Урок развития речи в .
От анализа текста — к сочинению. (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по рассказу «Сила детства»)
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
написать сочинение по предложенной модели;
восстановить знания о структуре сочинения;
знать возможные модели вступления к сочинению, формулировки проблемы;
Развивающие:
развитие коммуникативных способностей;
развитие мыслительной деятельности на основе работы с исходным текстом;
развитие монологической письменной речи, устной речи в диалоге с учителем или учащимися;
развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
способствование духовному росту, личностному становлению учеников;
воспитание осознанной потребности в знаниях.
Тип урока:
Метод: словесно-наглядно-практический.
Форма урока:
Формы работы учащихся:, На уроке формируются компетенции:, Оборудование:
Ход урока
1.Организационный этап. Слово учителя.
Пожалуй, самым трудным заданием ЕГЭ является создание сочинения на основе предложенного текста. Значимость 3ей части в структуре текста велика, так как это задание позволяет в достаточно полном объеме проверить и объективно оценить сформированность вашей языковой компетенции, знания по и практическую грамотность. Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является понимание исходного текста, адекватное восприятие его тем, проблем, авторской позиции.
2.Этап мотивации к занятию
Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
«От анализа текста — к сочинению»
Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учеников.)
Знать:
основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
- критерии оценки сочинения;
- структуру сочинения
Уметь:
РАБОТА НАД М КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ...
... как словесное рисование картин на основе прочитанного стихотворения, услышанного музыкального произведения. Начиная с 1 класса на каждом уроке русского языка мы рисуем словесные картины к отрывкам из стихотворений на тему: ...
выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному
Презентация. Слайд № 3
3.Учитель: Толстом .
Сегодня в качестве исходного текста для работы я хочу вам предложить рассказ Л. Толстого «Сила детства».
Презентация. Слайды №4 — 5
4. О чём нужно помнить перед чтением текста?
Презентация. Слайд №6
5.Работа с текстом
Чтение учителем исходного текста (вслух).
6.Беседа по тексту
Определение темы текста: «Изображение страшной уличной сцены».
Стиль текста художественный. Зачем нужно определять стиль??
Тип речи – повествование. Зачем…?
Какова композиция художественного повествовательного текста? Зачем..?
Экспозиция
Завязка действия
Развитие действия
Кульминация
Развязка действия.
Обсуждение проблем текста, их формулирование, Какие проблемы следует вспомнить в связи с анализом текста?
Презентация. Слайд №7
7.Работа с таблицей Запись в тетрадях.
Запись в таблицу проблем; определение позиции автора, запись в таблицу:
Проблемы текста |
Позиция автора |
1. Сила детства 2. Как ребёнок может повлиять на чувства взрослого? 3. Способен ли ребёнок изменить внутренний мир взрослого человека? |
1. Ребёнок способен пробудить в сердце человека милосердие. |
Презентация. Слайд №8
Способы формулировки проблем .
Презентация. Слайд №9
8. Работа над структурой сочинения.
Из каких композиционных частей должно состоять сочинение?
Презентация. Слайд №10
Обсуждение вопросов об источниках аргументов, подбор аргументов к сочинению
9.Работа в группах по написанию частей сочинения
Презентация. Слайд №11
10. Чтение фрагментов в соответствии с композицией сочинения
11.Подведение итогов урока., Самооценка своей деятельности в группе. Оценка учителя.
12.Домашнее задание: дописать сочинение, отредактировать, записать чистовой вариант.
Презентация. Слайд №12
Приложение. Л. Толстой. Рассказ «Сила детства»
1.- Убить!.. 2.Застрелить!.. 3.Сейчас застрелить мерзавца!.. 4.Убить!.. 5.Горло перерезать убийце!.. 6.Убить, убить! — кричали мужские, женские голоса толпы.
7.Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. 8.Человек этот, высокий, прямой, шел твердым шагом, высоко поднимая голову. 9.На красивом, мужественном лице его было выражение презрения и злобы к окружающим его людям. 10.Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. 11.Его схватили теперь и вели на казнь.
12.-Это городовой, он еще утром стрелял по нас! кричали в толпе.
13.Но толпа не останавливалась, и его вели дальше. 14.Когда же пришли на ту улицу, где по мостовой лежали вчерашние неубранные еще тела убитых войсками, толпа освирепела.
15. — Нечего оттягивать! 16. Сейчас тут и застрелить негодяя, куда еще водить его? — кричали в толпе.
17.Пленный хмурился и только выше поднимал голову. 18.Он, казалось, ненавидел толпу еще более, чем толпа ненавидела его.
19. — Перебить всех! 20.Шпионов! 21.Царей! 22.Попов! 23. И этих мерзавцев! 24.Убить, убить сейчас взвизгивали женские голоса.
25.Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.
26.До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.
27. — Батя! Батя! — всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до пленного. 28. — Батя! 29.Что они с тобой делают? 30.Постой, постой, возьми меня, возьми!..
31.Крики остановились в той стороне толпы, с которой шел ребенок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребенка все ближе и ближе к отцу.
32 — Тебе сколько лет, мальчик?
33. — Что вы с батей хотите делать? отвечал мальчик.
34. — Иди домой, мальчик, иди к матери, — сказал мальчику один из мужчин.
35.Пленный уже слышал голос мальчика и слышал, что говорили ему.36. Лицо его стало еще мрачнее.
37. — У него нет матери! — крикнул он на слова того, кто отсылал ребенка к матери.
38.Все ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки.
39.В толпе кричали все то же: 40. «Убить! 41. Повесить! 42.Застрелить мерзавца!»
43.И пленный спустил с рук мальчика и подошел к тому человеку, который распоряжался в толпе.
44. — Послушайте, сказал он, убивайте меня, как и где хотите, но только не при нем, он показал на мальчика. 45. Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы мне приятель, и он уйдет. 46. А тогда… тогда убивай 83c те, как хотите.
47.Руководитель согласился.
48.Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:
49. — Будь умник, пойди к Кате.
50. — А ты что же?
51.- А ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдем еще немного, а ты иди, а я приду. 52.Иди же, будь умник.
53.Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.
54. — Иди, милый, я приду.
55. — Придешь?
56.И ребенок послушался.57. Одна женщина вывела его из толпы. 58.Когда ребенок скрылся, пленный сказал:
59. — Теперь я готов, убивайте меня.
60. И тут случилось что то совсем непонятное, неожиданное. 61.Какой то один и тот же дух проснулся во всех этих минуту назад жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:
62. — А знаете что. 63.Пустить бы его.
64. — И то, бог с ним, — сказал еще кто то. 65. — Отпустить.
66. — Отпустить, отпустить! — загремела толпа.
67.И гордый, безжалостный человек, за минуту ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.