Урок развития речи в 5 классе «Описание матрёшки»

Сочинение

— Покажите ромашки.

(Учитель тоже показывает свою ромашку)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Групповая, индивидуальная

Регулятивные:

Листы обратной связи

2.Актуали-зация и пробное учебное действие

4 минуты

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

— Ребята, посмотрите на экран, давайте сначала прочитаем текст №2.

— О чем этот текст?

— Интересно ли было вам узнать о жостовской росписи? Что именно вам показалось занимательным?

Выслушиваю варианты ответов детей

— Прочитайте текст под номером 1 об этом же народном промысле.

— Так ли он интересен, как второй? Почему? (Во втором тексте научное описание, как в энциклопедии, автор менее эмоционален, меньше восхищается красотой изделий.)

Подумайте!

— Какое из этих описаний вы можете прочитать в книге о народных промыслах?

-В каком описании автор выражает отношение к предмету?

Выслушиваю варианты ответов детей

(Тема и цель написания)

-Значит, при написании текста необходимо не только определить тему, но и решить, для кого и с какой целью текст пишется. Работа такого рода предполагает наличие определённого круга читателей и слушателей — товарищей, сверстников, одноклассников.

(Описание предмета)

-Какой стиль речи поможет сделать наше описание ярким, красочным и интересным: научный, художественный, разговорный?

(Художественный)

-Объясните ваш выбор? ( Художественный стиль предполагает словесное рисование предмета, автор выражает свое отношение к нему)

-Таким образом, стиль, который мы выбираем, поможет нам образно, красочно и эмоционально описать предмет.

(Описание предмета в художественном стиле)

19 стр., 9243 слов

Художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики ...

... Иоганна Фауста» А.Шнитке. Предмет исследования - художественная индивидуальность автора сквозь призму полистилистики (на примере творчества Альфреда Шнитке). Цель дипломной работы - рассмотреть ... анализ творческого пути композитора. Авторы описывают наиболее значительные сочинения, затрагивая период формирования, становления и эволюции композиторского стиля. Биографические же данные ...

— Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-описания предмета.

Воспринимают на слух информацию, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Вопросы для уточнения информации. Устные ответы

3.Выявле-ние места и причины затруднения

3 минуты

Эвристическая беседа, мотивация деятельности

На доске записываю число, тему: «Описание предмета»., Текст описательного характера).

(Будем чему-то учиться, что-то мастерить, творить)

(Записан на доске)

— Скажите, у вас дома есть копилки?

— Что вы в них копите?

. (Приложение 2)

— Дома вы напишете мини-сочинение, создадите свой художественный образ предмета, используя слова из копилок.

— А теперь представьте, что наша творческая мастерская находится в музее народных промыслов. (Показываю выставочный зал «музея». На экране предметы народных промыслов: посуда, игрушки, кроме матрешки, шкатулка, рушник с вышивкой, кружево и т.д.)

— Какие предметы народного творчества представлены в нашем музее?

— А какие игрушки вы здесь видите?

— Вы любите играть в игрушки? А какие игрушки у вас любимые?

(Оберегала и походила на идола, помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.)

Дополняю ответы, организую и сопровождаю деятельность обучающихся.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:, Познавательные:

Устные ответы

4.Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения

7 минут

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем.

Формулирую цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

— Рассказываю я вам об игрушках неслучайно: темой нашего описания будет не простая игрушка – особенная. Попробуйте догадаться, что описывается в этом стихотворении.

Алый, шелковый платочек,, Яркий сарафан в цветочек,, Упирается рука, В деревянные бока., А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко…

Это русская (матрешка ).

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения ...

... отражения личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема ...

— О каких признаках предмета в нем говорится?

(Раздаю матрешек каждой группе)

— На листах запишите тему: «Описание матрешки».

История создания русской матрешки

(Предварительное задание для экскурсоводов)

1 экскурсовод.

(Дети рассматривают матрешки)

2 экскурсовод.

— Прадед русской матрешки – японский мудрец ФукурУма. Первая русская матрешка была выточена и расписана только в конце 19 века по образцу, привезенному из Японии.

3 экскурсовод.

— Первая русская матрешка была выточена игрушечником Василием Звездочкиным по эскизам художника Сергея Малютина, который впервые красочно ее раскрасил. Родиной русской матрешки считают город Сергиев Посад в Московской области, который после революции переименовали в Загорск.

4 экскурсовод.

— Современным центром по изготовлению матрешек является город Семенов Нижегородской области. В 20-ом веке матрешка стала не только популярной игрушкой, но и русским сувениром. Его стараются приобрести туристы, побывавшие в нашей стране.

Обобщение в виде разгадывания

тематического кроссворда

(Раздаю листы с кроссвордами)

— А теперь разгадаем кроссворд, отражающий тему урока.

(Матрешка)

1.Народное художественное творчество (изготовление игрушек, предметов быта, украшений) — народный …

2.Элемент женского костюма матрёшки.

3.Художник, который впервые расписал матрешку.

4.Название города, в котором родилась матрешка.

5.Современный центр по изготовлению матрешек.

6.Назначение матрешки.

7.Имя японского мудреца, прадеда матрешки.

8.Головной убор матрешки.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Обобщают полученные знания.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Самостоятельное извлечение знаний

Личностные:, Познавательные:, Регулятивные:, Коммуникативные:

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации.

5.Творческая практическая деятельность реализации построенного проекта

7 минут

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Блок «Творческая мастерская». «Подмастерья»

Сейчас вы в нашей творческой мастерской будете работать в качестве подмастерьев. Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера).

4 стр., 1855 слов

Конспект : -описание предмета. «Моя любимая игрушка»

... самая любимая моя игрушка. Дети подготавливаются к написанию сочинения. Пишут сочинение – описание. Проверяют можно ли представить игрушку по их описанию, подчеркивают слова, которые подобрали для описания игрушки. Проверка грамотности написания сочинения. IV. Рефлексия. Итоги урока Рефлексирует ...

1.Слово-магнит (ассоциации).

— Представьте, что слово «матрешка» — это магнит. Какие слова к нему притягиваются? Какие ассоциации у вас возникают?

— Запишите 3-4 слова, которые к нему притянулись. Получилось «поле слов». Оно вам понадобится для работы над описанием матрешки в творческой мастерской.

2.Работа над описанием.

(На доске)

Схема работы над описанием.

1.Охарактеризуйте общий вид предмета.

2.Назовите наиболее характерные признаки предмета.

3.Продумайте последовательность описания признаков.

4.Придумайте заглавие.

— Как вы думаете, для чего вводится в текст описание предмета?

(Описание предмета вводится в текст для того, чтобы передать мысли, чувства, настроение автора, его отношение к описываемому предмету, раскрыть характер хозяина вещи.)

3.Выбор заголовка.

— Чтобы ваше сочинение сразу привлекло внимание читателей, нужно придумать яркий, интересный заголовок.

(Заголовки на презентации, открываю)

— Какой из этих заголовков вы выбрали бы для своего сочинения? Почему?

Матрешка – необычная игрушка., Матрешка – самобытная игрушка., Матрешка – символ дружной семьи.

Как вы объясните слово «самобытная»? (Свойственная только культуре русского народа, национальная игрушка.)

— Вы можете выбрать один из этих заголовков или придумать свой. Запишите на листах

Физкультминутка (под песню и видео «Матрешки»), Организую и сопровождаю деятельность детей.

Проводят лексическую работу, вспоминают схему работы над описанием, озаглавливают сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Личностные:, Регулятивные:, Коммуникативные

Вопросы для уточнения информации, устные ответы