Тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза»

Сочинение

Начало произведения

Окрестности «алчной» Москвы и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бесконечными полями и несколькими небольшими деревеньками – такие контрастные картины предстают в экспозиции повести. Они абсолютно реальны, знакомы каждому жителю столицы, что изначально придает повести достоверность.

Панораму дополняют сияющие на солнце башни и купола Симонова и Данилова монастырей, символизирующих связь истории с простым народом, свято хранящим ее. А еще с Симонова монастыря начинается знакомство с главной героиней.

Такая пейзажная зарисовка культивирует идиллию деревенской жизни и задает тон всему повествованию. Судьба бедной крестьянки Лизы сложится трагически: воспитанная рядом с природой простая крестьянская девушка станет жертвой все пожирающего города. А роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» по мере развития действия лишь увеличится, так как изменения в природе окажутся в полной гармонии с тем, что будет происходить с героями.

Особенности сентиментализма

Такой подход к написанию произведений не являлся чем-то уникальным: это отличительная особенность сентиментализма. Историко-культурное направление с таким названием в 18 веке получило распространение сначала в Западной Европе, а затем и в русской литературе. Его основные черты:

  • преобладание культа чувства, что не допускалось в классицизме;
  • гармония внутреннего мира героя с внешней средой – живописным деревенским пейзажем (это место, где он родился и живет);
  • вместо возвышенного и торжественного — трогательное и чувственное, связанное с переживаниями персонажей;
  • главный герой наделяется богатыми душевными качествами.

Карамзин стал тем писателем в русской литературе, который довел идеи сентиментализма до совершенства и в полной мере реализовал все его принципы. Это подтверждает характеристика повести «Бедная Лиза», занимавшей особое место среди его произведений.

Образ главной героини

Сюжет на первый взгляд кажется довольно простым. В центре повествования оказывается трагическая любовь бедной крестьянки (то, чего не было раньше!) к молодому дворянину.

Их случайная встреча быстро переросла в любовь. Чистая, добрая, воспитанная вдалеке от городской жизни, полной притворства и обмана, Лиза искренне верит, что ее чувство взаимно. В своем стремлении быть счастливой она перешагивает через нравственные нормы, по которым всегда жила, что дается ей совсем нелегко. Однако повесть Карамзина «Бедная Лиза» показывает, насколько несостоятельна подобная любовь: очень скоро окажется, что возлюбленный ее обманул. Все действие разворачивается на фоне природы, ставшей невольной свидетельницей сначала безграничного счастья, а затем непоправимого горя героини.

2 стр., 513 слов

Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста ...

... автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной де­вушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это ... поступок: предла­гает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться. Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до ...

Начало отношений

Первые встречи влюбленных наполнены радостью от общения друг с другом. Их свидания проходят то на берегу реки, то в березовой роще, но чаще у трех дубов, растущих около пруда. Пейзажные зарисовки помогают понять мельчайшие изменения в ее душе. В долгие минуты ожидания она погружается в раздумья и не замечает того, что всегда было частью ее жизни: месяц на небе, пение соловья, легкий ветерок. Но как только появляется возлюбленный, все вокруг преображается и становится для Лизы удивительно красивым и неповторимым. Ей кажется, что никогда прежде для нее жаворонки не пели так хорошо, солнце не сияло так ярко, а цветы не пахли так приятно. Поглощенная своими чувствами, ни о чем другом не могла думать бедная Лиза. Карамзин подхватывает настроение своей героини, и их восприятие природы в счастливые минуты жизни героини очень близко: это ощущение восторга, умиротворения и покоя.

Сочинение ** тему картины природы и их роль в повести Н.М.Карамзина » бедная Лиза»

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания. В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Спустя несколько минут происходит объяснение между Лизой и Эрастом, они любят друг друга, и ее ощущение тут же меняется. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» Ее переживания растворяются в окружающем пейзаже, они так же красивы и чисты. Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны».

5 стр., 2072 слов

Значение природы в жизни человека. Краткий анализ

... «Природа в жизни человека» сочинение Природа окружает нас всегда и везде. Когда мы идем по улице – мы слышим пение птиц, видим деревья; когда мы ... давать урожай, на которых сложно строить, жить. Воздух — элемент природы. Роль в жизни людей его настолько велика, что ... испытывала главная героиня, при расставании со своим возлюбленным. Природа и человек очень крепко переплетены. Мы сможем находиться ...

Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись… всего чаще под тению столетних дубов… – дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга». Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «…ни одной звездочки не сияло на небе… Между тем блеснула молния и грянул гром…» Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории. Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале. Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни. Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы показать, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания. Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и не принимать во внимание пейзажных зарисовок недопустимо.Именно они помогают понять глубину мысли автора.

Падение Лизы

Но наступает момент, когда на смену чистым, непорочным отношениям приходит физическая близость. Как страшный грех воспринимает все произошедшее воспитанная на христианских заповедях бедная Лиза. Карамзин вновь подчеркивает ее смятение и страх изменениями, происходящими в природе. После произошедшего над головами героев разверзлось небо, и началась гроза. Черные облака закрыли небо, из них полился дождь, словно сама природа оплакивала «преступление» девушки.

Ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, появившаяся на небе в момент прощания героев. Она напоминает о сцене первого признания в любви, когда все казалось ярким, сияющим, полным жизни. Контрастные пейзажные зарисовки на разных этапах жизни героини помогают понять трансформацию ее внутреннего состояния во время обретения и потери самого дорогого сердцу человека. Таким образом, повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Из незначительной до той поры детали, играющей роль украшения, пейзаж превратился в способ передачи внутреннего мира героев.

Значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» , Значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Введение.

В истории русской литературы конца ХVIII — начала XIX века происходит переходный период, характеризующийся сосуществованием различных направлений, течений и философских мировоззрений. Наряду с классицизмом постепенно формируется и оформляется другое литературное направление – сентиментализм.

11 стр., 5370 слов

Роль природы и пейзажа в рассказе Муму Тургенева

... всего, и пытался донести до своего читателя Тургенев, описывая природу и её контрасты в своём произведении. В данном сочинении я рассуждал над темой природы и пейзажей в произведении Тургенева “Муму” и ... с «За­писок охотника», Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, ...

Николай Михайлович Карамзин – глава русского сентиментализма. Он стал новатором в жанре повести: ввёл в повествование образ автора-рассказчика, использовал новые художественные приёмы для характеристики героев и выражения авторской позиции. Чтобы отразить перемены в мировоззрении человека начала ХVIII века, сентиментализму потребовалось создать нового героя: «Он представлен не только и не столько в поступках, продиктованных «просвещенным разумом», сколько в своих чувствах, настроениях, раздумьях, исканиях истины, добра, красоты».1 Поэтому обращение к природе в произведениях сентименталистов закономерно: она помогает в изображении внутреннего мира героя.

Изображение природы – один из наиболее важных аспектов самой сущности образного отражения мира, во всех видах искусства, у всех народов и во все века. Пейзаж является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, «виртуального» мира произведения, важнейшим компонентом художественного пространства и времени. Художественные образы природы всегда насыщены духовно-философским и нравственным смыслом — ведь они и есть та «картина мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. Более того, проблема изображения пейзажа в искусстве наполняется и особым религиозным содержанием. Исследователь русской иконописи Н.М. Тарабукин писал: « … Искусство пейзажа призвано раскрывать в художественном образе содержание природы, ее религиозный смысл, как откровение Божественного духа. Проблема пейзажа в этом смысле есть проблема религиозная … ». 2

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями.

Безусловно, при рассмотрении эволюции пейзажа в русской литературе конца XVIII — начала XIX в., главное внимание исследователей приковывает творчество Н.М. Карамзина, ставшего для современников главой новой литературной школы, родоначальником нового — карамзинского — периода в истории русской словесности. Карамзин в своих литературных пейзажах наиболее последовательно и ярко представил то новое восприятие мира, что отличало как сентименталистскую, так и предромантическую русскую литературу.

Самым лучшим произведением Н.М. Карамзина считается повесть «Бедная Лиза», написанная им в 1792 году. В ней затронуты все основные проблемы, раскрытие которых требует глубокого анализа и понимания русской действительности XVIII века и сущности человеческой природы в целом. Большинство современников были в восторге от «Бедной Лизы», они совершенно правильно поняли идею автора, который одновременно анализировал сущность человеческих страстей, взаимоотношений и суровую русскую действительность. Именно в этой повести живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи Карамзина — это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

6 стр., 2833 слов

Характеристика Лизы (образ героини повести Бедная Лиза)

... повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы. Лиза — обычная крестьянская девушка, главной ... в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма. Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, ...

Цель работы.

Целью данной работы является:

  • определить значение пейзажа в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • определить, как связано состояние природы с поступками и духовным миром героев, как помогает пейзаж раскрыть идейно-художественный замысел писателя. Определить какие возможности открывает этот приём и в чём проявляется ограниченность его в использовании Карамзиным;

— — сравнить пейзажи с описаниями природы в произведениях его предшественников Ломоносова М.В. «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния» и Державина Г.Р. «Водопад».

Задачи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Прочитать повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
  2. Прочитать произведения М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
  3. Познакомиться с литературоведческими и критическими работами.
  4. Определить с какой целью вводятся пейзажи в произведения.

Структура работы.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

XVIII век как переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов литературного пейзажа. Для классицизма характерной была условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа. Свои устойчивые черты имели насыщенный аллегориями и эмблемами пейзаж «высоких» жанров классицизма, прежде всего торжественной оды. Молитвенно-благоговейное восхищение природой — Мирозданьем, Божьим творением звучало в поэтических переложениях текстов Священного Писания, прежде всего переложениях псалмов. Своя система пейзажных описаний существовала и в идиллически-буколических, пасторальных жанрах», в любовной лирике классицизма, прежде всего в ранней элегии XVIII века.3

Таким образом, русский классицизм отчасти создал, отчасти получил в наследство от своих литературных «образцов» достаточно богатую палитру пейзажных изображений. Однако завоеванием сентиментализма можно назвать новый взгляд на окружающий человека мир. Природа уже не расценивается как эталон, как совокупность идеальных пропорций; рациональное постижение универсума, стремление с помощью разума понять гармоничное устройство натуры уже не ставится на первый план, как это было в эпоху классицизма. В произведениях сентименталистов природа обладает собственным духом гармонии. Человек, являясь частью природы, обращается к ней как к связующему звену с Творцом в поисках истинного существования, которое противопоставлено бессмысленной светской жизни. Только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума. Действие происходит, как правило, в небольших городах, в деревне, в уединенных местах, располагающих к размышлению, при этом много внимания уделяется описанию природы, которая связана с душевными переживаниями автора и его героев, проявляется интерес к народной жизни и поэзии. Именно поэтому в произведениях сентименталистов пристальное внимание уделяется как описанию сельской жизни, так и сельских пейзажей.

9 стр., 4147 слов

Каково отношение автора повести к эрасту

... монастырь», где похоронена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Автор так озаглавил свою повесть, так как сразу хотел показать своё сочувственное отношение к главной героине и ... нам историю несчастной любви простой крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста, дабы доказать, что «и крестьянки любить умеют». Лиза — идеал природы. Она не только «прекрасна душою и ...

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и «ужасной громады домов и церквей», а сразу же после этого автор начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые, цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…»4 Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»5

Природа в это мгновение прекрасна, но героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»6

Между Эрастом и Лизой начинается прекрасный роман, их отношение целомудренны, их объятия «чисты и непорочны». Окружающий пейзаж так же чист и непорочен. «После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать слова своего, всякий вечер виделись … всего чаще под тению столетних дубов … дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный. Там часто тихая луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами своими светлые Лизины волосы, которыми играли зефиры и рука милого друга».7

Проходит пора невинных отношений, Лиза и Эраст становятся близки, она чувствует себя грешницей, преступницей, и в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе: «Между тем блеснула молния и грянул гром … Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности,»8 Эта картина раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Герои произведения расстаются, но Лиза еще не знает, что это навсегда, она несчастна, ее сердце разрывается, но в нем еще теплится слабая надежда. «Утренняя заря, которая, как «алое море», разливается «по восточному небу», передает боль, тревогу и смятение героини и также свидетельствует о недобром финале.

Лиза, узнав об измене Эраста, покончила со своей несчастной жизнью, она бросилась в тот самый пруд, возле которого когда-то была так счастлива, ее похоронили под «мрачным дубом», являющимся свидетелем самых счастливых минут ее жизни.

До того, как начнется развитие сюжета, в пейзаже четко обозначены темы главных героев повести — тема Эраста, чей образ неразрывно связан с «ужасной громадой домов» «алчной» Москвы, сияющей «златом куполов», тема Лизы, сопряженная неразрывной ассоциативной связью с жизнью прекрасной естественной природы, описанной при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие», и тема автора, чьё пространство имеет не физический или географический, а духовно-эмоциональный характер: автор выступает как историк, летописец жизни своих героев и хранитель памяти о них.

15 стр., 7238 слов

Проблематика в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина

... нашей работе проводится на материале повестей писателя 1790-х годов. Особо пристальное внимание в ходе исследования уделяется повести "Бедная Лиза", в связи с тем, что художественная мысль у Карамзина ... природа и человек, любовь-горе и любовь-счастье. С голосом автора в частный сюжет повести входит тема большой истории отечества. Сопоставление исторического и частного делает повесть "Бедная Лиза" ...

Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе»; после объяснения в любви Лизе кажется, что «никогда солнце так светло не сияло», а при последующих свиданиях «тихая луна посеребрила лучами своими светлые Лизины волосы».

Каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе связано с деньгами: при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове» (невольно сравниваем Лизу, отказавшую ради Эраста «сыну богатого крестьянина»).

Наконец, при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать ее из своего дома, Эраст кладёт ей в карман сто рублей.

Смысловые лейтмотивы, заданные в пейзажных зарисовках авторской интродукции, реализуются в повествовании синонимичных им образов: злато куполов алчной Москвы — мотив денег, сопровождающий Эраста; цветущие луга и светлая река подмосковной природы – мотивы цветов; белизны и чистоты, окружающие образ Лизы. Так описание жизни природы экстенсивно распространяется на всю образную систему повести, вводя дополнительный аспект психологизации повествования и расширяя его антропологическое поле параллелизмом жизни души и жизни природы.9

Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Особенно очевидные примеры такого соответствия эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки семантическому наполнению того или иного сюжетного поворота дают меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так «пейзаж из подсобного приема с «рамочными» функциями, из «чистого» украшения и внешнего атрибута текста превратился в органическую часть художественной конструкции, реализующей общий замысел произведения», стал средством продуцирования читательской эмоции, обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души» .10

6 стр., 2756 слов

Несчастная любовь в повести Бедная Лиза Карамзина

... найти на страницах произведений Карамзина. Аргумент для сочинения на тему «Разум и чувство» по произведению «Бедная Лиза» Во власти собственных чувств оказалась и героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В бедную крестьянку влюбился богатый ...

Приведенные примеры показывают, как важно описание картин природы в художественном произведении, как глубоко они помогают проникнуть в душу героев и их переживания.

Изображению природы большое внимание уделял не только Карамзин но и его предшественники М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин.

М.В. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Свои обширные познания в области науки Ломоносов сделал предметом поэзии. Его «научные» стихи — не простое переложение в стихотворную форму достижений науки. Это — действительно поэзия, рожденная вдохновением, но только в отличие от других видов лирики здесь поэтический восторг возбуждала пытливая мысль ученого. Стихотворения с научной тематикой Ломоносов посвятил явлениям природы, прежде всего космической теме. Будучи философом-деистом, Ломоносов видел в природе проявление творческой мощи божества. Но в своих стихах он раскрывает не богословскую, а научную сторону этого вопроса: не постижение бога через природу, а изучение самой природы, созданной богом. Так появились два тесно связанных между собой произведения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Оба стихотворения написаны в 1743 г.

В каждом из «Размышлений» повторяется одна и та же композиция. Сначала изображаются явления, знакомые человеку по его ежедневным впечатлениям. Затем поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры. Так, в первой строфе «Утреннего размышления» изображается восход солнца, наступление утра, пробуждение всей природы. Затем Ломоносов начинает говорить о физическом строении Солнца. Рисуется картина, доступная только вдохновенному взору ученого, способного умозрительно представить то, чего не может увидеть «бренное» человеческое «око», — раскаленную, бушующую поверхность солнца:

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода, кипят,

Горящи там дожди шумят .11

Ломоносов выступает в этом стихотворении как великолепный популяризатор научных знаний. Сложные явления, происходящие на поверхности Солнца, он раскрывает с помощью обычных, сугубо зримых «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди».

Во втором, «вечернем» размышлении поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Вначале, так же как и в первом стихотворении, дается картина, непосредственно доступная глазу:

  • Лицо свое скрывает день;
  • Поля покрыла мрачна ночь;
  • <…>
  • Открылась бездна звезд полна;
  • Звездам числа нет, бездне дна.12

Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов пишет о бесконечности вселенной, в которой человек выглядит как малая песчинка в бездонном океане. Для читателей, привыкших, согласно Священному Писанию, считать землю центром мироздания, это был совершенно новый взгляд на окружающий его мир. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.

Г.Р.Державин делает новый шаг в изображении человека. В стихотворении «Водопад», посвященному Г. А. Потемкину, Державин пытается рисовать людей во всей их сложности, изображая и положительные, и отрицательные их стороны.

4 стр., 1803 слов

Поэтика предромантических повестей Н.М.Карамзина

... обоснования явлений предромантизма на основе анализа повестей Н.М.Карамзина. Теоретическая значимость определяется тем, что материалы дипломной работы вводят в научный обиход новую информацию, ... Academia, 2008. – 368 с. 9. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина "Остров Борнгольм" // Державин и Карамзин в литературном движении ХVIII – начала ХIХ века. – М.: ...

Вместе с тем в державинском творчестве этих лет значительно расширяется и усложняется образ автора. В значительной мере этому способствует усиленное внимание поэта к так называемым анакреонтическим песням — небольшим стихотворениям, написанным на мотивы или «в духе» древнегреческого лирика Анакреона. Основу державинской анакреонтики составляет «живое и нежное впечатление природы», по выражению друга Державина и переводчика Анакреона — Н. А. Львова. «Этот, новый и большой раздел поэзии Державина, — пишет А. В. Западов, — послужил для него, выходом в радостный мир природы, позволил говорить о тысяче маленьких, но важных для человека вещей, которым не находилось места в системе жанров классицистической поэтики. Адресуясь к Анакреону, подражая ему, Державин писал свое, и национальные корни его поэзии проступают в анакреонтических песнях «особенно ясно».13

В оде «Водопад» Державин идет от зрительного впечатления, и в первых строфах оды в великолепной словесной живописи изображен водопад Кивач на реке Суне в Олонецкой губернии:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми <…>

Шумит — и средь густого бора

Теряется в глуши потом <…> .14

Однако эта пейзажная зарисовка сразу приобретает смысл символа человеческой жизни — открытой и доступной взору в своей земной фазе и теряющейся во мраке вечности после смерти человека: «Не жизнь ли человеков нам // Сей водопад изображает?»15И далее эта аллегория развивается очень последовательно: открытый взорам сверкающий и гремящий водопад, и берущий из него начало скромный ручеек, затерявшийся в глухом лесу, но поящий своей водою всех приходящих к его берегам, уподобляются времени и славе: «Не так ли с неба время льется <…> // Честь блещет, слава раздается ?»16; «О слава, слава в свете сильных! // Ты точно есть сей водопад <…>»17

Основная часть оды персонифицирует эту аллегорию в сравнении прижизненных и посмертных судеб двух великих современников Державина, фаворита Екатерины II князя Потемкина-Таврического и опального полководца Румянцева. Надо полагать, что поэта, чуткого к слову, увлекла кроме всего прочего и возможность контрастного обыгрывания их значащих фамилий. Румянцева, пребывающего во тьме опалы, Державин избегает называть по фамилии, но его образ, возникающий в оде, весь окутан блеском светоносных метафор, созвучных ей: «как румяной луч зари», «в венце из молненных румянцев».18 Напротив, Потемкин, блистательный, всемогущий, изумлявший современников роскошью своего образа жизни, блеском неординарной личности, одним словом, бывший при жизни на виду, в оде «Водопад» погружен во тьму безвременной смертью: «Чей труп, как на распутье мгла, // Лежит на темном лоне нощи?19 Яркая и громкая прижизненная слава Потемкина, как и сама его личность, уподобляются в оде Державина великолепному, но бесполезному водопаду:

Дивиться вкруг себя людей

Всегда толпами собирает, —

Но если он водой своей

Удобно всех не напояет <…>20

Жизнь же не менее талантливого, но незаслуженно обойденного славой и почестями Румянцева вызывает в сознании поэта образ ручейка, чье тихое журчание не потеряется в потоке времени:

Не лучше ль менее известным,

А более полезным быть; <…>

И тихим вдалеке журчаньем

Потомство привлекать с вниманьем?21

Вопрос о том, кто из двух полководцев более достоин жизни в памяти потомков, остается для Державина открытым, и если образ Румянцева, созданный поэтом в оде «Водопад», в высшей степени соответствует державинским представлениям об идеальном государственном деятеле («Блажен, когда, стремясь за славой, // Он пользу общую хранил»22, то образ Потемкина, настигнутого внезапной смертью на высшем взлете его блистательной судьбы, овеян проникновенной авторской лирической эмоцией: «Не ты ли с высоты честей // Незапно пал среди степей?»23 Разрешение проблемы бессмертия человека в памяти потомков дается в общечеловеческом плане и абстрактно-понятийном ключе:

Услышьте ж, водопады мира!

О славой шумные главы!

Ваш светел меч, цветна порфира,

Коль правду возлюбили вы,

Когда имели только мету,

Чтоб счастие доставить свету.24

Рассмотренные природные пейзажи в произведениях М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина так же прекрасны, как и в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина, но в произведения они введены с иной целью. В произведении Карамзина природа передаёт душевное состояние, настроение изображаемых героев. Ломоносов в своих произведениях прославляет мироздание. А Державин величие природы сравнивается с величием прославляемых героев, но не передает их душевного состояния.

Заключение.

Проделанная нами работа позволяет сделать вывод, что отражение природы в русской литературе конца XVIII — начала XIX века имеет многоплановое значение. Пейзаж буквально с зачина произведения получает эмоциональную характеристику – это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем.

В «Бедной Лизе» пейзаж не только используется с целью создания атмосферы, настроения, но также несет определенную символическую нагрузку, подчеркивает тесную связь «естественного человека» и природы.

Особая роль принадлежит и повествователю, чей образ также был в новинку для литературы XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью. С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок – первое в России место литературного паломничества. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, литератор точно указывает место действия своей повести – окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоёму у монастырских стен. Реальное название пруда было забыто – отныне он стал Лизиным прудом.

Собственно, с «Бедной Лизой» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный.

Несомненно, Н.М.Карамзин – одна из самых значительных фигур в истории русской литературы конца XVIII — начала XIX века.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rol-peyzaja-v-povesti-bednaya-liza/

  1. Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  2. М.В.Ломоносов. Избранные произведения. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск. 1978.
  3. Т.А.Колганова. Русская литература XVIII века. Сентиментализм. – М.: Дрофа. 2002.
  4. Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма (Литературно-теоретические суждения Н.М.Карамзина 1787-1792 гг.).

    М., 1964.

  5. Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа. М., 1999.
  6. Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. — Л., 1990.
  7. В.Муравьев Николай Михайлович Карамзин. М., 1966.
  8. Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979.
  9. Западов А.В. Отец русской поэзии. М., 1961.
  10. Западов А. В. Мастерство Державина, М., 1958.
  11. С.В.Стахорский. Энциклопедия литературных героев. – М.:Аграф. 1997.

Вишневская Г.А. Из истории русского романтизма (Литературно-теоретические суждения Н.М.Карамзина 1787-1792 гг.).

М., 1964. С. 42.

Тарабукин Н.М. Проблема пейзажа. М., 1999. С.223.

Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. — Л., 1990. С. 256.

Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С.200.

Там же. С.205.

Там же. С.207.

Там же. С.207, 208.

Там же. С. 210.

В.Муравьев Николай Михайлович Карамзин. М., 1966. С.40-45.

Орлов П.А. Русская сентиментальная повесть. М., 1979. С.31-35.

М.В.Ломоносов. Избранные произведения. Северо-Западное книжное издательство. Архангельск. 1978. С.62

Там же. С. 64

Западов А. В. Мастерство Державина, М., 1958. С. 146

Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С.117

Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С. 119

Там же. С. 119

Там же. С. 123

Там же. С. 121

Там же. С.124

Там же. С. 123

Г.Державин. Н.Карамзин. В.Жуковский. Стихотворения. Повести. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. С. 123

Там же. С. 122

Там же. С. 124

Там же. С.129

Финальные сцены повести

Любовь Лизы и Эраста продлилась недолго. Разорившийся и остро нуждавшийся в деньгах дворянин вскоре женился на богатой вдове, что стало для девушки самым страшным ударом. Она не смогла пережить измену и покончила с собой. Героиня обрела покой на том самом месте, где проходили самые страстные свидания – под дубом у пруда. И рядом с Симоновым монастырем, появляющимся в начале повествования. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» в данном случае сводится к приданию произведению композиционной и логической завершенности.

Заканчивается повесть рассказом о судьбе Эраста, так и не ставшего счастливым и часто навещавшего могилу бывшей возлюбленной.

В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Так, например, в повести «Бедная Лиза» Карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. Но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

В начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «Внизу…по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада…» Карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. Именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы…, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение…»

Героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. Уже через несколько минут, когда происходит объяснение между Лизой и Эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. А после расставания влюбленных, когда Лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в Лизиной душе. Здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние Лизы, но и предвещает трагичный финал данной истории.

Одна из основных пейзажных функций в романе «Герой нашего времени» — более полно и глубоко раскрыть личность главного героя, Печорина. Его характер отражается в принадлежащих ему описаниях природы («Фаталист», «Тамань», «Княжна Мери»).

Печорин способен чувствовать движение воздуха, шевеление высокой травы, восхищаться «туманными очерками предметов», обнаруживая душевную тонкость и глубину. Ему, человеку одинокому, природа в тяжелые минуты помогает сохранить душевное равновесие. «С жадностью глотал я благовонный воздух», — пишет Печорин после эмоционально напряженного свидания с Верой.

Природа в романе постоянно противопоставляется миру людей с их мелкими страстями, причем стремление Печорина слиться с гармоничным миром природы оказывается тщетным. Пейзажи, принадлежащие перу главного героя, полны движения – такие описания подчеркивают внутреннюю энергию героя, его постоянное напряжение, жажду действия, отражают динамику его душевных состояний.

Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.