Рассуждение по прочитанному тексту

Сочинение

«Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту»

Русский язык 10 класс ___.___.___

Урок 14

Тема: Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Цели: обобщить знания об особенностях художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста; формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам; обучить учащихся формулировке проблемы текста; воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

Ход урока

Эпиграф: «Родительская любовь – единственное

бескорыстное чувство на свете».

С. Моэм

I. Организационное начало урока:

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя, Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней, Останется тайной опорой твоей.

(В. Берестов)

Такими стихотворными строчками я бы передала огромную значимость родительской любви в жизни человека. Границы родительской любви определить трудно, как невозможно перечислить и способы ее проявления и последствия. И не всегда мы ценим доброе, заботливое отношение своих родителей. Особенно такое взаимонепонимание происходит в детском и подростковом возрасте. А ведь они своими наставлениями, поучениями хотят оберегать нас от ошибок, поддержать в трудную минуту, указать правильный путь. Это самоотверженная родительская любовь, готовая принять всю твою боль и поражение – единственное чувство на свете. Это твоя надежная опора в жизни, которую надо беречь, как зеницу ока.

Однако как часто происходит с нами, силу этой любви мы пониманием с опозданием. Иногда с большим: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Так давайте же будем внимательны к своим дорогим родителям, с благодарностью воспримем их заботу и любовь. А временные взаимонепонимания они разрешимы. Известный советский писатель А. А. Фадеев в одном из своих произведений задаёт такой вопрос: «Кого больше мы обижаем на свете?» и отвечает: «Матерей»:

Легче всего обидеть мать., Она обидой не ответит,, И только будет повторять:

«Не простудись, сегодня ветер!»

3 стр., 1050 слов

Проблема любви к родному городу (текст Г.А. Горышина)

... Я находил в себе любовь и подбирал к любви, как подбирают по слуху музыку, её выражающие слова. (45) Учитель словесности похвалил моё сочинение «За что я люблю мой город». (46)Похвалу я ... вдруг пригодиться тебе, как дружки-товарищи, как добрая твоя бабушка, как не найденная ещё тобой ... переулкам, следил за собою: в каком месте вдруг вздрогнет душа? (29)Почему? (ЗО)Набережные, мосты, проспекты и переулки ...

Легче всего обидеть мать., Пройдут года, мы станем выше.

И кто-то, губы сжав опять,

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать!»

И, может быть, его услышат!

2. Работа с текстом.

Сегодня мы с вами продолжим работу по совершенствованию навыков анализа текста, попутно вспомним важные орфографические и пунктуационные правила, познакомимся с требованиями к 26 заданию ЕГЭ. Вам на дом был предложен отрывок из рассказа Н. Аксёновой (тексты раздаются).

Внимательно прочитали текст.

(1) В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2) Он садился на стул возле елки, долго пиликал на своем баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4) Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5) Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и (не) красивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!) но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчеркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11) Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12) У меня начался отит. (13) От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14) Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замерзнем. (16) Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17) Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19) Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется все мужество!» (20) Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21) Он открыл машину и вышел в ревущую ночь. (22) Дверца захлопнулись за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23) Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24) Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обреченно смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шёпотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышал, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(По Н. Аксеновой).

2.1. Выразительное чтение текста.

2.2. Речеведческий анализ

а) определите тему текста

(Родительская любовь. Горькое воспоминание об отце. Мужество отца)

б) выделите микротемы, связанные с темой.

1. В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец.

2. «Нам потребуется всё мужество!»

3. Он долго потом болел.

4. Горькое воспоминание об отце.

в) как вы думаете, какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1. Несправедливое отношение девочки к своему отцу.

2. Глубина любви отца к дочери в его поступках.

3. Сила любви во внешней красоте человека.

4. Перед силой самоотверженной любви отступают все преграды.

г) В чём заключается основная мысль рассказа? Что утверждал своим текстом автор.

1.Дети зачастую воспринимают лишь внешнюю красоту человека.

2. Только с возрастом приходит осознание подлинной родительской любви.

д) К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? Почему?

Художественный стиль. Автор передаёт эмоциональное состояние героя: «ненавидела утренники», «несла тяжкий крест», «я готова была провалиться сквозь землю от стыда», «наряжая ёлку, всегда плачу». Использованы изобразительно-художественные средства: сравнения (нос как у клоуна), эпитеты (дикая боль), олицетворение (боль кружила).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера применения

Используется в художественных произведениях

Задача речи

Нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать читателю чувства(эмоции) , которые испытывает автор

Стилевые черты

Высказывание бывает конкретным. Образным, эмоциональным

Языковые средства

Конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения восклицательные, вопросительные, с однородными членами

Использование изобразительно- выразительных других стилей

Множество изобразительно-выразительных средств; эмоционально- оценочных слов; риторических вопросов и восклицаний и.т.д.

Эстетическая функция художественного стиля речи

Эмоциональное воздействие на читателя

3. Подготовка к написанию сочинения.

Учитель: Для успешного написания сочинения я вам предлагаю памятку «Советы учащимся».

  • Что такое проблема? (Ответы учащихся:
  • Задача, которая требует решения; вопрос, поднимаемый автором в тексте)

Проблема – это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную. Сформулировать проблему можно двумя способами:

1) оценить объект проблемы – чья это проблема или что это за проблема;

2) определить проблему в виде вопроса. Итак, какую проблему поднимает автор?

Ответы:

1. Проблему «отцов» и «детей»

2. Проблему нравственности

3. Взаимоотношения родителей и детей.

4. Душевной красоты человека.

5. Проблему совести.)

ПРОБЛЕМА – это сложный вопрос, требующий решения. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, основную, актуальную, злободневную, острую, социальную, политическую, национальную, международную.

Следующий этап работы над сочинением – прокомментировать проблему. Комментарий – это рассуждение, а не пересказ. Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Также возможны два способа изложения:

1) от частных фактов к формулировке проблемы

2) от формулировки проблемы к комментарию. Прокомментируем проблему нашего текста.

4. Написание сочинения-рассуждения в черновиках.

III. Подведение итогов урока

Домашнее задание:

_________________________________________________________________________________________

Русский язык 10 класс ___.___.___

Урок 15

Тема: Р.р. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Цели: обобщить знания об особенностях художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста; формировать умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам; обучить учащихся формулировке проблемы текста; воспитывать уважительное и доброе отношение к своим родителям.

Ход урока

I. Организационное начало урока:

II. Работа по теме урока.

III. Подведение итогов урока

Домашнее задание:

2