Рассуждение о поступках людей

Сочинение

Урок

Тема: Сочинение-рассуждение о поступках людей.

Тип урока

Цели:

  • Научить учащихся писать сочинение-рассуждение о поступках людей;
  • Развивать навыки работы над художественным текстом;
  • Формировать социальную и познавательную компетентности;

Содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных идеалов

Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Сообщение темы, целей урока.

Постановка задач и целей

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

  • Что такое рассуждение?

  • Вспомните план, по которому строится рассуждение

  • Какие еще типы речи, кроме рассуждения, вам известны?

ІУ. Мотивация

Люди совершают поступки, благородные и подлые, возвышающие человека и

унижающие его. Поступки есть отражение внутреннего мира, души человека.

Умению давать оценку поступкам, и своим, и чужим, мы будем сегодня учиться.

У. Чтение текста учителем

УІ. Работа над художественным текстом.

  • К какому стилю относится этот текст?
  • А можно ли однозначно определить тип речи его?
  • Сколько действующих лиц в тексте?
  • Какие чувства вызывают у вас каждый из них?
  • Если бы вы были журналистами и вам нужно было бы написать статью об этом случае, какие вопросы вы бы задали артистам цирка, администрации? (по одному вопросу от группы).
  • Определение проблемного вопроса. Можно ли доверять животным людям с холодными сердцами?
  • Если мы обратимся к плану, то увидим, что мы должны в тексте найти тезис.
  • Можете ли вы его определить?
  • А что еще есть в тексте, что нам пригодится в работе над сочинением?
  • А что нам нужно собрать? (аргументы)

УІІ. Работа в группах

Задание: дома вы подбирали афоризмы о человеке, его взаимоотношении с окружающим миром, о природе.

Чтобы лучше понять всю бесчеловечность происшедшего с верблюжонком, чтобы глубже ощутить, как наши действия могут отозваться в душах других людей или просто живых существ, давайте составим сценарий отдельных эпизодов (по 1 кадру, от каждой группы).

1 группа

Вся труппа торопливо собиралась с дорогу; ехали тожебыстро, т.к. по договору через три дня новогодних представлений ждали симферопольцы.

5 стр., 2351 слов

Рассуждение «Каждый человек есть живой излучающий личный центр. ...

... полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1) Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2) Поймут ...

А тут, как на беду, у одной машины, тащившей фургон, забарахлил мотор. К счастью, неподалеку находилась автобаза. Фургон отцепили и оставили на территории автохозяйства, а цирк поехал дальше.

2 группа

Замка на фургоне не было, только задвижка,ее-то Вера Ивановна и отодвинула, осторожно и не торопясь. Распахнула дверцы и – обмерла…

Из фургонного полумрака на нее смотрели глаза – огромные, с затаенным смертельным ужасом и неизбывной тоской. На худой вытянутой морде они казались черными провалами, и не понятно было, как теплилась еще в них жизнь.

3 группа

В одно мгновение Вера Ивановна поняла все, что произошло с малышом. Нужно было что-то делать –срочно, немедленно. Ноги сами понесли ее в ближайший ларек, где она купила булку хлеба. Как бежала назад – уже не помнит. Помнит только, как кормила хлебом верблюжонка, осторожное прикосновение к рукам его мягких, бархатных губ. А когда не осталось больше ни крошки, имз огромных черных глаз верблюжонка покатились крупные, горячие слезы. Он плакал совсем как человек.

4 группа

Новость о том, что автопарк пополнился (недаром ведь верблюда называют кораблем пустыни), облетела всю автобазу быстро. Работники предприятия с сочувствием и теплотой отнеслись к малышу, стали подкармливать, выхаживать.

Развертывание

В данной работе рассматривается история о верблюжонке по имени Сенька, который жил в цирке. Сенька был добрым и отзывчивым животным, которое всегда смотрело в лица людей, приходивших к нему. Автор интересуется, о чем думает Сенька в такие моменты.

В конце урока предлагается индивидуальное задание, которое заключается в написании сочинения-рассуждения о поступках людей, оценке их по тексту и придумывании названия для этого сочинения.

Дополнительный материал, представленный в виде цитат, подчеркивает важность ответственности и совести человека, а также значение сострадания и заботы о живых существах.

К теме «Сочинение-рассуждение» (о верблюжонке Сеньке)

Автор отмечает, что мы часто говорим о себе с превосходством и забываем о природе, которая дала начало всем живым существам, включая нас. Мы выражаем любовь к природе словами, но на деле не всегда действуем соответственно.

Автор приводит пример верблюжонка Сеньки, который жил в цирке и был забыт всеми, когда остальные животные уехали. Сенька оказался запертым в холодном контейнере без еды и воды. Он плакал и ждал помощи, но никто не искал его. Через месяц Сеньку все-таки нашли, накормили и обогрели.

Автор отмечает, что верблюдов часто называют скотами, но Сенька показал, что они также нуждаются в заботе и внимании. Он поднимает вопрос о том, как мы относимся к другим живым существам и призывает нас быть ответственными и сострадательными, чтобы не позорить человечество.

С Сенькой люди поменялись,

Видимо, местами.

Больше ни крошки, из огромных черных глаз верблюжонка покатились крупные, горячие слезы. Он плакал совсем как человек. Вера Ивановна наломала ивовых веток, предложила их маленькому жителю пустыни, волей жестокой судьбы оказавшемуся так далеко от своей настоящей родины; он съел и их. Тогда она торопливо пошла в рабочую столовую, собрала остатки пищи и принесла их голодному животному. В мгновение ока на полу фургона, куда Вера Ивановна положила теплое месиво, осталось только мокрое пятно.

Новость о том, что автопарк пополнился (недаром ведь верблюда называют кораблем пустыни), облетела всю автобазу быстро. Работники предприятия с сочувствием и теплотой отнеслись к малышу, стали подкармливать, выхаживать его, даже имя ему придумали – Сенька. Осторожно он берет угощения, внимательно смотрит в лица тех, кто к нему приходит. О чем он думает в такие минуты?…

Но больше всех Сенька любит Веру Ивановну, ждет ее и ласково трется головой о ее добрые руки. Вот только глаза по-прежнему печальны и совсем по-человечески полны горькой обиды.

Есть у этой истории продолжение, но точку пока ставить рано.

Работники автопредприятия отослали телеграмму, адресованную администрации цирка. Которому принадлежал верблюжонок. Дирекция ответила, что уже выслана машина для транспортировки животного. Но автобаза единогласно решила не отдавать Сеньку тем, кто его предал, и добиться через суд решения оставить верблюжонка в местном зоопарке. Неизвестно пока, как решится судьба многострадального Сеньки, только очень хочется, чтобы он попал к людям, сумевшим сохранить человеческую любовь и сострадание ко всему живому.

Опять вспоминается Экзюпери, но только хочется его немного перефразировать: «Быть человеком- это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд даже за то, чего не совершал…»