Комплексный анализ текста А.Приставкина «Фотографии»

Сочинение

Цели и задачи урока:

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданию, сформулированному в варианте 6 типовых тестовых заданий для 9 класса, часть 15.2 (русский язык, ОГЭ 2015, автор Г.Т. Егораева)

Развивающие:

— Стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности обучающихся, коммуникативные компетенции. Развивать умения и навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение выделять главное, составлять суждения оценочного характера.

Воспитывающие:

— Способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных качеств, таких как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, толерантного отношения к людям. Обсудить проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает, подвести к выводу, что война – «страшное дело».

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, методические материалы по работе с сочинением-рассуждением 15.2, контрольные листы

Ход урока

Организационный этап.

Учитель. Нет будущего у человека, который не имеет прошлого, память, уважение к предкам. Сегодня мы познакомимся с произведением Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии». На уроке мы продолжим работу по написанию сочинения-рассуждения по КИМам, составленным Г.Т. Егораевой

Каковы наши задачи? Что мы должны успеть сделать на уроке?

— Проанализировать рассказ, рассмотреть художественные особенности, определить тему и идею произведения, а также ответить на ряд вопросов. Итогом будет сочинение 15.2 по цитате из текста, которое должно соответствовать критериям в формате ОГЭ.

II. Этап всесторонней проверки знаний:

Прежде чем начать работу с текстом, давайте вспомним, что нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-рассуждение на высший балл?

1. Структуру сочинения-рассуждения.

Анатолий Игнатьевич Приставкин «Фотографии»

Анатолий Игнатьевич Приставкин, современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл. В его семье царили трудовые ценности, так как отец работал на заводе, а мать – на фабрике. Однако, с десяти лет Анатолий оказался сиротой, так как его отец погиб на фронте, а мать умерла от туберкулеза.

Сиротство и детдомовская жизнь принесли много трудностей и страданий в жизнь Приставкина. Он вспоминает, что война оставила в нем ощущение бесконечности и голода. Голод был настолько силен, что его младшая сестра ночами ела живых рыбок из аквариума, а за это ее избивали до полусмерти.

3 стр., 1414 слов

Рассуждение о поступках людей

... сочинение-рассуждение о поступках людей( по тексту). Дать им оценку. Придумать название. Дополнительный материал к уроку. Чем большую ответственность человек берет на себя, тем он выше и больше. Совесть человека в его ... Даррелл) Одни люди украшают собой землю, другие – позорят все человечество. К теме «Сочинение-рассуждение» (о верблюжонке Сеньке) Мы привыкли с превосходством О себе поговорить. ...

Тем не менее, с мальчишеских лет Анатолий проявлял трудовую активность. После службы в Советской Армии, он поступил в Литературный институт, где начал писать стихи и прозу. Он также работал корреспондентом и стал автором нескольких книг, включая «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца» и «Рязанка».

Приставкин не только занимался литературной деятельностью, но и активно участвовал в общественной работе. В период с 1992 по 2001 год он возглавлял комиссию по вопросам помилования при президенте РФ, а затем являлся советником президента РФ.

Последними работами писателя стали повести «Судный день», «Первый день — последний день творенья» и «Вагончик мой дальний». За свою жизнь Приставкин написал около 30 книг. Он скончался 11 июля 2008 года в Москве и был похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы.

Он знаком с этой жизнью не понаслышке.

IV . Этап усвоения новых знаний:

1. Чтение текста учителем

2. Чтобы усилить восприятие текста, я подобрала фотографии к нему.

Видеоряд на тему «Дети и война».

3. Беседа., Какие книги о детях войны вам известны? Что вы читали?

(В.Катаев «Сын полка», В.Закруткин «Матерь человеческая», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», М. Шолохов «Судьба человека»)

Актуальна ли эта тема сейчас? (Да, идут военные действия на Украине, погибают и получают увечья мирные жители, в том числе и дети, некоторые остаются без родителей. Это очень страшно)

Что мы можем сделать для детей-сирот? (Согреть их заботой и своим участием, чтобы они чувствовали, что не одиноки. По возможности оказать гуманитарную помощь)

4. Комплексный анализ текста.

тему, идею, проблемы текста и позицию автора.

Определите его тип и стиль., Стиль и тип текста.

  • Какие типы текста вы знаете? (повествование, описание, рассуждение).
  • Какие стили текста вы знаете? (научный, публицистический, художественный…)

Определить стиль речи и тип текста помогает задание А-1, А1.

Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный; описание

2) публицистический; повествование и рассуждение

3) художественный; повествование

4) разговорный; описание

  • Стиль художественный.

(художественного).

Есть художественные тропы и синтаксические фигуры.

Тип речи- повествование,

  • Какой синтаксический прием использует автор, чтобы показать эти события?

«Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».

Использование многоточия,

Ответ 3

Тема текста

Идея: показать доброго, ответственного человека, человеческое милосердие.

Проблемы.

(на заглавие, на ключевые слова во вступлении и в финале)

Обратимся к заглавию . Вам может помочь в определении проблемы задание:

А 1. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит главный ответ на вопрос:«Почему рассказ назван «Фотографии»?

1.Дети постоянно рассматривают фотографии.

16 стр., 7593 слов

Дети войны — рассуждение

... войны стало жить проще» Вот такой рассказ я услышала от своей бабушки. Мне стало очень жаль тех детей, которые жили в то военное время. Я считаю, что мы ... воевал. Это сочинение я посвящаю тем детям. Детям 1941-1945… Детям войны. Среди которых ... война ко всему живому, детей она оставляет без родителей, у родителей забирает детей. Показывая беспощадность войны, автор хочет, чтобы читатель понял, что война ...

Статья об анализе текста «Война и дети». Автор данного текста описывает трагедию войны на примере одной семьи, имеющейся в детском доме. Рассказчик рассказывает историю о том, как мальчик берег свою сестру, увезенную в детский дом во время войны. Он использовал фотографии, чтобы не дать ей забыть родных и не чувствовать одиночества в таком трудном периоде жизни.

Постановка проблемы

Из данного текста можно выделить несколько проблем:

  1. Трагедия сиротства во время Великой Отечественной войны.
  2. Одиночество и невозможность для детей сохранить связь с родными в таких условиях.
  3. Сложность духовных испытаний и сильного стресса на умственное и эмоциональное здоровье детей.
  4. Мужество ребенка, который бережно относится к своей сестре и старается беречь ее душевное состояние.
  5. Предательство взрослых, несущих ответственность за будущее детей, обрекших их на полное одиночество.

Основная проблема в тексте — трагические последствия войны для детей сирот.

Позиция автора

Автор описывает трагедии войны с точки зрения детско-юношеской психологии. Он представляет себе как ребенок, которому было трудно сохранить благородство после потери родителей, но ему удалось помочь своей младшей сестре избежать этих проблем.

Его позиция заключается в том, что дети должны иметь право на семью и не должны терять связь с родными в любых условиях.

Анализ текста

В тексте использована простая лексика, нет сложных слов и специальных терминов. Автор использует метафоры, чтобы передать настроение ребят в детском доме. Описывая фотографии, автор передает эмоции и ощущения детей.

В тексте присутствуют эмоциональные фаразы, которые порой отдают отчаянием и бедностью. Также автор передает актуальность проблемы и важность ее решения.

Вывод

«Война и дети» — текст, который демонстрирует нам, до какой степени граждане страдают в военные годы. Автор описывает ситуацию очень живо и чувствуется его определенное беспокойство о таком состоянии вещей.

Автор заканчивает свой текст, отказываясь от безнадежности и призывом к необходимости созидательной деятельности и бережному отношению к детям, которые являются будущим нашей страны.

Всемирная война — это эпоха, когда многие невинные дети потеряли свое детство. Это история одного такого ребенка, у которого нет имени, как будто он стал символом судьбы всех детей того времени.

Главный герой сказки

Маленький герой нашей истории обладает редкими качествами для своих шести лет: он отзывчивый, мужественный, мудрый и терпеливый. У него крошечные синеватые ладошки и испуганные глаза, которые всегда остаются чистыми.

Эта история, хоть и не упоминает слова «битва», «атака», или «окружение», но мы постепенно начинаем понимать, что произведение о войне. Детский дом, холодная спальня, морозный день, окна заткнуты подушками в инее, мерзнут кончики пальцев. А мальчик получает маленькие листки, которые очень напоминают похоронки. Это все детали и подробности, которые говорят нам о том, что находится в центре сюжета.

Однако, несмотря на жёсткую обстановку и невыносимую холодную спальню, дети оказываются не в мире войны, а в мире любви, веры в людей и памяти. Они прижимаются друг к другу, рассматривают фотографии и помнят своих родных.

2 стр., 634 слов

Отцы и дети в “Войне и мире” – по конфликту романа Толстого

... множество авторов. На примере произведения «Война и мир», мы видим, насколько важно вкладывать в воспитание детей любовь и готовность поддерживать начинания и идеи ребенка. Сравнивая принципы воспитания в нескольких ... жизни в обществе, в том числе о воспитании детей и проблемах столкновения интересов поколений. Данная статья поможет написать сочинение на тему «Отцы и дети в романе «Война и мир», ...

Художественные средства

Предложение 30 передаёт чувство лютой стужи в детдоме с помощью использования средства художественной выразительности. В морозный день, подушки, затыкающие окна, покрываются пышным инеем, который сообщает о душной атмосфере и холоде вокруг.

Ответом на вопрос, какое именно средство речевой выразительности используется в этом предложении, является эпитет. Эпитет – это приём речи, основанный на использовании качественного слова, которое описывает предмет более точно или добавляет к нему эмоциональную окраску.

Однако в тексте автор использует и другие средства художественной выразительности, такие как многоточие, градация и парцелляция. Многоточие используется для создания ожидания, подчеркивая раздумия и переживания персонажей.

Градация применяется для усиления эффекта, показывая постепенное улучшение ситуации: тётя сначала неплохая, затем хорошая, а в конце замечательная.

Парцелляция, которую мы видим в предложениях 64-67, используется для приобретения дополнительной ласковой формы обращения. Рассказчик обращается к Людочке, сестрёнке и говорит о себе как о множестве.

Весь этот обширный арсенал средств художественной выразительности помогает автору донести и передать свои мысли и эмоции о войне, любви и надежде через глаза маленького ребенка.

Результаты изучения

Исследование этой истории позволяет нам понять, как много детей остались без своего детства в то тяжёлое время. Маленький герой произведения, хоть и лишен имени, поражает нас своей отзывчивостью, мужеством и мудростью.

Он живёт в холодной спальне детского дома, но его сердце наполнено любовью, верой в людей и памятью о близких. Вокруг царит война, но этих детей проницает тепло и надежда.

Автор с помощью различных художественных средств передаёт нам настроение и деталями, создавая образы истории. С его помощью мы вместе с маленьким героем переживаем радость, грусть и надежду.

Весь этот текст — всего лишь вводная информация о произведении, его главном герое, художественных средствах и его смысле. Ответы на вопросы помогают нам глубже погрузиться в мир истории и понять настоящую суть сказки о ребенке без имени.

Актуальность понятия «сострадание»

Сострадание — это признак высокой нравственности и духовности человека. В наше время, когда мы сталкиваемся с разнообразными трудностями и кризисами — как экономическими, так и социальными, западными и межкультурными, нравственные принципы и ценности принимают также важное значение.

Признаком развитой личности, которую отличает восприимчивость к чужой боли и страданию, является способность к состраданию. Изучение этого понятия особенно актуально в нашей жизни сегодня, когда каждый человек имеет возможность воспринимать трагические события из разных уголков мира в режиме реального времени.

Чему учит рассказ?

Данный рассказ обучает нас о том, что в трудные моменты важно иметь поддерживающих нас людей, любящих нас и заботящихся о нас. Также важно беречь своих близких и внимательнее относиться к своим поступкам и их последствиям.

Цитата из текста в качестве зачина

«Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе» — говорит учитель.

2 стр., 813 слов

Составляем план итогового сочинения и готовим тезисы, аргументы и структуру

... К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста. Структура итогового сочинения , Оформлять текст Вступление. Основная часть. Заключение / вывод. Основная часть состоит из: тезис, аргументы за, аргументы ... привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против. Оценка В некоторых изложениях требуется не просто ...

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Вопрос: Что такое сострадание и почему его необходимо развивать в современном обществе?

Ответ: Сострадание — это признак высокой нравственности и духовности человека, исключительно необходимый в современном обществе, страдающем от многообразных трудностей и кризисов во всех сферах жизни.

Инструкция по выполнению домашнего задания

Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение о смысле последних слов главной героини в рассказе ‘На пороге войны‘. В сочинении укажите два аргумента, подтверждающих ваши рассуждения. Объем работы — не менее 90 слов.

Пункты плана, которые необходимо соблюдать при написании сочинения:

  1. Введение, включающее тезис о смысле последних слов главной героини;
  2. Аргумент 1, подтверждающий вашу точку зрения;
  3. Аргумент 2, подтверждающий вашу точку зрения;
  4. Заключение, включающее краткое повторение тезиса и заключительные соображения.

При написании работы рекомендуется использовать речевые клише. Работа должна быть аккуратной, разборчивой и выполненной в соответствии с критериями, по которым вы будете оценены на экзамене.

Заключительное слово учителя

Важен каждый временной момент в жизни. Не стоит откладывать заботу о близких на потом, не стоит ждать испытаний — профилактика всегда лучше лечения. Будьте сострадательными, любите и заботьтесь о тех, кто вам дорог.

В данной работе будет рассмотрен текст «Фотографии» и проведен анализ его содержания. В тексте присутствуют тезисы, аргументы и выводы, которые будут подробно рассмотрены ниже.

Тезис

Тезис — это повествовательное или вопросительное предложение, которое является основной идеей текста. В тексте «Фотографии» тезис можно сформулировать следующим образом: «Рассказчик из текста является мужественным человеком».

Аргументы

В тексте должно быть не менее двух аргументов, подтверждающих тезис. Каждый аргумент необходимо записать с нового абзаца и подтвердить цитатами из текста.

Аргумент 1: Я полностью согласен с автором текста в том, что рассказчик является мужественным человеком. В тексте приведена следующая цитата: «Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас много, правда?» Эта фраза демонстрирует мужественность рассказчика, который несмотря на трудности, остается сильным и уверенным.

Аргумент 2: Во-вторых, рассказчик проявляет мужество в том, что он смог найти смысл и объяснить слова и фразы, используя содержание текста. Это подтверждается следующей цитатой: «Смысл этих слов (этой фразы) легко объяснить, если обратиться к содержанию текста.» Таким образом, рассказчик проявляет мужество в своей способности анализировать и понимать содержание текста.

Вывод

Вывод должен соответствовать тезису и может быть выражен всего одним предложением. В данном случае, вывод можно сформулировать следующим образом: «Итак, рассказчик из текста «Фотографии» демонстрирует свою мужественность и способность анализировать и понимать содержание текста.»

4 стр., 1533 слов

Аргументы, вводные слова и клише к

... and cons of it. It is generally agreed today that … Для связки аргументов можно использовать следующие вводные слова: To begin with,… You can… Firstly,... / Secondly,... / Finally,... ... могут помочь студенту правильно написать эссе по предмету. Существуют десятки проверенных фраз разных категорий, которые легко использовать при написании текста. Формулировка проблемы Формулировка проблемы – ...