Комплексный анализ текста А.Приставкина «Фотографии»

Сочинение

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения части 15.2 в рамках ОГЭ в 9 классе)

Тип урока

Цели и задачи урока:, Обучающие:

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 6 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть 15.2 (русский язык, ОГЭ 2015, автор Г.Т. Егораева)

Развивающие:

– Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции. Развивать умения и навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение выделять главное, составлять суждения оценочного характера.

Воспитывающие:

– Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных качеств, таких как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, толерантного отношения к людям. Обсудить проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает, подвести к выводу, что война – «страшное дело».

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методические материалы по работе с сочинением- рассуждением 15.2, контрольные листы

Ход урока

Организационный этап.

Учитель . Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам. Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии». На уроке мы продолжим работу по написанию сочинения-рассуждения по КИМам, составленным Г.Т. Егораевой

Каковы наши задачи? Что мы должны успеть сделать на уроке?

— Проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов. Итогом будет сочинение 15.2 по цитате из текста, которое должно соответствовать критериям в формате ОГЭ.

II. Этап всесторонней проверки знаний:

Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним, что нам необходимо знать, чтобы написать сочинение- рассуждение на высший балл?

1.Структуру сочинения-рассуждения.

  • Какой аббревиатурой мы пользуемся, для того чтобы вспомнить композицию данного вида сочинения? (ТДВ – тезис, доказательство, вывод)
  • Что такое тезис?

Доказательство

  • Вы помните, что аргументы вы должны брать из анализируемого текста? Сколько аргументов должно прозвучать? (Не менее двух)
  • Что мы пишем в заключении? (Вывод).

2. Излагать мысли надо грамотно, последовательно и связно.

5 стр., 2197 слов

Методика обучения сочинению-рассуждению

... 4 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи». 5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише. Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения ... сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА, на наш взгляд, должна иметь несколько этапов: 1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему. 2 этап – обобщение ...

3. Чтобы получить высший балл по части 15.2, надо помнить критерии оценивания. Давайте еще раз посмотрим, по каким критериям проверяющие экзаменаторы будут вас оценивать. Откройте стр. (Работа с критериями)

III .Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению нового материала:

Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии»., Сообщение ученика, получившего индивидуальное задание), Сообщение ученика., Анатолий Игнатьевич Приставкин:

современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;

  • трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
  • с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
  • А.

Приставкин, вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;

  • трудовая деятельность с мальчишеских лет;
  • служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте;
  • писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
  • автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».

«Ночевала тучка золотая…»,

Приставкин занимался большой общественной работой: в 1992-2001 гг. возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем до последнего времени являлся советником президента РФ

Последними работами писателя были повести «Судный день», «Первый день — последний день творенья», «Вагончик мой дальний». Автор около 30 книг.

Скончался 11 июля 2008 года в Москве.

Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

IV . Этап усвоения новых знаний:

1.Чтение текста учителем

2 . Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

Видеоряд на тему «Дети и война».

3. Беседа., Какие книги о детях войны вам известны? Что вы читали?

(В.Катаев «Сын полка», В.Закруткин «Матерь человеческая», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», М. Шолохов «Судьба человека»)

Актуальна ли эта тема сейчас? (Да, идут военные действия на Украине, погибают и получают увечья мирные жители, в том числе и дети, некоторые остаются без родителей. Это очень страшно)

Что мы можем сделать для детей- сирот? (Согреть их заботой и своим участием, чтобы они чувствовали, что не одиноки. По возможности оказать гуманитарную помощь)

4. Комплексный анализ текста.

тему, идею, проблемы текста и позицию автора.

Определите его тип и стиль., Стиль и тип текста.

  • Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).

  • Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

    Определить стиль речи и тип текста помогает задание А-1, А1.

Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

8 стр., 3657 слов

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ТЕКСТОВ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ...

... Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе» . (ТЕКСТ 41) 6. ... в школе, работала инженером и много чертила. Гришковец Евгений Валерьевич «Дарвин» Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения ...

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

  • Стиль художественный.

(художественного).

Есть художественные тропы и синтаксические фигуры.

Тип речи- повествование,

  • Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?

«Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».

Использование многоточия,

Ответ 3

Тема текста

Идея: показать доброго, ответственного человека, человеческое милосердие.

Проблемы.

(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

Обратимся к заглавию . Вам может помочь в определении проблемы задание:

А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос:«Почему рассказ назван «Фотографии»?

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

2.На фотографиях изображены родственники детей.

3.Фотографии – это возможность детей почувствовать, что они не одиноки

4.Фотографий было много, и дети их часто рассматривали.

потому что именно в нем говорится о состоянии детей)

А2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Зачем рассказчик, по мнению автора, показывал сестрёнке фотографии?»

Мальчик скучал по родным.

Рассказчику нравилось возиться с сестрёнкой.

Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

  • Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

дети не одиноки

В определении проблемы вам может помочь и задание

А4. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

  • Ответ №4, почему? ( потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

основная проблема «Война и дети».

Позиция автора:

Итак, проблемы сформулированы и прокомментированы, теперь следующий вопрос – позиция автора.

6 стр., 2846 слов

По прочитанному тексту. Какие проблемы поднимает

... использует их в тексте. Приведите примеры. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. 2. Исходный текст (1)В редакции мне сказали: поскольку вы всё равно едете в деревню и будете ...

  • О чем должно быть сказано в этой части сочинения?

Я предлагаю вам свой вариант .

внутренний монолог ребенка («…и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе»).

Сбор материала

Ответьте на вопросы:

— От какого лица ведётся повествование? ( От лица ребёнка, у которого нет имени. Случайно ли это? Нет. Это судьба многих детей того времени.)

Отзывчивый. мужественный, мудрый, терпеливый)., Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

в каком мире живут дети

  • Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память. Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

художественные средства

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеемю почтальонша принесла маленький листок.

1. инверсия

2. градация

3. метафора

4. эпитет.

  • Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

пышным инеем

  • Ещё какие средства использует автор?

Многоточие.

«Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».

Градация ( О тёте : неплохая… хорошая… замечательная;

  • Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы : Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

С чего начать?

ВСТУПЛЕНИЕ.

Цитата из текста в качестве зачина., Дать толкование слова, Начать с вопроса и ответа на данный вопрос, Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия, Начать с чьего — либо высказывания и его комментирования.

ЗАДАНИЕ

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого нравственного понятия, Начать с вопроса и ответа на данный вопрос., Цитата из текста в качестве зачина., Пользуемся памяткой №1, Чему учит рассказ?

Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки.

Заключительное слово учителя.

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

2 стр., 632 слов

Приставкина «Фотографии» — Дистанционный Образовательный ...

... друг к другу, и смотрели фотографии. Ра..сказывая о жизни ребят в детском доме, А. Приставкин п..редает свою острую з..интересованность ... эпиграфом к вашему сочинению. 9 С чего необходимо начать свою работу, выполняя задания части «С»? СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ. Обратить внимание учащихся ... к родителям. Для того чтобы определить стиль какого-либо текста, необходимо разобраться в том, для чего он создан. ...

РЕФЛЕКСИЯ

V . Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана, данного в памятке. Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Приложение 1.

Внимательно изучи задание 15.2.

Например.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

2. Соблюдай композицию сочинения-рассуждения:

1. Тезис.

2. Первый аргумент.

3. Второй аргумент.

4. Вывод.

I . ТЕЗИС — это повествовательное или вопросительное предложение.

Подсказка

Например:

«Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»

ИЛИ

в финале текста произносит:«Смотри: и здесь Людочка.

И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?»

II . АРГУМЕНТЫ.

Аргументов должно быть не меньше двух!Каждый необходимо записать с абзаца!

Помни!

Аргументы приводятся из прочитанного текста и подтверждаются цитатами.

Подсказка: чётко вырази свою позицию, присоединяясь к позиции автора текста.

Используй вводные конструкции и клише:

Я полностью согласен с автором текста … в том, что…

Я полностью согласен с этим утверждением.

Во-первых, потому что …

Во-вторых, потому что…

Я думаю, …

Мне кажется, …

Смысл этих слов (этой фразы) легко объяснить, если обратиться к содержанию текста.

Я понимаю эти слова так.

III .ВЫВОД

ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕЗИСУ.

Это может быть всего одно предложение!

Например:

Вот почему рассказчик из текста «Фотографии» — мужественный человек.

Используй клише:

Вот поэтому …

Именно поэтому…

Итак,…

В этом и заключается смысл данной фразы.