РАБОТА НАД М КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА

Сочинение

сочинение по картине.

Развитие связной речи веду на основе системы постепенно ус­ложняющихся устных и письменных сочинений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы над раз­витием речи зависит от взаимосвязанности сочинений, целенап­равленности упражнений, соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, систематической пос­ледующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, до­пущенными в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал разных ис­точников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, почерпнутый из книг, рассказов учителя, различные картины, кинофильмы и др.; разные жанры — повествование, опи­сание и рассуждение.

Помощь учителя при работе над сочинением преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, возможно их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением раз­решается пользоваться текстами, словарями, справочниками.

На уроках русского языка дети получают представление о сти­лях речи (разговорный, научно-деловой, художественный), о ти­пах речи (повествование, описание, рассуждение).

Все эти сведе­ния о речи помогают в работе над сочинениями и служат совер­шенствованию умений их написания.

В задачу обучения написанию сочинений входит обогащение речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов, антонимов, эпитетов, фразеологизмов.

обогащение словаря ребенка прилагательными,

(какой?) день… красная, сладкая;

  • (какое?) солнце… морозный, солнечный;
  • (какая?) земляника… жаркое, ласковое;
  • (какие?) ручьи… быстрые, журчащие.

Вставлять по вопросам прилагательные в предложения:

(какая?)…туча закрыла солнце.

(какой?)…цветок показался из травы.

выбора необходимых слов для выражения мыслей.

Перед учителем стоят две задачи:

2 стр., 880 слов

Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...

Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие как таковое в описаниях отсутствует, ...

1)

целью оценки или отбора автором наиболее точных по смыслу

слов для характеристики описываемых действий и признаков предметов;

2)

Например, организуя работу по подготовке к сочинению «За окном зима», предлагаю следующие задания:

  • Подбери глаголы, которые можно использовать для описания падающего снега. (Сыплется, падает, кружится, срывается.)

  • Опиши, как ты представляешь каждое действие. (Например, сочетание слов сыплется снег указывает на то, что мелкий снег падает быстро-быстро, сочетание падает снег — на то, что снежинки медленно падают на землю, сочетание кружит­ся снег на то, что снег падает на землю не сразу, а снача­ла кружится в воздухе и только потом, опускается на землю, сочетание снег срывается — на то, что комом падает на зем­лю.) Почему необходимо употреблять разные слова в описании снегопада? (Снег может падать на землю по-разному.)

Уточняю ответы учащихся, что использование разных по напи­санию, но близких по значению слов придаст сочинению большую выразительность.

  • Вспомните, какие звуки вы слышите, когда идет снег. (Снег идет иногда так тихо, что ничего не слышно, а иногда шуршит, как сухие листья, а иногда кажется, будто слышишь шепот сне­жинок.)

Обращаю внимание детей, насколько важно правильно отоб­рать необходимые слова-синонимы для описания снега. Выполне­ние этих требований помогает точно и образно передать красоту окружающей природы.

Работа над предложением

В своей работе я уделяю большое внимание различным видам работы над предложением. Вот некоторые из них:

  1. ответы на вопросы (только полные ответы);

  2. постановка учащимися вопросов к предложению;

    56 стр., 27646 слов

    Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами ...

    ... проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это ...

  3. распространение предложения по вопросам и без вопросов;

  1. составление предложений на ту или иную тему (о школе, о лесе, о друге и др.);

  2. составление предложений по картинке, по прочитанному, наблюдениям за природой или погодой;

  3. составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);

  4. соединение 2-3 простых предложений в одно простое с од­нородными членами или сложное (Был солнечный день. Дети купались в реке. В солнечный день дети купались в реке.);

  5. переработка данных предложений с заменой одних слов на другие, с заменой одних грамматических форм другими (сущест­вительных местоимениями: дети, ребята — они; глаголов про­шедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1- го лица глаголами 3-го лица);

  6. восстановление деформированного предложения: даны сло­ва в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

Следующим видом упражнения является составление предло­жений по вопросам и одному однородному слову:

Какие? что? зацвели где? (Яркие розы зацвели в саду. Чу­десные лилии зацвели в пруду.)

Систематические занятия по анализу и построению предложе­ний развивают умение учащихся выражать свои мысли в закон­ченном предложении, правильно располагать в нем слова.

Выработке навыка правильно располагать слова в предложении способствуют упражнения в построении предложений из отдель­ных данных учителем слов, т.е. упражнения с деформированными предложениями.

Яркое, светит, солнце, день, целый., Дети, в, дятла, увидели, лесу.

Упражнения по восстановлению деформированных предложе­ний, начинаясь с выявления главных членов предложения, долж­ны разнообразиться так, чтобы дети познакомились и с прямым и оборотным порядком слов.

Многообразная работа над предложением — это подготовитель­ное звено в системе работы над связной речью, необходимым ус­ловием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности.

5 стр., 2326 слов

Рассуждение 15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл последнего ...

... как вы понимаете смысл финала текста Вопрос: ПОМОГИТЕ ПРОШУ ЗАВТРА ОГЭ 2 )Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ... чтения. Например, если ребенку нравится смотреть ...

Развитию этого умения способствуют следующие виды упраж­нений:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Кот Васька. (1 класс) Кот Васька ловит мышей сидит у норки и ждет вот бежит мыш­ка Васька поймал мышку

2. Составление связного текста из данных предложений.

В роще.

Они зашли в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу. Дети пошли в рощу. Ребята слышат шум машин. Шура стал кричать.

3. Составление связного текста по вопросам.

Моя семья. Какая твоя семья?

Как зовут маму, папу, других членов семьи? Кто по профессии твои родители? Чем увлекаются братья и сестры? Как ты помогаешь своим родителям?

4. Составление связного текста по опорным словам.

В лесу.

Осень, деревья, золотой наряд, прощаются с родными кра­ями, срываются, кружатся. Весна., Звонкие ручейки, веселые голоса птиц, весенние первоцве­ты, радостные песни, бегут по дорогам.

5. Составление связного текста из деформированных предложений.

рядом, сад, со, открылся, школой, детский, ребята, для, старшие, подарки, малышей, готовили, шили, мягкие, девочки, игрушки, мальчики, книжки, читали, веселые.

6. Составление рассказа по данному началу., Наступила поздняя осень. Осыпаются последние листья с деревьев. Завяли последние цветы…

7. Составление рассказа по его концу., Ребята принесли в лес колючую семейку. Малыши быстро вылезли из корзинки и спрятались в траве.

Работу над предложением практикую ежедневно. Оформляя самостоятельно свои мысли в предложения, ученик практически овладевает грамматическим строем языка.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к написа­нию сочинения, являются умения, развивающие творческое, вос­создающие воображение детей. Эти умения формируются с по­мощью такого известного приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного стихотворения, услышанного музыкально­го произведения. Начиная с 1 класса на каждом уроке русского языка мы рисуем словесные картины к отрывкам из стихотворе­ний на тему: «Красота русской природы».

8 стр., 3790 слов

Система обучения сочинениям на х русского языка в 5-9 классах

... моей работы является разработка системы работы по обучению написанию сочинений. Предмет исследования - это методика работы над сочинением на уроках русского языка в школе. Цель ... План необходим для составления связной речи, он особенно требуется на начальном этапе обучения. Он имеет самостоятельное значение. Поэтому иногда достаточно доводить работу над темой только до подробного плана. Текст ...

Чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание, найти слова, с помощью которых картина будет вос­создана, представить ее мысленно, затем свериться с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать ее словами. Задания сна­чала выполняются коллективно, затем самостоятельно.

цвет — лило­вый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебря­ный, синий, белый.

— Какое богатство красок у поэта! А теперь еще раз назо­вите «объекты» — что будет нарисовано. (Голубое небо. Ред­кие желтые березы на фоне голубого неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы — оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина.)

  • Прекрасно! Молодцы! Но мы должны еще изобразить ти­шину, «мертвое молчание». Как это изобразить? (Наш терем спокоен — деревья в лесу не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шевелятся сухие листочки.)

  • И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нари­совать. А без солнца краски не были бы такими яркими.

Дети с удовольствием рисуют словесные картины к музыкаль­ным произведениям, которые часто прослушиваются на уроках русского языка и литературного чтения. Например, прослушав на уроке русского языка вальс Свиридова к кинофильму «Метель», дети рисуют следующую картину:

«Лунная ночь. Тишина. Потом вдруг подул сильный ветер. Закружились снежинки в удивительном танце. Началась ме­тель» А в конце свою словесную картину рисует учитель.

Работая над словесным рисованием, необходимо добиваться, чтобы у детей появлялось отношение и к тому, что автор описал, и к своему произведению — словесной картине, которая отражает восприятие образа природы, ее художественное изображение.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготови­тельной работы меняются, но есть общие ступени подготовки:

  1. — ситуация;

  2. — мотивация.

Они порождают интерес и желание написать или рассказать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии, посещение те­атра. Необходимо создать у детей определенное настроение.

Подготовительные ступени к сочинению:

6 стр., 2982 слов

План сочинения по картине и речевые шаблоны учебно-методический ...

... написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли. План Речевые клише (шаблоны) 1. Вступление. Во вступлении необходимо ...

  1. Выбор темы и вида сочинения — первая подготовительная ступень. Это функция учителя, но нужно сделать так, чтобы дети выбрали тему сами.

  2. Накопление материала — вторая подготовительная ступень к сочинению. Материал для предстоящего сочинения не только на­капливается в памяти ученика, но и записывается в виде заметок, составляются словарики, подбираются эпиграфы.

  3. План — необходимая ступень любого сочинения. Он опреде­ляется видом и целью сочинения. К сожалению, в школьной прак­тике сохраняется традиция давать детям готовые планы сочине­ний. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не ра­зовьет самостоятельности мышления.

Особенности работы над сочинением-описанием

В процессе работы постепенно сложился план сравнения пред­метов, которым в дальнейшем пользуются учащиеся. План.

  1. Рассмотрите сравниваемые предметы.

  2. Назови признаки, по которым можно сравнить предметы.