(проект) Орнамент в декоративно прикладном искусстве

Дипломная работа

В дипломной работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и семантические особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно прикладного искусства. На выбор темы исследования повлияло стремление изучить народный орнамент и проследить его влияние на декоративно-прикладное искусство. Ведь орнамент одна из основ декоративного искусства, он всегда будет актуален для него и любого фольклорного творчества. В орнаменте утверждается единство художественной культуры фундаментальные ценности всех эпох, объединяющие прошлое с настоящим. Специфика художественного образа в орнаменте, его исторический и национальный характер, его связь с основами мировоззрения, духовной культуры и эстетических представлений делают орнамент хранителем культурной, художественной памяти нации. И не смотря на возникновение множества технических способов декора, в современной культуре наблюдается параллельный процесс интереса к традиции и историческим стилям. Цель исследования: Выявить значение орнамента в декоративно прикладном искусстве и изготовить панно «Древо жизни». Объект исследования: Декоративно прикладное искусство в системе художественной культуры. Предмет исследования: Значение орнамента в декоративно прикладном искусстве. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования 2. Рассмотреть классификацию декоративного искусства 3. Изучить историю и классификацию орнамента 4. Выявить семантику в орнаментальном искусстве 3

4 5. Разработать и выполнить орнаментально панно «Древо жизни». Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения. В дипломной работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и семантические особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно прикладного искусства. В ходе выполнения дипломной работы была проанализирована литература по истории декоративного искусства и орнамента. Разрабатываемой нами темой занимались такие авторы, как: Л. М. Буткевич, В. Б. Кошаев, Н. Ф. Лоренц, Б. А. Рыбаков, Л. В. Фокина и многие другие. 4

5 Глава 1. Декоративно прикладное искусство в системе художественной культуры 1.1 Декоративное искусство и его виды В далекие времена, еще когда пещерный человек изготовлял ритуальные статуэтки для поклонения Богам, а также описывал свою жизнь, преимущественно сцены охоты, наскальными рисунками, уже тогда зародилось декоративное искусство [28.]. Понятие «декоративное» согласуется с особенностями формы художественного произведения и сочетается с наносимым на предмет изображением: символом, знаком, орнаментом либо жанровым мотивом, которые являются непосредственным украшением изделия. Декоративность определена индивидуальностью графического оформления, взаимодействием цвета и формы, выразительностью пятна, характером линеарного контура, эффектами стилизации [9, с. 5]. Слово decorare в переводе с латинского звучит как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Из этого можно сделать вывод что термин «декоративное искусство» означает «умение украшать». По определению С. Е. Беляевой «Декоративное искусство один из видов пластических искусств во многом связанный с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметнопространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало» [3, с.19]. Декоративное искусство подразделяется на: монументальное оформление декором, витражами, росписью, мозаикой, резьбой зданий и сооружений; прикладное касается всех бытовых предметов, в том числе посуды, 5

9 стр., 4415 слов

Анализ орнаментов декоративных изделий

... курсовой работы: Рассмотреть предложенную тему и изучить семантику орнамента; Проанализировать историю развития мотива орнамента; Анализ орнамента; Выполнить копию орнаментальной композиции. В данной курсовой работе рассматриваются три направления декоративно-прикладного искусства: ... экономических, географических и др. Исследования в этой области ... Египте, а также на территории СССР - на Кавказе, где ...

6 мебели, одежды, текстиля; оформительское творческий подход к оформлению праздников, выставок и витрин [28.]. В. Б. Кошаев дал такое определение монументально декоративному искусству «это вид пространственных искусств, тесно связанный с архитектурой и связанными с ней фрески, мозаики (см. Приложение 1.1), витражи, сграффито, рельефов (см. Приложение 1.2), архитектурнодекоративной скульптуры. Монументально декоративное искусство является частью общего определения монументальное искусство» [9, с.16]. В 1908 г. Германский архитектор, дизайнер, живописец П. Беренс писал: «Монументальное искусство является высшим и важнейшим отражением культуры определенной эпохи, находит свое выражение в местах, глубоко чтимых и священных для народа, являющихся для него источником силы» [9, с.16]. В России объекты монументального искусства обычно устанавливаются в честь крупных исторических событий и лиц. П. П. Жемчугова дала определение оформительскому искусству «Область декоративного искусства, праздничное оформление улиц (см. Приложение 1.3), площадей, гуляний, а также оформление экспозиций, витрин, стендов и т.п. Оформительское искусство пользуется средствами архитектуры, изобразительного искусства, театра, кино, светотехники, создавая наиболее массовые образцы синтеза искусств» [6, с.85]. Декоративно прикладное искусство искусство изготовления предметов быта, которые обладают художественными качествами и которые предназначены для удовлетворения практических потребностей, а также выступающие в качестве эстетически оформленной вещи для украшения парков, жилищ и архитектурных сооружений. В отличие от изящного искусства, произведения декоративного искусства несут в себе определенную полезность, возможность использования в быту, а также художественную нагрузку [28.]. 6

7 К произведениям декоративно прикладного искусства, обычно причисляют: мебель, посуду, ковры, вышивки, кружева, декоративные ткани, ювелирные изделия и многие другие вещи, которые имеют художественное начало (см Приложение 1.4).

При этом обязательным признаком принадлежности предмета к произведениям ДПИ является неразрывная связь художественно образного содержания с утилитарной функцией вещи. Художественное оформление вещи обязательно должно быть согласовано с ее практическим назначением [6, с.22]. Произведения ДПИ составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Эстетические качества вещи обусловливаются ее назначением, особенностями материала, из которого она производится, и техникой изготовления. Изделия могут иметь утилитарное назначение. Роспись фасадов зданий и интерьеров, а также декоративная отделка допускают большую свободу в использовании изобразительных средств. Декоративная статуя, и декоративное панно, могут являться частью архитектурного ансамбля, в котором они используются, а также рассматриваться в роли самостоятельных художественных произведений [18, с. 28]. Производство изделий декоративно-прикладного искусства с развитием дизайна ограничивается созданием отдельных произведений или небольших серий [20, с. 89]. Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. В его состав входит и уникальное крестьянское искусство, и традиционные художественные промыслы, и памятники мирового декоративного искусства, и современное декоративно-прикладное искусство в виде единичных предметов или многопредметных ансамблей [11, с. 23]. 7

39 стр., 19306 слов

Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно-прикладного ...

... национального своеобразия предметного мира. Тема моей дипломной работы «Реализация принципа наглядности при изучении основ декоративно - прикладного искусства на уроках технологии». Она содержит две ... применения визуальных средств на уроках. Объект исследования - процесс изучения декоративно-прикладного искусства. Предмет изучения - визуальные средства обучения. Гипотеза исследования - развитие ...

8 1.2 Декоративно прикладного искусство и его основные элементы Во все века ремесленники старались украсить свои творения. Они отличались прекрасным вкусом, были умелыми мастерами, из поколения в поколение развивали свои умения, тщательно охраняли секреты внутри семьи. Их кубки, гобелены, одежда, знамена, столовые приборы и прочие предметы быта, а также витражи, фрески отличались высокой художественностью. Почему же определение «декоративное искусство» появилось именно в середине 19-го столетия? Это связано с промышленной революцией, в ходе которой изготовление товаров из рук ремесленников перешло на заводы и фабрики, в следствии чего продукция стала унифицированной, неуникальной, только лишь функциональной. В таких условиях прикладной промысел буквально означал создание единичного товара с высокой художественной ценностью. Мастера изготовляли эксклюзивные декорированные предметы быта, которые в условиях промышленного бума стали пользоваться особым спросом в богатых слоях общества. Так и родился термин «декоративно-прикладное искусство» [28.]. История развития — возраст декоративного искусства равен возрасту человечества. Первые обнаруженные предметы творчества относятся к эпохе палеолита и представляют собой наскальные рисунки, ритуальные статуэтки, украшения, костяные или каменные предметы быта (см. Приложение 1.5).

Учитывая примитивность орудий, декоративное искусство в древнем обществе было очень простым и грубым [28.]. Декоративное искусство — обширнейшая область творческой деятельности человека. Появившись вначале становления человеческого общества, и являясь значительной областью художественного творчества, произведения декоративно-прикладного искусства из стекла, керамики, дерева, текстиля представляют собой древнейшие продукты человеческого труда, для которых свойственны содержательность образов, внимание к красоте материала и форме предмета, украшенного декором. В традиционном 8

22 стр., 10713 слов

Декоративно- прикладное искусство как средство формирования эстетической ...

... богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Объект исследования, Предмет исследования Цель : рассмотреть и проанализировать влияние декоративно-прикладного искусства на формирование эстетической ...

9 народном творчестве эта тенденция сохранилась до наших дней. Хотя роль, а также значение декоративного искусства до сих пор не оценены по достоинству. После прилива художественных сил в прикладное искусство произошел расцвет ювелирного искусства, серебряного и столярного дела, а также наладилось изготовление глиняной и оловянной посуды. В XVI веке в североевропейских странах происходит подчинение мастеров изобразительных искусств прикладникам: рисовальщики и мастера граверы производят особые орнаментальные экземпляры, скульпторы изготовляют шаблоны для украшения мебели, приборов, посуды. Также происходит распространение ремесленных приемов работы: тиражирование скульптурных элементов, применение техники офорта в гравюре. По словам В. Н. Крупянской «С началом классового расслоения общества в стиле декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно большее внимание привлекается к богатству материала и декора, к их уникальности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности, в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако до середины XIX в. мастера декоративноприкладного искусства сохраняют целостность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали одновременно с их эволюцией в других видах искусства» [11, с. 54]. Декоративно прикладное искусство было сформировано в человеческой культуре постепенно. Человека всегда окружали красивые вещи, но к произведениям искусства он их не относил, не замечая их эстетической 9

10 ценности. Еще в каменном веке бытовые предметы, а также предметы охоты украшались орнаментальными мотивами и насечками. Позже для работы вошел в употребление самый разнообразный материал — когти и зубы животных из которых изготовляли амулеты, украшения, глину и кожу, золото, а также волокна растений и стекло. На посуду и ткани наносилась роспись из орнаментальных узоров, для одежды использовали вышивку, насечку и чеканку наносили на оружие, а также для ювелирных украшений использовали любой материал. Но уже в эпоху Возрождения отношение к привычным вещам меняется, их называют искусством и выделяют в особое течение, это связано с заинтересованностью людей прошлым благодаря возникшему тогда культу античности. Наибольшего развития декоративноприкладное искусство достигает в эпоху барокко (см. Приложение 1.6) и классицизма (см. Приложение 1.7) [21, с.16]. Л. В Фокина отметила «Первые примеры развитого кузнечного и ювелирного производства встречаются у скифов и родственных им племен, живших на территории от Черного моря до Черноземья и Сибири. Для этих территорий характерен скифский звериный стиль. Северные славяне, постоянно контактировавшие с балтийскими и скандинавскими племенами, переняли от них другой вариант звериного стиля, где орнамент включает части звериных и человеческих тел, переплетающихся причудливым образом (см. Приложение 1.8).

10 стр., 4728 слов

«знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

... находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались ...

На Урале и в Зауралье угро-финские племена изготовляли амулеты со стилизованными изображениями медведей и волков. Вырезали из дерева ковши, увенчанные головами лосей, оленей, уток. Эти традиции долго сохранялись в русском народном искусстве» [21, с.16]. Многие столетия кустарные крестьянские промыслы и крестьянское домашнее производство насыщали города и деревни утварью, выполненной из глины, дерева и металла, игрушками, изготовленными из дерева и керамики, коврами, набивными тканями. Особой популярностью 10

11 пользовались городецкая и хохломская деревянная расписная посуда и другие изделия, дымковские глиняные фигурки и свистульки, лукутинские расписные лаковые шкатулки. А также иконописные мастерские в советское время перешли на роспись шкатулок (Мстера, Холуй).

Из Византии также перешло высокое искусство перегородчатой эмали, зерни, черни, резьбы по кости и дереву и искусство чеканки по металлу. Уже к 17 веку складывается развитое художественное производство: нижегородской резьбы, усольской и ростовской расписной эмали, великоустюжского чернения по серебру [26.]. Со слов А. Кантора «Со времен Петра I вошли в употребление вещи западно-европейского типа: фаянс, фарфор, литая и чеканная утварь, мягкая мебель. В 18 веке М.В. Ломоносов наладил мануфактурное производство стекла, мозаичной смальты и зеркал. Лучшие архитекторы 18 начала 19 веков создавали эскизы предметов декоративного убранства интерьеров. Ряд зодчих этого времени начинает свою карьеру с работы декоратора (Росси, Воронихин).

Для выполнения заказов императорского двора и высшей знати много работали частные предприятия: фаянсовый завод Ауэрбаха и фарфоровый завод Гарднера. В 19 веке частные предприятия достигли высокого мастерства. В это время, в рамках стиля историзм большое распространение получают имитации предметов ушедших эпох, стилизации, которые подчас трудно отличить от прототипов. В конце 19 начале 20 века Савва Мамонтов в Абрамцеве и Клавдия Тенишева в Талашкине объединили профессиональных и народных мастеров, чтобы оживить традиции русского народного искусства. В этой работе участвовали: Елена Поленова, Николай Рерих, Михаил Врубель. В период развития стиля модерн майолика и витражи Врубеля, мебель, исполненная по рисункам Шехтеля, Фомина, Щусева определили новый подъем декоративного искусства в России» [26.]. 11

12 Классификация декоративно прикладного искусства Произведения декоративно-прикладного искусства являясь неотделимыми объектами материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с национальными и этническими особенностями, свойственными конкретным регионам, также с их бытовым укладом и социальными и классовыми различиями. Предметы декоративно-прикладного искусства не имеют самостоятельного художественного значения, как, например, произведения станковой живописи или станковой графики. Их художественно-образное содержание связано с практическим назначением изделия. Выразительность художественной формы изделий заключена в конструкции, пропорциях, деталях, в орнаментальной отделке. Одной из отличительных особенностей декоративно-прикладного искусства является то, что оно всегда имело и имеет глубокие народные корни. С. В. Погодина дает определение народного декоративноприкладного искусства: «Народное декоративно-прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды)» [14, с. 91]. Декоративно-прикладное искусство всегда включало в себя искусство декоративное и прикладное, имеющие практическое употребление в жизни народа, а также эстетические качества для любования. Обычно, произведения декоративно-прикладного искусства такие как одежда, декоративные ткани, мебель, ковры, фаянс, фарфор, ювелирные и другие художественные изделия, а также изделия, которые приобретают художественное качество благодаря труду художника, обладая 12

44 стр., 21584 слов

Исторические факты о декоративно-прикладном искусстве

... искусства. Основными задачами дипломной работы являются: Определение сущности, целей и задач декоративно прикладного искусства; Изучение структуры, содержания декоративно прикладного искусства; Изучение методики эффективности декоративно прикладного искусства. 1. Декоративно-прикладное искусство, .1 Исторические факты о декоративно-прикладном искусстве декоративный прикладной искусство ...

13 эстетическими качествами рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера. Область декоративно-прикладного искусства обширна. Его произведением может стать любая практическая вещь, оформленная по законам красоты и художественной образности. Назначение этого вида искусства состоит в том, чтобы украшать быт, жилище, архитектурные сооружения и комплексы, улицы, парки, скверы [1, с. 34]. А. Я. Зись выделиил, что «Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. В современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начало не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту, занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением, радуют своей эстетической значимостью» [7, с.20]. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

  • по функциональному назначению: ювелирные украшения, одежда, посуда, мебель, игрушки, орудия труда, кухонная утварь (см. Приложение 1.9);
  • по материалу, из которого изготовлено: стекло, керамика, металл, фарфор, текстиль, дерево, глина, эмаль, кость (см. Приложение 1.10);

— по технике обработки материала: чеканка, резьба и роспись по дереву, литье, набивка, ткачество, ковроделие, изготовление изделий из стекла, вышивка, художественная обработка металла (см. Приложение 1.11) [7, с. 38]. Функциональный принцип является самым рациональным, хотя он недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет 13

14 приобретает значение произведения прикладного тогда, когда материал из которого он изготовляется обработан по всем законам красоты. Для того, чтобы быть причисленным к произведению искусства, предмет должен также нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. Для этого используется подходящий материал, учитывается лаконичная форма предмета, приобретает особое значение соотношение масштабов, а также используется декор в качестве обработки поверхности предмета [7, с. 38]. Основные виды декоративно-прикладного искусства: — Батик: Холодный батик и Горячий батик — Гобелен — Нитяная графика — Кружевоплетение — Художественная резьба: Резьба по камню, Резьба по дереву, Резьба по кости. — Керамика — Вышивка: Древнерусское лицевое шитье — Вязание: Вязание крючком, Вязание спицами — Макраме — Ковроделие: Ворсовый ковёр, Безворсовый ковёр — Ювелирное искусство [27.] — Лаковая миниатюра: Палехская миниатюра, Федоскинская миниатюра, Холуйская миниатюра, Мстерская миниатюра — Художественная роспись по дереву: Городецкая роспись, Хохлома, Мезенская роспись по дереву 14

2 стр., 822 слов

Что такое искусство или тема смысла жизни

... что пережито, осмыслено творцом, проявляется в произведении искусства. Некая недосказанность очаровывает нас. Даже страдание приносит очистительную, освежающую силу. Направление деятельности душевной вытекает из соотносительности души человеческой с некоторыми идеалами как гранями ...

15 — Художественная роспись по металу: Жостовская роспись — Художественная роспись по керамике: Гжель, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка — Художественное вырезание из бумаги — Художественная обработка кожи -Художественная обработка металла: Художественная ковка, Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни, Художественное литье из чугуна — Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.) — Работа со стеклом: Витраж, Витражная роспись, Мозаика — Набойка — Бисероплетение [27.]. 15

16 Выводы по 1 главе В 1 главе нами была рассмотрена классификация декоративного искусства и изучив литературу, мы выделили, что декоративное искусство подразделяется на монументально декоративное, оформительское и декоративно прикладное искусство, которые охватывают все сферы жизни человека, не только украшают предметный мир, но и используются в быту. Произведения декоративно прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека и эстетически ее обогащают. Проследив за развитием декоративно прикладного искусства, мы выяснили, что, возникнув в эпоху палеолита, оно начало свое развитие, то угасая, то набирая новую силу. Еще в каменном веке предметы украшались орнаментами и насечками, позже роспись покрывала посуду и ткани, вышивкой украшали одежду, оружие украшали декором, но человек не задумывался над тем, чтобы привычные вещи назвать искусством. Но уже в эпоху Возрождения отношение к обыденным предметам стало меняться. Наибольшего развития декоративно прикладное искусство достигает в эпоху барокко и классицизма. Но сам термин декоративно прикладное искусство возник именно в 19 веке, когда, перейдя из рук ремесленников на заводы и фабрики, продукция стала неуникальной, лишь функциональной. В таких условиях мастера начали изготовление эксклюзивных единичных декоративных предметов быта, которые отвечали всем требованиям искусства. Изучив виды декоративно прикладного искусства, мы пришли к выводу, что они различаются по функциональному назначению, материалу и технике обработки материала. Произведения искусства, это не только соотношение формы, пластики и использования подходящего материала, но еще и декор, который несет в себе не только украшающую функцию, но и тайный магический смысл. 16

17 Глава 2. Значение орнамента в декоративно прикладном искусстве 2.1 История и классификация орнамента Орнамент, являясь одним из самых древних видов ДПИ, сохранил в себе не только традиции, но и глубокую символику орнаментальных мотивов, композиционной конструкции и цветового решения. Каждая народность сохраняла в своем орнаменте самое характерное, близкое национальному характеру и эстетическим вкусам понятие о красоте, поэтому изучая орнамент любого из народов можно глубже узнать его историю, традиции и мировоззрение [24.]. Орнамент, составляя основу декоративного искусства, всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий художественных промыслов, керамике, текстиле, необходимых людям в быту и практической деятельности [23.]. Н. М. Сокольникова в своей книге дает определение орнамента: «Орнамент это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов» [19, с. 39]. Ритмическое построение орнамента составляет художественную основу многих изделий: посуды, мебели, ковров, одежды. Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15 10 тыс. лет до н. э.) [ 25.]. Первой и основной темой палеолитического искусства была тема зверя и охоты, изображавшая мамонтов, быков, пещерных львов, носорогов. 17

23 стр., 11226 слов

Декоративно-прикладное искусство на примере техники батик

... батика. В частности, темой творческой работы является «Стилизация цветов». Холодный ... дипломного проекта изложена в этой пояснительной записке, практическая часть представлена в приложении ... и приемы многих изобразительных искусств: акварели, графики, витража, мозаики ... ткали невесомую, украшенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти ... шелкопряда. Жизнь шелкопряда длится 28 дней, за свою жизнь каждый ...

18 Первобытный человек начинает также использовать в передаче окружающего его мира условные знаки, закладывая основы магической семантики. Схематизация реалистического изображения постепенно приводит к абстрактным геометрическим изображениям этих символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения [21, с.10]. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать — он был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, квадрата, креста, ромба, спирали, треугольника и их различных комбинаций (см. Приложение 2.1), также в декоре широко использовались зигзаги, полоски, штрихи, «елочный» орнамент, плетеночный узор [29.]. Самый первый орнамент состоящий из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии, друг от друга, украшал сосуд, вылепленный из глины и делал его интереснее, а главное, «защищал» от проникновения через горловину злых духов. По словам Б. А. Рыбакова «В Карелии в конце 20 века были найдены на скалах рисунки, высеченные древними людьми 5-6 тыс. лет назад, названные в последствии петpоглифами. Петроглифы содеpжат изобpажения женщин и женщин-лосих в позе pодовых схваток, иной pаз даже с оленьцом» [15, с.8]. Появление растительного орнамента исследователи приписывают искусству Древнего Египта, но даже тогда он имел более геометризированную структуру. Художники соединили изображение и иероглифы и вписали их в форму линейного орнамента. Использовали египтяне и геометрический орнамент. Культура античного мира привнесла в орнаментальное искусство много новых композиционных решений и декоративных элементов. Одним из 18

19 важных в орнаменте Древней Греции (см. Приложение 2.1), построенный на чередовании равных между собой элементов, был ритм. Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии и Персии. В эту эпоху получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы, т. к. Двуречье было богато дичью. Также получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни (см. Приложение 2.2), одного из важнейших элементов искусства Востока [29.]. Древние китайцы отождествляли природу, животный и растительный мир и переносили в орнаментику характерные узоры, передающие божественные образы. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков. Излюбленные мотивы животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы, которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи [5, с. 54]. Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел [5, с. 54]. Для античного искусства характерна орнаментика из меандра, пальметт, акантов и антемиев, для мавританского искусства арабеска и мореска, для Готики льняные складки, масверк, трифолий и квадрифолий, крестоцветы и краббы, для искусства Итальянского Возрождения валюта, гротески, раковина, для стиля Рококо рокайль, для Ампира ликторские связки, орлы и трофеи [29.]. 19

9 стр., 4170 слов

Специфика народного орнамента русских

... стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нём появляются новые орнаментальные мотивы. Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он ... конца XII в. или сербского Шестоднева 1263 г., даже хороший знаток древне-русского искусства не угадает их нерусского происхождения. Впрочем, изредка встречаются заставки более подходящие ...

20 По словам Л. В. Фокиной «Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание» [21, с. 6]. Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека. Благодаря изображениям животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, а также на ткани, появился и сложился символический орнамент. Зароившись в Древнем Египте и Восточных странах, символический орнамент на сегодня также занимает главенствующую роль, например, в геральдике. Л. В. Фокина отметила, что «Геометрический орнамент (см. Приложение 2.3) сформировался на основе технического и символического орнаментов состоящий из точек, линий, кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей. Растительный орнамент — самый распространенный после геометрического и составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей (см. Приложение 2.4).

Если в Японии и Китае любимое растение хризантема, то в Индии боб, фасоль, в Иране гвоздика, в России подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики чертополох и плод граната, во времена барокко тюльпан и пион. В 18 веке властвует роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис» [21, с.7]. Каллиграфический орнамент развитый в арабских странах, Китае и Японии составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения символического и мифологического содержания. Особенное 20

21 распространение он получил в странах Древнего Востока. В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ. Астральный орнамент, распространенный в Японии и Китае, утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения солнца, облаков, звезд. Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая. В анималистическом (животном или по — другому зооморфном) орнаменте возможны как реалистические, так и стилизованные декоративные образы птиц, зверей, рыб, фантастических животных. По словам Л. В. Фокиной «Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства» [21, с.8]. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. Сюда же можно отнести фантастические существа типа дева-птица, человек-конь. Нередко встречается сочетание самых разных мотивов. Такой орнамент можно назвать комбинированным. Л.В.Косогорова и Л.В.Неретина выделяют также геральдический (рог изобилия, лира, факелы, щиты) орнамент [8, с. 59]. По характеру композиционных схем орнаменты бывают — ленточный, сетчатый, замкнутый [25.]. 21

22 Ленточный орнамент (см. Приложение 2.5) строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии [29.]. Сетчатый орнамент изображается на предварительно нанесенной сетке, которая определяет узлы, где размещаются декоративные элементы (см. Приложение 2.6).

Ячейки могут иметь квадратную форму, форму ромба, содержать треугольные фигуры. Ученые насчитывают семнадцать разных типов сеток этого вида узоров. Замкнутые орнаменты расположены в геометрических фигурах: круге, овале, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, шестиугольнике и других (см. Приложение 2.7).

Традиционные мотивы народного искусства отшлифовывались столетиями многими поколениями. Стихия орнаментального творчества увлекает мастеров живописи, вышивки, резьбы, росписи деревянных изделий, объединяет древнерусские «крины» трехлепестковый росток, «сказочные розы» и «тюльпаны» с мотивами местной флоры цветками шиповника, ягодками морошки, клюквы, черники. Основа композиции росписей «древо жизни». Главные смыслы его вечность жизни, плодородие, счастье. Семантика в орнаментальном искусстве В современной жизни орнамент не несет никакой смысловой нагрузки, а является лишь узором, который украшает предметы быта. Но в былые времена люди умели читать орнаменты, зашифровывать в них свои представления о жизни, вечных истинах и потустороннем мире [23.]. Семантика наука о понимании определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений; раздел семиотики. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. 22

23 Изучая древнюю культовую символику, мы обнаруживаем как раскрывается духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Довольно часто обнаруживаются сходные культовые символы и орнаментальные мотивы у родственных и неродственных народов. Орнамент является языком тысячелетий, он непосредственно старше всех произведений искусства. Академик Б. А. Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки воздействовать на таинственные силы природы» [16, с. 18]. В настоящее время материальный мир украшают растительные и сюжетные орнаменты, но самым древним орнаментом является геометрический (см. Приложение 2.8), с помощью которого предки выражали свое представление о мире (см. Приложение 2.8).

Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая воду, крест огонь, ромб, круг или квадрат солнце. Во всем многообразии древней мировой орнаментики четко прослеживается базовый ряд мотивов и их сочетаний, которые являются основополагающими на протяжении всей истории. Среди всех элементов на первое место следует поставить круг, крест и квадрат [4, с. 20]. Круг, розетка в древнейшей культуре воплощает представление о бесконечности, абсолютном равенстве. Символ круга ассоциировался с понятием небесного совершенства Бога, Неба, Космоса, Солнца, Луны, звезды. Композиции с розеткой в центре и четырьмя розетками по ее углам трактуются как пространство со сторонами света, как движение небесных светил, как годовое вращение солнца [4, с. 20]. 23

24 Крест трактуется как древнейший сакральный знак, подчеркивающий идею центра. Равносторонний крест изображаясь в виде четырех лучей является символом огня на земле и солнца на небе. Прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета на вершине, а также образ солнца, а косой крест движение и переход из одного состояния в другое. Наконечный крест связывается с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного [23.]. Квадрат связан с идеей земного начала символ земли. Ромб отображает идею благополучной охоты, знак плодородия, знак засеянного поля. Имеет много разновидностей- с лучами, кудрями, рожаницами несет образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента отражал образ земли. Свастика — относится к числу древнейших знаков и обозначает идею креста в движении выражает замкнутое круговое движение Вселенной. Спираль — сжатая спиральная пружина символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, является так же символом времени, циклических ритмов сезона года. Спираль как знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери [2, с. 130]. Также по слова академика Б. А. Рыбакова «мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен, как символическое движение солнечного светила по небесному своду» [17, с. 340]. Изображение спирали так же символизировало ветер, ураган или вьюгу. Треугольники — с основанием внизу и вершиной вверху обозначают мужское начало и солнечные лучи, а основанием вверху и вершиной внизу женское начало, подобно земле, которую освещает солнце. 24

25 Звезда Алатырь (Крест Сварога) — восьмилепестковая звезда, является древним символом, основой мира. Камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги. От этого названия пошло название алтарь. Бегущая волна древний орнамент принимающий значение воды, которая являлась для наших предков источником самой жизни. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Текущие воды рек и ручьев символ течения времени, и перехода из одного состояния в другое [2, с. 119]. Прямая линия может означать небесную и земную твердь. К числу универсальных орнаментальных мотивов следует отнести и мотив плетенки, отображающий понятие связи и единства Неба и земли, известный в двух взаимосвязях: узла и жгута [4, с. 22]. Одна из особенностей орнаментации древнерусского искусства это надписи, выполненные декоративным письмом в полосах, кругах, ромбах, иногда служащие основным или даже единственным украшением предмета [21, с. 44]. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты. Во всех узорах преобладает тема плодородия земли, которая отображается женской фигурой Рожаницы, дающей урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком (см. Приложение 2.9).

Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ [23.]. Изображение животного в вышивке несло определённое значение, каждое было наделено какими-либо качествами. Так, изображение оленя, олицетворяло представление о счастье, добре, о свете, оно помогало преодолеть беду. Также сильным животным, отгоняющим злые силы, 25

26 считался конь [22, с ]. Излюблена и змеиная тема. Змея у славян символ первой воды, весны, дождя, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Водоплавающие птицы олицетворяют водную стихию; изображение ладьи связывалось с похоронными обрядами, а изображение коня или всадника, а также фантастической жар птицы было символом солнца. Отдельный круг древних сюжетов связан с культом огня. К наиболее архаическим относятся изображения огня в виде двуглавых птиц [21, с. 44]. Образ Мирового Древа является одним из любимейших образов в русском искусстве (см. Приложение 2.10).

Древу поклонялись, почитая его в образе финиковой пальмы, сикоморы, кедра, кипариса, дуба, березы. В свою очередь, миф о Древе, выросшем из мирового океана, связан с мифом о рождении Солнца [4, с. 29]. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Фигуры оберегающих древо жизни животных и птиц стали любимыми в декоративных композициях [21, с. 44]. Поскольку корни дерева в земле, а ветви тянутся к небу, то оно, как и человек, является отражением «сущности двух миров» и созданием, находящимся между верхом и низом поэтому его, часто рассматривают как ось мира. Дерево так же означает женское начало: питание, убежище, защиту и поддержку, которыми одаривает Великая Мать (Природа), а также силу неистощимых и дарующих плодородие вод. Наверное, поэтому часто дерево стилизуют под женскую фигуру. Изображение священного дерева встречается у всех народов мира. В гимнах Ригведы и Эдды между корнями дерева обитает змея. Корни Древа уходят в 26

27 неведомые глубины, вершиной своей оно уходит в небо. Змея символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием. Образ Мирового Древа имеет и ряд частных определений: «древо жизни», «древо смерти», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо». При членении Древа Мира по вертикали выделяются нижняя(корни), средняя (ствол), верхняя (ветви) части [9, с.22]. Л. В. Фокина отметила, что «со временем символико магическое значение орнаментальных знаков постепенно отодвигалось на второй план. И поскольку орнамент очень легко теряет заложенный в него первоначальный смысл, то становясь объектом чисто эстетического любования, он уже не вызывает потребность в разгадке его первоначального магического смысла. Поэтому семантика декоративных узоров в настоящее время практически полностью забыта или вовсе не принимается во внимание; осталась лишь главная их функция быть украшением предметов декоративно прикладного искусства» [21, с. 137]. 2.2 Разработка орнаментального панно «Древо жизни» Наша работа представляет собой панно прямоугольной формы выполненное на планшете размером 100х140 акриловыми красками на предварительно загрунтованном двп. Изначально выбор стоял между акриловыми и темперными красками, но изучив их кроющие способности, свойства и состав, мы пришли к выводу, что акриловые краски удобней в работе, дают яркие, чистые цвета, легко смешиваются, растворяются водой и быстро сохнут, не выгорая на солнце и не тускнеют. Кисти в работе мы использовали круглые синтетические размером от

28 Основной мотив композиции Древо Жизни, уходящее своими корнями в землю, а кроной в небо, расположенное по центру панно с соблюдением законов декоративной композиции. Колорит разработан в холодной, спокойной гамме, построенный на нюансных отношениях, лишь на некоторых элементах композиции сделан акцент по цвету, например, ствол самого дерева и изображение земной тверди выделены в цветовом отношении. А также некоторые плоды на деревьях выполнены контрастным цветом по отношению к общей цветовой гамме. Преобладающими цветами в работе являются синий, бирюзовый, зеленый, фиолетовый, голубой и их оттенки. Панно условно делится на 3 части мир земной, воздушное пространство и мир небесный. Закомпонованы эти части в окружностях земля представляет собой полукруг образ земного шара — небо полусферу небесное пространство, и лишь по центру между полукругами находится пространство воздушное — окаймленное декоративными элементами — некими окружностями которые несут представление воздуха. Работа над произведением началась с выбора сюжета. На данном этапе особенно важно было выбрать тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств. Изучив древние орнаментальные мотивы, их значение, мы остановили свой выбор на двух декоративных элементах Древо жизни и солярный знак — ведь оба этих мотива являются древнейшими, глубоко почитаемыми в разных народностях и несшими в себе тайные магические послания, оставленные для потомков. В тоге, взвесив все эмоциональные привязанности, красоту этих элементов, их значение, мы решили, что Древо Жизни как нельзя кстати подходит для нашего сюжета дипломной работы — ведь оно означает вечность жизни, плодородие, счастье, силу живой природы, несет добрые пожелания, радость, укрепляет духовные силы. 28

29 Следующим этапом нашей работы стала разработка эскизов. Сначала мы искали композиционное решение с помощью карандашных набросков, подбирая самую выразительную форму выражения сюжета (см. Приложение 2.11).

Г. М. Логвиненко сказала, «При работе над эскизными зарисовками мотива необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом характерные особенности древа могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости. От выразительного изображения мотивов в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения» [12, с. 90]. После окончательного выбора и прорисовки в карандаше мы начали проработку этого эскиза в цвете (см. Приложение 2.12).

Мы выбирали между теплой и холодной гаммой, но в итоге перевес был на стороне холодной гаммы она лучше всего подходит к орнаментальному мотиву Древо Жизни, неся спокойствие, воздушность, легкость, умиротворение. После утверждения готового варианта эскиза, проработанного в цвете, мы приступили к изготовлению самого панно. На предварительно загрунтованный планшет мы перенесли наш эскиз в карандаше (см. Приложение 2.13), а затем приступили непосредственно к заливке фона, разделив его на 3 части. Начали мы с нанесения воздушного пространства самого светлого пятна в работе, потом к верхней окружности залив фон кроны и уже непосредственно мы залили землю самым темным цветом. Таким образом последовательно от самого светлого к темному и насыщенному был нанесен слой за слоем. Следующим этапом была прорисовка самого дерева, ствола, корней, веток, а после мы уже перешли непосредственно к мелкой пластике, изображению украшающих орнаментальных элементов. После завершения работы, когда роспись высохла мы покрыли ее акриловым лаком. 29

30 Выводы по 2 главе Изучив историю и классификацию орнамента, мы не можем не заметить какую важную роль в создании величайших памятников архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно — прикладного искусства, играет орнамент, обогащая произведения искусства, украшая их, он также несет глубокую связь сквозь столетия ведь именно благодаря орнаменту мы причисляем произведения искусства к той или иной эпохе. Исследовав семантику в орнаментальном искусстве, мы обнаружили, что первоначально в основе любого рисунка, орнаментального элемента лежал его символический, магический смысл, который нес представление древнего человека об окружающем мире. Со временем этот смысл, символическое значение отодвигаются на второй план, становясь объектом только эстетического любования. Поэтому семантика декоративных узоров в настоящее время практически полностью забыта или вовсе не принимается во внимание в предметах декоративно прикладного искусства. Но на сегодняшний день очень важно именно восстановить смысловое значение этих символов, так как благодаря пониманию символики орнаментов, осознание их смыслов способствует самосохранению культуры. Для нас было интересно проследить за возникновением и историей развития орнамента и его переходом от одних форм в другие и на основе полученных знаний мы в качестве дипломной работы выбрали создание декоративного панно «Древо Жизни», которое отражает в себе не только эстетику, но и передает символическое значение силы живой природы. После изучения материала также главной нашей целью стояла разработка и выполнение орнаментального панно «Древо Жизни», которое отразило в себе причастность к древней символике. Мы надеемся, что выполненная нами работа поможет современникам и потомкам не потерять значение орнаментов, передавая знания из поколения в поколение. 30

31 Заключение В дипломной работе нами была поставлена цель выявить значение орнамента в декоративно прикладном искусстве и изготовить панно «Древо Жизни». Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что орнамент является главнейшим элементом в декоративно прикладном искусстве. Неся глубокое символическое значение, он передает тайны зашифрованных посланий от поколения к поколению о смысле жизни, о тайнах природы. На основе изученного материала мы решили в нашей работе отразить именно изображение Древа Жизни, так как значение этого элемента велико в понятии народа, оно несет тайный смысл зарождения человечества, символизируя мать природу, обогащающую дарами изобилия. Мы надеемся, что выполненная нами работа поможет современникам и потомкам не потерять значение орнаментов, передавая знания из поколения в поколение. Ведь в современном обществе не угасает интерес к декоративно прикладному искусству и искусству орнамента в частности, а даже наоборот более разжигается для новых поколений, ведь всегда приятно и интересно прикоснутся к источникам, увидеть и проследить связь с традициями прошлого. В дипломной работе нами были поставлены также задачи рассмотреть классификацию декоративного искусства, изучить историю и классификацию орнамента, выявить семантику в орнаментальном искусстве, с которыми мы успешно справились. Изучив виды декоративно прикладного искусства, мы пришли к выводу, что произведения искусства, это и соответствие формы, пластики, подходящего материала, а также применение украшающего декора, который в виде орнамента несет в себе не только декорирующую функцию, но и сокровенный магический смысл. 31

32 Изучив историю и классификацию орнамента, мы выделяем его важную роль в создании величайших памятников архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно — прикладного искусства. Орнамент обогащая произведения искусства, показывает глубокую связь времен благодаря чему мы причисляем произведения искусства к той или иной эпохе. Произведя исследование семантики в орнаментальном искусстве, мы выявили, что изначально, в основе любого орнаментального элемента древние люди закладывали символический, магический смысл, который нес представление об окружающем их мире. Со временем этот смысл, символическое значение отодвигаются на второй план, становясь объектом только эстетического любования. Поэтому в настоящее же время, мы наблюдаем, что семантическое значение орнаментов уже не принимается во внимание в предметах декоративно прикладного искусства. Но на сегодняшний день очень важно именно восстановить смысловое значение этих символов, так как благодаря пониманию символики орнаментов, осознание их смыслов способствует самосохранению культуры. Орнамент, как составляющая мировой художественной культуры, являясь частью материальной культуры общества, способствует воспитанию тонкого художественного вкуса у современных поколений, а также дает полное представление в сфере истории культуры. Таким образом цель, поставленная нами в дипломной работе достигнута, задачи выполнены. 32

33 Список литературы 1.Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева — М.: Советский художник, с; ил. 2.Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с. 3.Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений./ С. Е. Беляева — М.: Академия, с.: ил. 4.Буткевич Л.М. История орнамент: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8 с. ил.: ил.- (Изобразительное искусство).

5.Ворончихин Н.С., Емшанова А.Н. Орнамент. Стили. Мотивы./ Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет» с.: ил. 6. Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство. / П. П. Жемчугова Спб.: Издательский Дом «Литера», с.: ил. ( Серия «Иллюстрированный словарик школьника») 7. Зись А. Я. Виды искусства. / А. Я. Зись. М.: Знание. Народный университет. Факультет литературы и искусства с.: ил. 8. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. М.: Издательский центр «Академия», с.: ил., 16с. цв. вкл. (Сер. Бакалавриат) 9. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для студентов вызов, обучающихся по 33

34 специальности «Декоративно-прикладное искусство»/ В. Б. Кошаев. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 16 с. ил. ( Изобразительное искусство).

10. Кошаев В. Б. Композиция в русском народном искусстве ( на материалах изделий из дерева) : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоратив. приклад. Искусство и народные промыслы» / В. Б. Кошаев. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8с. ил. ( Изобразительное искусство).

11. Крупянская В. Н., Чичеров В. А. Народное творчество. Научнопопулярный журнал. 1 / В. Н. Крупянская, В. А. Чичеров: — М.; с. 12. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительно искусство» / Г. М. Логвиненко. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с.: ил. (Изобразительное искусство).

13. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей/ Н. Ф. Лоренц. М.: Эксмо, с.: ил. 14. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В.Погодина. -3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», с. 15. Рыбаков Б. А. доклад «Рожаницы». от Рыбаков Б. А. Язычество древних славян./ Б. А. Рыбаков — М., Наука с. 17. Семёнова М. Мы славяне./ М. Семенова — С-П.: «Азбука», Книжный клуб «ТЕРРА» С

35 18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 частях. Ч.4. Краткий словарь художественных терминов./ Н. М. Сокольникова — Обнинск: Титул, с.: ил. 19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М.Сокольникова. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», с.: ил., [24] л. цв. вкл. 20.Соловьев С.А. Декоративное оформление: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. / С. А. Соловьева — М.: Просвещение, с.: ил. 21. Фокина Л.В. Орнамент учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Л. В. Фокина Ростов н/д: Феникс, с. и цв. Илл. (Серия «Высшее образование».) 22. Широкова, Г. Волшебным языком узора / Г. Широкова // Очаг С Admin. Пектораль Декоративно прикладное искусство Виды орнаментов. [Электронный ресурс] Режим доступа (Дата обращения ) 24.Дёгтева Т. А. Лекции по основам орнаментации: [Электронный ресурс] Режим доступа htm (Дата обращения ) 25.Зайнулина Г. К. Орнамент. Виды орнаментов: [Электронный ресурс] Режим доступа: (Дата обращения ).

26. Кантор, А. Декоративно-прикладное искусство России: [Электронный ресурс] Режим доступа: 35

36 27. Легри Е. Галеон. Декоративно прикладное искусство: [Электронный ресурс] (Дата обращения ) 28. НанаСова Что такое декоративное искусство: [Электронный ресурс] Режим доступа (Дата обращения ).

29. Серёгина О. А. История орнамента: [Электронный ресурс] Режим доступа (Дата обращения ) 36

37 ПРИЛОЖЕНИЯ 1.1 Мозаика в декоративном искусстве 1.2 Архитектурно декоративный рельеф 1.3 Праздничное оформление улиц 37

38 1.4 Предметы декоративно прикладного искусства 1.5 Первые предметы творчества эпохи палеолит 38

39 1.6 Предметы декоративного искусства эпохи барокко 1.7 Предметы декоративного искусства эпохи классицизм 1.8 Скифский звериный стиль 39

40 1.9 Произведения декоративно прикладного искусства по назначению 1.10 Произведения декоративно прикладного искусства по материалу 40