Конспект русского языка по развитию речи в 6-м классе. «Подготовка к сочинению-описанию «Метель»

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения учащихся, подготовить к написанию сочинения-описания;
  • познакомить с понятием «цитата»;
  • работать над умением подчинять высказывание теме, сочинение – плану;
  • развивать монологическую речь;
  • развивать творческое мышление (через использование учащимися в собственной речи выразительных средств языка);
  • приучать к работе со словарями;
  • воспитывать интерес к писательскому слову, стремление ярко и образно выражать собственные мысли в сочинениях.

Оборудование урока:

Ход урока.

I . Сообщение целей урока. Введение в тему.

  • Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-описанию природы, с использованием выразительных средств языка, познакомиться с новым понятием (цитата ), повторить попутно ряд орфографических и пунктуационных правил.
  • Что будет предметом нашего описания сегодня, попытайтесь догадаться, прослушав музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора XVIII века Антонио Вивальди!

Звучит фрагмент «Зима».

(Ребята высказываются.)

II. Работа с текстами.

мы будем описывать метель

(А.С. Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро».)

Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению.

  • Обратимся к первым двум пушкинским текстам. (Раздаточный материал на каждой парте.)

(Читают 2 ученика.)

А)

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,, На мутном небе мгла носилась;, Луна, как бледное пятно,, Сквозь тучи мрачные желтела,, И ты печальная сидела…

Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею».

(Пушкин рисует сильную метель.)

Какие выразительные средства использует поэт, рисуя вьюгу?, Словарная работа.

Мгла* — непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).

8 стр., 3778 слов

Рассуждение уроки французского. : Уроки доброты в рассказе Уроки ...

... определяющими для главных героев? Темы сочинений по «Урокам французского» ОБРАЗ МАЛЬЧИКА 1. Какие черты ... предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо ... это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны. Райцентр - районный центр. 6. ... мальчику? Что понравилось вам? СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3. Сравните Василия Андреевича и Лидию ...

Околица* — изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

(Ребята высказываются.)

  • Вот почему пушкинский текст для нас образцовый! Используя приём олицетворения, Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Мы еще раз убедились в мастерстве Пушкина.

— Во втором отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).

  • Какое же настроение создает у нас пушкинское описание?

III. Введение нового понятия.

  • Какие слова, сочетания слов могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»?
  • Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ .

ЦИТАТА* — точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста. (Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)

ЦИТИРОВАТЬ

  • Способов цитирования несколько. Один из них — оформление цитаты как предложения с прямой речью.

(Формулируется правило.)

  • Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
  • Итак, сегодня вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме.

IV. Работа над составлением плана.

— Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (Обсуждается, какой нужен план: простой или сложный. Предлагаются формулировки пунктов и подпунктов. Примерный план может быть заранее записан на обратной стороне доски.)

1. Начало метели.

2. В вихре метели:

а) что вид…тся;

  • б) что слыш…тся.

3. Мои мысли и чувства во время метели.

  • Какие замечания есть у вас по записанному на доске плану? (Повторяется слово МЕТЕЛЬ.)
  • Нужно обратиться к «Словарю синонимов». (Выступает ученик, заранее выполнивший задание по «Словарю синонимов»: называет синонимический ряд к слову МЕТЕЛЬ.)
  • Теперь можем записать план, используя синонимы. (План записывается в тетрадях.)

V. Собирание материалов к сочинению.

Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.

1-ой части нужно нарисовать начало метели

(Ребята предлагают свои варианты.)

  • Обговорим содержание 2-ой части.
  • А теперь обратимся к третьему фрагменту.

(См. раздаточный материал.) Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова (1791-1859 гг.), известного русского писателя XIX века:

7 стр., 3305 слов

Презентация «Распространение мыслей в предложении тексте»

... Работаем с текстом Найдите в тексте сложноподчинённые предложения, укажите их номера. Определите виды придаточных в составе сложных предложений. Укажите вид придаточного в следующем предложении: Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, ...

В) «…огромная снеговая туча заволокла большую половину неба… Все одел белый мрак… Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину* кипящего снежного праха* , который слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось».

Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха».)

  • Здесь два слова требуют пояснения!

Работа с толковым словарем.

Прах* — пыль.

Пучина* — 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.

(В переносном значении.)

  • Какие выразительные средства отметим? Какова их роль?