Система обучения сочинениям на х русского языка в 5-9 классах

Сочинение

сочинение упражнение речь жанр

Тема моей курсовой работы «Система обучения сочинениям на уроках русского языка в 5-9 классах». Тема является актуальной, так как обучение развитию речи — один из основных разделов методики преподавания русского языка. Сочинение — это основное упражнение по развитию речи. В настоящее время существует большое количество проблем, которые связанны с проведением сочинений в школе.

К ним относятся:

1. Организация мотивации на речевую деятельность

Многие дети негативно относятся к написанию сочинений, потому что учителя не могут вызвать интерес к этому упражнению. Вследствие этого работы получаются шаблонными, ученики не способны выразить свое мнение и так далее

2. Подготовительная работа к упражнениям. Коллективная работа над планом сочинений, безусловно, очень помогает учителю правильно научить детей раскрывать тему сочинений. К этому можно отнести пересказ сильных работ других учеников, которые ставятся в пример. Но, к сожалению, это так же приводит к шаблонности работ, отсутствует самостоятельность. Многие методисты против такого традиционного приема. В последнее время оспариваются темы сочинений, больше отдается предпочтение необычным сочинениям-миниатюрам.

3. Частота проведения сочинений. В основном, письменные сочинения проводятся намного реже, чем устные, и имеют контрольный характер. Но большим эффектом обладает почти на каждом уроке русского языка.

4. Анализ работ школьников так же имеет свои проблемы.

В своей работе я постараюсь проанализировать анализа и решить вышеуказанные проблемы. Традиционной методике необходимы изменения, поэтому анализ методических источников и опыт современных учителей, а также новые тенденции в развитии методики преподавания русского языка будет способствовать методическому решению возникающих проблем.

Объект исследования моей работы является разработка системы работы по обучению написанию сочинений.

Предмет исследования — это методика работы над сочинением на уроках русского языка в школе.

Цель исследования — это определение места сочинения в системе работы по развитию речи, поиск наиболее эффективных средств, методов, приемов и видов работ обучения для создания системы развития письменной речи.

Глава 1. Общие вопросы методики обучения написанию сочинений

1.1 Сочинение как речевое упражнение

Одними из важных речевых упражнений являются воспроизведение текста и создание личных высказываний. Они носят комплексный характер, потому что при их выполнении развиваются многие группы речевых умений, такие как умение ориентироваться в коммуникации, умение контролировать свою речь. Только благодаря сочинениям, учитель может развить самостоятельность и творческие способности учеников, научить формулировать свои мысли и передавать знания. Необходимы условия для того, чтобы ученик мог самостоятельно выражать свои мысли. Л.Н. Толстой считал так: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

9 стр., 4394 слов

Важна ли культура поведения в нашей жизни. Сочинения по русскому ...

... ведёт себя культурно в любой ситуации. 8 класс, 15.3 ОГЭ Другие сочинения: ← Жадность. Что это такое↑ 9 класс и ОГЭЧто такое сострадание → Сочинения по русскому языку и литературе … Сочинение на тему « ... как вести себя в общественном месте. Культурный человек не бросит на землю фантик или окурок. Ему даже не придёт это в голову. Культурный человек выражается красиво, грамотно. Он не вставляет в речь ...

Сочинения в системе школьного обучения занимают важное место, так как им подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь с небольших устных упражнений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно становится серьезной умственной работой, которая планируется педагогом.

Сочинение несет воспитательную функцию, так как оно помогает выражать эмоции, учит осмыслению и оцениванию событий, развивает наблюдательность, обучает способности находить причинно-следственные связи, учит делать выводы. Сочинение помогает школьникам поверить в собственные силы. Сочинение является творческой работой и требует самостоятельности, активности, внесение собственных мыслей в текст. Оно содействует становлению ученика как личности.

При подготовке к сочинению, школьники учатся:

  • понимать выбранную тему или находить ее самостоятельно, определять ее содержание и работать, придерживаясь темы на всех этапах подготовки и оформления своего сочинения;
  • оценивать тему, выражать свою точку зрения
  • накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное, осмысливать факты, передавать свои мысли;
  • использовать материал в нужном порядке, составлять план и придерживаться его;
  • применять наиболее подходящие слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции;
  • соблюдать правила орфографии, каллиграфии и пунктуации при записывании текста;
  • самостоятельно находить ошибки в сочинении, а также в собственной речи и других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки.

Тема сочинения — это предмет сочинения. Она определяет отбор материала и признаков, которые присутствуют в тексте. От того, понятно ли сформулировал тему учитель, зависит правильность и полнота сочинения. Тема и заглавие не всегда совпадают. Понятие «тема» неразрывно связано с идейным содержанием, замыслом произведения. В школьных сочинениях отражается внутренний мир школьников, порой ученики таким образом дают оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора.

План сочинения — это каркас предполагаемой работы. План необходим для составления связной речи, он особенно требуется на начальном этапе обучения. Он имеет самостоятельное значение. Поэтому иногда достаточно доводить работу над темой только до подробного плана. Текст рассказа в этом случае не составляется. Это поможет школьникам понять важность плана.

Также очень важен процесс подготовки учащихся к сочинению. Она начинается за один или несколько уроков до написания сочинения. Поэтому сочинение как вид школьной работы занимает в педагогической практике особое место. Чем сильнее сочинение несет в себе творческий характер, тем успешнее развивается личность школьника и самостоятельнее и совершеннее становится его мышление, тем оригинальнее получается сочинение.

4 стр., 1854 слов

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического ...

... сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля. Прежде, чем мы приступим к самому тексту , вспомним лингвистические термины . - Что такое текст ... сочинения. Вновь обращаемся к эпиграфу урока и главной мысли слов автора. Приступаем к п.1. Формулируем проблемы (сложный вопрос, требующий ... в тексте). 3) опеделить основную мысль (идею) – то, ради чего говорится 4) определить функцию речи 5) стиль ...

1. Для написания хорошего сочинения нужно располагать необходимым материалом по выбранной теме. Накопление сведений о предмете речи, его изучение требует времени, поэтому в работе по развитию связной речи количество планируемых сочинений нужно ставить в прямую зависимость от естественного развития школьников.

2. Универсальных коммуникативных умений, обеспечивающих создание текстов всех типов речи, не существует. Умения конкретны, потому что они тесно связаны с типом речи выполняемого сочинения, его жанром и стилям. Поэтому детей нужно учить умениям, зависимым от типа речи, жанра и стиля.

Последовательность этапов работы при обучении сочинению зависит от их сложности. Проблемы в обучении прежде всего зависят от типа речи, в каком будет создан текст. Проще всего создать повествования, сложнее — описание текста, самая сложная — рассуждение.

3. Сочинение является работой творческой поэтому очень важно, чтобы она вызывала интерес. Подлинный интерес может быть обеспечен хорошим знанием объекта речи: чем лучше пишущий знает то, о чем он пишет, тем оригинальнее и самостоятельнее его собственное мнение.

4. Приступая к работе над сочинением, создатель текста должен знать, кому он адресует свое высказывание. Знание адресата определяет общий тон сочинения и предупреждает многие структурные ошибки. Описание труднее, потому что оно требует аналитического подхода к объекту речи. Нужно выявить признаки предмета, определить их значимость, сказать о них в наилучшем порядке, а в конце сочинения сделать заключение. Еще большей аналитической работы требует сочинение-рассуждение. Кроме того, оно требует от автора рассуждения, разносторонних знаний и некоторого жизненного опыта. Кроме трудностей, определяемых особенностями каждого типа речи, существуют и другие проблемы. Они связаны с темой, идеей, жанром и стилем. При учитывании всех этих трудностей определяется последовательность в работе по развитию связной речи. Трудности темы зависят от степени ее доступности пониманию учащихся, от источника материала.

5. Со знанием своего адресата связано также и элементарное представление пишущего о психологии творчества. Сочинение оформляется в виде монолога, который создается на базе непроизнесенного диалога. Ориентируясь на своего адресата, пишущий делает его своим советчиком, критиком, оппонентом и берет на себя его роль.

6. Ученики необходимо знать и соблюдать требования, предъявляемые к сочинению. Тогда их работа будет переосмысленной и целеустремленной.

7. В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление, так как мысль автора текста постоянно рассредоточена.

8. Ученикам нужно знать меры поощрения за хорошо написанное сочинение. Помимо принятых в школе оценок, мерами поощрения являются разные виды похвалы. Рассмотрим упражнения сочинение и изложение в свете теории речевой деятельности. Русская психология в объяснении процессов исходит из материалистической посылки, состоящей в том, что сознание ребенка в результате практической деятельности. Такая трактовка человеческой психики впервые была предложена Л.С.Выгодским и получила экспериментальное подтверждение в наши дни. Возникнув на основе предметной деятельности как средство общения и отражения действительности в сознании людей, язык используется как средство общения людей, и в этой коммуникативной функции он сам является как особым видом интеллектуальной высшей деятельности человека. Понимание языка как деятельности особенно близко задачам обучения. Структура деятельности включает в себя 4 фазы: ориентировку, планирование, реализация и контроль, — которые последовательно сменяют друг друга. Речевое высказывание имеет эту же структуру. Сориентироваться — это значит определить для себя место, роль высказывания в деятельности общения, также в самых общих чертах его форму: с учетом общего мотива деятельности уточнить цель речевого действия, отталкиваясь от основных условий коммуникации, решить вопрос о форме, виде, стиле высказывания. Планирование заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания, которая формируется во внутренней речи. Переход от программы к ее реализации в языковом коде составляют третью фазу речевой деятельности. Четвертая фаза речевой деятельности — фаза контроля — состоит в том, что говорящий сопоставляет свой результат речевого действия и задачу общения. Учебная деятельность, направленная на развития речи учащихся бывает двух видов: одна связана с порождением отдельной единицы языка (слова, словосочетания, предложения), другая — с речью как таковой, или, по школьной терминологии, связной. В соответствии с этим работа по развитию речи делится на 2 части.

19 стр., 9380 слов

Что такое «Культура речи»? Сочинения по русскому языку и литературе

... культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но ... общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то ... родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, ...

Второе направление в работе по развитию речи — развитие навыков связной речи — долгое время понималось в методике и в школьной практике как обучение изложениям и сочинениям и разрабатывалось на уровне практики языка. Теорию методики обучения связной речи удалось создать в 60-е годы, когда к речи подошли не только как к результату процесса высказывания, но и как к самому процессу (речевому действию).

Это принципиально иное не узко-лингвистическое понимание речи привело к радикальным изменениям в системе обучения. Если раньше при обучении связным высказываниям членили на части текст данный (изложение) или предполагаемый (сочинение), а затем учащимся предлагалось более или менее творчески воспроизвести его по частям, теперь стало возможным, рассмотрев состав речевого действия, расчленить на части сам процесс и установить, какие умения требуются для успешного выполнения определенных операций.

Структура речевой деятельности. Система обучения связной речи.

1.Ориентировка

А) в ситуации общения

Б) в описываемой ситуации

1.Умение определять (осмысливать) объем содержания и границы

темы сочинения.

2.Умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли.

3.Умение собирать материалы для сочинения.

4.Умение систематизировать собранный материал, приводить его в

порядок, т.е. отбирать нужное и определять последовательность его

расположения в сочинении.

5. Умения строить сочинения разных видов

(повествование, описание, рассуждение).

14 стр., 6900 слов

Что мне дало изучение культуры речи

... что коммуникативные качества речи нужны для воздействия на слушателей или читателей, предметом культуры речи как учения мы сможем признать языковую структуру речи в её коммуникативном воздействии. Так очерчивается предмет изучения ... и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна спе-циальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники на-ходятся в одинаковой ...

6.Умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения

литературных норм и по возможности ярко.

7.Умение совершенствовать написанное.

Из семи умений четыре так или иначе связаны с содержанием высказывания. Два первых (умение определять объем, содержание и границы темы, умение подчинять свое изложение и сочинение основной мысли) помогают ориентироваться в описываемой ситуации и соотносятся с первой фазой структуры речевой деятельности.

Два других умения (собирать материал для сочинения, приводить его в порядок, систематизировать) соотносятся с первой фазой структуры речевой деятельности.

Пятое и шестое умения (стоить сочинения разных видов, а также выражать свои мысли точно, правильно, по возможности ярко) формируются в процессе выполнения операций, составляющих содержание третьей фазы структуры речевого действия.

Последнее, седьмое умение — совершенствовать написанное — имеет отношение к завершающей, четвертой фазе контроля.

Таким образом, принятая в школе система работы над связным высказыванием соотносится со всеми четырьмя фазами структуры речевой деятельности. Самые благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности.

Коммутативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Традиционным для школы является прямой имитационный метод усвоения родной речи с такими ведущими приемами обучения как изложение сочинение по образцу.

1.2 Особенности методики обучения написанию сочинений

Для учителя сочинение начинается с выбора темы. У детей часто возникают проблемы при написании сочинений. Перед учителем становится проблема: дети не умеют и не любят писать сочинения. А в средних и старших классах им еще труднее дается такая работа.

По мнению Н.Н. Нурулиной, учитель должен давать такие темы сочинений, которые были бы им интересны.

А. Никитина считает необходимым знакомить учащихся с возможностью вариативного раскрытия темы сочинения, что позволит школьникам с одной стороны понимать собственную речевую деятельность, с другой — формировать гибкость мышления, раскрепощенность фантазии. Вариант в раскрытии темы сочинения — это совокупность микротем, обусловленных адресатом, коммуникативной задачей, которые, в свою очередь определяют отбор содержания, выбор типа, жанра, стиля создаваемого текста. Вариативность в раскрытии темы сочинения — это умение учащихся выделять микротемы в развитии общей темы, ориентируясь на возможный адресат и задачу предстоящего высказывания. Обучение младших школьников вариативности в раскрытии темы сочинения требует, с одной стороны, готовности самого учителя создавать варианты высказываний на одну тему, с другой — организации работы по накоплению ими опыта в выделении микротем. Для тренировочных упражнений у каждого есть своя тетрадь, в которой выполняются упражнения (сочинения-описания предмета).

Эта работа может проводиться во внеурочное время. После выбора темы начинается совместная работа учителя и учащихся, результатом которой и будет готовое проанализированное сочинение, а также развитие мышления и речи учащихся.

18 стр., 8676 слов

По музыкальному произведению: пример готового сочинения и советы учащимся

... произведение. Сочинение песни предполагает наличие неких талантов, это означает, что быть автором не достаточно. Музыкальные ... а у композиторов к этим средствам добавляется еще музыкальное оформление. Советуем постоянно работать над ... но бывает, так что ошибка становится новым открытием. Оказывается ошибки совершать полезно и ... что необходимо постоянно трудиться. Но, теперь речь пойдет не о том, как ...

Выделяются основные черты уроков написания сочинений:

1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в

ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7. Самопроверка.

Каждому сочинению должна предшествовать подготовка. Подготовка может быть разной, в зависимости от сочинения, уровня подготовки класса и т.д. Но есть общие этапы:

1.Накопление материала: наблюдение, экскурсия, чтение литературных произведений и т.п.

2. Отбор материала в соответствии с темой, систематизация материала в соответствии с темой, его расположение: беседы, обсуждения, составления плана и т.д.

3. Словесное, речевое оформление, т.е. составление текста.

Подготовка — это создание такой ситуации, которая вызвала потребность рассказать о чем-либо, накопление материала, выбор языковых средств.

Речевая деятельность — это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Но учитель не обеспечивает ученику должной ситуации общения. Из вышесказанной психологической характеристики речевой деятельности вытекают два методических вывода:

1.Прежде чем дать задание ученикам на создание или восприятие высказывания, необходимо постараться обеспечить возникновение у них соответствующей потребности вступать в речевое общение;

2. Предлагая детям создать текст, обеспечить им понимание того, к кому, зачем и при каких обстоятельствах они обращаются.

Для совершенствования речевой деятельности необходимо создание речевых ситуаций. Методика предлагает следующие этапы подготовки к сочинению:

1. Создание речевой ситуации. Цель — создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе; организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации.

2. Предварительная подготовка. Цель — создать базу для последующей работы. Подготовка, как правило, рассредоточена во времени, проводится на уроках не только русского языка, ни и чтения, природоведения, труда, рисования. Организуется накопление необходимых знаний, впечатлений, ведется обучение использованию языковых средств.

3. Написание сочинения.

При проведении сочинений некоторые методисты рекомендуют использовать учебное взаимодействие. Учебное взаимодействие — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение учебных задач. Эту форму обучения все чаще используют: дети в парах обсуждают проблемные вопросы, совместно решают какие-либо задачи, проверяют друг друга, рецензируют устные ответы и т.д. При этом ученики учатся работать вместе, в совместном обсуждении находят верное решение, учатся понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека и высказывать свое мнение, приобретая опыт работы со сверстниками, учатся точнее оценивать свои возможности и лучше себя контролировать.

6 стр., 2921 слов

Проверка орфографии онлайн — 7 лучших сервисов для исправления ...

... ошибок орфографии, пунктуации, стилистики, грамматики и типографики. Процесс проверки не слишком быстрый, но очень дотошный (иногда даже находят то, что не особо и надо исправлять). Все найденные по тексту ... время количество допускаемых мною в текстах орфографических и синтаксических ошибок чуть не стало камнем преткновения при поступлении в Вуз (пришлось сочинение списывать фрагментами с различных ...

Второй этап — предварительная подготовка к сочинению. За 2 — 3 недели до написания сочинения учитель организует с детьми работу по накоплению языковых средств. Прием совместного с товарищами отбора содержания и языковых средств помогает сформировать у учеников умения в дальнейшем действовать самостоятельно. Например, младший школьник захотел написать рассказ, подбирая слова и выражения для будущего высказывания, но не смог последовательно изложить свои мысли. Ребенку трудно планировать свою письменную речь, потому что психологическая основа планирования — внутренняя речь у него только формируется. Поэтому можно использовать прием планирования вслух. Ученик, проговаривая, намечает ход развития основной мысли, придерживаясь единой темы и не отвлекаясь на второстепенные вопросы. Он рассказывает план будущего высказывания слушателю — соседу по парте, который контролирует его и даже может посоветовать внести какие-либо изменения в будущее высказывание.

Ученики планируют вслух свои высказывания по очереди, поэтому в процессе такого взаимодействия у них развивается умение не только обдумывать свое высказывание, но и вставать на точку зрения другого человека, понимать его, формируется важное речевое умение — слушать собеседника. Взаимное проговаривание рассказа на этом этапе — третий момент, когда полезно сотрудничество учащихся.

Также этот прием можно использовать на этапе проверки сочинений.

Ученик первый должен проверить свое сочинение перед учителем. Но часто авторы своих работ не могут найти сами ошибки, т.к. критичность у младших школьников только развивается. Поэтому можно использовать прием взаимной проверки, которая поможет сформировать у младшего школьника умение контролировать собственное письменное высказывание, а также поможет становлению критичности как важному качеству личности.

Советы учителю по подготовке к сочинению:

1. Экскурсии на уроках естествознания в лес, поле, на луг, водоем, в краеведческий музей.

2.Подготовка и посещение школьных утренников, праздников и выставок.

3. Устные журналы, заочные путешествия по литературным местам, обмен мнениями о прочитанных книгах на уроке чтения.

4. Помогать каждому ученику в выборе какого-либо внешкольного учреждения.

5. Учить детей видеть необычное в обычном.

Темы сочинений должны быть интересны, понятны и близки детям.

Возможно написание сочинений и по стихотворению.

1.3 Проверка и редактирование сочинений

Сочинение — основная форма наряду с изложениями проверки речевых умений и навыков.

Анализ сочинений — важное звено в системе развития речи. Эту мысль высказал А. Ободовский, считавший, что «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений». К.Б. Барнин указывал, что исправление письменных работ — система обучения, возможно самая активная из всех систем, которые знает методика развития речи. В 19в. выделились два направления в методике:

14 стр., 6889 слов

Особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству ...

... содержание и особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Цель данной курсовой работы: определить особенности работы на этапе подготовки к сочинению как средству самовыражения личности. Объектом курсовой работы является сочинение как средство самовыражения личности. Предметом ...

1) исправление всех типов ошибок (Браиловский);

2) игнорирование ошибок всех типов (В.А, Малаховский, А.Д. Алферов).

Считалось, что исправление ошибок ведет к потере самоуверенности учащихся, в то же время неисправленные ошибки приносят вред — ученик начинает воспринимать их как норму. Взгляды А.Д. Алферова поддержал В.И. Лебедев, который был против стремления подвести живой русский язык под стандарт. Идея бережного отношения к учащимся и детскому творчеству, дифференцированного подхода получала развитие в работах А.В. Миртова, И.М. Соловьева, В.И. Лебедева, К.Б. Бархина, М.Р. Львова.

В современной методике сочинения сильных и слабых учащихся оцениваются одинаково, на основе единых критериев: правильность, точность, выразительность, богатство, стилевое единство. Нет единой системы и классификации ошибок.

В настоящее время выделяют следующие виды ошибок:

орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, логические и фактические.

Выделяют несколько приемов правки:

1) правка должна представлять собой подробную рецензию (Д.Н. Введенский) ;

2) ошибки обозначаются условными обозначениями.

Чтобы не пропускать ошибки, рекомендуется сначала прочитать 2, 3 раза, оценивая содержание, затем языковое оформление.

Системное описание синтаксических ошибок дается в работах В.А. Добромыслова, Н.Н. Алгазиной, С.Н. Цейтлин. Но классификации нет, и синтаксические ошибки объединяются с грамматическими. Весомым исследованием является работа С.Н. Цейтлин в работе «Речевые ошибки и их предупреждение», где описываются виды синтаксических ошибок и методика их предупреждения. Рассмотрим способы оценки языкового оформления ученических сочинений. Начинать оценку использования языковых средств в тексте следует с ответа на вопросы:

  • К какому стилю относится созданный учащимся текст? Соответствует ли он первоначальному замыслу? (Например, требуется создать текст в научном стиле речи, в сочинении же научный стиль не выдерживается:

ученик пишет в художественном или публицистическом.)

— К какому типу речи принадлежит текст сочинения (описание, повествование, рассуждение)? Соответствует ли этому типу речи характер отношений между предложениями и группами предложений в тексте? (Это могут быть пространственные, временные, причинно-следственные отношения в описании, повествовании, рассуждении — соответственно).

В работе, связанной с проверкой сочинений педагог должен занимать позицию редактора, ему необходимо знать основные приемы редактирования текста. По этому вопросу существует обширная литература, например, труды А.Э. Мильчина «Методика редактирования текста», в которой есть чрезвычайно важная глава «Язык и стиль», посвященная приемам нахождения стилистических и нестилистических ошибок в тексте. Автор предупреждает, что знание норм литературного языка и стилистики может быть не реализовано в процессе редакторской работы, более того, норма может быть нарушена самим редактором. Причина такого положения — отсутствие навыков выявления имеющихся в тексте ошибок.

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. Гена палочкой вложил ежа в ... редколлегии является обнаружение и исправление речевых и смысловых ошибок, допущенных автором. Работа по теме. Дыхательная гимнастика. Учитель: ... урока не будет. Ребята, сейчас мы не учитель и ученики, а сотрудники детского журнала «Все обо всем». Я – редактор (разъяснение значения), а вы члены ...

В связи с тем, что наиболее частотными в сочинениях учащихся являются ошибки синтаксические (речевые), назовем приемы их выявления.

К наиболее распространенным приемам нахождения синтаксических ошибок относятся:

1. Постановка синтаксического вопроса от подлежащего к сказуемому, от главных членов предложения — к второстепенным.

2. Сжимание синтаксической структуры предложения за счет опущения обособленных членов, вводных слов и предложений, цепочек однородных членов и т.п.

3. Анализ синтаксических связей и отношений внутри предложения и между отдельными предложениями.

4. Проверка в «сигнальных» точках текста (Внимание! Здесь может быть синтаксическая ошибка!), где чаще всего появляются синтаксические ошибки. Это:

  • управление;
  • согласование членов предложения в роде и числе;
  • причастные и деепричастные обороты (порядок слов в них, присоединение к определяемому слову);
  • цепочки однородных членов(соблюдение в них логико-грамматических связей и управление одного или нескольких однородных членов зависимыми словами);
  • порядок слов в предложении;
  • определение границ предложения.

Для выявления стилистических ошибок в творческих работах учащихся можно рекомендовать следующее:

1. Опираться в стилистическом анализе текста на принцип коммуникативной целесообразности использования языковых средств:

  • соотносить языковые средства с контекстом;
  • устанавливать взаимосвязь ученического текста с экстралингвистическими факторами: задачей речи, сферой общения, типом мышления и т.д.
  • соотносить ученический текст с замыслом его автора.

2. Руководствоваться в оценке стилистических средств стилистической нормой: соотносить текст (его языковое оформление) с речевой системностью стиля, проявляющейся в наибольшей частотности, по сравнению с другими функциональными стилями, тех или иных языковых средств.

3. Держать в поле зрения (Внимание! Здесь может быть стилистическая ошибка!) возможные стилистические нарушения в следующих случаях:

  • мотивированное использование разностилевой лексики;
  • тавтология, плеоназмы;
  • немотивированное употребление штампов;
  • немотивированные повторы слов, выражений;
  • лишние слова;
  • ошибки в использовании средств словесной образности;
  • однообразные синтаксические конструкции.

1.4 Классификация сочинений

Единой полной и универсальной классификации сочинений нет. В зависимости от того, какой признак положен в основу выделяют следующие сочинения:

Основание виды сочинений

1. По цели проведения:

  • а) обучающие;
  • б) контрольные;

2. По тематике:

  • а) на лингвистическую тему;
  • б) на литературную тему;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sistema-obucheniya-sochineniyam-na-urokah-russkogo-yazyika/

  • в) на свободную тему;
  • а) на основе личных наблюдений и жизненного опыта;
  • б) с применением наглядных, технических средств обучений;
  • в) по аналогии с прочитанным текстом;
  • г) по данному началу или концу, по заданному плану;
  • д) на основе нового для учащихся материала и на основе знакомого материала;
  • е) по одному или нескольким источникам;

4. По психологическому источнику:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sistema-obucheniya-sochineniyam-na-urokah-russkogo-yazyika/