Роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-психологического и технологического обеспечения развития и реализации творческого потенциала человека. Актуальность проблемы человеческих способностей обусловлена тем, что она вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Необходимость изучения развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической науке объясняется так же недостаточностью знаний в области формирования креативности личности, и обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы психологии креативного обучения и воспитания. Очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, различать своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста можно рассматривать через понятие творческого воображения, творческого мышления, восприятия, внимания. В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы.

Нам предстоит выяснить, каково влияние игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, объектом нашего исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Данный объект будет рассмотрен нами на предмет влияния развивающих игр на развитие творческих способностей старших дошкольников.

3 стр., 1435 слов

Статья: «Формирование интереса к живописи у детей старшего ...

... в развитии детей дошкольного возраста в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют художественно-эстетическому развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание эмоционального отклика на произведение изобразительного искусства, без которого приобщение к изобразительной деятельности может ...

Цель исследования: изучить влияние игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:

1. Проанализировать содержание учебной, методической и научной литературы по исследуемой проблеме;

2. Раскрыть понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать систему игровых заданий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

4. Определить роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

База исследования – МБДОУ № 45 г.о. Орехово-Зуево, дети старшей группы в количестве 20 человек

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие творческих способностей. Способности и задатки

Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Дети постоянно требуют особого внимания родителей, воспитателей и учителей. Задача взрослых предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Тогда дети смогут творчески реализовать свою индивидуальность. Забота о развитии творческих способностей детей сегодня — забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Особо важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток творческого потенциала ребенка, не дать ему потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности. Гегель писал: «Человек должен родиться дважды, один раз естественно, а затем духовно» [1, .20-24]. Выдающиеся исследователи — Л.В. Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдварде, К.Роджерс., вложили много таланта, ума и энергии в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности и в первую очередь личности ребенка. Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [17, .16].Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия – обучении [2, 22-28].Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка. Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью. В настоящее время исследованием проблем творческого развития детей занимаются так же Н.А. Терентьева, Л.Футлик, Г.В.Ковалева, А.Мелик-Пашаева. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» [15,.64].

8 стр., 3848 слов

Правовая охрана основных результатов творческой и интеллектуальной деятельности

... изучения упомянутых объектов является понимание существа правовой охраны основных результатов творческой и интеллектуальной деятельности, направлений ее совершенствования и эффективного ... составляющие. 3. определить основные аспекты правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. 1. Особенности законодательного регулирования правового режима объектов интеллектуальной собственности ...

Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству. Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Американский психолог Ф. Г. Фромм предложил следующее определение понятия творческих способностей: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Учитывая результаты многократных наблюдений, можно заявить, что это определение творчества применимо и в отношении детей дошкольного возраста. Исследования показали, что проявления творческих способностей (их усиление или ослабление) подвержены влиянию многих внешних условий. Например, в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок или стресса, дети намного лучше справлялись с творческими и интеллектуальными задачами. Когда мы говорим о воспитании творческих способностей, мы имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт.

12 стр., 5961 слов

Театрализованная деятельность как средство развития творческих ...

... на отдельных этапах исследований. театрализованный педагогический творческий дошкольник 1. Театральная деятельность как средство развития творческих способностей 1.1 Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей определяется содержанием, которое вкладывается в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности ...

Исследования творческих способностей детей-дошкольников должны быть сконцентрированы на выявлении таких элементов поведения и деятельности детей в дошкольном учреждении, при помощи которых они находят новые пути освоения окружающей действительности [3,118]. В. И. Шадриков, говоря о творческих способностях использует термин «одаренность», отмечая, что одаренность всегда связана с духовными способностями. «Одаренность» — индивидуально-своеобразное сочетание взаимодействующих и дополняющих друг друга способностей, как системное проявление способностей в функциональной системе деятельности». А. Т. Шумилин пишет, что творческие способности — это антипод подражанию, копированию, деятельности по готовому образцу[1, 90-94]. Анализируя вопрос о творчестве детей, его возникновении и развитии, можно выделить разные направления в их решении. В одном случае источник творчества видится во внутренних самозарождающихся силах ребенка, т. е. творческие способности рассматриваются как возникшие спонтанно, следовательно, они неуправляемы, педагогически направленное формирование их невозможно.[6, 18-22] .

1.2 Виды способностей

Выделяют три типа способностей:

  • художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
  • мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
  • промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

Преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

28 стр., 13588 слов

Развитие творческого потенциала младших школьников на х литературы ...

... о создании условий для полной реализации творческого и умственного потенциала учащихся. Начальная школа играет важную роль в развитии творческого ... сочинениях различают Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете. ... как же сделать учение интересным, как же развивать творческие способности ... творческой деятельности: ...

Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

  • общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
  • сложные — способности к труду, учебе, общению.

Основы способностей заложены генетически — в виде задатков . В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. Способности по специализации подразделяются следующим образом:

  • специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
  • теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
  • практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
  • учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
  • творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

  • талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
  • гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
  • одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше он занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в раннем детстве, закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте.

Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.Дошкольник включается в многообразные виды деятельности — игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

4 стр., 1630 слов

Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сказок

... творческие способности. Деятельность ребенка вывести на новый уровень соединить развитие речи, коммуникацию, умения сочинять рассказывать Цель: Развитие у детей творческих способностей и речи посредством сочинение сказок в различных видах деятельности. ... на развитие таких творческих способностей детей как рисование, оригами, творческое рассказывание. 3. Формировать у детей восприятие книги как ...