Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Рассуждение как тип речи. — рассуждение». методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Сочинение

Тема урока: «Рассуждение как тип речи. Сочинение – рассуждение ( на экологическую тему).

Тип урока : урок развития речи и комплексного применения знаний и способов действий

Методы обучения : поисково-исследовательские

Формы организации познавательной деятельности : групповая, фронтальная

Задачи урока : формирование функциональной грамотности, языковой и коммуникативной компетенций обучаемых

Цели обучения :

Образовательные

формирование функционально грамотной личности, ее коммуникативных умений и языковой компетенции;

углубление знаний об основных языковых явлениях, речеведческих понятиях, пунктуационных правилах русского языка;

совершенствование умений и навыков распознавать стиль и тип речи с целью самостоятельного создания текста определенного стиля с использованием различных типов речи;

обучение умению подбирать и систематизировать материалы на общественно значимую и важную тему, акцентируя внимание на актуальности проблематики высказывания, свободно и грамотно говорить на заданную тему, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения публицистического характера, составив предварительно его план, с использованием обработанной информации, полученной различными способами: через Интернет, из компьютерных мультимедийных презентаций, а также из литературных источников в книгах, из журналов, текстов учебника и других видов печатной продукции.

Развивающие

интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие учащихся на материалах, используемых на уроке;

формирование у обучающихся критического и творческого мышления;

развитие аналитического мышления, способов умственной деятельности в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов и явлений;

развитие ассоциативного мышления в процессе установления ассоциаций со знакомыми фактами и новыми явлениями;

32 стр., 15547 слов

Развитие музыкального мышления младших школьников на х музыки

... методы и педагогические условия организации учебной деятельности на уроках музыки по активизации музыкального мышления младших школьников; 5. Проверить эффективность методики развития музыкального мышления в процессе опытно-экспериментального исследования. В основу нашего исследования была положена ...

развитие логического мышления, умения выстраивать логику доказательности и внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, установления причинно-следственных связей;

формирование умения переносить знания из разных областей для выявления проблемы и поиска ее решения;

развитие самоуправляющих механизмов личности: памяти, внимания, воображения.

Воспитательные

воспитание патриотизма, чувства прекрасного и причастности к вечным ценностям общества, ответственности за происходящее вокруг

и состояние окружающей среды, сознание важности влияния природы на человека, их взаимодействия.

Эпиграф к уроку Природа всё учла и взвесила —

Не нарушайте равновесия! (В.Шефнер)

Когда суть дела обдумана заранее,

слова приходят сами собой.

Гораций, 80-65 г.г. до н.э., древнеримский поэт

Ход урока

1. Организационный момент начала урока.

Приветствие. Здравствуйте, все, находящиеся в этом классе

2. Сообщение темы и целей урока. Звучит песня «Раненая птица»

Учитель. Как вы думаете о чем пойдет сегодня речь на роке?

А что такое экология? В какой опасности наша планета?

Что сделать в наших силах?

Бедственное положение экологической среды давно является одной из актуальных проблем.

Надо сохранить не только богатство, но и красоту Земли. Природа в наши дни под угрозой полного уничтожения. Вот почему нам необходимо знать все о вопиющих экологических преступлениях, обернувшихся глобальным умертвлением всего живого.

Об этом вы должны порассуждать в своих сочинениях на экологическую тему.

Наш разговор о сочинениях в жанре рассуждения.

Сочинение-рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нем всегда должны быть тезис и аргументы. Основная задача сочинения-рассуждения –раскрыть умение отстаивать свою точку зрения.

Для работы мы разделились на группы. Зарабатываем баллы(оценочный лист).

Сочинение записываем на листе (приложение 1)

Раздаются задания (приложение 2)

3. Актуализация опорных знаний.

  • Повторение теоретических знаний о сочинении-рассуждении.

Чем сочинение отличается от изложения? ( В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст )

— Что такое текст? ( Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, то есть разделён на абзацы )

1 стр., 358 слов

Народное сочинение уроки литературы

... проекта будет выпуск книги народных историй «Я вырос на уроках литературы… Контакт поколений» ко Дню Учителя 2017 года, куда войдут лучшие сочинения. В столице «Народное сочинение. Уроки литературы» поддержал Департамент культуры города ...

— Какие типы текста вы знаете? ( Повествование, описание, рассуждение )

— Сегодня мы будем писать рассуждение. Чем рассуждение отличается от других типов текста? ( В сочинении-рассуждении необходимо высказать и аргументировать свои мысли относительно какой-нибудь проблемы)

— Какова структура сочинения-рассуждения? ( Вступление, тезис, аргументы, вывод)

4.Работа по теме урока

1) Беседа относительно темы сочинения. Попробуем определить круг вопросов.

(Возможные вопросы:

— Какую роль играет природа в жизни человека?

Что нам даёт природа для жизни?

Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?

В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?

  • Что или кто загрязняет атмосферу?

Что или кто загрязняет водоёмы, воду?

В каком состоянии находятся флора и фауна?

Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?

Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?

Что может делать государство для охраны окружающей среды?

Что может делать каждый человек для охраны природы? )

КАКИХ ДВА слова БУДУТ ключевыми? (человек и природа)

А какая должна быть между ними связь?

ОПРЕДЕЛИЛИ ТЕМУ: Человек и природа – единое целое

2).

Работа над составлением схемы сочинения.(СОСТАВЛЕНИЕ плана сочинения, запись в лист (приложение1)

План

1.Вступление.Человек и природа. Раскрытие понятия. Тезис.

2.Основная часть.

1) Аргумент. Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

2) Аргумент. Что волнует, вызывает протест?

3. Вывод. Что можно и нужно сделать во имя охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)

3) Работа в группах (заполнение листа)

ЗАДАНИЕ группе 1

  1. Работа над вступлением

ЗАДАНИЯ

1.Выберите ключевые слова. (подчеркнуть)

Ключевые слова

Природа, экология, флора, фауна, катастрофа, патриотизм, тяжесть, подарки,

современная цивилизация, подлинная история, катастрофически исчезают, богатая растительность, ничем не заменимая, удивительно ценные растения, взращивают, созданная природой, гражданская обязанность, экологическая система, тропа.

2) Определение понятия. (Выбрать нужное)

Определение понятий

Природа – 1.Все существующее во Вселенной. 2. Весь органический и неорганический мир в противопоставлении человеку. 3. Места вне городов. 4. Основное свойство, сущность (переносное значение)

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.

Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и сложную систему (возврат)

Флора – растительный мир

Фауна – животный мир (возврат)

Катастрофа – 1. Событие с трагическими последствиями. 2. Неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, влияющее на ее дальнейшее существов

3)Формулируем первое предложение , раскрывающее понятие «человек» и «природа».

4)Определение тезиса .

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ:

— Человек и природа – это неотделимое целое.

— Природа творит добро, и человек должен платить тем же, жить по законам природы.

— Не надо объявлять войну природе.

— Нельзя разрушать землю, на которой мы стоим.

— Человек должен сделать все, чтобы сберечь нашу Землю.

— Нам нужно беречь свой край, свой дом, свою улицу, на которой мы живем.

— Защищать Землю от зла — долг каждого человека…

Рассуждения к вступлению и вопросы по теме.

Общие рассуждения по теме

1. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

2. Каждый из нас сталкивался с …

3. С давних времен человек размышлял о …

4. Как часто мы слышим о …

5. Мы знаем о … из книг и фильмов, рассказов близких.

6. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

7. Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит …. Действительно, …

8. Приём «Ключевое слово», а) Определить тему текста, б) Выделить ключевое понятие, в) Раскрыть смысл этого понятия.

9. Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким-либо конкретным примером.

Вопросы по теме

1. Что же самое главное …?

2. Зададимся вопросом: почему….? В чем же причина …?

3. Невольно задаешься вопросом: зачем….?

4. Почему же нужно …?

5. Как мы должны относиться к …?

6. Задумаемся:должны ли мы…7

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. (Риторические вопросы).

Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

3. (Риторические вопросы).

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….

5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы).

Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

9. (Вопросы).

Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

ВЫБОР 1 АРГУМЕНТА

Нужно ответить на вопрос: Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

Выбор аргументов

Забота правительства, общественности;

— благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

-благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д

-природа даёт нам солнце, воздух и воду, без которых нам не обойтись. (Мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них… ).

-природа нас кормит и одевает. (Кроме того, природы кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать… ).

-от природы мы получаем вдохновение и умиротворение. (А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на косогор, и ты почувствуешь… ).

ПРИМЕРЫ

  • Множество природоохранных организаций также функционируют довольно активно. Их представители выходят на митинги, проводят общегородские акции, мероприятия, протестуют против уничтожения природы. Активисты сохраняют животных, растения, водоёмы, и каждый день к ним присоединяются всё новые и новые члены. Как правило, это школьная и студенческая молодёжь, которая вдохновлена идеей спасения природы Земли.
  • -В настоящее время экологические организации проводят просветительскую деятельность среди людей, чтобы мы знали, как важны и для нас проблемы, касающиеся природы. Путём информирования они тоже помогают сохранить окружающую среду. А вообще, помочь сохранению окружающей среды может каждый из нас. Посадка деревьев и озеленение городов — одно из самых известных мероприятий. Уборка территорий от мусора — такое же мероприятие, где мы можем помочь природе. Лучше не включать свет и газ без надобности — так тможно помочь в сохранении окружающей среды. Не использовать автомобили и пересесть на велосипеды — это тоже способ защиты. Не ломайте деревья и не рвите цветы, не бросайте мусор. Если каждый из нас перестанет это делать, природе станет намного лучше.
  • Наконец, мы всем миром должны понимать, что необходимо перейти на чистые технологии. Можно строить ветряные или солнечные электростанции, в качестве топлива для автомобилей использовать природный газ вместо бензина. Но лучше всего обсуждать проблемы экологии с друзьями. Так люди будут знать, что может плохо влиять на окружающую среду. А помощь в защите её — это обязанность каждого из нас.

ФИЗМИНУТКА (Видеоролик «Давайте сохраним»)

ВЫБОР 2 АРГУМЕНТА

Отвечаем на вопрос: Что волнует, вызывает протест?

АРГУМЕНТЫ (выбрать для 3 абзаца)

  • Но… -Однако в последнее время всё чаще наблюдается …– Но так ли всё хорошо?
  • Обратить внимание на отрицательные действия человека по отношению к окружающему миру: мусор; вытоптанная трава; старые деревья; сломанные кустарники; выкорчеванные деревья; большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки.

  • мойка машин у водоёма; загазованность; нахождение скверов недалеко от трассы
  • Новый Год и бережное отношение к лесу.
  • Браконьерство
  • Загрязнение воздуха

НАПИСАНИЕ ВЫВОДА

Отвечаем на вопрос: Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?

— После доказательств переходим к выводам посредством вводных слов и конструкций:

итак,

таким образом,

поэтому,

вот почему,

обобщим всё сказанное выше.

Подведём итоги.

Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…

— Заключение может содержать побудительные предложения или призывы: Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра…

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу!

Поговорим о том, что нужно сделать, что бы спасти природу.

· Не проходите мимо убийственных фактов уничтожения природы

· Озеленять улицы

· Не загрязнять леса, парки

· Надо стать хозяином на Земле

· Всегда задумывайтесь над тем, что мы делаем с природой.

ПРИМЕРЫ ВЫВОДА

  • Таким образом, можно сделать вывод: если человек хочет сохранить Землю и всех живущих на ней, он обязан бережно, ответственно относиться к природе. Помнить, что всё живое имеет душу, всё живое радуется или страдает в зависимости от поведения человека… И заяц из сказки К.Г. Паустовского всегда будет символизировать доброту природы, её незлобивость и умение прощать.
  • Самая главная задача человечества — это забота об окружающем мире. Наш земной шар должен по-прежнему оставаться голубым, он не должен быть серым. Сохранить природу это достаточно сложная задача в наше время, так как люди ведут себя легкомысленно по отношению к ней, но хочется верить, что все измениться в лучшую сторону.

ВЫБОР ЭПИГРАФА. Афоризмы о природе и человеке

  • « Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях » Александр Радищев
  • « Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром » Александр Герцен
  • «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей» Фрэнсис Бэкон
  • « Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз » Сэмюэл Батлер
  • « Природа наделила женщину огромной властью, и нет поэтому ничего удивительного, что законы эту власть ограничивают » Самюэл Джонсон
  • «Природа проста и не роскошествует излишними причинами» Исаак Ньютон
  • « Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности» Филип Честерфилд
  • «Природа ничего не делает просто так» Томас Браун
  • Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды! (Р. Рождественский)

  • Красоту Земли сохраним, красоту в человеке оставим. (Д. Гранин)

5. Самостоятельная работа

Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.

6. Рефлексия

«Слон»

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши — значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;

  • глаза — внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
  • хобот – знания, которые вы приобретаете;
  • голова – это мыслительные процессы;
  • посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой;
  • ноги тонкие – неуверенность.

7. Домашнее задание. — Отредактировать черновой вариант сочинения, озаглавить и закончить свою творческую работу в тетради.

8.Оценивание

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ 1. НАПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ

1.Выберите ключевые слова. (подчеркнуть)

Ключевые слова

Природа, экология, флора, фауна, катастрофа, патриотизм, тяжесть, подарки,

современная цивилизация, подлинная история, катастрофически исчезают, богатая растительность, ничем не заменимая, удивительно ценные растения, взращивают, созданная природой, гражданская обязанность, экологическая система, тропа.

2. Определение понятия. (Выбрать нужное)

Определение понятий

Природа – 1.Все существующее во Вселенной. 2. Весь органический и неорганический мир в противопоставлении человеку. 3. Места вне городов. 4. Основное свойство, сущность (переносное значение)

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.

Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и сложную систему (возврат)

Флора – растительный мир

Фауна – животный мир (возврат)

Катастрофа – 1. Событие с трагическими последствиями. 2. Неожиданное и грандиозное событие в истории планеты, влияющее на ее дальнейшее существов

3)Формулируем и записываем (приложение 1) первое предложение , раскрывающее понятие «человек» и «природа».

4)Выберете тезис (второе предложение) .

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ:

— Человек и природа – это неотделимое целое.

— Природа творит добро, и человек должен платить тем же, жить по законам природы.

— Не надо объявлять войну природе.

— Нельзя разрушать землю, на которой мы стоим.

— Человек должен сделать все, чтобы сберечь нашу Землю.

— Нам нужно беречь свой край, свой дом, свою улицу, на которой мы живем.

— Защищать Землю от зла — долг каждого человека…

5) Прокомментируйте выбранный тезис (третье и четвертое предложения)

ВЫБОР 1 АРГУМЕНТА (2 абзац)

Нужно ответить на вопрос: Какие положительные изменения произошли в настоящее время? Что радует?

Выбор аргументов

Забота правительства, общественности;

— благоустройство скверов, парков; озеленение; очищение прудов;

-благоустройство мест для отдыха и детских площадок и т.д

-природа даёт нам солнце, воздух и воду, без которых нам не обойтись. (Мы дышим чистым воздухом, мы хотим пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них… ).

-природа нас кормит и одевает. (Кроме того, природы кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать… ).

-от природы мы получаем вдохновение и умиротворение. (А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на косогор, и ты почувствуешь… ).

ВЫБОР 2 АРГУМЕНТА

Отвечаем на вопрос: Что волнует, вызывает протест?

АРГУМЕНТЫ (выбрать для 3 абзаца)

  • Но… -Однако в последнее время всё чаще наблюдается …– Но так ли всё хорошо?
  • Обратить внимание на отрицательные действия человека по отношению к окружающему миру: мусор; вытоптанная трава; старые деревья; сломанные кустарники; выкорчеванные деревья; большие асфальтированные площадки;

сломанные скамейки.

  • мойка машин у водоёма; загазованность; нахождение скверов недалеко от трассы
  • Новый Год и бережное отношение к лесу.
  • Браконьерство
  • Загрязнение воздуха

НАПИСАНИЕ ВЫВОДА

Отвечаем на вопрос: Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?(4 абзац)

· Не проходите мимо убийственных фактов уничтожения природы

· Озеленять улицы

· Не загрязнять леса, парки

· Надо стать хозяином на Земле

· Всегда задумывайтесь над тем, что мы делаем с природой.

ВЫБОР ЭПИГРАФА. Афоризмы о природе и человеке

  • « Чем больше вникают в деяния природы, тем видима наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях » Александр Радищев
  • « Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром » Александр Герцен
  • «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей» Фрэнсис Бэкон
  • « Природа — как фокусник: за ней нужен глаз да глаз » Сэмюэл Батлер
  • « Природа наделила женщину огромной властью, и нет поэтому ничего удивительного, что законы эту власть ограничивают » Самюэл Джонсон
  • «Природа проста и не роскошествует излишними причинами» Исаак Ньютон
  • « Природа, должно быть, не создавала еще женщины, настолько уродливой, чтобы она могла остаться совершенно равнодушной к похвале, воздаваемой ее наружности» Филип Честерфилд
  • «Природа ничего не делает просто так» Томас Браун
  • Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды! (Р. Рождественский)

  • Красоту Земли сохраним, красоту в человеке оставим. (Д. Гранин)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примеры вступления.

1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …

2. (Риторические вопросы).

Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

3. (Риторические вопросы).

Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

4. «…»- в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста ….

5. Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

6. (Вопросы).

Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….

7. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

9. (Вопросы).

Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

ПРИМЕРЫ НАПИСАНИЯ 1 аргумента

  • Множество природоохранных организаций также функционируют довольно активно. Их представители выходят на митинги, проводят общегородские акции, мероприятия, протестуют против уничтожения природы. Активисты сохраняют животных, растения, водоёмы, и каждый день к ним присоединяются всё новые и новые члены. Как правило, это школьная и студенческая молодёжь, которая вдохновлена идеей спасения природы Земли.
  • -В настоящее время экологические организации проводят просветительскую деятельность среди людей, чтобы мы знали, как важны и для нас проблемы, касающиеся природы. Путём информирования они тоже помогают сохранить окружающую среду. А вообще, помочь сохранению окружающей среды может каждый из нас. Посадка деревьев и озеленение городов — одно из самых известных мероприятий. Уборка территорий от мусора — такое же мероприятие, где мы можем помочь природе. Лучше не включать свет и газ без надобности — так тможно помочь в сохранении окружающей среды. Не использовать автомобили и пересесть на велосипеды — это тоже способ защиты. Не ломайте деревья и не рвите цветы, не бросайте мусор. Если каждый из нас перестанет это делать, природе станет намного лучше.
  • Наконец, мы всем миром должны понимать, что необходимо перейти на чистые технологии. Можно строить ветряные или солнечные электростанции, в качестве топлива для автомобилей использовать природный газ вместо бензина. Но лучше всего обсуждать проблемы экологии с друзьями. Так люди будут знать, что может плохо влиять на окружающую среду. А помощь в защите её — это обязанность каждого из нас.

Для написания вывода

После доказательств переходим к выводам посредством вводных слов и конструкций:

итак,

таким образом,

поэтому,

вот почему,

обобщим всё сказанное выше.

Подведём итоги.

Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…

— Заключение может содержать побудительные предложения или призывы: Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра…

Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!

Береги и охраняй природу

Образцы сочинений-рассуждений на экологическую тему:

1. Слово «экология» в переводе с греческого означает «учение о доме». Сейчас большинство людей во всем мире обеспокоены проблемами экологии, потому что планета Земля — наш большой общий дом. И от того, насколько в нем все хорошо, зависит здоровье и благополучие каждого из нас. За последние десятилетия на Земле произошло много катастроф, основным фактором которых стала деятельность человека. Взрывы атомных станций, аварии нефтяных танкеров в океанах, вырубка лесов, уничтожение растений и животных, загрязнение воздуха и воды выбросами заводов и выхлопами автомобилей и т.д. Страшно представить, что за короткий промежуток времени человек натворил столько бед на планете.

Видимо, увлеченные огромными возможностями, которые открыл для нас технический прогресс, мы просто не смогли или не захотели вовремя оценить все возможные последствия нашего вмешательства в природу. К тому же, когда человека охватывает жажда обогащения, он часто закрывает глаза на то, что его поступки наносят ущерб в масштабах целой планеты.

А на планете все взаимосвязано и взаимозависимо, и человек как вид вписан в сложную природную структуру. Расходуя земные ресурсы, мы тем самым ставим под угрозу собственное существование. Мы создаем мир, зараженный радиацией и грязью, в котором не сможем быть здоровыми. Мы истребляем растения, которые вырабатывают кислород и к тому же дарят нам свои плоды и кормят животных, которых мы потом едим. Запасы нефти и газа, благодаря которым тепло и свет в наших домах, также не бесконечны.

Я надеюсь, мы еще сможем все исправить. Ученые во всем мире сейчас разрабатывают технологии, которые позволяют использовать возобновляемые источники энергии. Появляются автомобили, которые ездят на безопасном для окружающей среды топливе. Новые предприятия в развитых странах строятся с учетом экологических потребностей. Все экологическое становится модным, а это значит, что оно будет распространяться и в дальнейшем!

Мне бы очень хотелось, чтобы и в нашей стране к проблемам экологии относились серьезно. Тем более что мы уже пережили одну из самых ужасных катастроф в истории — взрыв на Чернобыльской АС. Она должна служить нам печальным напоминанием о том, как опасно безответственное отношение к силам природы. Я надеюсь, что наш народ стал мудрее, и деньги, власть, тщеславие, личные интересы никогда не будут стоять выше жизни целой планеты в целом.

2. Если вглядеться в природу, то, что нас окружает, создано идеально и гармонично, вокруг настоящая красота, которую мы порой за пеленой серых будней даже не замечаем. Все кажется для нас абсолютно обычным и банальным. Мы живем в идеальных и благодатных природных условиях, и заботится об этом матушка – природа. Подумайте вот о чем, ведь она нам дала все, абсолютно все, что необходимо для жизни: воздух которым мы дышим, воду которую мы пьем, солнце которое дает всему жизнь, вес, что нас окружает, те же дома, одежда и еда – это все благодаря ней. Она постоянно дает, дает, дает нам, заботится о человечестве как настоящая любящая мать, которая все готова отдать любимым детям. Стоит задуматься, а что же мы делаем в ответ? Чем мы отвечаем на ее заботу?

Давайте мысленно перенесемся далеко назад, когда не было заводов, фабрик, машин, компьютеров, высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто невозможной. Тогда, люди не знали о том, как добывать нефть, уголь и другие полезные ископаемые, которые сейчас безжалостно выкачиваются из Земли с невообразимой скоростью. Именно тогда человек с благодарностью относился к природе, к растениям и животным которые его окружали. Он заботился и с благодарностью принимал ее дары. А сейчас, что мы наблюдаем в нашем 21 веке?

День за днем Земля все больше и больше опустошается, отдавая человечеству свои богатства. Каждый день выкачиваются миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых. Человек просто безжалостно пожирает их, а ведь они не вечные! Каждый, каждый день строятся заводы и фабрики, которые отравляют атмосферу, выпуская в воздух миллионы тонн загрязняющих веществ, не задумываясь при этом, что тем самым мы роем себе яму. Загрязняется не только воздух. Сколько рек, озер, водоемов и морей стало жертвой выбросов ядовитых отходов. Взять, например, озеро Байкал. Это самый животрепещущий пример человеческой халатности.

Зачем? Зачем убивать то живое что находится рядом с нами? Представьте себе, что Вы однажды проснетесь, а на улице не будет светить яркое солнце, небо будет затянуто тучами, зелени не будет никогда, все вокруг будет серым и страшным, некуда будет поехать отдохнуть в отпуск, просто не будет всей той красоты, которой мы можем наслаждаться. Не впечатляет, правда же? Так зачем своими руками уничтожать свой родной дом? Подумайте о дальнейшем будущем о следующих поколениях. Сразу и в один миг невозможно изменить мышление миллиардов людей. Но если каждый будет задумываться о том, чем мы благодарим нашу кормилицу, мать – природу, менять свое отношение к окружающей нас красоте, возможно что-то и изменится. Нельзя думать: «Мне это не нужно, пускай экологи заботятся об этом», это не так. Их мало, и они не могут полностью предотвратить весь вред, нанесенный природе. Нужно чтобы каждый начал с себя, сегодня, сейчас!

3. Природа дает нам жизненные силы, она очищает и облагораживает наши души. Общаясь с природой, мы становимся добрее и естественнее. Она обладает великой силой, способной нравственно возродить человека. Но, к сожалению, природа сегодня нуждается в защите. За последние два столетия исчезло более двухсот видов млекопитающих. Каждый год — по одному виду! Так можно легко подсчитать, через сколько лет исчезнет и последний из видов млекопитающих — человек.

Именно человек, результаты его деятельности, чаще всего и являются основной причиной гибели природы.

Возьмем, например, рыболовный промысел. Это одно из древнейших занятий человека. Но его масштабы непомерно возросли, грозя всей морской фауне непоправимой бедой, а в поставленных на тунца сетях гибнет множество дельфинов. А ведь когда-то человек и море, описанные великим Хемингуэем, стремились понять друг друга. Старик-моряк смог понять стихию-рыбу только тогда, когда стал думать, как она, жалеть ее, даже разговаривать с ней.

Мы, разумные существа, на протяжении многих веков не укрепляем, а теряем связь с природой. Может быть, сегодня, когда так много говорят об экологической опасности для всего живого на земле, когда создается множество организаций, пытающихся защитить природу, мы наконец начнем понимать, что если в результате какой-либо деятельности человека, даже самой важной, гибнет природа, — эта деятельность должна быть запрещена.

Пищу, воду, жилье, одежду — все это дает нам природа. Она прекрасна, она — самое ценное, что есть у человека. И надо сделать все для того, чтобы и наши потомки называли ее матерью-природой и относились к ней как к матери.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Теоретические

воспоминания

(1 б – 1 ответ)

Выбор ключевых слов

(1б- 1 слово)

Написание вступления

(3 б)

Написание 1 аргумента

(3 б)

Написание 2 аргумента

(3б)

Написание вывода

(3б)

19-21 б – «5»

15-18 б – «4»

11-14 б – «3»

Самоанализ урока русского языка в 9 классе

В 9 классе обучаются дети с разной степенью мотивации. Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задания 15.1 части 3 – написание сочинения — рассуждения на лингвистическую тему. Изучение нового материала проводилось с опорой на ранее приобретённые умения и навыки.

Цель и задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

А также расширить знания по культуре речи, вести работу по развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формировать умения проводить композиционно — содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного сочинения-рассуждения.

На уроке был использован комплекс методов и средств обучения – сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод составления алгоритма учебных действий, опорная таблица. Выбор методов и средств обучения проводился в соответствии с целями, задачами, содержанием урока, а также с учётом характеристики класса, возрастных особенностей и уровня развития интеллектуальных способностей обучающихся.

На уроке имели место следующие формы организации учебно — познавательной деятельности обучающихся: беседа, групповая работа, также приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой, составление опорной таблицы.

В ходе работы над комплексным анализом текста была проведена самостоятельная работа с текстом и выполнением заданий в формате ОГЭ.. Школьники самостоятельно поэтапно заполняли опорную таблицу, содержащую алгоритм написания сочинения – рассуждения, с последующим обсуждением и самооценкой, что позволило более осознанно усвоить тему урока. Содержание нового материала соответствовало требованиям образовательной программы: научность, глубина, доступность, последовательность изложения, практическая направленность изучаемой темы.

Заключительный этап урока – рефлексия. Ребятами был сделан вывод, о том, как поступить с полученной на уроке информацией. Задание на дом – написать сочинение-рассуждение Успех урока объясняется атмосферой сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися.