Сочинение рассуждение познакомься с текстом в рамке вспомни как строится

Сочинение

Отработка алгоритма написания текста-рассуждения, Шаг 1. Объясняем сюжетный смысл указанных предложений.

Истолковываем смысл фразы:

  • Каково эмоциональное состояние рассказчика (героя) в финале текста?
  • Какие чувства, на ваш взгляд, он испытывает?
  • В чём причина этих чувств, эмоций?
  • Как эти чувства характеризуют рассказчика (героя)? и т.п.

(Он испытывает двойственное чувство: восхищение Светкой, которая «не сломалась», сумела проявить свой талант, и чувство вины, раскаяния за жестокость одноклассников, собственное малодушие, бездействие).

Чувство вины – это своего рода испытание, пройдя которое, человек становится чище, лучше; это один из путей его перерождения.

(Его эмоциональное состояние заявлено в тексте прямо – рассказчик стыдится, вспоминая, как поступал он и одноклассники с «Рыжей»).

Итоговое эмоциональное состояние героя обусловлено всем содержанием прочитанного текста и содержит в себе возможность выхода на понимание проблемы текста.

Итак, мы получили материал для написания вступления сочинения , напишем это вступление:

Смысл предложений (76-79) я понимаю так: рассказчику стыдно за давние поступки, он понимает, что класс относился к Светке несправедливо и жестоко.

Шаг 2. Делаем прогноз нравственно-этической проблемы текста

Иначе говоря, составляем возможный вариант заключения сочинения. Это заключение должно не только завершить текст, обобщив все сказанное, но и развить содержание сочинения, в заключении должно быть что-то новое.

(Светка и рассказчик).

В чем они не похожи? Помним: противоречие (конфликт), существующее между главными действующими лицами текста, должно порождать проблему.

  • К какому стилю относится текст? (художественному).

  • Какие основные виды противоречий (конфликтов), без которых сюжет построить невозможно, могут быть в художественных текстах?

    28 стр., 13553 слов

    Сочинение от лица литературного героя

    ... героя проявляется наиболее полно Раскрыть сущность явлений, событий, эпизодов Содержательность сочинения достигается, прежде всего: Глубоким анализом идейно-художественного своеобразия произведения Умением оперировать литературоведческими понятиями Использовать литературную ... сохранять чувство меры, однако вообще обойтись без цитат нельзя, особенно если анализируется стихотворный текст. цитата ...

1) противоречие между главными действующими лицами,

2) конфликт между героем и средой (трудной ситуаций),

3) внутренний конфликт героя.

На основе этого противоречия строим гипотезу нравственно-этической проблемы текста : со временем рассказчик смог оценить и талант Светки, и жестокое отношение одноклассников к ней.

Формулирование нравственно-этической проблемы текста позволяет понять, ради какой цели текст написан.

Мы получили материал для предполагаемого заключения в сочинении. Сформулируйте в рабочих записях вариант заключения. (В рассказчике проснулась совесть, он искренне сожалеет о том, что Светку унижали, обижали. Теперь он может понять всю глубину ее таланта. Жизнь показала истинные «цвета» каждого).

Шаг 3. Делим текст на смысловые части, озаглавливаем их.

  • Текст какого типа перед нами? (Повествование).

  • Какой прием мы можем использовать, исходя из типа текста? («Было – случилось – стало»).

Чтобы подобрать удачные примеры из текста (в соответствии со вторым оценочным критерием), разбиваем текст на 3 смысловые части: что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста. Озаглавливаем эти фрагменты.

Не забывайте, что заголовки частей строятся по особой схеме:

имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя.

Такой прием позволяет работать с одной проблемой, текст сочинения будет цельным по смыслу (см. критерий 3).

Кроме того, эти формулировки мы можем использовать в сочинении, в его основной части, для краткого объяснения смысла выбранных предложений.

(1 часть – предложения (1)-(16): Рассказчик не мешает одноклассникам, не понимающим огромного таланта Светы, унижать ее.

2 часть – предложения (17)- (53):Рыжую изгоняют с парохода, а рассказчик снова бездействует.

3 часть – Встретившись со Светланой Сергеевой спустя несколько лет, рассказчик испытывает чувство раскаяния за свое малодушие и восхищение от силы ее раскрывшегося таланта.

Найдите в тексте, как одноклассники выражали свою нелюбовь к Свете Сергеевой («Наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели…»; «Дура рыжая»; «Не езди с нами на прогулку!»; «В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…»; «Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство…»; «Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора»).

Найдите в тексте такие слова, которые рассказчик неоднократно повторяет. Как вам кажется, для чего их использует автор? («Рыжая», «Рыжуха»; «пела» – «выла» — контекстные синонимы; подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к Светке и ее пению);

8 стр., 3657 слов

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ТЕКСТОВ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ...

... лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе» . (ТЕКСТ 41) 6. Напишите сочинение-рассуждение, ... и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Текст №47 (язык и ...

(Предположения учащихся, работа со словарями С.И. Ожегова; Т.Ф. Ефремовой:

«Выть» — 1. Издавать вой (о собаках, волках, других животных).

2. (Перен.) Издавать громкие, протяжные, заунывные звуки, подобные вою животных. 3. (Перен.) Производить шум, похожий на вой (о явлениях природы).

«Петь» — 1. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальное произведение. 2. Исполнять оперную партию. 3. О певчих и некоторых других птицах: издавать заливистые щелкающие звуки, свист.

«Рыжий» — 1. Цвета меди, красно-желтый. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун (разг.).

4. «Что я – рыжий?» (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.

Сравните, какой стала Светка в конце рассказа?

«Золотой» — 1. Сделанный из золота. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей; вообще монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень).

4. (Перен.) Счастливый, благоприятный. 5. (Перен.) Прекрасный, замечательный. 6. (Перен. Дорогой, любимый.

Какие грамматические средства помогают понять, что пение девочки уникально? (14) «А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом». (Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)

Рассмотрим кульминационный момент .

  • Что такое кульминация? (Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств ).

  • Каковы ее функции в тексте? (Разрешать сюжет, проявить идею текста, поставить героя перед самым сложным испытанием, перед решающим выбором; создавать самое сильное эмоциональное напряжение).

  • Какие предложения можно назвать кульминацией текста? ( 29-43; 55-64 ).

  • Почему варианты оказались столь различными? (Это кульминации разных сюжетных линий. 1. История взаимоотношений «класс – Рыжая» (психологический конфликт).

    Кульминация — предложения (29 – 43): Рыжуху изгоняют с теплохода. «Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли»).

    2. История прозрения героя (внутренний нравственный конфликт).

    Кульминация — предложения (55 – 64): случайная встреча с восходящей звездой оперы. «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».

  • Роль кульминаций в рассказе? (Они взаимосвязаны, показывают, что Светка Сергеева смогла в критический момент не сломаться, нашла опору в своем таланте, сумела развить его).

Шаг 4. Подбираем примеры из текста.

Возвращаемся к работе с алгоритмом. Находим в каждой из частей такие предложения, содержание которых близко к заголовку этой части (смотрите 3 шаг) и к формулировке гипотезы проблемы (смотрите 2 шаг).

6 стр., 2568 слов

Подготовка к сочинению-рассуждению. Анализ текста. 11-й класс

... к уроку (фрагмент демонстрационного варианта теста ЕГЭ) . Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1. (1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком ... текста В. Аксёнове. К какому стилю речи вы отнесете данный текст? Почему? Какова тема текста? Работа в группах. I группа. Найдите в тексте СПП с придаточным определительным. Объясните постановку знаков препинания в предложении ...

В 1 части текста это предложения (1-4), (8), (11).

В них характеризуется класс — сообщество, ложно понимающее, что такое коллективизм, люди, которые сообща травят одного человека (Светку), издеваются над ней. Эти люди не понимают ее таланта и не могут оценить его.

Во второй части можно выделить предложения (24), (37-42), (48-51), в них мы видим, что рассказчик уже в то время чувствовал несправедливость, неестественность такого отношения к Светке, но был «вместе с классом».

В третьей части — предложения (55-56).

Они говорят о том, что Светка проявила себя как неординарный человек, сильная личность. Из Рыжухи она превратилась в звезду благодаря своей целеустремленности и вере в свой талант. Кроме того, можно выделить предложения (56), (65), (72).

Они помогают понять перемены, которые произошли в рассказчике. Он стыдится, раскаивается, совесть не позволяет ему хвалиться знакомством со звездой: ведь вели себя давние одноклассники по отношению к Светке жестоко.

Сравним («было – стало»)

«Было» — Рыжая («с грубыми волосами цвета медной проволоки», «в веснушках», «единственные потёртые джинсы», «голос ужасно пронзительный», «Светку Сергееву мы не любили», «презирали»).

«Стало» — Красавица («золотоволосая», «с белейшей кожей», «роскошная»,

«благородная осанка», «запела высоким, удивительно знакомым голосом», «Ты понимаешь, КТО это? Это же наша восходящая звезда!»)

Опираясь на предыдущую работу с толкованием лексического значения слов, попробуйте «перевести с русского на русский» финальные предложения текста – (76-79):

«Я думал о том, что не Светка рыжая («глупая», «плохая», «неправильная» ).

Светка оказалась золотой («прекрасной» ).

А рыжие мы. Весь класс рыжий («все мы, ее бывшие жестокие одноклассники – глупые и неправильные» ).

Шаг 5. Пишем основную часть нашего сочинения

Объединяя результаты нашей работы на 3 и 4 шагах, пробуем описать 2 примера из текста. Каждый из примеров может включать более одного предложения.

В предложениях (1-4), (8), (11) одноклассники, не понимая глубины таланта Светки Сергеевой, издеваются над ней, унижают, осмеивают. Рассказчик, смутно ощущая неправильность происходящего, все-таки присоединяется к этой травле (предложения 14, 49, 51).

Попав через несколько лет в Мариинку, рассказчик видит Светлану Сергееву уже не забитой Рыжухой, а настоящей восходящей звездой оперы. Она успешна, красива. Вспоминая о прошлом, рассказчик испытывает раскаяние и стыд за то, как поступали когда-то он и его друзья с талантливой девочкой (предложения 55, 56, 65).

Шаг 6. Пишем заключение

Размышляя о судьбе Светы Сергеевой, я понимаю, что жизнь все равно все расставит на свои места. Главное – верить и не сдаваться, и тогда те, кто вчера смеялся над тобой, завтра будут испытывать стыд и раскаяние.

Видим, что наша гипотеза подтвердилась. Собираем части текста в целое.

Смысл предложений (76-79) я понимаю так: рассказчику стыдно за давние поступки, он понимает, что класс относился к Светке несправедливо и жестоко. Он испытывает двойственное чувство: восхищение Светкой, которая «не сломалась», сумела проявить свой талант, и чувство вины, раскаяния за жестокость одноклассников, собственное малодушие, бездействие.

3 стр., 1273 слов

Класс. На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, ...

... сказанную известным филологом. Легко доказать истинность утверждения Н.М. Шанского, обратившись к тексту В. Солоухина. В предложении 3 при­даточная часть раскрывает смысл основной: читателю объ­ясняется, зачем рассказчик наклонился ... Однако прогулка по лесу помогла рассказчику лучше уз­нать одноклассника и даже оценить его достоинства: прида­точное причины в предложении 38 поясняет, почему Витька ...

В предложениях (1-4), (8), (11) одноклассники, не понимая глубины таланта Светки Сергеевой, издеваются над ней, унижают, осмеивают. Рассказчик, смутно ощущая неправильность происходящего, все-таки присоединяется к этой травле (предложения 14, 49, 51).

Попав через несколько лет в Мариинку, рассказчик видит Светлану Сергееву уже не забитой Рыжухой, а настоящей восходящей звездой оперы. Она успешна, красива. Вспоминая о прошлом, рассказчик испытывает раскаяние и стыд за то, как поступали когда-то он и его друзья с талантливой девочкой (предложения 55, 56, 65).

Размышляя о судьбе Светы Сергеевой, я понимаю, что жизнь все равно все расставит на свои места. Главное – верить и не сдаваться, и тогда те, кто вчера смеялся над тобой, завтра будут испытывать стыд и раскаяние.

Таким образом, мы с вами создали черновой вариант сочинения. Каковы его достоинства? Недостатки? В чем будет заключаться дальнейшая работа с получившимся текстом? (текст нужно доработать: сократить, сохраняя связность; однако нам удалось сохранить и доказать сформулированный тезис).