Рассуждение о поступках людей

Урок

Тема: Сочинение-рассуждение о поступках людей.

Тип урока

Цели : Научить учащихся писать сочинение-рассуждение о поступках людей;

  • развивать навыки работы над художественным текстом;
  • формировать социальную и познавательную компетентности;

содействовать формированию и воспитанию высоких нравственных

идеалов

Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Сообщение темы, целей урока.

Постановка задач и целей

ІІІ.Актуализация опорных знаний.

  • Что такое рассуждение?

  • Вспомните план, по которому стоится рассуждение

  • Какие еще типы речи, кроме рассуждения, вам известны?

ІУ. Мотивация

Люди совершают поступки, благородные и подлые, возвышающие человека и

унижающие его. Поступки есть отражение внутреннего мира, души человека.

Умению давать оценку поступкам, и своим, и чужим, мы будем сегодня учиться.

У. Чтение текста учителем

УІ. Работа над художественным текстом.

  • К какому стилю относится этот текст?
  • А можно ли однозначно определить тип речи его?
  • Сколько действующих лиц в тексте?
  • Какие чувства вызывают у вас каждый из них?
  • Если бы вы были журналистами и вам нужно было бы написать статью об этом

случае, какие вопросы вы бы задали артистам цирка, администрации? (по одному

вопросу от группы).

  • Определение проблемного вопроса. Можно ли людям с холодными сердцами

доверять животных?

  • Если мы обратимся к плану, то увидим, что мы должны в тексте найти тезис.

Можете ли вы его определить?

  • А что еще есть в тексте, что нам пригодится в работе над сочинением?
  • А что нам нужно собрать? (аргументы)

УІІ. Работа в группах

Задание: дома вы подбирали афоризмы о человеке, его взаимоотношении с

окружающим миром, о природе.

Используя эти афоризмы, каждая группа должна предложить по

одному аргументу, объяснив свое понимание афоризма. Сузить его до

крылатого выражения, чтобы ввести в план в качестве отдельного

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... не вдумываясь в них. Потому нередко, и даже часто, можно услышать стандартные конструкции, определенные стереотипы для каждой конкретной ежедневной ситуации. Если рассматривать краткий текст разговорного стиля речи, примеры из ...

пункта.

УІІІ. Обсуждение пунктов плана. Составление плана.

Составление сценария.

ІХ. Чтобы лучше понять всю бесчеловечность происшедшего с верблюжонком, чтобы

глубже ощутить, как наши действия могут отозваться в душах других людей или

просто живых существ, давайте составим сценарий отдельных эпизодов (по 1 кадру,

от каждой группы)

1 группа

Вся труппа торопливо собиралась с дорогу; ехали тожебыстро, т.к. по договору

через три дня новогодних представлений ждали симферопольцы.

А тут, как на беду, у одной машины, тащившей фургон, забарахлил мотор. К

счастью, неподалеку находилась автобаза. Фургон отцепили и оставили на

территории автохозяйства, а цирк поехал дальше.

2 группа

Замка на фургоне не было, только задвижка,ее-то Вера Ивановна и отодвинула,

осторожно и не торопясь. Распахнула дверцы и – обмерла…

Из фургонного полумрака на нее смотрели глаза – огромные, с затаенным

смертельным ужасом и неизбывной тоской. На худой вытянутой морде они

казались черными провалами, и не понятно было, как теплилась еще в них жизнь.

3 группа

В одно мгновение Вера Ивановна поняла все, что произошло с малышом. Нужно

было что-то делать –срочно, немедленно. Ноги сами понесли ее в ближайший

ларек,где она купила булку хлеба. Как бежала назад – уже не помнит. Помнит

только, как кормила хлебом верблюжонка, осторожное прикосновение к рукам его

мягких, бархатных губ. А когда не осталось больше ни крошки, имз огромных

черных глаз верблюжонка покатились крупные, горячие слезы. Он плакал совсем

как человек.

4 группа

Новость о том, что автопарк пополнился (недаром ведь верблюда называют

кораблем пустыни), облетела всю автобазу быстро. Работники предприятия с

сочувствием и теплотой отнеслись к малышу, стали подкармливать, выхаживать

его, даже имя ему придумали — Сенька. Осторожно он берет угощения,

внимательно смотрит в лица тех, кто к нему приходит. О чем он думает в такие

минуты?…

Х. Демонстрация рисунков верблюжонка.

ХІ. Подведение итогов.

Индивидуальные задания.

ХІІ. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение о поступках людей( по тексту).

Дать им оценку.

Придумать название.

Дополнительный материал к уроку.

  • Чем большую ответственность человек берет на себя, тем он выше и больше.
  • Совесть человека в его делах. (Г.Ибсен)
  • Пусть пламя сердца вашего пылает огнем сострадания. В сострадании заложена

великая жемчужина Тайного Знания.

  • Пусть девизом в жизни человека станут слова: «Спаси и сохрани»- только

обращенные не к Богу, а к самому себе по отношению ко всему живому.

  • «Помните, что у растений и животных нет депутатов, за них некому заступиться,

кроме нас, людей, которые вместе с нами заселяют эту планету». (Джеральд Даррелл)

1 стр., 440 слов

По роману Ивана Мележа “Люди на болоте”, : “Любовь Василия и Ганны”

... собой и не стремилась защищаться едкими шутками, потому что Василия она полюбила. Трагично складывается дальнейшее повествование романа, когда на Ганну обратил внимание Евхим, сын кулака. Ему было ... привязанный к своей земле Василий слишком мрачен и занят хозяйственными заботами, отодвинув все остальное на второй план. Можно сказать, что он плывет по течению, двигаясь только к ...

К теме «Сочинение-рассуждение» (о верблюжонке Сеньке)

Мы привыкли с превосходством

О себе поговорить.

Часть большой «цепи природы»

Может землю погубить.

Землю, что дала начало

Всем живущим существом,

Птичкам, бабочкам, верблюдам

И, в конечном счете, нам.

На словах природу любим

Охраняем, бережем.

А на деле – убиваем.

Забывая обо всем.

В одном цирке верблюжонок

Добрый Сенька жил.

В горбике своем на спинке

Пропитанье он носил.

Переезды всем животным

Не в новинку были.

Все уехали, а Сеньку-

Верблюда забыли.

Жил в контейнере холодном

Без воды и пищи.

Думал Сенька – верблюжонок

Может, люди ищут?

В темноте один остался.

Жить хотел упрямо.

Бедненький, он громко плакал,

Звал друзей и маму.

Через месяц чуть живого

Сеньку отыскали

Обогрели, накормили,

Снова приласкали.

Знаю я, что называют

Верблюдов скотами.

С Сенькой люди поменялись,

Видимо, местами.

больше ни крошки, из огромных черных глаз верблюжонка покатились крупные, горячие слезы. Он плакал совсем как человек. Вера Ивановна наломала ивовых веток, предложила их маленькому жителю пустыни, волей жестокой судьбы оказавшемуся так далеко от своей настоящей родины; он съел и их. Тогда она торопливо пошла в рабочую столовую, собрала остатки пищи и принесла их голодному животному. В мгновение ока на полу фургона, куда Вера Ивановна положила теплое месиво, осталось только мокрое пятно.

Новость о том, что автопарк пополнился (недаром ведь верблюда называют кораблем пустыни), облетела всю автобазу быстро. Работники предприятия с сочувствием и теплотой отнеслись к малышу, стали подкармливать, выхаживать его, даже имя ему придумали – Сенька. Осторожно он берет угощения, внимательно смотрит в лица тех, кто к нему приходит. О чем он думает в такие минуты?…

Но больше всех Сенька любит Веру Ивановну, ждет ее и ласково трется головой о ее добрые руки. Вот только глаза по-прежнему печальны и совсем по-человечески полны горькой обиды.

Есть у этой истории продолжение, но точку пока ставить рано.

Работники автопредприятия отослали телеграмму, адресованную администрации цирка. Которому принадлежал верблюжонок. Дирекция ответила, что уже выслана машина для транспортировки животного. Но автобаза единогласно решила не отдавать Сеньку тем, кто его предал, и добиться через суд решения оставить верблюжонка в местном зоопарке. Неизвестно пока, как решится судьба многострадального Сеньки, только очень хочется, чтобы он попал к людям, сумевшим сохранить человеческую любовь и сострадание ко всему живому.

17 стр., 8179 слов

Конкурсное районное : «В труде — красота человека.»

... и положительный след на земле. Сочинение на тему труд красит человека Козликина Татьяна Сергеевна ... труде – красота человека Михаил Пришвин писал, что «все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека». Продолжая эти слова, могу сказать, что человек по-настоящему красив и славен только своим трудом. В труде ... ее непреложность. Труд облагораживает человека. В русском фольклоре, как ...

Опять вспоминается Экзюпери, но только хочется его немного перефразировать: «Быть человеком- это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд даже за то, чего не совершал…»