Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные требования к организации работы. Этапы подготовки сочинения. Особенности обучения по различным учебникам

Сочинение
  • на основе личного опыта, непосредственных наблюдений ( индив. и коллективных ) .
  • на основе опосредованного опыта (т.е.

др. источники: напр. книга, серия картин, по фильму и др.)

  • на основе воображения (напр. сочинение сказок, на основе музыкального произведения, но произведение не должно быть знакомым).

2.по стилю:

  • разговорно-художественный, а тенденция к художественному (задача: нарисовать словами картинку, передать своё чувство, настроение, состояние)
  • научно-деловой (задача: точно сообщить о чем-то, не передавая своих чувств).

3. по жанру:

  • записки, — письма, — телеграммы, — поздравление ( 1 класс)
  • загадки, — инструкция, воспоминания, — этюд (зарисовки),
  • кулинарные рецепты (3 класс)
  • рассказы, — сказки, — дневниковые записи, — отзывы, — отчеты,
  • план каких-то действий, — аннотация, — учебное задание для товарища.

4. по преобладающему типу речи:

  • повествование, -описание (3 класс)
  • рассуждение (4 класс)

Все эти виды нужны, чтобы выводить общие требования учителя при подготовке к уроку сочинения:

1. Учитель заранее должен не только определить конкретную тему, но и о виде сочинения: по источнику, какого стиля, какого жанра, и какой вид речи должен быть основным в сочинении.

Предшествовать сочинению должна подготовительная работа, содержание которой зависит от принятых решений.

2. Обеспечить мотив речи, а для этого придумать речевую ситуацию

(которые бывают естественные и специально-созданные).

Типы речевых ситуаций:

а) ситуации, рассчитанные на то, чтобы поделиться своими впечатлениями с учителем, товарищами.

б) педагогич. ситуации, связанные с необходимостью донести до кого-то точные, научные знания (напр. объясни однокласснику..)(делов. ст.)

в) ситуация, связанная с необходимостью проинформировать кого-то, дать точную информацию (деловой стиль).

г) ситуация, которая рождает желание передать своё видение мира, свое восприятие на основе эмоц. переживаний (худож. стиль).

Этапы работы над сочинением:

1. Предварительная подготовка

а )- накопить инф-цию, эмоции (чтобы было о чем говорить)

  • обеспечить запас слов, словосочетаний, предложений, т.е. средств языка (чтобы было чем говорить)
  • орфографическая подготовка ( обогащение такими словами, которые часто встречаются при смене частей, напр.

наконец то и т.д.)

3 стр., 1385 слов

Урок русского языка в 4 классе: «Развитие речи. по опорным ...

... написали? Вы составили каждый свой портрет. Кто хочет прочитать свое сочинение? Начните с того, что вы написали ... Сегодня мы путешествуем на морском виде транспорта, но есть еще и наземный. (По углам кабинета развешаны ... 4 . Дети, по команде ведущего, поворачиваются лицом к названному рисунку или числу с открытыми глазами, затем с закрытыми). Улыбнитесь, присаживайтесь. VI. Словарная подготовка ...

На этом этапе при организации подобной работы дети не знают еще, что готовятся к написанию сочинения ( работа проводится минимум за 2 недели)

б) Организация наблюдений ( коллектив. и индивид.) (личные, и чтение книг и т.д.)

2. Непосредственная подготовка (на уроке) написания сочинения:

а) Начинается урок с речевой ситуации, которую учитель заранее придумал.

б) Содержание работы:

  • уточнить задачу создания высказывания (зачем мы будем говорить? чтобы точно сообщить или красочно нарисовать?)
  • уточнить адресат (для кого говорить?)
  • условия высказываний
  • уточняются особенности жанра
  • уточняется тема, основная мысль, т.е.

произошла ориентировка в материале.

3. Собственно подготовка к сочинению:

  • Отбор материала в соответствии с темой и осн. мыслью.
  • Его систематизация (т.е. работа над содержанием)
  • Работа над языковыми средствами (с точки зрения, правильности, точности, богатства и выразительности), предупредить часто встречаемые ошибки.
  • Орфографическая подготовка (главный способ- правильная постановка орфографической работы с 1 класса, т.е.

на фонемной основе, кот. приводит к письму с окошками).

4. Написание детьми сочинения (20 мин.).

5. Самопроверка написанного (5 мин.)

Поверке надо специально учить, памятка «Редактор».

6. Анализ проверенных учителем работ

(работа над ошибками) это продолжение обучения речевым умениям ( в виде выполнения речевых упражнений, на основе типичных ошибок и речевых недочетов; орфография в конце, если есть).

1класс: Свои первые сочинения

Тема: «Учимся писать, записывать» конец 1 кл. Сочинения- «записка», «телеграмма», «письмо».

2 класс: первый урок « Как я провёл лето»- беседы, устное сочинение.

Также во втором классе происходит обучение написанию изложений и сочинений. Ведутся наблюдения над природными изменениями (темы сочинений)

3 класс: 1ч. Воспоминания о лете, уже в письменной форме

«учимся рассказывать о действиях» знакомство уч-ся с написанием инструкций( кулинарные рецепты), изготовление елочных игрушек.

2ч. « Расскажи другим весеннюю сказку», «Наблюдаем за облаками», « Весна, весне, о весне»- сочинение по картине.

4 класс: 1ч. Воспоминания о лете, Сочинение по картине Пластова

« Первый снег»- словесный этюд. Пишем инструкции, сказки « Как слепить снеговика»

2ч. Сочинения- рассуждения, пояснительная записка, установка на зимние каникулы « Люблю ли я каникулы».

Это по «Гармонии» других учебников у меня, к сожалению, нет!

9 стр., 4231 слов

Урок литературы в 8 классе. Р/Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ...

... (а) бы комедию Гоголя «Ревизор» (опыт режиссуры на примере одной из сцен). 2. Беседа по вопросам. 1) ... На юстиции. Я видел, что здесь работы будет более всего...» и т. д. ... наезде других высокопоставленных лиц (Сквозник-Дмухановский горд тем, что он «трёх губернаторов обманул», да и ... комедии. А как относитесь вы к этим надеждам Гоголя, расскажите об этом в своих сочинениях. 3. Выступления учащихся по ...