Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина Прощание с Матерой)

Сочинение

Взаимоотношения человека и природы. , Сочинение по блоку «Человек и природа», Взаимоотношения человека и природы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»

В последние десятилетия все отчетливее звучат призывы бережного отношения к природе. Почему нужно беречь природу? Существует ли взаимосвязь между человеком и природой? Должен ли человек нести ответственность за то, что происходит на земле? Эти вопросы поднимают многие писатели отечественной и мировой литературы. Вот и Валентин Распутин с особым чувством тревоги говорит в своих произведениях о человеческой безалаберности, бесхозяйственности, расточительности по отношению к богатствам родной земли. Такое отношение неумолимо ведет к утрате жизненных ценностей, к деградации человеческой души.

Тема утраты взаимосвязи человека и природы прослеживается во многих произведениях писателя. С особой остротой она звучит в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар».

Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» наглядно демонстрирует ситуацию безответственного отношения человека к природе, к родному краю. Конкретно-исторический сюжет произведения связан с затоплением острова и деревни в связи со строительством ГЭС на Ангаре. Однако писать придает ему обобщенный смысл: Матёра – это и реальная земля, и мифический мир. Этот маленький островок свидетельствует человечеству о тревожном состоянии современного мира. Триста лет обживали этот островок люди. Неторопливо, без спешки идет жизнь на Матёре, и за эти триста лет многих она сделала счастливыми. Всех принимала, всем становилась матерью, и дети отвечали ей взаимностью. И никто не хотел верить, что остров будет затоплен. Как не желала с этим мириться и главная героиня повести – Дарья Пенегина. Она и ещё несколько «старинных старух» не утратили связи с землей, с древними традициями. Старые женщины решительно отстаивают кладбище, спасая могилки предков от «пожогщиков». Дарья рассуждает о том, что на свете творится неладное, что раньше люди жили по совести, а теперь без сожаления покидают остров. Глядя на сына Андрея и внука Павла, Дарья говорит о современном человеке вообще, который не живет, а «приставляется», так как утратил естественную связь с землей. А прощальный вой Хозяина острова – это голос гибнущей деревни. Надвигающаяся катастрофа (затопление острова) буквально пронизывает каждую деталь, каждую страницу повести. Показательно сравнение – деревня «повяла, как подрубленное дерево», наглядно воплощающее авторское представление о жизни людей, лишенных связи с землей, с истоками. Распутин убеждает читателя, что человек подобен дереву, а его жизнь – неотъемлемое звено в процессе вечного природного движения. Забыв об этом, человек обрекает себя на верную гибель.

8 стр., 3992 слов

«События и люди, прославившие Русскую землю» классный ...

... событие в русской истории. До сего момента казанские ханы продолжали осуществлять грабительские набеги на русские земли. На территории Казанского ханства в рабстве томились тысячи русских людей, которых надо было освободить. В ... середине 16 века Россия прочно укрепилась в ...

Распутин обращает наше внимание на то, что вечное, связанное с природой, противопоставляется временному, преходящему. Вот и всплывают в повествовании образы-символы, связанные с народной жизнью. Это и «царский листвень» – символ Мирового единения человека с землей. И воронья ягода (ворон в русском фольклоре – вестник горя и смерти) – своеобразный символ истощения природы, предвестник гибели острова. И туман, появившийся над рекой в финале повести, говорящий о неустроенности и неопределенности жизни на новом месте. Там, на большой земле, все чинно и чисто, только эта мнимая красота не приносит удовлетворения, ибо нет в ней души, а значит, – жизни. Финал повести открыт. Но читатель прекрасно понимает, что на новом месте матёринские старики долго не протянут. Потихоньку, друг за другом, они уйдут и унесут собой в могилу память о родной земле.

Щемящая грусть, боль и тревога охватывают читателя после прочтения повести. И каждый из нас понимает: то, что происходит сейчас с природой, возникло не сейчас и не вдруг. Это десятилетиями складывающаяся ситуация – результат пагубной, разрушающей деятельности человека, который когда-то давно возомнил себя царем природы, забывая об ответственности за все живое на земле. Поэтому актуален смысл названия повести. Это прощание не только с островом, с родной землей, с предками, это прощание с теми нравственными основами жизни, которые всегда были неотъемлемой частью русской души и которые так легко утратили свое значение в наши дни.

Как набат звучит голос автора: это касается всех! Мы все вместе ответственны за порядок вокруг и внутри себя. Нам его в нашем доме и наводить.

Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В.Н.Распутина «Прощание с Матерой»)

Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба «малой родины», проблема взаимоотношений человека и природы, спор поколений, раздумья о нравственной судьбе народа.

Социально-философский смысл повести помогает понять разговор с чиновником, который звучит в начале произведения. Этот чиновник объясняет коренным жителям, почему необходимо переселение с острова: «У нас семьдесят точек под затопление и везде кладбища». Писатель В.Распутин посмотрел на эту «точку», ничем не выделяющуюся на карте, и показал, что с каждой подобной деревней уходит Россия. Простая человеческая судьба, пейзажные зарисовки получают здесь философское звучание.

Открывается повесть рассказом о прошлом Матеры. Неслучайно автор выбирает для деревни это название. Так зовется срединное течение реки в Сибири. Так определяется ее естественная, живая сила. Прилагательное «матерый» означает «старинный», «зрелый», «опытный». Корень этого слова – «мать». Все вместе эти понятия образуют единую систему. Задушевные авторские идеи звучат в устах одной из главных героинь повести – Дарьи. Она много прожила, повидала в жизни. Даже в старости ее отличает сильный, мужественный характер. Эта героиня ощущает себя частью природы, живой стихии. Она гармонично, целостно воспринимает мир. Старуха Дарья понимает, что вокруг происходит что-то не то, «свет переломился и переломился по старикам. Все сломя голову вперед бегут». Дарья еще не раз пожалеет современного человека за то, что он оторвался от своих корней, напрасно «жизнь раскипятил».

11 стр., 5267 слов

По литературе. Человек и природа

... поднял проблему, связанную со взаимоотношениями человека и природы. Эта проблема является животрепещущей, так как жизнь на Планете, здоровье и благополучие всего человечества связана с экологией. В повести «Прощание с Матёрой» ...

Человек думает, что победил природу, стал хозяином жизни. Но он уже давно не ее хозяин. Жизнь взяла верх, именно жизнь «погоняет человеком». В этих размышлениях Дарьи раскрывается важная философская проблема: люди становятся заложниками цивилизации, чужого способа мысли. Дарья не очерчивает этот вопрос целиком, но сердцем понимает, что в этом трагедия будущего поколения. Безоглядный век, беспамятство ведут к духовной смерти. Сама старуха живет памятью о родных и все свои действия соотносит с этой памятью.

С образом Дарьи связаны фольклорно-мифологические мотивы, придающие повести художественную многозначность. Природа в повести – источник нравственности, ответственности для человека. Показательна в этом отношении судьба Павла – сына Дарьи. Это не последний мужик в деревне, крепкий, хозяйственный. Но он даже не заметил, как пробежал в этой жизненной суете мимо самого главного. Форма монолога, исповеди показывает, в чем сын отошел от правды матери. Павел стоит на перепутье. Он утратил силу, опору, присущие Дарье, потерял связь с землей. Его несло прочь от природы вместе со всеми. Символично, что в конце повести он пытается отыскать Матеру в тумане, но так и не находит. Герои мечется не только внешне, но и душевно. Поэтому и его охватывает беспамятство.

Третий герой – Андрей, сын Павла. После армии он вернулся на Матеру, удивился здешней жизни и уехал в город работать на заводе. Свою позицию Андрей защищает так: «Нельзя на одном месте сидеть. Молодым хочется везде побывать, все посмотреть». Кажется, что его точка зрения оправдана, естественна. Но в споре со своей бабушкой он проигрывает. Именно у Дарьи есть нравственная сила, за ней стоит правда родной земли. Андрей пытается противопоставить свою позицию правде земли. Это и приводит героя к опустошению. Бегство человека с одного места на другое может привести к тому, что он потеряет свои корни. Так поступает Андрей. Он уезжает с Матеры и даже не оборачивается. Дарья не может так поступить. Она чувствует зов предков. Кульминация повести – ее монолог, который она произносит перед умершими людьми. За собой она чувствует строй многих поколений своих предков. Дарья ощущает себя лишь звеном в этой общей великой цепи. Итог ее размышлений: правда – в памяти.

Повествование открывается весенним пейзажем. Расколовшийся лед, пробудившиеся к жизни деревья, птицы, – все символизирует перемены. Но перемены эти далеко не к лучшему. Многие дворы в деревне заросли крапивой, остались заброшенными. Баба Настасья специально вновь посадила огород, «лишь бы отсрочить, обмануть себя». Природа и люди сосуществуют так близко, что подчас происходят неожиданные встречи: например, появление медведя на Матере.

Могучая вековечная лиственница, как дерево жизни, охраняет маленький мир деревни. Часто Дарья сравнивает жизнь человека с жизнью природы: «нет ничего на свете, когда что-то, будь то дерево или человек, доживает до бесполезности». Только Дарья видит Хранителя острова, «маленького, чуть больше кошки зверька». Во многом этот образ создан с помощью фольклорных мотивов. Каждую ночь Хозяин обходил свой остров. Он знал привычки, характер каждого обитателя деревни. Он прекрасно понимал, «что наскоро ставится, то скоро и старится», тому, кто не работал на этой земле, не жаль расставаться с ней. Так, в образе мифического Хозяина проявляется теснейшая взаимосвязь человека и природы.

2 стр., 968 слов

Сочинения | Сочинения 6 класс. Жизнь на острове (по роману Д. ...

... сочинения Даниель Дефо написал за свою жизнь свыше 500 произведений, в том числе семь романов. Но мировую известность принес ему один из них — «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, ... людям, несомненно, относится и главный герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, которого автор забросил на самый настоящий необитаемый остров. Оставшись в совершенном одиночестве не неизвестном острове, Робинзон ...

Природа при этом показана как главенствующее начало, целостная стихия. Природа чувствует приближающееся несчастье. Хозяин острова видит суматоху, гибель бабы Катерины, но он понимает закономерности развития человека. Участь острова уже предрешена. Но его коренные жители не готовы, не понимают смысла новой жизни – вне острова, вне связи с землей. Они не привыкли жить на всем готовом, гнаться за наживой. Матера оживает лишь тогда, когда люди работают на земле, вкладывают в нее свою любовь и труд. Короткое оживление острова было связано с июньскими работами по хозяйству. Только в этот момент все жители почувствовали радость, отраду от того, что они делают сообща, вместе. Это было своеобразным прощанием с Матерой. А рядом с этим заповедным уголком уже шло наступление грозной, подчас разрушительной цивилизации. Она представлена в образе ГЭС. «Все на свете имеет смысл службы»,- говорят старожилы. Земля, опустевшая, одинокая, обречена в современном мире. Но не все жители готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Старики не охвачены болезнью века – забвением, эгоизмом. Они чувствуют свою кровную связь с островом, не представляют своей жизни без него. Они сохраняют в себе «благость, человечность». Вместе с заповедной природой и обреченной деревней они глубоко переживают свое одиночество, ненужность в этом новом мире, где превыше всего ставится комфорт. Так, люди и природа разделяют одну трагическую судьбу. Сначала уничтожению подвергают могучий «листвень» с вековыми корнями – опору острова, так же легко рабочие разрушают и жизнь простых людей.

Заканчивается повесть символически. Петруха кричит в туман: «Ма-а-ать. Эй, Матёра-а!», прощальный тоскливый вой Хозяина сменяется звуком мотора, остров уже сгинул «в кромешной темноте тумана», а вместе с ним покинули людей память, покой и первозданная гармония.

Сочинение по повести Распутина В.Г. «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой»

В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Мате­рой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает цикли­ческий характер этого действия: так было каждый год. Но одно­временно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоп­лении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чи­нить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой зем­лей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бе­гущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила де­ревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись по­коления. Строились, заваливались и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже по­селки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

3 стр., 1023 слов

Нравственная проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с ...

... её избу. Не такова Дарья. Её дом - живое существо, одухотворённая часть её жизни. Вот почему её прощание с родной избой напоминает обряд ... деревни, решает в своей повести сложные нравственные вопросы. В центре его внимания отношение человека и общества к природе, к земле, к родине, ... не имеет привязанности к земле, и ему не понять, какие чувства испытывают старики и старухи, которых он лишает родины. ...

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин пе­реходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин­дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного сча­стья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей — ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» — жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показыва­ет, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном мес­те, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища — одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгро­бия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здо­ровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако вы­яснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Вы­полнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их нака­зы: «…Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо — жи­ви, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики заме­чают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу — нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого по­нятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной герои­ни Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как ста­рость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по ра­дио», — сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что ста­рость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и му­чений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не поняла». Единст­венное, что успела сделать Дарья в своей жизни, — это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — и в землю…».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской ос­тавляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Си­деть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кош­ку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома прихо­дит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уни­кальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переез­жают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйствен­ность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, по­строенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, рас­ти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин под­нимает здесь характерную для деревенской прозы в целом те­му противостояния города и деревни. Было время, когда Па­вел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хо­зяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль да­же и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания сол­нечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет си­ять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару — время не ос­тановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера — все гак же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родитель­ские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно на­ряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: ста­рухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Сим­патии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи ак­туализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и кинофильме « Прощание». Работа удостоена диплома 2-й степени на региональном уровне в рамках проекта “Зелёная планета”.

Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и

Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений – сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!

В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.

Судьба Матёры – ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.

Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она – стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.

Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.

То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.

Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой – всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.

Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.

На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»

Скачать:

Вложение Размер
priroda_i_sudby_lyudey_v_povesti_v.docx 18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и судьбы людей в повести В. Распутина « Прощание с Матёрой» и

Произведения талантливого и самобытного писателя Валентина Григорьевича Распутина по праву входят в сокровищницу русской литературы. В своих произведениях, таких , как: « Уроки французского» , « Живи и помни», « Прощание с Матёрой», писатель раскрывает самобытные характеры, сформированные вековыми традициями, нравственными заповедями и глубокой любовью к родной земле , к родному краю. В. Г. Распутин в своих немногочисленных интервью подчеркивал, что истоки его произведений – сибирская земля, где он родился и вырос. Писатель очень болезненно переживал одно из противоречий современной жизни: неизмеримые научно-технические возможности человека и его духовно-нравственная недостаточность. Любое произведение В. Г. Распутина- это предупреждение нам, потомкам: человек жив, пока не утратил связи с родной землёй и природой, пока он не разучился ПОМНИТЬ!

В этом смысле очень актуальной остаётся повесть « Прощание с Матёрой», в которой мы видим противопоставление памяти и беспамятства, временного и вечного. Это противостояние говорит о разрушении общинных ценностей, разрыве связи между поколениями, духовном обнищании.

Судьба Матёры – ведущая тема произведения. «…Первый мужик, который триста с лишним лет назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший ,что лучше этой земли ему не сыскать.» Три века на Матёре кипела жизнь, « но теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода.» Вот в этих последних днях существования островной деревни и раскроется сущность каждого живущего здесь и пришедшего разрушить то, что казалось незыблемым ,вечным.

Матёра для всех её жителей родная, первоосновная .Она живоё существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Она – стержень, на котором держится жизнь « старинных старух» и стариков. Главная героиня повести, Дарья Пинегина ,и Тунгуска, и Настасья – все понимают, что затопление Матёры уничтожит их связь с природой, родной землёй. Предчувствуя эту беду, Дарья осознаёт себя будто виноватой: «…а ить они с меня спросют. Спросют, как допустила такое хальство. Куды смотрела? На тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая.» Эти слова Дарьи, пронизанные болью и горечью, открывают простую истину: перед лицом природы все едины и все за неё ответственны. Только вот мера ответственности, к несчастью, всеми понимается по- разному… Люди, не утратившие связи с землёй, с древними традициями, наделённые личной и родовой памятью, показаны не только в книге В. Распутина, но и в кинофильме, снятом в 1981 году.

Фильм был задуман и начат Ларисой Шепитько, а после её смерти продолжен кинорежиссёром Элемом Климовым. Он же изменил и название ленты: « Прощание с Матёрой» стало «Прощанием». В драме подобран великолепный актёрский состав: Лев Дуров, Майя Булгакова, Алексей Петренко, Вадим Яковенко. Главную героиню сыграла замечательная белорусская актриса Стефания Станюта.

То, что конкретная жизненная ситуация (предстоящее затопление Матёры) приобретает обобщенно-символическое значение, понятно уже с первых черно-белых кадров фильма. Будто из небытия, из тумана высаживается на берег спящей деревни бригада пожогщиков. Туман редко бывает спасителем для людей, чаще он предвестник беды. Так и в начальных кадрах эти «санитары» будто крадутся средь тумана, предчувствуя, что и жители Матёры, и сама природа не простят им этого вторжения. В одном из эпизодов фильма, когда пытаются уничтожить «царский листвень», одновременно показано, как беззащитна природа перед человеком и в то же время сильна. Ни рёву бензопилы, ни огню не поддалось дерево, осталось «неповалимым» ,израненным, но живым.

Коренные жители Матёры, понимая, что прощаются с родной землёй, будто бы старались облегчить расставание и себе, и родным местам. Ярким, праздничным показан эпизод последнего сенокоса , когда все объединились и , казалось, забыли о скором исчезновении этого уголка земли. Все работали со страстью и радостью, каких уже давно не испытывали. Люди и природа слились воедино , когда «Матёра ожила пускай не прежней…,но всё-таки похожей на неё жизнью…» Очень трогательным в фильме показывается момент, когда Дарья Пинегина, возвращающаяся с погоста, прощается с родными местами .Каждое деревце, каждый кустик, каждая былинка- ничто не ускользает от её взора . Как молитва звучат в этот момент её слова: « Мать-сыра земля! Ты благословенна!» Дарья понимает, что с потерей Матёры закончится и её прежняя жизнь, потому она готовит к смерти родной очаг. Параллель между убранством дома ,который будет сожжён, и покойником очевидна. Неслучайно создатели фильма именно в этом эпизоде, на мой взгляд, приглушают краски и музыка А. Шнитке звучит особенно печально. Героиня « омывает» и белит своё жилище, украшает его пихтой – всё, как полагается при прощании с умершим. Она видит в своём доме живую душу и обращается к нему , как к самому дорогому человеку. Выполнив свой долг, утром Дарья ушла из деревни . На этом кончалась её жизнь, потому что вместе с Матёрой была сожжена и её душа. Все поступки Дарьи, уклад её жизни служат подтверждением мысли, что человек на земле должен быть не временным жильцом, а вечным её хранителем.

Последние кадры фильма вновь обращают внимание зрителя на вековое дерево Матёры, которое стоит не обугленное, а покрытое зелёной листвой. «Царский листвень» оказался символом стремления к жизни и в повести, и в фильме. Одним дано «заблудиться в тумане» (как Павлу, искавшему Матёру, или Петрухе ,самолично поджёгшему дом), а другим -видеть эту жизнь в единении с родной землёй и природой.

На мой взгляд, и писатель, и создатели фильма сумели донести до нас мысль: любые преобразования в жизни должны соотноситься с особенностями души человека, его жизненного уклада. Иначе многое может стать губительным для людей. Как напутствие нам звучат слова Дарьи: «Душа человека в тебе держит. Чтоб человеком ты родился и человеком остался. Благость в себе имел.»

Сочинение: Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин

Человек и природа в произведениях современных авторов (Астафьев, Распутин)

Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку, обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, человек забыл, что он часть природы. Теперь он хозяин. Но так ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогают произведения современных авторов, а именно произведения В. Астафьева и В. Распутина.

До 60-70гг. главной темой в литературе была тема страданий человечества, тема их существования. Но для 70-ых годов характерно дальнейшее расширение проблематики прозы. И если в этот же период разносторонне исследуется одна из кардинальных проблем – «личность, народ и история», то В. Астафьев в «Царь-рыбе» поднимает не менее животрепещущую проблему – «человек и природа», «природа и духовное состояние человека».

Роман состоит из цикла рассказов и повестей, объединенных одной темой. В повествовании Астафьев говорит о необходимости возвращения к природе. Автор с тревогой подчеркивает невосполнимый урон, который приносят всему человечеству люди, живущие лишь своими потребительскими интересами. И поэтому соотношения природы и человека интересуют автора не только в прямом, но и в нравственном аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения.

В «Царь-рыбе» Астафьев поднимает три проблемы. Во-первых, по мнению автора, человек – это часть природы, то есть природа и человек представляют собой единое целое. И об этом нельзя забывать. Образ Акима, главного героя романа, построен на контрасте с образом Гоги. Всю красоту души человеческой Астафьев выразил именно в Акиме. Для героя не чужды доброта, бескорыстная помощь людям, чуткость к природе. Аким чуток и человечен к окружающей среде. Да, он убивает животных, но делает это не в потребительском смысле, не ради наживы, а только для существования. То есть Аким действует согласно закону выживания: хищник – жертва. Однако С. Ломинадзе говорил о герое Астафьева: «… такой уверенный, разворотливый, умелый в лесу, не то чтобы жалкий был, а потерянный какой-то, до крика одинокий, всем чужой, никому не нужный».

Противный Акиму образ Гоги – это контраст. Умный и интеллигентный в жизни Гога считает себя царем природы, считает, что может все. Он многого хочет от жизни, но ничего не предлагает взамен. Вспомним подобного героя М. Горького. В Ларре – объекте повествования старухи Изергиль, себялюбие перерастает в гипертрофию прихоти и каприза. Он также требует жизненных благ, но то полезное, за что он мог бы получить эти блага, Ларра не совершает. Именно поэтому он обречен на вечное одиночество. У Астафьева все намного печальнее. Автор приводит героя к смерти, но это закономерность, так как Гога, вознеся себя, порывает все нравственные связи с людьми и природой и разрушается внутренне. Его жизнь попросту теряет смысл.

Вторая проблема, поднятая Астафьевым – это браконьерство. И здесь мы видим насколько двойственны могут быть люди. Яркий пример – браконьер Игнатич. Отличный работник, уважаемый в обществе человек, нравственные ценности которого подавляет желание наживы. И таких людей, губящих природу и живущих в ладу со своей совесть, много. Творя зло и находя оправдание, они допускают зло везде. Астафьев представляет браконьерство как страшное деяние. И он ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы, но и об уничтожении человека, человеческих качеств внутри себя. Таким образом, последняя из проблем, поднятая Астафьевым – это бездуховность человечества. Бездуховность, в смысле отказа человека соединиться с природой в единое целое, и отказа от ответственности за все, совершенное зло.

Таким образом, можно сделать вывод, что Астафьев поднимает проблемы действительно характерные для современного мира. Ведь и на самом деле человек, являясь частью природы, губит ее своими руками, не понимая того, что, убив ее, погибнет сам.

Немного другая проблема поднята в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Здесь наиболее четко показаны нравственные и духовные переживания людей. Природа в повести приобретает образ творца поколений, так как трагедийность ситуации состоит в бездушном отношении к прошлому, к человеческим привязанностям. В результате строительства гидроэлектростанции, люди, живущие на Матере, вынуждены покинуть родные земли. Наиболее тяжкий это выбор для стариков, где каждый камень, каждая веточка напоминает о прошлых радостях и горе, о живых и умерших. Распутин показывает природу в образе хранителя прошлого, того, что ушло навсегда и что дорого своей памятью.

Правильно ли то, что людей лишают их воспоминаний, заменяя потерю благоустроенной квартирой? Я думаю, что нет. Человек должен жить там, где прошли лучшие годы его жизни, где «лежат» его родители, где все близко и все родное.

Вот мы и подошли к концу. Сейчас с уверенностью можно сказать, что тема человека и природы одна из ведущих в литературе. Но это не просто тема практического взаимодействия человека с окружающей средой. Это тема влияния природы на внутренний мир человека, в результате которой происходит становление духовного созерцания и нравственного начала общества.

Все темы в одном произведении. Распутин В.Г. « Прощание с Матёрой»

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

« Прощание с Матёрой»

В основе сюжета — реальный факт: строительство Братской ГЭС, во время которого были затоплены некоторые деревни, в том числе, и родное село писателя.

Это рассказ о судьбе людей, живущих в деревне Матёра, которая уже почти триста лет стоит на берегу Ангары .Размеренная, спокойная жизнь деревни нарушена строительством электростанции. Судьба Матёры предрешена: деревня будет затоплена. Как повели себя жители, узнав о данном событии? По-разному. Рада молодёжь — ведь она сможет жить в домах со всеми условиями. И трагично восприняло новость пожилое поколение, ведь здесь прошла его жизнь, на кладбище покоятся близкие и любимые люди. Всё должно исчезнуть.

Распутин В. выразил свои мысли о судьбе страны, народа, о том, что происходит утрата нравственных ценностей, традиций, памяти.

Конец произведения трагичен: затапливается Матёра, гибнет Дарья. Однако читатель понимает, что нравственная победа на стороне таких, как она, умеющих отстоять свой дом, свою родину, верных памяти предков.

Я предлагаю краткий обзор некоторых тем и связанных с ними проблем. Однако это настолько всеобъемлющее произведение, что можно, кажется, по любой теме найти ответы в нём. Так что данный список тем можно ещё продолжать. Главное — хорошо понять основные мысли автора, характеры героев, показанных им. И тогда данный повесть станет просто универсальным примером при написании сочинения и по литературу, и по русскому на ЕГЭ.

Название: Человек и природа в произведениях современных авторов Астафьев, Распутин

Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/priroda-i-chelovek-v-proizvedeniyah-astafeva-i-rasputina/

Тип: сочинение Добавлен 19:06:35 21 февраля 2011 Похожие работы

Просмотров: 1128 Комментариев: 14 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Т ема: « Нравственные качества личности. Доброта» Проблемы:

Важность формирования такого нравственного качества, как доброта.

Доброта как основа нравственности человека

В любом произведении обязательно поднимаются нравственные проблемы: каким должен быть человек, что должно быть основой его характера, мировоззрения, поступков, как надо относиться к людям.Не исключение и повесть Распутина В.

Много положительных качеств личности можно перечесть. Однако всё же одним из важнейших черт характера человека является доброта . Ведь именно она – основа всего остального: гуманизма, милосердия, порядочности, отзывчивости, толерантности и т.д. Добрый человек способен понять другого и помочь ,с ним легко , спокойно и надёжно, он вселяет уверенность во всё хорошее.Страшно, когда доброта не свойственна человеку. Не знаешь тогда, чего можно ждать от него. Потеря доброты — это шаг к нравственной деградации, душевной пустоте.

Так и героев произведения Распутина «Прощание с Матёрой» можно разделить на добрых и нет. И тогда станет сразу понятно, почему они себя так ведут, чем объясняются и поступки.

Доброта души свойственна людям старшего поколения. Пережив страшные годы войны, невзгоды, потеряв близких и родных людей, они остались чуткими и понимающими других, способными к сопереживанию, а значит , добрыми.

Молодёжь же, к сожалению, на первый план ставит материальное благополучие, удобства, комфорт, совершенно не задумываясь над той болью, которую испытывают представители старшего поколения, как им тяжело прощаться с местами, где прошла их жизнь, где каждый уголок напоминает о тех, кого уже давно нет. « Никакие уговоры, объяснения и призывы к здравому смыслу не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место». Душевная чёрствость – это и есть отсутствие доброты сердца. А это привело к трагедии — к гибели героини. Окажись рядом сочувствующие, понимающие люди, может, и не произошло бы этой беды.

Тема: «Историческая память» Проблема важности сохранения памяти в широком смысле этого слова — одна из основных в повести.

Тема памяти, связи настоящего и прошлого не может не волновать писателя. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связывающие эпохи, что уходит из сердец память , верность предкам, своему роду.Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками.

Матёру стирают с лица земли. Никогда её жители уже не пройдут по знакомым улицам, не откроют родные двери. Всё исчезнет. Не каждый сможет пережить такое.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем. Не случайно так переживает Дарья , что не смогла перенести останки родителей с острова, что потонут они в этом искусственном озере. И к ней могут так же отнестись теперь её внуки и дети- вот чего боится Дарья. А ещё ей страшно от того, что её внук Андрей вообще считает, что «память- это плохо, без неё лучше». Забыть прошлое, не ценить его — это очень страшно. Не случайно в народе всегда с презрением относились к людям «без роду и племени».«А похоронить в памяти — это не то, что похоронить в земле », — пишет автор.

«На то ты и человек »,- говорит Павел. Да, человек обязан помнить, эта память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее.Произведение Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей.Смог же Петруха поджечь свой дом, чтобы поскорее получить компенсацию. Разве это не душевная чёрствость?

Распутин В.: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.

Тема: «Взаимоотношение поколений» Как сохранить взаимопонимание поколений?

Это одна из проблем повести.

Связь поколений проявляется в том, что дети живут по законам, которые переданы им их родителями. На всю жизнь запомнила Дарья слова отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» . Жить по совести — вот чему учило старшее поколение и продолжает учить молодёжь. Усвоят ли они, молодые люди, эти уроки, если уже сегодня способны пройти мимо беды своих родителей, не понять их горя.Как молодёжь относится к памяти своих предков, так и к ним могут отнестись в будущем.Дарья решительно борется за свою избу. Это для неё связь с прошлым, со всеми теми, кого давно уже нет.Не могут понять Дарью ни сын Павел, ни невестка.Трудно жить, когда нет взаимопонимания между старшим и младшим поколением. Умение понять и принять друг друга – это так важно в жизни.

Тема: «Народ и власть » Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла народное доверие?

Над этим размышляет автор повести.Власть – это представители народа. Задача власти — работать во благо людей, учитывая их интересы, понимая их нужды.Проблема взаимоотношения народа и власти ,пусть косвенно, но раскрывается в произведении Распутина В.

Ещё Хрущёв Н.С. начал политику уничтожения «неперспективных деревень». А ведь каждая такая деревня — это люди, пусть их немного, но каждый со своей судьбой, жизнью. Перечеркнуть жизнь человека, не подумать о судьбе его — вот что часто было свойственно в социалистическое время.

Да, людям давали квартиры, но разрывали их связи с прошлым.И Матёра затопляется по чьему-то распоряжению. Понятно, что электричество нужно во всех уголках страны. Но если эта цель приводит к смерти, как погибла Дарья ,жительница Матёры, то такие цели благородными уже не назовёшь.

Жук и Воронцов — лишь исполнители чьих-то распоряжений, хотя именно на них выплёскивают жители свой гнев. Это представители власти дали распоряжение, не обдумав его, как следует. Хотя и исполнители в чём-то тоже виноваты. Не случайно они заблудились в тумане и не могут найти Матёру, словно заблудились в делах своих и помыслах, не ведают, что творят.

Тема: «Взаимоотношения человека и природы » Проблемы:

Чем грозит вмешательство человека в законы природы?

Как проявляется сущность характера человека через его отношение к природе?

Важность экологического воспитания молодёжи.

Человек долгие годы считал себя хозяином природы. Повернуть реки вспять, затопить какую-то территорию- это было привычным делом . Не думали о нарушении экологического равновесия, когда решали государственные задачи.Строительство ГЭС нарушило равновесие в природе, привело к экологическим проблемам.

Но ещё более важна проблема «экологии души» человека, когда люди становятся чёрствыми, видя гибель родных мест, уничтожение красоты природы.

Проблема взаимоотношения человека и природы в рассказе Распутина рассматривается как нравственная. Очень важно, чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле, а не временно проживающим на ней, чтобы и ему было до всего дело.

Тема: «Родина, патриотизм»Проблема формирования патриотизма как одного из важнейших качеств личности – одна из проблем повести.

Родина – это и огромная страна, в которой мы живём, и то место, где родились.Матёра — родина для многих поколений её жителей, для Дарьи, Настасьи, Анны, их детей и внуков. И она должна исчезнуть. Как переживают представители старшего поколения! Так страшно — потерять родину.

С какой болью Дарья говорит : «Кто ж старое дерево пересаживает?». К ак тяжело им уезжать с родных мест, где прожита жизнь.Ведь родина — это не только земля, но и всё, что связано с ней, память о прошлом, почитание предков.

Эти чувства необходимо передавать молодёжи. Какой же пример показали ей, стерев с лица земли Матёру, спиливая на её глазах скамейки и кресты на кладбище, убирая ограды, чтобы всё сжечь?

«Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к центру всё новые и новые края, можно сменить место жительства, но центр по-прежнему там, на нашей “малой” родине. Её сменить нельзя.» В.Распутин. Что в слове, что за словом?»

Тема: «Смысл жизни». ПроблемыВ чём смысл жизни?

Для чего человек живёт?

В чём его предназначение .

В какой-то момент жизни каждый человек задаёт себе эти вопросы.Размышляет над ними и Дарья, главная героиня повести В.Распутина.Она уверена, что жить надо по совести, как учил её отец, по законам нравственности. Не должна рушиться связь поколений.

Дарья переживает: « Не помереть мне в спокое, что я от вас отказалась, что это на моем, не на чьем веку отрубит наш род и унесет». Ей кажется, что не смогла она уберечь могилы близких, что на ней рвётся эта цепочка, связывающая поколения.Дарья размышляет над общечеловеческими философскими вопросами: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, или ради еще чего-то?». Она задумывается о назначении человека.Свою правду жизни она нашла: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Похожие взгляды на жизнь имеют и другие герои: баба Настасья, дед Егор, Симка, Екатерина, Богодул. Им всем свойственна ответственность за происходящее пред своими предками. Все они живут по законам совести, трудолюбивы, честны, благородны.

Не все герои думают так. Есть те, кто живёт сегодняшним днём, заботами о материальном благополучии, не думая о будущем. Это Петруха, Клавка. Сегодня хорошо — и ладно. Они не думают о смысле жизни, им не жаль Матёру, что сгорят дома, построенные их родителями, что будет затоплена земля, которую возделывали многие поколения их предков.

Душевное равнодушие, безразличие отталкивает от этих персонажей. Так жить нельзя — невольно думает читатель. “Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности”. Каждому человеку приходится нести ответ за свои дела и поступки на этой земле. Не надо забывать об этом.Нельзя жить будущим , не помня прошлого.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна