Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. Губернская Т.В

Сочинение

Учимся писать изложения и сочинения. 4 класс. Губернская Т.В.

Чтобы написать сочинение, обязательно нужен план. Расположи пункты плана по порядку.

Каково моё отношение к картине? Какова основная мысль картины? Что изображено на картине? Как называется картина, и кто её автор?

Проверь, правильно ли ты понимаешь слова, которые придётся использовать в сочинении.

Восторг — подъём радостных чувств, восхищение.

Изба — деревянный крестьянский дом.

Крестьянин — сельский житель, занимающийся возделыванием сельским хозяйством как своей основной работой.

Крестьянские дети — дети крестьян.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. К каким словам нельзя подобрать проверочные?

ТЕМА: ВЕСНА

1. Изложение с элементами описания

Прочитай текст.

Прибавились значительно дни. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Вода показалась на улицах…

Перелётная птица начинает понемногу возвращаться. Грачи прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие берёзовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева поправлять свои старые гнёзда. Далеко слышен их громкий, докучный крик. (59 слов)

(По С. Т. Аксакову)

  • О чём этот текст?
  • Что изменяется в природе с наступлением весны?
  • Какие птицы являются первыми вестниками весны?
  • Что они делают сразу после прилёта?
  • Как можно назвать этот текст?

Запиши придуманное тобой заглавие на пустой строке. Помни, что после заголовка точка не ставится!

Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту.

В каком предложении выражена основная мысль текста?

Наступила весна.

Грачи — первые вестники весны. Прилетели грачи.

Для того чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

Расположи пункты плана по порядку.

Ремонт гнёзд. Прилёт грачей. Приметы весны.

Попытайся пересказать рассказ по плану.

Когда ты будешь работать над изложением, старайся писать своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.

12 стр., 5655 слов

Сказка о весне. Тексты сочинений

... из будущего. Тексты сочинений. _______________ Здравствуйте, ... о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна!” Шагиной Ольги. _______________ Сказка ... Грач. Жил-был грач. Ел он личинок, червяков. Не даром, когда грача увидят, говорят:”Грач прилетел и весну на крыльях принес”. Значит грач ... Анатольевна. Вам пишет Емельянов ...

Проверь, правильно ли ты понимаешь слова.

Перечитай ещё раз текст и напиши изложение.

Не забывай пользоваться планом.

Слова для справок: значительно прибавились, пригревает в полдень, перелётная птица, начинает возвращаться, прилетели первые (первыми), летние квартиры, заботливые хозяева, докучный крик.

2. Сочинение по картине А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Рассмотри внимательно картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Ответь на вопросы:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Почему ты так думаешь?
  • Какого цвета небо?
  • Как выглядит снег?
  • Много ли воды в реке?
  • Какие деревья изображены на картине?
  • Какие птицы расселись на его ветвях?
  • Что они делают?
  • Что ты знаешь об этих птицах?

Сегодня ты будешь писать изложение по этой картине.

Прочитай краткую информацию о художнике и его творчестве.

Какова основная мысль картины? Обведи номер А правильного варианта ответа.

1. Наступила весна.

2. Если прилетели грачи, значит, действительно наступила весна.

3. Прилетели грачи.

Выбери подходящий эпиграф к тексту.

Проверь, правильно ли ты понимаешь слова, которые придётся использовать в сочинении.

Половодье — весенний разлив реки при таянии снега и льда.

Церковь — храм, здание для богослужения; все верующие.

Вставь пропущенные буквы:

Берёзы (какие?)

Найди во втором столбике слова или сочетания ^йР слов, которыми можно заменить слова / словосочетания из текста. Соедини их стрелками.

ТЕМА: ВРЕМЕНА ГОДА

1. Изложение с элементами рассуждения

Прочитай текст.

Все думают, что в заморских странах таятся чудеса. Но в тропиках их нет. Там всё одинаково, всё просто. Два времени года, а на самом деле ни одного, потому что зимой жарко, а летом знойно. Всё однообразно. Тропики — это страна вечного лета.

А вот у нас на севере четыре сезона по календарю, а на самом деле их семь или восемь. В апреле может внезапно наступить лето, а в июне ударят заморозки. Раза три в год Финский залив и серое небо нарядятся в голубой цвет и любуются друг другом, и прохожие не насмотрятся на это редкое чудо. (95 слов)

(По И. А. Гончарову)

  • О чём этот текст?
  • Сколько сезонов в тропиках?
  • Сколько сезонов на севере?
  • Какое заблуждение пытается рассеять Иван Александрович Гончаров?
  • Где, по мнению автора, можно увидеть настоящие чудеса?
  • Как можно назвать этот текст?

Озаглавь текст. Помни, что после заголовка точка не ставится!

0 Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту.

Какова главная мысль текста? Обведи номер правильного ответа.

1. Настоящие чудеса всегда где-то далеко.

2. Чужие страны интереснее, чем родная.

3. Настоящие чудеса рядом с нами, но иногда мы можем заметить их только издалека.

0 Для того чтобы написать хорошее изложение, нужно составить план.

Расположи пункты плана по порядку.

Два сезона тропиков. Поиски чудес. Чудеса севера.

Попытайся пересказать текст по плану.

Старайся писать изложение своими словами, используя лишь некоторые выражения из текста.

16 стр., 7915 слов

Анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных ...

... заново воспроизводиться в сознании реципиента. Литературное произведение - сложная семиотическая структура, сочетание материальных знаков (слов, текста) и образного значения, вследствие чего ... Задачи работы: 1.Рассмотреть литературное произведение как художественное целое и пути его изучения. 2.Проанализировать категории содержания и формы литературного произведения. Содержательная и конструктивная ...

Проверь, правильно ли ты понимаешь слова.

Тропики — жаркие места земного шара; знойно — жарко; однообразно — постоянно, без изменений.

Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные А слова. К какому слову нельзя подобрать проверочное?

2. Сочинение-отзыв Г. А. Скребицкий «Четыре художника»

Прочитай рассказ Георгия Алексеевича Скребицкого Л «Четыре художника».

  • О чём этот рассказ?
  • Почему автор называет Зиму, Весну, Лето и Осень живописцами?
  • Почему названия времён года в рассказе пишутся с прописной буквы?
  • О чём поспорили времена года?
  • Кого они выбрали в судьи? Почему?
  • Что нарисовала Осень?
  • Что нарисовала Зима? Какого цвета была её картина?
  • Что нарисовала Весна?
  • Каким цветом рисовало Лето?
  • Кто победил в этом споре? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?

Найди в рассказе предложения, в которых выска-JL зана основная мысль текста.

Чтобы написать сочинение, необходим план. В сочинении-отзыве должны быть три части. В первой части (первом абзаце) нужно рассказать о том, как называется произведение, кто его автор. Можно написать, понравился ли рассказ. Во второй части надо кратко пересказать произведение. В третьей части можно сделать вывод (чему научило произведение, о чём заставило задуматься) или оценить произведение (если это не сделано в первой части).

Составь план своего сочинения.

Прочитай рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Подарок».

  • О чём жалели герои рассказа?
  • Что сделал Ваня, чтобы сохранить лето?
  • Удалось ли сберечь лето в комнате? Почему?
  • Почему, по мнению лесничего, берёза не осталась зелёной?
  • Как объяснил это дед Митрий по прозвищу «Десять процентов»?
  • Почему пожелтела берёза?
  • Какова основная мысль текста?

0 Чтобы написать сочинение, необходим план. В сочинении-отзыве обязательно должны быть три части. В первой части (первом абзаце) нужно рассказать о том, как называется произведение, кто его автор. Можно написать, понравился ли рассказ. Во второй части надо кратко пересказать произведение. В третьей части можно сделать вывод (чему научило произведение, о чём заставило задуматься) или оценить произведение (если это не сделано в первой части).

[свернуть]