за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки
Контрольная работа «Стилистический анализ текста». 11 класс
Учени… 11… класса МБОУ СОШ №12
Текст №1. Вставить буквы и знаки препинания
Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения равновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой- человеком см…гчившим землю своим трудом и см…гчавшим пейзаж.
Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по) своему «социальна» общежительна обладает своими « правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях…Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (По Д. Лихачеву)
1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения (2 балла)
2. Выпишите из текста слова в переносном значении (3 балла за 3 слова)
3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте? (макс. 5 баллов)
4.Напишите значение слова «культура» в 1 и 2 тексте(6 баллов)
5.Определите тему текста.(2 балла)
(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы.
1.Какие признаки научного стиля присутствуют в тексте (5 баллов)
На 0 баллов (по тексту Л. Леонова)
... придусудительный поступок". Оценка работы Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном сочинении Итого К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 нет 0 К2 Комментарий к проблеме 2 ... для уточнения написания слов, которые в нём встречаются. И в прежние годы случалось, что вступительное сочинение в вуз оценивалось на 2 балла, если сочинение было написано не ...
2.Какое слово надо вставить на месте многоточия (1 балл)
Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения. Например: Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн) Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например: И вдруг. случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека. Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Например: Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)
Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...
Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, ...
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Упр. 9. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ.
В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника — скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте — это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги. ради братий моих и ближних моих».
Упр. 10. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ.
Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал. Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов)
Упр. 11. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.
Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях. Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи. Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами. И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза. Но главное не в этом. Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией. (К. Г. Паустовский)
Типы речи: описание, повествование и рассуждение
... повествование, традиционно относят рассказ, повесть, роман, роман-эпопею. Публицистические жанры, в основе которых лежит повествование - это: речь описание повествование рассуждение ... на основе нескольких источников; дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи. Речь ... от авторской задачи и стиля речи повествование может быть: нейтральным ...
Упр. 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?
1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас. Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга — огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся — тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть? Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете. Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. (По О. Кучкиной) 2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее — во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет. (А. И. Цветаева) 3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк — старый зверь с седой спиной — бежал неторопливо, очевидно, убежденный, что никто не видит его. Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины, наперерез волку. Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, — он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе. вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упираться на передние ноги. (По Л. Н. Толстому) 4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища. В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуковский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым — Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними — той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский. а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство. (И. Зайцев)
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... редактирование» текста сочинения. Цели: Формирование умения построения связного текста, обучение самопроверке и самостоятельному «редактированию» текста сочинения. Развитие связной речи учащихся, ... немножечко устали. Организационный момент. Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. Ребята, сейчас мы ... слово «еж» в 4 предложении местоимением 3 лица единственного числа в Винительном падеже ( ...
Упр. 13. В текстах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова найдите отрывки, представляющие собой описание, повествование, рассуждение. Докажите отнесенность найденных текстов к тому или иному типу речи.
Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения. Каждый функциональный стиль характеризуется: а) сферой применения; б) основными функциями; в) ведущими стилевыми чертами; г) языковыми особенностями; д) специфическими формами (жанрами).
Научный стиль
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический. Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур. В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
Урок развития речи — пишем рассуждение по прочитанному тексту
... Как можно закончить сочинение:, Пословица: Д/з написать сочинение – рассуждение по плану. Сочинение-рассуждение (структура) Формулировка проблемы. Прочитайте текст ... следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким ... мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них! Бабка ... А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? (Любил где-то глубоко ...
Внимание! В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.
Художественный стиль
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Внимание! В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.
Разговорный стиль
Упр. 14. Определите, к каким стилям речи относятся данные тексты. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики того или иного стиля.
I. Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было подвергнуто сомнению еще Д. И. Менделеевым, который высказал предположение, что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей. Непосредственные доказательства сложности строения атома были получены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы. Прямым доказательством сложности строения атома было открытие самопроизвольного распада атомов некоторых элементов, названное радиоактивностью. В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что соединения урана засвечивают в темноте фотопластинку, ионизируют газы, вызывают свечение флюоресцирующих веществ. В дальнейшем выяснилось, что этой способностью обладает не только уран. («Основы общей химии») II. Статья 75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в независимости от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. (Конституция Российской Федерации) III. Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе — это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу. IV. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной — другое дело! Куда ни глянешь — море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц — счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе — ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца — бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье — настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю. V. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)
Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...
... стиля речи слов и способов построения предложений). А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке. В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение. ... конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ...
Упр. 15. 1) Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы и другие специфические черты официально-делового стиля.
Порча хорошего настроения
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды. По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых. Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников. После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества. Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
2) Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики.
Упр. 16. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и идею. Найдите в тексте языковые особенности, которые могут быть свойственны: 1) разговорному стилю; 2) художественному стилю; 3) публицистическому стилю. Сделайте вывод о стилевой отнесенности данного текста, свою точку зрения аргументируйте.
Определите стиль речи текста. Неряшливость в одежде — это прежде ...
... этот наряд сделает из вас не спортсменку в фитнес-одежде, а топ-модницу! ПИСЬМО ДВАДЦАТОЕ КАК ВЫСТУПАТЬ? Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а ... трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, ...
Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку из карельской березы, наполненную землей. Я принадлежу к людям, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. И я готов преклонить колено перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней». И никакая скептическая философия не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчету. Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля была самой любимой и близкой. Мы, люди от земли, крепко с нею спаяны. Помню, как бабушка мне говорила: «Проси, внучок, отца свозить тебя в именье посмотреть нашу землю, потому что от этой земли ты и произошел. Может быть, когда вырастешь большой, на землю вернешься и станешь хозяином, надо за последний кусочек держаться крепко». С тех пор любовь к земле-матери, к ее дыханию и произрастающему в ней зерну осталась во мне на всю жизнь. Но больше всего я люблю землю за то, что я вижу в ней олицетворенным понятие вечности: в ней прошлое слито воедино с будущим. (По М. А. Осоргину)
Упр. 17. Определите, какие типы речи используются в текстах, представленных в упр. 14. При выполнении задания учитывайте прежде всего ведущие особенности описания, повествования и рассуждения (описание — это мир в покое, повествование — это мир в движении, рассуждение — это мысли о мире), а также возможность сочетания в одном тексте различных типов речи.
как определять тип речи текста
2
В тексте-описании упор делается на признаки предмета или лица, причем все описываемые качества или свойства проявляют себя одновременно. К примеру, говоря о маме, нельзя не упомянуть о глазах, волосах, осанке, улыбке, нежности рук, добром сердце. Текст-описание дает возможность читателю или слушателю визуализировать то, о чем говорится в тексте. Описание характерно для любого стиля речи. Часто его можно встретить в художественном произведении, где наиболее широк диапазон для воображения благодаря насыщенному использованию языковых средств.
1.Повествование — рассказ о каком-либо событии
2.Описание — изображение какого-либо явления действительности.
3.Рассуждение — разъяснение, подтверждение, опровержение мысли
Как определить стиль и тип речи
Ответ или решение 1
Прежде чем научиться определять стиль и тип речи, нужно сначала разобраться, что это такое.
Тип речи — это отношение автора к тому, что он говорит в тексте. Бывает 3 типа речи: повествование, рассуждение и описание.
Повествование: автор в тексте просто рассказывает об определённых событиях в их хронологической последовательности или о каких-то фактах. Типичная композиция: завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Рассуждение: автор в тексте приводит какую-то мысль, идею, и пытается эту идею доказать, либо опровергнуть. Типичная композиция: тезис (содержащий ключевую мысль), обоснование (аргументы) и вывод.
Описание: автор изображает какое-то явление действительности путём перечислинения его признаков. Типичная композиция: общее представление о предмете; отдельные признаки предмета; авторская оценка или вывод
Урок развития речи в 5 классе «Описание матрёшки»
... и эмоционально описать предмет. (Описание предмета в художественном стиле) - Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-описания предмета. Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем Фронтальная ... детей (Тема и цель написания) -Значит, при написании текста необходимо не только определить тему, но и решить, для кого и с какой целью текст пишется. Работа ...
Стиль не следует путать с типом текста. Стиль обозначает ситуацию, в которую помещён текст. Стили бывают: книжные (научный, официально-деловой, публицистический и художественный) и разговорный.
Научный: используется в научной сфере (докладах, выступлениях на научных конференциях, словарях, научных статьях, учебниках, научных трудах и т.д.).
Цель — чётко и логично изложить научные знания, факты. Характеризуется большим количеством научных терминов, полное отсутствие эмоциональности.
Официально-деловой: используется в официальных документах, приказах, актах, законах, заявлениях, бланках, объявлениях и т.д. Характеризуется наличием терминов из юриспруденции (например, ответчик, истец и т.д.), а также огромных количеством клише (Я, ФИО, прошу принять заявление. ) Полное отсутствие эмоциональности.
Публицистический: используется в СМИ, митингах. Цель — воздействовать на публику, внушить ей идею, побудь к определённым действиям. Речь должна быть эмоциональной, воздействовать на психику.
Книжный: используется в художественной литературе. Цель — пробудить фантазию читателя, воздействовать на его чувства, погрузить в описываемые события. В зависимости от жанра произведения могут использоваться разные типы лексики, много изобразительных-выразительных средств.
Разговорный: используется в повседневной жизни при разговоре в неофициальной обстановке или в неофициальных письмах. Лексика разговорная, эмоциональная, даже экспрессивная.
Итак, для того, чтобы определить стиль текста, надо прежде всего определить, в какой ситуации он может быть произнесён. Для того, чтобы определить тип текста, нужно определить отношение автора к тому, что он говорит (кстати, не обязательно, что тип текста будет чётко повествование или описанием. Бывают смешанные типы текста, например, повествование с элементами описания.)
Определите стиль и тип речи докажите свою точку зрения
Как определить тип речи и доказать свою точку зрения .
1.Описание.
2.Повествование.
3.Рассуждение
Рассуждение строится по логической схеме: сперва формируется тезис (мысль, которую необходимо доказать или опровергнуть), затем перечисляются аргументы с примерами, а заключительная часть – вывод. Данная структура отличает данный текст.
Как определить стиль речи и доказать свою точку зрения.
1. Этот текст – яркий образец публицистического стиля. Его отличают стилевые черты, характерные для публицистических текстов, — логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, лаконичность, доступность. Автор размышляет о … и утверждает, что… При этом он стремится к тому, чтобы его рассуждения были поняты и доказательны, используя при этом языковые средства эмоционального воздействия. Важную роль играет здесь эмоционально-экспрессивная лексика (общественно-политическая лексика и фразеология, заимствованные слова), многообразны средства языковой выразительности — эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция. Рассуждения автора отнесены не к абстрактному человеку, а к нам, ныне живущим людям. Автор убеждает нас в том, что … Всё сказанное … не оставляет нас равнодушными, заставляя задуматься о многом.
2. Так как перед нами отрывок из произведения …, можно утверждать, что перед нами образец стиля художественной литературы. Его отличают стилевые черты, характерные для художественных текстов, — использование средств других стилей, широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка, разнообразный по характеру синтаксис. Несомненно, можно отметить индивидуальность языка писателя, что тоже характерно для художественного стиля. Художественный образ создаётся в гармонии таких языковых средств, как эпитеты (примеры – на каждый, который нашли), сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др. Читая этот текст, мы получаем не только информацию о…, но и эстетическое удовольствие от яркого, образного русского языка, которым он написан.
Решение на Задание 298 из ГДЗ по Русскому языку за 7 класс: Ладыженская Т.А.
Прочитайте. Определите стиль текста и тип речи. Выпишите предложение, в котором даётся определение основного понятия текста.
Мы часто высказываем своё мнение о каких-то событиях, явлениях, о чьей-то работе, о книгах, фильмах и т.д., т.е. даём свой отзыв. Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание. Бывает так, что люди соглашаются с нашей оценкой, а бывает, что нет. Иногда даже обижаются на высказанное нами мнение, считают его неубедительным, несправедливым.
Что же нужно сделать, чтобы получился хороший объективный и необидный отзыв на тот или иной текст?
Надо прежде всего внимательно познакомиться с первичным текстом, постараться проникнуть в его содержание, стилистические особенности и т. д.
Высказывая в отзыве своё мнение, надо привести доводы (аргументы), чтобы сделать оценку убедительной. Для этого могут использоваться:
- пересказ отдельных фрагментов первичного текста, его анализ, цитирование;
- высказывания известных людей: писателей, критиков, философов и пр., крылатые выражения, пословицы и т.
д.;
- статистические данные, исследования учёных и т. д.
Обязательно надо отметить все положительные стороны предлагаемой для отзыва работы. Если в оцениваемой работе есть недостатки, то лучше указать на них в мягкой, тактичной форме. Это помогает улучшить работу, не допускать подобных недочётов в будущем.(Н. Ладушкина)
Определите стиль и тип речи докажите свою точку зрения
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.