Открытый урок » по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку»

Сочинение

Сидякина Анна Владимировна

Булычево

2017

Ход урока

Подравнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись, Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Ребята, сегодня урок у нас непростой. К нам приехали гости, поэтому давайте работать дружно, плодотворно, чтобы показать все наши способности.

Вступлением к уроку послужит стихотворение, которое нам прочитает Понуренко Дмитрий. (ученик читает отрывок стихотворения о рыбалке)

О чем это стихотворение? Кто из вас был на рыбалке? Какие чувства у вас возникали, когда вы ходили на рыбалку? Были ли у вас случаи, когда вас не брали на рыбалку?

(ученики дают ответы)

Ребята, как вы думаете для чего мы на уроке русского языка заговорили о рыбалке?

Мы будем заниматься сочинением.

Ребята, а сочинение мы уже сегодня будем с вами писать? Мы на 1 уроке перед написанием сочинения, что делаем? Готовимся к сочинению. Нам надо накопить определенный материал для написания сочинения, чем мы и будем заниматься.

Тему сочинения мы определили, а цель урока какая?

Цель урока: Развивать умение и навыки описывать произведение искусства.

Задачи:

  1. поговорить о художнике,

  2. поработать над картиной, т.е. над сюжетом, описанием персонажей, цветовой гаммой, определить тему картины,

  3. составить план и накопить определенный материал для написания данной картины.

Подготовка к сочинению-рассказу по картине О. Поповича «Не взяли на рыбалку»

  1. Сведения о авторе 2 слайд

Прежде чем начать беседу, рассказ по картине. Я хотела бы вам сказать, что в основе рассказа лежит какой-то случай (эпизод).

1 стр., 358 слов

Народное сочинение уроки литературы

... проекта будет выпуск книги народных историй «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений» ко Дню Учителя 2017 года, куда войдут лучшие сочинения. В столице «Народное сочинение. Уроки литературы» поддержал Департамент культуры города ...

Вспомните рассказ, по которому писалось изложение, какой случай лег в основу этого рассказа?

составлять

  1. Беседа по картине 3 слайд

Посмотрите внимательно на картину и скажите: Вам нравится картина

-Где и когда происходит действие, изображённое на рисунке?

-Как художник показал, что отец и старший брат собрались на рыбалку?

Как показано на рисунке, что рыбаки уходят?

-Кто, по-вашему, главный герой картины?

-Как вы думаете, сколько ему лет?

-Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке?

-Какое настроение у малыша и почему?

-Как художник показал огорчение малыша?

-Почему малыша не взяли на рыбалку?

-Кто наблюдает за малышом?

-Нравится ли вам этот рисунок? Чем?

— Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

(ученики даю ответы на вопросы:

В деревне, так как нам отчётливо виден забор, на котором висит глечик – деревенская посуда; летом (зелёная трава, цветут цветы, одежда), скорее всего утро (иначе не стоит отправляться на рыбалку).

Отец несёт одной рукой две удочки, а другой – сумку, вероятно, с провиантом; на спине у него рюкзак, наверное, с рыболовными принадлежностями. В руках старшего мальчика удочка и на спине рюкзак, видимо, с его собственными снастями. Они показаны в движении, обращены спиной к малышу; старший брат гордо подняв голову шагает за отцом.

Малыш. Он изображён в центре картины.

Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом.

В руках у мальчика удочка, а на земле лежит его ведёрочко с червями.

Настроение у малыша грустное, плохое. Он очень обижен, огорчён, потому что его не взяли на рыбалку. Малыш уронил от обиды ведро, один конец удочки касается земли, он закрыл лицо одной рукой, чтобы вытереть слёзы. Он стоит в растерянной позе, закрыв глаза рукой, надул губы. У него рыжие взъерошенные волосы, жёлтая в красную полосочку рубашка и коричневые шорты.

Он ещё маленький, устанет, может упасть в реку.

Девочка, наверное, его сестра. Она стоит рядом с ним, пытается уговорить его найти себе другое занятие, например, помочь ей собрать цветы для венка.

На ней показан очень симпатичный малыш. Мой братишка, когда обидится, очень похож на него. А мне нравится, как художник изобразил обиду малыша. Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал, что старший брат и отец собираются на рыбалку. Он тоже захотел пойти с ними и побежал в огород копать червей).

2 стр., 645 слов

По картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

... вкусными угощениями. Как подготовиться к уроку Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением ... в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу. ... объединены одним праздником. Границы и условности стерты. Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может ...

3 . Групповая работа. 4 слайд

По рядам: 1 ряд описывает отца и старшего брата

2 ряд- описывает главного героя и сестру

3 ряд – описывает дополнительные элементы, фон и цветовую гамму

4. Словарная работа в парах. 5 слайд

Слова с трудными орфограммами, которые могут быть использованы в рассказе по картине, записываются под диктовку на доске.

Восходящее солнце, безоблачное лазурное небо, светло-зеленая травка, рюкзак, рыболовные принадлежности, жестяная баночка, калитка, посередине, вдогонку, велосипед, расстроен, обиженные, белокурый, кое-как, вот-вот, симпатичный, настроение, поймаешь рыбу, бежать вдогонку, малыш, червяк, живописец.

-Укажите синонимы к словам:

Лазурный (голубой, небесный, бирюзовый);

Обиженный (оскорблённый, грустный);

симпатичный (приятный, милый, располагающий к себе);

кое-как (небрежно, неаккуратно, неряшливо, недобросовестно, невнимательно, как-нибудь).

Живописец (художник)

Рисунок (картина)

-Составьте с ними словосочетания на тему картины.

— Подобрать глаголы, представляющие действие на рисунке

Сначала самостоятельно, потом делают взаимопроверку, кто-то из учеников поднимает руку, и учитель спрашивает.

5 . Физкультминутка

Подняли руки вверх, потянулись на носочках, ручками, ладошками поработали, кисти в стороны, повернулись вправо- улыбнулись, повернулись влево-улыбнулись, опустили ручки и тихо как мышки сели на свои места.

6. Ситуативно-ролевая игра 6 слайд

— А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. Мы станем с вами участниками события, которое изображено на рисунке. Будем играть, как артисты на сцене. Это поможет составить нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишите дома.

Ребята выходят и составляют рассказ.

7. Работа над композицией рассказа 7 слайд

11 стр., 5367 слов

Рассказ по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»

... (Слайд) На картине далеко не всегда изображается кульминационный момент в развитии сюжета. Эпизод, изображённый на картине «Первые зрители», можно рассматривать и как кульминацию, и как завязку. Как можно назвать рассказ? («В гостях у художника».) Распределим ...

8 . Составление плана 8 слайд

— Ребята, я предлагаю вам сочинить свои рассказы по заданному сюжету, выступить в роли писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Давайте вновь вернёмся к тексту инсценировки.

-Вспомните, о чём говорил автор в самом начале своего выступления?

-Видите. Автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображён на рисунке. С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

-Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом и отцом?-Каким был этот момент для малыша?

Самый напряжённый момент в развитии действия называется кульминацией.

Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение его лица.

-А как вы думаете, чем закончится действие?

— Это развязка действия.

Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий к картине.

9 . Рефлексия. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу 9 слайд

  • Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Понравилось ли вам описывать рисунок?

-Какие новые слова и выражения встретились вам сегодня на уроке?

-Какие термины вам помогут при написании сочинения?

-Какие моменты урока вам больше всего понравились?

10 слайд На черновиках написать сочинение, может быть у кого-то будет что-то неверно, мы поправим, поможем, а потом будем писать в чистых тетрадях.

Спасибо за урок.