Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Сочинение
  • Другие
  • Анализ сказки Гуси лебеди

Главными положительными героями русской народной сказки Гуси лебеди являются дети. Старшей сестренке родители наказали присмотреть за младшим братом, пока они будут работать.

Отрицательными героями и олицетворением зла здесь Баба-Яга и, прислуживающие ей гуси лебеди.

Девочка, позабыв наказ родителей, безответственно заигралась с подружками и оставила младшего братца одного. Прилетели Гуси-лебеди и украли мальчика по указу Бабы-Яги.

Безответственность ребенка не выставляется на первый план морали сказки. Для первой ступени место приготовлено любви к ближнему, к семье, почету и уважению старших.

Поплакала сестренка, так как очень любила своего братца, и пошла его искать.

Отдаем должное смелости и отваге, а далее смекалке русского народа в лице маленькой девочки.

По дороге девочка встречается с испытаниями в лице печки, яблони и молочной реки с кисельными берегами. Сказочные персонажи рассыпаются в гостеприимстве и предлагают ребенку угощенье, но та отказывается и не получает помощи от них.

Эта часть сказки учит уважению к старшим, вежливости с незнакомцами и смекалке.

Далее сестрица находит избу Бабы-Яги, а в ней своего братца. По совету мышки, она хватает младшего брата и бежит оттуда.

Наученная горьким опытом, девочка следует совету мышки и получает положительный результат. Им с братом удается убежать. Здесь говорится о том, что слушать чужих советов, более опытных и мудрых, приносит только положительные плоды.

Но Баба-Яга отправила в погоню за детьми Гусей-лебедей. Опять бежит девочка с братом мимо печки, яблоньки и молочной речки с кисельными берегами и обращается к ним за помощью. На этот раз она не отказалась от угощения и поблагодарила сказочных персонажей за вкусное угощенье и те ей помогли и укрыли от Гусей-лебедей.

Домой они вернулись вечером ко времени прихода родителей.

Сказка учит сердечной доброте, любви и благодарности. Раскрывает главный смысл жизни человека – бережному и уважительному отношению к своей семье.

Учит не бояться трудностей, тому, что безвыходных ситуаций не бывает, нужно только немного изменить угол зрения на нее. Если раньше был не вежлив и ничего не получал, значит нужно научиться вежливости, тогда и остальные будут вежливы, добры и помогут в трудный момент.

Сказка учит не бояться решительных действий для достижения цели. Учит находчивости, анализу складывающейся ситуации.

3 стр., 1494 слов

«Мой любимый литературный герой» — описание персонажей сказок

... план сочинения по сказке «Гуси-лебеди» с примечаниями к нему: Это произведение является русской народной сказкой. Главная ее героиня — маленькая девочка. ... гуси-лебеди. Девочка обо всем догадалась и бросилась спасать братца. ... сказках, то не стоит приводить примеры из греческих мифов. Когда сочинение пишут на основе конкретного литературного ... рассчитывает. Конечно, герою должно ... он учил видеть ...

То, что сказка построена по классическим канонам русской народной сказки, например многократное использование числа три, не отменяет динамичного и захватывающего сюжета.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Отличие народной от литературной сказки

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/po-proizvedeniyu-gusi-lebedi-vorobev/

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева Гуси-лебеди , Преподавание литературы

2015.10.23

Реутова Наталья Алексеевна

Цель: помочь обучающимся воспринять большие, чистые, верные чувства между героями и акцентировать авторскую мысль о том, что во имя любви человек способен противостоять любым жестокостям войны и жизни.

Задачи:

  • совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся;
  • воспитание трепетного отношения к чувствам других людей, к чувству любви;
  • развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, межпредметные связи с историей.

2 стр., 749 слов

По картине В. Е. Маковского “Девочка с гусями в поле”

... Поэтому-то, наверное, так притягивает взор эта картина, хочется смотреть на нее еще и еще… Глоссарий: девочка с гусями в поле девочка с гусями в поле сочинение сочинение девочка с гусями в поле описание картины маковского девочка с гусями в поле маковский девочка с гусями в поле сочинение 1 votes, average: 5.00 out of ...

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о любви), дисскусия.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем анализировать произведение Константина Дмитриевича Воробьёва “Гуси — лебеди”.

Каким был человеком писатель? Как сложилась его судьба? Почему мы, прочитав его произведения, не можем остаться равнодушными к написанному?

Родился К. Д. Воробьёв 24сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Кто был его отец он не знал, а мать хранила тайну. Будучи взрослым, спросил, кто был его отец. Мать назвала фамилию – Письменов. Отчим относился к пасынку хорошо, но всё же не хватало отцовской ласки. А вскоре отец их покинул.

Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи.

Константин решил пойти работать в сельмаге. Там получал плату хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. В справке исправил год рождения на 1917. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете. Украл петуха, продал и уехал в 1937 году в Москву.

Жил у сестры Татьяны. В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу. После разгрома его подпольной группы пришёл в город Шауляй и 30 дней, не отрываясь от стола, писал повесть о плене. С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях(допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги).

Эта повесть под названием “Это мы, Господи!” опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. (“Гуси — лебеди”, “Штырь”, “Синель” и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом. Важная веха в творчестве К. Воробьёва – рубеж 50- 60 – х годов, когда одна за другой написаны повести “Сказание о моём ровеснике”(1960), “Убиты под Москвой”(1961), “Крик”(1962).

В основу этих повестей легли личные впечатления и переживания автора во время боёв под Москвой. Позже появляются “деревенские” повести: “Почем в Ракитном радости”(1964), “Мой друг Момич”(1965; в сокращенном виде под названием “Тётка Егориха” в 1967г. ).

В последних повестях писателя “Вот пришёл великан”(1971), “И всему роду твоему” (к началу 1974 г. была близка к завершению) – нет ни войны, ни коллективизации, но есть хаотичный поток повседневности, изнурительной серой обыденщины, мышиной войны самолюбий.

2 стр., 970 слов

Любовь в романе Война и мир Толстого

... на земле. Это чувство описывали многие поэты и писатели. Л. Н. Толстой – не исключение. В его бессмертном романе «Война и мир» очень хорошо раскрыта тема любви. ... веру в любовь. Любовь в романе Война и мир Несколько интересных сочинений Некоторые герои ... волнующие душу и умы читающих людей. Во многих рассказах писателя поднимается ... Мастер и Маргарита». Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в ...

Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе; перезахоронен в г. Курске.

  • Ребята, почему, прочитав произведение К. Д. Воробьева, мы не можем оставаться равнодушными?

(Ребята говорят о том, что произведения К. Воробьёва заставляют задуматься над смыслом жизни, потому что сам автор пережил всё, о чём писал ).

Анализ рассказа.

Литературовед И. П. Золотусский писал: “Проза Константина Воробьёва особая. Те же законы прозы, те же сюжет, композиция, характеры, но интонация какая – то не та, интонация другая – с первых строк резко взыскующая, истово реющая в полёте повести”.

Поговорим об особенностях рассказа.

1. Сюжет. Фабула.

  • Что такое сюжет? Фабула? Совпадает ли сюжет и фабула рассказа?(Нет. Автор в рассказе возвращается к прошедшим событиям. Этот приём

называется ретроспектива).

стихотворении Сергея Марьянова).

Прочтите, пожалуйста, стихотворение.

Отшумит тревога грозной были. Будет день – и я его дождусь: Не смахнув с ресниц дорожной пыли, У твоих дверей я постучусь. Я возьму твои худые руки Так же, как теперь я их беру, Расскажу,что в эти дни разлуки…

2. Композиция.

  • Как построена повесть? ( Главы. Повтор – интерпритация истории любви. Повесть в рассказе. Лирические отступления. Ребята приводят примеры из текста).
  • Назовите смысловые части рассказа?

3. Конфликт.

В каждом эпическом произведении есть свой конфликт. Дайте определение конфликта.

( Конфликт – противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. )

— Ребята, как вы считаете, какой конфликт в рассказе и причины его? ( Одна группа ребят доказывает примерами из текста, что в произведении противоречия между характером и обстоятельствами. Причина – война. Другая — придерживается мнения, что здесь конфликт – противоречия между различными сторонами характера, и приводит свои доказательства. )

Конфликт тесно связан с проблемами, которые поднимает автор в рассказе.

  • Какие проблемы поднимает автор в этом произведении? ( Проблемы памяти, выбора человека, смысла жизни, ответственности за другого человека, бережного отношения к природе. )

Все проблемы связаны одной темой – война и любовь. Именно любовь помогает преодолеть все преграды героям рассказа.

4. Герои рассказа.

“Память – поддержка и опора героев Воробьёва. Человек возвращается домой. Человек в памяти возвращается к пережитому. Память наводит мосты, соединяет разорванное”,- пишет И. Золотусский. Именно память о любимом человеке не даёт покоя героям.

  • Как автор изображает своих героев? Как показывает их переживания, эмоциональное состояние ?(Портреты героев: Марьянова Сергея, Лебедевой Татьяны. Примеры описания психологического состояния героев. )
  • Каждый из героев рассказа не верит в гибель любимого человека. Докажите.

(Татьяна уходит самовольно из партизанского отряда на поиски Сергея, не вернувшегося с разведки. Сергей приезжает после войны к Лебедевым домой в надежде увидеть Таню. Татьяна уезжает на родину Сергея. Сергей пишет повесть о Тане и в своём произведении всегда “спасает её от врагов”)

12 стр., 5944 слов

Философия любви в произведениях И. Тургенева

... 1837). Первое дошедшее до нас произведение Тургенев драматическая поэма "Стено" (написана ... дан портрет человека неустойчивого, рефлектирующего, то в рассказах "Гамлет Щигровского уезда" (1849), "Дневник ... Тургенев выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В ... литературы. В драматических произведения жанровых сценах "Безденежье" (1846), "Завтрак у предводителя" (1849, ...

Жизнь сильнее войны. Мысль о друг друге не даёт им покоя. Их верность – свята.

  • Какой эпизод рассказа заставляет нас задуматься над глубиной чувства любви и верности?

(Трагическая история лебедей. Пересказ. Обращаем внимание на фамилию героини-Лебедева. “Говорящая” фамилия. )

?(В продолжении разговора у костра он услышал историю Тани. Она жива!)

5. Особенности рассказа.

( Контраст. Фольклорные элементы: название, диалектные слова,повторы слов . Временные рамки: начало и конец рассказа – осень. Лирические отступления. )

  • В чём смысл названия рассказа – “Гуси — лебеди”?
  • Какова идея рассказа?
  • Ребята, чем каждого из вас поразил рассказ?

Да, война и любовь, вроде, несовместимые понятия. Но война – это и испытание и проверка больших чувств. Герои рассказа с честью и достоинством пронесли через горнило войны верность своим чувствам. Мы восхищаемся ими.

Обзор выставки книг по теме: “Война и любовь”.

Война и любовь. Эта тема раскрывается в произведениях таких писателей, как В. Распутин “Живи и помни”, В. Астафьев “Пастух и пастушка”, В. Быков “Альпийская баллада”, В. Богомолов “Зося”.

Эти книги есть в библиотеке!

Реализация творческого задания.

Любовь — разная. И отношение к этому чувству у каждого из нас своё.

Чтение своих стихотворений о любви обучающимися (Приложение 1).

Приложение 1

Что такое любовь?

Любовь полна тревог и страсти, Глубоких чувств, красивых слов. Любовь лишь временное счастье, Она живет среди веков. Любить нам никогда не поздно, Но и не рано никогда. И если любишь, то серьёзно, Быть может даже навсегда! Любовь прекрасна, превосходна, И если любишь — ты живёшь. Быть может, без любви жить можно, Но, может, вскоре ты умрёшь!

Матюхина Людмила, ученица 11 класса

Признание в любви .

Хочу сказать тебе три слова, Прошу, поверь, что это не шутя. Я не хочу сказать чего- нибудь плохого, Хочу сказать, что я люблю тебя! Тебе подарки и конфеты, Тебе улыбки и мечты. Тебе прекрасных роз букеты, Тебе, мой ангел красоты. Тебе всё лучшее на свете, Тебе одной я всё дарю, И не забудь слова ты эти, Котёнок, я тебя люблю!

Малинин Максим,

ученик 11 класса

О тебе.

Бывают мгновения улыбки твоей, Когда я пою или рада. Мне кажется, что для меня нет родней Такого манящего взгляда. Я чувствую нежность, тепло твоих рук И жар от горячих объятий. Больней и ужасней с тобою разлук, Поверь, ничего не бывает. Порой пониманию, что ты — Дон Жуан, Непрочная странная дверца, Что ты – мой красивый и нежный обман, Который храню в моём сердце! Я знаю о том, как прекрасны мечты, Которым исполниться сложно, Но всё же единственный мой – это ты! И больше никак не возможно!

3 стр., 1382 слов

Конь с розовой гривой по рассказу Астафьева 6 класс

... на подобные высказывания в его адрес. 6 класс Сочинение по рассказу Конь с розовой гривой 6 класс В данном рассказе идёт речь о маленьком мальчике, который ... средства обещает купить ему пряник в виде коня с той самой розовой гривой. К слову сказать, мальчик который был обделен различным сладостями ... очень некрасиво, но это был для него настоящий урок. Он просто должен был признаться в содеянном, так ...

Орешнева Елизавета, ученица 11 класса

Прости!

Бывает так: Влюбился ты, и мир вокруг тебя порозовел, И каждый день ты смотришь на неё, Она к тебе, не так как ты хотел! Бывает, подмигнёт с улыбкой И так заманчиво пройдёт, Своёй походкой, словно ангел, Умея показать свой торс! И думаешь ты лишь о ней, В её улыбке ловишь солнце, В глазах её ты ищешь встречную любовь, Которой ты так долго хочешь, Которую ты постоянно ждёшь! Но лишь тогда, когда тебе захочется открыться, Признаться ей во всей своей любви, Она посмотрит на тебя, Глазами полными безразличья, И скажет с холодом в устах: “Прости, ты просто друг”.

Плотицын Владимир,

ученик 11 класса