Как научить выпускников 9 классов писать -рассужден

Сочинение

Как научить выпускников 9 классов писать сочинение- рассуждение (3 часть задание 15.3).

Из опыта работы.

Сочинение на экзамене по русскому языку в 9 классе является важной частью государственной итоговой аттестации. Не всегда ученикам удается правильно формулировать и в письменном виде излагать свои мысли. Для того чтобы успешно выполнить 3 часть задания 15.3, выпускникам 9 классов следует развивать навык написания сочинения, поиска аргументов, выстраивание текста как единого целого. Всю работу по подготовке ребят к написанию сочинения- рассуждения можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап.

Задания для обучающихся 5- 7 классов:

  • озаглавим текст в соответствии с темой, идеей;
  • определим микротемы текста (составим план текста);
  • разделим текст на абзацы.

Эта работа развивает первичные навыки осмысления текстов школьниками.

Второй этап.

Задания для обучающихся 8- 9 классов:

— определение типа речи анализируемого материала (описание, повествование, рассуждение);

— освоение схемы построения сочинения – рассуждения: тезис, аргументы, вывод;

— изучение структуры написания сочинения на ОГЭ;

— изучение критериев оценки сочинения на ОГЭ (наличие абзацев обязательно);

— создание словарика нравственных понятий ( в него включаем слова, которые характеризуют человека, поступки и т.д.;

1. Понятийный. (Дружба- это отношения, основанные на доверии, на близости интересов).

2. Синонимичный. ( Человечность- гуманность, человеколюбие, доброта.).

3. Описательный — указательное слово + признаки предмета. ( Святыня- то, что является очень дорогим, трепетно хранимым).

4. Отрицательный – указание на отсутствующие свойства предмета.( Бесчеловечность — отсутствие человечности, доброты).

5. Комбинированный – объединяющий в себе разные способы определения понятия.

  • составление речевого клише.

1. Для высказывания своего отношения к позиции автора рекомендуется использовать следующие слова: я абсолютно согласен; действительно; бесспорно мнение автора о том, что…

4 стр., 1951 слов

«Добро должно быть с кулаками»: автор слов, аргументы для сочинения,

... итогового сочинения в 11-м классе 26.11.2019 итоговое сочинение Просмотры: 0 Версия для печати Выражение «Добро должно быть с кулаками»: смысл, значение, почему так говорят? «Добро должно быть с кулаками..» В чем смысл слов, значение ... недавно в нескольких московских школах одиннадцатиклассники писали сочинение на тему: «Может ли в одном человеке сочетаться добро и зло?» Конечно, может: все мы когда ...

2. В основной части можно использовать следующие речевые обороты:

  • попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста….;
  • докажем эту мысль на примерах из текста;
  • обратимся к тексту русского писателя…

    3.

При написании вывода сочинения рекомендуется воспользоваться следующими клише:

  • в результате рассуждений мы пришли к выводу;
  • подводя итог сказанному…
  • анализ образцов сочинений;
  • написание пробных фрагментов и целых сочинений;
  • взаиморецензирование, оценивание работ по критериям;
  • создание памятки « Написание сочинения- рассуждения 15.3».

Анализ типичных ошибок в сочинениях школьников:

отсутствие комментариев в 1 части;

— отсутствии переходов от общих положений к примерам, нарушение логики;

— однообразное употребление средств связи между предложениями, частями сочинения;

  • вывод противоречит тезису и доказательствам (заключение должно быть логически связано с предыдущим текстом).

Вывод.

Вышеизложенные формы работы приводят к тому, что школьники учатся самостоятельно формулировать свои мысли, логически правильно строить цепочки своих рассуждений: соотносить тезисы с аргументами, делать выводы. Все это позволяет нам добиваться хороших результатов на экзамене по русскому языку.

Лымарева Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОАУ «Привольненская СШ имени М.С. Шумилова»

Тэги: