Саша: Лови мяч! Ну, что с тобой? Опять не поймал!

Юра: Бросай! Теперь я точно поймаю!

Саша: Попробуй! Я сейчас так брошу, что ты точно не поймаешь!

Юра: Не важничай! Я лучший вратарь в садике!

Саша: Ой, напугал! Посмотрим, как лучший вратарь ловит мяч!

Автор: Саша с разбега ударил по мячу. Удар был настолько сильный, что мяч попал в раскрытое окно дома художника.

Саша: Юра, давай не пойдём, попросим бабушку, чтобы она сходила за мячом.

Юра: Ну нет! Мы сами достанем мяч.

Автор: Осторожно ребята подошли к домику, заглянули в окно…

Юра: Смотри, вон наш мяч!

Саша: Какой мяч?! Ты посмотри, какая красивая картина! Наверное, долго художник её писал. А на картине наш лес! Какой он красивый!

Юра: Мячик в углу, смотри! Ой, а что это за деревяшка рядом с ним? На ней краски, посмотри!

Саша: Это палитра с красками, а рядом кисти, ими художник пишет картину. Ты лучше на картину посмотри: лазурное небо, белоствольные берёзки, а травка-то… Нежная, светло-зелёная, как настоящая!

Автор: Пока Саша восхищался пейзажем, Юра залез в комнату и забрал мяч.

Юра: Саша, пойдём!

Саша: Только очень талантливый художник может так изобразить вид из окна!

Юра: Пошли же!

Саша: Пойдём! Надо будет потом зайти к художнику и сказать о том, что нам очень понравилась его картина.

Юра: Может, он расскажет, как рисуют картины?!

Саша: Картины не рисуют, а пишут!

Юра: Как ты думаешь, а он даст нам подержать палитру?

Автор: Оказывается, всё это время художник стоял за дверью и не решался войти. Он хотел было тихонько уйти, как вдруг под ним скрипнула половица. Ребята мгновенно скрылись за окном и бегом направились к себе домой.

Они потом ещё долго будут вспоминать о своём маленьком приключении.

Художник: Жаль, что я их не застал, ведь это мои первые зрители…

Актуализация знаний о диалоге, разговорном стиле, рассказе и композиции рассказа

Осуществление групповой формы сотрудничества; создание текста определённого типа и стиля речи;

отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей (использование диалогической речи и разговорного стиля, что характерно для построения рассказа)

Рецензирование речевых высказываний

Выделим элементы построения рассказа в том сюжете, который вы сейчас придумали. Это поможет вам составить свой рассказ.

  • Наш рассказ начинается с так называемого пролога. (Да, пролог – это повествование о том, почему ребята решили отправиться к дому художника.)

  • Развитие действия начинается с этого момента. Развиваясь, оно доходит до наивысшей точки, то есть кульминации. Где же здесь кульминационный момент? (Возможно, это момент, когда Саша видит картину: не случайно он уделяет ей столько внимания, его захлёстывают эмоции.)

  • То есть именно в этот момент наши герои становятся первыми зрителями. При этом второго мальчика в большей степени интересует не картина, а мяч. А теперь подумаем, где в нашем рассказе развязка? ( Развязка – это появление художника.)

Вы правы, именно после этого действие «спадает», и мальчики исчезают из поля нашего зрения.

Ещё раз внимательно рассмотрите репродукцию картины и послушайте стихотворение Игоря Брумера.

(Стихотворение читает учитель (или подготовленный обучающийся) на фоне музыки П. И. Чайковского («Времена года», «Баркарола». Июнь):

Картина. Комната. Мальчишки,

почти залезшие в окно.

И не читают они книжки,

и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,

и кресло мягкое в углу,

но взгляд не оторвать от сказки,

от той прекраснейшей завязки,

что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,

и звука не произнести.

Мы затаим дыханье, – слышишь,

чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,

ещё таких сырых, живых.

Чтоб нам чудес открылась дверка,

чтоб любоваться нам на них.

Перед нами картина в картине!

Анализ композиции высказывания

Восприятие информации на слух; рассматривание репродукции; коррекция наблюдений

8

Рефлексия

Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? По­смотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас за­труднения. Оцените свой уровень.

Уровни оценивания своих знаний и умений:

1) Не всё понимаю, испытываю серьёзные затруднения при выполнении практических заданий.

2) В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий.

3) Всё хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.

В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Анализ достижения учебной цели и собственной учебной деятельности

9

Задание на дом

Написание сочинения (с выбором лица рассказчика)

Создание текста заданного типа и стиля речи, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей

Пример сочинения

Сочинение-рассказ от лица художника

Как-то ясным летним утром я заканчивал свою картину, на которой изобразил букет ромашек. Сделав последний мазок, я отошёл. Мне казалось, что в картине чего-то не хватает. Вдруг под окном раздался шорох, и послышалось перешёптывание:

— Не толкайся!

— Сам не толкайся!

— Я и не толкаюсь!

— Нет, толкаешься! Ой, сколько здесь крапивы!

— Жжётся?

-Угу!

Я старался не дышать – мне было интересно, чем всё закончится. Вскоре я увидел двух мальчишек, опершихся на подоконник и оглядывающих комнату. Старшего я знал. Это был Васька – сын булочника. Румяный, светловолосый, он походил на солнышко. Васька с восхищением смотрел на картину. Другого мальчика я не знал. Этого темноволосого загорелого парнишку совсем не интересовала картина, он с любопытством осматривал комнату. Там действительно было на что посмотреть: около окна стояло старинное кресло, посреди комнаты находилась картина, слева от неё – деревянная табуретка, на которой лежали палитра и кисти. Около табуретки – ваза с ромашками.

Вася подтолкнул второго мальчика:

— Красотища какая!

— Где?

— Да вот же, — показал на картину Вася.

— Да, здорово, только вон там, в правом углу, не хватает ещё одной ромашки.

Я заинтересовался замечанием мальчиков и решил выйти, чтобы поговорить с ними. Вдруг под ногой скрипнула половица. Мальчишки мигом спрыгнули с подоконника и скрылись в берёзовой роще.

Подойдя к картине, я убедился, что парнишка оказался прав: действительно, не хватало одной ромашки. Вот так мне помогли в одной из работ мои первые зрители.