Отношения мужчины и женщины в белорусских народных сказках

Курсовая работа

1.1 Модели семей в европейской культуре.

В психологии семьи выделяют несколько типов семьи. Это:

Языческая семья

Общехристианская семья (православная и католическая)

Нормальная семья

Языческая семья.

Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII – XIV веков. Рубежом, отделяющим языческий тип семьи от христианской, стал XVI век, что отразилось в «Домострое». Отношения муж-жена строились на изначальной конфликтности. Женщина не являлась существом, подчинённым мужчине, а была носителем особой женской силы отличной от мужской, что внушало страх, почтение, ненависть. Женщина обладала добрачной свободой и свободой в браке, ограничивалась власть отца и мужа, женщина имела возможность развода. Отношения мужчины и женщины носили оттенок вражды, так как роды враждовали между собой. Супруги не доверяли друг другу. В семье главную роль играла старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина (жена отца или старшего сына).

Разделение между мужскими и женскими функциями в семье происходило не по ролям, а территориально. Мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве, в доме и семье.

В языческих цивилизациях соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны. Более того, во многих отношениях женские общества обладают особым могуществом.

Нормативная дохристианская модель семьи: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях (доминирование-подчинение), либо отрицания конфликта. В первом случае возможен патриархальный и матриархальный вариант, во втором – равенство построено на противоречии разных сущностей, их борьбе. Этот тип среди славян был наиболее распространен. Родители как целое противостоят детям, одно поколение борется с другим, дети всегда в подчинении.

Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей в истории, Демоз выделили следующие стили:

Инфанцирующий (древность–IV н.э.) – характеризуется массовым детоубийством. Выжившие дети становились жертвами насилия.

Семейные модели и их эволюция в христианстве

Бросающий (IV-XIII века) – у ребёнка признаётся наличие души, но ребёнок является объектом агрессии для родителей, он угнетён в собственном доме, его часто отправляют в монастырь.

15 стр., 7460 слов

Современная семья и ее проблемы

... ее основных проблем. Для этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи и изучить особо значимые проблемы современного брака. Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью ... сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её ...

Амбивалентный (XIV-XVIII) – ребёнок входит в эмоциональную жизнь родителей, но не считается полноправным членом семьи. Ему отказывают в душевной и физической неприкосновенности.

Новящивый (XVIII) – контроль за поведением ребёнка, его внутренним миром и волей, конфликт отцы-дети.

Социализирующий (XIX-начало XX) – считается, что детство – подготовка ребёнка к самостоятельной взрослой жизни. Ребёнка надо воспитывать, тренировать, учить. Он является объектом воспитания.

Помогающий (середина XX-нынешнее время) – детство – полноценный этап жизни, родители помогают индивидуальному развитию ребёнка.

Общехристианская семья

Не одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Можно определить само христианство, как религию семьи. «Идеальная христианская семья»: отец, сын, мать (богородица).

Кроме неё есть «святое семейство»: Иосиф, Иисус, Дева Мария. Прослеживается чёткое разделение между отцом-воспитателем (Иосиф) и «генетическим» отцом (Бог).

Есть две модели семьи: идеальная (божественная) и реальная.

Идеальная – строится на основе принципа власти: совмещение ответственности и доминирования. Главенствует тот, кто несёт большую долю ответственности. Психологическая близость служит вторым параметром отношений, компенсирующий вектор доминирования-ответственности.

Отношения между мужским и женским началом в христианстве: Бог всегда мужчина, женщина – второстепенная роль. Отношения между отцом и сыном: отец несёт ответственность за сына и доминирует над ним.

В схеме модель идеальной христианской семьи выглядит так: Отец – сын – мать.

Реальная (земная) – Иисус – Мария – Иосиф. Ответственность на Иосифе, доминирование у Иисуса. Это пример детоцентристской семьи, где всё на благо ребёнка.

Роль гендерных отношений в православной и католической культуре

В православии роль Богородицы доминирует над ролью жены, сексуальность признаётся малозначимой, тем самым отдаётся на откуп язычеству (непристойное).

Бог отец – отец ребёнка в первую очередь. За основу взята «идеальная» семья, это отражено в «Домострое». Распределение ролей в семье с доминированием мужчины до середины XIX века. «Домострой» выразил тенденцию развития отношений между мужем и женой в православной семье. Вместе с тем, преодолеть элементы языческой борьбы полов православию оказалось весьма сложно. На практике предписанная христианской православной верой иерархия освящала и аргументировала деспотизм мужчины-отца по отношению к женщине. Неугодных жён заточали в монастыри.

У восточных славян долгое время преобладала «большая семья», объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Позже, в XVIII и к середине XIX века, начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии.

В католицизме особое значение имеет культ Девы Марии — жены, возлюбленной Бога-отца. Главенствующие фигуры – Иисус и Мария.

Семейные роли в нормальной семье

В нормальной семье, которая считается лучшим и правильным вариантом семейных и супружеских отношений положения мужчины и женщины должны выглядеть так.

3 стр., 1301 слов

Взаимоотношения отцов и детей (Отцы и дети Тургенева)

... чтобы не совершить ошибки, как главные герои произведения. Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Несколько интересных сочинений Равнодушие и отзывчивость - два совершенно противоположных понятия. Как ... любви не существует, поэтому пренебрежительно относится к родной матери и отцу. Проблема взаимоотношений отцов и детей в семье Кирсановых совсем другая, она не настолько серьёзная, ...

  • Мужчина – наследник традиций, должен обеспечивать женщин и детей. С точки зрение М. Мид не столь важно, чьи дети, является ли мужчина их биологическим отцом или нет.
  • Однако во всём мире существует представление о долге и семье, за которую ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, жена её готовит, муж обеспечивает семью, жена воспитывает детей.
  • Требуются особые социальные условия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребёнку природная.
  • Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной родительской ролью.

В христианской религии образ отца-кормильца воплощён в Иосифе Обручнике – земном муже Девы Марии. Не случайно и то, что социализации мужчин христианская религия придаёт огромное значение.

Типы современных семей

Патриархальная – самая архаичная, обречена на вымирание. В республике Беларусь пока самая распространённая. Характеризуется зависимостью матери, детей от главы семейства. У мужчины экономическая власть. Муж в семье решает все экономические и нравственные проблемы. Он чётко распределяет внутрисемейные роли. Система воспитания строится на подавлении инициативы, чувства собственного достоинства. Наблюдается безоглядное утверждение авторитета отца, полное игнорирование интересов и желаний ребёнка.

Детоцентристская — появилась с середины XIX века. Современный тип семьи. Возвышается частная жизнь человека, большое внимание уделяется развитию чувственной сферы человека. Огромная роль отводится внутренней жизни семьи, то есть она ставится как идеал. Проблемы связаны с тем обстоятельством, что ребёнок становится центром семьи, объектом любви и привязанности. В Европе такая семья живёт отдельно, а у нас в воспитании ребёнка принимают участие бабушки, дедушки, родственники. Особое распространение детоцентристская семья получила в 50-60 годы. Характеристика семьи: ребёнок пользуется максимальными материальными и духовными благами, удовлетворяются все его прихоти. Он полностью ограждён от семейных трудовых обязанностей. Итог: ярко выраженная инфантильность, полное отсутствие инициативы и ответственности за свои поступки.

Современное общество сталкивается с отнюдь не новой, но всё же актуальной проблемой – структурой и динамикой формирования семьи. Систематическое изучение типов семьи позволяет понять, каким образом меняются отношения внутри брачных союзов и какие ценности становятся основополагающими. Супружеская семья, как тип, формировалась в последние десятилетия и характеризуется пересмотром традиционных норм и ролей. В данной семейной модели, ценности супругов ставятся на первое место, в то время как дети занимают второстепенное положение. Это приводит к автономности взаимоотношений между супругами, а также чёткому разграничению семейных обязанностей. Таким образом, развивается тактика сотрудничества, при этом ребёнок в такой семье получает возможность рано стать самостоятельным и развивать чувство взрослости.

7 стр., 3454 слов

Семья хранитель и носитель духовности

... семейных отношений, а только деловым партнёрством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье ... семьи». Духовные основы традиционной русской семьи. В народном сознании древнерусского человека род (семья, родственники, ... воспроизводстве населения. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член ...

Современные взгляды на создание семьи отличаются от традиционных подходов. Исследования показывают, что до недавнего времени выбор партнёра для брака осуществлялся в основном с точки зрения физических качеств, выносливости и навыков работника по хозяйству. Однако с развитием общества, увеличением свободного времени и активизацией внутреннего мира личности, требования к партнёру для создания семьи стали меняться. Сегодня широкое распространение получили более высокие аспекты любви и внутреннего развития.

Тем не менее, хотя отношение к созданию семьи и выбору партнёра изменились, современное общество сталкивается с проблемой нестабильности и растраты партнёрской устойчивости. В былые времена семьи были более устойчивыми и крепкими, что объясняется более чёткими и определёнными критериями для выбора супруга. Важными являлись навыки домашнего хозяйства, верность и уважение. Однако в современном обществе, возможность приобретения готовой одежды и питания, а также большее внимание к внутреннему миру привели к менее чётким критериям потенциального супруга.

Технический прогресс и социокультурные изменения затрагивают как структуру, так и динамику современной семьи. Более высокие требования к потенциальному партнёру в сочетании с ростом свободного времени и внутренней рефлексии отражают современную динамику образа семьи. Однако, возникают новые вызовы в виде нестабильности брака и изменений в семейных ценностях.

Продолжение исследования:

Изменение Ролей в Современных Семьях

Изменения в социальной динамике существенно затрагивают роли мужчин и женщин внутри семейного института. С одной стороны, отмечается положительное смещение в понимании женской роли, освобождение от традиционных обязанностей и возможность женщинам развиваться в различных областях. Однако, вместе с этим, негативным моментом стало чувство потери ответственности женщин за домашний уют и тепло в семье, что исторически было одним из их главных призваний.

Современные мужчины, в свою очередь, сталкиваются с вызовами, связанными с утратой традиционных мужских обязанностей. Отсутствие необходимости выполнять физически трудоемкие задачи, такие как строительство или заготовка дров, может привести к постепенной утрате чувства мужественности. Многие признают, что под влиянием современных общественных норм и представлений о мужчине, они начинают жить в соответствии с ожиданиями, определенными женщинами.

Важным аспектом семейных отношений является влияние модели родительской семьи. Анализ практики семейного консультирования показывает, что индивидуумы часто повторяют модель своих родителей, осознанно или неосознанно. Взаимодействие в семье формирует внутренние схемы и идеи об отношениях, которые затем влияют на супружескую жизнь. Влюбленность может временно изменить программу, но со временем проявляется стремление вернуться к установленным схемам, что создает внутренние противоречия.

Заключение

Вопрос о современной семье остается актуальным, несмотря на сложности и противоречия. Однако, несмотря на изменения в ролях и ожиданиях, семейный институт остается важным элементом общества. Понимание динамики изменений и влияние внутренних схем на супружеские отношения помогут семьям успешно адаптироваться к современным вызовам и сохранять гармонию внутри себя.

«Мужчины несут ответственность за материальное благосостояние семьи, но именно женщина, своей уникальной способностью, придает дому неповторимый уют и душевный комфорт».

2 стр., 707 слов

Критерии оценивания сочинения-рассуждения , связанную с анализом ...

... баллов 2 3. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (15.2) Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного ... исходный текст или рассуждать не по тексту 6 7. 1. Знакомство с высказыванием: прочитайте фразу выделите главные слова 2. Определение основной мысли и значения ...

В семейных отношениях важно стремиться к взаимному влиянию и уважению как со стороны мужчины, так и со стороны женщины, чтобы создать прочный и устойчивый союз.

1.2. Связь сказки с современностью.

Для того чтобы разобраться в проблеме современного взаимоотношения мужчины и женщины, необходимо проанализировать письменные источники прошлых веков. Для нас актуальным явился анализ белорусских народных сказок.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [7]

Таким образом, изучение народных сказок может дать нам понимание о том, какие идеалы и ценности были актуальны для предыдущих поколений, и как они могут отразиться на современности. Анализ сказок позволит выявить образы мужчины и женщины, их взаимоотношения, и применимость этих образов и историй к нашему времени.

Наука рассматривала взаимоотношения мужчины и женщины в русских народных сказках, однако наше исследование направлено на анализ белорусских народных сказок.

Многие авторы считают, что сказки происходят из древних мифов. Афанасьев А.Н. отмечает: «…народ не в состоянии был уберечь язык свой во всей неприкосновенности и полноте его начального богатства. Вследствие утрат языка, превращения звуков и подновления понятий, лежавших в словах, исходный смысл древних наречий становился всё темнее и загадочнее, и начинался неизбежный процесс мифических обольщений, которые тем крепче опутывали ум человека, что действовали на него неотразимыми убеждениями родного слова…»

Он также отмечает, что мифы подвергаются значительной переработке в ходе их исторического развития и постепенно превращаются в сказки.

Народные загадки сохранили для нас обломки старинного метафорического языка. Вся трудность и вся сущность загадки именно в том и заключается, что один предмет она старается изобразить через посредство другого, какой-нибудь стороною аналогического с первым. Кажущееся бессмыслие многих загадок удивляет нас только потому, что мы не постигаем, что мог народ найти сходного между различными предметами, по-видимому, столь не похожими друг на друга; но как скоро поймём это уловленное народом сходство, то не будет ни странности, ни бессмыслия.

Стройный эпический склад народных загадок, необыкновенная смелость сближений, допускаемых ими, и та наивность представлений, которая составляет их наиболее характеристическое свойство, убедительно свидетельствуют за их глубокую древность. В них запечатлел народ свои старинные воззрения на мир: смелые вопросы, заданные пытливым умом человека о могучих силах природы, выразились именно в этой форме. Такое близкое отношение загадки к мифу придало ей значение таинственного ведения, священной мудрости, доступной преимущественно существам божественным.

Славянские предания загадыванья загадок приписывают бабе-яге, русалкам и вилам. Так русалки готовы защекотать всякого, кто не разрешит заданной ими загадки.

Пословицы и поговорки сливаются со всеми другими краткими изречениями народной опытности или суеверия, как-то: клятвами, приметами, истолкованиями сновидений, врачебными наставлениями. Это отрывочные, нередко утратившие всякий смысл изречения примыкают к общей сумме стародавних преданий и в связи с ними служат необходимым пособием при объяснении различных мифов.

11 стр., 5438 слов

Карьера или семья — дилемма для современной женщины

... семьи, где женщина делает карьеру, а мужчина занимается домом. Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких особенных стандартов или ... института семьи. Хотим мы того или нет, но современная семья ... не из тех женщин, которые довольствуются тем, что имеют! ... сказка о Машеньке, которая ездила в берестяном коробе на спине у бестолкового медведя. Идея использовать мужчин ...

До последнего времени существовал несколько странный взгляд на народные сказки. Правда, их охотно собирали, пользовались некоторыми сообщаемыми ими подробностями, как свидетельством о древнейших верованиях, ценили живой и меткий их язык, искренность и простоту эстетического чувства; но в то же время в основе сказочных повествований и в их чудесной обстановке видели праздную игру ума и произвол фантазии, увлекающейся за пределы вероятности и действительности.

Сказка – складка, песня – быль, говорила старая пословица, стараясь провести резкую границу между эпосом сказочным и эпосом историческим. Извращая действительный смысл этой пословицы, принимали сказку за чистую ложь, за поэтический обман, имеющий единою целью занять свободный досуг небывалыми и невозможными вымыслами.

Несостоятельность такого воззрения уже давно бросалась в глаза. Трудно было объяснить, каким образом народ, вымышляя фантастические лица, ставя их в известные положения и наделяя их разными волшебными диковинками, мог постоянно и до такой степени оставаться верен самому себе и на всём протяжении населённой им страны повторять одни и те же представления.

Ещё удивительнее, что целые массы родственных нардов сохранили тождественные сказки, сходство которых, несмотря на устную передачу их в течение многих веков от поколения к поколению, несмотря на позднейшие примеси и на разнообразие местных и исторических условий, обнаруживается не только в главных основах предания, но и во всех подробностях и в самих приёмах.

Сравнительное изучение сказок, живущих в устах индоевропейских народов, приводит к двум заключениям:

  1. сказки создались на мотивах, лежащих в основе древнейших воззрений арийского народа на природу
  2. уже в эту древнюю арийскую эпоху были выработаны главные типы сказочного эпоса и потому разнесены разделившимися племенами в разные стороны – на места их новых поселений, сохранены же народною памятью – как и все поверья, обряды и мифические представления.

Исследование выполняется с целью изучения различных аспектов народных русских сказок, включая участие различных животных в них. Указывается на символическое значение зайца, отождествляемого с представлением быстро мелькающего света, а также его связь с фольклорными представлениями о водяном. Эпитет «бурый» или «чёрно-бурый», применяемый к лисице, роднит зверя с мифическим конем буркою и символизирует грозовые тучи. В русской сказке хитрая лисица увлекает доброго молодца. Также рассматривается баснословный кот-баюн с громадной силой голоса.

Анализ символики и олицетворений в русских народных сказках

Итак, сказка – не пустая складка; в ней, как и вообще во всех созданиях целого народы, не могло быть и в самом деле нет и нарочно сочинённой лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира. Точно так же старинная песня не всегда быль; она, как уже замечено раньше, большею частью переносит сказочные предания на историческую почву, связывает их с известными событиями народной жизни и прославившимися личностями и через то вставляет стародавнее содержание в новую рамку и придаёт ему значение действительно прожитой былины. Сказка же чужда всего исторического; предметом её повествований был не человек, не его общественные тревоги и подвиги, а разнообразные явления всей обоготворённой природы. Оттого она не знает ни определённого места, ни хронологии; действие совершается в некое время в тридевятом царстве в тридесятом государстве; герои её лишены личных, исключительно им принадлежащих характеристических признаков и похожи один на другого как две капли воды. Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы; в собственном смысле оно нисколько не выходит за пределы естественности, и если поражает нас своею невероятностью, то единственно потому, что мы утратили непосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание…

5 стр., 2043 слов

Женские образы в волшебной сказке

... чем у него был в начале. 1. Классификация женских образов в русских волшебных сказках Женские образы занимают важное место в типологии персонажей волшебной сказки. Сначала рассмотрим положительных героев: ... в волшебных сказках. Устойчивость характеров персонажей является одной из особенностей русских народных волшебных сказок. И, наконец, о композиции. По В.Я Проппу, волшебная сказка имеет в ...

В сказках часто участвуют различные звери. Например, необыкновенная подвижность, прыткость зайца – в самом названии, данном этому животному, уже сближала его с представлением быстро мелькающего света. У нас до сих пор колеблющееся на стене отражение солнечных лучей от воды или зеркала называется игрою зайчика. На Руси существует поверье, что, плывя по воде, не должно вспоминать зайца, потому что этого не любит водяной и, рассердившись, подымает бурю.

Эпитет бурый или чёрно-бурый, даваемый лисице, роднит зверя с мифическим конём буркою; по цвету своей шерсти она отождествлялась с грозовою тучею, так как вообще облака уподоблялись волосам и шкурам животных. В Сибири предрассветный сумрак называют лисьей темнотой, а в народной загадке лисица – метафора огня. В русской сказке хитрая лисица женит доброго молодца на дочери грозного царя Огня и царицы Молнии.

Народные русские сказки знают баснословного кота-баюна. Его голос раздаётся на несколько вёрст; сила голоса громадная: своих врагов кот поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон.

Глава II. Исследование взаимоотношений между мужчиной и женщиной в белорусских народных сказках

2.1 Сущность анализа

Целью нашего исследования было изучить взаимоотношения мужчины и женщины в белорусской культуре. Нами были проанализированы белорусские народные сказки [3,4,5], количество которых составило 12 штук. Сказки были разделены нами на:

  • Сказки про животных:
    1. «Как курочка петушка спасала»
    2. «Былинка и воробей»
    3. «Воробей и мышь»
    4. «Как кот зверей напугал»
    5. «Дятел, лиса и ворона»
    6. «Лисица-хитрица»
    7. «Пшеничный колосок»
  • С участием людей:
    1. «Вдовий сын»
    2. «Иван-Утреник»
    3. «Муж и жена»
    4. «Разумная дочь»
    5. «Отдай мне то, что дома не оставил»

Для анализа взаимоотношений мужчины и женщины в белорусской культуре нами был применён такой метод психологии, как контент-анализ.

Контент-анализ: основные концепции и история

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ (от англ. contens содержание) исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности (в частности, источника текста сообщения).

Первое упоминание о применении специальной техники для анализа содержания текстов относится к 1640 г. Количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Правила процедуры были впервые подробно описаны в l949 г.

30 стр., 14582 слов

Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

... и осознание своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.). Новизна В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком половой роли, выработки ... культивирование отчетливо женского. Нормальное биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические характеристики ...

В настоящее время контент-анализ используется не только в социологии, но и в психологии, психиатрии. Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются).

Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа).

Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа).

Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

Центральным элементом контент-анализа

Центральным элементом контент-анализа является логическая модель предмета анализа, в которой выделяются три элемента: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) измерения. В качестве единиц анализа могут использоваться: понятие (термин «имя», знак), тема, характер (герой), сообщение, суждение, ситуация, действие.

2.2 Анализ полученных результатов.

Проведенный контент-анализ белорусских народных сказок позволил выявить особенности отношений мужчины и женщины, как в семейной жизни, так и вне её, а также проследить параллели с реальными отношениями людей.

Из проведенного анализа видно, что во всех сказках присутствует явное разделение на мужские и женские роли. Мужчины обычно выступают в качестве главных героев, а женщины помогают им, выполняя тяжелую работу или решая проблемы, хотя и приходится преодолевать множество трудностей.

В сказках проявляется явное социальное неравенство между мужчинами и женщинами, где женщины вынуждены выполнять исключительно тяжелую работу, даже если для этого им приходится использовать лукавство и угрозы.

Таким образом, результаты контент-анализа свидетельствуют о том, что в белорусских народных сказках отношения мужчины и женщины чаще всего основаны на социально-признанных нормах и ролевых стереотипах, отображающих их семейную и общественную деятельность.

Исследование взаимоотношений между мужчиной и женщиной в белорусских народных сказках представляет собой увлекательную тему, которая позволяет проанализировать различные аспекты гендерных ролей и поведения. В результате изучения нескольких народных сказок можно выделить интересные закономерности в отношениях главных персонажей.

Лиса-Хитрица и другие сказки о животных

Анализ сказки «Лисица-хитрица» позволяет рассмотреть тему обмана и предательства. Взаимоотношения женщины (Лисы) и мужчин (Дятел, Волк, Медведь) отображают комплексные отношения в межполовых связях. В отличие от этого, в сказке «Пшеничный колосок» мужчины (Гусь, Индюк) обманывают женщину (Курочку), и в конечном итоге она находит способ отомстить им.

Изучение этих сказок позволяет обратить внимание на стереотипы и роли полов в традиционных обществах. Сюжеты сказок рассматривают взаимодействия мужской и женской энергии, отражая традиционные нормы и ценности гендерных ролей.

7 стр., 3111 слов

Ilovs.ru Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины

... Каким видит Печорина читатель? В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные ... поведение Григория, в душе он страдает. Для счастья ему нужно было ... своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, ... лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский). Кризис цивилизации ... Родиона Раскольникова» сочинение Роман «Преступление ...

Принцессы и странствующие рыцари

Анализ сказок «Вдовий сын» и «Иван-Утреник» предоставляет возможность посмотреть на взаимоотношения между мужчиной и женщиной с точки зрения романтического влечения и помощи друг другу в преодолении трудностей. В обеих сказках принцессы оказывают значительное влияние на сюжет, участвуя в решении проблем и направляя мужских персонажей.

Повседневная жизнь и семейные узы

Сюжеты в сказках «Муж и жена», «Разумная дочь» и «Отдай мне то, что дома не оставил», отражают аспекты семейной жизни и роли каждого из супругов. Они выдают нам информацию о том, какие проблемы присутствуют в семейных отношениях и как важно понимание и уважение друг к другу.

Обобщая все сказки, мы можем сделать вывод, что белорусские народные сказки отражают разнообразные взаимоотношения между мужчинами и женщинами, представляя различные аспекты гендерных ролей и социальных взаимодействий.

Дальнейший анализ сказок показывает, что в реальной жизни и в культуре восточных славян, есть разнообразные модели поведения женщины. Во многих сказках она выступает как хитрая и умелая, способная обмануть мужчину или помочь ему достичь цели. В сказках «Как курочка петушка спасала» и «Как кот зверей напугал» женщина помогает мужчине, а в сказке «Пшеничный колосок» она выполняет всю работу за мужчин, который оказывается лентяем. В сказках с участием людей также видно, что женщина играет важную роль в достижении целей, как это показано в сказках «Отдай мне то, что дома не оставил», «Вдовий сын», «Иван-Утреник» и «Разумная дочь».

В целом, исследование сказок свидетельствует о том, что в восточнославянской культуре женщина часто предстает как хитрая и умелая, способная помочь мужчине или даже обмануть его, а также выполнять тяжелую работу вместо него. Такие модели поведения отражаются как в сказочном мире, так и в реальной жизни, и они являются важной частью культурного наследия восточных славян.

Развитие сюжета в белорусских народных сказках, таких как «Муж и жена», предоставляет интересный взгляд на взаимоотношения мужчины и женщины в традиционном обществе. Сказка подчеркивает недооцененность мужчиной труда жены по дому и его беспомощность в выполнении её обязанностей.

В ходе обмена ролями муж и жена, мужчина осознает, что работа женщины оказывается гораздо сложнее, чем его собственная работа в поле. Он неспособен успешно справиться с домашними обязанностями, выставляя себя в роли лентяя и глупца. Этот поворот в сюжете ярко демонстрирует, что мужчина не может справиться с трудностями без помощи женщины и привносит элемент самоиронии в образ мужчины.

Важно отметить, что в большинстве случаев женщина выступает как помощник мужчины, решающего свои проблемы. Однако в сказках с участием животных обнаруживается иной аспект, где женщина может обманывать мужчину в корыстных целях, не всегда заметимых им.

Анализ отношений в белорусских народных сказках показывает, что мужчина часто проявляет самоуверенность, но при этом теряет в смекалке и способности к самостоятельному решению проблем. В сравнении с женщиной, которая способна выполнять несколько дел одновременно и даже заниматься мужской работой, мужчина кажется неудачником в выполнении домашних обязанностей.

Сравнив результаты анализа современного положения мужчины и женщины с представленными в белорусских народных сказках, можно заметить, что эти сказки оказывают влияние на современные представления о ролях в отношениях. Женщина до сих пор часто остаётся основным исполнителем домашних обязанностей и, несмотря на это, сохраняет свою хитрость и догадливость.

Современные женщины, в свою очередь, активно используют хитрость, чтобы мотивировать мужчину к участию в домашних заботах. В целом, белорусские народные сказки отражают взаимоотношения мужчины и женщины, а этот образ переносится и на современные общественные структуры.

Анализ литературы

Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. «Навстречу друг другу». Минск 1992. Стр. 6-15.

Афанасьев А.Н. Древо жизни: избранные статьи/ Подготовка текста и комментарий Ю.М. Медведева, вступит. статья Б.П. Кирдана. –М.: Современник, 1982. Стр. 21-23, 155-164.

Белорусские народные сказки/ составитель М.А. Казберук. – М.: Юнацтва, 1987.

Беларускія народныя казкі. Склад. І. Разанаў – Мн., “Нар. Асвета”, 1973.

Беларускія народныя казкі/Апрац. А. Якімовіча. – Мн.: Юнацтва, 1990.

Дружинин В.Н. «Психология семьи» Мн., 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. Яз., 1988. Стр. 587.