Конспект развития речи в 8 классе » -описание по репродукции картины»

Сочинение

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Урок развития речи

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

8 класс

Учитель:

Елисеева Ж.В.

Севастополь — 2017

Урок № 54 Р.р. Сочинение-описание по репродукции картины

( по выбору: Ф. Васильев «Мокрый луг», В. Поленов «Заросший пруд»)

Цель : совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна; развитие способности делать самостоятельный выбор; воспитание у учащихся любви к природе.

Задачи :

  • рассмотреть и проанализировать репродукции картин, выявить общее и отличное, способствовать выбору учащимися той репродукции, которая наиболее соответствует внутреннему миру или настроению;
  • составить схему написания сочинения, подобрать материал для сочинения;
  • повторить дефисное написание сложных прилагательных, н \нн в причастиях, а также правила постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах;
  • совершенствовать навык использования назывных предложений при создании описания.

Оборудование:

  • оформленная доска: тема урока, эпиграф;
  • репродукции картин;
  • Giovanni Marradi – Dawn);
  • презентация к уроку;

раздаточный материал

Эпиграф:

… Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

( Николай Иванович РылЕнков)

Ход урока:

Орг. момент, Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать строками из стихотворения поэта 20 столетия Николая Ивановича Рыленкова.

  • О любви к чему говорит поэт? ( о любви к родине)
  • А для того, чтобы понять степень любви автора строк к своей малой родине, что необходимо сделать? ( уметь в самой незначительной мелочи увидеть прекрасное).

Giovanni Marradi – Dawn)

«….В … крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы…»

  • Вы наверняка вспомнили ,из какого произведения данные строки. ( К. Паустовский «Мещёрский край», гл. «Обыкновенная земля»)

Сегодня нам предстоит познакомиться с репродукциями двух русских художников, которые на своих полотнах с необыкновенной любовью изобразили обыкновенное. В ходе урока вы сами определитесь, какая картина наиболее близка вам, какую из них вы выберете для своего сочинения – описания.

55 стр., 27144 слов

Сочинение нравственные уроки солженицына что может правда

... является книга. А чему научит нас современная литература? Признай­тесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева ... как "церковная мышка», больна, но отказать в помощи не может. И очень важное качество отмечает в ней автор - ... школа» РЕФЕРАТ «НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР» Выполнил: Лапин Иван, учащийся ...

  • Запишите тему урока и эпиграф к нему.

3. Актуализация опорных знаний.

— Прежде всего давайте вспомним, что представляет собой такой тип речи как описание? ( Описание – это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Цель описания – дать адресату наиболее полное представление о предмете.)

  • Что характерно для художественного описания? ( наличие изобразительно –выразительных средств, помогающих более образно передать описываемую картину)
  • Какие части речи преобладают в описании? ( Существительные, прилагательные и причастия)
  • Выполните задание: вам представлены словосочетания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните правописание.

( один человек выполняет задание у доски, класс – в раздаточном материале);взаимопроверка; подчеркните словосочетания, которые могут вам пригодиться при написании сочинения.

Слайд № 3

Задание 1

Осе…ий дождь; ( много)числе…ые оттенки; ра…ее утро; насыще…ый влагой воздух; облака пронзё…ые солнечными лучами ; (бледно)голубое небо; деревя…ый мостик; линия горизонта намере…о удале…а; (иссине)чёрная; (тёмно)синяя; (разно)цветный;.картина наполне..а светом, произведение называют монументальным и продума..ым.

4. Работа над темой

4.1 Композиция сочинения — описания

  • Такая форма работы, как описание картины, вам уже знакома. Давайте вспомним последовательность работы, характерную для данного типа описания. ( ответы учащихся)

Слайд 4 ( последовательность работы над описанием картины:

1.Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности творчества художника).

2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий и так далее).

3. Описание картины:

  • сюжет картины (о чем повествует картина);
  • что изображено на переднем плане;
  • что изображено на заднем плане картины;
  • описать основных героев картины (если они есть);
  • основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
  • какое настроение передает эта картина.

4. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).)

  • В соответствии с данной последовательностью мы будем строить композицию нашего сочинения. Репродукции картин находятся в учебнике на стр. 38. Всмотритесь в них.

4.2 Общее впечатление от картин

  • Что объединяет данные картины? ( пейзаж, изображение уголка простой русской природы)
  • Назовите авторов и названия картин.

4.3 Сведения о художниках и истории создания анализируемых картин

1 стр., 443 слов

По картине Левитана Владимирка описание

... полотно силуэт верстового столба, олицетворяющего путеводную веху. Описание настроения картины Владимирка Популярные сегодня темы Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 ...

— Выполняя дома индивидуальное задание, ваша одноклассница подготовила краткое сообщение о жизни и творчестве Фёдора Александровича Васильева и Василия Дмитриевича Поленова. Давайте послушаем его, а необходимые сведения будем записывать в таблицы, которые находятся в раздаточном материале. Свои записи вы сможете использовать при самостоятельной работе над сочинением.

Слайд №4 ( В. Д. Поленов 1844 – 1927)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Родился в Петербурге в многодетной, культурной дворянской семье: отец – известный археолог и библиОграф, мать — урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором. Немалое значение в воспитании имела бабушка художника Вера Николаевна Войекова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль» .

Поленов получил прекрасное образование, учился охотно и успешно. На протяжении всей жизни много путешествовал. Все свои впечатления переносил на свои полотна. В 47 лет был избран действительным членом Академии художеств. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886—1887 гг.), «Среди учителей» (1896 г.);

  • Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (1880 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

Слайд № 5 ( Ф. А. Васильев 1850 – 1873)

Федор Александрович Васильев – талантливый русский художник-пейзажист, современник Саврасова, Шишкина, Репина и других замечательных мастеров 2-й половины 19 века. Искусствоведы отмечают, что он был художником-самоучкой, а начал создавать талантливые произведения в 18 лет.

Но как-то неожиданно, почти внезапно вошёл он на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в 2-3 года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Васильев был весёлым, остроумным, темпераментным человеком, который прожил всего 23 года. Он был болен неизлечимой тогда болезнью – чахоткой. Последние 2 года он прожил в Крыму, в Ялте.

«Мокрый луг» (1872 ),«Болото в лесу. Осень» (1873),

— Картина «Мокрый луг» была написана в 1872 году 22-хлетним юношей, всего за год до его смерти. В июле 1871 года Фёдор Васильев, у которого врачи обнаружили чахотку, с целью поправить здоровье приезжает в Крым, в Ялту. Там, в краю цветущих магнолий, экзотических пальм, он, основываясь на своих воспоминаниях и зарисовках, не с натуры, пишет картину «Мокрый луг», воссоздавая неброскую прелесть родной земли. Всмотритесь в изображение.

2 стр., 842 слов

По картине Васильева Мокрый луг 5, 8 класс (описание)

... а на душе так легко-легко. Сочинение по картине Мокрый луг Васильева На картине мы видим достаточно традиционный русский пейзаж, изображенный Васильевым, как и многими пейзажистами до ... жизнеутверждающему солнышку, которое своими лучами заняло намного большее пространство... 8 класс. 5 класс. Интересные сочинения по картинам Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил ...

Слайд №6 (картина Васильева «Мокрый луг»)

— На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

Слайд № 7 (последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

— Что изображено на картине? ( только что прошла гроза, смена погоды: солнечные лучи пробиваются сквозь тёмные тучи, низ картины — влажная после дождя трава, небольшая заводь, в которой отображаются лучи солнца, середина – небольшой косогор, несколько деревьев, сгибающиеся под порывами ветра, бескрайний горизонт, где земля сливается с небом, верх – небо, которое заслуживает особого внимания.)

— Можно ли установить взаимосвязь изображаемого художником с его возрастом, состоянием? ( возможно, лучи солнца – некий символ надежды на победу над болезнью, изображение некой закономерности устройства природы, частью которой является и человек: гроза, стихия сменяется покоем и умиротворением)

Слайд № 8 ( картина Поленова «Заросший пруд»)

— Картина «Заросший пруд» написана в 1879 году. Художнику на момент создания картины 35 лет. Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне ПетрУшки под Киевом. Известно, что, будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. Впоследствии он исполнил свою мечту, приобретя дом на берегу реки Оки. Всмотритесь в изображение.

  • Каково общее настроение данной картины? ( покой, гармония, спокойствие, философские размышление)

— Что мы видим на этой картине? ( низ картины – небольшая зелёная лужайка, усыпанная белыми ромашками, пруд, заросший ряской и кувшинками, середина — деревянный мостик, тропинку, ведущую к еле заметной скамеечке, на которой так приятно посидеть в знойный летний день, прячась в тени вековых деревьев, сидящая на скамейке девушка, верх – буйная зелень вековых деревьев, небольшой клочок ясного неба)

4.4 Составление рабочих материалов, Задание в четвёрках:

  • К существительным, которые вы выписали, подберите причастные обороты ( ответы учащихся)

Задание в парах:

— Используя словосочетания, которые вы составили, по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например:

Слайд №9 ( модель составления предложений

слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .)

  • Выделите в этих картинах то, что привлекает особое внимание зрителя. ( «Мокрый луг» — небо, «Заросший пруд» — зелень)

Описанию этих деталей необходимо придать особое значение.

  • Цветовая гамма, которую используют авторы картин, многообразна. Выпишите из предложенных в раздаточном материале оттенков те, которые наиболее соответствуют той или иной картине. ( ответы учащихся: 1 – «Мокрый луг», 2 – «Заросший пруд»)

(Все оттенки зелёного, светло-зелёные, освещённые солнечными лучами, тёмно-зелёный, сизый, желтовато-зелёный, изумурдный, дымчато-пепельный, свинцовый, мутно-жёлтые проблески, насыщенная зелень, иссине-чёрный, бирюзовый, серо-голубой, тёмно – лиловый )

2 стр., 730 слов

Сочинение по картине шишкина уголок заросшего сада

... впечатление уединенности, умиротворения. Наверное, редко кто заглядывает в этот уголок парка. Сочинение по картине Шишкина «Ручей в лесу - Сиверская» Иван Иванович Шишкин - знаменитый русский художник-пейзажист. Особенностью его творчества является ...

  • Художественное описание, как мы уже говорили, содержит множество изобразительно-выразительных средств. Какие из них вы могли бы использовать в сочинении?

Задание по рядам: придумайте

1 ряд –сравнения, 2 р. – метафоры, 3 р. – эпитеты ( ответы учащихся:

эпитеты

голубые и белые чистые облака, зловещие тучи, мрачные тени от грозы, суровые темные краски, развесистые ветви на фоне низины, грустный лирический мотив, чистые и свежие ароматы умытого грозой мира – «Мокрый луг»; знойный летний день, умиротворённый лес, пруд, затерянный в тени вековых деревьев, спокойная и неподвижная гладь пруда, прокатившаяся гроза, воздух душистый, свежий, чистый

метафоры, олицетворения

Буйство и разнообразие красок, будоражащих чувства, луг кажется одиноким и грустным, но совсем скоро он согреется, подсохнет на тёплом солнышке и заиграет радостными летними красками, от полотна веет свежестью и чистотой.

сравнения

Кувшинки, будто свечки, два одиноких дерева, будто брошенные в стихии щенки, деревья, будто старожилы этих мест, мостик – древний старичок, листья кувшинок, словно мозаика, словно зеркало, глади пруда).

— Но не только тропы помогают авторам описания создавать ёмкие, образные картины. Назывные предложения, недавно изученные нами, помогают наглядно, зримо запечатлевать зримые картины. В дом. упражнении вы прочитали отрывок, состоящий из одних назывных предложений. ( чтение учителем стр.39)

  • К какой картине можно отнести данное описание? ( Васильев «Мокрый луг»)

Задание по цепочке

По аналогии составьте описание картины Поленова «Заросший пруд», используя распространённые и нераспространённые назывные предложения.

— Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может услышать звуки картины, почувствовать запахи, угадать, что было до и после изображенного времени. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .

Слайд № 10 (обороты со значением прошедшего и будущего времени:

после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже…)

Задание:

Составьте несколько предложений, используя данные обороты, назовите и опишите вероятные звуки, ароматы. ( ответы учащихся)

— Представьте , будто вы оказались там, в том уголке, который изобразили художники, чтобы вам хотелось сделать там? ( пройтись по мокрой траве, поднявшись на косогор, посмотреть вдаль на необозримые просторы русской земли, дождаться победы солнечных лучей и встретить новый день, услышать пение птиц, которые особенно радостно звучат после отшумевшей грозы; пройтись босиком по мягкой тёплой травке, собрать букет из полевых ромашек, чтобы украсить букетом свою комнату, присесть на лавочку рядом с незнакомкой, завести непринуждённую беседу.. и т.п.)

15 стр., 7348 слов

Шагал марк «освобождение» описание картины, анализ,

... человеческого греха. На картине Марка Шагала также присутствует дерево познания добра и зла. Джерольд объясняет: «Картина изображает двух отцов, ... Водная феерия, Флорида, США, 1953. Фото из неопубликованного задания для издания «Ladies Home Journal» 1946 года. ... марке США, а в 1999 напечатали на обложке журнала «Time», когда Эйнштейна назвали «человеком столетия». В 1951 году Халсман по заданию ...

— Какая же из этих картин нашла особый отклик в душе у каждого из вас? Напишите несколько развёрнутых предложений о причине выбора вами той или иной картины.

5. Творческое задание

Мини-сочинение ( написание сочинений под музыку Листа «Утешение»)

6. Итоги урока

  • Чем полезен вам сегодняшний урок?
  • Закончить урок позвольте словами В. Жуковского

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Я желаю вам в ваших сочинениях подобрать именно те слова, которые позволят описать «блестящую» красоту обыкновенной земли.

7. Домашнее задание

Написать сочинение – описание по репродукции картины ( по выбору)

Елисеева Ж.В., ГБОУ СОШ № 15

Адрес публикации: