Учитель аркадий кириллович решил продолжить разговор. по тексту В

Сочинение

В.Тендряков в предложенном для анализа тексте ставит проблему воспитания. Автор раскрывает это проблему через спор между учителем-словесником Аркадием Кирилловичем и отцом одной из учениц Василием Петровичем. Педагог видит в изучении русской литературы один из способов нравственного развития детей, хочет воспитать их с правильными представлениями о добре и зле. Отец же уверен в том, что главное, чтобы его Сонька выросла «приспособленной», не «вислоухой», умела «ловчить» и не ждала добра и любви от окружающих в этом злом мире. Противопоставляя столь разные взгляды на воспитание, В.Тендряков убеждает нас в том, что позиция Василия Петровича обречена: если учить детей по его системе, мир станет еще более жестоким.

Таким образом, становится очевидна позиция автора: детей нужно учить добру, любви, честности, а не учить их ловкачеству и приспособленчеству, иначе мир никогда не станет лучше.

Я разделяю точку зрения В.Тендрякова и тоже считаю: без воспитания в детях гуманности общество обречено.

В произведении Р.Брэдбери «Вельд» показана семья, в которой все за людей делает волшебный дом.

В частности, техника берет на себя функцию воспитания: комната, в которой брат с сестрой проводят все свое время, заменяет им родителей. Финал рассказа ужасен, но предсказуем: дети, лишенные внимания папы и мамы, не умеющие любить, не способные разграничивать добро и зло, совершенно не имеющие нравственных ориентиров, убивают родителей и даже не испытывают мук совести.

Совсем иной результат воспитания мы видим в образе Петра Гринева в «» А.С.Пушкина: герой с младенчества уяснил, что нужно беречь честь смолоду. Его порядочность, верность слову, честность вызывают уважение и восхищение даже у врага — Емельяна Пугачева. Гринев обладает положительными качествами и способен хоть немного изменить мир к лучшему: например, он помогает незнакомому человеку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, в пургу, даря ему тулуп, или спасает Машу.

Таким образом, если мы хотим, чтобы мир стал чуточку лучше и мы не пострадали от жестокости потомков, мы должны заложить в детей основы нравственности.

Нередко мы слышим истории о том, как два заклятых врага вдруг объединяются и забывают о нанесённых друг другу обидах. Что же толкает людей сплотиться вместе, разрушить, казалось бы, неприступную стену между ними? Именно этот вопрос ставит перед нами советский писатель В.Ф.Тендряков.

Рассказчик повествует о том, как внезапный пожар в немецком госпитале поражает, устрашает, заставляет беспомощно страдать не только немецких солдат, смотрящих на трагедию, но также и русских: «Сейчас они [немецкие солдаты] затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.» Тяжелые переживания, беда становятся общими, объединяют врагов скорбью по погибшим, и стираются границы между национальностями, идеями, «правыми и неправыми».

15 стр., 7290 слов

Роль современной семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Проблемами нравственного воспитания детей дошкольного возраста занимались: педагоги Афанасьев А.Ф., Ашиков В., Маркова В. Проблемы семьи, семейной ...

Остаётся лишь совместная горечь: «У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.»

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, в тяжелые моменты люди забывают о той боли, которую друг другу причинили, и между ними возникает внутренняя глубокая связь, берущая своё начало из гуманности и способности к состраданию. Именно это произошло с героями романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Л.Н.Толстого Андреем Болконским и Анатолем Курагиным. Получив тяжелое ранение и оказавшись в госпитале, Андрей узнал в человеке, лежащем на соседней койке и изнывающем от боли (ему ампутировали ногу), своего заклятого врага Курагина. Однако почему-то в тот момент Болконский даже не вспомнил о подлом поступке Анатоля Курагина, отнявшего у него Наташу Ростову. Конечно, это произошло потому, что в душе Андрея проснулось искреннее сострадание к этому человеку, которое он стал испытывать вместо былой жгучей ненависти. Глаза Курагина, наполненные болью и отчаянием, искали поддержки Андрея. Именно так между этими людьми кончилась вражда, и человеческие начала победили. Человечность одерживает верх не только у взрослых. Так, в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» школьники, враждовавшие со своим одноклассником, сыном отставного штабс-капитана Илюшей, даже бросавшие в него камнями, вдруг резко изменили своё поведение. Илюша внезапно очень серьёзно заболел, у него началась тяжёлая лихорадка, и мальчики, забыв об обидах и гордости, вместе стали навещать больного, заботиться о нём, проявлять внимательность и сочувствие. Болезнь мальчишки пробудила в их сердцах человечность, способность к состраданию. Очень жаль, что порой ничто так хорошо не объединяет, как общее горе…

Таким образом, какой бы страшной ни была вражда между людьми, общая восприимчивость к страданию, внутренние душевные силы, силы добра и человечности смогут её преодолеть и сплотить людей, показать им, что на самом деле важно, а что – лишь миражи, мешающие воссоединению.

Текст. По В. Тендрякову

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (б)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается — темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

35 стр., 17189 слов

Народное художественное творчество как средство аксиологического воспитания

... вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству Объект: аксиологический подход в приобщении детей к НХТ; ... Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям». Народное творчество, включающее в себя огромное ...

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Сочинение

Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте.

Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчеркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, — эта трагедия ни для кого не была чужой.

Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое».

Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод, всевозможные бедствия, разруха — что только не пришлось выдержать нашему народу!

Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали все, сохранили свои лучшие : доброту, сострадание, милосердие — все то, что включает в себя понятие «человечность».

Литература о Великой дает нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остается совершенно одиноким, работает шофером, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нем нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живет ради этого мальчика, Ванюшки, отдает ему все самое хорошее, что есть в душе.

Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством . Он с радостью работает, потому что вся его жизнь — это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живет. И не как животное, а как человек.

Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».

Проблема взаимоотношения поколений

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома — домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассер­дить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возника­ли ссоры. (3) <…> при переезде в первым делом хозяин приглашал туда домового.

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель — домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, при­глашал домового первым войти в избу.

4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

5) Чтобы в новом доме жизнь складывалась удачно, хозяин, опасаясь неприятностей, в первую очередь приглашал в него домового, издавна считавшегося хранителем очага.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

наоборот во-первых таким образом поэтому итак

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 3. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи

ДОМ, -а, м.

1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бы­вают друг у друга).

Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

3) (мн. нет).

Место, где живут люди, объединённые общими интересами, условиями су­ществования. Общеевропейский д. Родина — наш общий д.

4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нуж­ды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм).

Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия боль­ших магазинов).

5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

рвалА квАртал тамОжня жалюзИ дОнизу

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КОРНЕВАЯ система берёзы отличается большой мощью. Хочу РАЗМЕСТИТЬ вашу статью в очередном номере журнала.

Дьяк прочитал ЦАРСКИЙ указ.

Мехмед II Фатих был одним из самых выдающихся правителей государства османов, со­четавших непреклонную волю и проницательный ум с коварством, ЖЕСТОКОСТЬЮ и необузданным властолюбием.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

грамотные БУХГАЛТЕРЫ ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями менее ДОСТУПНЫЙ ЯРЧАЙШИЙ пример ЧЕТВЕРО медвежат

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) Гринёв сказал, что я подарил Пугачёву заячий тулуп.

Б) Вера Игнатьевна Мухина, известный советский скульптор, создал мону­мент «Рабочий и колхозница».

B) Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных францу­зов.

Г) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их по­ступки.

Д) Находясь в эмиграции, у писателя родилась дочь.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с косвенной речью

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

заж…гает забл…стал р…внина машиностр…ение кат…лог

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..дарить, и…кушение пр…чудливый, пр…хотливый пр..небрегать, пр…кусить

пр…медление, з…стрелил от…брать, н…дпилить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

гор…вать никел…вый топл… вный кра…вой ноч…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

сберега…мый удивля…шься наруш…нный увид…тесь опиш…шь

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ты моя песня, пока ещё (не)спетая.

Щуря (не)привыкшие к солнцу глаза, люди выходили из подвала.

Степан (не)приучен был слушать женские советы.

Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

(Не)побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и стремлениям жизни.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПЕРВЫЕ дни зимы (В)СЛЕД за сильными ветрами начались мощные снегопады. (В)СЛЕДСТВИЕ того что тело змеи необычайно гибко, она может легко проникнуть в лю­бую нору, а ТАК(ЖЕ) легко взобраться на дерево.

ЧТО(БЫ) наши гости не заблудились в темноте, мы пошли им (НА)ВСТРЕЧУ. (В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и* (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.

(В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, была дважды контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала её убеждё(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поста­вить ОДНУ запятую?

1) Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России околицам тро­пинкам и песням.

2) Творения художников-северян простонародны и бесхитростны по композиции голоси­сты и одновременно скромны по своим краскам.

3) Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьян­ских праздников.

4) Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.

5) Светало и первые петушиные крики всё уверенней и звонче раздавались в разных мес­тах деревни.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Поэты (1) пытаясь передать непостижимую красоту храма Покрова на Hep ли (2) сравнивают его с парусом (3) уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени (4) упо­добляют (5) уплывающей в бесконечность мироздания (6) лучистой безмолвной звезде.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сила воли (1) как известно (2) одна из главных черт характера человека. Нередко да­же (3) говорят (4) «характер» вместо «сила воли», и это не случайно. Ведь (5) от того, на­сколько в человеке развита сила воли, зависит то, как он сможет реализовать другие свои качества.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Возвратившись из победоносного похода против в олжских булгар, Андрей Боголюб ский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Шведы постоянно опустошали озёрный русский север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руи­нами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар. (6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ра­неными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (Ю)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалён­ных недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесто­чённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастра­ченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоп­танные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог- её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с се­бя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33) В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34) Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Федорочи Тендряков (1923-1984) — русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравтвенных проблемах современной ему жизни.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинград­ская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человече­ское, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии — пожара в немецком госпитале.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) 14-15 предложения текста содержат описательный фрагмент.

2) Предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложениях 20-26 содержится повествование.

4) Предложения 1-4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27-29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулиро­ванное в предложении 4.

22. Из предложений 17-19 выпишите контекстные антонимы.

23. Среди предложений 12-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого пред­ложения.

24. «Описывая трагедию, разыгравшуюся в немецком госпитале, В. Тендряков использует такой синтаксический приём, как (А) _______ (предложения 7-8), а троп (Б)______ («ослепительно золотые, трепещущие стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _______ («она, обмершая, заворожённая» в предложении 10, «вздох горе­стный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г) _____ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы 2) эпифора 3) фразеологизм 4) инверсия

5) развёрнутая метафора 6) эпитет 7) риторическое обращение

8) парцелляция 9) сравнительный оборот

Сочинение по тексту:

Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчёркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, — эта трагедия ни для кого не была чужой.

Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали всё, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие — всё то, что включает в себя понятие «человечность».

Литература о Великой Отечественной войне даёт нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остаётся совершенно одиноким, работает шофёром, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нём нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живёт ради этого мальчика, Ванюшки, отдаёт ему всё самое хорошее, что есть в душе.

Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь — это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живёт. И не как животное, а как человек.

Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».

Текст Владимира Тендрякова:

1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир — глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания — бои идут, земля горит, — но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается — тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный — то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться — кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия — ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты — открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда…

(24)Вывихи истории — народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог — её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое — не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал — какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил — каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю: делают

люди.

(По В. Тендрякову)