Л.С. Кудрявцева. «Алые паруса художников-иллюстраторов Грина»

Сочинение

Алые паруса: романтика и мистика

Среди художников и иллюстраторов, работавших над иллюстрациями к произведению «Алые паруса», можно найти множество талантливых людей. Однако, не все работы можно назвать удачными. Иллюстрирование произведения Грина требует особого подхода, и банально-реалистические иллюстрации с красивыми молодыми людьми на фоне моря или деревьев не подходят для этого произведения. Даже в советское время подобные иллюстрации издавались во многих издательствах, но они не передавали всей мистической прелести, которая есть в «Алых парусах».

Произведение Грина завораживает читателей уже почти сто лет своей неизъяснимой мистикой. Такое произведение требует особого подхода со стороны художника, и только тот, кто сам является романтиком и обладает пристрастием к литературным загадкам, сможет справиться с этой задачей. Художник не должен пытаться стать Грином, так как его личность была сложной и противоречивой, но он должен понимать, что таится за феерическими строками произведения.

Многие иллюстраторы предпочитают работать с чистым текстом, чтобы дать свою собственную трактовку произведения, без вмешательства автора и литературных исследований. Однако, в душе Грина скрыто многое, что раскрывается только в романтических строках его произведения. Как раскрыть эту тайну?

Когда Грин обосновался в Петрограде, литераторы относились к нему жестко и неприязненно, описывая его как нелюдимого, неприятного, грубого и угрюмого человека. Однако, у него были две жены, которые понимали его и сохраняли к нему чувства до конца его дней. Их рассказы о Грине являются важными свидетельствами его личности.

Вера Павловна Грин, вторая жена Грина, написала книгу «Моя жизнь с Александром Грином», полную благородства и преданности. А вдова Грина, Нина Николаевна, поделилась рассказом о последних часах жизни Александра Степановича и получила проникновенный ответ: «Если бы Вы знали, как я молилась, чтобы Бог дал Саше «христианскую кончину»». И это произошло.

Исследование жизни и творчества Александра Грина

Писатель Александр Грин оставил неизгладимый след в русской литературе. Его произведения, в том числе роман «Алые паруса», до сих пор остаются востребованными и любимыми читателями. Однако, чтобы полнее понять и ценить его творчество, необходимо изучить историю его жизни.

Нина Николаевна Грин, его возлюбленная и муза, в своих воспоминаниях описывает Александра Степановича как мужчину, которому было свойственно проявлять нежность, ласку и душевное тепло*. Именно эти качества она отмечает как основные причины своей глубокой привязанности к Грину. Она также называет свою жизнь в Феодосийском музейном доме «ласковой». В своих словах Нина Николаевна передает ту жизненную силу и эмоциональность, которые присущи произведениям Грина.

10 стр., 4886 слов

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА МЕЧТЫ А. Грина «Алые паруса»

... к ней на корабле с алыми парусами! И однажды заветная мечта Ассоль сбылась, превратившись в неоспоримый факт. Вот что значит волшебная сила мечты! Мечта и реальность в произведении «Алые паруса» В повести Александра Грина «Алые паруса» мечта и реальность ...

В своем самом известном произведении — романе «Алые паруса» — Грин пытается донести до читателя именно эти тепло, нежность и ласку*. История любви героев романа наполнена мечтами и надеждами, которые придают ему особую магию и притягательность. «Алые паруса» являются не только историей Ассоль и Гринева, но и призывом к тому, чтобы найти и сохранить истинные чувства, которые делают нашу жизнь насыщенной и значимой.

Александр Грин представил свою повесть «Алые паруса» жителям так называемого Дома искусств, где сам жил. Описывая комнатку, в которой прочитал свое произведение, поэт Всеволод Рождественский подчеркивает ее скромность и непритязательность*. Можно представить, что создание произведения происходило в этих стенах, в одиночестве и уединении, вдохновляющих Грина на его творчество.

Жизнь и сама личность Александра Грина оставались отсылкой к его произведениям. Он всегда стремился к новым приключениям и готов был противостоять все трудности, которые выпадали на его пути. Его сильный дух и стойкость во многом определили успех его творчества и его влияние на читателей.

Таким образом, изучение жизни Александра Грина позволяет более глубоко проникнуть в его творческий мир. Его произведения, пропитанные нежностью, лаской и душевным теплом, продолжают волновать сердца читателей и заставляют задуматься о величии и красоте настоящей любви.

Примечания:

  1. Нина Николаевна Грин, персональные воспоминания
  2. Гиляровский Л. Н. Из истории русской литературы XIX века. Москва: Издательство «Наука», 1976.
  3. Флорова Т. Ф. Образ женщины в романах Александра Грина. 2020
  4. Рождественский В. З. Заметки о писателе. 1920
  5. Грин А. С. Полное собрание сочинений. Москва: Издательство «XX век», 2021.

Как рассказывал Грин Нине Николаевне, в то время, когда он был очень беден, ему была дана комната благодаря хлопотам М. Горького, ценившего прозу писателя-романтика. В этой комнате он, «лёжа в постели, не стыдясь, плакал слезами благодарности» (комнату ему дали благодаря хлопотам М. Горького, ценившего прозу писателя-романтика) [2. С. 45]. ВС. Рождественский писал, что Грин «с утра садился за стол, работал яростно, ожесточённо, а затем вскакивал, нервно ходил по комнате, чтобы согреться, растирал коченеющие пальцы и снова возвращался к рукописи. Это и были «Алые паруса» [2. С. 346]. На искушенных слушателей в Доме искусств она произвела большое впечатление: «…публика приняла эту поэтическую повесть очень тепло» [10.С. 67], — пишет в мемуарах со слов Грина В. П. Калицкая. Новый мир Все же спустя несколько лет мы уже держали «Избранное» А. Грина с восторженным предисловием К. Паустовского, и у нас, молодых читателей, кружилась голова от «Алых парусов» и «Бегущей по волнам» [10. С. 67].

Иллюстрированный Грин: творчество Саввы Бродского

В 1963 году в издательстве «Правда» было выпущено многотомное собрание сочинений А.С. Грина, в котором впервые появились иллюстрации. За создание иллюстраций отвечал Савва Григорьевич Бродский (1923—1982), художник и архитектор по образованию. В то же время Бродский был привлечен к созданию литературно-мемориального музея А.С. Грина в Феодосии, который открылся в 1970 году. Вместе с Геннадием Золотухиным, автором экспозиции, они превратили дом, где Грин прожил четыре года, в эффектное подобие морской шхуны. «Небольшие комнаты со строгим интерьером тёмного дерева, насыщенные воздухом мечтаний, создают образ старинного парусного корабля», — сообщает путеводитель по музею.

16 стр., 7936 слов

Характеристика и образ ассоль в повести алые паруса грина

... с ним на корабле, не забыв взять с собой отца. ­ ­ Видео характеристики героя Ассоль ­ ­ см. также: Характеристики главных героев произведения Алые паруса, Грин Краткое содержание Алые паруса, Грин Сочинения по произведению Алые паруса, Грин Краткая биография Александра Грина ...

К моменту работы над иллюстрациями к гриновским произведениям Бродский уже был известным художником, сотрудничавшим с ведущими издательствами. Он иллюстрировал собрания сочинений таких знаменитых писателей-классиков, как Флобер, Роллан, Цвейг, а также произведения Мериме, Стивенсона, Войнич, Джованьоли, Островского, Полевого и Сервантеса. В основном это были литературные произведения с героическими персонажами, и Бродский увлекался сильными, незаурядными личностями. Он часто создавал монументальные образы, которые отличались «суровым стилем».

Однако работа над иллюстрациями к произведениям Грина была особенной для Бродского. Он увлекался творчеством писателя и провел шесть лет работы над образом феодосийского музея. В то время, когда иллюстрация взрослых книг стала утрачивать популярность, Бродский продолжал иллюстрировать произведения Грина. Иллюстрации к «Алым парусам» отличались от его прочих работ и были выполнены в более мягком, эмоциональном стиле.

Раскрытие темы

В данной статье мы рассмотрим творчество Грин и его иллюстрации, созданные Бродским, которые сочетают в себе реальность и вымысел. Грин не считал свои произведения полностью вымышленными, он верил в их правдивость. Бродский же попытался объединить эти два аспекта и выразить квинтэссенцию гриновской феерии в своих иллюстрациях.

Всего в четырех иллюстрациях, размещенных в виде вклеек с двух сторон каждого листа, Бродский передал красоту и метафорическое пространство гриновского мира. Он поместил главных героев в подвижное и ассоциативное цветовое пространство, которое символизирует их мечты и разум.

В иллюстрациях прослеживаются геометрические переплетения, которые напоминают паруса, морскую стихию и неопределенную мечту. Бродский вписал портреты Ассоль и Грея в эту пластическую метафору. Однако, интерпретация этих портретов вызывает сомнения. На одной иллюстрации Ассоль изображена как зрелая красотка, с поднятыми скулами, длинными ресницами и яркими губами. Этот образ больше подходит для обложки массового журнала. На другой иллюстрации Ассоль представлена как милая девочка с белым чепчиком, сосредоточенным лицом, глядящим в прозрачность воды.

Портрет Грея вызывает ассоциации с звездным актером голливудского фильма. Причина такой интерпретации неясна. Возможно, вкусы художника изменились или он решил сделать что-то новое. Однако, одна из иллюстраций заслуживает внимания. На ней изображены две романтические фигуры среди бурных линейных движений парусов и шторма, освещенные корабельным фонарем в напряженном ракурсе.

7 стр., 3247 слов

Поэзия Иосифа Бродского

Во-первых, это монографические работы, посвященные анализу творческого пути поэта, его произведений. К таким работам относятся первая монография о творчестве поэта, выполненная М. Крепсом «О поэзии Иосифа Бродского». В ней исследователь ...

Введение

В наше время многие художники создают цветные иллюстрации для детей. Одним из таких талантливых мастеров является Юрий Филиппович Николаев, опытный книжный художник. В своих работах он придерживается традиционного принципа, создавая реалистические иллюстрации, которые последовательно раскрывают сюжетные моменты.

В иллюстрациях Николаева есть два основных героя, которых сопровождают второстепенные персонажи. Герои ведущие, особенно Грин, обладают выразительностью. Такая же выразительность присутствует и в работах художника. Читатель-подросток может увидеть доброго Лонгрена, злых рыбаков, злых мальчишек из Каперны, загадочного сказочника Эгля, отца Грея у картины с Распятием. Даже Польдишока, любителя спиртного, художник изобразил. Капитан Гоп, который решает начать «отделку щенка под капитана», сосредоточенно курит трубку. Артур Грей, который повзрослел и посуровел, обдумывает свой дальнейший путь, а рядом с ним изображен Летика, недоумевающий и удивленный.

В иллюстрациях также присутствуют женщины, которым художник уделяет отдельные рисунки. Он не пропускает и гриновскую реплику о капернцы, которые обожали плотных женщин с масляной кожей, толстыми икрами и мощными руками. Художник создает живые сцены, которые напоминают базарную суету. Он также изобразил оркестр, в котором есть восемь музыкантов, включая скрипача Циммера, собравшего этот оркестр. Все оркестровые инструменты, указанные в тексте, присутствуют на иллюстрации. Художник добавил в работу юмор и удачно расставил комических персонажей.

Встречу Ассоль с Греем художник изобразил деликатно. Он показал героев, протягивающих друг другу руки, на среднем плане. Море на иллюстрации спокойное, золотистое, а корабль с алыми парусами хорошо виден. Похоже, что корабль даже выразительнее, чем сами герои. И художник сам является «виновником торжества».

Художник создает особенно выразительные и опоэтизированные морские сцены. Они начинаются с живописного форзаца, на рассвете, в солнечном и мягком свете, который озаряет водную гладь и лодки на переднем плане. Сказочный парусник появляется на этой иллюстрации. Море и красивые корабли со спущенными парусами появляются несколько раз на страницах книги и украшают ее. Художник также прекрасно передает морскую стихию и умеет передать легкость, прозрачность и свет, к которым он стремится.

Заключение

Иллюстрации Юрия Филипповича Николаева в книге являются важной составляющей, которая помогает передать сюжет и создать атмосферу. Художник талантливо использует цвета, композицию и детали, чтобы оживить мир героев и погрузить читателя в их приключения. Его работы являются настоящим произведением искусства и делают книгу еще более привлекательной для детей и подростков.

Юрий Николаевич Филиппов — известный художник, чей талант был сформирован с детства в Махачкале, где он обучался в художественном училище под руководством опытного и мудрого педагога Дмитрия Капаницына. Получив художественное образование в Ростове-на-Дону, Филиппов мастерски владеет различными видами искусства, включая рисунок, мозаику, чеканку и резьбу. Его работы поражают разнообразием тематики, от портретов до пейзажей, а также иллюстрации к знаменитым произведениям русской и мировой литературы. Живопись Юрия Николаевича непременно отражает его глубокие чувства к родному приморскому городу и морю, которое для него стало настоящим родным домом ещё с детства. Он мастерски передает в своих работах нежность, доверчивость и веру в мечту, которые так свойственны произведениям М.Горького и их влияние на мировую литературу.

15 стр., 7050 слов

Жизнь грея до встречи с ассоль. Напишите пожайлусто о том что ...

... мечта Ассоль. Ответьте на вопрос: Почему паруса были алыми? (алый цвет-это цвет мечты, надежды огня и любви). Чем интересен вам этот фрагмент? II (Ответы обучающихся) Слайд 6. (Грэй ... как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром , полного неизбежности. " Эта цитата из повести и раскрывает закономерность встречи... . А сочинение надо писать самому Древние ...

Поселившись в Москве, Юрий Николаевич нашел признание у столичных издательств, которые с удовольствием сотрудничают с ним, привлекая к иллюстрациям к произведениям великих классиков и сказок. Его талант покорил не только российских, но и зарубежных читателей, о чем свидетельствует его огромный цикл иллюстраций к произведениям Г.Х.Андерсена. Не остались в стороне и произведения современных авторов, таких как Расул Гамзатов, работы над иллюстрациями к которым помогли ему погрузиться в атмосферу Дагестана и его удивительной природы.

В своих работах Юрий Николаевич умело сочетает разнообразные техники и стили, создавая целые миры, которые могут стать родными и близкими каждому зрителю. Его портреты и пейзажи не только передают внешность и природные красоты, но и заставляют зрителя задуматься над глубиной каждого образа. Его работы, покорившие сердца многих поклонников искусства, свидетельствуют о том, что талантливый художник может стать настоящим хранителем духа своего времени и вдохновляющим образцом для будущих поколений искусствоведов.

Биография художника Михаила Бычкова

Михаил Абрамович Бычков (род. в 1951 г.) — одарённый иллюстратор детских книг. Получил художественное образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, а затем закончил Полиграфический институт в Москве. Его учителями были профессора А.А. Мыльников и А.Д. Гончаров, видные художники и педагоги.

С момента появления его книг с конца 80-х годов прошлого века, творчество Бычкова привлекло внимание требовательной критики. Он славится своими красивыми и оригинальными иллюстрациями к сказочным произведениям, таким как сказки Шарля Перро и герои Астрид Линдгрен.

В 2000 году художник неожиданно для себя получил предложение от калининградского издателя Анатолия Махлова об издании иллюстраций к роману «Алые паруса». Бычков рисовал иллюстрации «для себя», не рассчитывая на издание, но его творчество настолько впечатлило издателя, что вскоре было договорено издание всего цикла иллюстраций в своём издательстве «Янтарный сказ».

За свою работу по иллюстрациям к роману «Алые паруса» в 2002 году Михаилу Бычкову был присуждён Почётный диплом Международного совета по детской книге (IBBY), а его имя вписано в Почётный список авторов самых красивых книг мира.

В дополнение к своему творчеству, художник также создал цикл замечательных иллюстраций к стихотворению Сурикова «Детство», который был выпущен недавно.

Михаил Бычков задумал «Алые паруса» задолго до того, как воплотил их в книге. В начале 80-х годов он отверг идею использования алых парусов, считая их избитым и пресыщенным мотивом. Однако в 90-е, в эпоху, когда сердца порядочных людей разрывалось от происходящего, он увидел в идее Грина некое спасение. Глубоко погружаясь в повесть, изучая каждого героя, Бычков понял, что алые паруса и их яркий цвет, важный для Грина, несут в себе особый смысл, который должен быть воплощён. Он подметил, что чернота и грубость «грязных и хищных» парусов настолько его утомили, что он внезапно осознал необходимость яркого алого цвета, символизирующего надежду и любимую мысль Грина.

43 стр., 21165 слов

Александр грин алые паруса

... жила у матроса, заменяя сиротке мать, но лишь только Ассоль перестала падать, занося ножку через порог, Лонгрен решительно объявил, ... работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки. Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче ... и не забудь! Тогда крики умолкли, и Лонгрен пошел домой. Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит пред угасающей лампой в ...

Как истинный ценитель книг, Михаил Бычков видит своей миссией «создавать яркие образы книг, соединяя и сочетая все элементы в поисках гармонии, рождающей красоту.» Таковым он стремился сделать и «Алые паруса», строя всю книгу, а не только иллюстрации, как своеобразный художественный образ. Его целью было противопоставить образ ожидаемого чуда, воплощённого в алых парусах, обыденности, заурядности и пошлости. Также двусмысленно он изображал и образ моря, и самих персонажей.

Он считает важным напомнить молодым читателям, которые создают будущее, слова Грэя о том, что истинное чудо — это улыбка, радость, прощение и уместное, нужное слово, которые можно создать своими руками. Этот высокий постулат Грина художник помещает на последние страницы книги, на форзац, напротив изображения корабля с алыми парусами, плывущего по светлым морским волнам, освещённым солнечным светом, рядом с маяком с ярким красным огнем.

Развитие темы в исследовании

На первом форзаце исследуемой книги заметны предупреждения, сформулированные гриновскими словами, внесенными без особых выделений на простом черном и белом фоне. Автор предупреждает о будущих трудностях, которые герою предстоит преодолеть. Отдаленно видно нарядные и белые паруса, которые вблизи оказываются рваными и наглыми [5. С. 33]. На соседней странице описание моря меняется — оно шумное, неспокойное и грозное. Возникает впечатление темноты и тревожности. Неудивительно, что кажущейся неприветливой волной борется одинокая утлая лодчонка со скромным парусом. Художник рассказывает, что он выбрал фактурную, живописную и плотную технику, чтобы передать реальность и происходящее, хотя изначально намеревался использовать только реальные объекты и не уделять внимание самим парусам. Однако, алые паруса буквально вплыли в книгу [12. С. 83].

Для юного читателя важно научиться вчитываться и вглядываться в текст, чтобы понять символические и метафорические сцены и образы, которые можно встретить на протяжении всей книги. Они стартуют уже на обложке (второе издание 2014 года, с измененной иллюстрацией).

На ней изображена невесомая девичья фигурка в прозрачном платье, спиной повернутая не столько к нам, сколько к обыденной жизни. Мы не видим ее лица, только коротко остриженную головку и нежную шею. Одна из ее тонких и смуглых рук касается открытого окна, за которым виднеется край алых парусов, но непонятно, мечта это или реальность. Именно этими алыми парусами начинается весь сюжет. Они ярко контрастируют с темнотой и однообразием деревянного дома, где живет девушка с именем Ассоль, что означает «к солнцу» на испанском языке.

Далее в исследовании развивается как тема героини, Ассоль, так и тема Грэя, альянс которых символизируется алыми парусами — романтическим символом свободы и воли, которые становятся противовесом обывательской жизни Капернаума и Лисса, что начинало поражать Грина с детства. Тема парусов прослеживается на каждой странице книги не только текстом, иллюстрацией, но и цветовыми акцентами и расположением текста. Форма паруса заметна на обложке и титульном листе, как и общий контекст обложки подсказывает о наличии парусов.

2 стр., 901 слов

Ассоль в повести Алые Паруса Александра Грина (Образ и характеристика)

... никогда не отчаиваться. Также нужно стараться воплощать мечты близких людей. ` Ассоль в повести Алые Паруса Популярные сочинения Лето закончилось, а это значит, что пора снова возвращаться к учебникам ... И вскоре, ей надежды оправдываются, настает тот час, у берегов появляется корабль с парусами алого цвета. Воплотить мечту девушки в реальность решается благородный моряк - капитан Грей, который ...

Мы видим впервые малышку Ассоль при её встрече с седобородым собирателем песен, легенд, преданий и сказок Эглем, где художник поместит худенькую фигурку с большой плетёной корзиной в руках знакомого коричневого цвета на голубом водном фоне, усеянном островками, как на цветной карте. Взгляд девочки устремлён на игрушечное судёнышко с красными парусами, который рассматривает Эгль, запечатлённый точно по описанию Грина. Так алые паруса западают в её детское сердце.

Следуя за текстом, художник сразу за детством Ассоль начинает детство Грэя, тоже полное символов. Крохотная, почти кукольная фигурка отлетает в акробатическом движении к полу. «Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания» [5. С. 38]. Чопорная родительская пара представлена уходящей, во всей традиционной, надменной и бездуховной аристократической красе. Уж не англичане ли? Художник находит для фонового пространства обещающий золотистый цвет. Грэй-мальчик будет один на один сражаться с бурьяном в заброшенном парке, и картина эта (как всегда даваемая на широкий разворот) полна нескрываемого смысла.

Кульминацией его детства становится встреча с картиной в домашней библиотеке. Тут нет самого мальчика, и это очень хорошо. Художник интуитивно избегает буквализма. Ему важен романтический подтекст. В центре образ, перевернувший жизнь Грэя. Он настолько соответствует у Бычкова гриновскому описанию, что процитируем его: «Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала… Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя…» [5. С. 51] Удивительная эмоциональная точность в рисунке художника, тут требуется внутреннее зрение, не говоря о необходимых знаниях.

Исследование артистического стиля Фрэнсиса Гертруды Грин

Артистический стиль Фрэнсиса Гертруды Грин характеризуется вниманием и особым значением, которые он придает определенным терминам и понятиям в своих произведениях. Одним из таких ключевых слов, которое привлекает внимание читателя, является слово «море». Оно символизирует для Грэя не только свободу и тайну, но и его внутреннее состояние.

Переживания главного героя Грэя связаны со значением слова «море», которое приобретает глубину и особое значение для него. В детстве у мальчика постепенно просыпается страсть к этому загадочному и огромному простору. Спустя несколько страниц, Грэй отправляется на приключения и тайно покидает свой родной дом взросления, предпринимая путешествие к золотым воротам моря.

Однако, наряду со словом «море», понятие «душа» также играет важную роль в писательском стиле Грэй. Для главного героя «душа» становится словом, через которое он ведет внутренний диалог со своей жизнью. Без нее трудно понять самого себя и разобраться во всех переживаниях. Это слово становится ключевым в определении исключительности Грэя и другого важного персонажа, Ассоль, в миру, который не принимается автором.

Грин не идеализирует образ жизни своего героя, хотя наделяет его «высотой духовного зрения». В детстве Грэй ощущает отвращение к урокам и проявляет непослушание и многочисленные причуды. Однако, писатель, по всей видимости, не относится к этому недоброжелательно.

4 стр., 1628 слов

По произведению : Рецензия на повесть А.С.Грина «Алые паруса

... гнусной лести. «Алые паруса» — Александр Грин Рецензия на книгу Александра Грина «Алые паруса», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия ... небольшой рецензией. «Алые паруса» Главные герои повести – совсем ещё юная Ассоль и молодой капитан Артур Грэй . Они родились ... два десятилетия – с момента рождения Ассоль и до приезда Грэя в Лис. Являясь дочерью бывшего моряка, ...

В жизни Грэя также присутствует страстное отношение к различным удовольствиям, таким как курение трубки и употребление спиртных напитков. При этом он не теряет важного качества — своей необычной души, которая летает и вдыхает новую жизнь в него. Грэй, как капитан, обладал властностью и твёрдостью воли, что требовалось от него в его роли и образе капитана корабля.

В исключительном стиле писательства Фрэнсиса Гертруды Грин, «море» и «душа» становятся ключевыми словами с особым значением. Они помогают передать глубину переживаний главных героев и их отношение к миру, а также характеризуют артистический стиль самого автора.

Душа Ассоль близка душе Грэя. «Никогда душа твоя не узнает слёз и печали» [5. С. 21], — предсказывает ей Эгль. Ведь в лице девочки было «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы» [5. С. 22]. Ассоль, как и все бедные деревенские девочки, стирала, мыла полы, ходила за провизией на рынок, сдавала в лавку на продажу изготовленные отцом игрушки. Но душа её и облик от этого не огрубели. В ней было «неподвластное словам очарование» [5. С. 25], хотя лицо и было «вроде бы обыкновенное, похожее на множество женских лиц» [5. С. 37]. «Удивительные черты её лица, напоминающие тайну неизгладимо волнующих, хотя простых слов…» [5. С. 22]. И ещё: «В ней две девушки, две Ассоль — одна дочь матроса, ремесленника, другая — живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов» [5. С. 89]. И — «прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ» [5. С. 89].

Когда Грэй матросу Пантену объясняет, что чудеса надо делать своими руками, он добавляет, и Грин вместе с ним: «…когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя» [5. С. 133]. Грэй почувствовал это в себе, когда совершилось для него главное чудо — встреча с Ассоль.

Вот и попробуй дать всем этим преображениям в Грэе и Ассоль, обрисованных словом столь изощрённым и возвышенным, визуальное прочтение — в изобразительном искусстве или в игровом кино.

Недаром вдова Грина не могла принять Грэя и Ассоль в картине «Алые паруса», так увлёкших зрителей в исполнении подчёркнуто благородного красавца Василия Ланового и загадочной красавицы Анастасии Вертинской. Пристрастная Нина Николаевна, как пишет её биограф Ю.А. Первова, «вдребезги разругала фильм «Алые паруса»: «Ассоль — деревяшечка с неприятным голосом, Грэй — потаскавшийся молодчик. Разве умный, чистый Грэй мог быть похож на этого красивенького губошлёпа? Всё не так»» [2. С. 123].

Михаил Бычков нарисует Грэя в романтической позе, мечтательно смотрящим в звёздное ночное небо, а не отдающим команды на корабле. Ассоль — не в повседневных будничных занятиях, а спящей в зелёной густой листве под розово-золотой полоской неба. Хрупкая, невинная фигурка в условном поэтическом пространстве. Как и на другой иллюстрации, вынесенной на обложку, о чём уже шла речь.

10 стр., 4622 слов

Грин, Александр Степанович

... мужа[8] . Николай (1896—1960) — сын Степана Евсеевича и Лидии Авенировны (мачехи Александра Грина)[9] . Варвара (1898—?) — дочь Степана Евсеевича и Лидии Авенировны. Учительница[10] . Ангелина ( ... в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным его произведением. Считается что прообразом Ассоль является жена Грина, Нина ...

Развертывание изучения произведения

В этой части мы обратим внимание на описание художником образов Ассоль и Грэя, а также на образы контраста в произведении.

Образы Ассоль и Грэя

В описании встречи Грэя со спящей Ассоль художник избегает двойных портретов, следуя своему задуманному плану. Описывая взгляд Грэя на Ассоль, автор прибегает к таинственному описанию, сравнивая его с фавном с картины Арнольда Бёклина. Этот подход придаёт образу таинственности и загадочности.

Образы контраста

Художник решает образы контраста, включая сцены с обывателями из Капернаума и Лисса, кто насмехался над Ассоль и её верой в чудо. Используя уплотнённую и пастозную живопись, он описывает торговца Меннерса, который погубил мать Ассоль своей жадностью, а также сцену в трактире, где образы пьющих насмешливо увеличены, чтобы передать их грубость и насмешливость. Также описывается сцена со двумя женщинами, которые проходят мимо подвального окна лавки тканей. Их фигуры представлены наполовину срезанными краями листа, придаёт реальности происходящему.

В дальнейшем произведение обращает внимание на красоту, любовь, душу, выраженную в символе алого цвета, веру в прекрасное и рай.

В данной статье осуществляется исследование тематического контекста романа «Алые паруса» Александра Грина. Специальное внимание уделяется символу алых парусов, которые играют значительную роль в создании художественной картинки произведения.

Автором отмечается, что алые паруса предстают перед героиней Ассолью как образ мечты, романтического идеала. Ассоль созерцает паруса на горизонте, воспринимая их как олицетворение долгожданного щастья и достижения своих желаний.

Описывая паруса, художник уделяет им особое внимание, выбрав цветовую гамму, которая создает атмосферу розы, крови и огня. Изображение белого корабля с алыми парусами на фоне грозового неба и синего океана придают ему загадочность и мистическую привлекательность.

Анализируя произведение, автор ставит вопрос о роли музыки в создании образа алых парусов. Читатель замечает параллель между музыкой и искусством живописи, отмечая, что они способны взаимодействовать и дополнять друг друга.

Знаменитая оратория, исполняемая женским голосом, создает атмосферу волшебства и неземности, поэтому она подходит для заключительных строк произведения.

Данное исследование позволяет лучше понять значения символа алых парусов в романе «Алые паруса» Александра Грина и его связь с другими художественными произведениями.

Список литературы:

  1. Варламов А.Н. Александр Грин. М.: Мол. гвардия, 2008. 452 с.
  2. Воспоминания об Александре Грине / сост., вступ., примеч. Вл. Сандлера. Л., 1972.
  3. Грин А.С. Алые паруса. М.: Худож. лит., 1958. Ил. Б. Маркевича.
  4. Грин А.С. Алые паруса. Блистающий мир. Золотая цепь. М.: Терра, 1998. 352 с. Ил. М. Петрова.

Александр Грин и его творчество

Александр Степанович Грин — известный русский писатель, автор множества произведений, покоривших сердца читателей своей яркостью и оригинальностью. Его произведения, включая роман «Алые паруса», стали классикой русской литературы и оказали значительное влияние на развитие литературного направления фееризма.

В настоящем исследовании будут рассмотрены различные аспекты творчества Александра Грина, включая его литературные произведения, иллюстрации к ним, а также воспоминания его современников.

Основные произведения

В исследовании будут рассмотрены следующие произведения Александра Грина:

  1. Алые паруса. Феерия. М.: ОАО «Московские учебники», 2007.
  2. Алые паруса. Феерия. Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  3. Алые паруса. Феерия. СПб.; М.: Речь, 2014.
  4. Нежный роман. Рассказы о любви. Феодосия; М.: Изд. дом «Коктебель», 2012.
  5. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Правда, 1965.

Иллюстрации и художники

Важным аспектом творчества Александра Грина являются иллюстрации, сопровождающие его произведения. В исследовании будут рассмотрены иллюстрации, выполненные художниками:

  • Ю. Николаева
  • М. Бычкова
  • С. Бродский

Рассказы о жизни писателя

Для полного понимания творчества Александра Грина в исследовании будут использованы воспоминания его современников:

  • В. Калицкая. Моя жизнь с А. Грином. Воспоминания. Феодосия: Изд. дом «Коктебель», 2010.
  • И. Смирнова. На волне Александра Грина // Санкт-Петербургские ведомости. 2009.

Книжная графика Саввы Бродского

Особое внимание будет уделено книжной графике Саввы Бродского, иллюстрации которого украшают одно из изданий собрания сочинений Александра Грина.

Заключение

Исследование творчества Александра Грина представляет большой интерес для литературоведов и поклонников писателя. Анализ его произведений, иллюстраций и воспоминаний позволит лучше понять мир, созданный этим выдающимся русским писателем.