Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном искусстве

Курсовая работа

Присутствие на памятниках христианского искусства раннеземледельческих небесных культовых знаков является большим соблазном для тенденциозной интерпретации их в совокупности как языческих символов. В советский атеистический период другое истолкование вряд ли было бы возможно, но сейчас следует смотреть глубже. Нельзя забывать, что знак, как говорилось выше, нужно рассматривать в контексте других знаков, поэтому неправомерно рассматривать каймы отдельно от средника. А так как средники у представленных пелен — это сугубо христианские образы — Голгофский Крест, святые образы Троицы и Пресвятой Богородицы, то в свете такого контекста, значение разбираемых знаков, безусловно, не языческое, а христианское. И тогда уместно толковать Древо жизни, как Крест, на котором пострадал Спаситель, а ромб с крючками — засеянное словом Божьим поле, которое дает ростки в жизнь вечную.

Даже на орнаментальных каймах пелен XVI в. часто встречаются раннеземледельческие и небесные культовые знаки, которые издавна закрепились в народном искусстве и ведут свою историю из глубины веков.

Глава 2. Орнаментальное искусство эпохи Возрождения и Ренессанса

древнерусский орнамент возрождение керамика

Эпоху Средневековья в Европе сменяет так называемое Новое время с совершенно иным типом светской культуры. Главными ее признаками являются полная десакрализация и материалистичность, уход от решения духовных проблем в истинном смысле этого понятия, поскольку сферы церковной и светской культуры теперь резко расходятся. В само понятие духовности начинает вкладываться иной смысл. Понятие духовности подменяется понятием душевных переживаний, чувств, эмоций, что далеко не одно и то же.

В этих условиях орнамент окончательно утрачивает свою первичную целостность с предметным миром и трансформируется теперь в единство на внешнем, формальном уровне, хотя сами традиционные принципы этого единства сохраняются. В результате возникает феномен, который сегодня называется декоративно-прикладным искусством, поскольку связь орнамента с предметом (как и с архитектурой) теперь действительно приобретает во многом внешний, прикладной характер.

Роль орнамента в искусстве Возрождения

Орнамент, хотя и считается второстепенным искусством по сравнению с живописью и скульптурой, имеет свою специфику искусственного выражения. Он опирается на принципы, выработанные предшествующей историей и обусловленные самой природой этого вида искусства.

Эпоха Возрождения получила свое название благодаря возвращению интереса к культурному наследию Античности. Художники этого времени не просто копировали старые образцы, они вкладывали в них качественно новое содержание.

8 стр., 3615 слов

Орнамент — часть общей материальной культуры общества

... животный эпос, любовь к ярким краскам. Мотивы орнамента заимствованы из архитектурных. Готический орнамент В период готики наступает расцвет книжного искусства. XIII-XV вв. -время создания больших ... завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали культура Древнего Египта, античность, Возрождение. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее ...

Ренессанс не является художественным стилем или направлением в строгом смысле терминологии. В это время существовали различные художественные стили, направления и течения.

Одним из главных проявлений эпохи Возрождения стало изобразительное искусство, которое наилучшим образом воплотило гуманистический пафос времени. Художники этой эпохи верили в свою способность разглядеть, познать и выразить тайну гармонической свободы и красоты. Живопись стала наукой, где идеальные пропорции определялись с помощью математики и геометрических фигур. Идеалом Возрождения был совершенный, гармоничный и духовно богатый человек.

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, которые провозгласили человека и окружающий мир главными ценностями.

В ренессансном декоре можно наблюдать большое количество обнаженных тел. Эротический элемент, характерный для всего искусства Ренессанса, отчетливо проявляется в орнаменте, отсутствующем в позднеантичном предтече.

Ренессансное искусство проявляет индивидуализм в контексте орнамента путем предельного усиления «личностного» начала, присущего римскому декору. Это делает орнамент самодостаточным и замкнутым в себе пространством, со своими логическими закономерностями взаимоотношений элементов. При этом сохраняется традиционность определенного вида декора и его соединения с вещью или интерьером.

2.1 Основные орнаментальные мотивы эпохи Возрождения

Ренессансный орнамент, как живопись и скульптура этой эпохи, ищет ясности и гармонии. Орнамент на рубеже готики и Возрождения резко меняется. Готические мотивы встречаются все реже, а затем и совсем исчезают. В XV в. наступает время все более возрастающего увлечения античным орнаментом.

В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного Мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела. Кроме того, применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины.

Наиболее характерным типом ренессансного декора является так называемый гротеск. Название этого орнамента происходит от его первоисточника — сохранившихся под землей (грота — по-итальянски «пещера») остатков античных росписей, обнаруженных в 1480 г. при раскопках «Золотого дома» — дворца императора Нерона. После того как в 1519 г. Рафаэлем и его учениками гротесками были расписаны стены лоджий в Ватиканском дворце, этот вид орнамента прочно и глубоко вошел в творчество многих художников.

В исследовании представлены данные, связанные с историческим развитием гротесков в европейском и русском декоративном искусстве. Витрувий, высказавший свое неодобрение гротескам, не мог предположить, что они возродятся спустя столько времени и станут все более популярными в эпоху, характеризующуюся любовью к античным формам искусства.

В течение трехсот лет гротески стали одним из наиболее распространенных орнаментальных форм в европейском декоративном искусстве. Они находили применение в различных видах искусства, таких как живопись, гобелены, росписи на фарфоре и драгоценных металлах. Гротески все больше развивались и приобретали более фантастические и изощренные черты.

3 стр., 1134 слов

По родному (аварскому) языку «Мой первый шаг к возрождению ...

... нилъ. Министерство образования и науки Республики Дагестан. Сочинение на тему: «Мой взгляд на сохранение родного языка» Номинация «Мой первый шаг к возрождению родного языка». Выполнила Магомедова Патимат Абдулаевна, Учитель родного языка и литературы, МКОУ «Ободинская СОШ» С.Обода. ...

К XVIII веку гротески получили иной стилевой оттенок в русском декоративном искусстве. Они ярко проявились в интерьерах Чарльза Камерона, который использовал гротески в оформлении убранства. Композиционно они были разработаны на мотивы канделябрных композиций и наполнялись фантастическими и уродливыми существами в виде полулюдей-полуживотных. Они отражали близость средневековой эпохи с ее возбужденным сознанием, аллегоричностью и кошмарами.

В ренессансных гротесках было заметно активное поведение персонажей, которое стало одним из ключевых элементов художественного языка Европы. Оно представляло собой гибрид языка образов средневековой символичности и языка непосредственной значимости. Однако аллегория, представленная в гротесках, была более простой и элементарной по своей структуре. Аллегорические образы представляли конкретные качества или символы через видимые, материальные знаки.

Европейская культура развивала свою «мифологию», основанную на античных и христианских символах, но имеющую свой собственный светский смысл. Например, мудрость символизировалась совой, изобилие — рогом изобилия, мужество — орлом и воинскими доспехами, а бессмертие — павлином. Такие аллегорические образы были закодированы под определенные персонажи и предметы.

Таким образом, гротески в разные эпохи и культуры имели своеобразную символическую значимость и язык. Отклоненные Витрувием, они стали популярными в эпоху античности, затем нашли новое воплощение в русском декоративном искусстве. В ренессансе гротески приобрели активность персонажей и аллегоричность, которая стала основой для развития художественного языка Европы.

Символические фигуры, предметы, растения пронизывают орнаментику, делают ее чрезвычайно насыщенной всевозможными атрибутами и персонажами в самом невероятном сочетании. Каждое конкретное художественное решение обусловлено назначением помещения или вещи, вкусами ее владельца.

Если говорить о самом художественном решении ренессансного орнамента, то в нем, как и в римском декоре, и в той же готике, по-прежнему выступает значительно преображенный, но неизменный аканфовый завиток. Теперь он имеет еще более реалистически-фантастический вид, в том смысле, что со скурпулезно-реалистической убедительностью в нем объединены совершенно несовместимые в природе элементы (листья, цветы, плоды) и «запутавшиеся» в орнаменте всевозможные предметы, и сами фантастические персонажи.

Декор ренессансных интерьеров отличается гармоничной и тонкой орнаментикой. Появляется новый декоративный мотив — герб в венке из цветов, поддерживаемый крылатым купидоном, заимствованным из римского декора и теперь трансформировавшийся в путти — своеобразный гибрид купидона и ангела.

Римский декор превратил мировоззренческую глубину древнего орнамента в театрально-увеселительную игру. Средневековье вернуло орнаменту серьезность, наделив его символическим смыслом. Теперь, в ренессансном обличье, снова происходит отказ от серьезности, усиливается его театрально-игровое звучание.

Влияние изобразительного искусства ярко проявилось и в том, что при всей раппортности, ясном симметрическом построении композиций, делающих их всегда легко читаемыми, имеют место черты индивидуальности исполнения конкретных элементов.

Все это пышно и изобильно, в полной мере проявляя эстетику Ренессанса, круто замешанного на идее торжества чувственного, земного начала, утверждения материального над духовным. Однако элементы флоры и фауны занимают второстепенное место в сравнении с изображениями людьми.

16 стр., 7583 слов

Искусство орнамента

... искусства к данному стилю. В процессе формирования стиля появляются новые орнаментальные мотивы, создаются новые декоративные решения. Поэтому, классификация орнаментальных форм помогает лучше понимать характеристики данного стиля. Классификация орнамента Основные классификационные признаки орнамента ...

Орнамент Ренессанса, находившийся под большим влиянием изобразительного искусства, отчетливо выразил еще одну существенную сторону культуры эпохи, касающуюся ее нравственного состояния. В орнаменте наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для «большого» искусств Ренессанса. Все это создает совершенно определенный эмоциональный настрой, отражая характер мировосприятия эпохи.

2.2 Ренессансный орнамент. Керамика

В XVI веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. Майолика представляет собой изделия из цветной обожженной глины покрытой глазурью, приглушенной окисью олова, это делает белую гладкую поверхность пригодной для росписи.

Роспись итальянской майолики отличается узорами с геральдическими изображениями и стилизованными дубовыми листьями; она делалась густым синим кобальтом. Популярными мотивами ранней цветной керамики становятся стилизованные павлиньи перья и портреты в круглых рамках. Для позднего Ренессанса характерны мотивы, заимствованные из античных монет и медалей, они использовались во всех видах прикладного искусства.

Большой интерес к античности, возникший в XVI веке, отразился и на печатной продукции: это повысило роль графики. Художников вдохновляет идея создания «картинообразного украшения», то есть роспись библейских и мифологических сюжетов. Стиль получил название istoriato. У художников-керамистов вызывали наибольший интерес два источника: «Метаморфозы» Овидия и гравюры Маркантонио Раймонди по картинам Рафаэля. В некоторых случаях, художники брали образы из разных гравюр и составляли из них композиции.

Еще одним источником сюжетов была настенная живопись, обнаруженная в Золотом Доме Нерона в 1488 году. Гротескный стиль живописи с изображением фантастических существ и страшных монстров, окаймленных причудливым орнаментом, используется многими художниками и декораторами.

Самый известный пример — роспись Рафаэлем Лоджий в Ватиканском дворце (1518-19), после чего этот орнамент прочно вошел во все другие виды декоративного искусства.

Такие мотивы all’antica, как трофеи, листья лавра, пути, сочетались с арабесками из орнаменталистики исламского искусства.

Техника нанесения металлического блеска (люстрирование) зародилась в Южной Испании. Люстрировали обычно большие блюда, декорированные женским портретом с какой-либо надписью на свитке: «coppe amatory» (блюдо любви).

Их также называли блюда belle donne (прекрасные дамы) и дарили их в день помолвки.

Середина столетия стала периодом изменений в моде, особенно в отношении декора. В этот период можно выделить два фактора, указывающих на сдвиг в стиле: во-первых, в Фаэнце начали производить изделия с узором на белом поле и с ограниченной палитрой цветов, известные как «compendiario»; во-вторых, в Урбино снова появился гротескный узор на белом фоне, явно под влиянием работ Рафаэля.

В XVI веке итальянские гончары, работая во Франции, Испании и Нидерландах, внесли вклад в развитие новой традиции гончарного дела, внедрив технику майолики. Декор этих изделий зачастую был трудно отличить от итальянского. Типичные ренессансные мотивы включали профильные лица, библейские и мифологические сюжеты. Со временем в каждой стране развивался свой стиль в гончарном искусстве.

9 стр., 4415 слов

Анализ орнаментов декоративных изделий

... курсовой работы: Рассмотреть предложенную тему и изучить семантику орнамента; Проанализировать историю развития мотива орнамента; Анализ орнамента; Выполнить копию орнаментальной композиции. В данной курсовой работе рассматриваются три направления декоративно-прикладного искусства: ... и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому ... века резко меняется стиль кружева. Для плетения ...

2.3 Ренессансный орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла

В средневековой Европе не было различий между художниками и ремесленниками. Художниками считали тех, кто занимался искусством или ремеслом, а искусство ювелиров считалось величайшим из ремесел. Материалы, с которыми они работали — золото и серебро, имели высокую ценность. Эти изделия не только имели практическое значение, но и свидетельствовали о статусе их владельцев или заказчиков, которыми чаще всего были представители знати и Церковь.

Такое положение вещей не изменилось и в ранний период Ренессанса. Герцоги и прелаты продолжали делать дорогие заказы, а ведущие художники и скульпторы, такие как Лоренцо Гиберти, Андреа дель Верроккио и Антонио Поллайоло, создавали изысканные золотые украшения. На севере, выдающиеся художники, такие как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн и Николас Хиллиарл, также занимались ювелирным делом. Частично из-за этого, а также потому, что изделия из драгоценных металлов можно было переплавить и переделать, было внесено множество нововведений в декоративное искусство.

Декоративные элементы архитектурных чертежей служили образцами для создания кубков, кувшинов, канделябров и ваз. Орнаментальная композиция была строго организована и включала мотивы каннелюр, завитков, листьев аканта и медальонов. Пропорциональность орнамента заключалась в соразмерности частей в отношении целого и друг друга.

Ренессансные художники заботились о том, чтобы создать декор, который бы мог обладать большей экспрессивностью. Множество привезенных из металла кувшинов, блюд и других предметов было украшено росписью или гравировкой, как правило, абстрактных завитков. Этот вид декора быстро стал популярен и в Северной Европе.

Кроме абстрактной росписи и гравировки, золотые дела приобретают все большую сложность. Для изготовления изделий для высших покровителей использовались драгоценные и экзотические материалы, такие как горный хрусталь и морские раковины из тропиков. Эмалевые украшения использовались для изображения гербов и медальонов, а также для создания цветных пластинок.

Странный, а порой даже эксцентричный, маньеристский стиль начал складываться в искусстве Италии за многие годы до того, как он добрался до Северной Европы. Это произошло благодаря работам выдающихся художников, таких как Джулио Романо, Энно Вико и Франческо Сальвиати, которые создавали рисунки, пропитанные определенной изобретательностью и виртуозностью. Эти работы отличались тонкой проработкой деталей и интересной композицией.

Вскоре маньеристский стиль стал очень популярным и начал проникать в декоративные искусства Северной Европы, включая ювелирное дело. В этот период рьяно развивалось производство листов с напечатанным орнаментом, которые широко использовались среди ведущих золотых дел мастеров. Книги с гравюрами на дереве и отдельные печатные листы также способствовали упрощению доставки новых орнаментов.

2.4 Ренессансный орнамент. Текстиль

Орнамент ренессансного периода, изображенный на тканях, включал в себя разнообразные консервативные и новые элементы. На первых порах продвижение новых элементов в орнаментике шло медленно и только в зависимости от объема товарооборота. Тем не менее, с появлением книг с гравюрами на дереве и отдельных печатных листов, распространение уже имеющегося декора ускорилось и увеличилось по интенсивности.

12 стр., 5750 слов

Казахский орнамент

... различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, ... одной из значимых характеристик нашей эпохи. В традициях костюма сохранилось подлинное значение одежды, содержащей уникальную информацию, способную помочь разрешить многие кризисы современности. Следует ...

Уникальное качество ренессансного орнамента можно обнаружить в разнообразии его декоративных элементов и использовании различных материалов. Один из ярких примеров – это ткацкое полотно, на котором была представлена богатая геометрическая вышивка. Как мелкий узор, так и крупные рисунки размером весьма великий спектр орнамента создавали многообразие и уникальность стиля эпохи. Сохранившись в многочисленных альбомах, этот стиль до сих пор вызывает интерес и восхищение среди знатоков искусства. Особое внимание уделялось деталям и качеству выполнения, что сделало этот вид декора непревзойденным.

Популярностью пользовались также парча и бархат, из которых создавались произведения искусства с использованием стилизованных мотивов, таких как гранат. Этот декор часто включал обрамление в виде капли слезы, что придавало изделиям особую изящность и элегантность. Некоторые виды декора в этом стиле использовали геометрические узоры, которые становились более выразительными благодаря повторяющимся мелким деталям. Эта техника особенно эффектно смотрелась на сетчатых материалах, где каждая клетка являлась важной составляющей орнамента.

Одним из самых характерных элементов ренессансного орнамента является лист и лоза винограда. Виноградный лист становится базовым узором, который может структурироваться различными способами. Строгость и формальность узора создается путем использования ствола с украшениями в форме лент и других элементов. Стилизованный виноград также указывает на влияние Ближнего Востока и Мавритании на ренессансный орнамент.

Необходимо отметить, что в ренессансном орнаменте можно наблюдать и влияние гуманизма и классицизма. Это отчетливо видно в вышивке, где используется ручная техника, сфокусированная на деталях и не так сильно зависимая от переплетения узоров и развития перспективы.

Ренессансный орнамент. Стекло

Развитие ренессансного орнамента тесно связано с производством художественного стекла в Венеции. Венеция, которая была важным торговым государством уже в XII веке, также стала местом производства превосходного стекла. Художественное стекло в Венеции достигло такого прогресса, что вызывало зависть правителей других стран. Это сделало Венецию центром развития искусства и орнамента, где они великолепно сочетаются.

Значительный технический прогресс наблюдается в производстве бесцветного, исключительно чистого стекла. Из-за сходства с горным хрусталем его назвали cristallo. Cristallo стало синонимом термина «венецианское стекло», что понималось как сочетание наивысшей чистоты и прозрачности с пластичностью. Что касается техники декора, венецианские мастера применяют все: и новинки, и опять вошедшие в моду романскую и византийскую техники, и технику Ближнего Востока.

С ростом престижа венецианского стекла увеличивается число заказов; герцоги из других стран стремятся открыть собственное производство этого роскошного стекла. Венецианские стеклодувные мастерские делают все возможное, чтобы держать технологию в тайне, но их мастеров переманивают за границу.

7 стр., 3081 слов

Орнамент массы. Веймарские Текст

... конца. Мелькает красная тряпка, шпага рисует сужающиеся круги. Сила орнаментов повергает быка в дрожь. Только что обвивавшие его кольцами ... быку в бока. Три пары пик с развевающимися лентами, орнамент на туше, вязальные спицы в клубке шерсти. Тот хочет ... поневоле. Из органической лавки продуктовых рядов является аппарат из стекла и металла, чье острое жало, кажется, рождено исключительно пристрастием ...

Мастерские Зольбад Халля, Тироль, Австрия, среди первых перенимают венецианский стиль дутья. Некоторые изделия приписываются им лишь потому, что на них стоит соответствующий герб. Тирольские мастерские специализируются на холодной росписи, хотя форма их изделий остается чисто венецианской.

В северной части Европы одним из главных производителей венецианского стекла стал Антверпен. Многие стеклодувы прибыли из Венеции. Тем не менее, развиваются и местные стили. Из Антверпена венецианские мастера рассеялись по другим странам. В Испании сильны местные традиции, влияние венецианцев было незначительным. Стекло, как правило, медового цвета. Когда в первой четверти XVI века эмали вышли из моды даже у стеклодувов Венеции, испанцы все еще продолжают применять и совершенствовать эту технику, включая в орнамент мотив ярко-зеленых листьев и стилизованные фигуры животных.

В обширных лесах Центральной и Северной Европы, начиная с позднего средневековья, в стеклодувном деле развивается иной стиль. Из-за высокого уровня содержания окислов железа, употребляемых в производстве, стекло получается необычного зеленоватого цвета. Оно известно под названием Waldglas (лесное стекло).

Орнаментальное искусство имеет древние корни, которые уходят в языческие времена. В то время различные знаки, символы и растительные узоры не только украшали предметы, но и имели магическое и обрядовое значение. Орнамент был эстетическим отражением творческой деятельности человека, который преобразовывал и упорядочивал природу или выражал религиозные идеи. В народном творчестве орнамент запечатлел фольклорно-поэтическое отношение к миру и имеет широкое распространение.

Со временем мотивы орнамента потеряли свой первоначальный смысл, но сохранили декоративность и архитектоническую выразительность. Орнамент имел важное значение в эстетических потребностях общества и помогал осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Ритмическая правильность обобщенных мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира.

В лесных стеклодувных мастерских производятся однотипные изделия для вина и пива. Они имеют форму конусообразного или бочкообразного стакана, часто с ободком внизу и металлическими зажимами. Посуда украшается «леденцами» или «каплями», которые создают регулярный узор. «Леденцы» имеют декоративное и практическое значение, так как удобно держать их масляными пальцами.

В XV и XVI веках популярными видами посуды для питья были бочкообразные бокалы под названием Maigelen с узором пчелиных сот или граненые стаканы. В XVI веке появляются новые модели, которые базируются на бочкообразных стаканах с «леденцами». Одна из разновидностей — Krautstrunk (кочерыжка), это толстостенный стакан с удлиненными «леденцами». Еще одна разновидность — Berkemeyer, это стаканы с короткой ножкой и цилиндрическим туловом, которое загибается внутрь вверху.

Reomer, один из самых популярных видов посуды для питья XVII века, развился из Berkemeyer. Верхняя часть Reomer имеет сферическую или яйцевидную форму, а с 1620 года начали делать с высоким устьем или ножкой, украшенными «леденцами». Reomer обычно используется для белых вин, так как зеленоватое стекло хорошо сочетается с цветом вина.

14 стр., 6971 слов

(проект) Орнамент в декоративно прикладном искусстве

... литературы, приложения. В дипломной работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и семантические особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно прикладного ... значительной областью художественного творчества, произведения декоративно-прикладного искусства из стекла, керамики, дерева, текстиля представляют собой древнейшие продукты человеческого труда, ...

Орнаментальное искусство имеет свои корни в древности и используется уже с языческих времен. Различные знаки, символы и растительные узоры раньше имели не только декоративное значение, но и магическую и обрядовую функцию. С течением времени, орнаменты потеряли свою культовую значимость, однако декоративная функция осталась и продолжала развиваться.

Каждая эпоха и национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов, и наиболее ярко это наблюдается в народном творчестве. Устойчивые традиции этого творчества доходят до нас через множество веков.

Список используемой литературы

  • Электронный ресурс
  • Русские орнаменты, В.И. Ивановская, Изд-во: «В.Шевчук», 2006.
  • Русский орнаментъ, Н.Симаковъ, Санкт-Петербургъ, 1882.
  • Орнамент всех времен и стилей, В 4 т., АРТ «Родник».
  • Элементы стиля: энциклопедия архитектурных деталей, под ред. С.Кэлоуэй, Изд. 2-е, ОАО «МАГМА», 2006.
  • ru.wikipedia.org/wiki/Орнамент
  • www.artap.ru/slovar_ornamentum.htm

Приложение

  • Древнерусский орнамент
  • Орнамент эпохи Возрождения