Сочинение на тему на пути к правильной речи
Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Но мы сами же безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем… Как же помочь нашему языку? Как спасти его от засорения? Об этом должен задуматься каждый. Что значит для человека язык? Родной язык это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Каждый человек должен любить свой язык, уважать его. Судьба родного слова не должна быть нам безразлична. Ведь язык это средство общения между людьми в обществе, в их трудовой деятельности. Поэтому я считаю, если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. Для того чтобы уметь красиво говорить нужно знать основные принципы культуры речи. В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, его огромный словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль.
Но вот в чем вопрос, умеем ли мы правильно пользоваться им? Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речь могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо (не одно и то же. К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости… Всех не перечислишь. Каждый человек должен осознавать, что прежде всего это нужно ему самому. Он должен совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту своего языка. Культурная речь в своей устной и письменной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме нормам орфографии и пунктуации. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труднее, нежели другим». Я выбрала эту тему потому, что она мне интересна. Раскрыв её, я смогу улучшить свой язык, и в мире станет на одного культурного человека больше. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога быть ясным и не низким.» Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель).
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего ...
... Например, «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».(М.Н.Кожина) «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».(И.А.Гончаров) ... по максимуму сможете получить, выполнив это задание. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ...
Мы облекаем свои мысли в слова. Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает мысль: непонятна мысль непонятно и слово.» И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно излагает.» Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выраженному им понятию. При четком выражении мысли слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению, а неправильный выбор слова искажает смысл высказывания. Мастера художественного слова настойчиво добиваются точности словоупотребления. Однако не всегда нам удается избежать лексических ошибок, которые лишают нашу речь точности. От этого не застрахованы даже опытные писатели. Так в первых изданиях романа А.А. Фадеева (до 1949 г.) была фраза: «Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.» В этом предложении неточно употреблено слово навзничь: нельзя «уткнуться лицом в ладони», если упасть навзничь, то есть на спину. В издании 1949 г. Автор внес исправление: «Мечик упал на землю и уткнулся лицом в ладони» Обычно можно найти немало стилистических вариантов для выражения мысли, но многие почему-то предпочитают не самый простой и ясный…почему нас коробит, когда мы слышим: В этом доме со мной проживает известный поэт; В данный момент я готовлюсь к экзаменам.
Потому что выделенные слова не подходят для разговорного стиля речи, они придают ей канцелярский оттенок, лишая ее естественности простоты. Стилистически не оправдано употребление книжных слов и в таких, например, репликах при устном общении: «Игорь мне сообщил, что за ним в садик придет бабушка; заводная обезьяна вышла из строя» Пристрастие к канцеляризмам и книжной лексике ведет к многословию, к путаной и сложной передаче самых простых мыслей. Н.Г. Чернышевский писал: «Что не ясно представляешь, то не ясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.» Этим нередко грешат начинающие авторы. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: «Семь действующих платформ обслуживает несколько сот человек.» Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в речи. Достаточно изменить порядок слов: «Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ», но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, возможно и неправильное ее толкование на этом построено, шутка А. П. Чехова: «Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.» К сожалению, небрежность в расстановке слов в предложении не такая редкость: Велосипед разбил трамвай; Они кормили его мясом своих собак и т.п., смысл которых в конце концов выясняется, но с некоторым усилием, что не отвечает требованию ясности высказывания. Смысловая неясность возникает иногда и в беспредложных сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), портрет Репина и т.п. (2. Уместность речи. В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно. Цицерон. В типологии качеств хорошей речи есть одно, которое занимает особое место по своей значительности, это уместность.
Урок развития речи. описание внешности человека
... речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики. главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения ... урока., Описание внешности человека по личным наблюдениям. (Описание внешности – ... описания друга вы рассказываете о том, как вы познакомились и подружились.) Использовать ... нас в классе есть девочка. ... уточнения информации 5. Творческая практическая ...
Коммуникативные умения и навыки
Эта методика подразумевает, что ученики должны обладать целой системой умений, которые реализуются в разного рода устных и письменных речевых упражнениях. Сюда включаются семь групп таких навыков:
- навыки, которые связаны с темой, с ее пониманием и нахождением для нее границ;
- навыки подчинять свои сочинения конкретному замыслу, способные выражать в них свою мысль, эмоции, отношения;
- навык собирать, накапливать материал, находить в нем главное и второстепенное, учитывая тему и замысел;
- способность систематизировать материал, составлять по нему план, использовать композицию;
- способность подготавливать текст: подбирать слова в соответствии с темой, использовать нужные сочетания, фразы, подготавливать фрагменты текста в устном варианте;
- способность составлять текст в устной речи: импровизировать, а в письменной – писать без грамматических ошибок, правильно располагать текст на листе и делить его на отдельные абзацы;
- способность совершенствовать, исправлять написанное, осуществлять редакцию, проверять на орфографические ошибки.
Красивая речь и положение в обществе
Правильность речи и умение красиво говорить во времена царской России отличало представителей высших сословий. Сейчас, конечно, официальные титулы в нашей стране не присваиваются, однако следует отметить, что люди, умеющие свободно выражать свои мысли и говорить правильно, держатся по-особому. У них, как правило, хорошая осанка, слегка приподнятая голова, ритмичная и легкая походка. Если говорить о материальном достатке, то он, чаще всего, среднего или выше среднего уровня. Следовательно, определенная «кастовость» все-таки прослеживается.
Известны случаи, когда человек, добившийся высокого положения в обществе, но не имеющий должного образования, стремился наверстать упущенное, подтягивая свой культурный уровень. Такие люди хорошо осознавали, что для общения в высших кругах им просто необходима грамматическая правильность речи. Только умение держаться должным образом позволяет закрепить достигнутое и идти дальше.
Есть также категория людей, которая в стремлении занять определенное положение в обществе осваивает навыки грамотной речи.
В последние годы в обществе наблюдается взаимосвязь между достижением определенного статуса и уровнем грамотности. Люди стремятся поднять свой уровень грамотности, чтобы соответствовать своему статусу, а грамотные и культурные люди привлекают внимание людей более высокого круга, если они пытаются сблизиться с ними.
Грамматическая правильность речи и ее суть
Основа грамматической правильности речи заключается в соблюдении норм морфологии и синтаксиса русского языка, а также в правильном построении предложений и словосочетаний.
Роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
... рассмотрен нами на предмет влияния развивающих игр на развитие творческих способностей старших дошкольников. Цель исследования: изучить влияние игры на развитие творческих способностей ... у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей; промежуточный ... ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их ...
Новые процессы в обществе привели к изменению значений отдельных слов, что повлекло за собой изменение грамматических категорий. Слова, ранее не имевшие формы множественного числа, теперь получили их в современной речи: риски, стратегии, бюджеты, экономики.
Современная пресса наглядно демонстрирует изменения в современном языке. Письменная речь использует новообразованные слова с помощью приставок и суффиксов. Некоторые новообразования не делают наши высказывания более эстетичными. Например, использование суффикса «-изация» дает нам такие слова, как гуманитаризация, информатизация. В некоторых случаях мы можем получить даже такие слова, как витринизация (когда автор подобного выражения, вероятно, имеет в виду оформление витрины в магазине).
Одной из основных проблем современного словообразования является смешение слов с различной стилистической окраской. Люди могут одновременно использовать специализированные термины, не стесняясь использовать жаргонные выражения.
Развитие речевого дыхания — путь к правильной речи
Развитие речевого дыхания является важным аспектом правильной речи. В последние годы наблюдается заметный рост числа дошкольников, у которых есть нарушения речевого развития.
Речь представляет собой поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека. Воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа, является источником образования звуков речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, поддерживает нормальную громкость речи, четкость пауз, плавность речи и интонационную выразительность.
Неправильно развитое речевое дыхание затрудняет овладение техникой говорения.
Такие нарушения речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены какими-либо соматическими заболеваниями, неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Нарушается плавность речи, часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, сбивчиво, глотая окончания, без логических пауз.
По этой причине, если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Коррекционная работа состоит из следующих этапов:
- укрепление мышц артикуляционного аппарата, лица и грудной клетки;
- формирование вдоха и озвученного длительного выдоха;
- постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно;
- развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз;
- развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.
Параметры правильного ротового выдоха:
Особенности развития речевой деятельности в дошкольном возрасте
... развиваться объяснительная речь. Актуальность: Формирование начального речевого развития дошкольников является важнейшим направлением процесса развития. Цель исследования: Изучение и выявление особенностей развития речевой деятельности дошкольников. Задачи: ... предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и ...
- выдоху предшествует сильный вдох через нос — «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.
Развитие речевого дыхания у детей
Развитие речевого дыхания является важным компонентом речевого развития у детей. Для эффективной речи и передачи информации необходимо правильно дышать.
При проведении упражнений на развитие дыхания
При проведении игр, направленных на развитие дыхания, необходимо учитывать, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени, для чего можно использовать песочные часы, и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Ветерок
Цель данной игры — развитие сильного плавного ротового выдоха и активизация губных мышц. Для проведения игры нужны бумажные метёлочки. Предлагаем следующий ход игры:
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок — и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться индивидуально и в группе.
Снег идёт!
Цель данной игры — формирование плавного длительного выдоха и активизация губных мышц. Необходимо для игры кусочки ваты. Ход игры такой:
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Катись, карандаш!
Цель данной игры — развитие длительного плавного выдоха и активизация губных мышц. Необходимо для игры карандаши с гладкой или ребристой поверхностью. Предлагаем следующий ход игры:
- Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш.
- Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола.
- Затем предлагает ребенку подуть на карандаш.
- Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола.
- Игру можно продолжить, сидя напротив друг друга, и перекатывать друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
- Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Мыльные пузыри
Для развития речевого дыхания можно использовать и мыльные пузыри. Нужны венчики из проволоки и раствор для пузырей, который можно приготовить самостоятельно из воды, мыла и сиропа. Дети должны делать пузыри, контролируя дыхание и стараясь произносить какое-то слово при каждом выдохе.
«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ...
... воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о ... техники чтения. Также, на занятиях с использованием музыкально-дидактических игр, уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками ...
Методика развития речевого дыхания у детей
Цель данной методики заключается в активизации работы губных мышц и обучении длительному выдоху у детей. В процессе занятий используются различные игровые упражнения, которые стимулируют развитие речевого дыхания.
Игра с мыльными пузырями
В данной игре дети выдувают мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем больше проход для жидкости, тем больше усилий требуется от ребенка, и тем сильнее напрягаются его губные мышцы. Цель этой игры — активизировать работу губных мышц и обучить детей длительному выдоху.
Игра «Шарик»
Цель этой игры — тренировка силы вдоха-выдоха у детей. В процессе игры используются воздушные шарики. Дети вдыхают воздух носом, а затем ртом с силой выдыхают в шарик, надувая его. Затем они пытаются удержать давление в шарике. Упражнение повторяется несколько раз. Цель этой игры — тренировка силы вдоха-выдоха у детей.
После того как дети научились делать глубокие плавные выдохи, можно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие речевого дыхания.
Отработка произношения гласных звуков и слогов
Для отработки произношения гласных звуков и слогов, необходимо многократно повторять их произношение вместе с ребенком, используя один выдох. Это поможет развить правильное речевое дыхание у детей.
Игра «Трубач»
Цель этой игры — обучение навыку звукопроизношения в период длинного выдоха. В процессе игры дети подносят кулачки ко рту и делают вдох ртом, затем осуществляют длинный выдох и трубят: «У-У-у…». Звук можно заменить любым гласным. Можно устроить соревнование, чтобы определить, кто дольше всех сможет продолжать дуть.
Игра «Пой со мной!»
Цель этой игры — развитие правильного речевого дыхания через пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э. В процессе игры взрослый предлагает детям спеть «песенки». Набрав воздуха в легкие, дети вдыхают воздух и поют длинные песенки на одном выдохе. Педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Количество «песенок» можно постепенно увеличивать.
После отработки произношения гласных звуков и слогов, можно перейти к произношению небольших слов на одном выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги, а затем короткие слова. Постепенно можно переходить к произношению небольших предложений, не делая вдоха. Для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто.
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации
Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации является самым сложным. На этом этапе ребенок будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и смысловые отрывки, делая вдох.
Для выполнения данного этапа следует следующая методика: сначала делаем глубокий вдох через рот, а затем начинаем рассказывать. Произносим не менее трех фраз, после чего можно остановиться для дополнительного вдоха через рот. Постепенно следует увеличивать темп речи, количество слов и фраз, произносимых в одном цикле дыхания.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах
... Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. ...
Характеристика литературного языка
Русский литературный язык обладает следующими характеристиками:
- Хорошо развитая письменность.
- Наличие устоявшихся норм и правил употребления элементов речи.
- Существование типичных выражений, которые определены ситуацией и содержанием (бытовое общение, публичное выступление, деловая речь).
- Взаимосвязь книжного и разговорного литературного языка в письменной и устной форме.
Самая значимая отличительная особенность литературного языка состоит в его общепринятости и, следовательно, понятности.