Урок по развитию речи. « описание картины л. а. фаттахова «пока мама не видит»

Сочинение

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ ЧИТИНСКОЙ СОШ

ПЕСТРЕЧИНСКОГО РАЙОНА РТ.

2009 год

Цели урока:

1. Учить детей всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека;

2. Развивать умение выделять характерные особенности в природе и внешности человека, активизировать в речи учащихся личные и безличные глаголы, подготовить к сочинению;

3. Развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи, развивать в детях наблюдательность и внимание, обогащать словарный запас учащихся;

4. Воспитывать наблюдательность и любознательность, прививать интерес к тврчеству татарского художника , умение видеть красоту окружающего мира.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений, навыков., Вид урока: заочная экскурсия.

Средства обучения: репродукции картин «Пока мама не видит» и др., портрет художника, карточки с заданиями, плакат с эпиграфом, слайды на компьютере, диск с музыкой.

Подготовительная работа: учащиеся самостоятельно готовят материал о художнике на пересказ, учатся выразительному чтению стихотворения И. Бунина.

Ход урока.

Эпиграф:

Многие и многие проходят мимо множества

чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути.

Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков…, Как редко мы останавливаем внимание на мире!

Ю. Олеша.

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка, подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. (Звучит спокойная мелодия).Подготовленный ученик читает стихотворение И. Бунина.

Ещё и холоден и сыр, Февральский воздух, но над садом, Уж смотрит в небо ясным взглядом, И молодеет божий мир., Прозрачно-белый, как весной,, Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск золотой., Не налюбуюсь, как сквозят, Деревья в лоне небосклона,, Как снегири в кустах шумят., Слайд 1. (Учащиеся читают стихотворение про себя)

— Сравните картину, нарисованную И. Буниным в стихотворении, с картиной Л. Фаттахова «Пока мама не видит». Что их объединяет?(Одна тема. Приближение весны.)

3 стр., 1064 слов

Учебно-исследовательская работа «Электронный мусор» ...

... исследования: - различные виды электронного мусора; - изучение проблемы загрязнения окружающей среды электронными отходами; - информирование окружающих о возможности дальнейшей переработки ... электронных отходов на окружающую природу и жизнь человека. Гипотеза: я предполагаю, что если электронный мусор научиться правильно перерабатывать, то можно вторично использовать детали без вреда для окружающего ...

-А как можно сформулировать основную мысль? (Радостно человеку в ожидании весны, а весна-это обновление жизни, его можно сравнить с детством.)

-Определите тип текста? К какому виду описаний, известных вам, можно его отнести?(Из ответов выбирается и формулируется один: это описание состояния окружающей среды и человека.)

-А можно сказать какое настроение у автора этих строк?(Да, автору радостно наблюдать пробуждение природы. У многих людей самочувствие зависит от состояния природы. Окружающей среды. Это мы заметили и в эпиграфе к уроку.)Озвучивается эпиграф.

3.-Ребята, на этой жизнерадостной ноте перенесёмся заочно в картинную галерею, где представлены работы талантливого живописца, графика, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР, лауреата государственной премии СССР и Республиканской премии имени Г. Тукая Лотфуллы Абдульменовича Фаттахова.

Слайд 2-5. Репродукции картин художника «Песня о Родине»1948г., «Хлеба созрели»1952г., «Юность» 1955г., «Сабантуй»1957г., «Свежие срубы»1959г., «Зимой»1958г., «Весна»1959г., «Весной»1958г., «Болельщики»1955 г., «Толя» 1957 г., «Помощничек»1957г., «Пока мама не видит»1956 г.

-В этой галерее чувствуется дух татарского народа, нас окружают произведения искусства, посвящённые природе, деревне, национальным традициям, детям. Мы не просто посещаем эту галерею, а и обогащаем свои знания о художнике, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения-описания по картине «Пока мама не видит».

  • Запишите, пожалуйста, в тетрадях тему и эпиграф к сочинению.(Ученики записывают).

Слайд 6. Портрет художника.

(Рассказ одного учащегося о биографии художника.)

— родился в 1918 году в татарской деревне Анда Горьковской области. Семья была бедной. Лотфулле было 2 года, когда умер отец. Через несколько лет он лишился и матери. Детство будущего художника было нелёгким, но оно воспитало в характере очень важную в жизни черту – приучило к самостоятельности.

В деревне он прожил до 13 лет. Там он начал рисовать, писать рассказы и стихи. Когда Фаттахов окончил шесть классов, он отправился пешком в Казань, чтобы там и остаться. Поступил в школу, где и жил в первое время. Здесь познакомился и сдружился с Х. Якуповым, со своим одноклассником.( Тоже известным художником.) Осенью 1935 года они вместе поступили в Казанское художественное училище. В 1939 году Фаттахов ушёл добровольцем на войну (Финскую).

Дальше была контузия, плен, лагерь смерти, побег. После войны вернулся в Казань и продолжил свою работу вплоть до смерти. В гг. был членом Правления и секретарём Правления Союза художников РСФСР. В гг. сотрудничал в Таткнигоиздате, иллюстрируя произведения классической и современной татарской литературы, фольклора.

Л. Фаттахов участник многих выставок художников. Персональная выставка его творчества при жизни состоялась в Казани в 1968г. Фаттахов – один из ведущих мастеров тематической картины; его масштабные, значительные полотна на современные и исторические темы вошли в золотой фонд изобразительного искусства республики.

Слайд 7. Репродукция картины «Пока мама не видит».

— Ребята, посмотрите пожалуйста на картину Л. Фаттахова «Пока мама не видит». Она не относится к числу самых значительных работ художника. Тем не менее, именно об этом произведении мы сегодня поговорим.

2 стр., 645 слов

По картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

... весны, песнями, плясками и вкусными угощениями. Как подготовиться к уроку Подготовка к сочинению по картине Кустодиева ... которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые ... которые сопровождаются играми и соревнованиями На картине видны мелкие детали ... праздником. Границы и условности стерты. Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская ...

Чтобы познакомиться с писателем, надо прочитать его книги. Они могут быть большими, объёмными или же совсем маленькими в несколько страниц новелл. И вдруг одна из таких новелл (как у Бунина) поражает вас теплотой, сердечностью. Писатель становится понятней, ближе.

Картину «Пока мама не видит» можно сравнить с такой новеллой. Она очень невелика, почти этюд.(Учащиеся рассматривают репродукцию).

Ранняя весна. На мартовский снег, местами уже побуревший, стволы голых молоденьких саженцев бросают тонкие синие тени. В лужу талого снега забрался повязанный красным шарфом малыш. Лица мальчика не видно, но по характеру позы можно представить, как серьёзно и сосредоточенно он занят своей игрой.

В этой работе много мягкости, человеческой теплоты.

4.Беседа по картине.

  • Какое время года изображено на картине? (Ранняя весна).

-По каким признакам вы это определили? (Небольшие лужи, талый снег, мокрый снег, солнце, тонкие синие тени деревьев, мокрым снегом залепило строение).

-Какими средствами живописи автор картины привлёк наше внимание? Какие цвета он использовал? (В центре картины изображён мальчик. Он в необычной позе. Присел на корточки посередине лужи и играет. Большое значение имеет цвет в картине: светлые краски, белый, жёлтый, синий и только местами чёрный цвет).

-Какое настроение вызывает это у нас? (Радостное. Приятно наблюдать пробуждение природы. Весна — это молодость, пробуждение всего живого.)

-Чем вызвано это настроение природы и детей? (Приближением весны, а дети не хотят сидеть дома, им хочется на улицу, на солнышко. И пока мама не видит, они решили поиграть.)

-Почему, по-вашему, мальчик так серьёзно увлечён игрой? О чём он думает? (Он играет в луже, наверное, пускает кораблики. А взрослые не разрешают заходить в воду. Они боятся, что мы простудимся. Вот он и увлёкся игрой, потому что нет мамы и никто не запрещает играть в воде. Он думает о том, что хочет стать капитаном огромного корабля, когда станет взрослым. Это же так интересно.)

-Кто ещё изображён на картине? (Другой мальчик. Он моложе того мальчика, очень завидует ему, но боится мамы).

-Какие чувства и мысли вызывает картина? (Чувства радости, теплоты, доброты, мягкости, любви к детям. И в то же время тревоги, так как они могут заболеть.)

-Как художник относится к детям? (Относится с любовью, просто. Чувствуется, что он вложил душу в картину. Лица мальчика не видно, но по характеру позы можно представить, что он очень серьёзно занят игрой).

-Какое впечатление произвела картина на вас? (Произвела огромное впечатление. Она очень простая. Но и выразительная. Хочется пойти туда и поиграть вместе с мальчиками, порадоваться вместе.)

5.Проведение словарно-стилистической работы.

Слайд 8.

-Составьте словосочетания с данными словами и запишите их в тетрадях. Используйте их в сочинении –описании по картине.

11 стр., 5382 слов

Тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза»

... умиротворения и покоя. Сочинение ** тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза» Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением ... роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в ... картину. «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна ...

Детская, добрая, лужи, март, подмораживает, не сидится, хочется, друг, таять, весна, талый, красный, маленький, сосредоточенно и др.(Детская тема, детская улыбка, доброе отношение, мартовские лужи, небольшие лужи и т. д.)

Слайд 9.

6.Чтение текста упр.237 из учебника для 7 класса под редакцией ., Выполнение заданий по раздаточному материалу.

1уровень. Найдите в тексте глаголы, обозначающие явления природы, физическое и душевное состояние человека и выпишите их в тетради. (Подмораживает, тает, залепило, не сидится, хочется.)Сделайте разбор одного глагола.

2уровень. Замените предложения по образцу и запишите их в тетрадях. Скажите, какие изменения произошли с глаголами?

1)Как хорошо пахнет набухшая берёзовая почка. – Пахнет берёзовой почкой, талым снегом.

2)Мокрый снег залепил окна. — …

3)Я верю, что не заболею. — …

4)Я хочу поиграть. — …

Сделайте морфологический разбор одного глагола.

3уровень. Составьте предложения с безличными и личными глаголами: вечереет, морозит, темнеет, дышится, хочется. Сделайте морфологический разбор одного глагола.

7. Примерный план сочинения. Запись в тетрадях.

Слайд 10.

1. Вступление. – известный татарский художник.

2. Основная часть. Описание репродукции картины «Пока мама не видит».

а)Общий фон картины: описание природы, времени года, места действия.

б)Образы мальчиков в картине:

  • одежда;

— поза.

в) Отношение художника к мальчикам.

3. Заключение. Моё отношение к картине. Общие впечатления.

  • Ребята, не забывайте, что этот план является ориентировочным, у вас могут быть свои варианты.

8. Закрепление.

-Ребята, свои сочинения вы можете написать в разных жанровых формах. Мы уже знаем, что сочинения могут быть в форме письма, экскурсии, интервью и т. д. Сейчас мы с вами проработаем некоторые формы вступлений, заключений и основной части. Прочитаем сочинения –образцы. Но они должны будут вас только направлять. Ваши сочинения – это ваши творческие работы, и должны вы будете показать в них ваше картины.

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ.

1)Заслуженный деятель искусств Республики и Российской Федерации Лотфулла Абдульменович Фаттахов – один из ведущих мастеров татарского изобразительного искусства послевоенного периода. В его творчестве много тематических картин бытового жанра, картин, посвящённых современности, трудовой жизни татарской деревни. Но особо можно выделить некоторые из них, связанные с любовным обращением художника к детской теме. Они проникнуты доброй, шутливой интонацией.

2) Моя экскурсия посвящается известному татарскому художнику середины ХХ века, заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан и Российской Федерации Лотфулле Абдульменовичу Фаттахову. В этом 2008 году исполнится 90 лет со дня рождения художника. В честь этого события мы с классом решили съездить в Государственный музей Изобразительных Искусств Республики Татарстан, где выставлены многие работы мастера.

3) один из тех живописцев, о котором с полным правом можно сказать – это настоящий художник. Завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоциональны, выразительны его картины о человеке труда. В своем творчестве не раз отражал темы человека и природы, детства.

8 стр., 3867 слов

По картине А.А. Пластова «Летом»

... художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии. Прочитайте также сочинение по картине А. А. Пластова “”. Описание картины Пластова «Летом» для 5 класса ... периоду. Хотя это становиться понятно даже по названию, не нужно видеть картину, чтобы понимать о чем в ней ... Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут ...

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

1) Прошло много лет. Сменяли друг друга годы. Изменились люди. Но и даже в наш безнравственный сумасшедший век, гуляя по этому музею, хочется соприкоснуться с тайной, с красотой, проникнуться духом того времени, и стать чуточку лучше, добрее.

2) Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь природы, культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает своей красотой, неповторимостью. Фаттахова являются тому примером в моей жизни. Я очень горжусь своим народом и надеюсь, что таких талантов, как , у нас ещё будет много.

3) Мне очень понравилась картина «Пока мама не видит». Она невелика, почти этюд. Но в ней много мягкости, человеческой теплоты. В скромной простоте, какой-то бесхитростности воплощения образа выступает своеобразие художника.

ВИДЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ.

1)На картине «Пока мама не видит» описана ранняя весна. День ясный, солнечный. На мартовский снег, местами уже побуревший, падают тени деревьев. Это тени стволов молодых саженцев. Ночью подмораживает, а днём тает. На улице образовались большие лужи. Мокрым снегом залепило строения.

На первом плане мы видим как в лужу талого снега забрался мальчик. Он повязан красным шарфом. Значит, ещё холодно. Но детишкам не сидится дома, хочется на улицу. Вот и малыш решил погулять, поиграть со своим другом. Пока мама не видит, он решил пустить по луже свой кораблик. Мальчик так увлечен своей игрой, что даже не замечает как полы его пальто и одна варежка опустились в воду. Скорее всего, он промокнет, а потом может и заболеть. Именно этого, наверное, боялась его мама.

Лица малыша не видно, но по характеру позы можно представить, как серьёзно и сосредоточенно он занят игрой. Рядышком стоит другой мальчик. Он тоже одет в пальто, шапку. На шее вязаный шарф, на руках теплые варежки. Ему тоже хочется войти в воду, но он боится, хотя очень завидует своему другу.

Картина « Пока мама не видит» подкупает своей искренней правдивостью, мягкостью, теплотой лирической интонации автора. Художник очень любит детей, это можно заметить по многим описаниям детей в его картинах (таких как «Болельщики», «Помощничек» ).

Любит наблюдать за ними и останавливать своё внимание на множестве чудесных вещей: деревьях, кустах, детских личиках…

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ., Описание картины «Пока мама не видит» в жанре письма., Здравствуй, дорогая подруга Алина!

Прости за долгое молчание. Я была очень занята. Наш класс во время весенних каникул ездил в г. Казань на экскурсию. Мы посетили там много исторических мест. Мне больше всего понравилось в Государственном музее Изобразительных Искусств. Там очень много картин татарских художников. Мы их долго рассматривали. Экскурсовод много рассказывал об авторах картин, об их истории создания.

3 стр., 1391 слов

Не видишь разве мать сочинение рассуждение

... она бы забрала всю боль и печаль себе. В этом я не сомневаюсь. Сочинение рассуждение на тему мама хочется начать с того, как я ее люблю. Ведь в ... настоящий океан, наполненный исключительно светлыми, нежными чувствами и безграничным счастьем. Когда я вижу ее такой, то искренне радуюсь. Несмотря на то, что уже достаточно взрослый, ...

Меня больше всего привлекли работы известного татарского художника . Я остановила свое внимание на его картине «Пока мама не видит». Картина привлекла меня своей простотой, искренностью. От неё веяло каким-то теплом, добротой.

Приехав домой, я решила пойти в библиотеку и узнать об авторе и картине как можно больше. Перелистала огромное количество материала, обратилась к помощи интернета, нашла портрет художника. Но больше всего обрадовалась, что получила репродукцию картины «Пока мама не видит». Алина, я и тебе высылаю ксерокопию этой репродукции. Она, к сожалению, не цветная, но я думаю, что ты оценишь ее и в таком виде.

Занимаясь в библиотеке, я узнала много о художнике Лотфулле Абдульменовиче Фаттахове.

родился в 1918 году в татарской деревне Анда Горьковской области. Семья была бедной. Лотфулле было 2 года, когда умер отец. Через несколько лет он лишился и матери. Детство будущего художника было нелёгким, но оно воспитало в характере очень важную в жизни черту – приучило к самостоятельности.

В деревне он прожил до 13 лет. Там он начал рисовать, писать рассказы и стихи. Когда Фаттахов окончил шесть классов, он отправился пешком в Казань, чтобы там и остаться. Поступил в школу, где и жил в первое время. Здесь познакомился и сдружился с Х. Якуповым, со своим одноклассником.( Тоже известным художником.) Осенью 1935 года они вместе поступили в Казанское художественное училище. В 1939 году Фаттахов ушёл добровольцем на войну (Финскую).

Дальше была контузия, плен, лагерь смерти, побег. После войны вернулся в Казань и продолжил свою работу вплоть до смерти. В гг. был членом Правления и секретарём Правления Союза художников РСФСР. В гг. сотрудничал в Таткнигоиздате, иллюстрируя произведения классической и современной татарской литературы, фольклора.

Л. Фаттахов участник многих выставок художников. Персональная выставка его творчества при жизни состоялась в Казани в 1968г. Фаттахов – один из ведущих мастеров тематической картины; его масштабные, значительные полотна на современные и исторические темы вошли в золотой фонд изобразительного искусства республики.

Алина, как я тебе уже писала, мне больше других понравилась картина «Пока мама не видит». Я хочу её тебе описать.

На картине «Пока мама не видит» описана ранняя весна. День ясный, солнечный. На мартовский снег, местами уже побуревший, падают тени деревьев. Это тени стволов молодых саженцев. Ночью подмораживает, а днём тает. На улице образовались большие лужи. Мокрым снегом залепило строения.

На первом плане мы видим как в лужу талого снега забрался мальчик. Он повязан красным шарфом. Значит, ещё холодно. Но детишкам не сидится дома, хочется на улицу. Вот и малыш решил погулять, поиграть со своим другом. Пока мама не видит, он решил пустить по луже свой кораблик. Мальчик так увлечен своей игрой, что даже не замечает как полы его пальто и одна варежка опустились в воду. Скорее всего, он промокнет, а потом может и заболеть. Именно этого, наверное, боялась его мама.

Лица малыша не видно, но по характеру позы можно представить, как серьёзно и сосредоточенно он занят игрой. Рядышком стоит другой мальчик. Он тоже одет в пальто, шапку. На шее вязаный шарф, на руках теплые варежки. Ему тоже хочется войти в воду, но он боится, хотя очень завидует своему другу.

2 стр., 709 слов

Сочинение детство и отрочество 2 периода в жизни человека

... -сочинение Детство Детство – это наше прошлое. Оно у нас было радостным, веселым и счастливым. Над вопросом: куда же оно уходит, задумывались многие люди, но ответа найти так и не смогли. Детство ... детьми. Они приносят игрушки, куклы и машины с собой на занятия, и не осознают что это уже, пусть и маленькая – ступень в начинающуюся взрослую жизнь. Детство – это свобода, когда нет ...

Картина « Пока мама не видит» подкупает своей искренней правдивостью, мягкостью, теплотой лирической интонации автора. Художник очень любит детей, это можно заметить по многим описаниям детей в его картинах (таких как «Болельщики», «Помощничек» ).

Любит наблюдать за ними и останавливать своё внимание на множестве чудесных вещей: деревьях, кустах, детских личиках…

Рассматривая репродукцию, я невольно вспоминаю свое детство. Помнишь, когда ты приезжала к нам в гости весной, мы тоже любили играть на улице, любили пускать кораблики, мочили свою обувь в воде. Нам за это потом попадало от мам. Но это все равно было прекрасное время. Детство. ..Весна и детство. Мне кажется, они чем-то похожи. Оба содержат в себе радость, волнение, ожидание чего –то хорошего, приятного.

Алина, ещё раз взгляни на картину. Правда ведь, в ней так много теплоты и сердечности!? Прошло много лет, а она нас всё ещё заставляет волноваться.

Дорогая Алина! Приезжай на каникулы, я обязательно свожу тебя в этот музей, и ты сама прочувствуешь все то, что испытала я у картины.

С нетерпением жду ответа. Твоя подруга Лилия.

(Учащиеся составляют устное сочинение-описание по плану. Заслушиваются и проверяются 2-3 творческие работы учащихся. Обращается внимание на употребление личных и безличных форм глаголов в тексте сочинения, исправляются ошибки.)

9. Обобщение. Домашнее задание.

-Сегодня , ребята, мы проделали большую работу. Познакомились с творчеством и биографией , привели в систему знания о личных и безличных глаголах. Дома вам предстоит написать сочинение – описание по картине «Пока мама не видит».

Разноуровневое задание: 1) пользуясь готовым планом, написать свое сочинение.

2)составить свой план работы (в черновике) и написать сочинение в любом жанре (письмо другу, сочинение по материалам экскурсии, репортаж и др.)