Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема одиночества человека. Одиночество в рассказе Чехова «Тоска»

Сочинение

Проблема

Проблема одиночества волнует психологов, поэтов и писателей, художников и ученых. Люди пытаются постичь причины одиночества, выяснить противоречивых ощущений, связанных с состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему.

Комментарий

Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков человека. Порой люди даже пообедать или прогуляться наедине с самими собой боятся. Чтобы хоть как-то сгладить неприятные для себя ощущения, многие женятся или выходят замуж без любви, стараются ежесекундно быть на связи со знакомыми посредством смартфонов и приложений для общения.

Следствием поспешных поступков становится разочарование – в себе, в семье, в друзьях. Ведь без настоящих чувств и взаимопонимания разделить свои интересы и потребности не получится. Другими словами, так не преодолеть одиночество.

Есть в мире сильные личности, для которых оказаться один на один с мыслями означает найти ответы на многие вопросы, связанные с познанием мира и окружающих людей. Психологи уверены, что чувство одиночества необходимо человеку для и правильного построения отношений с реальностью.

Получение впечатлений и информации должны чередоваться с моментами их осмысления – моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться.

Авторская позиция

Своя позиция

Поразмыслив над предложенным текстом, мне хочется согласиться с его автором. От одиночества мы никуда не денемся. Ощущение одиночества может подтолкнуть нас к более активным действиям в области налаживания отношений с людьми – заботе о стариках, поиске своей второй половины, рождению детей.

Внутренние переживания сподвигают творческих людей к созданию великолепных произведений искусства: литературных очерков, щемящих сердце музыкальных зарисовок или шедевров живописи.

Аргумент №1

Думая об одиночестве, нельзя не вспомнить слова из знакомого с детства стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?». Поэт на протяжении всей своей недолгой жизни размышлял над чувством покинутости, ненужности и неприкаянности. Тема одиночества стала одной из основных в его творчестве.

2 стр., 884 слов

Сочинение по тексту марины широковой одиночество

... моментами сакрального общения с самими собой. По словам Ф. Ницше, немецкого философа, человек в своей жизни должен испытать «семикратный опыт одиночества», чтобы правильно развиваться. Авторская позиция М. Широкова ... состоянием одиночества. М. Широкова попыталась выразить свою точку зрения на эту тему. Комментарий Она размышляет над проблемой одиночества, считая его мотивом для любых поступков ...

Мне кажется, что причины необъяснимой тоски Лермонтова, его осмысления себя самого как изгнанника, гордого и одинокого Демона, кроются еще в детстве мятежного поэта, ведь он остался сиротой при живом отце. Он много страдал, и результатом этих страданий стали его бессмертные стихотворения.

Аргумент №2

Еще одним ярким литературным примером влияние одиночества на жизнь человека становится повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Главный герой настолько одинок, что, гуляя, беседует с деревьями и встречающимися зданиями. Когда жизнь дает ему шанс на любовь, он утрачивает его, так как не умеет жить в реальности. Скорее всего, он не способен выстраивать простое человеческое общение, следствием которого могут стать крепкие родственные узы.

Заключение

Одиночество пугает, но оно и созидает. Самодостаточные люди легко справляются с этим ощущением, извлекая из него пользу – познание себя и создание величайших и сильнейших произведений.

Главный герой рассказа Антона Павловича Чехова «Тоска» — извозчик Иона Потапов. Пожилой, но трудолюбивый человек выживает в большом городе без чьей-либо поддержки, каждый день ему приходится рассчитывать только на самого себя. Каков сюжет рассказа? Его словно и нет, но повествование не отпускает нас до самой финальной точки, заставляя сопереживать этому человеку, ведь его боль так знакома и понятна.

Трудясь день за днем в качестве извозчика, он встречает самых разных горожан, вынужденно проводит с ними не просто большую часть дня, но большую часть своей жизни. А душа его в это время ноет от гнетущей неизбывной тоски. И только его верная лошадка знает, каково нести это отчаяние изо дня в день без всякой надежды излечиться. Вокруг него только бездушный город, где никому до этого нет никакого дела.

Каждый встречный спешит, торопится по своим делам. И лишь Ионе спешить более некуда. Нелепая смерть забрала единственного близкого человека — сына. Он горюет, что «старуха с косой» забрала не того, да только взывать к злодейке-судьбе нет смысла. И не с кем поговорить, некому рассказать о своем горе. Если бы нашлась сочувствующая душа, быть может на время тоска и оставила бы его, дав силы жить дальше. Но черствость людей, как и его беда, не знает границ.

И вроде бы вот он выход — рассказать все лошади. Его заезженная верная спутница не возражает. И хоть порой доставалось ей от Ионы плетью за упрямство, да только случает она внимательно, до последнего слова. Говорить она не может, но ее теплое дыхание на ладонях старика дарит мгновения покоя. Может быть, это именно то, что нужно сейчас?

Жизнь снова демонстрирует, сколь животные бескорыстнее, честнее, добрее нас. Молчаливое сопереживание, сочувствие согревают лучше, чем сотни холодных и безразличных слов, которыми заполняется пустота, но не дарит ни искры подлинного тепла. Как можно жить в окружении таких людей? Ведь человеку свойственно не только страдать, но и искать счастья, своего места в этом огромном городе, мире, жизни.

1 стр., 391 слов

Должен ли человек рисковать жизнью ради спасения птиц

... божьему, а потому ему все еще свойственно что-то в действительности высокое и духовное. Среди тех, кто рисковал своей жизнью ради других, можно ... ценит лишь свою собственную жизнь и, быть может, жизнь своих близких людей. В жизни очень множество соблазном и приятностей, чтобы рисковать всем этим ради кого-то другого. Впрочем, человек устроен по подобию ...

Заключение 1

Хотя черная тоска поглощает нашего героя, но все-таки они не окрашивает его мир только в черные краски, он ни в чем не уподобляется своим жестокосердным попутчикам. Иона остается понимающим и добрым человеком, что только мешает ему стать «своим» в куда более жестоком обществе. Перед нами «маленький человек», никому не нужный, никем не любимый, абсолютно одинокий.

Глубокий нравственный смысл делает рассказ «Тоска» актуальным в наши дни, ведь он не о исторических реалиях, но о взаимоотношениях людей. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то? Прошло столько лет со дня опубликования этой истории, но и сегодня мы проходим мимо плачущих людей…

Проблема одиночества была актуальна во все времена. Существует она и в современном мире. Разумеется, сегодня люди пользуются интернетом и связи, позволяющими общаться безгранично. Однако, по данным психологов, тот, кто чаще всего обращается к социальным сетям , более других ощущает чувство одиночества, то есть отсутствие родственной души. Порой такой человек придумывает какие-либо жизненные события и истории. И это все для того чтобы привлечь к себе внимание. Часто возникает у тех людей, которые не хотят принимать то общество, которое их окружает.

Они противопоставляют себя другим, всячески пытаются оградиться от всего мира и нередко идут против общепринятых норм и традиций.

Ребенок и одиночество

С существованием проблемы легче согласиться в том случае, когда у человека нет семьи, друзей и близких людей. Однако ситуации бывают разные. Иногда чувство одиночества посещает человека, находящегося в окружении родственников. К сожалению, такой феномен существует, хотя и кажется просто невероятным.

Так, существует проблема одиночества ребенка в мире взрослых людей. Аргументы, приводимые психологами, свидетельствуют об опасности данного явления. Ведь страхи и эмоции, пережитые в раннем возрасте, оказывают на формирование личности, а, следовательно, и на всю жизнь человека. Именно поэтому взрослые должны обратить внимание на проблему своего малыша.

Ребенок и одиночество 1

Каковы же причины того, что ребенку становится одиноко? Самая очевидная из них — отсутствие внимания со стороны близких ему людей. Нередко взрослые настолько поглощены своими заботами и проблемами, что на свое чадо у них просто не хватает свободного времени. Задумайтесь, может, в вашей семье сложилась такая ситуация? Если да, то она требует немедленного исправления. И в пользу такого шага говорит весомый аргумент. Проблема одиночества, по мнению психологов, приводит к тому, что дети становятся замкнутыми, угнетенными и отчужденными. Ребенок, предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий.

Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход родителей к вопросам воспитания. Некоторые папы и мамы ошибочно полагают, что лучше самого ребенка знают, что ему нужно. При этом происходит игнорирование интересов еще не сформировавшейся личности. Оказывать такое давление на маленького человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание.

10 стр., 4813 слов

Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема ...

... человека нельзя. И по этому поводу у психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание. Проблема детского одиночества в литературных произведениях ... время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий. Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и ...

Как оградить ребенка от одиночества?

Возникшая проблема требует немедленного устранения. Конечно, пути ее решения непросты, однако они существуют. Отогнать от ребенка чувство одиночества помогут постоянные усилия близких ему людей. Главным помощником в этом будет служить родительская любовь. Но она должна выражаться не в материальных благах, а в искренней чуткости, заботе и участии в жизни малыша. Нужно постоянно интересоваться делами своего чада и не отмахиваться от него, когда он приглашает вас поиграть с ним.

Проблема детского одиночества в литературных произведениях

Многими писателями и публицистами поднималась тема отсутствия внимания к жизни и интересам маленького человека. Они нередко рассуждали над тем, как же возникает проблема одиночества. Аргументы из литературы, которые могут быть приведены по данной теме — повесть Павла Санаева — «Похороните меня за плинтусом». Главный герой произведения — мальчик Саша Савельев. Он рассказывает читателям об утраченных мечтах и несбывшихся надеждах по причине нравственного безразличия взрослых. У мальчика нет игрушек и нет друзей. Все это заменяет лишь маленькая мышка. Когда ее не станет, Саша в полной мере ощутит одиночество ребенка среди взрослых людей.

Такое же чувство овладевает и героиней повести, написанной Диной Сабитовой «Три твоих имени». Это история о страшной судьбе девочки, которая прошла настоящий ад полуголодной нищей жизни сначала в родной семье, а затем в и у приемных родителей.

Мужское одиночество

Нередко представители сильной половины человечества не имеют никаких привязанностей и близких связей. Некоторые мужчины считают такое состояние нормой. Так ли это? Для понимания данного вопроса необходимо рассмотреть, какой в противовес этому приводится психологами аргумент.

Проблема одиночества, по мнению специалистов, может крыться в мужчины. Такой человек просто уходит от отношений с окружающими ему людьми. Он боится критики своих способностей и талантов, которая принесет ему боль.

Мужское одиночество 1

Причиной одиночества мужчины может стать отсутствие коммуникативных навыков в общении с окружающими. Часто в основе такой незрелости лежит застенчивость, которая возникла из-за психологической травмы, полученной в детстве или в юности.

Причиной может стать наличие социофобии. Корни этого явления лежат глубоко и кроются в навязывании мальчику взрослого мнения. Например, начало посещения детского сада при психологической неподготовленности малыша. Это становится причиной испуга и приводит к возникновению желания проводить время в одиночестве, подальше от других детей.

Причиной замкнутости мужчины может стать психопатология, выражающаяся в депрессии, аутизме, шизофрении, склонность к алкоголизму. Проблема одиночества возникает и у тех молодых парней, которые имеют сильную эмоциональную привязанность к своей матери. Однако не только в результате неразвитости или человек не контактирует с окружающим его миром. Как прямую противоположность всему сказанному выше можно привести и другой, достаточно веский аргумент. Проблема одиночества порой становится элементом духовного роста. Здесь разговор идет о вершине развития человека.

37 стр., 18147 слов

В чем заключается проблема становления личности: аргументы из ...

... автором admin в рубрике Сочинения по литературе с метками Аргументы из литературы. sochineniya-na5.ru Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования Разбор темы сочинения: "Самовоспитание и нравственное самосовершенствование", подготовка к ЕГЭ по русскому языку Проблема самовоспитания и нравственного самосовершенствования Человек совершил проступок или ...

Тема одиночества мужчины в литературных произведениях

Чувство отсутствия привязанностей преследует многих представителей сильной половины человечества. Многочисленные аргументы, к проблеме одиночества человека имеющие прямое отношение, встречаются в произведениях отечественных и зарубежных писателей. Есть книги, которые буквально пронизаны этим чувством, и среди них — труды Маркеса.

Во многих произведениях этого автора поднимается проблема одиночества. Аргументы из литературы, принадлежащей перу Маркеса — герой его романа «Посторонний». Кроме этого, об одиночестве писал Альберт Камю, а также Трумен Капоте («Завтрак у Теффани») и Герман Гессе («Демиан»).

В этих произведениях одиночество является особой жизненной канвой с вплетенными в нее надеждами и терзаниями, отчужденностью и уединением, и противоречием.

Весомый аргумент к проблеме одиночества человека, избравшего путь служения — это роман Л. Толстого «Война и мир». В этом произведении перед нами предстает образ великого полководца Кутузова. Он спасает страну и щадит жизни солдат, отдавая Москву без боя. Основная задача, которую ставит перед собой главнокомандующий — избавить Русь от врагов с минимальными потерями для своей армии. Однако официальная власть придерживается другого мнения. Она желает добиться славы любой ценой. В итоге автором поднимается проблема трагического одиночества человека. Аргументы к ней — отставка, а затем преждевременная смерть великого полководца. Такова плата за принятое решение.

Во многих произведениях русских писателей поднималась проблема одиночества. Аргументы из литературы по этому вопросу — герой А. Пушкина Евгений Онегин. На первый взгляд его можно было отнести к социально активной личности. Онегина с радостью принимали в Причем герой получал истинное удовольствие от ведения столь праздной жизни. Однако в конце романа Онегин делает для себя вывод о том, что он всегда был «чужой для всех…».

В каких еще произведениях поднимается проблема одиночества? Аргументы из литературы могут быть приведены следующие:

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Его Базаров одинок как в любви, так и в дружбе и взглядах.
  2. Роман Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В нем образ Печорина — это многогранное одиночество, как лирическое, так и гражданское, а также вселенское.
  3. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Ее герой, Александр Чацкий, испытывает одиночество, не находя поддержки своим мыслям в социуме. Свою ситуацию он воспринимает как личную трагедию.

Женское одиночество

Жалобы на данное состояние можно часто слышать от представительниц слабого пола. Причем тема такого одиночества волнует, как правило, именно самих женщин. К сожалению, испытывать такое чувство могут даже замужние дамы или те, у кого имеются любовные отношения.

В чем же истоки данной проблемы? Психологи объясняют ее наличие:

6 стр., 2569 слов

Рецензия к рассказам и повестям Чехова (Чехов А. П.)

... дал рассказу при включении его в Собрание сочинений. Горе (стр. 113).— По свидетельству М. П. Чехова, тема рассказа почерпнута ... 7-8). Лошадиная фамилия Егерь (стр. 103).— Рассказу «Егерь» в жизни писателя суждено было сыграть важную роль. Чехов рос стремительно. Рассказы «Смерть чиновника», « ... материалов. Куда ни обратишь взгляд, — картина; что ни человек — тип», — говорил Антон Павлович о Бабкине ( ...

  • Комплексами и неуверенностью, когда женщины сравнивают себя с красотками с обложек глянцевых журналов;
  • Стереотипами, когда дамы полагают, что мужчины любят только блондинок, женятся на стервах и т.

д.;

  • Отсутствием осмысленности в поиске партнера.

Женское одиночество 1

Но как бы там ни было, психология касается, как правило, отсутствия рядом любимого мужчины. О возникновении этого чувства говорят даже те разведенные девушки, у которых есть дети. Свое состояние они проецируют на малыша, говоря: «Мы никому не нужны». Желание женщины иметь семью заложено самой природой. Маленькие девочки уже в детском саду начинают играть в дочки-матери, варить в пластмассовой кастрюльке суп и пеленать кукол. При этом они мечтают о красивом муже и о роскошной белой фате.

Однако такова что, даже одев обручальное колечко на руку, представительница слабого пола может ощущать себя одиноко. Нередко это объясняется тем, что многие семьи живут как бы по инерции, и супругов не интересуют настроения и мысли друг друга. Нередко случается такая ситуация, когда женщина с любовью готовит для своего мужа ужин, получая в ответ дежурное «спасибо».

Иногда дамы сами обрекают себя на одиночество после неудачного романа. Они болезненно переживают ситуацию, испытывая унижение. И здесь возникает проблема преодоления одиночества. Аргументы, приводимые психологами, указывают на то, что ее необходимо решать. В противном случае женщина станет еще несчастнее, чем была раньше. Создавать новые отношения ей будет мешать страх ее предубежденности, что все мужчины — это зло.

Тема одиночества женщины в литературных произведениях

О жизни простой русской колхозницы повествует в своем рассказе «» А. И. Солженицын. Это одинокая женщина, потерявшая на фронте своего мужа и схоронившая шестерых детей. Матрена Васильевна, так зовут главную героиню рассказа, в одиночку борется с тяготами жизни. Ей, имеющей трудовой стаж в совхозе, не выплачивают пенсию. Не смогла она добиться и выплат за потерю кормильца. Однако Матрена не утратила своих человеческих чувств. Она с готовностью откликается на чужую беду и продолжает нести крест хранительницы домашнего очага.

Очень ярко женское одиночество показано в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Это произведение о разрыве отношений главной героини со всеми сферами жизни. Здесь же автором освещена и проблема влияния одиночества на человека. Аргументы в пользу того, что любовь Вронского и Анны обречена на провал, очевидны. Отчуждение общества и его неприятие возникших чувств, противоречащих морали светских кругов. Молодая и жизнерадостная в начале романа женщина в итоге доведена до полного отчаяния и гибнет под колесами поезда.

Одиночество людей преклонного возраста

Проблема невостребованности, появление чувства покинутости и непонимание со стороны молодежи часто сопровождает стариков. Это усугубляется тем, что также испытывают на себе отсутствие поддержки и заботы государства. А ведь нередко это проблема одиночества человека, посвятившего себя другим. Аргументы в пользу необходимости ее решения — вопроса.

Одиночество людей преклонного возраста 1

10 стр., 4955 слов

Футлярные люди в рассказах а. п. чехова

... образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных ... своем мирке, защищая себя от воздействия окружающего мира. Такие люди способны жить только в уединении, одиночестве, в которое они по собственной воле загоняют себя. Однако, многие живут ...

Каковы же причины появления одиночества в преклонные годы? Это отсутствие родственников и детей или отдельное проживание от них. Нелегко старики переносят и смерть супруга или супруги. Для Российского государства характерна еще одна проблема одиночества пожилых людей. Аргументы к затворничеству стариков — финансовая беспомощность и невозможность справиться с бытовыми и гигиеническими вопросами.

Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях

О жизни старой деревенской женщины повествует рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Его главной героине, Екатерине Ивановне пришлось испытать одиночество, несмотря на то, что у нее есть дочь Настя. Автором поднимается проблема одиночества старых людей. Аргументы, подтверждающие ее существование — это осознание главной героиней своей ненужности, ведь дочь не навещает ее уже в течение четырех лет. Это приводит к тому, что старая женщина доживает свои дни в полном одиночестве.

Тема одиночества пожилых людей в литературных произведениях 1

Эта же проблема поднималась и А. С. Пушкиным. В своей повести «Станционный смотритель» он показал, насколько страшна картина одиночества старого человека. Герой истории, Самсон Вырин был оставлен дочерью, поехавшей вслед за любимым.

То, как меняет человека одиночество, убедительно показал нам Н. В. Гоголь. Герой его романа «Мертвые души» Плюшкин сам отстранил от себя своих детей. Он боялся, что те разорят его. Результатом одиночества Плюшкина стала деградация личности.

Одна из проблем жителей больших городов

Огромное скопление народа в мегаполисах не позволяет людям часто встречаться и не располагает к тесному душевному общению. Все торопятся и бегут по своим делам, часто не обращая внимания на того, кто находится рядом. Женщины и мужчины живут как будто по инерции. Однако наступает определенный момент, и каждый из них понимает, что наступило одиночество, ведь рядом никого нет. Найти описание такого состояния можно во многих литературных произведениях. Есть оно и в романе Ф. М. Достоевского «Белые ночи». В нем автором поднимается проблема одиночества людей в больших городах. Аргументы, подтверждающие существование такой ситуации — несовпадение интересов и тотальное разъединение людей. В центре повествования Ф. М. Достоевского — история одинокого Мечтателя. На его повстречалась девушка Настенька. Мечтатель влюбляется в нее и с ее помощью пытается выбраться из «темницы» одиночества.

Одна из проблем жителей больших городов 1

Однако Настенька любит другого и остается верна своему чувству. Она извиняется за свое предательство в написанном Мечтателю письме. Тот прощает девушку, но, продолжая любить ее, остается одиноким в не понимающем его холодном городе.

Обратилась к теме реферата, посвященной «Одиночеству человека в мире по рассказу А.П.Чехова «Тоска»», неслучайно, ведь Чехов в своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры. Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм , писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок. «Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

8 стр., 3518 слов

Жанровые особенности рассказа А.П. Чехова «Тоска»

... себя – типичная черта маленького человека. Он согнут под ударами судьбы точно так же, как и его лошадь под ударами кнута. Знаменательно, что для главного героя рассказа Чехов выбрал имя Иона ... у каждого нашлось бы немного времени, несколько тёплых слов для тех, кто находится рядом, кому необходимо наше тёплое участие для человека, нуждающегося в поддержке. Жизнь наша во многом бы изменилась ...

Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

Равнодушие — вот еще одна причина моего обращения к данной теме. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

2. Цели и задачи, которые ставлю перед собой:

  • более глубокое познание данного произведения литературы;

  • выявить тему, проблемы рассказа;

  • глубже рассмотреть творчество А.П.Чехова.

I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

  1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.

  2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.

  3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска».

«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

К.Чуковский

ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть;

душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь.

В. И. Даль (« Толковый словарь

живого великорусского языка»)

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

14 стр., 6862 слов

Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова Ионыч)

... войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Чехов А.П. / Ионыч / Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч») Смотрите также по произведению “Ионыч”: Сочинение по рассказу Ионыч Чехова (рассуждение) Рассказ “Ионыч” посвящен популярной ...

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя. Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения , которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски». Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977).

Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

Не ставя перед собой цель проведения всестороннего текстологического анализа, нам хотелось бы рассмотреть лишь один аспект рассказа — клинико-психологический, изучение которого, безусловно, обогащает понимание основного смысла «Тоски», а также ярко проявляет этическую и философскую позицию А. П. Чехова, не только как писателя, но и как врача.

Медицинское образование, по мнению одного из литературных критиков, придавало наблюдениям А. П. Чехова-писателя «особый характер: оно сообщало им необычайную широту и глубину» (Кройчик, 1982: 6).

Практическая медицина, не в меньшей степени, чем литература, была истинным призванием А. П. Чехова. Например, А. И. Куприн в своих воспоминаниях замечает: «если бы Чехов не был таким замечательным писателем, он был бы прекрасным врачом. Доктора, приглашавшие его изредка на консультации, отзывались о нем, как о чрезвычайно вдумчивом наблюдателе и находчивом, проницательном диагносте. (…) Верил он в медицину твердо и крепко, и ничто не могло пошатнуть этой веры» (цит. по: Кройчик, 1982: 6).

О своем клиническом, естественно-научном мироощущении, служившим отправной точкой и своего рода камертоном в литературном творчестве пишет в автобиографии и сам А. П. Чехов: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок» (Чехов, 1979: 271).

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

Начало «Тоски» напоминает увертюру к музыкальному произведению, в которой звучит основная тема рассказа, объединяются в единое целое эмоциональный, событийный, философский и клинико-психологический планы. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки…» (Чехов, 1982: 42).

Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение» и своей неподвижностью, напоминает снежное изваяние.

Рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета, и это произведение не исключение. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет. Вот уже целую неделю он живет как в полусне: у него умер сын. Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодежь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был». После нескольких попыток излить душу посторонним людям, Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережет, они найдут свое место в жизни, и что им за дело до смерти какого-то человека. Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Иона тоже рассеется, если найдет теплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника — лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая может только дохнуть теплом своим на руки хозяина.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты , а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу . Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Душевное состояние Ионы А. П. Чехов описывает с клинической тщательностью: неподвижность неестественно согнувшегося тела в течение многих часов, апатия — «упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег…» (там же), заторможенность реакции. Подобно снежному покрову, Иону окутывает депрессивная завеса, которую старый извозчик «отдернуть» самостоятельно не может, и когда сквозь нее до него доносится чей-то голос: «Извозчик!», он интуитивно начинает искать помощи у окликнувшего его человека. Иону переполняют переживания об ушедшем сыне, и, чтобы справиться со своим горем, ему необходимо с кем-нибудь поговорить «с толком, с расстановкой» и о том, как сын заболел, и как сын страдал, «что говорил перед смертью», и о дочке, оставшейся в деревне, и много еще о чем. Но выговориться, излить свою горесть Ионе не удается. Четырежды в рассказе повторяется ситуация несостоявшегося общения и установления полноценного психологического контакта Ионы с другим человеком.

Первый седок, военный, выводит извозчика из душевного оцепенения: «Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь» (Чехов, 1982: 43).

Но как только он высаживает военного в пункте назначения, он вновь сгибается на козлах в застывшую позу, и душа в тягостной неподвижности замирает на неопределенное время. «Проходит час, другой…».

Шумная компания молодых людей — новые седоки — тоже не хотят слушать о его горе, но даже вертящееся тело одного из седока за своей спиной и ругательства в свой адрес, помогают на мгновение Ионе преодолеть жгучее чувство одиночества. Молодые люди расплачиваются и исчезают в темном подъезде, «Иона долго глядит им вслед». «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» (Чехов, 1982: 45).

Еще одна неудачная попытка установления контакта поднимает новую волну утихшей ненадолго тоски, тягостное онемение сменяется мучительной тревогой в душе, глаза Ионы «бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…» (там же).

Описывая тоску Ионы Потапова, применяя литературный прием метафоры, А. П. Чехов раскрывает сущность психических и физических страданий человека с депрессивным расстройством: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…» (там же).

В рассказе А. П. Чехова нигде нет прямого указания на религиозность главного героя. Тоска Ионы не направлена к высшему миру , это не «тоска по трансцендентному» — так данное состояние души определяет русский философ Н. А. Бердяев (цит. по: Бурно, 2008: 123).

Между тем, понимание отечественным богословом и литературоведом М. М. Дунаевым чеховского рассказа как обращенного к религиозному чувству человека заслуживает внимания. В ситуации острого горя человек испытывает потребность пережить в чьей-то душе близость себе, способность понять, сострадать. И Бог, замечает М. М. Дунаев, «незримо присутствует в событии — ожиданием Своим, что человек откликнется на Его истину. «Се, стою у двери и стучу…» (Дунаев, 1998: 262).

Хотел ли об этом сказать А. П. Чехов, рассказывая историю об извозчике Ионе Потапове, похоронившем сына и в своей мучительной тоске в течение нескольких дней не встретившем ни одного человека, который бы увидел его тоску и сгладил болезненную «нойку сердца»? Обратимся к нескольким высказываниям писателя, сделанным им на страницах своих записных книжек: «Между «есть бог» и «нет бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало» (Чехов, 2000: 19).

А далее: «Без веры человек жить не может» (там же: 20).

Приведенные слова писателя, безусловно, не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос ни о степени религиозности молодого А. П. Чехова, ни тем более о разработке им религиозной темы в рассказе «Тоска», поскольку данные размышления о боге и вере относятся к записям 1891–1904 годов. Иона Потапов, не увидевший в мелькающем перед глазами среди пестрящих в сумерках городских огней людском потоке способной к состраданию живой души, возвращается ко двору. Но и здесь нет представляемого в воображении Ионы слушателя: охающего, вздыхающего, причитающего над постигшим его несчастьем. «На печи, на полу, на скамьях храпит народ. В воздухе «спираль» и духота… Иона глядит на спящих, почесывается и жалеет, что так рано вернулся домой…» (Чехов, 1982: 45).

Человек в состоянии острого горя, охваченный депрессивными переживаниями, с одной стороны постоянно тоскливо сосредоточен на личности умершего, с другой — оставаясь в одиночестве ему «самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко…» (там же: 46).

Нарушается сон, а потребность с кем-либо поговорить о покойном только усиливается в ночные часы.

Иона не может выговориться, чтобы хоть как-то облегчить свое горе. И растет тоска, «тоска громадная, не знающая границ». В финале рассказа Иона идет в конюшню и изливает свою тоску о сыне лошади. Но такая развязка чеховского рассказа ничуть не сентиментальна и не пессимистична. Напротив, Иона Потапов, в конечном итоге, находит самого лучшего в его положении слушателя, искреннего в своей природной естественности, созвучного томящейся душе существо.

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору. Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П. Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П. Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П. Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого. Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдет ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная черствость и равнодушие окружающих.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость и равнодушие.

Эта тема актуальна и для нас, живущих в 21 веке, ведь мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-vsey-vidimosti-strah-odinochestva-gorazdo-chasche-chem-kajetsya/

  1. Бурно, М. Е. (2008) О характерах людей (психотерапевтическая книга).

    Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир».

  2. Дунаев, М. М. (1998) Православие и русская литература. В 5 т. М.: Христианская литература. Т. 4.

  3. Кройчик, Л. (1982) Человек с молоточком // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 5–23.

  4. Чехов, А. П. Автобиография (1979) // Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука. Т. 16.

  5. Чехов, А. П. (1982) Тоска // Чехов А. П. Рассказы и повести. Воронеж: Изд-во ВГУ. С. 42–46.

  6. Чехов, А. П. (2000) Записные книжки. М.: Вагриус.

  • Талантливые, умные люди тоже бывают одиноки
  • Одиночество убивает человека, особенно если оно вынужденное
  • Причиной одиночества могут быть взгляды человека на окружающий мир
  • Одинокому человеку гораздо сложнее жить, чем тому, у кого есть семья и близкие друзья
  • Одиночество может быть вынужденным: человек становится одиноким в силу ужасных обстоятельств
  • Человеку, у которого нет друзей, тяжело жить в обществе

Аргументы

К.Г. Паустовский “Телеграмма”., А.С. Пушкин “Станционный смотритель”., И.С. Тургенев “Отцы и дети”., М. Шолохов “Судьба человека”., А.И. Солженицын “Матренин двор”., Джек Лондон “Мартин Иден”., Д. Киз “Цветы для Элджернона”.