Конспект развития речи в 8 классе » -описание по репродукции картины»

Сочинение

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Урок развития речи

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

8 класс

Учитель:

Елисеева Ж.В.

Севастополь — 2017

Урок № 54 Р.р. Сочинение-описание по репродукции картины

( по выбору: Ф. Васильев «Мокрый луг», В. Поленов «Заросший пруд»)

Цель : совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна; развитие способности делать самостоятельный выбор; воспитание у учащихся любви к природе.

Задачи :

  • рассмотреть и проанализировать репродукции картин, выявить общее и отличное, способствовать выбору учащимися той репродукции, которая наиболее соответствует внутреннему миру или настроению;
  • составить схему написания сочинения, подобрать материал для сочинения;
  • повторить дефисное написание сложных прилагательных, н \нн в причастиях, а также правила постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах;
  • совершенствовать навык использования назывных предложений при создании описания.

Оборудование:

  • оформленная доска: тема урока, эпиграф;
  • репродукции картин;
  • Giovanni Marradi – Dawn);
  • презентация к уроку;

раздаточный материал

Эпиграф:

… Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

( Николай Иванович РылЕнков)

Ход урока:

Орг. момент, Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать строками из стихотворения поэта 20 столетия Николая Ивановича Рыленкова.

  • О любви к чему говорит поэт? ( о любви к родине)
  • А для того, чтобы понять степень любви автора строк к своей малой родине, что необходимо сделать? ( уметь в самой незначительной мелочи увидеть прекрасное).

Giovanni Marradi – Dawn)

«….В … крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы…»

  • Вы наверняка вспомнили ,из какого произведения данные строки. ( К. Паустовский «Мещёрский край», гл. «Обыкновенная земля»)

Сегодня нам предстоит познакомиться с репродукциями двух русских художников, которые на своих полотнах с необыкновенной любовью изобразили обыкновенное. В ходе урока вы сами определитесь, какая картина наиболее близка вам, какую из них вы выберете для своего сочинения – описания.

55 стр., 27144 слов

Сочинение нравственные уроки солженицына что может правда

... является книга. А чему научит нас современная литература? Признай­тесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева ... как "церковная мышка», больна, но отказать в помощи не может. И очень важное качество отмечает в ней автор - ... РЕФЕРАТ «НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР» Выполнил: Лапин Иван, учащийся ...

  • Запишите тему урока и эпиграф к нему.

3. Актуализация опорных знаний.

— Прежде всего давайте вспомним, что представляет собой такой тип речи как описание? ( Описание – это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Цель описания – дать адресату наиболее полное представление о предмете.)

  • Что характерно для художественного описания? ( наличие изобразительно –выразительных средств, помогающих более образно передать описываемую картину)
  • Какие части речи преобладают в описании? ( Существительные, прилагательные и причастия)
  • Выполните задание: вам представлены словосочетания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните правописание.

( один человек выполняет задание у доски, класс – в раздаточном материале);взаимопроверка; подчеркните словосочетания, которые могут вам пригодиться при написании сочинения.

Слайд № 3

Задание 1

Осе…ий дождь; ( много)числе…ые оттенки; ра…ее утро; насыще…ый влагой воздух; облака пронзё…ые солнечными лучами ; (бледно)голубое небо; деревя…ый мостик; линия горизонта намере…о удале…а; (иссине)чёрная; (тёмно)синяя; (разно)цветный;.картина наполне..а светом, произведение называют монументальным и продума..ым.

4. Работа над темой

4.1 Композиция сочинения — описания

  • Такая форма работы, как описание картины, вам уже знакома. Давайте вспомним последовательность работы, характерную для данного типа описания. ( ответы учащихся)

Слайд 4 ( последовательность работы над описанием картины:

1.Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности творчества художника).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий и так далее).

3. Описание картины:

  • сюжет картины (о чем повествует картина);
  • что изображено на переднем плане;
  • что изображено на заднем плане картины;
  • описать основных героев картины (если они есть);
  • основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
  • какое настроение передает эта картина.

4. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).)

  • В соответствии с данной последовательностью мы будем строить композицию нашего сочинения. Репродукции картин находятся в учебнике на стр. 38. Всмотритесь в них.

4.2 Общее впечатление от картин

  • Что объединяет данные картины? ( пейзаж, изображение уголка простой русской природы)
  • Назовите авторов и названия картин.

4.3 Сведения о художниках и истории создания анализируемых картин

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... - рефлексия личного опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере (рекомендуется пользоваться программой PowerPoint). Содержит ... друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии с опорой на психологические ...

— Выполняя дома индивидуальное задание, ваша одноклассница подготовила краткое сообщение о жизни и творчестве Фёдора Александровича Васильева и Василия Дмитриевича Поленова. Давайте послушаем его, а необходимые сведения будем записывать в таблицы, которые находятся в раздаточном материале. Свои записи вы сможете использовать при самостоятельной работе над сочинением.

Слайд №4 ( В. Д. Поленов 1844 – 1927)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Родился в Петербурге в многодетной, культурной дворянской семье: отец – известный археолог и библиОграф, мать — урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором. Немалое значение в воспитании имела бабушка художника Вера Николаевна Войекова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль» .

Поленов получил прекрасное образование, учился охотно и успешно. На протяжении всей жизни много путешествовал. Все свои впечатления переносил на свои полотна. В 47 лет был избран действительным членом Академии художеств. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886—1887 гг.), «Среди учителей» (1896 г.);

  • Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (1880 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

Слайд № 5 ( Ф. А. Васильев 1850 – 1873)

Федор Александрович Васильев – талантливый русский художник-пейзажист, современник Саврасова, Шишкина, Репина и других замечательных мастеров 2-й половины 19 века. Искусствоведы отмечают, что он был художником-самоучкой, а начал создавать талантливые произведения в 18 лет.

Но как-то неожиданно, почти внезапно вошёл он на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в 2-3 года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Васильев был весёлым, остроумным, темпераментным человеком, который прожил всего 23 года. Он был болен неизлечимой тогда болезнью – чахоткой. Последние 2 года он прожил в Крыму, в Ялте.

«Мокрый луг» (1872 ),«Болото в лесу. Осень» (1873),

— Картина «Мокрый луг» была написана в 1872 году 22-хлетним юношей, всего за год до его смерти. В июле 1871 года Фёдор Васильев, у которого врачи обнаружили чахотку, с целью поправить здоровье приезжает в Крым, в Ялту. Там, в краю цветущих магнолий, экзотических пальм, он, основываясь на своих воспоминаниях и зарисовках, не с натуры, пишет картину «Мокрый луг», воссоздавая неброскую прелесть родной земли. Всмотритесь в изображение.

2 стр., 842 слов

По картине Васильева Мокрый луг 5, 8 класс (описание)

... природой, а на душе так легко-легко. Сочинение по картине Мокрый луг Васильева На картине мы видим достаточно традиционный русский пейзаж, изображенный Васильевым, как и многими пейзажистами до ... солнышку, которое своими лучами заняло намного большее пространство... 8 класс. 5 класс. Интересные сочинения по картинам Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил ...

Слайд №6 (картина Васильева «Мокрый луг»)

— На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

Слайд № 7 (последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

— Что изображено на картине? ( только что прошла гроза, смена погоды: солнечные лучи пробиваются сквозь тёмные тучи, низ картины — влажная после дождя трава, небольшая заводь, в которой отображаются лучи солнца, середина – небольшой косогор, несколько деревьев, сгибающиеся под порывами ветра, бескрайний горизонт, где земля сливается с небом, верх – небо, которое заслуживает особого внимания.)

— Можно ли установить взаимосвязь изображаемого художником с его возрастом, состоянием? ( возможно, лучи солнца – некий символ надежды на победу над болезнью, изображение некой закономерности устройства природы, частью которой является и человек: гроза, стихия сменяется покоем и умиротворением)

Слайд № 8 ( картина Поленова «Заросший пруд»)

— Картина «Заросший пруд» написана в 1879 году. Художнику на момент создания картины 35 лет. Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне ПетрУшки под Киевом. Известно, что, будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. Впоследствии он исполнил свою мечту, приобретя дом на берегу реки Оки. Всмотритесь в изображение.

  • Каково общее настроение данной картины? ( покой, гармония, спокойствие, философские размышление)

— Что мы видим на этой картине? ( низ картины – небольшая зелёная лужайка, усыпанная белыми ромашками, пруд, заросший ряской и кувшинками, середина — деревянный мостик, тропинку, ведущую к еле заметной скамеечке, на которой так приятно посидеть в знойный летний день, прячась в тени вековых деревьев, сидящая на скамейке девушка, верх – буйная зелень вековых деревьев, небольшой клочок ясного неба)

4.4 Составление рабочих материалов, Задание в четвёрках:

  • К существительным, которые вы выписали, подберите причастные обороты ( ответы учащихся)

Задание в парах:

— Используя словосочетания, которые вы составили, по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например:

Слайд №9 ( модель составления предложений

слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .)

  • Выделите в этих картинах то, что привлекает особое внимание зрителя. ( «Мокрый луг» — небо, «Заросший пруд» — зелень)

Описанию этих деталей необходимо придать особое значение.

2 стр., 730 слов

Сочинение по картине шишкина уголок заросшего сада

... уединенности, умиротворения. Наверное, редко кто заглядывает в этот уголок парка. Сочинение по картине Шишкина «Ручей в лесу - Сиверская» Иван Иванович Шишкин - знаменитый русский художник-пейзажист. Особенностью его творчества является ...

  • Цветовая гамма, которую используют авторы картин, многообразна. Выпишите из предложенных в раздаточном материале оттенков те, которые наиболее соответствуют той или иной картине. ( ответы учащихся: 1 – «Мокрый луг», 2 – «Заросший пруд»)

(Все оттенки зелёного, светло-зелёные, освещённые солнечными лучами, тёмно-зелёный, сизый, желтовато-зелёный, изумурдный, дымчато-пепельный, свинцовый, мутно-жёлтые проблески, насыщенная зелень, иссине-чёрный, бирюзовый, серо-голубой, тёмно – лиловый )

  • Художественное описание, как мы уже говорили, содержит множество изобразительно-выразительных средств. Какие из них вы могли бы использовать в сочинении?

Задание по рядам: придумайте

1 ряд –сравнения, 2 р. – метафоры, 3 р. – эпитеты ( ответы учащихся:

эпитеты

голубые и белые чистые облака, зловещие тучи, мрачные тени от грозы, суровые темные краски, развесистые ветви на фоне низины, грустный лирический мотив, чистые и свежие ароматы умытого грозой мира – «Мокрый луг»; знойный летний день, умиротворённый лес, пруд, затерянный в тени вековых деревьев, спокойная и неподвижная гладь пруда, прокатившаяся гроза, воздух душистый, свежий, чистый

метафоры, олицетворения

Буйство и разнообразие красок, будоражащих чувства, луг кажется одиноким и грустным, но совсем скоро он согреется, подсохнет на тёплом солнышке и заиграет радостными летними красками, от полотна веет свежестью и чистотой.

сравнения

Кувшинки, будто свечки, два одиноких дерева, будто брошенные в стихии щенки, деревья, будто старожилы этих мест, мостик – древний старичок, листья кувшинок, словно мозаика, словно зеркало, глади пруда).

— Но не только тропы помогают авторам описания создавать ёмкие, образные картины. Назывные предложения, недавно изученные нами, помогают наглядно, зримо запечатлевать зримые картины. В дом. упражнении вы прочитали отрывок, состоящий из одних назывных предложений. ( чтение учителем стр.39)

  • К какой картине можно отнести данное описание? ( Васильев «Мокрый луг»)

Задание по цепочке

По аналогии составьте описание картины Поленова «Заросший пруд», используя распространённые и нераспространённые назывные предложения.

— Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может услышать звуки картины, почувствовать запахи, угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .

Слайд № 10 (обороты со значением прошедшего и будущего времени:

после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже…)

Задание:

8 стр., 3611 слов

Мое отношение к картине мальчишки. по картине «Мальчишки» Решетникова. ...

... на это, картина вызывает светлые и радостные чувства, потому что вся она пронизана светом мечты и веры в прекрасное будущее. Сочинение для 5 класса Художник Решетников нарисовал картину «Мальчишки» ... и что небо является их мечтой. Посмотрите эти сочинения Описание картины Левитана «Одуванчики» Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего ...

Составьте несколько предложений, используя данные обороты, назовите и опишите вероятные звуки, ароматы. ( ответы учащихся)

— Представьте , будто вы оказались там, в том уголке, который изобразили художники, чтобы вам хотелось сделать там? ( пройтись по мокрой траве, поднявшись на косогор, посмотреть вдаль на необозримые просторы русской земли, дождаться победы солнечных лучей и встретить новый день, услышать пение птиц, которые особенно радостно звучат после отшумевшей грозы; пройтись босиком по мягкой тёплой травке, собрать букет из полевых ромашек, чтобы украсить букетом свою комнату, присесть на лавочку рядом с незнакомкой, завести непринуждённую беседу.. и т.п.)

— Какая же из этих картин нашла особый отклик в душе у каждого из вас? Напишите несколько развёрнутых предложений о причине выбора вами той или иной картины.

5. Творческое задание

Мини-сочинение ( написание сочинений под музыку Листа «Утешение»)

6. Итоги урока

  • Чем полезен вам сегодняшний урок?
  • Закончить урок позвольте словами В. Жуковского

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Я желаю вам в ваших сочинениях подобрать именно те слова, которые позволят описать «блестящую» красоту обыкновенной земли.

7. Домашнее задание

Написать сочинение – описание по репродукции картины ( по выбору)

Елисеева Ж.В., ГБОУ СОШ № 15

Адрес публикации: